Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКИФОРОВ ВАЖЕОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
49, С. 677-679 опубликовано: 19 сентября 2022г.


НИКИФОРОВ ВАЖЕОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Никифоров Важеозерский Преображенский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Никифоров Важеозерский Преображенский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Никифоров Важеозерский Преображенский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в.

(Петрозаводской и Карельской епархии), находится в пос. Интерпосёлок Олонецкого р-на Республики Карелия. Основан на месте пустынных подвигов преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских. Расположен на берегу оз. Важозеро (Важе, Вожезеро) среди хвойных лесов. Устроение обители относится к периоду интенсивной «монастырской колонизации» XVI в., в значительной степени связанной с подвигами прп. Александра Свирского: в 1-й половине века были основаны Андрусовская во имя святителя Николая Чудотворца мужская пустынь, Клименецкий во имя Святой Троицы и Вознесенский на истоке р. Свири мон-ри; во 2-й пол. XVI в.- Сяндемская в честь Успения Пресвятой Богородицы, Габановская Петропавловская, Яшезерская Благовещенская, Машеозерская Илиинская, Брусненская Николаевская, Соломенская Петропавловская и Вашеостровская Преображенская пустыни. При прп. Никифоре, ученике прп. Александра Свирского и 1-м игумене пустыни, к-рая именовалась Задненикифоровой, к 1530 г. были сооружены деревянная ц. в честь Преображения Господня и 10 келий. В год кончины прп. Никифора (Ɨ 9 февр. 1557, в день своих именин) 9 марта царь Иоанн IV Васильевич Грозный пожаловал «в Заднюю пустынь, в Спасский монастырь Боголепного Преображения Господня на Важене озере» земельные угодья: по версте вокруг озера на все 4 стороны. Предписывалось, чтобы расчистка леса и пахота велись самими насельниками, а «не наймом и без подмоги» (Соборная грамота. 1869. С. 81; Барсов. 1869. С. 73). 23 окт. 1588 г. царь Феодор Иоаннович подтвердил право бедной обители во главе с игум. Дорофеем на островки с рыбной ловлей на р. «Свири на пороге на Сиговце по обе стороны реки», пожалованные в 1557 г. В 1596 г. в мон-ре освящен храм Преображения Господня, о чем свидетельствовал хранившийся в нем древний антиминс.

В 1612 г. Н. м. был разорен «от немецких и литовских людей и от русских воров», игум. Дорофей с 23 братиями принял мученическую кончину (по др. сведениям, 7 или 20 чел. братии; их могила близ места захоронения преподобных основателей, почитавшаяся в монастыре, утрачена). Существовало также предание о том, что в числе пострадавших были Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий Островские, почитавшиеся как местночтимые святые. Согласно другому преданию, это были ученики прп. Александра Свирского, которые, как предполагал К. А. Докучаев-Басков, после его кончины, «любя больше уединение, оставили Свирскую обитель и перешли в Важеозерскую Заднюю пустыню, следовательно, сделались учениками Геннадия и Никифора» (Преподобные Каргопольско-Олонецкие чудотворцы // Рус. паломник. 1889. № 51. С. 611). В Преображенском и Всехсвятском монастырских храмах хранились иконы 9 Важеозерских чудотворцев.

Никифоров Важеозерский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.
Никифоров Важеозерский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.

Никифоров Важеозерский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.

Обитель опустела, в кон. 10-х гг. XVII в. иноки «скиталась между двор». К 1623 г. в пустыни проживали 6 насельников во главе с иером. Феодосием, к-рые занимались ловлей сигов и лососей на пороге Сиговец. По жалобе братии царь подарил им «пустошь Юрьевскую Кириканова», к-рую отнял у обители крестьянин Важинского погоста Петр Васильев (Барсов. 1869. С. 75-76). В эти годы были построены деревянные новый Успенский храм, колокольня и поварня. Ок. 1640 г. игум. Антоний пожертвовал в мон-рь Евангелие и на свои деньги построил келью; в пустыни проживали 12 чел., которые «питались своими трудами», без «государева жалованья». Через 40 лет положение в Н. м. изменилось в лучшую сторону. К 1680 г., когда строителя старца Варлаама сменил старец Савватий, число насельников увеличилось до 22 чел. В мон-ре почитались вериги прп. Никифора, хранившиеся в часовне вмч. Никиты (утрачены). В 1697 г. упоминаются 2 царские грамоты: о дарованной мон-рю пахотной земле и о разрешении рыбной ловли на пороге Сиговец и спуске карбасов. С 1685 г. до конца XVII в. строителями Н. м. были иеромонахи Ферапонт, Николай, Макарий, Варлаам и Сергий.

В 1723 г. пустынь приписана к Сяндемской, а затем к Александро-Свирской обители. В ней имелись 2 деревянные церкви - Преображенская и Успенская (в XVIII в. переименована в Благовещенскую) и часовня над мощами преподобных основателей. В 1764 г. пустынь упразднена, строитель иером. Тарасий переведен в Муромский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, церкви приписаны к Коткозерскому приходу. 25 сент. 1800 г. пустынь приписана к Александро-Свирскому мон-рю. Обычно в ней проживали иеромонах, иеродиакон и 3 монаха из Свирской обители. На средства этого мон-ря были отремонтированы Преображенская и Благовещенская церкви, возведены жилые и хозяйственные постройки. Однако ко времени открытия самостоятельной Олонецкой епархии (1828) пустынь стояла «с двумя обветшавшими деревянными церквами и тремя такими же келиями, без ограды или даже забора» (Шевелкин И. Воспоминания о старце Исайе, возобновителе Никифоровской пуст. // ДЧ. 1864. № 12. С. 111-119). Из состояния разорения ее вывел старец Исаия (в схиме Игнатий) с 3 учениками. Вокруг него постепенно стала собираться братия (к 1846 было 22 насельника). В 1838 г. в Н. м. был назначен постоянный иеромонах, стали регулярно совершаться Божественные литургии. По ходатайству о. Исаии к обер-прокурору Н. А. Протасову вышел указ Синода от 6 февр. 1846 г. «Об оставлении приписанной к Александро-Свирскому монастырю второклассной Задне-Никифоровской пустыни самостоятельной», со «строительской» и 7 монашескими вакансиями (Олонецкие ГВ. 1846. Ч. офиц. № 18). Первым строителем (1846-1853) восстановленной пустыни стал иером. Митрофан, которому вел. кн. Константин Николаевич Романов пожертвовал иконы, ризницу, богослужебные и «поучительные» книги.

При следующем настоятеле (1853-1870), иером. (впосл. игумен; с 11 мая 1870 архимандрит) Данииле, происходившем из дворовых крестьян гр. Шереметева, над мощами преподобных Никифора и Геннадия были построены каменный Всехсвятский храм (1854-1858) и 2 одноэтажных деревянных братских флигеля со св. воротами на сев. стороне ограды. В 1853-1856 гг. иером. Даниил был командирован в Корнилиев Палеостровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь, и обителью стал управлять иером. Феофан. В 60-х гг. XIX в. численность братии возросла до 40 чел., пустынь была приведена «в отличный вид во всех отношениях» (Ивановский Я. И. Свирский Александров мон-рь. СПб., 1874. С. 69-70). В рубленой ограде находились деревянные Преображенская и Благовещенская церкви. 11 сент. 1870 г. игум. Даниил переведен на настоятельство в Свирский мон-рь, где умер 10 авг. 1872 г. Предыдущий свирский настоятель - архим. Антоний, уволенный на покой, поселился в Задненикифоровской пуст.

