[Греч. ´Αγιος Νικόλαος Ορφανός] (XIV в.), освящена во имя свт. Николая Чудотворца, находится в сев. старой части Фессалоники, между улицами Иродоту и Апостолу Павлу; включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО Греции (в 1988). Предположительно была построена в 1310-1320 гг. как главная церковь (кафоликон) одноименного мон-ря. От визант. времени помимо церкви сохранились 2 колонны проездных ворот. В период турецкого владычества церковь не была превращена в мечеть, а оставалась христианским храмом, находившимся в ведении мон-ря Влатадон. Первое упоминание о церкви с названием Агиос-Николаос-Орфанос (букв.- Святой Николай Сиротский или Святой Николай Сирота) встречается в документах XVII-XVIII вв. (Патриаршие грамоты 1635, 1638 (1648?)). В рукописи 1754 г. использовано название Агиос-Николаос-тон-Орфанон (букв.- Святой Николай Сирот). Вероятно, в обоих случаях в названии храма содержится указание на особую заботу свт. Николая Чудотворца о сиротах и вдовах.
Между тем существует др. т. зр., принадлежащая греч. автору, первому исследователю росписей церкви А. Ксингопулосу. Он полагал, что основателем мон-ря был мон. Никон, в крещении Николай, из семьи Скутериоса Капандритиса, к-рую именовали также Орфанос. Это слово читается на могильной плите, вторично использованной при устройстве пола церкви. Т. о., он считал, что первоначальное наименование церкви было Агиос-Николаос-ту-Орфану (букв.- Святой Николай от Сироты), впосл. Орфанос - семейное имя основателя мон-ря - стало эпитетом свт. Николая Чудотворца. Сербский исследователь В. Джурич идентифицировал эту фессалоникийскую обитель как монастырь Филокалу и считал, что она была основана во имя свт. Николая Чудотворца в кон. XII в. св. Саввой Сербским, а в нач. XIV в. обновлена серб. кор. Стефаном Урошем II Милутином (1282-1321).
Монастырский собор представляет собой небольшого размера 3-нефную базилику с одной выступающей наружу граненой апсидой. Наос (древнейшая часть храма) перекрыт деревянной кровлей, с 3 сторон (южной, северной, западной) он окружен галереей, с запада к основному пространству храма примыкает нартекс. Строительная техника центральной части базилики и обходных галерей различается, видимо, это указывает на разницу во времени их создания. Церковь обнаруживает сходство с визант. храмами XIV в. (кафоликон мон-ря Влатадон в Фессалонике, ц. св. Таксиархов (Чиноначальников) и ц. св. Апостолов в Фессалонике.
В проходах между наосом и обходными сев. и юж. галереями поставлены колонны с раннехрист. капителями. В алтаре по сторонам от центральной ниши устроены небольшие капеллы, сев. капелла соединена с центральной апсидой проходом и использовалась в качестве жертвенника.
Стены основного пространства базилики были расписаны сразу после завершения ее строительства. Фрески представляют собой один из наиболее полно сохранившихся ансамблей византийской монументальной живописи в Фессалонике и являются образцом классической системы росписи и тематики византийского храма времени т. н. палеологовского ренессанса.
Первоначально стенопись включала несколько полных тематических циклов. Росписи наоса располагаются горизонтальными регистрами в 3 зонах стен, что характерно для созданных в то же время росписей в Сербии и Македонии. В нижней зоне - фигуры святых в рост; в средней - святые в медальонах; в верхнем ярусе присутствует дополнительное деление (3-й и 4-й ярусы на сев. и юж. стенах; 5-й на вост. и зап. стенах) - двунадесятые праздники, Страстной цикл, композиция «Воскресение Христово» и изображения событий, произошедших по Воскресении.
В конхе алтарной апсиды размещено изображение в рост Богоматери «Оранта» с надписью «Богоматерь Ахиропиитос» (Богоматерь Нерукотворная), что, возможно, имеет отношение к чтимому образу, находившемуся, согласно традиции, в фессалоникийской ц. Богоматери Ахиропиитос. По сторонам от Пресв. Богородицы - предстоящие архангелы Михаил и Гавриил в лоратных одеждах, каждый со скипетром в одной руке, другая молитвенно протянута к Божией Матери. Под фигурой Богоматери - 4 святителя в рост (Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов) совершают Божественную литургию, они стоят со свитками в руках, развернувшись к престолу, на к-ром лежит Младенец Христос на дискосе (Мелизмос Амнос). Рядом с центральной группой святителей - образы, к-рые соотносятся с литургическим и евхаристическим циклами (2 архангела в одеждах диаконов с рипидами, святые Николай Чудотворец, Кирилл Александрийский, Иоанн Милостивый). Замыкают эту группу святых Богоматерь «Параклесис» (слева, со свитком) и св. Иоанн Креститель (справа, в иконографическом типе Ангел пустыни); напротив Богоматери «Параклесис» - Иисус Христос с Евангелием в левой руке.
