(Марисса), библейский город, в греко-римское время - столица Идумеи. Исследователи отождествляют М. с араб. Телль-Сандаханна (впервые Э. Робинсон; евр. наименование Тель-Мареша), расположенным в 2 км южнее Бет-Гуврина (Бейт-Гуврина) и в 30 км на юго-восток от Ашкелона. Идентификация М. основана на упоминаниях в текстах Библии и Иосифа Флавия, согласно к-рым М. располагалась в вост. части Шефелы (ср. также Euseb. Onomast. 130. 10). Предложенная В. Гереном и Британским исследовательским об-вом альтернативная идентификация М. с Хирбет-Маръаш, находящимся в 1 км южнее данного места, не получила подтверждения в ходе археологических исследований: У. М. Ф. Петри обнаружил там только рим. развалины. Это позволило заключить, что идентификация М. с Телль-Сандаханна верна (она подтвердилась дальнейшими исследованиями, в частности найденной в гробнице надписью с упоминанием сидонской общины, живущей в М.).
М. упоминается среди городов, отошедших в удел колена Иуды (Нав 15. 44; ср.: 1 Пар 2. 42). В правление царя Ровоама М. была одной из крепостей, защищавших юж. границы Иудеи. Егип. фараон Осоркон I (в Библии Зарай Ефиоплянин), воевавший с царем Асой, достиг М. (900 г. до Р. Х.), но был остановлен в долине Зефата (согласно Септуагинте, к северу от М.- 2 Пар 14. 8-9). После разрушения Первого храма М. вместе с Юж. Иудеей отошла к Идумее. В эллинистический период она стала главным городом в Зап. Идумее, заменив в этом статусе Лахиша. Во время Хасмонейских войн город служил базой для нападений на Иудею и впосл. был разрушен Маккавеями. В эллинистический и, возможно, еще в персид. период в М. поселились жители Сидона.
Иоанн I Гиркан захватил М. вместе с Идумеей (Ios. Flav. Antiq. XIII 257; Idem. De bell. I 63), и город оставался иудейским (Idem. Antiq. XIII 396) до завоевания Иудеи Помпеем в 63 г. до Р. Х. (Ibid. XIV 75; Idem. De bell. I 156). Город был восстановлен рим. правителем Сирии Габинием в 57-55 гг. до Р. Х. и, вероятно, в 40 г. до Р. Х. вместе со всей Зап. Идумеей отошел к царству Ирода Великого. В том же году парфяне уничтожили М. (Idem. Antiq. XIV 364; Idem. De bell. I 269) и соседнее евр. поселение Бет-Гуврин стало главным городом региона.
Тель-Мареша был частично раскопан в 1900 г. под рук. Ф. Дж. Блисса и Р. А. С. Макалистера в рамках масштабного проекта по исследованию Шефелы (1898-1900). В 1989 и 1993 гг. в М. проводились повторные работы под рук. А. Клонера (Израильский департамент древностей).
На вершине холма (357 м над уровнем моря) найдено укрепление со стенами толщиной 3,6-6,1 м. В ходе работ было выделено 3 основных слоя: 2 эллинистических и древнеизраильский, намечен общий план поселения на последней фазе его существования.
Верхний город со стенами, воротами и башнями был в плане почти квадратным (158×152 м). Три башни обнаружены в зап. стене, в сев. стене сохранились остатки башни. Возможно, ворота были расположены по концам улиц, пересекающих город по гипподамовой системе. Сетка перпендикулярных улиц хорошо видна: 2 параллельных декумануса и 3 кардо (ширина улиц от 2 до 6 м), образующих кварталы, в каждом из к-рых располагалось по 12 домов, выделяются религиозный и торговый центры.
Храмовый квартал был квадратным в плане (45×45 м) с центральным двором, окруженным строениями. Небольшое прямоугольное здание в центре (9×3 м) археологи интерпретируют как идумейское святилище. Торговый квартал, также квадратный в плане (42×42 м), состоял из 2 частей: одна вымощена каменными квадрами, другая (24,5×15,2 м), южная, окружена портиком, от к-рого остались стилобаты. По мнению исследователей, сев. часть служила торговой площадью, а южная - караван-сараем.
