О.- единственный сын имп. Оттона II (967-983) и имп. Феофано († 991; визант. принцесса, не порфирородная, но связанная родством с визант. имп. Иоанном I Цимисхием (969-976), по нек-рым сведениям, она была его племянницей). У О. были сестры: София (975/978-1039), аббатиса Гандерсхайма и Эссена, Адельгейда (977-1043), аббатиса Кведлинбурга, и Матильда (978-1025), жена пфальцграфа Лотарингии Эццо (1015-1034); еще одна сестра (предположительно близнец О.) умерла сразу после рождения. Рождение О. совпало с поворотным моментом в правлении Оттона II: к тому времени удалось разрешить главные конфликты в его владениях к северу от Альп и на их границах, что дало ему возможность сосредоточить внимание на итал. политике. Осенью 980 г. император с женой и новорожденным сыном отправился в Италию; имп. Феофано и О. сопровождали Оттона II во время военного похода в 982 г. в Юж. Италию против византийцев и сарацин.
После поражения имп. войск в битве с сарацинами на мысе Колонна близ Котроне (ныне Кротоне) (13 июля 982) Оттон II, имп. Феофано и их сын сначала укрылись в Риме, а затем прибыли в Верону, где в мае-июне 983 г. император провел рейхстаг. На нем 3-летний О. был избран королем, причем впервые одновременно и германской, и итальянской знатью. Виллигизу, архиепископу Майнцскому (975-1011), было поручено сопровождать О. в Ахен, где предстояло провести коронацию. В нач. дек. 983 г. Оттон II скоропостижно скончался в Риме. Уже после его смерти, на Рождество Христово 983 г., в Ахене архиепископы Виллигиз Майнцский и Иоанн Равеннский короновали О. По сообщению Титмара Мерзебургского, посланник с известием о смерти Оттона II прибыл в Ахен лишь после коронации (Thietmari Merseburgensis episcopi Chronicon. 1935. P. 130).
После кончины императора развернулась борьба за власть среди наиболее влиятельных представителей правящего рода. Баварский герц. Генрих Строптивый (955-976, 985-995), в наказание за выступления против Оттона II с 978 г. содержавшийся под надзором епископа Утрехтского Фолькмара (976-990), освободился из заключения и попытался добиться статуса регента при малолетнем О., а также предъявил свои претензии на корону. Он отправился в Кёльн, где архиеп. Варин (976-985) доверил ему опеку над О.
По свидетельству Титмара Мерзебургского, в Вербное воскресенье, 16 марта 984 г., в Магдебурге герц. Генрих Строптивый предварительно обсудил с представителями саксон. знати, на каких условиях они готовы признать его государем (Thietmari Merseburgensis episcopi Chronicon. 1935. P. 132). На Пасху, 23 марта, в Кведлинбурге часть знати королевства, а также польск. кн. Мешко I (ок. 960-992), чеш. кн. Болеслав II (967/72-999) и князь ободритов (бодричей) Мстивой (965/7-995) признали Генриха королем и присягнули ему на верность. Кн. Мешко I вскоре отказал ему в поддержке из-за крушения планов брака его сына с дочерью Майсенского маркграфа, а также из-за намерения герц. Генриха Строптивого передать Майсенскую и Восточную марки чеш. князю. Правитель Западнофранкского королевства Лотарь III (954-986) как дядя О. (Лотарь III был сыном Герберги (ок. 913-968/9), сестры имп. Оттона I) также имел основания претендовать на регентство. Герц. Генриху Строптивому удалось заручиться поддержкой Лотаря III в борьбе за престол, по-видимому, в обмен на обещание передать ему Лотарингию (Die Regesten. 1956. S. 422-423).
Однако др. группа знати во главе с архиеп. Виллигизом Майнцским и герцогом Саксонии Бернхардом (973-1011) объединилась для того, чтобы не допустить Генриха Строптивого к власти. Ей удалось собрать вокруг себя значительную часть герм. знати, из Италии были призваны мать О., имп. Феофано, и его бабка св. Адельгейда, вдова имп. Оттона I. В мае 984 г., встретившись с обеими вдовствующими императрицами на хофтаге в Роре (совр. Тюрингия), Генрих Строптивый отказался от притязаний на власть и передал О. его матери. Соглашение, вероятно, предполагало возвращение Генриху Строптивому его прежних владений, отнятых у него Оттоном II в наказание за мятежи, однако после хофтага он так и не получил своих земель и возобновил вооруженную борьбу. Окончательное примирение состоялось лишь в июне 985 г. на встрече с императрицами Феофано и Адельгейдой во Франкфурте. Герцогу была возвращена власть над Баварией, прежний баварский правитель Генрих Луитпольдинг († 989) получил взамен Каринтию, а каринтийский герц. Оттон († 1004) - земли к западу от верхнего Рейна. После смерти Генриха Луитпольдинга герц. Генрих Строптивый обрел власть и над Каринтией.
Имп. Адельгейда в июле 985 г. отправилась в Павию. Имп. Феофано стала регентшей при малолетнем сыне.
В апр. 984 г., воспользовавшись политической нестабильностью на герм. землях, партия рим. знати во главе с представителями рода Кресценциев свергла ставленника имп. Оттона II папу Римского Иоанна XIV (983-984). Римский престол вновь занял антипапа Бонифаций VII (июнь-авг. 974, 984-985), Иоанн XIV был заточен в Риме в замке Св. ангела, где и умер в авг. того же года. После смерти антипапы Бонифация VII (июль 985) на Папский престол был избран Иоанн XV (985-996), что, по-видимому, стало результатом компромисса между имп. Феофано и Кресценциями.
С июля по сент. 985 г. имп. Феофано вместе с сыном и большой свитой, в числе к-рой был герц. Генрих Строптивый, посетила герм. земли (Рейнскую обл., Саксонию, Баварию) с целью добиться укрепления своего авторитета и поддержки О. местной знатью. На Пасху, 4 апр. 986 г., в Кведлинбурге по инициативе императрицы собрание знати подтвердило права юного О. на власть. Тогда же состоялась т. н. праздничная коронация (Die Regesten. 1956. S. 462) - символическое повторение уже совершённого прежде инаугурационного акта в качестве дополнительного подтверждения его легитимности. В торжествах приняли участие наиболее влиятельные представители светской знати - герцоги Генрих Баварский, Генрих Каринтийский, Бернхард Саксонский и Конрад Швабский († 997), а также польск. кн. Мешко I и чеш. кн. Болеслав.
