Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОПТАТ
53, С. 47-50 опубликовано: 6 июля 2023г.


ОПТАТ

Св. Оптат, еп. Милевитский. Гравюра. 1736 г. Худож. Ж. Кало
Св. Оптат, еп. Милевитский. Гравюра. 1736 г. Худож. Ж. Кало

Св. Оптат, еп. Милевитский. Гравюра. 1736 г. Худож. Ж. Кало

[Лат. Optatus] (IV в.), св. (пам. зап. 4 июня), еп. Милевитский (Милевский) в Нумидии (ныне Мила, Алжир); богослов-полемист, церковный историк.

Жизнь

Сведения источников о жизни О. крайне скудны. По свидетельству блж. Иеронима Стридонского (Hieron. De vir. illustr. 110), О., будучи Милевитским епископом, написал 6 книг против донатистов (см. ст. Донатизм) в правление рим. императоров Валентиниана I и Валента. На основании этого свидетельства исследователи предполагают, что О. род. ок. 320 г. (Monceaux. 1920. Р. 245; Amann. 1931. Col. 1078). Вероятно, местом его рождения была Сев. Африка (пров. Нумидия); О. неоднократно упрекал своего оппонента, донатистского еп. Пармениана, в том, что тот иностранец (Optat. Contr. Parmen. I 5. 4; II 7. 4; III 3. 2). Блж. Августин (Aug. De doctr. christ. II 40. 61 // PL. 34. Col. 63) пишет, что О., подобно сщмч. Киприану Карфагенскому, Лактанцию и Викторину Марию, «пользовался языческой мудростью». Анализ сочинения О. показывает, что он получил хорошее светское образование, а на его богословские воззрения оказала влияние североафрикан. богословская традиция. О времени кончины О. точных сведений нет, однако, учитывая то, что блж. Иероним и блж. Августин упоминают о нем как об уже скончавшемся, можно датировать кончину О. нач. 90-х гг. IV в.

Сочинения. Подлинное

«Против донатиста Пармениана» (Contra Parmenianum Donatistam; CPL, N 244), богословский трактат из 7 книг, являющийся ответом на 5 книг донатистского еп. Карфагена Пармениана (Ɨ 391/2). Оригинальное название труда О. не сохранилось. На основании свидетельства блж. Иеронима и сведений, почерпнутых из текста, можно полагать, что 1-я редакция сочинения была написана ок. 365-366 гг. и включала 6 книг (см.: Кечкин. 2013. С. 49-62). Впосл. О. дополнил труд 7-й книгой и внес некоторые дополнения в текст первых 6 книг. Датировка 2-й редакции трактата варьируется с 385 до 390 г., основанием для чего служит упоминание в тексте Римского папы Сириция, восшедшего на кафедру в дек. 384 г., как современника автора (Optat. Contr. Parmen. II 3. 1; см.: Simonetti. 1986. P. 123; Labrousse. 1995. P. 39-40).

