Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАКАРИЕВ ЖАБЫНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
42, С. 328-334 опубликовано: 18 ноября 2020г.


МАКАРИЕВ ЖАБЫНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2016 г.
Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2016 г.

Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2016 г.
(Белёвской и Алексинской епархии Тульской митрополии), находится в дер. Жабынь Белёвского р-на Тульской обл., на правом берегу р. Оки, у впадения в нее р. Жабынки. Первое историческое описание М. Ж. м. составил архим. Леонид (Кавелин), в сер. XIX в. неоднократно посещавший обитель и гостивший поблизости, в имении Иваново Белёвского у. Тульской губ., у своего брата, правоведа и историка К. Д. Кавелина († 1885). Считается, что М. Ж. м. основан как пустынь в 1585 г. неким старцем Онуфрием. Об этом свидетельствуют выписки из грамоты царя Феодора Иоанновича, выданной старцу Онуфрию в том же году. Царь повелел писцу дворцовых земель Н. Г. Ржевскому отдать «под монастырь» Жабынское городище на берегу р. Оки с пахотными землями и лесами, ранее принадлежавшее Дворцовому ведомству. Местность называлась по имени прежнего владельца - Жабыни Селехова (Антонов. 2013. С. 230-231, 233). Вместе с городищем передавались деревни Кузнецово на р. Коломенке, Пашковская Володинская (Упашинское, Пашонская) на р. Коломенке, Волошково, Селихово и луга близ с. Сныхова. По той же дарственной грамоте старец Онуфрий должен был «на том городищи храм воздвигнуть Введения Пресвятыя Богородицы и монастырь строить» (Леонид (Кавелин). 1865. С. 5-6).

В 1609/10 г., при царе Василии Иоанновиче Шуйском, монастырские деревни Пашковская Володинская и Кузнецово были переданы семье воеводы Г. Ф. Киреевского (Антонов. 2002. С. 29). Возможно, в 1615 г. пустынь сожгли польско-литов. войска А. Ю. Лисовского, хотя в документах М. Ж. м. среди разоренных обителей не упоминается (Книга сеунчей 1613-1619 гг.: Док-ты Разрядного приказа о походе А. Лисовского (осень-зима 1615 г.) М.; Варшава, 1995. (Памятники истории Вост. Европы: Источники XV-XVII вв.; Т. 1)).

М. Ж. м. был восстановлен (или основан рядом с бывш. обителью старца Онуфрия) священноиноком прп. Макарием Жабынским († 1623 (1622?)). Согласно монастырским синодикам сер. XVII и 1-й пол. XVIII в., в к-рых наряду с родом Ржевских записан и «род священноинока Макария (возстановившаго обитель)», преподобный поселился в верховье протоки Жабынки, у колодца Жабынец, возобновил мон-рь, собрал братию. В «Книге глаголемой Описание о российских святых» прп. Макарий назван «начальником Жабынскаго монастыря» (Описание о российских святых. С. 230). Братия похоронила его в пустыни, вероятно при деревянном Введенском храме, который в нач. XVIII в. называли также храмом «преподобнаго отца нашего Макария в чудесех просиявшаго Белевскаго чудотворца» (Леонид (Кавелин). 1865. С. 95, 111-112). По легенде, нек-рое время мощи преподобного почивали в раке «открыто» и в нач. XVIII в. были положены под спуд. В 1-й пол. XVIII в. жабынский игум. Тихон († 1739) записал в монастырском синодике со слов «старцев обители», что «всяк правоверный», приходивший к «целебоносному гробу» прп. Макария, получал исцеление (Там же. С. 98). В 1721 г., согласно челобитной игум. Тихона, мощи пребывали под спудом в одном из монастырских храмов (Там же. С. 29).