Пользуясь противоречиями между польскими и чешскими князьями, имп. Феофано и ее советники смогли привлечь Мешко I в качестве союзника. Польск. князь предоставил им военную поддержку во время походов против полабских славян и чехов (985-987). Шестилетний О. лично принимал участие в кампании 986 г. и получил от Мешко I заверения в преданности. Походы на восток были удачны и позволили укрепить герм. влияние в регионе, хотя полностью вернуть под контроль территории, утраченные после слав. выступления 983 г., уже не представлялось возможным.
Удалось ослабить и напряженность на зап. рубеже королевства, дав отпор западнофранк. кор. Лотарю III, а затем и его наследнику, Людовику V Ленивому (986-987), пытавшимся захватить Лотарингию. В 987 г. имп. Феофано заключила мир с новым кор. Гуго Капетом (987-996) - родоначальником династии Капетингов и поддержала его в противостоянии с братом Лотаря III - Карлом, герцогом Н. Лотарингии (977-991), обеспечив тем самым сохранение Лотарингии в составе Восточнофранкского королевства.
В 989-990 гг. имп. Феофано совершила поездку в Италию, поводом для к-рой стало посещение могилы мужа в рим. базилике св. Петра на годовщину его смерти (7 дек.). О. был оставлен на попечение доверенного лица - калабрийского грека Иоанна Филагата († 1001 или 1002; антипапа Иоанн XVI в 997-998), к-рый при покровительстве императрицы в 988 г. занял архиепископскую кафедру Пьяченцы. С прибытием имп. Феофано в Италию Адельгейда удалилась из Павии в Бургундию. В Италии, вероятно потому, что сын не сопровождал ее, вдова Оттона II уделяла особое внимание своему имп. статусу, причем в 3 сохранившихся правовых документах этого периода ее имя и титул указаны в муж. роде: «Феофан, император август» (Theophanius imperator augustus - Die Regesten. 1956. S. 507-508; см. также: Klein H. H. Theophanu coimperatrix // Der Staat. B., 1993. Bd. 32. S. 219-244). Поход способствовал укреплению влияния О. как государя в этой части владений его отца и деда, подготовил буд. принятие им имп. титула.
По возвращении в герм. часть империи Феофано скоропостижно скончалась (15 июня 991) в Нимвегене (ныне Неймеген) и была погребена в Кёльне в мон-ре вмч. Пантелеимона. Благодаря окружению императрицы-гречанки в придворную жизнь и в политическую практику Саксонской династии были привнесены мн. визант. идеи. Юный О. наряду с латынью (ее преподавал Бернвард Хильдесхаймский) изучал также и греч. язык (под рук. Иоанна Филагата). В дальнейшем, уже при самостоятельном правлении, в политических идеях О. прослеживалось сильное визант. влияние.
После смерти имп. Феофано регентство перешло к имп. Адельгейде. Заметных перемен среди приближенных ко двору не произошло, политический курс в целом оставался прежним. Однако влияние самой регентши уменьшилось. Так, Адельгейде пришлось пойти на новые уступки родовой знати: герм. князьям было даровано право передавать крупные феодальные держания по наследству. Бавария, Швабия, В. и Н. Лотарингия, т. о., закреплялись за правящими герцогскими родами.
Продолжалась вооруженная борьба с соседями на границах герм. земель. Лишь к 991 г. герм. войскам удалось одержать верх в продолжительном противостоянии с венг. кн. Гезой, с 983 г. пытавшимся захватить часть баварских территорий. В Дании кор. Свен I Вилобородый (986-1014) возрождал язычество, истребляя христиан и угрожая Шлезвигской марке.
В 991-993 гг. велись военные действия против лютичей. Польский кн. Мешко I вновь выступал союзником герм. короля в этих кампаниях. Вместе с тем польск. князь перенес столицу своих владений из Познани, епископская кафедра к-рой на тот момент находилась в юрисдикции Магдебургского архиепископа, в Гнезно, город, к-рый был в меньшей степени затронут герм. влиянием.
Рост самостоятельности и могущества кор. Гуго Капета привел к конфликту по поводу назначения архиепископа Реймса. Вопреки воле папы Римского Иоанна XV (985-996), которого поддержали также О. и знать Восточнофранкского королевства, Гуго Капет добился смещения в 991 г. с Реймсской кафедры прежнего архиеп. Арнульфа († 1021) - внебрачного сына Лотаря III и назначения на нее Герберта Орийакского (папа Римский Сильвестр II в 999-1003). В Риме обретал все большее влияние знатный род Кресценциев: Кресценций II († 998) присвоил себе титул «герцог и сенатор всех римлян» и фактически не признавал права правителя из Саксонской династии на власть в Риме.
В сент. 994 г. на рейхстаге в Золингене О. был объявлен совершеннолетним. Адельгейда оставила политику и посвятила оставшуюся жизнь заботе о Церкви и мон-рях, проводя большую часть времени в аббатстве Зельц. С начала самостоятельного правления О. демонстрировал притязания на имп. власть как на нечто, по праву ему предназначенное. Уже в 994 г. было принято решение о необходимости похода в Рим для имп. коронации. Единство германских и итальянских владений О. подчеркнул, впервые назначив канцлером Италии представителя герм. знати Гериберта (архиепископ Кёльна в 999-1021). В К-поль было отправлено посольство Иоанна Филагата и еп. Бернварда Вюрцбургского († 995) для переговоров о браке О. с представительницей визант. имп. рода.
Однако итальянский поход пришлось отложить из-за масштабных военных выступлений полабских славян (994-995). В авг. 995 г. при поддержке польских и чешских князей О. предпринял успешный поход против ободритов (бодричей), заключил мир с их князем и был принят им в Мекленбурге в качестве союзника и покровителя.
