первый Богородичный образ, явленный в XX в. (празд. 16(29) авг. установлено в 2009). История П.-А. и., иначе именуемой «Торжество Пресвятой Богородицы», связана с событиями русско-япон. войны 1904-1905 гг. Встречаются также названия образа «Вратарница Дальневосточная» и «Царица Небесная «На двух мечах»». С нач. XXI в. почитается как защитница дальневосточных рубежей России.
Из столицы образ был отправлен на Дальн. Восток по железной дороге. Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Н. И. Скрыдлов получил поручение от вдовствовавшей имп. Марии Феодоровны доставить святыню в крепость Порт-Артур. Во Владивостоке образ встречал еп. Евсевий (Никольский). Икона была поставлена в Успенском кафедральном соборе 2 авг. 1904 г., через 90 дней после прибытия на Дальн. Восток (Порт-Артурская икона. 2005. С. 19). Крепость Порт-Артур к тому времени была уже осаждена япон. армией. Все попытки доставить святыню по назначению оказались безуспешными. Небольшую живописную копию дважды пытался довезти до Порт-Артура матрос Пленков. Предпринималась попытка передать и саму «первописаную» икону отставным ротмистром лейб-гвардии Уланского Его Величества полка Н. Н. Фёдоровым, отправившимся для этого из Гатчины во Владивосток по благословению своего духовника - прав. Иоанна Кронштадтского. Но попытка вновь не удалась. 20 дек. 1904 г. Порт-Артур был сдан. Фёдоров писал: «Неудачу своей попытки могу приписать только тому обстоятельству, что Царице Небесной неугодно было больше, чтобы святая икона Ея прибыла в Порт-Артур после того, как в течение семи с лишним месяцев не позаботились доставить ее по назначению» (Отвергнутая победа. 2003. С. 175). Икона была отправлена в Ставку главнокомандующего ген. А. Н. Куропаткина в Маньчжурии, где находилась в походной церкви, а затем ее вернули в Успенский собор Владивостока (Мальковский. 1907. С. 28). Есть сведения, что во время нахождения образа в Успенском соборе с него выполнялись копии и был установлен день празднования иконе - 16 авг. по ст. ст. (без согласования с Синодом). 30-31 авг. 1905 г. икона «Торжество Пресвятой Богородицы» участвовала в крестном ходе, организованном по поводу народных волнений во Владивостоке (Владивостокские ЕВ. 1905. № 24. С. 365-373). Собор был закрыт в 1932 г. и взорван в 1938 г., а судьба святыни осталась неизвестной (Отвергнутая победа. 2003. С. 249-250).
Зафиксирован случай принесения в Порт-Артур списка с чудотворного образа сестрой героя русско-япон. войны А. В. Лебедева, командира корабля «Отважный», погибшего при обороне города в июле 1904 г. Известно, что А. В. Андерсин-Лебедева имела у себя дома в С.-Петербурге небольшую «картонную» П.-А. и. и, узнав о гибели брата, трижды безуспешно пыталась переслать ее в Порт-Артур. Через 3 года сестра героя решила отвезти образ на Дальн. Восток. Сначала она отправилась в Тверь, чтобы взять из Николо-Малицкого мон-ря пожертвованную в часовню большую П.-А. и., а затем, доехав до Порт-Артура, прикрепила свою икону к кресту, установленному на могиле брата (Сказание об иконе Порт-Артурской Богоматери. 1916).
Иконография образа необычна, т. к. Сама Богородица держит плат с Ликом Спасителя. Композиция напоминает известный в зап. традиции извод «Плат Вероники» (Дмитриева. 2004. С. 289). В то же время иконография восходит к древним образам Покрова Пресв. Богородицы (Жукова. 2014. С. 698), к суздальскому (или среднерусскому) изводу, в к-ром Пресв. Дева держит белый покров над молящимися. Два скрещенных меча под ногами Богоматери напоминают разломанные врата ада, попираемые Спасителем на иконах «Сошествие во ад».