Во мн. домах обнаружены следы очагов, ступени, ведущие на 2-й ярус или в погреб. В 2 др. строениях открыты зернохранилище и склад с арочным перекрытием, а также найдены коринфские и ионические капители, полукапители, фризы с декоративными мотивами в виде розетт. В архитектуре города сочетаются эллинистические и ближневост. черты.
Раскопки показали, что гипподамова система улиц была разрушена на последней стадии существования города. Улицы были спонтанно застроены домами и превратились в узкие запутанные тропинки.
В неск. комнатах были сделаны шурфы, к-рые позволили обнаружить на глубине 3,05 м следы поселения израильского периода.
Среди мелких находок израильского периода особенно примечательны печати типа «ламелех»: 11 скарабеев с двойными крыльями, 6 скарабеев с 4 крыльями. Найдено большое количество эллинистической керамики (нач. III - кон. II в. до Р. Х.). Импортная керамика включает неск. типов terra sigillata, мегарские чаши, чаши с рифленой поверхностью.
Три надписи эллинистического периода открыты и расшифрованы еще Ш. С. Клермон-Ганно. Одна из них была посвящена Арсиное II, царице Египта, жене Птолемея IV Филопатора (221-204 гг. до Р. Х.). В другой упоминается Береника из царского дома Птолемеев. В 3-й, вырезанной на пьедестале статуи орла и посвященной Аполлону, упоминается ктитор. Возможно, 3 надписи, связанные с династией Птолемеев, были сделаны в честь победы Птолемея IV в Палестине в битве при Рафии в 217 г. до Р. Х.
Особенный интерес представляют 16 свинцовых статуэток (5-8 см высотой). Бо́льшая их часть - мужские или жен. фигурки в разных позах, в некоторых случаях их руки или ноги связаны железной или свинцовой проволокой. Фигурки были найдены в комнатах вокруг религ. квартала. Скорее всего подобные изображения носили магический характер и их использовали для достижения победы над врагом. В эллинистической М. подобная практика была очень популярна, о чем свидетельствуют найденные в юго-зап. части города греч. надписи (расшифрованы Р. Вюншем).
В эллинистический период город процветал. У. Ф. Олбрайт и др. считали, что М. был разрушен Хасмонеями, но на основании находок множества хасмонейских монет можно сделать лишь вывод о захвате города, а не об уничтожении его. Всего была обнаружена 61 монета: Птолемеи - 13, Селевкиды - 19, Гиркан I (134-104 гг. до Р. Х.) или Гиркан II (63-40 гг. до Р. Х.) - 25, иродианская - 1 и 2 греческие из неизвестной провинции. Отсутствие монет времени Александра Янная (103-76 гг. до Р. Х.) может указывать на запустение М. в тот период, надписи в гробницах - на то, что Сидонская колония, возникшая здесь неск. лет спустя после хасмонейского завоевания, существовала до 103 г. до Р. Х. Также маловероятно, что верхний город, построенный Габинием в 56 г. до Р. Х., был уничтожен в 40 г. до Р. Х. Скорее эллинистическая М. при Хасмонеях была существенным образом «переориентализирована» - город обрел типично восточный облик. Римский, ранневизантийский, средневек. слои относятся уже к Элевтерополю, М. оставалась разрушенной, но даже новый город не достиг такого же расцвета, как М. в эллинистический период.
Был построен на равнине под верхним городом и занимал территорию радиусом от 250 до 400 м вокруг холма. По крайней мере юго-вост. часть нижнего города была защищена стеной (толщина 1,2-1,5 м). Нек-рые сооружения нижнего города располагались под землей. Макалистер в 1900-х гг. исследовал 63 пещеры и выявил систему сообщения между ними. Позднее были открыты и др. пещерные сооружения, общее их число достигло неск. сотен. В пещеры можно было попасть через дворы или коридоры между зданиями.