В марте 995 г. из-за конфликта с представителями рим. знати во главе с Кресценцием II и поддерживавшими их прелатами папа Иоанн XV бежал из Рима в Сутри. Он обратился к О. за помощью и получил от него обещание поддержки, после чего римляне вновь призвали папу и тот вернулся в Рим. Тем не менее в февр. 996 г. О. отправился в Италию. Однако вскоре Иоанн XV скончался. В Павии О. был встречен рим. посольством, прибывшим, чтобы обсудить кандидатуру следующего понтифика. О. фактически единолично назначил на Папский престол своего родственника - капеллана придворной капеллы Бруно Каринтийского. Тот занял Папский престол под именем Григорий V, став 1-м папой Римским герм. происхождения, к тому же чрезвычайно молодого возраста (ок. 25 лет). 21 мая 996 г., на праздник Вознесения, новый папа провел в Риме имп. коронацию О. На Соборе, созванном неск. дней спустя, Кресценций II был осужден за преследования Иоанна XV и вместе с др. знатными римлянами-мятежниками приговорен к изгнанию, но помилован по просьбе Григория V.
В нач. июня 996 г. О. вернулся в герм. владения. Находясь в Италии, он сблизился с отдельными представителями высшего духовенства, к-рые впосл. были приглашены к его двору. Близким другом и духовным наставником О. стал еп. Адальберт Пражский (983-997), покинувший Прагу из-за конфликта со знатным родом Пржемысловичей и прибывший в Рим, чтобы получить разрешение отправиться в качестве миссионера в земли язычников-пруссов. Епископ сопровождал императора на пути из Италии, а затем, как он и желал, поехал в земли пруссов с проповедью христианства (в 997 убит язычниками). Для разбирательства о праве занимать Реймсскую архиепископскую кафедру в Рим во время пребывания там О. прибыл Герберт Орийакский. Весной 997 г. Герберт был приглашен ко двору О. в Магдебурге, стал членом капитула дворцовой капеллы, наставником и личным советником императора. В 996 г. в Риме состоялось знакомство О. со Львом, буд. епископом Верчелли (998-1026), знатоком рим. права, сыгравшим значительную роль в формировании политической идеологии правления О.
Вскоре после отъезда О. из Рима Кресценций II опять поднял мятеж против папы Григория V, ставленника императора. Понтифик был изгнан из Рима, а Папский престол, нарушив верность О., занял Иоанн Филагат (как антипапа Иоанн XVI). К тому времени он вернулся из дипломатической поездки в Византию, не решив вопрос о браке О. с визант. невестой. Письма прибывшего в Италию вместе с Иоанном визант. посла еп. Льва Синадского († после 998) свидетельствуют о том, что Иоанна Филагата в его планах занять Папский престол поддерживали византийцы (Épistoliers byzantins du Xe siècle / Éd. J. Darrouzès. P., 1960. N 171). Историк 2-й пол. XI в. Арнульф Миланский († после 1077) выдвинул версию о том, что антипапа Иоанн XVI предполагал короновать в Риме визант. имп. Василия II Болгаробойцу (976-1025) (Arnulfus Mediolanensis. Gesta archiepiscoporum Mediolanensium. I 11-12 // MGH. SS. Scr. T. 8. P. 9-10).
О. стремился устранить различия между германской и итальянской частями империи, в т. ч. в управлении. В 998 г., после смерти еп. Хильдебольда Вормсского (978-998), канцлера Германии, его должность перешла к канцлеру Италии Гериберту, в руках к-рого, т. о., сосредоточилось управление всей империей. В число придворных императора в Риме вошли мн. представители герм. знати и заменили римлян, запятнавших себя участием в мятежах. О. перераспределил рим. городские должности, которые прежде находились в ведении папы Римского: городское управление и командование ополчением были доверены приближенным императора.
Под влиянием монахов-аскетов прп. Нила Россанского и св. Ромуальда (основателя конгрегации камальдулов) О. в качестве покаяния за жестокую расправу над Иоанном Филагатом и Кресценцием II совершил паломничество в Беневенто, к святилищу арх. Михаила в Гаргано (кон. марта 999). В это время скончался папа Римский Григорий V. Когда император вернулся в Рим, то Папский престол при его поддержке 2 апр. 999 г. занял Герберт Орийакский (папа Римский Сильвестр II).
В кон. 999 г., вскоре после смерти имп. Адельгейды, О. возвратился на герм. земли. В февр.-марте 1000 г. он отправился в паломничество в Гнезно, к могиле Адальберта Пражского (в июле 999 канонизирован папой Сильвестром II). Согласно «Хронике» Галла Анонима, находясь в Польше, О. возвел в королевское достоинство сына Мешко I кн. Болеслава I Храброго (992-1025) (Gallus Anonymus. 1952. P. 18-20). Однако это свидетельство не находит подтверждения в источниках, более близких по времени к эпохе О. По версии, предложенной Г. Альтхофом (Althoff. 1996. S. 90-107), был проведен не акт королевской инаугурации, а было заключено торжественное соглашение 2 государей, О. признал польск. князя «другом и союзником римского народа». Польск. князь сопровождал императора в его путешествии в Магдебург и Ахен, что, по-видимому, должно было служить символическим выражением вассальных отношений между Болеславом Храбрым и О.
В Ахене по приказу императора была вскрыта гробница имп. Карла Великого: О. проник туда с небольшой группой приближенных и забрал, по разным свидетельствам, частицу облачений или зуб покойного императора (об этом упоминают, в частности, Титмар Мерзебургский, Адемар Шабанский и автор Новалезской хроники; подробнее см. в ст. Карл Великий). Этот полулегендарный акт до наст. времени не имеет однозначного объяснения. По-видимому, смысл этого поступка был не вполне ясен уже современникам О.: так, автор Хильдесхаймских анналов рассматривал это как кощунственное деяние, разорение гробницы, Господней карой за к-рое стала последовавшая вскоре смерть юного императора (Annales Hildesheimenses. 1878. P. 28). Вероятно, гробница была открыта в рамках подготовки к задуманной О. канонизации Карла Великого и, возможно, к созданию в Ахене епископской кафедры. О. или историографы, описавшие это событие, могли ориентироваться на свидетельства античных авторов Лукана и Светония о проникновении рим. императоров Цезаря (100-44 гг. до Р. Х.) и Августа Октавиана (31 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.) в гробницу царя Александра Великого (336-327 гг. до Р. Х.), а также на сообщение Светония о том, что рим. имп. Калигула (37-41 гг. по Р. Х.) носил панцирь Александра, добытый в его гробнице (Görich. 1998. S. 381-430). Летом 1000 г. из Ахена О. вновь отправился в Рим.