Церковь во имя прп. Иоанна Рыльского и прав. Иоанна Кронштадтского. На 2-м плане — собор в честь Преображения Господня. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Церковь во имя прп. Иоанна Рыльского и прав. Иоанна Кронштадтского. На 2-м плане — собор в честь Преображения Господня. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Церковь во имя прп. Иоанна Рыльского и прав. Иоанна Кронштадтского. На 2-м плане — собор в честь Преображения Господня. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Новым настоятелем Н. м. братия избрала иером. (впосл. игум.) Сильвестра, и 12 февр. 1871 г. его утвердили в должности. Его преемниками были иеромонахи Азария (1878), Вениамин (1879-1892) и Филарет (90-е гг. XIX в.). 25 июля 1885 г. пожар, начавшийся при сильном ветре, уничтожил почти все строения, за исключением надкладезной часовни вмч. Никиты, риги, надвратного флигеля и обгоревших стен Всехсвятского храма. Удалось спасти антиминс из 1-й церкви, священные сосуды, а также денежные средства (Сгоревшая пустынь // Олонецкие ГВ. 1885. № 61. С. 546). Братия была размещена по другим обителям Олонецкой епархии. В пустыни остались только управляющий иером. Вениамин и 3 священнослужителя. Затем Н. м. возглавлял иером. Иоанн, прибывший в Петрозаводск из верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря в 60-х гг. XIX в.; по благословению архиеп. Олонецкого Аркадия (Фёдорова) он участвовал в создании иконостаса Свято-Духовского кафедрального собора (не сохр.).

Многочисленные вклады на восстановление Н. м. вносил св. прот. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). С помощью судовладельцев и промышленников Олонецкой губ. кронштадтский пастырь почти каждое лето плавал на свою родину - в с. Сура на р. Пинеге. В это время были построены храмы в честь Преображения Господня и во имя св. Иоанна Рильского - небесного покровителя о. Иоанна, игуменский и гостиничный корпуса. На торжестве освящения Преображенского храма, которое совершили 19 июля 1892 г. соборно св. Иоанн и известный петербургский проповедник и духовный писатель прот. Василий Михайловский, присутствовали до 1,5 тыс. паломников (Георгиевский [М. Д.]. Освящение храма Преображения Господня, в Задне-Никифоровской пуст., о. Иоанном Кронштадтским - 19-го июля // Там же. 1892. № 69. С. 738-741). В 1896 г. в башне корпуса по зап. стороне ограды был устроен и после 1901 г. освящен деревянный на каменном основании надвратный Иоанно-Рильский храм. Помимо 3 храмов в обители находились сохранившиеся в перестроенном виде настоятельский (1856) и братский (1892) корпуса, просфорня (1890). С 1896 г. монастырь окружила каменная ограда в виде неправильного шестиугольника. В обширном деревянном 2-этажном корпусе с башней с сев.-зап. стороны на верхнем этаже находились настоятельские покои (4 комнаты во 2-м этаже, в сев. части), общий зал (по западной стороне), «покои для приезжающих особ», канцелярия и кладовая; на нижнем этаже - трапезная. Была возобновлена и поставлена на булыжный фундамент обширная часовня св. Никиты. На месте алтаря сгоревшей Благовещенской ц. был поставлен крест. Прав. Иоанн продолжал поддерживать пустынь до своей кончины: так, в нач. 1907 г. от него поступило 400 р. пожертвований. Мон-рю также принадлежала часовня на 47-й версте Олонецкого тракта.

19 янв. 1909 г., по пути в Петрозаводск, в Н. м. совершил литургию новоназначенный Олонецкий еп. Никанор (Надежин). Он же посещал с.-петербургское подворье обители. 9-11 июня 1909 г. Синод постановил «Задне-Никифоровскую нештатную общежительную мужскую пустынь, в Олонецком уезде, наименовать Важеозерско-Никифоро-Геннадиевскою» (ЦВед. 1909. № 32. С. 310). 9 февр. 1899 г. настоятелем пустыни и наблюдателем ее столичного подворья назначен настоятель Александрова Ошевенского монастыря игум. Митрофан (Воезерский). С его уходом на покой по прошению от 17 дек. 1901 г. пустынью управлял иером. Георгий (утвержден в должности 28 янв. 1903, с 1907 игумен). Свой монашеский путь он начал в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, откуда перешел в Свирский мон-рь. Многие годы он пребывал в духовном общении с о. Иоанном Кронштадтским: летом 1903 г. сопровождал его в с. Сура, а в день кончины пастыря находился в Кронштадте и сопровождал его тело в столицу. С 7 мая 1912 до 23 окт. 1917 г. настоятелем Н. м. был бывш. наместник каргопольского Спасского монастыря игум. (с 17 мая 1915 архим.) Владимир, который поддерживал в обители образцовый порядок.

Часовня св. Иоанна Предтечи с крещальней. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Часовня св. Иоанна Предтечи с крещальней. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Часовня св. Иоанна Предтечи с крещальней. Фотография. 10-е гг. XXI в.

По уставу мон-ря утреня начиналась в 4 ч., обедня или часы - в 9-10 утра, вечерня и всенощная - в 18 ч. На повечерии прочитывались каноны и акафист Иисусу Сладчайшему и Пресв. Богородице. Причащалась братия 4 раза в году, во время многодневных постов. Пели на 2 клироса. Трапеза была общей, с чтением святоотеческих книг и поучений. Духовником обители на рубеже XIX и XX вв. состоял 80-летний старец иером. Никифор, который более 30 лет подвизался в пустыни. На 1901 г. в пустыни насчитывалось до 45 чел., в т. ч. 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 8 монахов, под временным управлением эконома иером. Симеона. В 8 номерах гостиницы, расположенной к западу от мон-ря, при проезжей дороге, проживали богомольцы и странники, паломниками были в большинстве своем карелы.

Н. м. владел 381 дес. 1204 кв. саж. удобной и 93 дес. 1624 кв. саж. неудобной земли по южному, частично - по вост. и зап. берегам Важозера, при р. Тукше, по берегам Рандозера и оз. Рипус. К 1917 г. общая площадь монастырского имения составляла 534 дес. (на 1889 г.- 477 дес.), из них пахотной земли - 14-16 дес., покоса - 57 дес. Важинское болото в 2 км к востоку от обители площадью 7235,1 га - крупнейшая болотная система в юж. части Карелии - обеспечивало братию клюквой и морошкой. Небольшой доход приносила мукомольная мельница при истоке р. Важозерки. При иером. Филарете недолгое время действовал завод для выгонки древесных спиртов, скипидара, смолы и дегтя. Одежда, белье и обувь для братии, а также инструменты изготавливали собственные мастеровые. Высеивались рожь, овес, ячмень, мон-рь полностью обеспечивал себя овощами и частично - сеном. Рогатого скота в нач. ХХ в. содержалось более 30 голов, лошадей - 9.

