[Араб. ; сир. - Маббуг; греч. ῾Ιεράπολις - Иераполь], город в Сев. Сирии (в 80 км к северо-востоку от Халеба (Алеппо), в 30 км к западу от излучины Евфрата), значительный христианский центр в позднеантичную эпоху и средние века. Находится на плодородной равнине, в оазисе, с юга и запада окруженном пустыней. Местоположение города в одном дневном переходе от переправы через Евфрат и наличие водных запасов сделали М. с древности главным связующим звеном на пути между долинами Оронта и Евфрата, Средиземноморьем и Месопотамией.
Первые достоверные свидетельства существования М. (Маббуга) относятся к IX в. до Р. Х.; в 856 г. ассирийцами было завоевано небольшое арам. царство Бит-Адини, а М. входил в его состав. Вскоре Салманасар III построил здесь царскую резиденцию. В IX-VII вв. до Р. Х. город неоднократно переходил под власть Ассирии и вновь обретал независимость. В составе Персидской державы Ахеменидов (сер. VI-V в. до Р. Х.) М. сохранял нек-рую автономию; здесь правили местные цари, к-рые одновременно являлись верховными жрецами культа Ашторет-Атаргатис. После завоеваний Александра Великого и образования системы эллинистических гос-в на Ближ. Востоке М. в кон. IV в. до Р. Х. вошел в состав державы Селевкидов. В 53 г. до Р. Х. вместе со всей Сирией город почти на 700 лет перешел под власть Рима. В эллинистическую, рим. и визант. эпохи население М. было преимущественно сирийским, в обиходе преобладал сир. язык, хотя высшие классы часто использовали греческий в офиц. надписях и на надгробиях. Святилище Атаргатис в М. в античном мире на протяжении мн. столетий пользовалось большой славой. Его ранняя история малоизвестна из-за отсутствия источников. Особое значение святилище приобрело в эллинистическую эпоху, когда реконструкцию древних храмов в М. начали Селевкиды; с этого времени распространяется и название Иераполь (Священный город), к-рое широко употреблялось до средневековья. В нач. III в. до Р. Х. покровительство святилищу оказывала царица Стратоника, жена Селевка I Никатора. С этого времени древний семито-арам. культ был эллинизирован; семит. божества были отождествлены с греческими, а затем с римскими. Его основу составила триада богов Геры (Атаргатис), Зевса (Ваала-Шамема) и Диониса (Таммуза). Во II в. по Р. Х. святилищу М. посвятил обширный трактат греческий ритор Лукиан из Самосаты (или Псевдо-Лукиан). Благодаря ему культ в Иераполе остается одним из наиболее детально описанных в античной лит. традиции (Ovid. Met. 5. 331; Idem. Fast. 2. 459-474; Lucian. On the Syrian Goddess / Ed. J. L. Lightfoot. Oxf., 2003; Ps.-Melito. Apologia // Spicilegium Syriacum / Ed. W. Cureton. L., 1855. P. 25; рус. пер.: Афиногенов Д. Е. Псевдо-Мелитон: Проблемы веры и власти в одном раннесирийском тексте // Раннехристианские апологеты II-IV вв.: Переводы и исслед. М., 2000. С. 145). В то же время к.-л. археологические остатки античных памятников в М. неизвестны. Иераполь сильно пострадал в ходе тяжелых римско-персид. войн в 50-90-х гг. III в.; вероятно, святилище было уничтожено персами. Однако город был быстро восстановлен. Хорошо укрепленный Иераполь часто служил местом концентрации рим. и визант. армии в войнах против персов. В сер. IV в., после серии адм. реформ имп. Диоклетиана и его преемников, Иераполь стал столицей пров. Евфратисия, включавшей правобережье среднего течения Евфрата и окрестные районы с городами Зевгма, Самосата, Кирр, Германикея и др. Здесь неоднократно бывал имп. Констанций II. В 363 г. имп. Юлиан Отступник собирал в Иераполе и Самосате войска для Персидского похода; историк Аммиан Марцеллин, описавший эти события, называл оба города большими и знаменитыми (Amm. Marc. Res gest. XIV 8. 7). Имп. Юстиниан I вложил значительные средства в строительство и реконструкцию стен Иераполя, который, по свидетельству историка Прокопия Кесарийского (сер. VI в.), был крупнейшим городом в Приевфратье (Procop. De aedif. II 9. 12-17). Иераполь неоднократно успешно отражал нападения персов, а в 540 г. откупился от большой армии шаха Хосрова I.