В правление О. продолжалось распространение христианства и влияния католич. Церкви на восток. Благодаря деятельности еп. Адальберта Пражского, способствовавшего христианизации венг. земель, а также при посредничестве кн. Болеслава I упрочились отношения О. с венг. кн. св. Стефаном I (997-1038, король с 1000/01). В 1000 г. папа Римский Сильвестр II одобрил создание архиеп-ства с кафедрой в венг. г. Гране (ныне Эстергом) и королевскую коронацию Стефана I. Коронационную церемонию провел Астрик - 1-й архиеп. Грана († 1037), который лично доставил из Рима коронационный венец (впосл. стал именоваться короной св. Стефана).
В 1001 г. против императора выступили жители г. Тиволи (близ Рима). Этот мятеж был подавлен, но спустя неск. недель начался мятеж в Риме. Папе Сильвестру II, О. и его приближенным с трудом удалось спастись бегством. Под влиянием св. Ромуальда нек-рое время после восстания О. провел в покаянии в Равенне, в мон-ре Сант-Аполлинаре-ин-Классе, затем удалился для еще более строгого умерщвления плоти в находившийся поблизости скит Переум.
Вскоре, однако, император вернулся к активной политической деятельности. Ожидая прибытия военного подкрепления из герм. части империи, О. оставался в Равенне. Там в апр. 1001 г. был проведен хофтаг, на к-ром О. принял в т. ч. венг. и польск. послов. В кон. 1001 г. он направился к Риму с войсками, прибывшими из герм. земель. Хотя взять город не удалось, войска императора заняли Беневенто. О. ожидал новых подкреплений. Туда же должна была прибыть из Византии невеста, с которой на этот раз удалось заключить помолвку (личность невесты не установлена). Внезапно император тяжело заболел и 23 или 24 янв. 1002 г. скоропостижно скончался в замке Патерно на горе Соратте близ Витербо. Согласно воле О., его тело отправили для погребения в Ахен. Поскольку против имп. власти восстала и Сев. Италия под предводительством маркграфа Ардуина Иврейского (король Италии в 1002-1014), войскам императора, направлявшимся в Германию, пришлось защищать погребальную процессию от нападений.
По свидетельству Титмара Мерзебургского, баварский герц. Генрих (буд. имп. Генрих II), сын герц. Генриха Строптивого, встретил процессию в Поллинге, владении епископа Аугсбургского. Там он просил присутствовавших представителей высшей светской и церковной знати избрать его следующим королем и принял все королевские инсигнии (Thietmari Merseburgensis episcopi Chronicon. 1935. P. 189-190). Копье святое, которое архиеп. Гериберт Кёльнский попытался отправить Эццо, пфальцграфу Лотарингии, было возвращено и доставлено Генриху. Внутренние органы О., по свидетельству хрониста, были похоронены в Аугсбурге, тело доставили в Кёльн, где в течение 5 дней Страстной седмицы оно выставлялось для поклонения в разных церквах, в Великую субботу отправлено в Ахен и на Пасху погребено (5 апр. 1002) (Ibid. P. 192-193).
При О., как и при его отце и деде, католич. Церковь оставалась важной опорой государя, церковные иерархи являлись главными советниками по политическим вопросам. О. продолжил характерную для Саксонской династии церковную политику, к-рую в историографии долгое время было принято обозначать как выстраивание «системы имперской Церкви» (ряд совр. исследователей оспаривает наличие системных мер со стороны светской власти - см. ст. Имперская Церковь).
Укрепилось могущество и других прелатов, возвысившихся при Оттоне II. Архиеп. Эгберт Трирский (977-993), хотя и поддержал герц. Генриха Строптивого в борьбе за власть, к 985 г. примирился с имп. Феофано и сохранил свое положение. Выходец из Санкт-Галлена Ноткер, еп. Льежский (972-1008), вел активную деятельность в придворной капелле Оттонов и на Льежской епископской кафедре еще при деде и отце О. Приобретя статус влиятельного советника государей Саксонской династии, он сохранял его на протяжении всей карьеры, участвовал в итал. походах (983, 989-990, 996, 998-1002; сопровождал тело О. из Италии к месту погребения). Еще в 980 г. еп. Ноткер Льежский получил от Оттона II светскую власть над территорией своей епархии и статус князя-епископа, а в 985 и 987 гг. его владениями также стали графства Юи и «Брунненгеруут». Иоанн Филагат, занявший в 988 г. архиепископскую кафедру Пьяченцы, пользовался таким влиянием, что в королевской грамоте от 18 апр. 991 г. именовал себя: «милостью Божией архиепископ и протонотарий святой Римской Церкви, первый из советников и канцлер короля Оттона» (Die Regesten. 1956. S. 521).
О. продолжил политику Оттона II, направленную на развитие мон-рей как самостоятельных церковных и культурных центров. В 987 г. во главе зальцбургского мон-ря ап. Петра, аббатом к-рого прежде считался сам архиепископ Зальцбургский, был поставлен отличавшийся большой ученостью мон. Тито (987-1025) - выходец из аббатства Санкт-Эммерам. Св. Вольфганг, еп. Регенсбургский (972-994), и св. Гебхард II, еп. Констанцский (979-995), оказывали покровительство мон-рям Санкт-Эммерам (в Регенсбурге) и Петерсхаузен (в Констанце). И в период регентства, и во время самостоятельного правления О. под имп. покровительством находился жен. мон-рь в Эссене. При аббатисе Матильде (949-1011), представительнице швабской ветви рода Людольфингов (аббатиса поддержала О. в противостоянии с герц. Генрихом Строптивым), обитель превратилась в одно из главных мест поминовения представителей правящего рода, прежде всего имп. Оттона II. Эссенское аббатство получило множество реликвий, в т. ч. мощи св. Марса (пам. зап. 4 окт.; из Лиона) и св. Флорина (пам. зап. 17 нояб.; из Кобленца).