На сегодняшний день выявлено более десятка списков с чудотворной П.-А. и. Небольшое количество сохранившихся икон этой иконографии объясняется определенными ограничениями на их написание. Так, в нояб. 1904 г. митр. С.-Петербургский Антоний (Вадковский) указывал Новодевичьему мон-рю вынести из собора копию П.-А. и. и запретил написание новых копий, т. к. «икона по своему начертанию имеет особенности, не принятые в православной иконописи…». Одновременно Синод не позволил А. П. Коркину и П. П. Сойкину печатать цветные хромолитографии на металле П.-А. и., что препятствовало распространению почитания образа (Отвергнутая победа. 2003. С. 318-332). В янв. 1906 г. Киевский митр. Флавиан (Городецкий) высказался о возможности снимать копии с П.-А. и., находящейся в с.-петербургском Новодевичьем мон-ре, при условии, что будет убрана надпись о сооружении иконы киевскими мон-рями и 10 тыс. богомольцев Киевской лавры (Там же. С. 251).
Судя по дошедшим до нас сведениям, списки нач. XX в. исполнялись в Киеве самим худож. Штрондой, в иконописной мастерской с.-петербургского Воскресенского Новодевичьего мон-ря и во Владивостоке. О том, что Штронда писал копии образа, косвенным образом свидетельствуют документы. Издатель ж. «Русский паломник» Сойкин напечатал в 21-м номере за 1904 г. черно-белое изображение иконы, на котором можно различить подпись художника на камне (Рус. паломник. 1904. № 21. С. 357, 362-363). В 46-м номере журнала за тот же год сообщалось, что это изображение представляет собой копию с П.-А. и., исполненную «тем же художником П. Ф. Штрондой, который написал и самый оригинал, предназначенный для Порт-Артура» (Там же. № 46. С. 802).
В С.-Петербурге монахини Воскресенского Новодевичьего мон-ря исполнили точный список с образа, пока он находился дома у адмирала Верховского (Отвергнутая победа. 2003. С. 9). По всей видимости, после разрешения им писать образ без надписи на раме о заказе иконы, т. е. с нач. 1906 г., мастерицы жен. обители стали исполнять подобные списки.
Во Владивостоке с иконы сделано неск. снимков, и нашедшийся во Владивостокском порту живописец написал копию на дереве масляными красками в уменьшенном размере (Там же. С. 153). После отправки иконы в Порт-Артур из Владивостока в Успенском соборе оставалась копия в натуральную величину, выполненная на медной доске масляными красками (Там же. С. 162).
Сохранившиеся образа исполнены в масляной технике и обладают чертами стиля модерн в сочетании с академической манерой, что характерно для рус. иконописи кон. XIX - нач. XX в. Выявленные на настоящий момент иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» позволяют заключить, что сложились 2 основных варианта иконографии. Первый вариант восходит к образу, написанному в Киеве худож. Штрондой в упрощенной васнецовской манере. На иконах, относящихся к этому изводу, вдоль рамы расположена надпись о заказе иконы. Богоматерь, держащая образ Спаса Нерукотворного, изображена на небесно-голубом фоне на берегу морского залива. Она одета в синий хитон с разноцветным полосатым поясом и в коричневый мафорий. Голова и плечи покрыты синим покровом, из-под к-рого виден белый чепец. Под ногами Пресв. Девы 2 скрещенных меча. Справа на холме - небольшое дерево. Над головой Божией Матери 2 серафима держат корону, выше представлен в окружении херувимов и серафимов образ Господа Саваофа, над которым в сиянии начертаны слова «Да будет едино стадо и един Пастырь», по сторонам - архангелы Михаил и Гавриил. Рама исполнена в технике резьбы по левкасу и имитирует эмалевые оклады. Вдоль рамы размещена надпись разноцветными буквами о заказе иконы, на нижнем поле наименование образа - «Торжество Пресвятой Богородицы».
К этому варианту относится близкий к оригиналу по размерам и художественной манере исполнения список, к-рый был обнаружен рус. паломниками в антикварной лавке Иерусалима 17 февр. 1998 г., выкуплен и доставлен 6 мая в Россию, во Владивосток (размеры списка 124×76 см; Павлов. 2008. С. 99). Известно, что икона была привезена в Израиль из Гонконга рус. эмигрантами (Порт-Артурская икона. 2005. С. 32-34). После возвращения образ хранился во владивостокской ц. прп. Сергия Радонежского при ЕУ (ПЭ. Т. 8. С. 620). После реставрации икона находится в Покровском кафедральном соборе Владивостока. По решению епархиального совета Владивостокской епархии и архиеп. Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) установлено празднование в честь обретения образа 17 февр. и 6 мая (Жукова. 2014. С. 699). На нижнем поле иконы перед названием ныне почти полностью утрачено 1-е слово, но, по всей видимости, это было слово «копия», к-рое имеется на мерном списке из собрания А. М. Иванова (Иконы эпохи имп. Николая II. 2018. С. 186, 246. Кат. № 168). К первоначальному изводу относится также уменьшенная копия из Сретенского храма архиерейского подворья г. Ростова-на-Дону с инициалами в левом нижнем углу «П. Ш.» (возможно, «Павел Штронда», размеры иконы 53,6×35,4 см), а также образа из собрания Музея икон Пресвятой Богородицы (размеры 43×31 см; Цвет неувядаемый. 2004. С. 90-91) и из храма в честь П.-А. и. в г. Кургане.