10 марта 1919 г. Олонецкий уездный исполнительный комитет постановил «принять меры» к организации в обители «советского хозяйства» по примеру уже открытых в Александро-Свирском и Сяндемском мон-рях. В 1920-1923 гг. Н. м. был закрыт, и на его территории расположился совхоз-колония им. Г. Е. Зиновьева, в к-ром проживали и трудились 32 несовершеннолетних подростка. Пяти монахам разрешили остаться при закрытой обители в качестве работников. Богослужения совершались в одном из храмов, в другом новые власти намеревались открыть театр. В 1922 г. земли Н. м. взяла в аренду артель фин. эмигрантов «Райвая», члены к-рой выступали за окончательное выселение братии. В 1929-1930 гг. были закрыты последние из действовавших церквей и окончательно выселены монашествующие. 8 авг. 1931 г. издан приказ по гостресту «Кареллес», которым «все недвижимое имущество» мон-ря передавалось в собственность треста. Перед ЦИК Карельской АССР было «возбуждено ходатайство» о переименовании Задне-Никифоровского монастыря в поселок лесных рабочих «Интернационал», что и произошло к 1935 г. (карельское название «Manasteri» сохранялось). Все иконы, книги, архивы, кладбище, братский корпус и ограда были уничтожены, храмы обезглавлены, колокольня разобрана. Во время Зимней войны 1939-1940 гг., во 2-й пол. 1940 г., под контролем Пряжинского районного отд-ния НКВД сюда была выслана большая часть (1329 из 2080 чел.) фин. населения, оставшегося на территориях, занятых Красной Армией (из Суоярвского и Салминского приходов) (Лайдинен Э. П. Органы гос. безопасности Карелии в Советско-финляндской войне // УЗ Петрозаводского гос. ун-та. 2009. № 10(104). С. 19-26). После 1945 г. здесь разместились колония для несовершеннолетних преступников, позже - психиатрическая больница, кабинет администрации к-рой находился в Иоанновской ц.

Св. ворота с часовней преподобных Никифора и Геннадия и звонницей. 2006 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Св. ворота с часовней преподобных Никифора и Геннадия и звонницей. 2006 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Св. ворота с часовней преподобных Никифора и Геннадия и звонницей. 2006 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Решением Синода от 30 марта 1992 г. Н. м. был возобновлен как Задненикифоровская жен. пуст. Все сохранившиеся постройки находились в аварийном состоянии. Первым храмом, в котором начались богослужения, стала надвратная ц. прп. Иоанна Рильского, при возобновлении освященная во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. С 1992 по 1998 г. основные службы совершались в домовой ц. преподобных Никифора и Геннадия. Настоятельницей была определена мон. Серафима (Литошко, с июня 1992), с 1995 по 2000 г.- мон. Мария (Ющенко), в авг. 1995 г. духовником назначен игум. Иларион (Кильганов, с 2014 архим.). Восстанавливались трапезная, пекарня с мастерской, было начато строительство домов для архиерея и духовника. Сестры расчистили св. источник, над которым в 2000 г. поставили часовню во имя вмч. Никиты. Летом 1996 г. стали совершаться регулярные богослужения и во Всехсвятском храме. В 1999 г. в Питкяранте была обретена храмовая икона Важеозерских святых, спасенная из обращенной в конюшню часовни.

20 марта 2001 г. сгорел надвратный Иоанновский храм (восстановлен с престолами во имя святых Иоанна Рильского и Иоанна Кронштадтского). Определением Синода от 19 апр. 2000 г. обитель переименована в Важеозерский Преображенский жен. мон-рь (ЖМП. 2000. № 2. С. 22; № 4. С. 8).

3 апр. 2001 г. решением Синода по ходатайству правящего архиерея Н. м. был преобразован в мужской с тем же названием, наместником стал иером. Паисий (Ковалёв), с 7 мая 2003 г.- игум. Иларион (Кильганов). К юго-востоку от Преображенской ц., на месте разрушенного братского кладбища, построены часовни в честь Новомучеников и исповедников Российских (1998-1999) и во имя прп. Сергия Радонежского (2005-2006). Отстроены братский корпус, дома для архиерея и наместника, св. ворота с часовней преподобных Никифора и Геннадия (1998) и звонницей, кирпичная ограда с запада. В 2006 г. восстановлено историческое каменное здание хлебопекарни. На озере в 2002 г. построена деревянная часовня во имя св. Иоанна Предтечи с крещальней. В 2011 г. реконструировано историческое здание братского корпуса с трапезной, башней, декорированное пропильной резьбой.

Разрушение и перестройка в С.-Петербурге подворья мон-ря. Фотография. 1932 г.
Разрушение и перестройка в С.-Петербурге подворья мон-ря. Фотография. 1932 г.

Разрушение и перестройка в С.-Петербурге подворья мон-ря. Фотография. 1932 г.

Одновременно продолжала существовать и жен. община у монастырских врат с домовым храмом во имя преподобных Геннадия и Никифора. Впосл. сестры переселились в воссоздаваемый Сяндемский монастырь и в Митрофаниевский скит.

В Н. м. находится значительное число святынь: частицы древа Креста Господня и Мамврийского дуба, мощей св. Иоанна Предтечи, первомч. и архидиак. Стефана, апостолов Иакова Зеведеева и Фомы, сщмч. Климента, папы Римского, святителей Николая Чудотворца, Митрофана Воронежского, Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова), Иннокентия (Вениаминова), Нектария Эгинского, сщмч. Кириака Римского, священноисп. еп. Афанасия (Сахарова), великомучеников Пантелеимона и Никиты Готфского, мучеников Валерия, Вонифатия Тарсийского, Феликса Римского, Смарагда Римского, святых вел. кнг. Елисаветы и инокини Варвары, мц. Елены Испанской, преподобных старцев Оптинских, Александра Свирского, Антония Дымского, Елисея Сумского, Серафима Саровского, Варсонофия (Юрченко) Херсонского, Гавриила Афонского, Феофана (Медведева) Рыхловского, 7 преподобных жен Дивеевских, св. блгв. кн. Александра Невского и др. Среди чтимых икон - Владимирский образ Божией Матери.

В Н. м. проживают 15 чел. Ежедневные богослужения совершаются по Афонскому уставу: в 4.30 - полунощница и утреня, 1-й час; в 8.30 - 3-й и 6-й часы, литургия, в 16.45 - вечерня, в 19.30 - повечерие; в дни двунадесятых праздников в 3.30 - всенощное бдение. Монастырское хозяйство включает огороды, скотный двор, 4 улья и птичник. Построены гостиница за воротами и трапезная. Священноархимандритом крупнейшего в епархии мон-ря является митр. Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов).

Постройки

Монастырский комплекс представляет собой редкий ансамбль в рус. стиле, представленном его «тоновским» вариантом и образцами деревянного резного «узорочья». В Карелии и примыкающих к ней районах Ленинградской и Вологодской областей примером такого ансамбля кроме Н. м. является только частично сохранившийся Муромский Успенский мон-рь.