В период регентства имп. Феофано предпринимались попытки восстановить упраздненное в 981 г. еп-ство Мерзебургское. Упразднение диоцеза объяснялось необходимостью соблюсти нормы канонического права при переводе Мерзебургского еп. Гизельхера († 1004) на архиепископскую кафедру Магдебурга. Территория Мерзебургского еп-ства была поделена между диоцезами Хальберштадт, Цайц и Майсен, подчиненными Магдебургу. Однако после смерти Оттона II архиеп. Гизельхер Магдебургский в борьбе за власть поддержал герц. Генриха Строптивого, что, по-видимому, укрепило Феофано в намерении лишить вероломного архиепископа привилегий и восстановить Мерзебургское еп-ство. Однако вскоре Гизельхер перешел на сторону имп. Феофано, и в февр. 985 г. регентша, стремившаяся в тот период упрочить внутреннюю стабильность в королевстве, подтвердила грамотой сохранение им прежнего статуса и всех владений Магдебургской кафедры (Die Regesten. 1956. S. 444). После смерти имп. Феофано архиеп. Гизельхер Магдебургский оказался в числе главных советников имп. Адельгейды. Планы восстановления Мерзебургского епископства вновь были отложены. Во время торжественного освящения собора в Хальберштадте (992), где присутствовали мн. епископы и представители светской знати, О. возложил золотой скипетр на алтарь собора, тем самым гарантируя территориальную целостность диоцеза. Этот публичный символический акт фактически подтверждал, что Мерзебургское еп-ство не будет восстановлено.
За краткий период регентства имп. Адельгейды серьезных преобразований в церковной сфере не произошло. Начав править самостоятельно, О. во многом возвратился к курсу, который проводила его мать. По его инициативе вопрос о восстановлении Мерзебургской кафедры обсуждался на неск. синодах (в 997 в Ахене, в 1000 в Магдебурге, Ахене, Кведлинбурге), однако кафедра была восстановлена лишь в 1004 г., уже в правление кор. Генриха II. Тем не менее за намерение восстановить еп-ство О. удостоился похвалы от Титмара Мерзебургского (хронист рассматривал деяния государей в значительной степени именно сквозь призму истории своего диоцеза - Thietmari Merseburgensis episcopi Chronicon. 1935. P. 142).
В период единоличного правления О. стремился к усилению контроля над замещением ключевых церковных должностей. Одним из его первых самостоятельных решений в церковной политике стало назначение в 994 г. на епископскую кафедру Регенсбурга Гебхарда, несмотря на то, что его предшественник св. Вольфганг указал в качестве преемника др. кандидата - Тагинона, избранного соборным капитулом. Более половины всех епископов, рукоположенных в правление О., были членами придворной капеллы. Многие из них занимали кафедры вопреки воле местных архиепископов, хотя в отличие от более поздней практики, существовавшей со времени правления Генриха II, при О. еще не проводились прямые назначения епископов в обход формальной процедуры избрания. При О. возросло число пожалований епископам графских титулов, земель и иных привилегий. Так, напр., значительные земельные пожалования получили от императора еп-ства Шпайер, Майсен, Хальберштадт и др.
С началом активной итал. политики представители церковной знати стали играть еще более значительную роль в окружении О. Хотя прежние авторитеты, такие как архиеп. Виллигиз Майнцский и еп. Хильдебольд Вормсский, сохраняли влияние на герм. землях, непосредственными советниками О. стали его новые приближенные из числа членов придворной капеллы, ученых клириков, духовных авторитетов. Важную роль представители этого круга стали играть после событий 997-998 гг.- предательства Иоанна Филагата. В 998 г. Герберт Орийакский был назначен архиепископом Равенны. В 999 г. Гериберт, совмещавший должности канцлера Германии и Италии, занял архиепископскую кафедру Кёльна. На епископскую кафедру Верчелли О. назначил члена придворной капеллы Льва. Перед этим назначением в городе произошел мятеж под рук. маркграфа Ардуина Иврейского, и предшественник Льва, еп. Петр († 997), был убит. За это преступление созванный в Риме Собор отлучил маркграфа от Церкви и лишил Ардуина и его сторонников большей части их владений в пользу еп-ства Верчелли. Ардуин был принужден совершить покаяние, ему запрещалось носить оружие и проводить на одном и том же месте 2 ночи подряд.
В правление О. получили распространение идеи о необходимости установления большей строгости и аскезы в мон-рях. Этому способствовало развитие монастырских реформ в Клюни (см. Клюнийская реформа) и Горце. О. находился под влиянием аббата Клюни св. Одилона († 1048/49) и видного деятеля клюнийской реформы Аббона из Флёри († 1004). Проводником реформы в аббатстве Горце стал Готхард Хильдесхаймский († 1038), с 996 г. он был аббатом монастыря в Нидеральтайхе, а в 1001 г. на недолгий срок по инициативе герц. Генриха Баварского также и в Тегернзе; впосл. его реформаторские начинания распространились и на мон-ри в Херсфельде и Кремсмюнстере. В Италии О. покровительствовал подвижникам, ориентировавшимся в т. ч. на греч. монашескую традицию. Греко-латинский мон-рь святых Бонифация и Алексия на Авентине стал важным центром почитания Адальберта Пражского. Прп. Нил Россанский, приближенный О., вскоре после смерти императора, в 1004 г., основал мон-рь Гроттаферрата, в к-ром совмещались лат. и греч. монашеские традиции. Еще один духовный авторитет О.- св. Ромуальд, к-рого император ок. 1001 г. назначил аббатом мон-ря Сант-Аполлинаре-ин-Классе, основал конгрегацию камальдулов, чей устав предписывал суровые аскетические практики, строгие посты, обеты молчания и умерщвление плоти.
Для правления О. были характерны усиление епископата по сравнению со светской знатью, вовлеченность высших церковных иерархов в политику, в т. ч. их участие в военных кампаниях. Так, напр., решающую роль в подавлении мятежа в Тиволи в 1001 г. агиограф Тангмар приписывал не О., а еп. Бернварду Хильдесхаймскому (Thangmar. 1841. P. 768-770). Траурный кортеж, доставлявший тело усопшего О. из Италии в герм. часть империи, возглавил архиеп. Гериберт Кёльнский, вскоре вступивший в противостояние с архиеп. Виллигизом Майнцским по поводу кандидатуры следующего короля: представители высшей церковной иерархии продолжили влиять на судьбу гос-ва и после смерти О.