Встречаются образа «Торжество Пресвятой Богородицы», на к-рых надпись о заказе иконы расположена на гладкой однотонной раме, как, напр., на иконе из Приморской картинной галереи или на образе из далматовского Свято-Успенского мужского мон-ря (размеры образа 89,5×59,5 см; Павлов. 2008. С. 97). Иногда надпись о заказе помещали на нижнем поле иконы, как на образе из собрания ГИМ, имеющем название «Порт-Артурския Пресвятыя Богородицы» на фоне (И VIII 3657; размеры 142,7×60,7×3,7 см). На обоих образах Богоматерь изображена в синем хитоне и красном мафории. На 1-м образе пояс отсутствует, на втором - украшен орнаментом.
Ко 2-му варианту П.-А. и. относятся образа без надписи, сообщающей о заказе, к-рые стали писать после разрешения, данного Киевским митр. Флавианом в нач. 1906 г., Богоматерь изображена на них в синем хитоне и красно-вишневом мафории. Один из списков уменьшенных размеров хранится в МДА. Икона названа Порт-Артурской (Михайлов. 1990). На нек-рых произведениях образ Богоматери представлен на золотом чеканном фоне, как на иконе из Троицкой ц. пос. Мишкино Курганской обл. (размеры 107×75 см; Павлов. 2008. С. 98-100) и на иконе из Никольской кладбищенской ц. г. Киржача (размеры 124×76 см). На этих образах Богоматерь стоит лишь на одном разломленном мече. Среди икон без надписи о заказе интересен образ из частного собрания, на котором слева от Богоматери на горизонте изображены 2 кораблика, а рама имеет в верхней части 3-лопастное завершение (размеры 106,5×70,3×4,3 см; Иконы эпохи имп. Николая II. 2018. С. 187, 246. Кат. № 169). Известны примеры изображения П.-А. и. в настенных росписях, в частности в ц. свт. Стефана Пермского в Вел. Устюге (НиР. 2000. № 9. С. 30). Встречаются 2-рядные иконы, на которых образ «Торжество Пресвятой Богородицы» написан в окружении избранных святых.
9 мая 2003 г. в г. Далянь был доставлен совр. список, созданный иконописцем М. М. Осипенко с иконы из Никольской ц. г. Киржача. У большого креста, установленного на кладбище Порт-Артура по повелению имп. Николая II Александровича, был отслужен молебен, а в специальном киоте установлена небольшая копия с П.-А. и. (Дмитриева. 2004. С. 290-292). Худож. Г. Д. Павлишин выполнил мозаичный образ П.-А. и., установленный в часовне св. мч. Виктора Дамасского на Б. Уссурийском о-ве под Хабаровском, на самой границе с Китаем (Жукова. 2014. С. 699). В 2000 г. худож. В. В. Верховод выполнил список на холсте, наклеенном на зап. стену в интерьере Казанского храма в Харькове. В 2007 г. на территории Ленино-Снегирёвского мемориального комплекса Московской обл. была открыта скульптурная композиция в честь победы в Великой Отечественной войне, изображающая П.-А. и. в окружении архангелов Михаила и Гавриила (автор - Е. Н. Гаврилова).
К наст. времени в России освящено несколько храмов в честь П.-А. и.: 2 - во Владивостоке (на ул. Гамарника, 18 (в 2003) и на пересечении улиц Фастовской и Очаковской (в 2014)); в пос. Хасан Приморского края (с 2008); в г. Кургане (ул. Ястржембского, 41а (в 2012)); при исправительной колонии № 27 в пос. Волчанец Партизанского р-на Приморского края (в 2013).