Церковь во имя Всех святых

Первая каменная церковь во имя Всех святых построена по проекту 1854 г. в рус. «тоновском» стиле и освящена иером. Даниилом 7 авг. 1858 г. Возведена на месте деревянной часовни, под к-рой покоились мощи преподобных Никифора и Геннадия. В основе проекта архит. Р. Р. Генрихсена лежит образцовый проект К. А. Тона (Берташ А. В. Тоновский стиль в церковном зодчестве Петербургской округи // Петербургские чт.-96. СПб., 1996. С. 250). Храм вмещал до 300 чел. Его более скромный аналог в регионе - построенный в те же годы (1855) Преображенский храм в Яшезерском мон-ре. Под царскими вратами храма оказалось захоронение старца Исаии (Ɨ 1852), ранее находившееся у стены часовни. После пожара 1885 г. церковь была восстановлена первой, через полгода, и освящена 6 февр. 1886 г. иером. Вениамином. В зимнем храме служили до праздника Всех святых. Он имеет 3-частную композицию, близкий к кубу главный четверик увенчан декоративным луковичным пятиглавием. Его боковые и зап. фасады ступенчато расположенных трапезной в одну ось и притвора, а также вост. фасад симметрично расположенного по отношению к притвору алтарного объема завершены треугольными фронтонами - щипцами. Декор церкви составляют лопатки с горизонтальным рустом, оформляющие четверик; наличники с килевидным завершением. В 1894 г. над мощами преподобных Никифора и Геннадия, почивающими под спудом, была установлена серебряная рака, освященная св. Иоанном Кронштадтским; в 1894-1896 гг. храм отремонтирован и расписан иеродиак. (впосл. иером.) Антонием, валаамским пострижеником. После закрытия церкви уничтожены завершения и внутреннее убранство, включая росписи, утрачено точное место захоронения преподобных. Здание храма было переоборудовано под клуб с кинозалом и столовую. К 2018 г. он восстановлен как зимний, 1-ю литургию здесь отслужили в день памяти преподобных Никифора и Геннадия 22 февр. 1998 г. Купола подняты в 2002 г. В храме установлена символическая рака преподобных.

Собор в честь Преображения Господня

Построен в 1892 г. на месте сгоревшего в 1885 г. деревянного храма. Большая деревянная 3-частная церковь над притвором является выразительным образцом «фольклорного направления» рус. стиля. К 2-светному главному четверику примыкают 5-гранный алтарный прируб и трапезная с развитым притвором, над к-рым возведена высокая 4-ярусная колокольня, увенчанная небольшим шатром. В храм ведут 3 крыльца с резными перилами на столбах. Окна в 2 света (внизу 12 и наверху 8) обеспечивали хорошее освещение. Четверик завершен декоративным пятиглавием, уменьшенным в масштабе по сравнению с историческим. Декор в русском стиле (пропильная резьба) отличается обилием и разнообразием мотивов, покрывает карнизы, фронтоны, угловые и цокольную часть здания, наличники. Снаружи он был окрашен в 3 «национальных» цвета: белый, синий и «кирпичный». Четырехъярусный иконостас с резными царскими вратами, выполненный столичными мастерами, был украшен витыми колонками. Шесть колоколов весили 100 пудов, из них самый большой - 50 пудов 8 фунтов. После закрытия храма было разрушено завершение здания и устроен спортзал. 1 авг. 1992 г. здесь служили 1-ю литургию со дня закрытия храма. Восстановлена колокольня, в 2012-2015 гг. написан новый иконостас. В храме много святынь, прежде всего частиц св. мощей. Богослужения совершаются летом.

Митрофаниевский скит

Основан в 1904 г. настоятелем игум. Митрофаном во имя своего небесного покровителя на месте часовни на др. берегу Важеозера, в 5 км от обители. 7 авг. 1906 г. в присутствии ок. 2 тыс. богомольцев иером. Георгий освятил деревянную ц. во имя свт. Митрофана Воронежского (Георгий, иером. Освящение нового храма // Олонецкие ЕВ. 1906. № 18. С. 677). Храм возведен на средства с.-петербургского купца И. И. Рубахина, которого хорошо знал сщмч. Вениамин (Казанский). Церковь и колокольня сильно пострадали от пожара в 1914 г. Вероятно, в 20-х гг. XX в. все скитские постройки были разрушены. 19 авг. 1999 г. еп. Петрозаводский и Карельский Мануил (Павлов) после богослужения в Н. м. благословил восстанавливать и пустынь. 7 марта 2000 г. решением Синода по прошению епископа было утверждено открытие Митрофаниевской пуст. с наместником иером. Паисием (Ковалёвым). 23 февр. 2003 г. это решение подтверждено. С авг. до нояб. 2000 г. были отмечены случаи мироточения неск. новонаписанных икон скита (свт. Митрофана Воронежского, Успения Пресв. Богородицы, Страшного Суда). Деревянный одноглавый храм во имя свт. Митрофана Воронежского освящен малым чином в престольный праздник 20 авг. 2005 г. игум. Иларионом (Кильгановым). С 2014 г. пустынь является женской. В ней проживает 6 насельниц; строится новая церковь.

Санкт-Петербургское подворье

Церковь во имя Всех святых. 1854–1858 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Церковь во имя Всех святых. 1854–1858 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Церковь во имя Всех святых. 1854–1858 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

По благословению прот. Иоанна Кронштадтского, землевладелицы - режицкая (затем кронштадтская) мещанка Е. А. Гайлевич (по духовному завещанию на вечное поминовение 5 нояб. 1892) и вдова крестьянина Касимовского у. Рязанской губ. П. М. Фадеева - пожертвовали для Н. м. земли и дома за Невской заставой по Московской ул. «с тем, чтобы пустынь устроила… подворье для своей братии, приют для богомольцев, часовню и трехпрестольный храм в память события 17 октября 1888 г.» - спасения имп. Александра III Александровича с семьей при крушении поезда близ ст. Борки (ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 21. Д. 106). В дек. 1893 г. последовало Высочайшее разрешение на построение подворья с храмом. В 1894-1895 гг. с.-петербургским городским головой, предпринимателем, тайным советником В. А. Ратьковым-Рожновым и потомственным почетным гражданином Ф. Я. Юсовым обители были дарованы соседние участки. Общая площадь территории составила 2170 кв. саж. На участке Ратькова-Рожнова, как пустопорожнем, решено было построить храм. 4 авг. 1894 г. архиеп. Олонецкому и Петрозаводскому Павлу (Доброхотову) иером. Геннадий представил проект 2-этажного храма с 3 престолами «в древнем стиле». Главный предполагалось освятить во имя святых, празднуемых 17 окт., боковые - во имя небесных покровителей благотворителей: вмц. Екатерины (правый), равноап. кн. Владимира и мц. Веры (левый). Проект составил с.-петербургский епархиальный архит. Н. Н. Никонов. 3 сент. 1894 г. иером. Геннадий обратился с ходатайством на имя С.-Петербургского митр. Палладия (Раева) с просьбой разрешить сооружение каменного храма и временной деревянной часовни. 22 сент. было получено благословение архиерея, 27 окт.- Олонецкого епархиального начальства, 12-29 нояб.- Синода.