В 1-й части (главы 1-12) 1-й книги О. кратко сообщает о причинах написания трактата, его плане и методе изложения. Здесь О. проводит различие между ересью и расколом и утверждает, что крещение, принятое у раскольников, действительно. Во 2-й части (главы 13-28) О. переходит к главной теме 1-й книги - причинам и истории происхождения донатистского раскола. О. аргументированно, на основании офиц. документов, доказывает, что донатистские епископы, спровоцировавшие раскол в североафрикан. Церкви, сами являются отступниками от веры (traditores) и что донатисты ответственны за произошедший раскол. В 1-й части (главы 1-13) 2-й книги излагается учение О. о Церкви, принципах ее единства и кафоличности (универсальности). Во 2-й части этой книги (главы 14-26) для доказательства того, что донатисты не являются «Церковью святых», О. приводит примеры жестоких преступлений донатистов, имевших место во время правления имп. Юлиана Отступника. В 1-й части (главы 1-4) 3-й книги О. рассматривает вопрос о вмешательстве государства в религ. дела и о действиях, произведенных чиновниками Павлом и Макарием согласно эдикту имп. Константа I. Здесь О. описывает многочисленные случаи насилия и кощунств, совершённых циркумцеллионами, и доказывает, что донатисты и их лидеры сами виновны в том, что их преследует государство. Во 2-й части (главы 5-10) развивается мысль, что боровшиеся с донатизмом власти исполнили волю Божию, а также что донатистские мученики не являются истинными мучениками. В 3-й части (главы 11-12) говорится о лжи донатистов в отношении действий имп. чиновников. В 4-й книге трактата после призыва к братолюбию (гл. 2) О. рассматривает вопрос о том, почему донатисты не признаю́т миропомазание и Евхаристию, совершаемые правосл. священниками, которых они считают грешниками. В связи с этим О. разбирает места из Свящ. Писания (Пс 49. 16-23, 140. 5; Ис 66. 3 и др.), касающиеся грешников, к-рые он относит к донатистам. В 5-й книге обсуждается одна из важнейших тем в антидонатистской полемике - вопрос о Крещении, к-рое донатисты не признавали действительным у православных, требуя их перекрещивания. О. говорит о единственности и неповторимости Крещения, а также о роли веры крещаемого и личности священника в таинстве. В 6-й книге О. продолжает описание преступлений донатистов, совершённых ими в правление Юлиана Отступника. В 7-й книге, представляющей собой наброски и оставшейся незаконченной, О. призывает к единству с донатистами, несмотря на их преступления и грехопадения (главы 1-3). Последние 4 главы книги (главы 4-7) составлены как дополнения и, вероятно, должны были быть вставлены в текст первых 6 книг (Labrousse. 1995. P. 34-35).

О. неоднократно упоминает в 1-й книге использованные им офиц. документы, к-рые он поместил в конце трактата (Optat. Contr. Parmen. I 14. 1, 20. 1, 22. 1, 26. 3, 27. 3, 27. 6). Эти документы были частично сохранены в одной из рукописей (Codex Parisinus lat. 1711). К. Цивса издал их в приложении к трактату О. (Optati Milevitani libri. 1893. Р. 183-216). Сборник состоит из 10 документов: 2 протоколов расследований и 8 писем, 6 из которых относятся к имп. Константину. Согласно протоколу расследования, проведенного чиновником Зенофилом в 320 г. относительно еп. Цирты Сильвана, ревностного приверженца донатизма, Сильван был обвинен в выдаче Свящ. Писания во время гонений при имп. Диоклетиане. Второй протокол касается расследования дела о еп. Феликсе Аптунгском, рукополагавшем диак. Цецилиана во епископа.

Приписываемые

Древние авторы знали только одно сочинение О., однако в XX в. были высказаны предположения о принадлежности ему неск. проповедей.

«Проповедь на Рождество» (In natali sanctorum innocentium qui pro Domino occisi sunt; CPL, N 245) вызывает больше всего дискуссий: в одной из рукописей она надписана именем О., и ее 1-й издатель А. Вильмар определенно приписывал авторство О. (Wilmart. 1922. Р. 271-276). Версия Вильмара была аргументированно опровергнута итал. ученым А. Пинкерле (Pincherle. 1923. Р. 134-135), к-рый доказывал, что данная проповедь имеет донатистское происхождение. В наст. время донатистское происхождение этой проповеди признают большинство исследователей.

«Проповедь на Богоявление» (Sermo de Epiphania; CPL, N 247). Ж. Морен в 1923 г. издал эту проповедь из корпуса Псевдо-Августина и атрибуировал ее О. на основании сходства с «Проповедью на Рождество» (Morin. 1923. Р. 233-236). В наст. время предположение Морена не находит поддержки в научном сообществе: считается, что проповедь написана после Августина, возможно одним из его учеников (см., напр.: Silvestre. 1964. P. 61-62; Simonetti. 1986. P. 126; Marone. 2008. Р. 33).

«Проповедь на Пасху» (Sermo paschalis; CPL, N 246). В 1929 г. Вильмар издал проповедь из корпуса приписываемых блж. Августину сочинений (Wilmart. 1929. P. 197-203) и на основании сходства с «Проповедью на Рождество» отнес ее к сочинениям О. В наст. время эта атрибуция не признаётся (см., напр.: Simonetti. 1986. P. 126).