История христ. общины в Иераполе до IV в. неизвестна. Вероятно, из-за наличия сильного языческого культа христианство здесь распространялось сравнительно медленно. В 325 г. 1-й известный епископ Иераполя Филоксен присутствовал на I Вселенском Соборе в Никее. Еп. Феодот в кон. IV в. был известен своей аскетической подвижнической жизнью (Theodoret. Hist. eccl. V 4). К V в. в Иераполе сложилась церковная митрополия, которая занимала 5-е место в иерархии кафедр Антиохийской Православной Церкви (после Тира, Тарса, Эдессы и Апамеи). В состав митрополии в V-VII вв. входил Кирр. В это же время наиболее посещаемым местом паломничества христиан в Евфратисии стал г. Сергиополь, где покоились мощи мучеников Сергия и Вакха. Митрополиты Иераполя активно участвовали в устройстве епархии Сергиополя. В V-VII вв. Иераполь был одним из значительных центров богословских споров. Предстоятели кафедры и вместе с ними паства неоднократно уклонялись в различные ереси; настроения местных жителей, вероятно, сильно менялись от десятилетия к десятилетию. В 30-х гг. V в. еп. Александр был известен активной поддержкой Нестория. В 433 г. он отказался признать соглашение о восстановлении общения между Антиохийской и Александрийской Церквами, к-рые вступили в конфликт на III Вселенском Соборе в 431 г. Из-за этого несогласия с позицией своей Церкви 15 апр. 435 г. соборным постановлением в Антиохии Александр был низложен и отправился в мон-рь в Египет (ACO. Т. 1. Vol. 4. P. 201). В 475 г. жители Иераполя выступили как горячие сторонники халкидонского православия. Чиновники имп. Василиска, прибывшие в город, чтобы объявить промонофизитский «Энкиклион», были ими перебиты. В кон. V - нач. VI в. кафедру возглавлял Филоксен, один из крупнейших учителей монофизитства. Он активно поддерживал партию севириан, к-рая стремилась поставить Антиохийскую Церковь под свой контроль. После его низложения в 519 г. горожане активно выступали в его поддержку, обращались к Антиохийским патриархам с требованиями вернуть Филоксена, за что подвергались гонениям.
В кон. 30-х гг. VII в. в ходе арабских завоеваний мусульм. армии покорили города Сев. Сирии. М. сдался арабам в янв. 637 г., обязавшись выплачивать дань в 15 тыс. динаров (Большаков. 1993. С. 76; в лит-ре встречается также дата 637 г.- см.: Elisseeff. 1991. P. 379). В 40-х гг. VII в. М. с прилегающей областью вносил в казну 100 тыс. динаров, что было равно налоговым поступлениям от Дамаска и его округи; о значении М. говорит и то, что он был одним из центров монетной чеканки (Большаков. 1993. С. 145; 1998. С. 277). Степи вокруг города входили в зону кочевий бедуинов-христиан племени бану таглиб, пользовавшихся особым покровительством Омейядов. В ходе адм. размежевания земель халифата М. был причислен к джунду (военному округу) Киннасрин. В 786 г. халиф Харун ар-Рашид, стремясь активизировать джихад против Византии, сформировал из пограничных крепостей Киликии, Сев. Сирии и В. Месопотамии новую пров. Эль-Авасим (Твердыни) со столицей в М. Город был главной базой и отправным пунктом летних походов на византийские земли. Впосл. столица провинции была перенесена из М. в Антиохию (Le Strange. 1890. P. 36-39).