23 сент. 1894 г. св. Иоанн Кронштадтский в сослужении со свирским игум. Александром и иером. Геннадием в присутствии Ратькова-Рожнова освятил место под церковь (Известия и заметки // ПрибЦВед. 1894. № 41. С. 1471-1472; Городские известия // Вед. С.-Петербургского градоначальства и столичной полиции. 1894. № 218. С. 2). Главной жертвовательницей при ее сооружении выступила с.-петербургская купеческая вдова А. А. Змеева, от которой поступило 1000 р. (Новый храм за Невской заставой в С.-Петербурге // С.-Петербургский духовный вестн. 1895. № 5. С. 110-111). Определенные сложности в строительстве были связаны с тем, что иером. Геннадий не согласовал проект и смету в установленном порядке. 23 янв. 1895 г. о. Иоанн возглавил чин освящения на подворье деревянной церкви-часовни (в память имп. Александра III) во имя преподобных Никифора и Геннадия «в стиле старинных церквей нашего Севера» (Городские известия // Вед. С.-Петербургского градоначальства и столичной полиции. 1895. № 21. С. 2; 1903. № 269. С. 2). В освящении участвовали прот. В. Я. Михайловский, настоятель Свирского мон-ря игум. Александр, о. Геннадий.

23 февр. 1895 г. последовало Высочайшее соизволение на строительство каменного храма на подворье по проекту Никонова в «русско-московском стиле» (РГИА. Ф. 1293. Оп. 127. Д. 77), вместимостью до 5 тыс. чел. Проект храма предполагал возведение 2-ярусной колокольни, келейного корпуса (прямоугольного в плане, соединенного с храмом 3-этажным переходом), в котором должен был располагаться также дом трудолюбия на 200 чел., св. врат по Московской ул. с обширной часовней и помещением для продажи духовных книг. Иером. Геннадий собирался устроить при подворье приют-богадельню для заштатных священников и монастырское кладбище (Освящение храма в честь Успения Божией Матери по Московской ул. // Неделя строителя. 1895. № 49. С. 251). 7 мая 1895 г. строитель подворья иером. Геннадий в сослужении наместника Валаамского мон-ря иером. Виталия (Батракова) и свирского иером. Тарасия освятил место под строительство церкви на бывш. участке Ратькова-Рожнова (Городские известия // Вед. С.-Петербургского градоначальства и столичной полиции. 1895. № 106. С. 2). 19 мая 1897 г. св. прав. Иоанн отслужил молебен при торжественной закладке 2-этажной каменной церкви в «древне-московском стиле» (Закладка каменного храма за Невской заставой в С.-Петербурге // С.-Петербургский духовный вестн. 1897. № 21. С. 410; Известия и заметки // ПрибЦВед. 1897. № 22. С. 753; Закладка храма подворья Задне-Никифоровской пуст. // Неделя строителя. 1897. № 24. С. 128; Строительная летопись // Строитель. 1897. № 11/12. Стб. 455). Церковь строилась на добровольные пожертвования. Одним из подрядчиков при строительстве часовни и церкви выступил А. Благодарев (РГИА. Ф. 799. Оп. 25. Д. 972). В окт. 1899 г. при игум. Митрофане была закончена каменная кладка храма. «Для наблюдения за постройками и приведения… к окончательному благоустройству» он проживал на столичном подворье, где пребывали и большинство братии пустыни - ок. 45-50 чел. вместе с послушниками. О. Иоанн Кронштадтский не только привлекал к строительству благотворителей (Юсов пожертвовал кресты для храма подворья стоимостью 3 тыс. р., изготовленные в мастерской Ефимова; в 1900 были подарены колокола), но и сам жертвовал ежегодно на возведение храма по 1 тыс. р. 23 мая 1901 г. еп. Гдовским Вениамином (Муратовским) в сослужении со св. прав. Иоанном Кронштадтским, игум. Митрофаном и архим. Корнилием из Александро-Невской лавры был освящен главный престол 1-го этажа новопостроенного каменного храма во имя св. прор. Осии и иных святых, празднуемых 17 окт. На следующий день, 24 мая, был освящен один из приделов - во имя ап. Иоанна Богослова и прп. Иоанна Рильского (В. Освящение храма при подворье Задне-Никифоровской пуст. в г. С.-Петербурге // Олонецкие ЕВ. 1901. № 12. С. 388-389). Майоликовые иконостасы пожертвовал И. И. Рубахин. Главный иконостас «прекрасной работы» в «византийском стиле» был изготовлен в Художественно-промышленной школе им. Н. В. Гоголя в г. Миргороде, иконы «в византийском стиле» написаны в мастерской Маркичевой. Дальнейшие работы задержало обнаружение трещин в поперечных арках. Как установил представитель МВД гражданский инженер Л. В. Шмеллинг, причиной появления трещин стала большая нагрузка на столбы центрального нефа. В 1903 г. совершено освящение алтарей верхнего храма: главного - в честь Успения Пресв. Богородицы и прп. Феодора Печерского - архиеп. Алексием (Опоцким), экзархом Грузии, в сослужении с о. Иоанном Кронштадтским, архимандритами Корнилием и Гедеоном 11 сент.; правого (иконы в нем были написаны П. И. Брусниковым) - во имя равноап. Марии Магдалины, святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии - еп. Гдовским Константином (Булычёвым) 14 дек. Третий, левый придел во имя прп. Серафима Саровского и вмц. Екатерины (Серафимовский) был освящен еп. Константином 10 сент. 1904 г. Иконостас верхнего храма был 3-ярусным, дубовым, в русском стиле, запрестольный образ «Воскресение Христово» - витражным. В 1907 г. мастера И. Ф. Батухин и К. А. Соколов завершили роспись нижнего храма. После обновления храма, основной вклад в к-рое внес Рубахин, 21 окт. 1907 г. архим. Вениамин (Казанский) в сослужении с заведующим подворьем иером. Паисием освятил 6-й придел во имя преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских (на 1-м этаже).

Базиликальная 2-этажная церковь в плане была близка к прямоугольнику и развернута алтарями на юг, на красную линию улицы (ныне ул. Крупской, 5). Над главным, центральным алтарем возвышался массивный восьмерик, завершенный шатром, увенчанным высоким утонченным барабаном с небольшой луковичной главкой. В декоре преобладали килевидные кокошники различных форм, наборные полуколонки, арочные окна, луковицы, шатры, киоты, ширинки, висячие гирьки в стилистике московско-ярославского «узорочья» XVII в. За храмом был построен 5-этажный флигель для жилых помещений, соединенный с церковью особым крытым переходом и декорированный аналогично. В подвале находились комнаты прислужников, а также кухня, просфорная и кладовые, на 1-м этаже - комнаты настоятеля, трапезная, приемный зал; на др. этажах - братские кельи на 60 чел. В линию с алтарями на красную линию улицы были сооружены 2-этажные пристройки с проходными воротами, с привратницкими, часовней, книжной лавкой и кельями. Подворская церковь считалась одним из лучших произведений Никонова, за к-рое 6 мая 1900 г. он был награжден орденом св. Анны 3-й степени. Из положенных ему за работу 5,5 тыс. р. он получил только 2 тыс. р., а остальное пожертвовал подворью (ЦГИА. СПб. Ф. 19. Оп. 115. Д. 1289. Л. 41). Сам комплекс представляет собой одно из самых больших по площади в С.-Петербурге монастырских подворий.

Среди храмовых святынь выделялись доставленная со Св. Горы Афон икона Пресв. Богородицы «Достойно есть» и древний образ преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских, переданный в обитель иером. Геннадием (Борисовым). На подворье находилась также посеребренная «литийница Александровской эпохи». Каждый год 20 июня с подворья в Троице-Сергиеву Приморскую пуст. отправлялся крестный ход. Через подворье поступала большая часть пожертвований на мон-рь. С янв. 1896 г. на подворье проводились внебогослужебные беседы. В 1896-1897 гг. их вел студент СПбДА иером. Вениамин (Казанский) (Бовкало А., Галкин А. К. Студенческие годы св. митр. Вениамина // ХЧ. 1997. № 14. С. 84).