В период регентства и в первые годы самостоятельного правления О. политика в отношении Папского престола основывалась на вынужденных компромиссах с рим. знатью. За свержением папы Иоанна XIV по инициативе рода Кресценциев и за повторным избранием антипапы Бонифация VII последовало низложение антипапы и избрание Иоанна XV - первоначально, по-видимому, в качестве компромиссной фигуры, устраивавшей и Кресценциев, и герм. властителей. По мере восстановления стабильности на герм. землях и возвращения сначала регентш, а потом и самого О. к более активной политике в Италии папа Иоанн XV стал все больше считаться с их интересами. В 988 г. он присвоил архиепископский статус кафедре Пьяченцы, к-рую должен был возглавить приближенный имп. Феофано - Иоанн Филагат. В ходе конфликта 991-997 гг. по вопросу о замещении Реймсской архиепископской кафедры папа Римский опирался на поддержку О. и герм. епископов, даже предлагал провести Собор в Ахене, тем самым фактически признав право О. и герм. епископата выступать в качестве защитников интересов Папского престола во Французском королевстве. В 993 г. папа причислил к лику святых еп. Ульриха (Удальриха) Аугсбургского (923-973), поддерживавшего политику деда и прадеда О. (это стало 1-м документально подтвержденным актом папы Римского о канонизации). К 995 г. папа Иоанн XV, неоднократно вызывавший недовольство рим. знати, прибегал к поддержке О. как защитника и покровителя в этом конфликте.
С похода О. в Италию в 996 г. началась его политика активного вмешательства в дела Папского престола. Если ставленниками Оттона I и Оттона II на Римской кафедре были угодные им кандидаты из итал. знати, то О. добился избрания 1-го папы герм. происхождения - Григория V. За императором был закреплен титул «защитник церкви святого Петра» (advocatus Ecclesiae Sancti Petri). Идея «согласия» императора и папы Римского, отчасти, по-видимому, вдохновленная примером визант. «симфонии» василевса и патриарха, нашла отражение в стихотворении еп. Льва Верчелльского «О Григории и августе Оттоне» (Versus de Gregorio et Ottone augusto, 996). О. обещал способствовать распространению влияния Папского престола на подвластных ему землях, а понтифик в свою очередь дал обещание обеспечивать поддержку императора со стороны католич. Церкви. Императору в этом «согласии» отводилась доминирующая роль, укрепившаяся после 998 г., когда Григорий V стал обязан О. своим восстановлением на Папском престоле.
При избрании в 999 г. на Папский престол Герберта Орийакского союз императора и понтифика подчеркивался именем, к-рое принял новый папа Римский - Сильвестр II. Выбор имени свидетельствовал о стремлении О. символически уподобить себя рим. имп. св. Константину Великому (306-337), при котором папой Римским был св. Сильвестр I (314-335), по преданию исцеливший императора от проказы и крестивший его (см. в ст. «Константинов дар»). Христианизация язычников являлась важной задачей понтификата Сильвестра II. Это рассматривалось в т. ч. и как борьба с силами антихриста в преддверии Страшного Суда. Эсхатологические ожидания возникли накануне 1000 г. благодаря распространению букв. толкования пророчества о «новом небе и новой земле» в Откровении Иоанна Богослова (Откр 21. 1). Представление о близости Страшного Суда побуждало О. к покаянию, паломничествам в Гаргано (999) и в Гнезно (1000), а также к принятию на себя «апостольской» миссии по распространению христианства (и власти христ. империи).
Вместе с тем О. отказался признать законную силу «Константинова дара» - подложного акта, согласно к-рому имп. Константин Великий якобы передал папе Римскому Сильвестру I и всем Римским понтификам власть над землями Зап. Римской империи. Само решение О. избрать Рим в качестве резиденции противоречило идее этого документа. При участии еп. Льва Верчелльского, а также, по-видимому, самого папы Сильвестра II в 1001 г. издана имп. грамота, в к-рой оспаривалась подлинность «Константинова дара». О. утверждал, что дарует подвластные ему территории ап. Петру лишь из собственного великодушия, фактически отказываясь признавать также т. н. Оттоновскую привилегию (Privilegium Ottonianum), некогда дарованную Римским папам имп. Оттоном I и подтверждавшую границы Папской области, установленные в эпоху Каролингов. Нем. исследователи П. Э. Шрамм и Г. Альтхоф придавали особое значение тому, что в грамоте говорилось именно о даре императора самому ап. Петру, а не папам Римским (Schramm. 1929. S. 174-175; Althoff. 1996. S. 121-129). В документе недвусмысленно упоминалось и о том, что мн. прежние папы были порочны и недостойны Римского престола, чем оправдывалось право императора на вмешательство в дела Церкви в роли «защитника интересов св. Петра». Так О. подчеркивал свою роль как непосредственного исполнителя воли Господа. Об этом же свидетельствует и титулатура, использовавшаяся в его грамотах в последние годы правления: во время паломничества в Гнезно к имп. титулу добавлялось «раб Иисуса Христа» (servus Jesu Christi), а после возвращения из него в Рим - «раб апостолов» (servus apostolorum), что соотносится с папским титулом «раб рабов Божиих» (servus servorum Dei).
Статус императора, с т. зр. О., подразумевал его власть над Римом как центром христ. мира и особую духовную миссию, к-рую сам О. на протяжении последних лет правления истово стремился исполнять. Немаловажной частью этой миссии было распространение влияния Римской Церкви на новых территориях к востоку от герм. земель. Теперь это было связано для О. уже не только с локальными интересами герм. знати, но и с борьбой за влияние с Византийской империей, в тот период тоже активно участвовавшей в христианизации славян. Именно деятельность О. в значительной степени определила дальнейший ход церковной, культурной и политической истории региона: при нем был заложен фундамент развития самостоятельных католич. архиеп-ств Польши и Венгрии в юрисдикции Папского престола. Гнезненское архиеп-ство в Польше было создано во время паломничества О. к гробнице св. Адальберта. Гнезно были подчинены епископства Колобжега, Кракова и Вроцлава. Первым архиепископом Гнезно стал сводный брат Адальберта Пражского - Гауденций (еще до создания кафедры он был рукоположен как «архиепископ св. Адальберта»). В 994 г. именно св. Адальберт крестил буд. 1-го венг. кор. Вайка, принявшего имя Стефан. О., возможно, был его восприемником и даровал Стефану копию одной из главных реликвий и инсигний герм. государей - св. копья. Гранское архиеп-ство в Венгрии возглавил ученик св. Адальберта - Астрик. Окончательно церковная самостоятельность Венгрии была подтверждена на хофтаге в Равенне (апр. 1001). Архиепископы Зальцбурга лишались возможности проводить миссионерскую деятельность во владениях венг. кор. Стефана I. Тогда же по просьбе польск. кор. Болеслава I О. направил миссионеров на польские земли. Посмертное почитание св. Адальберта Пражского при поддержке императора насаждалось в Польше и Венгрии, по повелению О. частицы мощей святого были отправлены в Ахен, Рим, Равенну, Льеж, Райхенау.