Прп. Макарий Жабынский. Икона. Нач. XXI в. (храм прп. Макария Жабынского Макариева Жабынского мон-ря)
Прп. Макарий Жабынский. Икона. Нач. XXI в. (храм прп. Макария Жабынского Макариева Жабынского мон-ря)

Прп. Макарий Жабынский. Икона. Нач. XXI в. (храм прп. Макария Жабынского Макариева Жабынского мон-ря)

К 1646 г. относится самое раннее именование пустыни Макариевской. В ризнице белёвской единоверческой Вознесенской ц. хранилось вкладное напрестольное Евангелие, которое, согласно надписи, в 1646 г. «дал в... пустынь Макариеву» некий старец Ефрем «по своей душе на вечное поминовение» (Знаменский. 1890. Вып. 30. С. 59-60). Предание связывает прп. Макария с основателем пустыни старцем Онуфрием, якобы вернувшимся в разрушенную обитель, принявшим схиму с именем Макарий и поселившимся у колодца Жабынец. К кон. XIX в. эти сведения считались «выдаваемыми лишь за правдоподобные, но отнюдь не достоверными» (Там же. С. 58).

В XVII в. М. Ж. м. был беден. Видимо, в Смутное время он утратил жалованную грамоту 1585 г. и не смог подтвердить права на земли. В 1630 г. жалованной грамотой царя Михаила Феодоровича за Киреевским закреплялись прежде принадлежавшие монастырю деревни на р. Коломенке Пашковская Володинская («Колоденская тож») и Кузнецово («Игнатовское тож»), 8 дес. луговой земли по р. Оке, часть леса по р. Коломенке (Белёвская вивлиофика. 1858. Т. 1. № 252. С. 360-362). В 1633 г. царской грамотой за Киреевским вновь закреплялась дер. Кузнецово (Там же. № 213. С. 292). Во 2-й пол. XVII в. строитель Герасим подал челобитную, обвиняя соседнего помещика М. Киреевского и его братьев в «разорении сей пустыни» (Леонид (Кавелин). 1865. С. 11).

В Крутицком архиерейском казенном приказе хранилось послание 1662 г. митр. Сарского и Подонского Питирима († 1673) настоятелю белёвского в честь Преображения Господня монастыря игум. Михаилу. Архиерей сообщал, что игумения соседнего белёвского Крестовоздвиженского девичьего мон-ря Вера жаловалась на новоначальных сестер, к-рые ее «не слушают, живут в монастыре самовластно, ходят в пустыню, что на Жабыни, к старцам и ко братьям, и в той пустыни ночуют» по трое-четверо суток. По словам игумении, молодые насельницы, избрав себе в духовники жабынского иером. Боголепа («не по чину мужа юна»), угрожали ее убить. Митр. Питирим приказал игум. Михаилу объявить сестрам архиерейский приказ: игум. Веру «почитать и слушать по монастырскому чину», в М. Ж. м. не ходить; духовническую деятельность иером. Боголепа пресекать. Жабынским монахам и белёвским сестрам запрещалось посещать кельи друг друга, а духовные беседы дозволялось вести только публично - на церковной паперти (Соловьёв. 1902. С. 56-57).

Собор Введения во храм Пресв. Богородицы. После 1708 г. Фотография. 2015 г.
Собор Введения во храм Пресв. Богородицы. После 1708 г. Фотография. 2015 г.

Собор Введения во храм Пресв. Богородицы. После 1708 г. Фотография. 2015 г.
Вероятно, в 70-90-х гг. XVII в. среди иноков М. Ж. м. были старообрядцы. Так, в пустыни подолгу скрывался Досифей, один из основателей старообрядчества, бывш. игум. Беседного во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря близ Тихвина. Жабынскими учениками Досифея были иноки Евфросин († после 1691) и старец Урван (крестьянин Ульян Анкудинов). С насельниками М. Ж. м. общались и белёвские старообрядцы, в т. ч. старица Мелания (Александра Григорьевна), входившая в близкое окружение боярыни Ф. П. Морозовой (см.: Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в ХVII в. СПб., 1898. С. ХV, ХХIII-ХХVII, 153, 160-161, 167; Барсков Я. Л. Памятники первых лет рус. старообрядчества. СПб., 1912. С. 51-52, 310).