В июле 1920 г. подворье упразднено, но до 1929 г. храм существовал как приходский. Вероятно, в 1921 г. настоятелем подворья являлся архим. Пантелеимон (Мемохин), с 1922 г.- архим. Паисий (Мемохин). С 12 апр. 1923 до 12 апр. 1928 г. на подворье служил сщмч. архидиак. Серафим (Вавилов), позже вернувшийся в Александро-Невскую лавру. 6 июня 1929 г. из Административного отдела Леноблисполкома и Ленсовета в президиум Ленсовета было направлено письмо с просьбой о закрытии церкви на «Никифоровском подворье». Президиум Ленсовета на заседании 15 июня 1929 г. утвердил постановление Володарского райсовета о расторжении договора с двадцаткой Никифоро-Геннадиевской ц. и об ее закрытии «для общеполезных целей», «принимая во внимание требование рабочих». В 1932 г. подворье, прежде всего храм, было перестроено под универмаг Пролетарского завода. Позднее здание закрытого храма занял цех завода электробытовых приборов. Вслед. радикальной реконструкции храм в значительной степени утратил систему перекрытий, практически полностью - объемно-пространственное решение, архитектурно-художественное оформление фасадов и интерьеров. В комплексе зданий общей площадью 5980 кв. м в послевоенные годы разместились Невский федеральный суд и военный комиссариат Невского р-на С.-Петербурга. С 2002 г. архиеп. Петрозаводским и Карельским Мануилом (Павловым) и наместником мон-ря игум. Иларионом предпринимались неоднократные попытки возвращения подворья Церкви. Рассматривался и альтернативный проект постройки часовни и церкви по адресу: ул. Крупской, 2. В случае возвращения исторического здания было предусмотрено размещение в нем приюта, бесплатной столовой, гостиницы, работного дома с церковными мастерскими, свечного цеха. В 2006 г. в надвратном корпусе подворья выделили помещение для монастырской лавки. 31 авг. 2014 г. в нижней домовой церкви подворья во имя прор. Осии была отслужена 1-я Божественная литургия. К 2018 г. богослужения совершаются регулярно. Настоятель подворья - иером. Иоанн (Неврюев).

Подвижники благочестия и строители

Могила блж. инока Владимира (Алексеева) в Важеозерском мон-ре. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Могила блж. инока Владимира (Алексеева) в Важеозерском мон-ре. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Могила блж. инока Владимира (Алексеева) в Важеозерском мон-ре. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Мон. Исаия (Софронов Иоанн) род. в 1780 г. в с. Передине (ныне не существует) Старорусского у. Новгородской губ. в крестьянской семье. С 17 лет Иоанн паломничал по монастырям, в 1809 г. поселился в Мефодиевом Пешношском (Песношском) во имя святителя Николая Чудотворца монастыре, где окормлялся у архим. Макария, ученика старца Клеопы, последователя прп. Паисия (Величковского). В нач. XIX в. с братом мон. Феодором (в миру Феодот) побывал на Валааме, оттуда отправился в Иерусалим. Весной 1817 г. Иоанн прибыл на Афон, где на следующий год принял монашеский постриг с именем Исаия. С началом Греческой революции в 1821 г. братья были изгнаны турками вместе с др. рус. насельниками и вернулись на родину, в Коневский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь. Неприязненное отношение настоятеля заставило их 22 дек. 1830 г. перейти в Свирскую обитель. По благословению свирского архим. Варсонофия братья с 3 учениками поселились в Задненикифоровской пуст. В 1832 г. младший брат Феодор был рукоположен во иерея и до 1833 г. совершал в пустыни богослужения, в 1835 г. назначен строителем Андрусовской пуст., к-рой управлял 17 лет. С 1838 г. в пустыни постоянно проживал иеромонах. Старец Исаия остался на Важозере и прославился как знаток Свящ. Писания и духовник. Обладал красноречием, любил вести духовные беседы с братией и богомольцами, рассказывал о своих путешествиях. О. Исаия был духовным собеседником святителей Игнатия (Брянчанинова) и Филарета (Дроздова), С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского). Отличался строгим аскетизмом и благочестием, проживал в землянке, трудился наравне с др. насельниками: рубил дрова, носил воду, помогал в поварне и пекарне, летом - на огороде, обрабатывал землю под пашню и косил сено. Он ввел в Н. м. общежительный устав по образцу афонских мон-рей. Стараниями о. Исаии в Н. м. были сделаны каменные фундаменты у обеих церквей, перестроена часовня над мощами Важеозерских чудотворцев. Приезжая в С.-Петербург, он собирал значительные пожертвования на мон-рь. Вел. кн. Константин Николаевич передал ему для пустыни из Введенской ц. Мраморного дворца, к-рую в 1846-1849 гг. отделывали заново, старый иконостас и ризы «с царскими вензелями». Приняв в 1849 г. схиму с именем Игнатий, старец скончался 3 (20?) апр. 1852 г. и погребен близ стены часовни, над мощами преподобных Геннадия и Никифора (Ягодкин. 1901. № 13. С. 417-420).

Пустынножительница Мария Олонецкая род. в с. Передине, была старшей дочерью крестьянина Василия Софронова, брата мон. Исаии и иером. Феодора, с молитвами к-рых Василий связывал ее рождение. С детства любила читать жития святых, усердно постилась, паломничала в мон-ри Тихвина и Новгорода, но говорила, что в обителях, как и в миру, также много суеты. Посетила пустынь, чтобы получить духовные наставления своего дяди, о. Исаии. Вернувшись к родителям, после кончины отца уединенно жила в избушке в родительском саду. Во время одного из паломничеств в Киеве Мария познакомилась с беглой крепостной девушкой Анной Трофимовной Яценковой (в постриге мон. Анастасия; 1819, с. Гороховатка Харьковской губ.- 11 июля 1901, Корнилиева-Паданская Введенская пуст.), которую укрыла в своем доме. Анна выросла под духовным влиянием своей бабушки - подвижницы Евфросинии, с юности паломничала в киевские обители, в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру. Затем она стала духовной дочерью священника из г. Балты прав. Феодосия Левицкого (канонизирован УПЦ в 2009), а после его кончины в 1845 г. продолжила паломничать по мон-рям. Мария и Анна отправились в Тихвин, а затем в Старорусские пределы, где они ненадолго поселились в лесу. Вскоре умерла мать Марии, и сразу после похорон, несмотря на зимнее время, обе девушки отправились к старцу Исаие. Тот ласково принял их, но, сославшись на то, что девушки слишком молоды, не сразу благословил их на пустынножительство. Послушницы направились на Соловки, затем поселились в лесу, в 50 верстах от мон-ря. Только потом о. Исаия позвал сестер в обитель и помог устроить келью на территории монастырского леса, в 5 верстах от обители, поручив их попечению своих учеников, о. Даниила и о. Герасима. Анну благословили читать молитвенное правило и Псалтирь, а Марию - пребывать в молчании. Через 3 года они по благословению о. Исаии, уже принявшего схиму, стали жить в лесу порознь. После смерти старца Мария впала в отчаяние, и, хотя о. Герасим духовно поддерживал ее, преемники о. Исаии к подвижницам отнеслись с подозрением. Строитель иером. Митрофан потребовал, чтобы они ушли в жен. мон-рь или вернулись в свои губернии. Марии пришлось трижды менять свое убежище. Обнаружив в лесу место, где жила Мария, преемник иером. Митрофана, вероятно иером. Феофан (1853-1856), угрозами заставил ее выйти из избушки, которую затем сожгли дотла. Мария вынесла с собой только икону и 3 книги. О. Герасим посоветовал Марии вернуться в свою деревню, а затем написал ей, чтобы она отправлялась на Кавказ. За 2 месяца Мария и ее родственница, Матрона, пешком дошли до Ставрополя. Их по благословению свт. Игнатия (Брянчанинова), который хорошо знал о. Исаию, определили в Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь, но Мария не смогла в нем жить из-за многочисленности сестер и тесноты. Она нашла уединенное место в 2 верстах от обители, в пещерке у подножия холмов. Подвижница покидала уединение только для общения с духовником и местным землевладельцем, почитавшим ее как старицу. В холодное время Мария часто страдала от лихорадки, болела ревматизмом. По ее просьбе с ней поселилась Матрона. Иером. Прохор, духовник Н. м., и о. Герасим написали письмо с просьбой рассказать о жизни Марии. Получив ответ, о. Герасим, посоветовавшись с игум. Даниилом, ок. 1860 г. написал в Ставрополь о том, что отшельнице уже можно вернуться в Олонецкий край. Свт. Игнатий после длительной беседы с Марией благословил ее и Матрону на возвращение.

