Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ХЛЕБОВ
5, С. 321-324 опубликовано: 13 июля 2009г.


БЛАГОСЛОВЕНИЕ ХЛЕБОВ

[греч. εὐλογία τῶν ἄρτων; в греч. обиходе принят термин ἀρτοκλασία - хлебопреломление], чин, совершаемый по Иерусалимскому уставу на всенощном бдении.

История

Особое отношение к хлебу, пшенице, вину и елею наблюдается уже в ВЗ, эти продукты составляли основу ежедневного рациона питания древних израильтян (Втор 8. 8; 11. 14; 1 Пар 12. 41) и, как «начатки», полагались священникам (Втор 18. 4; Числ 18. 12; 2 Пар 31. 5), левитам, певцам и др. служителям ветхозаветного храма (Неем 10. 39; 13. 5; Числ 18. 12). Типология и символика хлеба, вина и елея в христ. вероучении в полной мере проявляются в их разнообразном богослужебном употреблении (см. Вещества таинств). Только их, согласно Ап. 3 и 4, разрешено приносить к алтарю.

Чудо умножения 5 хлебов и 2 рыб. Миниатюра из Евангелия царя Иоанна Александра Болгарского. 1356 г. (Add. MS. 39627. Л. 45)
Чудо умножения 5 хлебов и 2 рыб. Миниатюра из Евангелия царя Иоанна Александра Болгарского. 1356 г. (Add. MS. 39627. Л. 45)

Чудо умножения 5 хлебов и 2 рыб. Миниатюра из Евангелия царя Иоанна Александра Болгарского. 1356 г. (Add. MS. 39627. Л. 45)

В НЗ словами, сходными с греч. названием Б. х. (ἀρτοκλασία), обозначается таинство Евхаристии (ср.: Деян 2. 46; 20. 11). В апостольской Церкви к нему тесно примыкал чин агапы, тем более что агапа, как и Б. х., происходила во время вечерни. Это позволяет предположить, что чин Б. х. восходит к чину агапы (Э. фон дер Гольц; П. Соколов). В монашеской лит-ре IV-V вв. встречаются описания трапез, сходных, с одной стороны, с агапой, с др.- с Б. х. (ср.: Псевдо-Афанасий. О девстве. Гл. 12-13; Достопамятные сказания. С. 75 и сл.). Чины агапы и Б. х. близки друг к другу с т. зр. практического предназначения (оба представляют собой совместную трапезу, цель к-рой - утолить голод молящихся) и с т. зр. символики (оба ссылаются как на свой прообраз на чудо умножения Господом 5 хлебов (Мф 14. 13-23; Мк 6. 30-46; Лк 9. 10-17; Ин 6. 1-15); в апокрифических «Деяниях Павлы и Феклы» (25. 1) во время агапы фигурируют 5 караваев хлеба (то же и на раннехрист. изображениях), а молитва Б. х. прямо начинается со ссылки на это чудо: «Κύριε, ̓Ιησοῦ Χριστέ, ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ εὐλογήσας τοὺς πέντε ἄρτους καὶ πεντακισχιλίους χορτάσας» (            ); хлеб, благословленный на агапе, так же как и хлеб чина Б. х., получает силу исцелять болезни и ограждать от вреда.