В кон. XVII в. в опустевшем М. Ж. м. проживал лишь белый священник. В 1707 г. митр. Сарский и Подонский Иларион (Властелинский; † 1720), объезжая епархию, обратил внимание на покинутую братией пустынь. Видимо, вскоре в архивах архиерейского дома была обнаружена копия грамоты 1585 г. царя Феодора Иоанновича. В 1707 г. по указу царя Петра I пустынь была восстановлена трудами бывш. ризничего Крутицкого архиерейского дома настоятеля (1710-1722) иером. Тихона, возведенного митр. Иларионом в сан игумена. Уже к кон. 1707 г. в обители проживали 23 инока и 10 трудников («кормятца трудом своим и подаянием, и государева хлебного и денежного жалованья не определено, токмо что от боголюбивых людей подаяния и строение чинят»).

В 1708 г. игум. Тихон заложил в М. Ж. м. каменный Введенский собор. Собственных средств у обители не хватало, поэтому в 1710 г. игумен завел вкладную книгу для записи пожертвований «на строение каменное... и на прочие монастырские потребы, и братии на пищу и одежду». В 1710 г. игум. Тихон, привлекавший в М. Ж. м. паломников и благотворителей, перенес из с. Озёрского Перемышльского у. Калужской губ. в пустынь чудотворный литой медный образ Божией Матери «Знамение». Перенос святыни повлек тяжбу между братией и озёрским причтом. В мае 1711 г. Сарский и Подонский еп. Феодосий (Вадбольский) выдал игум. Тихону грамоту, утверждающую, что иконе в М. Ж. м. «быть вечно неотъемлемо». Согласно вкладной книге, мон-рю помогали пожертвованиями митр. Сарский Иларион, еп. Феодосий (Вадбольский), архимандрит орловского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Евфимий, архимандрит Оптина болховского в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Святой Троицы монастыря Сергий, архимандриты белёвского Преображенского монастыря Иов (Марков; † 1718) и Глеб (Талипский), московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря Алексий и др.

В окт. 1717 г. по челобитной игумена у стен М. Ж. м. было разрешено открыть Ильинскую ярмарку сроком на одну неделю и правом 3-летней беспошлинной торговли; ярмарка являлась источником дохода для обители. В этой челобитной М. Ж. м. назван «общежительным монастырем Введения в церковь Пресвятыя Богородицы и прп. Макария, Белевскаго чудотворца».

1 янв. 1721 г. игум. Тихон подал царю Петру I челобитную с просьбой о наделении мон-ря пахотной землей близлежащих деревень, белёвским дровяным и строевым лесом. Он указывал, что древняя обитель стояла в устье р. Жабынки, «в которой церковь изстари Введения Пресвятой Богородицы Макарьева строения, и по старым писцовым книгам никаких земель к той пустыни не написано, а вышеписанных местах церкви нигде не построено, кроме онаго монастыря и земель церковных никаких нет, только из тех вышеписанных деревень во оной монастырь приходят мирские люди и кладутся у церкви, а ныне во оном монастыре три церкви, и под спудом мощи онаго Макария Строителя; владенья же было изстари к тому монастырю роща, которая и ныне во владеньи за тем монастырем, да колодезь из которого Жабынька речка вышла, на котором колодезе была часовня, а ныне церковь же, а в близости от монастыря на большой Московской дороге на белых священников два места, да дьяково, и пономарево место, да несколько было бобылей, которых ныне уже нет; мерою всего монастыря с рощею и колодезем на котором церковь и церковных причетчиков с местами будет по старому владенью от реки Оки вверх по речки Жабынке до колодезя 130 сажень, а поперег 510 сажень, а по мере под тем монастырем и присадкою рощею и с усадьбами, по старому владенью, будет десятин 30, а четвертной пашни за оным монастырем никаких угодий ничего нет, а питаются того монастыря братия мирским подаянием, которой братии в том монастыре человек с 40» (Леонид (Кавелин). 1865. С. 27-29). Однако челобитная осталась без ответа.

В мае 1722 г. игум. Тихон был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем соседнего белёвского Преображенского мон-ря. В марте 1723 г. указом Сарского и Подонского архиеп. Леонида († 1743) «неимущая» пустынь была упразднена, а храмы стали приходскими. В записке 1723 г. сказано, что «за тою Введенскою пустынею крестьян и бобылей, пашни, сенных покосов не имелось. А во время присовокупления той пустыни наличных денег, хлеба, не явилось, а питаются подаянием христолюбцев». В обители имелось всего 5 лошадей и 4 коровы (Там же. С. 38).