Площадь городской застройки и численность населения средневек. М. неизвестны. Значительную часть его жителей составляли христиане халкидонитского и монофизитского исповеданий. В городе сохранялся даже языческий храм Луны - место паломничества сабиев из соседнего Харрана. Хроника Псевдо-Дионисия Телль-Махрского упоминает ц. св. Фомы в М. и храм во имя Пресв. Богородицы за городскими стенами (Chronique de Denys de Tell-Mahré: Pt. 4 / Éd., trad. J.-B. Chabot // BEHE.Ph. 1895. Vol. 112. P. 47, 68 [сир. текст]). Арабский географ Ибн Хордадбех ок. 885 г. писал, что, по словам румов (православных), среди сооружений из дерева нет прекраснее, чем церковь в М., арки которой сделаны из древесины ююбы (Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер. с араб.: Н. Велиханова. Баку, 1986. С. 128). Во время сильного землетрясения 748 г. яковитская церковь рухнула, похоронив под развалинами прихожан. В М. хранился ряд знаменитых реликвий. По преданию, ап. Фаддей, ночевавший в окрестностях М. по пути в Эдессу, спрятал плат с Нерукотворным образом Христа в груду черепицы, и лик Христа чудом запечатлелся на одной из керамических плиток. Эта черепица почиталась как главная городская святыня и обеспечила М. заметное место в христианской сакральной географии Сирии (Лев Диакон. История. М., 1988. С. 40, 186-187).
Община халкидонитов в VIII в. была расколота противостоянием православных и монофелитов (маронитов). Антиохийский патриарх Феофилакт бар Канбара в кон. 40-х гг. VIII в., опираясь на силовую поддержку халифа Мервана, пытался привести к покорности монофелитов М., однако долгий конфликт закончился институциональным отделением монофелитской общины, построившей собственную церковь (Mich. Syr. Chron. T. 2. P. 511). Впосл. маронитская община М. исчезла (точное время неизв.). Правосл. архиереи в М., судя по упоминаниям в различных источниках, сохранялись по меньшей мере до XII в. (Todt. 1995. S. 181). Среди епископов города наиболее известен Агапий Манбиджский, автор одной из первых арабо-христ. хроник. Появление этого текста (ок. 941) свидетельствует о высокой степени арабизации северосир. мелькитов к сер. X в.
В ходе дезинтеграции халифата в кон. IX - сер. X в. М. некоторое время пребывал в сфере влияния егип. династий Тулунидов и Ихшидидов, окрестных бедуинских племен кальб и килаб и, наконец, в 945 г. вошел в состав эмирата Хамданидов, принявшего на себя основной удар визант. «реконкисты». В 962 г. М. был на короткое время захвачен визант. полководцем Никифором Фокой (с 963 имп. Никифор II Фока), а правитель города Абу Фирас, известный поэт и родственник хамданидского эмира, уведен в плен. В 966 г. Никифор снова подступил к стенам М. и потребовал выдать ему главную городскую святыню - черепицу с ликом Христа; получив реликвию, император отступил, не тронув города (Eutych. Annales. 1909. Pt. 2. P. 127; эта история с большими искажениями воспроизводится также у Льва Диакона: Лев Диакон. История. М., 1988. С. 40, 186-187). В 974 г. М. был взят визант. войсками имп. Иоанна I Цимисхия, к-рый вывез из города хранившиеся там реликвии - сандалии Христа и волосы св. Иоанна Предтечи (Там же. С. 86, 217). Византийцы и в этот раз недолго удерживали город. На протяжении большей части XI в. М. пребывал под контролем халебской династии Мирдасидов. В кон. 1068 г. им овладел визант. имп. Роман IV Диоген, стремившийся обезопасить коммуникации между Эдессой и Антиохией.
После поражения византийцев в битве с тюрками-сельджуками под Манцикертом (1071) М. снова перешел под власть мусульм. правителей - им попеременно владели различные сельджукские эмиры, при к-рых в городе была построена мечеть и укреплена цитадель. С нач. XII в. М., вблизи которого находилась единственная стационарная переправа через Евфрат (Джиср-Манбидж), оспаривали друг у друга атабеги Мосула, эмиры Халеба и крестоносцы Антиохии и Эдессы. В 1111 г. франки захватили и разграбили М.; удерживая город очень недолгое время, они успели учредить здесь кафедру лат. епископа, но его титул в последующие годы оставался чисто номинальным. В 1127 г. правобережье среднего Евфрата вошло в состав владений Имад ад-Дина Зенги, правителя Мосула и Халеба, завоевавшего в 40-х гг. XII в. графство Эдесса. М. управляли эмиры-вассалы Зенгидов, а в 1176 г. город перешел под власть Салах-ад-Дина, основателя династии Айюбидов, вытеснившего Зенгидов из Сирии.