Совр. чин Б. х., несомненно, восходит к практике древних (V-XI вв.) палестинских мон-рей, в первую очередь лавры прп. Саввы Освященного. Появление и развитие чина тесно связаны с историей палестинского последования всенощного бдения (ἀγρυπνία), к-рое после XII в. получило широкое распространение во всей правосл. Церкви. Хотя подробных описаний палестинского бдения старше XII в. не сохранилось, трапеза в промежутке между его основными составляющими - вечерней и утреней - упоминается уже в «Повествовании о путешествии отцов Иоанна и Софрония» (предположительно VII в.; см.: Il testo... P. 223-267). Возможно, что чин Б. х. был установлен прп. Саввой Освященным († 532), к-рый, по свидетельству Кирилла Скифопольского, стремился к совершению полноценного всенощного бдения в своем мон-ре и ради этого не жалел средств на пропитание братии (Житие прп. Саввы. Гл. 59). В Житии прп. Феодосия Великого, составленном Кириллом Скифопольским, неоднократно упоминаются Б. х. на великие праздники и раздаяние хлебов всем приходящим в мон-рь. Накануне праздничных дней все монахи, как киновиоты, так и келлиоты (число их достигало 700 чел.), должны были собираться в лавру на начинавшееся с вечера богослужение. Большинство монахов, местных жителей и паломников не могли покидать лавру на ночь из-за дальности расстояний и трудностей маршрута, поэтому и появилось Б. х. для насыщения молящихся - обычай сразу после вечерни раздавать по куску хлеба (того же, что предлагался и на обычной трапезе) и по чашке воды или вина, к-рые предварительно благословлялись.

По спискам древнейшей редакции Иерусалимского устава, благословлялись и раздавались только хлеб и вода (или вино), т. е. продукты, не требующие (в отличие от пшеницы и елея) дополнительного приготовления перед их вкушением (ркп. Sinait. gr. 1096, XII в.; Hieros. Patr. 311, XVI в. (текст близок к Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.) - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 23 и 349; груз. ркп. Шиомгвимского мон-ря XIII в., сделанная с ркп. 1172 г.- Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 317). Хотя в молитве на Б. х. и присутствует ссылка на чудо умножения Господом 5 хлебов, число их, согласно Sinait. gr. 1096, первоначально вообще не было жестко регламентировано; нек-рые др. памятники говорят о 3 хлебах (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 401; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 317). Обычай освящать одновременно с хлебами пшеницу и елей появился позднее (Скабалланович. С. 185). В Житии прп. Федосия Великого рассказывается о чудесном умножении пшеницы в монастырской житнице, после того как в нее отнесли одно пшеничное зерно, благословленное святым за вечерней трапезой. Молитва Б. х. использовалась также и для благословения закваски в хлебопекарне (Sinait. gr. 1096 - Дмитриевский. Т. 3. С. 23; этот обычай до наших дней сохраняется на Афоне - Святогорский устав церковного последования. М., 2002. С. 117). Иногда в Типиконах встречается предписание освящать одним из благословенных хлебов зерно в житницах (ркп. Paris. gr. 385, XIV в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 183).

В малоазийской (по Дмитриевскому, иерусалимо-константинопольской - Там же. С. 71-393) редакции Иерусалимского устава, после XIII в. получившей в правосл. Церкви повсеместное распространение, чин Б. х. отчасти утратил свое практическое значение. Это произошло из-за того, что малоазийская редакция Иерусалимского устава была рассчитана уже не на практику особножительного и келлиотского монашества (как древнейшая редакция устава), а на практику общежительных мон-рей, где все участвующие в службе монахи могут перед бдением вкусить, как обычно, пищи в трапезной. В связи с этим в малоазийской редакции устава перед бдением вводятся дополнительная (т. н. малая) вечерня и ужин после нее. Обряды всенощной, изначально имевшие практическое значение - лития (в лавре прп. Саввы представляла собой крестный ход по мон-рю) и Б. х. для насыщения молящихся,- заменяются символическими исхождением в притвор-нартекс и благословением 5 небольших хлебов. Окончательную кодификацию чин Б. х. получил в «Уставе священнослужения» Патриарха К-польского Филофея (Коккина) († 1379; текст: Goar. P. 4-5; см. ст. «Диатаксисы» Патриарха Филофея), к указаниям к-рого очень близки описания Б. х. более поздних Типиконов (в т. ч. используемого ныне в РПЦ; однако в совр. греч. Виолакиса Типиконе чин Б. х. изменен в соответствии с приходской практикой).