10 июля 1724 г. указом архиеп. Леонида повелевалось «монахов и келии и ограду, сломав без остатку, перевесть» в белёвский Преображенский мон-рь, «дабы оной Жабынской пустыни звании Жабынскою и Введенским монастырем отнюдь нигде и никогда не упоминалося, а при церкви той пустыни быть белому священнику» (Там же. С. 36). Но после неск. челобитных, которые игум. Тихон посылал архиерею, постройки М. Ж. м. удалось сохранить. Во Введенской ц. служил овдовевший белый священник. 6 февр. 1727 г. указом имп. Екатерины I пустынь была восстановлена как приписная к Преображенской обители; жабынская братия, вернувшаяся в свои кельи, подчинялась наместнику-иеромонаху, назначавшемуся из Белёва игум. Тихоном. В то время обитель владела 235 дворами, 88 дес. пашенной и 987 дес. сенокосной земли.

В 1736 г. Введенскому храму «на прокормление» свящ. Григория Петрова с причтом отмежевали землю из поместных владений А. А. Возницына - деревень Волотьково и Горбуново. Из-за прав на церковные доходы и земли между белёвскими настоятелями и священником возникали конфликты, прекратившиеся в 1745 г., когда Г. Петров был лишен сана (см. подробнее: Мартынов. 1888. С. 680-685). Настоятелем Введенского храма стал свящ. Гавриил Григорьев.

О планировке построек бывшей обители свидетельствует копия (кон. 70-х гг. XVIII в.) с чертежа 1736 г. землемерного плана, который был сделан белёвским служителем А. Остаповым «на глаз», по природным ориентирам. Согласно плану, в прямоугольнике ограды в центре стояла Введенская ц., к северу и югу - кельи. За территорией пустыни, к востоку, вплотную к ней пристроен монастырский двор с деревянными хозяйственными зданиями, к югу от него возведен «попов» двор. С сев. стороны устроен монастырский огород. За оградой проходила Б. Калужская дорога из Белёва в Лихвин, недалеко от которой стояла деревянная надкладезная Никольская ц. К югу от дороги располагались постоялые дворы (Никишов. 2011. С. 100-101).

Согласно ведомостям 1739-1741 гг. (РГАДА. Ф. 280. Оп. 5. Д. 696), в М. Ж. м., окруженном деревянной оградой, стояли каменный Введенский храм (1708), 2 деревянные церкви, настоятельская и 5 братских келий, ледник, «магазеин», поварня, ограда. В обители проживали иеромонах, пономарь, псаломщик, «конорхист», 2 «хлебных» монаха, 2 белых священника, диакон, 4 трудника, которым «денежного и хлебного жалования» не выдавалось; жили они «в обществе от мирского подаяния, ибо за тою пустынею крестьян и протчих людей нет, а токмо имеетца земли 10 четвертей, которою владеют объявленные белые попы и дьякон» (Никишов. 2011. С. 102-103). В описании 1755 г. упомянуты каменный Введенский храм и деревянная ветхая Введенская ц., не имевшая утвари. 19 апр. 1763 г. белёвский архим. Иустин сообщал Сарскому и Подонскому архиеп. Амвросию (Зертис-Каменскому), что постройки пустыни «все пришли в крайнюю ветхость» и «священнослужение церкви исправляется с крайней опасностию». Архим. Иустин писал, что московский купец И. Фёдоров намеревается вместо ветхих церквей построить каменный храм в честь Вознесения Господня с Введенским и Знаменским приделами, и просил архиерейского благословения (Мартынов П. М. Жабынская Введенская пуст. // Тульские ГВ. 1872. № 83. С. 1453). Архиеп. Амвросий одобрил это начинание, но к строительству так и не приступили.