На протяжении кон. XII - 1-й пол. XIII в. в М. правили различные ветви рода Айюбидов, иногда воевавшие между собой за обладание этим городом. Он приобретал все более мусульм. облик: в посл. трети XII в. там были построены шафиитская и ханафитская мадрасы, минарет соборной мечети. Путешественник Ибн Джубайр в 1184 г. отмечал благочестие местных жителей-шафиитов (Ибн Джубайр. Путешествие / Пер. с араб.: Л. А. Семенова. М., 1984. С. 177). Мусульманские источники того времени упоминают традиции паломничества в М., в частности к гробнице доислам. прор. Халида ибн Синана аль-Абси.
В нояб. 1240 г. район среднего Евфрата подвергся опустошительному нашествию хорезмийцев. Цитадель М. устояла, но остальной город был сожжен, а множество его жителей перебито. Вслед за хорезмийцами на Ближ. Восток двинулись монголы. В кон. 1259 г. войско Хулагу-хана перешло Евфрат и разграбило М. Егип. мамлюкам удалось отразить монг. натиск и отвоевать Сирию. М. оказался на переднем крае мамлюкских владений. В кон. 1299 г. он был снова разрушен во время очередного монг. вторжения в Сирию. В 1349 г. город был опустошен пандемией чумы, прокатившейся по всему Ближ. Востоку, а в 1400 г. пострадал во время нашествия Тимура. Причиной упадка М. помимо 400-летних войн, разоривших этот пограничный регион, и экологической деградации окружающих ландшафтов послужило и смещение в XIV в. к югу главного пути из Сирии в Ирак, в результате чего город остался в стороне от торговых путей.
С сер. XVI в. М. все реже упоминается в источниках. В османскую эпоху его положение по отношению к главным политическим и экономическим узлам региона оставалось таким же периферийным. Путешественники кон. XVIII-XIX в. описывали М. как маленький городок, полный античных и средневек. руин. Население, занимавшееся прежде всего животноводством, составляли курды, арабизированные туркмены, с кон. XIX в. к ним добавились переселившиеся с Кавказа черкесы, после 1915 г.- армяне. Начиная с эпохи франц. мандата население стало быстро расти: в 1932 г. оно насчитывало 2 тыс. чел., в 1960 г.- 8,5 тыс., в 1981 г.- 30,8 тыс., в 2012 г.- 78 тыс. Подъем региона в последние десятилетия был связан со строительством плотин на Евфрате и с сельскохозяйственным освоением приевфратских степей.
Филоксен (325), Феодот (378 - после 381), Луций (394), Александр (несторианин, низложен; до 431-435), Панолбий (444), Иоанн, Стефан (до 448 - после 457), Кир (монофизит, низложен в 484), Филоксен (Ксенайа; монофизит; 485-519), Феодор (553), Стефан (кон. VI в.), Михаил (?) (787), Николай (?) (787), Агапий (1-я пол. X в.), Иоанн (XI в.), Никон (XII в.), Константин (XII в.). Епископы Сирийской яковитской Церкви: Иаков (564), Фома (600), Иосиф (685), Иоанн (790), Сергий (между 818 и 845), Авраам (между 818 и 845), Симеон (между 846 и 873), Иоанн (между 878 и 883), Михаил (между 887 и 896), Феодор (между 923 и 935), Иаков (между 936 и 953), Тимофей (между 986 и 1002/3), Филоксен (митр. М. и Гишры; между 986 и 1002/3), Филоксен (между 1031 и 1042), Афанасий (между 1086 и 1088), Филоксен (между 1090 и 1129), Игнатий (между 1090 и 1129), Иоанн (между 1090 и 1129), Бар Андреас (1130, низложен), Бар Туркая (епископ М. и Телль-Башера; XII в.?), Дионисий (1155), Филоксен (между 1166 и 1199), Афанасий (до 1253 - после 1264).