Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РИМСКОЕ ПРАВО
59, С. 729-731 опубликовано: 31 марта 2025г. 


РИМСКОЕ ПРАВО

Правовая система, созданная в Древнем Риме, продолжившая существование в праве Византии (см. в ст. Византийская империя), оказавшая существенное влияние на каноническое право Церкви, а также на совр. европ. право. Словарь технических терминов и концепций Р. п. лежит в основе юридического языка множества современных частноправовых систем. Р. п. имеет более чем 2,5-тысячелетнюю историю.

Источники изучения Р. п.

Важнейшими источниками сведений о Р. п. являются офиц. законодательные своды и частные правовые сборники. Определяющее значение имеют сборники, составленные при имп. св. Юстиниане I: Институции Юстиниана, Кодекс Юстиниана, «Дигесты». Эти сборники наряду с Новеллами Юстиниана входят в состав свода, получившего в европ. правовой традиции наименование Corpus iuris civilis. Важное значение наряду с Юстиниановым сводом имеет сборник имп. постановлений, созданный в доюстиниановскую эпоху,- Кодекс Феодосия, а также более поздние своды визант. происхождения, такие как свод «Василики», изданный при имп. Льве VI Мудром.

Частные правовые сборники доюстиниановской эпохи практически не сохранились, кроме фрагментов (вошедших, напр., в «Дигесты» Юстиниана) и постклассических переработок. Исключение составляют Институции Гая (см.: Nelson H. L. W. Überlieferung, Aufbau und Stil von Gai Institutiones. Leiden, 1981). Во фрагментарном виде дошли до настоящего времени постклассические сборники имп. постановлений: Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана. Юридические памятники юстиниановской эпохи включают греч. учебник Р. п., приписываемый юристу Феофилу и получивший в историографии наименование «Парафраза», а также различного рода сочинения и переработки юристов VI в., фрагменты к-рых были включены в свод «Василики» и в схолии к нему.

Отдельные нормативные акты, в т. ч. имп. постановления, фрагменты офиц. сводов, сочинений юристов сохранились и в виде эпиграфических и папирологических свидетельств. Юридическая эпиграфика и папирология предоставляют наибольшее число сведений о частноправовых документах римлян. Эпиграфические данные позволяют составить некоторое представление о юридической практике римлян. Сохранилось неск. собраний вощеных табличек, к-рые римляне использовали для частноправовых актов (Wolf J. G. Documents in Roman Practice // The Cambridge Companion to Roman Law. Camb., 2015. P. 61). Известны, в частности, таблички из дома ростовщика Луция Цецилия Юкунда в Помпеях: они представляют собой по большей части долговые расписки. Крупное собрание табличек (лат. Tabulae Herculanenses) было найдено в Геркулануме, оно содержит долговые расписки, заявления в присутствии свидетелей (testatio), обещания явиться в суд (vadimonia). Еще одно собрание табличек (Tabulae Pompeianae Sulpiciorum), также обнаруженное в районе Помпей, содержит документы о заключении договоров займа, залога, хранения; ряд документов связан с судебным процессом (Ibid. P. 61-78). Помимо Помпей и Геркуланума таблички были найдены в Великобритании, Германии, Швейцарии, Румынии, Египте. Обнаруженные «юридические» папирусы содержат фрагменты юридических сочинений. Благодаря папирологическим свидетельствам был дополнен текст Институций Гая (PSI XI 1182; P. Oxy. XVII 2103). В большом количестве папирусов упоминаются или воспроизводятся имп. постановления. Так, основной источник сведений для изучения «Эдикта Каракаллы» (Constitutio Antoniniana) - папирус P. Giss. 40 (Buraselis K. Θεία Δωρεά: Das Göttlich-Kaiserliche Geschenk. W., 2007). Папирусы содержат уникальную информацию о применении Р. п. в провинции и позволяют составить более полное представление о рим. правопорядке (см.: Alonso J. L. Juristic Papyrology and Roman Law // The Oxford Handbook of Roman Law and Society. Oxf., 2016. P. 56-69).