В 1764 г. М. Ж. м. был упразднен. В каменном Введенском храме, ставшем приходским, служили священник, диакон, дьячок и пономарь, а деревянную Введенскую ц. перевезли в с. Петровское Одоевского у. Тульской губ. В 1765 г. монастырские постройки предполагалось передать в ведение Воронежского пехотного полка.

В 1776 г. М. Ж. м. был возобновлен как внештатная пустынь, в нее из сгоревшего Шаровкина Успенского мон-ря Калужской губ. перевели 7 насельников со строителем иером. Исаакием (Акимовым; † 1790). Братия обнаружила пустынь разоренной, в обветшавшем Введенском соборе отсутствовал антиминс. После ремонтных работ 1 нояб. 1780 г. Ростовский и Ярославский архиеп. Самуил (Миславский) освятил новый антиминс. Решением Синода к «приходу» возобновленной пустыни были приписаны земли с вотчинными крестьянами отставного поручика кавалергардского полка барона П. И. Черкасова, проживавшего в имении Волотьково. В мон-рь «для исправления мирских треб» был направлен свящ. Михаил Григорьев с причтом, которому Синод отводил часть земель Черкасова. В 1777-1778 гг. происходило межевание церковной земли, осложнившееся тяжбами между строителем Исаакием и приходскими служителями. 25 июля 1790 г., после кончины иером. Исаакия, пустынь возглавил иером. Серафим (Желябужский; † 1801). По его настоятельным просьбам указом имп. Павла I от 18 дек. 1797 г. обители приписывались 13 дес. 1890 саж. земли в Белёвском у., мельница и рыбные ловли на р. Шиворони в Тульском у., а также выделялось «милостивое подаяние на вечные времена» в размере 300 р. ежегодно. В 1800 г. иером. Серафим отказался от управления пустынью по старости, но остался проживать там на покое.

Церковь прп. Макария Жабынского. 1889–1895 гг. Фотография. 2012 г.
Церковь прп. Макария Жабынского. 1889–1895 гг. Фотография. 2012 г.

Церковь прп. Макария Жабынского. 1889–1895 гг. Фотография. 2012 г.

В описи 1800 г. упомянуты каменный с деревянными крышей и главой Введенский собор, каменная теплая ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1793), «при ней над святыми вратами колокольня каменная с колоколами, покрыта тесом», деревянные настоятельские и братские кельи, житенный амбар, скотный сарай, ледник, конюшня, каменная ограда. При строителе (1802-1805) иером. Савватии начался ремонт Введенского собора, были построены каменный келейный корпус, каменная трапезная, устроено множество хозяйственных построек, а также введен общежительный устав. Для регламентации монашеской жизни в М. Ж. м. иером. Савватий составил подробное расписание блюд общей трапезы на каждый день (Леонид (Кавелин). 1865. С. 62), ввел ряд мер дисциплинарного порядка, а также добился перемещения с монастырской земли 4 дворов бобылей, поселившихся там незаконно. В 1803 г. указом Синода для установления общежития было определено: «...выдаваемую обители... сумму 300 рублей и суммы от доброхотных подаяний употреблять на содержание монашествующих, общую пищу, покупку платьев; сборы, получаемые на отправление молебнов и другие, делить братии поручно» (Кудака. 2007. С. 27).

В 1821-1855 гг. мон-рь возглавлял строитель игум. Венедикт (Краснопевцев; † 1855), брат киевского старца прп. Парфения (Краснопевцева). В 1822 г. он ходатайствовал перед еп. Тульским Дамаскином (Россовым; † 1855) о выдаче книги для сбора пожертвований «на поправку... ветхостей» (ГА Тульской обл. Ф. 3. Оп. 18. Д. 1355. Л. 1, 2). Благодаря авторитету братьев, купцы и др. благотворители стали помогать обители. Так, значительные суммы жертвовала гр. А. А. Орлова-Чесменская, что позволило игумену развернуть строительные и ремонтные работы.