Несмотря на то что обряд Б. х. монастырский по происхождению, он получил распространение и в приходской практике. На Руси до XVII в. Б. х. совершалось накануне больших праздников; хлебы благословлял старший из священников, но не епископ, даже если он присутствовал (Голубцов А. П. Чиновники новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 48, 141; он же. Чиновники московского Успенского собора и выходцы Патриарха Никона. М., 1908. С. 248, 256). В кафедральных храмах и мон-рях после вечерней службы могли также освящаться кутья и канун (напиток), при этом читались молитвы из чина благословения колива и неск. измененная из чина Б. х. (Голубцов. Чиновник Новгородский. С. 139-141). В приходских храмах благословенные хлебы обычно не раздавались, а рассылались по домам наиболее значительных прихожан в качестве благословения (Успенский. С. 27). В мон-рях в зимнее время хлебы раздавались в храме во время Великого чтения, в летнее - в трапезной после литургии (ГИМ. Син. 385-387, 389 - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 290-291, 303, 307, 322). В наст. время чин Б. х., к-рый, согласно Типикону, должен совершаться каждый раз при служении всенощной, во мн. приходских и монастырских храмах РПЦ бывает только накануне больших праздников. Благословенный хлеб раздается в храме (обычно в ходе той же всенощной, во время помазания елеем). В греч. приходской практике Б. х. также бывает по праздникам, но особенность, во-первых, в том, что этот чин может быть заказан как треба (верующие приносят свои хлебы и вино, так что число благословляемых хлебов обычно значительно больше 5 и может достигать неск. десятков); во-вторых, Б. х. совершается вне чина всенощного бдения (к-рое в греч. приходской практике вообще отсутствует) и может быть как в конце вечерни, так и в конце утрени (῾Ιερατικόν. ̓Αθῆναι, 1977. Σ. 25; Θουντούλης ̓Ι. ̓Απαντήσεις εἰς λειτουργικὰς ἀπορίας. Θεσσαλονίκη, 1976. Τ. 3. Σ. 156-161).

Порядок

Литийница. Сер. XVIII в. (скит св. Анны на Афоне)
Литийница. Сер. XVIII в. (скит св. Анны на Афоне)

Литийница. Сер. XVIII в. (скит св. Анны на Афоне)
Б. х. по всем Типиконам в общем один и тот же. Во время литии в ср. части храма ставится столик-«четвероножец» (τετραπόδιον), а на него - специальный церковный сосуд, т. н. литийница (самая древняя сохранилась в мон-ре вмц. Екатерины на Синае), состоящая из 3 подсвечников, подставки для стаканчиков с елеем и вином, чашечки для зерен пшеницы и блюда для хлебов (чашечки для пшеницы может не быть - напр., старообрядцы в соответствии с древним обычаем возлагают хлебы поверх пшеницы). После «Ныне отпущаеши», Трисвятого и «Отче наш» поется трижды тропарь на Б. х.: на бдении под двунадесятые праздники это отпустительный тропарь праздника; под воскресенье - «Богородице Дево»; на службе в честь святого со знаком бдения дважды поется его отпустительный тропарь и единожды «Богородице Дево» (если память святого попадет на воскресенье, сначала дважды поется «Богородице Дево», затем единожды - тропарь святого); в попразднства и при сложных совпадениях празднований бывают иные варианты соединения тропарей (Розанов. Устав. С. 67, 75, 78, 88-89, 96, 151, 154, 156, 207, 398-399, 672). В это время диакон кадит вокруг стола с хлебами, пшеницей, вином и елеем (как правило, трижды); в конце кадит настоятеля, чередного иерея и снова столик с хлебами (в России принято также кадить аналойную икону - см.: Никольский. Устав. С. 227) и возглашает: «Господу помолимся» (хор отвечает: «Господи, помилуй»). Священник знаменует одним из хлебов др. и, как правило, целует его, при произнесении слов «хлебы», «пшеницу», «вино» и «елей» указывает на них рукой; при этом для того, чтобы получалось крестное знамение (ср.: Симеон Солунский. Соч. С. 467), вино располагают в литийнице слева от иерея, а елей - справа. Священник читает молитву на Б. х., затем следуют «Буди имя Господне...» (Пс 112. 3), трижды, и Пс 33. 1-11; священник благословляет народ с солеи, и начинается великое чтение (в совр. практике, как правило, опускается), во время к-рого благословенные хлеб и вино должны разноситься всем молящимся (на практике вино обычно не разносится (ср.: Типикон. Т. 1. С. 19), а хлеб раздается позднее). После вкушения хлебов, если бдение совершалось, как и положено, ночью, предписывается полное воздержание от еды и питья до Причащения - это отмечено в Иерусалимском уставе, начиная с древнейшей редакции и вплоть до совр. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 23; иногда Типиконы (напр., совр. рус.- Т. 1. С. 19) уточняют, что летом, когда ночь коротка, и сами благословенные хлебы вкушаются уже после литургии). Далее следует шестопсалмие и утреня.