Мария снова поселилась одна в лесной глуши, пережила зиму, а весной позвала к себе Матрону, к-рая оставалась для лечения в родной деревне. Неподалеку поселилась др. родственница Марии, ее племянница Пелагея. Нестроения в мон-ре закончились. Братия и игумен относились к ним доброжелательно, отшельницы изредка приходили в обитель на исповедь к своему духовнику о. Прохору, иногда тот причащал их в лесных кельях. Однако здоровье Марии было подорвано: она не принимала лекарств. В янв. 1860 г., предчувствуя близкую кончину, Мария, несмотря на нестерпимые боли, направилась на лыжах в монастырь, чтобы причаститься. Ее заметили насельники, рыбачившие на озере, и помогли добраться до Важеозерской обители, где над ней было совершено таинство Соборования. После этого она ежедневно причащалась 2 недели. Последние дни больная приняла обет молчания и умерла 9 февр. 1860 г., в день памяти преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских. На погребение пустынножительницы пришло такое количество народа, какого не было и в великие праздники, лик усопшей озаряло сияние.

Ок. 1869 г. Олонецкий архиеп. Аркадий (Фёдоров) «принял административные меры к удалению странниц», живших на землях Задне-Никифоровской пуст., в 4 и 10 верстах от нее. Часть из них поселилась в кельях рядом с Введенским храмом бывш. Корнилиево-Паданской пуст. Руководство ими приняла на себя старица Анна (Анастасия), которая в 1859 г. устроила малую лесную келью на этом месте, у древнего Введенского храма, возобновленного в 1832 и 1867 гг. Она оплачивала аренду казенных земель, где находились кельи, в размере 25 р. в год. В 1872 г. Олонецкий еп. Ионафан (Руднев) благословил устроение жен. общины из 10 сестер (Вигилянский П. И. Паданский жен. мон-рь. СПб., 1905. С. 19-20; Никодим (Кононов). 1910). Община положила начало Корнилиево-Паданскому мон-рю.

Блж. инок Владимир (Алексеев). Фотография. Нач. ХХ в.
Блж. инок Владимир (Алексеев). Фотография. Нач. ХХ в.

Блж. инок Владимир (Алексеев). Фотография. Нач. ХХ в.

Иером. Геннадий (Борисов Василий) род. в 1846 г. в Важинском погосте (как и преподобный Геннадий Важеозерский) в крестьянской семье, учился в сельском уч-ще. Поступил 6 июня 1873 г. послушником в Н. м. и 22 марта 1875 г. принял монашеский постриг, 8 нояб. 1875 г. рукоположен в сан диакона, 19 сент. 1876 г.- в сан иерея. С мая 1878 по авг. 1887 г. он «для пользы службы» назначался управляющим в Андрусовскую пустынь с обязанностью наблюдать за Сяндемской пуст., в 1884-1886 гг. пребывал в Свирском, Муромском и Александро-Ошевенском монастырях, отличаясь «благочестивым поведением и усердным исполнением монастырских обязанностей». Вернувшись 21 авг. 1887 г. в Н. м., о. Геннадий был направлен для сбора пожертвований на восстановление пустыни. В 1889 г., будучи «со сбором» в Кронштадте, иером. Геннадий смирением, кротостью и энергией, а также «истовым и благоговейным совершением богослужения» обратил на себя внимание прав. Иоанна Кронштадтского, которого удалось привлечь к восстановлению мон-ря. В свою очередь прав. Иоанн как председатель Кронштадтского Андреевского приходского попечительства ходатайствовал о награждении о. Геннадия за неутомимые труды в пользу попечительства. 31 авг. 1891 г. иером. Геннадий синодальным указом удостоен наперсного креста, 21 марта 1892 г.- креста с украшениями. Их сотрудничество продолжалось до самой кончины о. Геннадия и позволило не только обновить пустынь, но и создать ее подворье в С.-Петербурге (с 1893 он нес послушание наблюдателя за имением Гайлевич, а затем - наблюдателя подворья). В общей сложности за 10 лет иером. Геннадий собрал для пустыни и подворья 125 814 р. 53 к., за что трижды (в 1890, 1894 и 1895) получал благодарность Олонецкого еп. Павла (Доброхотова), 31 дек. 1894 г.- грамоту от Синода, 28 авг. 1895 г.- орден св. Анны 3-й степени. Св. Иоанн Кронштадтский и о. Геннадий, особо почитавший прп. Корнилия Паданского, в 1890 г. благословили инокиню Онуфрию (Алексееву; с 1901 игум. Варсонофия) с послушницей Анной Буруковой (впосл. игум. Агния) присоединиться к старице Анне (Анастасии), проживавшей на месте Корнилиево-Паданской пуст., положив начало ее возрождению. Старица Анастасия ушла в затвор. 18 мая 1892 г. пустынь получила статус общины, 1 июня 1900 г.- мон-ря (не сохр.). Иером. Геннадий не дожил до завершения начатого им строительства: обладая в молодости крепким здоровьем, он, будучи «надломлен непосильным трудом при сооружении подворья и церкви», скончался в возрасте 52 лет 14 дек. 1898 г., был отпет благочинным с.-петербургских подворий архим. Корнилием и погребен в правом приделе нижнего храма подворья, близ правой солеи (Добротин. 1899).