О. стремился влиять на церковную политику и в сопредельных регионах: во Франции он вмешался в спор по поводу замещения Реймсской архиепископской кафедры, в 994 г. на Соборе в Лиможе поддержал мон-рь Сен-Рикье в противостоянии с графами Фландрии по вопросу о возвращении обители реликвий. В 996-998 гг. выступил на стороне жителей Венеции в конфликте с еп. Беллуно за контроль над г. Читтанова в Венецианской лагуне. В 996 г. О. был крестным отцом сына венецианского дожа Пьетро II Орсеоло (991-1009) (мальчик получил имя Оттон), а в 1001 г. - его дочери. Венецианцы являлись важными союзниками О. в его стремлении распространять христианство на землях к востоку от своих владений, противостоя тем самым расширению визант. влияния.
В эпоху правления О. культурный подъем - т. н. Оттоновское возрождение - достиг своего апогея. В основе искусства этого времени лежал синтез культурных традиций, восходивших к Византии, Италии, каролингской Франции, классической античности, переосмысленных в новом контексте под покровительством государей Саксонской династии. При этом произведения, создававшиеся в период правления О., отличались большим своеобразием, чем памятники предшествовавшего времени. Этому способствовал в т. ч. глубокий личный интерес О. к духовной жизни, его стремление покровительствовать выдающимся интеллектуалам и христ. подвижникам.
При дворе О. особое внимание уделялось лит. творчеству. Известны поэтические строки в письме О. Герберту Орийакскому (997), по-видимому, принадлежащие перу государя. О. отмечает, что прежде не занимался стихосложением, но теперь чувствует в себе стремление и способность сочинить «столько песен, сколько людей обитает в Галлии» (Gerbert von Reims. 1966. S. 223). В этом можно видеть влияние его наставника, Герберта Орийакского, автора мн. поэтических произведений, в т. ч. посвящения Оттону II и западнофранк. кор. Лотарю III, а также стихов, прославляющих философа Боэция.
Мн. церковные авторы восхваляли в стихах величие О. Помимо вышеупомянутого стихотворения еп. Льва Верчелльского «О Григории и августе Оттоне» сохранилось также и его посмертное восхваление О. в стихотворении «Об Оттоне и Генрихе» (ок. 1003). Примечательна написанная в 997 г. «Песнь-акростих к императору Оттону» (Carmen acrostichum ad Ottonem imperatorem) аббата Аббона из Флёри. Это стихотворение необычайной технической сложности представляет собой еще и своеобразное графическое произведение. Первая строка, напоминающая молитвенную формулу обращения к О., вплетена в текст 6 раз, повторена в средней (18-й) и в финальной строках, а также составлена по вертикали из первых, центральных и финальных букв каждой строки. Тем самым автор «зашифровал» в своем тексте изображение обрамленного креста, а кроме того, так же по вертикали, спрятал слова «Оттон цезарь» (Otto Caesar) и «Аббон аббат» (Abbo abba). Обращение к императору как к защитнику католич. Церкви здесь представлено как особый, сакральный, акт, стихотворение явно подразумевало не только прямое прочтение, но и медитативное размышление над мистическим смыслом зашифрованных христ. символов.
Расцвет переживала житийная литература, чему способствовало распространение почитания новых христ. подвижников: Ульриха Аугсбургского, Адальберта Пражского, 5 монахов-отшельников (последователей св. Ромуальда, погибших от рук язычников в ходе миссии в Польше).
Продолжалось развитие соборных школ в городах с ключевыми епископскими кафедрами (Кёльн, Трир, Магдебург, Майнц), а также мон-рей, особенно тех, к-рые были тесно связаны с родом Людольфингов (Эссен, Гандерсхайм и др.). Благодаря покровительству императора новый расцвет переживали и обители, знаменитые еще с каролингской эпохи, в т. ч. Райхенау и Санкт-Галлен.
Среди относящихся к эпохе О. произведений скриптория мон-ря Райхенау следует упомянуть Евангелие Лиутхара (ок. 1000, название дано по имени создателя манускрипта). В рукописи содержится знаменитая миниатюра, представляющая христомиметический образ императора (вероятно, именно О., а не его преемника) в античной тунике и пурпурном плаще, с державой в левой руке и - впервые в истории имп. иконографии - в мандорле, которую прежде использовали лишь при изображении Христа. Рука Господа коронует государя (важно, что коронация изображена как происходящая без посредничества папы Римского), 4 евангелиста держат перед императором развернутую белую ленту, символизирующую, вероятно, свиток со Свящ. Писанием. У подножия трона правителю поклоняются 2 знатных мужа в коронах (в них мн. исследователи усматривают персонификации кор. Болеслава I Польского и кор. Стефана I Венгерского: Fried. 1989), уровнем ниже - 2 вооруженных знатных мужа и 2 архиепископа. Эта миниатюра, символически представляющая Свящ. Римскую империю, освященную Господом, близка по форме к визант. иконописи.
Датировка Евангелия из Райхенау, тоже содержащего миниатюру с изображением императора, более спорна: по одному предположению, оно было создано ок. 1000 г. по заказу О., по другому - уже при его преемнике, Генрихе II. На миниатюре изображен император на троне в окружении 2 представителей светской знати и 2 архиепископов с поклоняющимися ему и приносящими дары персонификациями 4 частей империи (Рим, Галлия, Германия и слав. земли). Миниатюра тесно связана с той же иконографической традицией, что и изображение из Евангелия Лиутхара, хотя она в меньшей степени насыщена духовной символикой, связанной с уподоблением светского государя Христу.
Важные памятники ювелирного искусства оттоновской эпохи, преподнесенные в качестве даров, сохранились в жен. мон-ре в Эссене. В их числе церемониальный меч, к-рый О. подарил мон-рю, вероятно, при визите в февр. 993 г. Его основой служил клинок, по-видимому использовавшийся как боевое оружие во 2-й пол. X в., рукоять и ножны были украшены золотой инкрустацией с тонкой филигранью. В честь святых покровителей г. Эссена он стал именоваться мечом святых Космы и Дамиана. В дар мон-рю был преподнесен крест с крупными эмалями - созданный ок. 1000 г. дубовый выносной крест высотой примерно 0,5 м, украшенный золотом, драгоценными камнями и 5 эмалями (в центре и на концах), на к-рых изображены соответственно сцена «Распятие» и персонификации евангелистов. У основания креста помещена античная камея, изображающая голову Медузы горгоны (античный талисман-горгонейон), вероятно олицетворявшая зло, побежденное Христом.