Благословение хлебов
Благословение хлебов

Благословение хлебов

Согласно Типикону, «                                » (Т. 1. С. 20). Благословенный елей принято добавлять в пищу; Служебник предписывает использовать его для помазания на бдении (Т. 1. С. 34-35). Благословенную пшеницу обычно примешивают к др. монастырским запасам ради освящения (Святогорский Устав, 2002. С. 78); Служебник рекомендует сеять ее или молоть. Там же (Служебник. Т. 1. С. 34-35) говорится и о запрете дважды благословлять одни и те же хлебы. Благословенный хлеб упоминается и в канонических правилах: «Монахи, к-рые находятся под епитимией, могут вместе с остальными вкушать пищу и молиться, но принимать благословенный хлеб или катакластон могут только после исповеди» (Ник. Исп. 19).

Особое Б. х. входит в состав пасхального бдения в Великую субботу вечером, когда после окончания литургии благословляются только хлебы и вино (елей в этот день не положен), а затем должно сразу начинаться чтение Деяний апостолов, во время к-рого келарь раздает всем «по единому укруху хлеба... и по шести смоквей, или фиников, и по единой мерней чаши вина» (Типикон. Т. 2. С. 928-929). На практике между литургией и чтением Деяний часто бывает довольно значительный перерыв.

На Западе существовали близкие к Б. х. обряды benedictio panis и benedicio oblata; параллели с чином Б. х. имеют чин благословения колива, обычаи раздачи разного рода угощений: в XI в. в Иерусалиме Патриарх в Великий четверг раздавал придворным чиновникам по заамвонной молитве «оладьи, яблоки и сироп» (Hieros. S. Crucis. gr. 43. Fol. 82, 1122 г.); в К-поле подобное бывало после литургии на начало индикта (1 сент.- Mateos. Typicon. T. 1. P. 10); в мон-рях Палестины и Синая издавна существовал обычай раздавать (обычно Великим постом, и особенно в Великий четверг на Страстной седмице) хлеб, пшеницу, вино, мед и т. п. из монастырских запасов бедным и сиротам (Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 85).

Лит.: Goltz E., von. Tischgebete und Abendmahlsgebete in der Altchristlichen und in der Griechischen Kirche. Lpz., 1905. (TU; 29. 2); Соколов П. Агапы, или вечери любви в древнехристианском мире. Серг. П., 1906. С. 159-161; Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 184-186; Severus E., von. Artoklasie // RAC. Lief. 12. 1953. Col. 620-624; Θουντούνης. ̓Ι. ̓Αρτοκλασία // ΘΗΕ. Τ. 3. Στλ. 286-289; Успенский Н. Чин Всенощного бдения (῾Η ̓Αγρυπνία) на православном Востоке и в Русской Церкви // БТ. 1979. Сб. 18. С. 5-117; 1978. Сб. 19. С. 3-69; Il testo integrale della «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «Hermeneia» di Nicone / Ed. A. Longo // Riv. di SBN. N. s. 1965/1966. № 2/3. P. 223-267.
А. А. Ткаченко
Ключевые слова:
Литургика историческая. История формирования чинопоследований и служб Благословение хлебов, чин, совершаемый по Иерусалимскому уставу на всенощном бдении
См.также:
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
AVE MARIA самая распространенная богородичная молитва Западной Церкви
АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
АДВЕНТ в западном богослужении период, предшествующий празднику Рождества Христова