Блж. инок Владимир (Алексеев Владимир Алексеевич; 16 апр. 1862 (НАРК. Ф. 25. Оп. 16. Д. 108/8. Л. 46 об.- 47; Ф. 588. Оп. 1. Д. 1/3. Л. 43) - 26 янв. 1927), отличавшийся прозорливостью и другими дарами, происходил из мещан г. Луги С.-Петербургской губ. Обучался в доме состоятельных родителей, умел читать и петь. По преданию, проживая в С.-Петербурге, часто приходил в Казанский собор, покупал крестики, иконки и все раздавал бедным. В возрасте ок. 20 лет ушел странствовать по св. местам. Владимир посетил 36 губерний России и неоднократно - палестинские св. места, последний раз в 1902 г. он был в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме, встретил там Пасху, а затем побывал на Афоне. После кончины родителей (единственная его сестра умерла в отрочестве) он раздал свое имение и обратился к о. Иоанну Кронштадтскому, к-рый благословил его на иноческую жизнь в Н. м. Олонецкой духовной консисторией 28 февр. 1903 г. был определен в число указных послушников пустыни. Облечен в рясофор 4 апр. того же года на С.-Петербургском подворье, где и поселился. С 1906 г. проживал в самой обители. Отличался «хорошими качествами», за время пребывания в мон-ре инок Владимир единственный раз (в 1915) брал отпуск на 3 мес., во время которого посетил Иркутскую губ. После изгнания из обители коммунистическими властями в 1918 г. инок Владимир вернулся в Петроград, где проживал в Парголове у разных людей, а также в Тосно, у благочестивой женщины Марии. К нему обращались за духовными советами, сам инок в меру своих сил заботился о детях, больных и бедных, посещал их. По преданию, причиной смерти инока Владимира стало то, что его, носившего подрясник, сбросили на ходу из трамвая безбожники-матросы. Его похоронили на Преображенском кладбище в Ленинграде, могила почиталась верующими. В 1945 г. в связи с предполагаемой застройкой почитатели инока сумели перенести его останки на Богословское кладбище. Они были найдены нетленными, но по предписанию санитарных врачей тело засыпали хлорной известью, поэтому в 2000 г. при обретении мощей были обнаружены только череп и кости скелета. По благословению архиеп. Мануила (Павлова) и С.-Петербургского митр. Владимира (Котлярова) 28 июля 2000 г., в день небесного покровителя инока Владимира, равноап. кн. Владимира, могила на Богословском кладбище была вскрыта и останки перенесены в ц. св. Иоанна Рильского в Н. м., а после Преображения Господня их по предсказанию блаженного захоронили недалеко от входа в Преображенский храм. В 1958 г. составлена краткая летопись жизни блаженного. По свидетельству врача В. В. Орловского, рождение которого было предсказано иноком Владимиром, имеются записанные современниками его предсказания о революции, репрессиях и войне, а также о перенесении его останков в родную обитель. Инока Владимира, по свидетельству прот. Бориса Николаевского, особенно почитали жители сев. пригородов Ленинграда - Парголово и Михайловки, прихожане ц. во имя свт. Иоасафа Белгородского, построенной при его непосредственном участии в 1912 г. Могила постоянно посещается паломниками, над ней строится часовня; готовятся материалы для прославления инока в лике святых.

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 175. Д. 1496; Ф. 1293. Оп. 127. Д. 77; ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 21. Д. 106; НАРК. Ф. 25. Оп. 12. Д. 10, 11, 14, 18, 32, 35, 53.
Ист.: Соборная грамота царя Иоанна Васильевича Важенской Задне-Никифоровской пуст. на пожалованные земли и угодья (7065) 1557 г. // Памятная кн. Олонецкой губ. за 1868-1869 гг. Петрозаводск, 1869. Ч. 3. С. 81-84; Докучаев-Басков К. А. Преподобные Каргопольско-олонецкие чудотворцы: 3. Важеозерская Задне-Никифоровская пуст. и ее основатели преподобные Никифор и Геннадий с учениками // Рус. паломник. СПб., 1887. № 5. С. 64-66; № 6. С. 79-81; он же. Преподобные Каргопольско-Олонецкие чудотворцы. Сказание о преподобном отце нашем Никифоре // Там же. 1889. № 49. С. 586; № 50. С. 598-599; № 51. С. 611; Житие преподобных отец Геннадия и Никифора, важеозерских чудотворцев: (В связи с историей Задненикифоровской пуст. в Олонецкой губ.). Од., 1896; Новый Олонецкий патерик / Сост.: А. В. Пигин. СПб., 2013.
Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 999-1000; Барсов Е. В. Алфавитный указ. мон-рей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями // Памятная кн. Олонецкой губ. на 1867 г. Петрозаводск, 1867. Ч. 3. С. 11; он же. Ист. очерк Важоезерской пуст. // Там же за 1868-1869 гг. Петрозаводск, 1869. Ч. 3. С. 69-80; он же. Преподобные обонежские пустынножители: Мат-лы для истории колонизации и культуры Обонежского края // Там же. С. 52, 55-61; Зверинский. Т. 1. С. 144-145. № 193; Добротин Г. Наблюдатель подворья Задне-Никифоровской пуст. в С.-Петербурге иером. Геннадий: [Некр.] // Олонецкие ЕВ. 1899. № 2. С. 36-38; Митрофан (Воезерский), игум. Подворье Задне-Никифоровской пуст. СПб., 1901; Ягодкин П. Задне-Никифоровская пуст. Олонецкой губ. и уезда: (Очерк) // Олонецкие ЕВ. 1901. № 12. С. 376-379; № 13. С. 417-420; № 14. С. 447-452; № 16. С. 496-501; Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 5-9; он же. Олонецкая пустынножительница инокиня Анастасия Паданская. Петрозаводск, 1910; Пулькин М. В. и др. Православие в Карелии (XV - 1-я треть XX в.). М., 1999. С. 48, 195-196; Галкин А. К. Из истории Задне-Никифоровской пуст. в XIX - нач. XX в. // Православие в Карелии: Мат-лы респ. науч. конф. (24-25 окт. 2000 г.). Петрозаводск, 2000. С. 47-52; Олонецкая епархия: Страницы истории. Петрозаводск, 2001. С. 96-99, 180; Амелина Т. П. К вопросу об основании и основателях мон-рей Прионежья и Онежско-Ладожского перешейка в XV-XVII вв. // Православие в Карелии: Мат-лы 2-й междунар. науч. конф., посвящ. 775-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2003. С. 64-65; Православная Карелия. Петрозаводск, 2005. С. 92-97; Данилушкина М. Б. Блаженные С.-Петербурга. СПб., 2007; Обитель Божия под ангельским крылом: Спасо-Преображенский Важеозерский муж. мон-рь / Сост.: С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2007; Селезнёв А. Е. Блаженный инок: Жизнеописание блж. инока Владимира, Важеозерского чудотворца. М., 2007, 20162; Макарий (Соболев), мон. Петр Великий, Митрофан Воронежский и монахи // Православие в Карелии: Мат-лы 3-й регион. науч. конф., посвящ. 780-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2008. С. 343-349; Сорокина Т. В. Краткое житие инока Владимира // Там же. С. 349-357; Кожевникова Ю. Н. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009. С. 108, 112-115, 160, 221-223, 225-228, 236, 238, 243, 253; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 2010. С. 367; К 500-летию преставления св. прп. Геннадия Важеозерского (1516-2016) / Сост.: Н. А. Басова, иером. Аркадий (Лозовский). Петрозаводск, 2016.
Прот. Александр Берташ
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Никифоров Важеозерский в честь Преображения Господня мужской монастырь (Петрозаводской и Карельской епархии)
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле