[Греч. Νίκαια; лат. Nicaea; ныне Изник (Турция)], древний город в области Вифиния, митрополия Константинопольской Православной Церкви, место проведения Вселенского I Собора (325) и Вселенского VII Собора (787). Точных сведений об основании города в районе Н. не сохранилось. Античная историографическая традиция утверждала, что город был основан либо племенем боттеев в классическую эпоху (ок. V в. до Р. Х.) и носил название Анкора или Геликора (Стефан Византийский), либо воинами Александра Великого, который с армией проходил через Вифинию в 334 г. до Р. Х. Возникновение Н. связывалось также с мифологическими сюжетами. Так, географ Менекрат Элейский (IV в. до Р. Х.) утверждал, что на месте Н. царь Тесей встречался с амазонкой Антиопой (FHG. Vol. 2. P. 345). В сочинениях Мемнона Ираклийского (ок. I в. по Р. Х.), Диона Хризостома (кон. I - нач. II в.), Нонна Панополитанского (V в.) пересказывался миф об основании города Дионисом, к-рый назвал его в честь своей возлюбленной нимфы Никеи (Phot. Bibl. Cod. 224; Dio Chrysost. Or. 39.8; Nonn. Dion. XVI 403-405). Дионис и Никея часто изображались на монетах, отчеканенных в Н. Достоверные сведения об истории Н. появляются в кон. IV в. до Р. Х. Ок. 315 г. на месте Н. правитель одной из ближневост. сатрапий державы Александра Антигон Одноглазый основал город Антигонию. В 301 г., после поражения Антигона в борьбе с др. диадохами, Вифинией стал владеть Лисимах, к-рый переименовал Антигонию в Никею. С 80-х гг. III в. до Р. Х. Н. принадлежала Вифинскому царству и вскоре стала одной из царских резиденций. С ней соперничали в эллинистическую эпоху Никомидия (основана ок. 264 г. до Р. Х.; ныне Измит) и Пруса (основана ок. 202 г. до Р. Х.; ныне Бурса); ставку вифинских царей время от времени переносили из одного города в другой. В 74 г. до Р. Х. Н. перешла под контроль римлян, образовавших провинцию Вифиния. В длительный период рим. правления положение Н. оставалось стабильным. Город получал большие доходы как важный перевалочный пункт в сухопутной торговле с сев.-зап. регионом М. Азии, по-прежнему боролся с Никомидией и Прусой за первенство. Каждый из городов претендовал на роль провинциальной столицы Вифинии. Уже во II-I вв. до Р. Х. Н. была отстроена по гипподамовой регулярной системе. Город занимал территорию почти квадратной формы с длинной стороной ок. 700 м и был разделен на квадратные кварталы, имел четверо ворот, направленных во все стороны света. На перекрестке 2 главных улиц стояли городской гимнасий и монумент, игравший роль композиционного центра города (Strabo. Geogr. XII 4). В нач. II в. наместник Вифинии Плиний Младший перестроил монумент, придав ему более внушительный вид. В 123 г. Н. сильно пострадала от землетрясения, вскоре после к-рого город посетил имп. Адриан и выделил средства на его перестройку. Возрожденная Н. занимала уже гораздо большую площадь пятиугольной формы; длина каждой из ее стен составляла 5 км. В 258-269 гг., в период возросшей угрозы от внешних вторжений готов и персов, Н. была обнесена стеной. В основном сохранилась до наших дней рим. планировка города, цела и его стена III в. Н. рим. эпохи была типичным греч. полисом, в котором было выстроено неск. храмов и проводились игры - Олимпийские, Истмийские и др. Уроженцами Н. были греч. астроном Гиппарх (II в. до Р. Х.), римский грекоязычный историк Дион Кассий Кокцеян (ок. 165 - ок. 229), математик Спор (III в. по Р. Х.).
Достоверных сведений о христианах в Н. до нач. IV в. нет. В Византии с IX в. были распространены предания о проповеди в Н. св. ап. Андрея Первозванного, что нашло отражение в нек-рых вариантах Жития апостола. Согласно преданию, во времена гонения имп. Деция, ок. 250 г., в Н. пострадал мч. Трифон (пам. 1 февр.). В византийскую эпоху его мощи почитались как главная городская святыня. В Н. приняли мученическую кончину христиане, большинство из к-рых пострадали в период великого гонения Диоклетиана (303-313): мч. Неофит (пам. 21 янв.), Вифинские мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора (пам. 10 сент.), мц. Антонина (пам. 1 марта, 13 июня; пам. греч. 12 июня), мц. Феодотия (пам. 29 июля, 17 сент., 22 дек.), мученики Евстафий, Феспесий и Анатолий (пам. 20 нояб.). В 325 г. св. равноап. Константин I Великий остановил свой выбор на Н. для проведения Собора Восточной Церкви (см. Вселенский I Собор). Соборные заседания проходили во дворце, расположение к-рого до наст. времени не определено. Первым известным епископом Н. был Феогний (Феогнис), ученик мч. Лукиана Самосатского, участник и, вероятно, один из деятельных организаторов I Вселенского Собора. Вскоре после Собора он был признан арианином, лишился своей кафедры и по решению Константина был отправлен в ссылку в Галлию. В период ссылки Феогния, между 325 и 329 гг., епископом Н. был Христ (Theodoret. Hist. eccl. I 20). Однако ок. 329 г., также по решению императора, Феогний был возвращен на свой пост и в 30-х гг. IV в. по-прежнему играл важную роль в церковных делах, поддерживая партию еп. Евсевия Никомидийского - епископов, к-рые выступали против свт. Афанасия I Великого и с кон. 30-х гг. перешли к открытой поддержке арианства. В 335 г. еп. Феогний принимал участие в Тирском Соборе, его включили в состав соборной комиссии, к-рая ездила в Египет для расследования мнимых преступлений свт. Афанасия. В 343 г. еп. Феогний участвовал в Сардикийском Соборе. Он умер до 355 г., т. к. в этом году на совещании имп. Констанция II с Римским папой Либерием упоминался как уже умерший (Ibid. II 16). Преемником Феогния был еп. Евгений, также видный деятель арианской партии. Ок. 355 г. он участвовал в Антиохийском Соборе, на к-ром большинство членов вост. епископата вновь требовало низложить свт. Афанасия (Sozom. Hist. eccl. IV 8); умер в 370 г. После него кафедру занимал Ипатий из г. Кирр (Сирия), также арианин. Он был изгнан из Н. в кон. 380 или нач. 381 г. по приказу имп. Феодосия I Великого (Philost. Hist. eccl. IX 19). Его место занял правосл. еп. Дорофей, к-рый в 381 г. участвовал во Вселенском II Соборе в К-поле.
В IV-V вв. Н., избежавшая разорений в период кризиса, оставалась крупным и процветающим городом. В 363 и 368 гг. город сильно пострадал от землетрясений, но это не сказалось существенно на его экономическом положении. В марте 364 г. в Н. был провозглашен императором Валент (364-378). В кон. 365 и нач. 366 г. Н. краткое время находилась под контролем узурпатора Прокопия, к-рый останавливался здесь, безуспешно пытаясь собрать силы для борьбы с Валентом. В сер. 60-х гг. IV в. пров. Вифиния, центром которой ранее была Никомидия, была разделена; Н. стала митрополией Вифинии Второй. В связи с этим в ходе формирования церковной иерархии в кон. IV - 1-й пол. V в. Н. получила статус митрополии в составе диоцеза Понт и вошла в состав иерархии К-польской Церкви. В иерархии митрополий Н. занимала 8-е место после Никомидии. В ранневизант. эпоху ей подчинялись епархии Апамея-на-Меандре, Модрина (Мелины), Линоя и Гордосервы. В VII в. Апамея стала архиепископией и была выведена из подчинения Н. В сер. IX в. список епархий в митрополии Н. был расширен: появились кафедры Нумерики, Тайон и Максимианы (Darrouzès. Notitiae. P. 44-45, 248-261). Большие средства в развитие Н. вложил имп. Юстиниан I. При нем в сер. VI в. были реконструированы городской акведук (частично сохр. до наших дней), термы, мост на дороге из Н. в Никомидию, старый дворец (место заседаний I Вселенского Собора), неск. храмов и мон-рей (историк Прокопий Кесарийский, описавший эти работы, к сожалению, не привел их названий; Procop. De aedif. V 3).
Сведения о епископах Н. в V-VIII вв. связаны в основном лишь с их участием в различных Соборах того времени. В 451 г. во Вселенском IV Соборе в Халкидоне участвовали представители еп. Анастасия пресвитеры Евсевий и Константин. В 60-х гг. V в. среди епископов, подписавших декрет патриарха Геннадия I К-польского, был еп. Петр Никейский. Еп. Анастасий из Н. присутствовал на Соборах в К-поле в 518, 520 и 536 гг. Еп. Стефан участвовал во Вселенском V Соборе в 553 г. На рубеже VI и VII вв. кафедру занимал еп. Феофил, к-рому посвятил похвальную речь пресв. Григорий Кесарийский (ActaSS. Ian. Т. 2. P. 78). Еп. Фотий участвовал во Вселенском VI Соборе в 680 г., еп. Георгий - в Пято-Шестом Трулльском Соборе 690-691 гг., еп. Ипатий - во Вселенском VII Соборе 787 г. Вселенский Собор, осудивший иконоборчество, был проведен в Н. по решению августы св. Ирины, к-рая, перенеся соборные заседания из столицы, стремилась избежать влияния сторонников иконоборчества на участников Собора. Заседания проходили в кафедральной базилике Св. Софии в Н.
В VII в. Н. пережила период разорения и длительного упадка. Во время византийско-персид. войны, в 10-20-х гг. VII в., Н. неоднократно подвергалась нападениям персов. На рубеже VII и VIII вв., после потери Византией большинства азиатских провинций, значение Н. в системе обороны и в экономике империи вновь начало возрастать. Город превратился в одну из важнейших крепостей, прикрывавших вост. подступы к К-полю и побережью Пропонтиды (Мраморного м.). В визант. источниках VIII-X вв. содержатся сведения о реконструкциях оборонительных стен Н., к-рым уделяли внимание многие императоры. Несмотря на неоднократные нападения арабов-мусульман в ту эпоху, Н. так и не была ими захвачена. Наиболее ожесточенные, но безуспешные осады были предприняты арабами в 716 и 727 гг. Последняя победа византийцев была отмечена памятной надписью на одной из башен никейской крепости, к-рая сохранилась до наст. времени. В качестве важнейшего укрепленного пункта Н. неизменно служила одной из главных военных баз, местом сбора визант. армии; с VIII в. она стала центром византийской военной фемы Опсикий. С Н. связан целый ряд военных мятежей и переворотов. В 740 г. здесь был провозглашен императором Артавазд, зять императора-иконоборца Льва III Исавра, вероятно бывший сторонником иконопочитания и оспаривавший трон у Константина V. Мятеж Артавазда в 742 г. завершился неудачей. В 959 г. Н. посещал имп. Константин VII Багрянородный, занимался организацией ремонта стен. В 978 г. в течение неск. месяцев Н. осаждал мятежный полководец Варда Склир, выступавший против имп. Василия II Болгаробойцы. Город, к-рый оборонял Мануил Эротик Комнин, сдался Варде на почетных условиях.
В эпоху возрождения могущества Византии, в IX-XI вв., значение Н. также возросло. Упоминания о митрополитах Н. этого периода довольно многочисленны. В 1-й пол. IX в. в Житии прп. Иоанникия Великого (пам. 3 и 4 нояб.) названы митрополиты Ингер и Петр, управлявшие кафедрой друг за другом. Имя Ингер (скандинавского происхождения) весьма необычно для Византии и иногда интерпретируется как когномен. В 823/4 г. митр. Петр присутствовал на совещании иерархов-иконопочитателей в Агаврском мон-ре вместе с прп. Иоанникием, прп. Феодором Студитом, патриархом Никифором К-польским и др. Тому же митр. Петру прп. Феодор Студит направил неск. писем, к-рые сохранились. В 843 г. митрополитом Н. по воле свт. Мефодия К-польского был избран св. Феофан Начертанный (Грапт), ранее, в период правления иконоборцев, мн. годы проведший в заточении. Он оставался на кафедре до своей смерти. Около этого же времени, в сер. 40-х гг. IX в., кафедрой Н. управлял митр. Игнатий Диакон, автор Житий святителей Тарасия и Никифора К-польских, защитников иконопочитания. Его преемник митр. Никифор был рукоположен свт. Игнатием К-польским в 848 г. Во внутрицерковной борьбе, к-рая велась на протяжении следующих неск. десятилетий, митр. Никифор выступал как видный представитель партии игнатиан. В одно время с низложением свт. Игнатия в кон. 858 г. он также лишился своей кафедры и вновь вернулся на нее в 867 г., после возвращения Игнатия на Патриарший престол. В 869-870 гг. митр. Никифор участвовал в Константинопольском Соборе. Представителем партии фотиан в Н. в 60-х гг. IX в. был митр. Иоанн (RegPatr, N 473). После смерти в 877 г. свт. Игнатия митр. Никифор был вновь низложен; на кафедру Н. из Кизика был переведен митр. Амфилохий (RegPatr, N 511-512), а в 878/9 г. на краткое время до своей смерти митрополитом Н. по выбору патриарха Фотия стал Григорий Асвеста. В 20-30-х гг. X в. кафедру Н. занимал ритор и ученый митр. Александр. Во 2-й пол. X в. митрополитом был Даниил, написавший комментарии к сборнику новелл имп. Юстиниана. В 1027 г. постановлением К-польского Синода во главе с патриархом Алексием Студитом за получение незаконных донаций от мон-рей был низложен митр. Константин (RegPatr, N 833). В эту же эпоху окрестности Н., как и соседний район горной гряды Олимпа Вифинского, стали средоточием монашеской жизни. В сер. IX в. близ Н. в мон-ре Флувута принял монашеский постриг прп. Константин Синадский. Неподалеку от Н. находилась гора Кимин, на к-рой в сер. X в. основал свой мон-рь прп. Михаил Малеин.
В 1081 г., в ходе междоусобной войны в Византии и начавшихся завоеваний тюрок-сельджуков в М. Азии, Н. была впервые захвачена сельджуками. В 1077 г. в окрестностях Н. поднял мятеж Никифор III Вотаниат, вскоре ставший императором. Уже в 1080 г. в Н. против него восстал полководец Никифор Мелиссин, который вскоре договорился с сельджуками о военной поддержке. Благодаря союзу с ним сельджуки получили возможность ввести в Н. свой гарнизон и захватили город. Как крупнейшая крепость Н. стала столицей владений сельджуков, однако долгое время удерживать город они не смогли. Весной 1097 г. переправилось через Боспор и вторглось в М. Азию войско 1-го крестового похода в союзе с визант. отрядами имп. Алексея I Комнина. 14 мая 1097 г. крестоносцы начали осаду Н., окружили город с суши, неск. раз безуспешно пытались его штурмовать. В это же время имп. Алексей отправил в город на лодках через озеро свое посольство во главе с Мануилом Вутумитом и тот убедил горожан сдаться византийцам. 19 июня в Н. было введено визант. военное соединение и крестоносцы были вынуждены смириться с возвращением города Византии.
В XII в. роль Н. как форпоста империи в М. Азии сохранялась. Понимая это, императоры династии Комнинов уделяли ей значительное внимание, неоднократно посещали город и использовали его для подготовки военных походов, строили крепости в окрестностях Н. В 1113 г. у стен Н. имп. Алексей одержал победу над сельджуками, которые вновь пытались осадить Н. Митрополичья кафедра также по-прежнему играла заметную роль. В нач. XII в. митрополитом Н. был видный ученый Евстратий, исследователь трудов Аристотеля. Примерно в то же время митрополитом Н. был Никита, бывш. хартофилакс патриаршей канцелярии. С 1144 по 1155 г. митрополией управлял Лев, участник ряда К-польских Соборов (RegPatr, N 1015). Также в соборных документах с 1166 по 1173 г. встречается имя митр. Георгия (RegPatr, N 940, 1126). В 1177 г. кафедру Н. занимал Николай, который упомянут в историческом труде Никиты Хониата (RegPatr, N 1132, 1134).
После захвата К-поля участниками 4-го крестового похода (см. в ст. Крестовые походы) в 1204 г. и распада Византийской империи Н. стала главным центром сопротивления византийцев лат. вторжению, столицей Никейской империи. Митрополия Н. в 1208-1261 гг. превратилась в патриаршую кафедру К-польской Церкви. Здесь находилась постоянная резиденция патриархов Михаила IV Авториана, Феодора II Ириника, Максима II, Мануила I Сарантина, Германа II, Мефодия II, Мануила II, Арсения Авториана и Никифора II. Основной резиденцией патриархов служил Иакинфа монастырь с древним храмом Успения Божией Матери. Значение Н. как крупного политического центра в XIII в. отразилось и на увеличении объема информации визант. источников о состоянии города. Имеются известия о существовании в эту эпоху ряда храмов и мон-рей в Н. В 1208 г. византийский богослов Николай Месарит, бежавший из К-поля, некоторое время жил в Н. в мон-ре Анолакки (᾿Ανώλακκοι). Эта обитель была одной из крупнейших в городе; вероятно, она же упоминается в актах Вселенского VII Собора 787 г. как монастырь Лакки, или Ханолаккос. Умерший в 1240 г. патриарх Герман II был похоронен в мон-ре Пресв. Богородицы Кириотиссы. В 50-х гг. XIII в. мон. Иакинф основал школу при ц. арх. Михаила. В 1255 г. имп. Феодор II Дука Ласкарь реконструировал ц. мч. Трифона и организовал при ней школу грамматики и риторики. Упоминаются также ц. св. Антония Великого, мон-рь свт. Климента Римского, арм. церковь, в к-рой был похоронен имп. Алексей III Ангел Комнин († 1211). Ныне все эти комплексы утрачены; зачастую их местонахождение в городе или его окрестностях не может быть определено (Janin. Grands centres. P. 111-114, 121).
После восстановления в 1261 г. единой Византийской империи кафедра Н. вновь занимает свое место в церковных делах. Так, в 1276 г. по решению имп. Михаила VIII Палеолога митр. Феофан из Н. вместе с митр. Львом Ираклийским был отправлен в посольство в Рим для переговоров об объединении Церквей (см. ст. Лионская уния). Вместе с тем возвращение визант. столицы в К-поль в 1261 г. вскоре привело к падению значения Н. и ослаблению обороны вост. границы империи. В последний раз внимания визант. монарха Н. удостоилась в 1290 г., когда город посетил имп. Андроник II Палеолог, выделивший средства на реконструкцию стен города и пограничных крепостей Вифинии. Однако уже в 1302 г., в ходе коллапса визант. владений в сев.-зап. регионах М. Азии, тюрки из бейлика султана Османа I Гази приступили к блокаде Н. Окрестности города регулярно подвергались грабежам, под стенами стояли тюрк. лагеря, но вначале в блокаде находилась только часть города. Большое число беженцев из Н. и окрестностей переселялось в К-поль и на Балканы. В 1304-1305 гг. османы лишили Н. сухопутных путей сообщения с К-полем и начали строить крепости и форпосты вокруг Н. с целью усиления осады. В 1329 г. визант. имп. Андроник III Палеолог попытался вернуть силой контроль над Вифинией, но в битве при Пелеканоне (близ Никомидии) потерпел поражение от султана Орхана I (1326-1359). 2 марта 1331 г. Н., к тому времени в значительной мере опустевшая, сдалась. Султан сохранил христ. населению жизнь.
Захваченная Н. была описана в 30-х гг. XIV в. араб. путешественником Ибн Баттутой. Она находилась в руинах, большинство горожан ее покинуло. Однако вскоре жизнь в Н. была возрождена, и еще в течение почти столетия она оставалась важным политическим и экономическим центром. С 1331 по 1365 г. Н. служила главной резиденцией османских султанов. В XIV в. в городе было построено неск. мечетей и медресе высокого архитектурного качества; Османы выделяли значительные средства на развитие Н. Одновременно митрополия Н. быстро приходила в упадок. В отличие от иерархов большинства крупных епархий М. Азии, постепенно исчезавших, иерархи Н. еще регулярно упоминаются в визант. источниках, что, вероятно, объясняется близостью Н. к К-полю и ее особым положением как места проведения Соборов. В 1338 и 1340 гг. Синод К-польской Церкви во главе с патриархом Иоанном XIV принял 2 обращения к правосл. жителям Н. Из них известно, что мусульмане в Н. продавали византийцев в рабство, принуждали их принимать ислам. В этих условиях Церковь обещала всяческое содействие всем, кто примет решение покинуть Н., и одновременно ободряла тех, кто решит остаться; участь последних сравнивалась с мученичеством ранних христиан; они получали благословение на сохранение своей веры в тайне (Miklosich, Müller. Vol. 1. P. 183-184, 197-198; Vryonis. 1971. P. 341-343). Дошедшие до нас письма митр. Феофана (1366-1380), участника паламитских споров, указывают на то, что турки запрещали ему проживать в Н. (PG. 140. Col. 300-302, 321). В 1381 г. постановлением К-польского Собора митрополии Н. была передана епархия Прусы для поправления дел обнищавшей Н. (Miklosich, Müller. Vol. 2. P. 25). Сохранилось письмо К-польского патриарха Антония IV к митр. Георгию Никейскому (1394), в к-ром отражено плачевное положение христиан (RegPatr, N 2959; Vryonis. 1971. P. 320, 331). Митрополит взял у монахов мон-ря Романиотисса модий пшеницы, но когда те попросили вернуть эти запасы, в гневе отказал им и закрыл их храм. К XV в. Н., как и прочие анатолийские митрополии, полностью лишилась кафедр-суффраганов (Vryonis. 1971. P. 307). С этого времени кафедра Н. окончательно превращается в титулярную. Титулы митрополитов Н. часто достаются приближенным К-польских патриархов или императоров, которые имеют вес в придворной политике. Среди таких деятелей кафедру Н. в сер. XV в. занимал митр. Виссарион, один из организаторов Ферраро-Флорентийской унии.
Длительный упадок городской жизни в Н. наблюдается с 1402 г., когда город был разорен войском Тамерлана. К этому времени Н. утратила значение столицы, уступив его Адрианополю и Бурсе. Не имевшая выхода к морю Н. быстро провинциализировалась и исламизировалась. В XVI в. Н. была известна как центр производства поливной керамики, которое, однако, позднее было перенесено в Стамбул. Перепись населения 1520 г. выявила в Н. 329 мусульманских и 23 христ. домовладения; по переписи 1624 г. их было уже соответственно 351 и 10. Вероятно, общая численность населения Н. в XVI-XVII вв. не превышала 2 тыс. чел., что, по оценкам демографов, составляет не более 10% от численности населения Н. византийской эпохи. Англ. путешественник антиквар Дж. Даллауэй, посетивший Н. в 1797 г., описал ее уже лишь как бедную деревню. В XIX в., несмотря на общий рост населения Османской империи, территория Н. занимала только пятую часть территории античного и визант. города. В 1922 г., в ходе греко-турецкой войны, большая часть гражданской застройки Н. была уничтожена; разрушены визант. ц. Успения Божией Матери (VII-VIII вв.), а также раннеосманские мечети XV в. Эшрефзаде Руми и шейха Кутб-ад-Дина. Совр. Изник не оправился полностью от эпохи упадка и по-прежнему представляет собой небольшой город с населением численностью 22,5 тыс. чел.
Хорошо сохранились стены Н., возведенные в 258-269 гг. и служившие для обороны на протяжении всего средневековья. Толщина стен - от 5 до 7 м, высота - от 10 до 13 м. Они выложены из больших каменных плит и квадров, скрепленных бетоном. Сохранились остатки 4 больших и 2 малых ворот и 114 башен, к-рые были поставлены через каждые 60-70 м. В кладке стен нередко присутствуют остатки колонн, капителей и др. фрагменты древних зданий. Дополнительная передняя стена была построена в XIII в. Феодором Ласкарисом; нек-рые ее участки также сохранились. На стенах и воротах видно много античных и византийских греческих надписей. На башне Кентинарион на сев.-вост. стене есть надпись 727 г., составленная патрикием и куропалатом Артаваздом, и другая, принадлежащая византийскому имп. Льву III Исавру и повествующая о победе Льва и его сына Константина V над арабами, пытавшимися захватить Н. Найдены также 3 надписи, составленные в период перестройки городских стен при имп. Михаиле III, в 857-858 гг.
См. в ст. Иакинфа монастырь в Никее.
Расположена на перекрестке совр. улиц Кылычаслан и Ататюрк (Cardo и decumanus античной Н.), в самом центре старой Н. Это единственный крупный памятник христ. культуры, сохраняющийся в Н. Несомненно, в визант. эпоху церковь являлась кафедральным собором Н. Однако сведения о ее возведении крайне скудны. В ходе археологических исследований установлено, что 1-й храм на этом месте был возведен в сер. VI в., при Юстиниане. В 787 г. в этом храме проходили заседания VII Вселенского Собора. Храм был разрушен во время землетрясения 23 сент. 1063 г., но вскоре восстановлен в основном в прежнем виде. Изначально храм представлял собой 3-нефную купольную базилику сравнительно небольших размеров (длина 30 м, ширина 20 м). Центральный неф был перекрыт 2 куполами, каждый из к-рых опирался на 4 столба, поставленные в 2 ряда (подобный вариант конструкции кровли сохр. в базилике св. Ирины в К-поле). В результате поздних перестроек своды и купола храма утрачены, и ныне центральный неф перекрывает простая двускатная крыша. В интерьере сохранились большой фрагмент мраморного пола VII в. (3,7×3,7 м), а также фрагмент фрески с изображением Деисуса (Христос, Богородица и Иоанн Креститель; VII в.?). В 1337 г. церковь была обращена в мечеть, к-рая в османскую эпоху именовалась Айя-София-джами или Орхан-джами. В 1935 г. мечеть была закрыта и в здании создан музей древностей Н. В 2011 г. музей вновь обращен в мечеть.
Дворец Ласкаридов XIII в. предположительно находился в юго-зап. части Н., близ сохранившегося театра рим. эпохи. В этом районе археологами исследованы остатки 3 визант. церквей; их посвящения неизвестны. Церковь «В» находилась юго-восточнее театра, имела размеры 18×20 м (иногда называется ц. св. Антония). Церковь «С» располагалась в 200 м севернее юж. ворот (иногда отождествляется с церковью Торника). Церковь «D» находилась внутри театра и была почти полностью разобрана археологами для реставрации рим. памятника. Церковь «A» находится в 100 м к югу от сев. ворот (размеры 22,5×13,5 м), построена в XIII в.; сохранилась юж. стена. Вероятно, церковь следует отождествлять с мон-рем св. Трифона, где находились мощи святого. Св. Трифон был покровителем Н. и дома Ласкаридов. В 1255 г. этот храмовый комплекс перестроил имп. Феодор II Ласкарь (Janin. Grands centres. P. 121).
Среди мусульм. памятников исторической ценностью обладают неск. построек XIV в.: мечеть Хаджи Озбека (1333), Зеленая мечеть (Ешиль-джами, 1378-1391), Нилюфер-хатун-имарети (1388), медресе Сулеймана-паши, мавзолей Чандарлы Хайраддина-паши.
Вне городских стен находятся остатки акведука римской эпохи. В сев.-зап. части древняя Н. выходила к берегу Асканийского оз. (ныне Изник), 2 длинных мола образовывали гавань, но в наст. время озеро отступило и к западу от города осталась заболоченная равнина.
В 2014 г. в 20 м от берега озера под водой тур. археологами были обнаружены фундаменты христ. 3-нефной базилики. Предположительно этот храм был построен в V в. над могилой мч. Неофита. По письменным источникам известно, что в VIII в. мощи святого были перенесены в др. место. Вероятно, в это время базилика, пострадавшая от войн или землетрясений, была заброшена.
Феогний (325, ок. 329 - до 355; арианин), Христ (325 - ок. 329), Евгений (до 355-370; арианин), Ипатий (70-е гг. IV в.- 380/1; арианин), Дорофей (381), Анастасий (451), Петр (458/9), Анастасий (518-536), Стефан (553), Феофил (кон. VI - нач. VII в.), Константин (VII в.), Фотий (680-681), Георгий (691), Анастасий (кон. VII - нач. VIII в.), Ипатий (787), Ингер (рубеж VIII и IX вв.), Петр (ок. 812 - после 826), св. Феофан Начертанный (843 - ок. 845), Игнатий Диакон (ок. 845 - ок. 847), Никифор (848-858, 867-877), Иоанн (ок. 862), Амфилохий (878/9), Григорий Асвеста (878/9 - 879/80), Феодор (X в.), Александр (20-30-е гг. X в.), Игнатий (ок. 945), Даниил (2-я пол. X в.), Феодор (956), Косма (1-я пол. XI в.), Константин (1027), Никита (XII в.), Евстратий (1113-1117), Лев (1144-1155), Георгий (1166-1173), Николай (1177), Герасим (XIII в.), Феофан (1261-1283), неизвестный (1299), Арсений (1301-1313), Петр (1315-1318), Каллистрат (1327), Манассий (1355-1362), Феофан (1366-1380), Алексий (1381-1393), Георгий (1394), неизвестный (1401-1403), Виссарион (1437-1439), Неофит (40-е гг. XV в.), Ставракий (1450), Афанасий (1528), Кирилл (1572-1579), Парфений (1606-1621), Порфирий I (1624-1640), Порфирий II (1640-1651), Григорий (1653-1655), Нафанаил (1657), Филофей (1662), Дамаскин (1662, 1667-1671), Григорий (1667), Мефодий (1672), Софроний (1687), Никодим (1691-1700), Геннадий (1712), Герасим (1717-1728), Каллиник (1728-1748), Иеремия (1763-1766), Каллиник (1766), Арсений (1780), Анфим (1783), Гавриил (1792), Даниил (1792-1809), Иоанникий (1810-1817), Макарий (1817-1821), Мелетий (1821), Иерофей I (1821-1825; впосл. патриарх Александрийский), Иосиф (1825-1858), Иоанникий (1859-1878), Софроний (1878-1880, 1886-1890), Дионисий (1880-1886), Иероним (1890-1897, 1902-1910), Софроний (1897-1902), Василий (1910-1925), Вениамин (1925-1933; впосл. патриарх К-польский).