По сторонам от алтаря, на вост. стене,- композиция «Причащение апостолов», в которой Иисус Христос Великий Архиерей представлен дважды: в крещатом саккосе он стоит перед престолом, под киворием; слева Он подает апостолам Свое тело под видом хлеба (эта часть композиции сильно разрушена), справа - Свою кровь в чаше. На щеке арки над апсидой расположен Нерукотворный образ Спасителя.
В наосе в верхнем ярусе помещены изображения 12 праздников. Повествование начинается на вост. стене и опоясывает весь храм. В цикл входят композиции: «Благовещение» (сильно повреждена), «Рождество Христово», «Поклонение волхвов» (одно из изображений, по мнению Ксингопулоса, является автопортретом художника), «Сретение» (2-частная, разделена окном), «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря» (большие утраты авторской живописи), «Вход Господень в Иерусалим» (представлена на юж. и зап. стенах), «Распятие», «Воскресение Господне» (разделена окном на 2 части, сильно разрушена), «Успение Пресв. Богородицы» (занимает 3 яруса росписи), «Пятидесятница» (утрачена, причины неизвестны). Необычно то, что в цикл праздников включена сцена «Поклонение волхвов», но отсутствует сцена «Вознесение» (как отдельная 2-частная композиция она помещена на зап. стене в треугольном фронтоне). Под праздничным циклом находится цикл Страстей Господних (сев. и юж. стены), который развивается лентообразно, без разделения на сцены. Этот цикл начинается в вост. части сев. стены сценой «Омовение ног», далее следует «Тайная вечеря»; на юж. стене - «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды», «Христос перед Каиафой», «Христос перед Пилатом»; в юж. углу зап. стены - «Отречение Петра», «Поругание Христа» (после «Успения Богоматери»), «Шествие Христа на Голгофу», «Возведение Христа на крест» (завершающая сцена цикла). Далее на вост. стене следуют события по Воскресении: «Христос в саду», «Явление Христа женам-мироносицам».
Расписаны также нартекс и обходная галерея, в к-рых помещены сюжеты из ВЗ, житийные циклы прп. Герасима Иорданского (сев. стена юж. части кругового обхода), свт. Николая Чудотворца (вост. стена нартекса, 2-й ярус росписи), цикл «Чудеса Христа» (сев. стена юж. части кругового обхода, над сценами из ВЗ), ростовые фигуры святых и Акафист Богоматери (юж. стена сев. части кругового обхода), а также месяцеслов (частично восточная и вся зап. стена), который первоначально занимал всю зап. стену (сохр. фрагментарно).
В юж. галерее 2 верхних яруса сев. стены заняты циклом «Чудеса Христа», сцены имеют разгранку. В него входят композиции: «Исцеление кровоточивой жены» (сильно разрушена), «Исцеление больного водянкой» (2-частная), «Исцеление одержимого бесом», «Исцеление хромого», «Исцеление паралитика», «Христос и самарянка» (2-частная, по сторонам окна), «Брак в Кане» (акцент в сцене сделан на трапезе, а не на чуде превращения воды в вино). Под циклом чудес расположены сцены из ВЗ (слева 2 сцены истории прор. Моисея - «Моисей слушает призыв ангела», «Моисей снимает сандалии») и сцены жития прп. Герасима Иорданского (справа, в 2 яруса, без разделения на композиции). В юж. части кругового обхода изначально находился Богородичный цикл, однако эту часть церкви в позднее время перестраивали, живопись XIV в. здесь не сохранилась.