Для изучения Р. п. обращаются также и к неюридическим источникам: лит. произведениям, жизнеописаниям, историческим хроникам, философским трактатам (см.: Lowrie M. Roman Law and Latin Literature // Ibid. P. 70-82).

Периодизация истории Р. п.

Существует неск. видов периодизации истории Р. п. Одна из версий увязывает периоды развития Р. п. с формой правления в Риме, соответственно выделяются периоды царей, республики, принципата и домината (Покровский И. А. История римского права. СПб., 1998).

Иные периодизации основаны на изучении эволюции отдельных рим. правовых институтов. Так, Ч. Санфилиппо (Санфилиппо. 2002. С. 12-21) выделяет 3 главнейших этапа эволюции рим. частного права. 1. От основания Рима до разрушения Карфагена и Коринфа (753-146 гг. до Р. Х.). В этот период Р. п., называемое «квиритским правом», имеет архаический характер и строго формалистично. Основным (формальным) источником права являются здесь mores maiorum (обычаи предков). В этот период состоялась 1-я рим. «кодификация», были созданы «Законы XII таблиц» (Leges duodecim tabularum). Рим представлял собой на первых этапах развития небольшую архаическую землевладельческую общину. Домовладыки (patres familias) обладали абсолютным господством над движимым и недвижимым имуществом семейной группы, все члены к-рой, за исключением самого домовладыки, назывались подвластными и были лишены личной и имущественной самостоятельности. 2. От разрушения Карфагена и Коринфа до прихода к власти имп. Диоклетиана (146 г. до Р. Х.- 284 г.). Экспансия Рима привела к тому, что право квиритов перестало удовлетворять новым потребностям общественной жизни, что повлияло на перемены в правовом регулировании общественных отношений. Изменения складывались не путем законодательных реформ, а постепенно, под влиянием определенных факторов. Так, развитие получило преторское право (ius honorarium), «которое преторы ввели для усиления, дополнения или исправления цивильного права ради общественной пользы» (Dig. I 1. 7. 1). Из эдикта претора перегринов произошло развитие «права народов» (ius gentium), первоначально регулировавшего отношения между римлянами и чужеземцами. В этот период источниками права становятся решения сената, постановления императоров. Однако наиболее существенным фактором в развитии Р. п. этого периода стала роль римской юриспруденции: римские юристы посредством толкования права создавали новые правовые нормы. 3. От имп. Диоклетиана до имп. Юстиниана I (284-565). В этот период была проведена унификация Р. п., исчезли классические магистратуры, заменяемые имп. чиновническими структурами.

Другая, более детальная периодизация учитывает в большей степени особенности развития отдельных институтов Р. п. и в меньшей - специфику исторического развития Рима. Д. В. Дождев выделяет 5 периодов: архаический, предклассический, классический, постклассический и юстиниановский (см.: Дождев. Римское частное право. 1996. С. 13-75). 1. Архаический период (753-367 гг. до Р. Х.) - от основания Рима до учреждения должности городского претора; характеризуется национальной ограниченностью римской правовой системы; определяющее значение имели ритуалы, посредством совершения к-рых происходило оформление разнообразных правоотношений. В 451-449 гг. до Р. Х. были разработаны «Законы XII таблиц», построенные тематически: первые 3 разд. относились к процессу, 4-я таблица регулировала брачно-семейные отношения, 8-я таблица содержала нормы уголовного права, 10-я ограничивала роскошь похоронных обрядов. Текст «Законов...» не сохранился, однако у целого ряда лат. авторов приводятся цитаты из них (к примеру, в речах и трактатах Марка Туллия Цицерона). После принятия «Законов...» римляне должны были подавать иски, основываясь на положениях этого свода. Иски получили наименование legis actiones; соответственно древнейший рим. процесс принято обозначать как «легисакционный». 2. Предклассический период (367-17 гг. до Р. Х.) - от учреждения должности городского претора до отмены легисакционного процесса; период развития преторского права. Появляется новый вид судебного разбирательства - процесс per formulas (посредством формул). Претор посредством особых, преторских, исков преодолевает недостатки строгого цивильного права. Происходит становление рим. правовой науки. Квинт Муций Сцевола в соч. «De iure civili» впервые предложил системное изложение правового материала. 3. Классический период (17 г. до Р. Х.- 235 г.) - от отмены легисакционного процесса до смерти имп. Александра Севера; совпадает с эпохой принципата. В это время усиливается значение имп. законотворчества. Именно в этот период происходит расцвет рим. частного права, связанный прежде всего с деятельностью рим. юристов. Эту деятельность разделяют на 3 вида: составление исков, сделок и завещаний, ведение дела в суде и консультирование (Cicero. De orat. I 48. 212). 4. Постклассический период (IV-V вв.) - от завершения классического периода до начала правления имп. Юстиниана I, характеризуется усилением значения имп. постановлений как основного источника права. Постепенно снижается уровень правовой культуры общества. 5. Юстиниановский период (527-565) - время правления имп. Юстиниана I, к-рое знаменательно возрождением юридической культуры. В этот период были созданы сборники, к-рые впосл. получили в зап. традиции наименование Corpus iuris civilis.

Систематика Р. п.

Рим. юристы разработали определения права и предложили разнообразные способы классификации правовых норм по родам и видам. Знаменитое определение Публия Ювенция Цельса, воспроизведенное в 1-й кн. Институций Ульпиана, приводится в 1-м титуле 1-й кн. «Дигест» Юстиниана: «Право есть искусство доброго и справедливого (Ius est ars boni et aequi)». Право в этом определении интерпретируется как искусство (техника) нахождения справедливого решения в каждом конкретном случае (казусе). Термин «aequum» (справедливое, справедливость) соотнесен с понятием «ius» (право). Выражение «bonum et aequum» использовалось в рим. источниках начиная со II в. до Р. Х. для обозначения идеи справедливости (Дождев Д. В. Ars boni et aequi в определении Цельса: Право между искусством и наукой // Тр. Ин-та гос-ва и права РАН. 2016. 4(56). С. 70). Право в определении Цельса, к-рое можно считать достижением всей рим. юриспруденции, выступает как способ выявления объективно существующей справедливости (см.: Cerami P. La concezione celsina del «ius»: Pressuposti culturali e implicazioni metodologiche // AUPA. 1985. Vol. 38. P. 5-250).

В рим. правовой мысли общепризнанным было деление права прежде всего на публичное (ius publicum) и частное (ius privatum). Домиций Ульпиан предложил следующее определение публичного и частного права: «Публичное право относится к состоянию (положению) римского государства, частное - к пользе (выгоде) отдельных лиц» (Dig. I 1. 1. 2). Интересы частных лиц не находятся в конфликте с интересами гос-ва: речь идет только о преобладании в нормах разного вида, но относящихся к единому правопорядку тех или иных интересов (Санфилиппо. 2002. С. 26).

Римлянам были также известны такие виды права, как ius naturale, ius civile, ius gentium. В Институциях Гая (Gai Inst. I 1) ius civile противопоставляется ius gentium в том смысле, что нек-рые юридические институты относятся только к отдельным национальным правовым системам; для рим. народа это ius civile, а нек-рые юридические институты есть во всех правопорядках и относятся к ius gentium - всеобщему праву, поскольку их установил естественный разум (naturalis ratio) среди всех людей. Т. о., ius gentium не устанавливается произволом законодателя, а присуще самой природе народов, достигших определенного уровня развития культуры. Вместе с тем в нек-рых фрагментах «Дигест» понятие natura, ius naturale трактуется как самостоятельное понятие. Так, рабство, признаваемое по всеобщему праву (ius gentium), оказывается «противоречащим природе» (contra naturam - Dig. I 5. 4. 1). Ульпиан предложил трактовку естественного права, согласно к-рой это право относится ко всем живым существам, т. е. не только к человеку, но и к животным (Dig. I 1. 1. 3). Иная характеристика естественного права, встречающаяся в «Дигестах»,- определение его как «неизменной справедливости» (quod semper bonum et aequum est - Dig. I 1. 11), что соответствует одной из концепций рим. юристов, согласно к-рой объективно существует идеальная справедливость (aequitas naturalis), и тогда деятельность юриста должна заключаться в том, чтобы в каждом конкретном случае обнаружить ее и сделать правом (aequitas constituta).

Еще одну классификацию правовых норм по родам и видам предложил Гай в своих Институциях. Эта система распространяется на частноправовые институты. Она оказала существенное влияние на развитие правовой мысли и стала моделью для Институций Юстиниана, Кодекса Наполеона (Code Civil) 1804 г. и др. кодексов гражданского права (Дождев. Римское частное право. 1996. С. 42). Согласно Гаю, «всё действующее право относится либо к лицам, либо к вещам, либо к искам» (Gai Inst. I 8). Это 3-частное деление: personae, res, actiones (лица, вещи, иски) - позволило Гаю систематически изложить нормативно-правовой материал. В первую очередь он излагает нормы права лиц, перечисляя виды статусов лица в Р. п.: соответственно статусы свободы, гражданства, семьи. Затем следует раздел, посвященный вещам. Гай разделяет вещи на телесные и бестелесные (Gai Inst. II 12-14). Деление это восходит к Цицерону (Cicero. Topica. 5. 26-27), к-рый в свою очередь вдохновлялся идеями греч. философии. Благодаря этой концепции Гай относит к категории вещей права, поэтому в его систематике «вещи» охватывают собственно телесные вещи (земля, животные, рабы) и вещные, наследственные, обязательственные права. Т. о., после права лиц Гай рассматривает вещное право, наследственное право, обязательственное право; затем изучаются нормы гражданского процессуального права (о системе Институций Гая см.: Дождев Д. В. Система «Институций» // Институции Гая. 2020. С. 353-382).

Ист.: Corpus iuris civilis / Ed. Th. Mommsen, P. Krüger e. a. Berolini, 1872-1895. 3 Bde; Palingenesia iuris civilis. Lipsiae / Ed. O. Lenel. 1889. 2 vol.; Iurisprudentiae antehadrianae quae supersunt / Ed. F. P. Bremer. Lipsiae, 1896-1901. 2 vol. in 3; Iurisprudentiae anteiustinianae reliquias / Ed. E. Huschke. Lipsiae, 1908-1927. 2 vol. in 3; Fontes iuris Romani antiqui / Ed. C. G. Bruns. Tüb., 1909. 2 vol.; Gai Institutiones / Ed. G. Studemund, P. Krüger, T. Mommsen. Lipsiae, 19126. (Coll. librorum iuris anteiustiniani; 1); Das Edictum Perpetuum / Ed. O. Lenel. Lpz., 19273; Textes de droit romain / Ed. P. F. Girard. P., 19376; Basilicorum libri LX / Ed. H. J. Scheltema, N. van der Wal, D. Holwerda. Groningen etc., 1953-1988. Ser. A: Textus. 8 vol.; B: Scholia. 9 vol.; Fontes iuris Romani anteiustiniani / Ed. S. Riccobono, G. Baviera, C. Ferrini e. a. Fiorentinae, 19682; Институции Гая = Gai Institutionum commentarii quattuor / Ред.: Д. В. Дождев. М., 2020.
Лит.: Puchta G. Cursus der Institutionen. Lpz., 1856-18575. 2 Bde; Виндшейд Б. Об обязательствах по рим. праву. СПб., 1875; Муромцев С. А. О консерватизме римской юриспруденции. М., 1875; Боголепов Н. П. Формальные ограничения свободы завещаний в рим. классической юриспруденции. М., 1881; он же. Учебник истории рим. права. М., 1895; Зом Р. Институции рим. права. М., 1888; Петражицкий Л. И. Права добросовестнаго владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права. СПб., 1897; Чиларж К., фон. Учебник институций рим. права. М., 1901; Дернбург Г. Пандекты. СПб., 1906-1911. 3 т.; Кипп Т. История источников рим. права. СПб., 1908; Mitteis L. Römisches Privatrecht bis auf die Zeit Diocletians. Lpz., 1908; Ельяшевич В. Б. Юридическое лицо, его происхождение и функции в рим. частном праве. СПб., 1910; Хвостов В. М. История рим. права. М., 19197; Wenger L. Institutionen des römischen Zivilprozessrechts. Münch., 1925; Schulz F. Prinzipien des römischen Rechts. Münch.; Lpz., 1934; idem. History of Roman Legal Science. Oxf., 1946; Grosso G. I problemi dei diritti reali nell'impostazione romana. Torino, 1944; idem. Il sistema romano dei contratti. Torino, 1945; idem. Problemi sistematici nel diritto romano: Cose, Contratti. Torino, 1974; Voci P. La dottrina romano del contratto. Mil., 1946; Riccobono S. Lineamenti della storia delle fonti e del diritto romano. Mil., 1949; Orestano R. La struttura giuridica del matrimonio romano: Dal diritto classico al diritto giustinianeo. Mil., 1951; Arangio-Ruiz V. Istituzioni di diritto romano. Napoli, 195211; Kaser M. Eigentum und Besitz im älteren römischen Recht. Köln; Graz, 19562; idem. Das römische Zivilprozessrecht. Münch., 1966; idem. Das römische Privatrecht. Münch., 1971-1975. 2 Bde; Wieacker F. Textstufen klassischer Juristen. Gött., 1960; Carcaterra A. Le Definizioni dei giuristi romani: Metodo, mezzi e fini. Napoli, 1966; Koschaker P. Europa und das römische Recht. Münch., 19664; Martini R. Le definizioni dei giuristi romani. Mil., 1966; Schindler K.-H. Justinians Haltung zur Klassik: Versuch einer Darstellung an Hand seiner Kontroversen entscheidenden Konstitutionen. Köln; Graz, 1966; Biscardi A. Lezioni sul processo romano antico e classico. Torino, 1968; Diósdi G. Ownership in Ancient and Preclassical Roman Law. Bdpst, 1970; Thomas J. A. C. Textbook of Roman Law. Amst., 1976; Talamanca M. Istituzioni di diritto romano. Mil., 1990; Zimmermann R. The Law of Obligations: Roman Foundations of the Civilian Tradition. Cape Town, 1990; Дождев Д. В. Римское архаическое наследственное право. М., 1993; он же. Основание защиты владения в рим. праве. М., 1996; он же. Римское частное право. М., 1996; Johnston D. Roman Law in Context. Camb., 1999; Санфилиппо Ч. Курс рим. частного права. М., 2002; Schiavone A. The Invention of Law in the West. Camb. (Mass.), 2012.
Е. В. Сильвестрова
Ключевые слова:
Юридические науки. Основные понятия Церковное и каноническое право. Основные понятия История государства и права Римское Право, правовая система, созданная в Древнем Риме, продолжившая существование в праве Византии, оказавшая существенное влияние на каноническое право Церкви, а также на совр. европ. право
См.также:
АМОРТИЗАЦИЯ характеризует степень уменьшения ценности церковного имущества, а также ограничение возможности нецелевого использования того или иного предмета, его обращения в гражданском обороте
АНАКАТАРСИС наименов. деят-сти визант. императоров Македонской династии Василия I и Льва VI в области церковного права
АПЕЛЛЯЦИЯ обжалование решения суда в высшей инстанции
БРАК общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи
ВДОВСТВО безбрачное состояние одного из супругов по смерти другого
ВИЗАНТИЙСКИЕ АКТЫ документы правового характера, один из важнейших видов документальных исторических источников
«ЗАКОН СУДНЫЙ ЛЮДЕМ» древнейший слав. памятник права, созданный в кон. IX в.
КАПИТУЛЯРИИ в раннесредневек. Зап. Европе законодательные и адм. акты, разделенные на главы