К сер. XIX в. почитание прп. Макария прекратилось, наименование «Макариевская» уже редко встречалось в монастырской документации, «не сохранилось определенного известия о месте его погребения» (Леонид (Кавелин). 1865. С. 9). В 1815-1816 гг. рядом с колодцем Жабынец вместо деревянной Никольской часовни строился каменный Никольский храм. При копании рвов под фундамент церкви насельники обрели некий гроб (по другой версии, 3 гроба), к-рый посчитали гробницей прп. Макария, и стали служить панихиды. По монастырскому преданию, останки были «честно опущены в землю» под алтарем Никольского храма, освященного 18 нояб. 1818 г. С этого времени Никольский, а не Введенский храм стал считаться местом погребения основателя мон-ря.

Возобновление почитания прп. Макария связано с деятельностью игум. Ионы (Белобородова; 1814-1895), родившегося 22 янв., в день памяти преподобного. В 1875 г. он возглавил М. Ж. м., собрал известия об исцелениях по молитвам к прп. Макарию и в 1879 г. в Никольской ц. над предполагаемым местом его погребения поставил деревянную гробницу. В 1886 г. игумен сообщал в Тульскую духовную консисторию, что память прп. Макария 22 янв. «чествуется служением соборной панихиды, но с какого времени началось служение панихиды и почему вместо молебна служатся панихиды - неизвестно» (Тихон (Шарапов), иером. Жабынь // Рус. инок. 1913. № 4. С. 249). 26 июля 1886 г. комиссия, в состав к-рой вошли кафедральный прот. А. И. Иванов, благочинный белёвских храмов прот. М. Ф. Бурцев и настоятель Преображенского мон-ря иером. Анатолий (Турбин), подготовила заключение о почитании прп. Макария. 16 дек. 1887 г. Синод утвердил доклад Тульского и Белёвского архиеп. Никандра (Покровского) о восстановлении дня памяти прп. Макария. 17 янв. 1888 г. Синод предписал служить во всех церквах и мон-рях Белёва и в М. Ж. м. 21 янв. всенощное бдение с литией, 22 янв.- раннюю литургию с молебном. 22 янв. 1888 г. впервые после долгого перерыва в М. Ж. м. произошло торжественное чествование памяти преподобного с совершением крестного хода, обитель посетили ок. 1500 чел. Из Покровского храма г. Белёва в М. Ж. м. была принесена икона прп. Макария (Чествование памяти прп. Макария Жабынского гражданами г. Белёва Тульской епархии // ПрибЦВед. 1888. № 5. С. 120-121). 28 февр. 1889 г. указом Синода обитель была именована «Макариевской Жабынской пустынью в честь преподобного Макария, почивающего в оной» (Тульские ЕВ. 1889. № 6. С. 117-118).

20 янв. 1888 г. Белёвская городская дума на экстренном заседании приняла решение пожертвовать 1 тыс. р. на возведение в М. Ж. м. храма во имя прп. Макария и открыла добровольную подписку для сбора средств на строительство, а 12 мая 1889 г. одобрила проект и смету. На месте разобранного Никольского храма 17 окт. 1889 г. был заложен, а 28 сент. 1895 г. благочинным игум. Памфилом освящен каменный теплый храм во имя прп. Макария Жабынского; 17 окт. 1895 г. освящен левый придел во имя св. кн. Александра Невского, небесного покровителя имп. Александра III Александровича, 1 нояб.- правый придел во имя свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя имп. мч. Николая II Александровича. По преданию, игум. Иона (Белобородов), к-рый проживал на покое в пустыни и участвовал в строительстве, задумал вместе с подрядчиком работ обрести мощи св. Макария. Иером. Тихон (Шарапов) записал со слов схим. Филарета: во время строительства прп. Макарий явился в сонном видении одному из тех, кто участвовали в поисках, и предупредил, чтобы они не дерзали искать его мощи, иначе будут наказаны (Тихон (Шарапов), иером. Жабынь // Рус. инок. 1913. № 5. С. 303-305).