В мон-ре Санкт-Галлен, имевшем ко времени правления О. богатые культурные, прежде всего лит. и муз. традиции, наступил период нового подъема. Яркой фигурой в Санкт-Галлене того времени был преподаватель монастырской школы Ноткер III Губастый (ок. 950-1022) - автор первых переводов на древневерхненем. язык ряда церковных текстов, важнейшим из к-рых стал комментированный перевод Псалтири, а также сочинений античных авторов, включая «Утешение философией» Боэция, «О бракосочетании Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы, «Категории» и «Об истолковании» Аристотеля. Среди несохранившихся переводов Ноткера были ветхозаветная Книга Иова, «Буколики» Вергилия и «Андрий» Теренция.
Важным церковным деятелем эпохи О. был его наставник и сподвижник - еп. Бернвард Хильдесхаймский. По его инициативе в Хильдесхайме основан мон-рь св. Михаила, где уже после смерти О. (после 1010) под рук. еп. Бернварда была построена церковь - выдающийся архитектурный памятник эпохи. В 993 г. по инициативе епископа в монастыре возвели небольшую капеллу, посвященную Животворящему Кресту, в драгоценном реликварии епископ поместил частицы Св. Креста, переданные в дар императором. В Хильдесхайме хранится богато инкрустированный выносной крест, изготовленный, вероятно, уже в XII в., но традиционно именуемый Крестом еп. Бернварда (по-видимому, он заменил первоначальный реликварий, созданный при еп. Бернварде). Др. выдающееся творение церковного прикладного искусства, т. н. колонна еп. Бернварда, находящаяся в хильдесхаймском кафедральном соборе, возможно, тоже была даром еп. Бернварду от О. (либо создана вскоре после его смерти). Колонна еп. Бернварда представляет собой любопытный пример синтеза христианской и античной римской традиций: на увенчанной крестом бронзовой колонне изображены события из жизни Христа - в форме ленты, вьющейся спиралью, подобно рельефу на колонне имп. Траяна (113 г. по Р. Х.) в Риме.
Если еп. Бернвард Хильдесхаймский развивал свою епархию как духовный и культурный центр благодаря близости и поддержке императора, то архиеп. Виллигиз Майнцский - скорее вопреки напряженным отношениям с О. Игравший ключевую политическую роль в период регентства и сохранявший влияние в первые годы самостоятельного правления О., архиеп. Виллигиз еще в 994/5 г. освятил мон-рь св. Виктора в Майнце в присутствии юного государя. В дальнейшем архиепископ Майнцский постепенно отдалился от О., но не поступился своими амбициями. Строительство нового, грандиозного собора в Майнце (закончено в 1009) стало демонстрацией могущества и богатства архиепископа. Вероятно, немаловажным стимулом к этому стало стремление иметь в архиеп-стве собор, достойный стать местом королевских коронаций (в то время как Ахен принадлежал к юрисдикции архиепископов Кёльнских - главных конкурентов архиепископов Майнцских в споре за право короновать германских королей). Сохранились свидетельства существования драгоценного распятия, заказанного архиеп. Виллигизом (ок. 1000),- Креста Бенно. По сохранившимся описаниям, распятие представляло собой шедевр ювелирного искусства, впечатлявший масштабом, и было главным сокровищем кафедрального собора в Майнце. На деревянном кресте находилась золотая, украшенная драгоценными камнями фигура Христа весом 600 фунтов (ок. 272 кг). Распятие, по-видимому, было утрачено еще в средние века. Возможно, заказ Креста Бенно тоже был частью борьбы архиепископа Майнцского с предстоятелями Кёльнской кафедры за первенство: это распятие должно было превзойти великолепием кёльнский Крест Геро (подробнее см. в ст. Кёльн).
Выдающимся памятником оттоновского ювелирного искусства является Крест Лотаря. Он был преподнесен в дар Ахенской капелле ок. 1000 г. Деревянный, инкрустированный золотом и драгоценными камнями выносной крест (высотой 0,5 м), по-видимому, был изготовлен в Кёльне. Одна его сторона богато украшена инкрустацией, в центре, среди множества драгоценных камней и жемчужин, помещена античная камея с портретом имп. Октавиана Августа. В близких по времени и стилю аналогах (таких, как Крест Феофано, сер. XI в.) на этом месте помещалось изображение Христа; использование изображения рим. императора позволяет видеть в Кресте Лотаря прямое воплощение идеи христомимесиса императора. У основания в крест вделана каролингская печать IX в. из горного хрусталя с изображением кор. Лотаря (предположительно Лотаря I или Лотаря II), которая в контексте эпохи могла ассоциироваться с западнофранк. кор. Лотарем III и с его преемниками на франц. престоле. Каролингская печать, помещенная под изображением императора, была значительно меньше его по размеру, что напоминает оттоновскую миниатюру, где зависимые от государя представители знати изображались ниже его трона, а их фигуры были меньшими по размеру. Также эта деталь могла служить отсылкой к образу диавола, побежденного Христом. На оборотной стороне креста на гладкой поверхности выгравировано изображение распятого Спасителя. Над распятием изображена рука Господа в языках пламени, опускающая на Христа лавровый венок, в центре к-рого - голубь, воплощающий Св. Духа, у подножия креста - поверженный змий-искуситель, с правой и левой стороны - Солнце и Луна. Т. о., парадной «императорской» стороне креста противопоставлена подчеркнуто аскетичная, но изобилующая духовной символикой сторона с изображением Царя Царей. Одно из возможных предназначений подобного двустороннего креста во время литургии состоит в том, чтобы парадная сторона была обращена к народу, тогда как сам император, молясь, видел перед собой лишь сторону с распятием. Это произведение, причудливо соединившее образы, связанные с античным Римом и с христ. традицией, с имперским величием и со смирением государя в подражание Христу, стало выразительным отображением политической и теологической концепций, лежавших в основе императорской власти О.