Богословие

Главными богословскими темами в антидонатистской полемике были экклезиология и связанная с ней сакраментология, в частности вопрос о Крещении. Этим темам О. уделяет основное внимание в полемическом трактате. Основными источниками для О. послужили труды его предшественников, североафрикан. богословов Тертуллиана и сщмч. Киприана Карфагенского.

Экклезиология

В сочинении О. опровергает донатистские взгляды на Церковь, при этом наибольшее внимание уделяет вопросам ее истинности и святости. В полемике с донатистами О. показывает, что истинная Церковь должна быть вселенской, в значении повсеместного распространения; впосл. данную аргументацию использовал блж. Августин. Свое утверждение О. доказывает ссылками на Свящ. Писание (Пс 71. 8, 2. 8) и обвиняет донатистов в том, что они сужают «владения Христа» (кафолическую Церковь), поскольку считают, что истинная Церковь пребывает только у них, в небольшой части Сев. Африки. О. пишет: «Почему вы полагаете пределы? Почему вы проводите границы? Когда вся земля Богом Отцом обещана Спасителю» (Optat. Contr. Parmen. II 1. 6). О. перечисляет мн. провинции и области, где есть Церковь, но где нет донатистов (Ibid. II 1. 3-4). Донатисты называли Церковь райским садом, но, по мысли О., райский сад Бога должен распространяться как в длину, так и в ширину, а донатисты сокращают его, не считая христианами мн. жителей востока, севера, многочисленных провинций запада (Ibid. II 11. 2). О. обличает донатистов в том, что они молятся за единую вселенскую Церковь, при этом сами не являются Церковью (Ibid. II 2. 1 - 13. 1).

Др. аргументом, который использует О. для подтверждения истинности Церкви, является апостольское преемство, сохраняющееся в епископате. Сев. Африка исторически почитала Римскую Церковь как ближайшую апостольскую кафедру, поэтому О., чтобы показать преемственную линию епископов от апостолов, указывает список Римских пап, начиная с ап. Петра и заканчивая своим современником, папой Сирицием (Ibid. II 3. 1). Показав преемственность епископов кафолической Церкви, О., обращаясь к донатистам, восклицает: «Вы сначала покажите начало своей кафедре, а потом уж желайте присвоить себе Церковь» (Ibidem). Т. о., он выделяет 2 главных аргумента, определяющие истинность Церкви: вселенское распространение и сохраняющееся апостольское преемство.

Вопрос о святости Церкви в экклезиологии О. является основным. Впосл. аргументацию О. использовал блж. Августин в полемике с донатистами, которые настаивали на строгом хранении святости Церкви и исключали из нее повинных в тяжких согрешениях и вероотступников (traditores). О. пишет о невозможности абсолютной святости на земле, отмечая, что никто не может называть себя святым, приводя свидетельство ап. Иоанна Богослова (1 Ин 1. 8). По словам О., христианам свойственно желать добра и стремиться к нему, но всегда остается место для благодати Божией, потому что «не дано человеку быть совершенным», ибо только один Бог есть само Совершенство и только один Христос есть совершенный (Optat. Contr. Parmen. II 20. 2). Христос не даровал, но обещал совершенную святость, поэтому, согласно О., донатисты ошибочно присваивают себе полную святость (Ibid. II 20. 3). Обращаясь к донатистам, О. иронизирует: «Зачем вы просите в молитве Господней прощения своих грехов, если вы святы?» (Ibid. II 20. 5). Кроме того, О. показывает, что донатисты не только не святы, но по делам своим являются разбойниками и убийцами. В учении о святости Церкви О. придерживается позиции, согласно к-рой Церковь называется святой не из-за святости своих членов, а по причине святости ее главы - Христа. О. вслед за Тертуллианом и сщмч. Киприаном Карфагенским использует образ Жениха и Невесты из Книги Песни Песней Соломона, называя Церковь единственной невестой Христа (Ibid. II 1. 1, 10. 3, 13. 1, 13. 3). Вслед за сщмч. Киприаном О. полагает, что Церковь представляет собой смешанное сообщество, подобно полю, распространенному по всему миру и засеянному пшеницей и плевелами, т. е. праведниками и грешниками, к-рые будут отделены друг от друга Христом только на Страшном Суде (Ibid. VII 2. 6-7).