В сев. галерее на 4 стенах первоначально размещался живописный цикл, иллюстрирующий текст Акафиста Богоматери; композиции шли в один ярус, без разделения. Большая часть сцен утрачена, сохранившиеся сцены находятся в плохом состоянии. В верхнем ярусе юж. стены слева направо размещены следующие композиции: «Встреча Марии и Елисаветы», «Бегство в Египет», «Поклонение пастухов», «Рождество Христово» (иконография сцены отличается от той, что включена в цикл двунадесятых праздников), «Волхвы прибыли поклониться Младенцу», «Поклонение волхвов», «Возвращение волхвов в Вавилон». Иллюстрации к следующим 3 стихам находились в нижнем ярусе: «Христос среди монахов, епископов и певчих», «Юный Христос с апостолами», выше - «Христос, восседающий на херувимах во славе, несомой двумя ангелами», «Богоматерь с Младенцем на троне, в окружении ангелов». Между 2 склонами арки в верхней точке написана сцена, не имеющая прямого отношения к Акафисту,- «Сон Иосифа».
В нартексе, на вост. стене над входом в наос, помещены композиции, иллюстрирующие житие свт. Николая Чудотворца, к-рые размещены в 2 линии, без разгранки на отдельные сцены. Повествование начинается наверху: «Рождество Николая» (по иконографии аналогично сцене «Рождество Богородицы»), «Поставление в диакона», «Поставление в пресвитера», «Поставление в епископа». Эта часть завершается сценой одного из чудес святого - святитель тайно дает деньги разорившемуся дворянину, дабы спасти его дочерей от участи публичных дев. Далее цикл продолжается в нижнем ярусе: «Явление святого во сне епарху Евлавию», «Явление свт. Николая имп. Константину», «Избавление трех невинно заключенных», «Чудо на море» и т. д.; завершается цикл сценой «Успение свт. Николая».
Внизу - ростовой образ Богоматери с Младенцем и апостолами Петром и Павлом (слева от двери) и фигуры 2 святителей (справа от двери, сильны повреждены).
На зап. стене - фрагменты минология (справа от жития свт. Николая). Сцены расположены в календарной последовательности. На вост. стене сохранились неск. фигур и сцен: «Перенесение мощей Максима Исповедника» (13 авг., предположительно), прор. Михей (14 авг.), «Успение Богоматери» (15 авг., фрагментарно). Справа от житийного цикла свт. Николая Чудотворца - сцена мучений святых жен Агапии, Ирины, Хионии (16 апр.). Юж. стена зап. стороны: сцена мучений св. Евфрасии (18 мая) и фигуры св. мч. Фалалея Эгейского (20 мая), равноапостольных Константина и Елены (21 мая), св. Михаила Синадского (23 мая); зап. конец юж. стены - фигуры неизвестных святых, двое из к-рых, вероятно, святые Андроник и Иуния (память обоих совершается 17 мая).
Иконография сцен и тематика циклов обнаруживают параллели с совр. визант. искусством, в частности Македонии. Напр., полуфигуры святых в медальонах между ростовыми изображениями и сценами представлены в росписи храмов: Богоматери Перивлепты в Охриде (1295), Христа в Верии (1315), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318). Иконография сцен содержит новые элементы, типичные для палеологовского искусства. Стиль в целом характерен для визант. искусства раннего XIV в. Композиции сложные, многосоставные, динамичные. Масштаб фигур мелкий, больше изображений, сцен, циклов по сравнению с предшествующим периодом. Архитектура, на фоне которой совершаются события, идеальная; фигуры стройные, элегантные, объемно переданные, они сложно пластически моделированы.
Художественный уровень живописи настолько высок, что Джурич считал ее автором визант. художника 1-й четв. XIV в. Георгия Каллиерга, создателя росписи ц. Христа в Верии. Параллельно с фресками этого фессалоникийского храма были созданы мозаики мон-ря Пресв. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле (ок. 1315), мозаики и фрески мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321), росписи ц. св. Апостолов в Фессалонике (1312-1315), ц. Пресв. Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (1310-1313), ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в монастыре Студеница (1314), ц. вмч. Никиты в Чучере близ Скопье (ок. 1320), ц. вмч. Георгия Победоносца в Старо-Нагоричино (1316-1318), росписи кафоликона Хиландарского монастыря на Афоне (1321-1322) и др.
Находящиеся в наосе колонны с раннехрист. капителями и 2 рядами аканфовых листьев времени имп. Феодосия I Великого, вероятно, относились к др. постройке. К первоначальному скульптурному декору храма принадлежит находящаяся in situ мраморная алтарная преграда (две 4-гранные колонны с 8-гранными коринфскими капителями, архитрав с рельефным орнаментом). Кроме того, во время исследований и реставрации храма были обнаружены фрагменты погребальных плит, мраморные пластины с надписями и проч. На одной из надгробных плит сохранилась монограмма с именем возможного основателя и донатора храма.