Раскопки в пещере 75 выявили слои раннего железного века, персидского и эллинистического периодов. В нек-рых пещерах также обнаружены следы их использования в персидский период, тогда как в большинстве - только в ранний эллинистический период. Здесь были развиты производство оливкового масла (в 20 пещерах найдены маслодавильни III-II вв. до Р. Х.) и разведение голубей (более чем в 60 пещерах).
На основании результатов раскопок сделан вывод о том, что нижний город был разрушен во 2-й пол. II в. до Р. Х. и впосл., в отличие от верхнего, уже не заселялся. Вероятно, М. была завоевана Иоанном I Гирканом в 113 или 112 г. до Р. Х. (Ios. Flav. Antiq. XIII 257-258).
В ходе раскопок Клонера в 1980-2000-х гг. были открыты жилые кварталы с многочисленными домами. Из наиболее интересных находок - столик из известняка для измерения объема жидкостей, украшенный протомами львов (датируется по надписи 143/2 г. до Р. Х.). Клонер предположил, что дом принадлежал торговцу или агроному. Также были найдены сосуд в виде лежащего льва (2-я пол. II в. до Р. Х.), эллинистический ритон в форме коня, маска Горгоны, аскос в виде ноги в сандалии (возможно, чернильница). (Изображения терракотовых статуэток богов и богинь из М. см. в: Erlich, Kloner. 2008; эпиграфические находки см. в: Kloner A., Eshel E., Korzakova H.B., Finkielstejn. 2010.)
Исключительно важны сохранившиеся пещерные гробницы эпохи эллинизма, к-рые окружали город.
Комплекс гробниц в восточном некрополе был известен уже с 1902 г. (результаты работ опубликованы Дж. П. Питерсом и Г. Тиршем). В двух были обнаружены росписи и надписи на греческом языке. Уже после открытия гробницы были разграблены и пострадали также от религ. фанатиков из Бейт-Джибрина (Бейт-Гуврина). Питерс и Тирш вместе с монахами-доминиканцами успели сделать копии фресок. Небольшая часть находок была опубликована в 1925 г. В том же году доминиканцы открыли еще неск. гробниц.
Наиболее крупная по своим размерам и наиболее богатая по декору - т. н. гробница I (22×17,5 м). Интерес представляют ее росписи и надписи. Ее центральное однонефное пространство ориентировано примерно вдоль оси «восток-запад», по внутреннему периметру расположены продолговатые аркосолии, где лежали тела умерших. Перекрытия аркосолиев двускатные, вдоль стен расположены сиденья. Перед входом в центральный неф обнаружены пьедестал для статуи и небольшой алтарь. В глубине центрального нефа особым оформлением в виде дорического портика и ступенчатого подъема к нему выделена наиболее типичная ниша. Ее фланкируют изображения вазонов (амфоры-урны для пепла); сверху над двускатным завершением аркосолия изображены 2 орла, обращенные друг к другу спинами. Чуть ниже - треножники с серебряными подставками для возжигания благовоний. Важнейший элемент декора - фриз с изображениями животных (слоны, аллигаторы, ибисы и т. д.), встречаются сцены охоты и небольшая процессия во главе с юношей, играющим на дивлосе.
В гробнице найдено 30 греческих надписей и 5 граффити. Имена отцов в эпитафиях, как правило, семитские, имена сыновей - греческие, что отражает постепенный процесс эллинизации населения. Встречаются идумейские имена, что также указывает на процесс ассимиляции населения. Даты в надписях - от 196 до 119 г. до Р. Х.
Гробницы в др. частях некрополя отражают заметное влияние александрийских традиций эллинистического периода. Их устройство определено практикой вторичного захоронения, когда умерших помещали в локулы, они запечатывались для предотвращения грабежей, а затем год или два спустя открывались и кости перемещались в др. локулы или в репозиторий. (О др. раскопках в этом регионе (амфитеатр, визант. церковь, замок эпохи крестоносцев и др.) см. в ст. Бет-Гуврин.)