Учение о Крещении

Учение о Крещении О. излагает в 5-й книге своего сочинения. Донатисты перекрещивали всех переходивших к ним, ложно понимая учение сщмч. Киприана Карфагенского. Опровергая эту практику, О. доказывает, что Крещение должно совершаться над человеком только единожды. О. приводит в пример образы потопа и обрезания, к-рые использовались и Парменианом, при этом акцентирует внимание на том, что и потоп и обрезание никогда не повторялись (Ibid. V 1). О. указывает, что для совершения таинства Крещения необходимы 3 составных элемента (tres species): Бог Троица, вера верующего и совершитель таинства (Prima species est in Trinitate; secunda, in credente; tertia, in operante - Ibid.V 4. 1). Для Пармениана совершитель Крещения, т. е. епископ или священник, стоял на 1-м месте, что неоднократно опровергал О., говоря, что в Крещении «самое первое место занимает Троица, без Которой ничего не может совершиться» (Ibidem). Именно Бог омывает грехи в Крещении, а не совершитель таинства. По словам О., «очищать свойственно Богу, а не человеку» (Ibid. V 4. 8). Донатисты хвалились тем, что им принадлежит дар Крещения, поскольку он находится во власти подающего, а не принимающего. О., говоря о роли совершителя таинства Крещения, пишет, что «всем служителям свойственно не господство, но служение» (Ibid. V 7. 12), приводя в пример ап. Павла (1 Кор 3. 7). Обращаясь к Пармениану, О. недоумевает: «Почему приписываете себе то, что принадлежит Богу?» (Optat. Contr. Parmen. V 7. 7). Необходима для Крещения и вера принимающего, которая, по мысли О., является обязательной для очищения, поскольку без веры и Христос никого не исцелял. О. приводит в пример неск. мест из Евангелия, где Христос говорит о спасительном значении веры (Ibid. V 8).

Почитание

Местное почитание О. возникло вскоре после его кончины. Уже блж. Августин называет его кафолическим епископом достопочтенной памяти (venerabilis memoriae Milevitanus episcopus catholicae communionis Optatus - Idem. Contr. ep. Parmen. I 3. 5 // PL. 43. Col. 37) и ставит в один ряд со сщмч. Киприаном Карфагенским, Лактанцием, Марием Викторином, свт. Иларием Пиктавийским (Idem. De doctr. christ. II 40. 61 // PL. 34. Col. 63) и свт. Амвросием Медиоланским (Idem. Ep. ad Catholicos sive de unitate Ecclesiae. XIX 50 // PL. 43. Col. 430). Через столетие африканский еп. св. Фульгенций Руспийский († 532/3) называл О. «святым» за благочестивую жизнь и глубокое познание Свящ. Писания и помещал на одну высоту со светилами Зап. Церкви свт. Амвросием и блж. Августином (Fulgentius Ruspensis. Ad Monim. II 15. 2 // PL. 65. Col. 196; Idem. II 13. 2 // Ibid. Col. 193).

В католич. Церкви О. почитается в лике святых с раннего средневековья. Зап. издатель каталога святых Петр Наталис († 1382) помещает память О. в конце сент., сообщая о его жизни только сведения блж. Иеронима. На основании африкан. и рим. источников при папе Григории XIII (1502-1585) имя О. было внесено в Римский мартиролог (Martyrologium Romanum); определено совершать его память 4 июня.

Соч.: Optati Milevitani libri VII / Ed. C. Ziwsa. Prague, 1893. (CSEL; 26); Traité contre les donatistes / Ed. M. Labrousse. P., 1995-1996. 2 vol. (SC; 412-413).
Лит.: Michaud E. La théologie d'Optat de Milève d'après son De schismate donatistarum // RIT. 1908. Vol. 16. P. 238-255; Monceaux P. Histoire littéraire de l'Afrique chrétienne depuis les origines jusqu'a l'invasion arabe. P., 1920. Vol. 5. P. 241-306; Wilmart A. Un sermon de Saint Optât pour la fête de Noel // RSR. 1922. Vol. 2. Р. 271-302; idem. Un prétendu sermon pascal de S. Augustin // RBen. 1929. Vol. 41. P. 197-203; Morin G. Deux sermons africains du Ve-VIe siècle avec un texte inédit du symbole // Ibid. 1923. Vol. 35. Р. 233-236; Pincherle A. Un sermone donatista attribuito a S. Ottato di Milevi // Bilychnis. R., 1923. An. 12. Vol. 22. Р. 134-148; Baynes N. H. Optatus // JThSt. 1925. Vol. 26. P. 37-44; Amann E. Optat // DTC. 1931. Vol. 11. Col. 1077-1084; Frend W. H. C. The Donatist Church: A Movement of Protest in Roman North Africa. Oxf., 1952; Blomgren S. Eine Echtheitsfrage bei Optatus von Mileve. Stockh., 1959; Veer A. C., de. A propos de l'authenticité du livre VII d'Optat de Milève // REAug. 1961. Vol. 7. P. 389-391; Silvestre H. Trois sermons à retirer définitivement de l'héritage d'Optat de Milève // Proc. of the African Classical Association. 1964. Vol. 7. P. 61-62; Labrousse M. Optat de Milève // DSAMDH. 1982. Vol. 11. Col. 824-830; eadem. Introduction // Optat de Milève. Traité contre les donatistes / Ed. M. Labrousse. P., 1995. Vol. 1. P. 9-143. (SC; 412); Simonetti M. Optat // Quasten. Patrology. 1986. Vol. 4. P. 122-127; Dattrino L. La vera Chiesa, Ottato di Milevi. R., 1988; Mazzucco C. Ottato di Milevi in un secolo di studi: Problemi e prospettive. Bologna., 1993; Gutiérrez-Martín J. L. Optato de Milevi: Actualidad de un escritor afrorromano de la antigüedad tardía //// Anuario de Historia de la Iglesia. Pamplona, 1997. Vol. 6. P. 275-304; Marone P. Alcune riflessioni sull'esegesi biblica di Ottato di Milevi // Augustinianum. R., 2006. Vol. 46. P. 389-410; idem. L'esegesi biblica di Ottato di Milevi. R., 2008; Кечкин И. Э., свящ. Св. Оптат, еп. Милевитский как церк. историк донатизма: Канд. дис. Серг. П., 2010; он же. Датировка трактата св. Оптата Милевитского «Против донатиста Пармениана» // Вестн. Екатеринбургской ДС. 2013. Вып. 1(5). С. 49-62; он же. К вопросу о почитании св. Оптата Милевитского // Там же. 2018. Вып. 3(23). С. 13-23; он же. К вопросу о биографии Оптата Милевитского // БВ. 2018. Т. 29. № 2. С. 151-162.
Свящ. Иоанн Кечкин
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Почитание святых в Римско-католической Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Оптат (IV в.), святой (пам. зап. 4 июня), епископ Милевитский (Милевский) в Нумидии
См.также:
ИАННУАРИЙ († между 303 и 305, сщмч., еп. (пам. зап. 19 сент.; пам. греч. и РПЦ 21 апр.)
ИЛАРИЙ (ок. 315 - 367), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви
ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня)
ИУЛИАН (до 644 - 690), св. (пам. зап. 14 янв., 29 янв.), еп. г. Толет, церковный писатель
КЕНТИГЕРН († 612 или 614?), св. (пам. зап. 13 янв.), еп., почитается как основатель еп-ства Глазго (Шотландия)
КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая)
КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.)
КОРНЕЛИЙ [Корнилий] († 253), св. (пам. зап. 14 (16) сент.), еп. (папа) Римский (с 251)