К нач. XX в. в пустыни было 5 церквей. В холодном 5-главом Введенском соборе (1708; неск. раз ремонтировался, 31 авг. 1812 вновь освящен) стоял 3-ярусный позолоченный иконостас (1812). Свод храма опирается на 2 высоких 4-угольных столба. Стены, столбы и плафон расписаны в 1838 г. на средства калужского купца А. А. Чечихина. Акад. П. П. Покрышкин описал убранство храма 1914 г.: «церковные врата» 1-й пол. XVIII в., «скульптурные, очень красивы по краскам праздника... но ужасно содраны при промывке... Подсвечники нач. XIX в. Иконы - отличная фрязь. Архангел Михаил ужасно подмалеван - это насмешка. В алтаре пол - квадратные кирпичики. На горнем месте - Спас Нерукотворный нач. XVIII в.» (Никишов. 2011. С. 241-242).

Теплый каменный Знаменский храм (1823-1825) с приделом Трех святителей был возведен в монастырской ограде недалеко от разобранной одноименной церкви 1793 г.; в 1857 г. к храму пристроили 2-этажную братскую трапезную с галереей. Теплый 5-купольный Макариевский храм, с большим полукруглым алтарем (1889-1895), к-рый в нач. XX в. называли соборным, имел форму квадрата. С зап. стороны к нему примыкает высокая каменная паперть. Церковь венчают 5 куполов, шестой, меньше остальных, помещен над папертью. Своды храма держатся на 4 столбах с арками.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». 1823–1825 гг. Фотография. 2008 г.
Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». 1823–1825 гг. Фотография. 2008 г.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». 1823–1825 гг. Фотография. 2008 г.

В 1848-1849 гг. по инициативе Тульского еп. Дамаскина (Россова) в обители был построен 2-этажный архиерейский корпус с домовыми храмами, освященными 7 нояб. 1848 г.- в честь Вознесения Господня (внизу) и 5 июня 1849 г. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (вверху). На 2-м этаже располагались архиерейские покои, состоявшие из передней, комнат для архиерейских келейников, зала, гостиной, столовой, спальни и чулана. Зал и гостиную украшали портреты святителей Тихона Задонского, Филарета (Дроздова), архиеп. Амвросия (Подобедова), еп. Алексия (Ржаницына) и др. На 1-м этаже находилась гостиница (в 1864 на 2-м этаже архиерейского корпуса в пожаре погибли мн. монастырские документы, к 1867 здание было восстановлено (ГА Тульской обл. Ф. 3. Оп. 19. Д. 670. Л. 9)). С марта 1851 г. еп. Дамаскин проживал в обители на покое. На его средства в юго-вост. углу ограды построена каменная 2-этажная гостиница с чайной для паломников.

По инициативе барона М. И. Черкасова в с. Жабынь вместо старой приходской Никольской ц. была возведена и 11 февр. 1906 г. прот. А. Филомавитским освящена каменная приходская Введенская ц. с колокольней. К северо-востоку от Макариевского собора близ монастырской сосновой рощи над источником Жабынец стояла деревянная 8-гранная часовня, увенчанная овальным куполом. К ней примыкали 2 деревянные купальни - мужская и женская.

Среди других монастырских построек - каменные 2-ярусная колокольня (ок. 1791), 2-этажный братский корпус (1841), деревянный корпус с 6 кельями и отделением для братской рухлядной, каменный конный двор, деревянная баня (1852), каменная ограда (1836) со св. вратами, с 2 проезжими створчатыми воротами и 4 калитками. Обители принадлежали 2 плодовых сада, огороды. Вне ограды находились деревянные гостиница с постоялым двором, скотный двор с флигелем для прачек и скотниц. В нач. XX в. М. Ж. м. владел 25 дес. 980 саж. земли в окрестностях, 148 дес. пахотной и сенокосной земли в Чернском у., 40 дес. смешанного лиственного леса при сельце Боровне Белёвского у., 14 дес. пахотной земли при сельце Липицы Чернского у., мельницей на р. Шивороне при с. Ильине Богородицкого у. К 1863 г. М. Ж. м. имел постоянный доход от всех хозяйственных владений ок. 1000 р., включая проценты с 9000 р. капитала, находившегося в кредитных учреждениях.

К 1908 г. в М. Ж. м. проживали настоятель иером. Сила (Карнеев) и 33 насельника. В 1909 г. иером. Кирилл (Павлов; с 1914 игумен) инициировал ремонтные работы во Введенском и в домовом храмах. С 1904 г. насельником и пострижеником обители был К. И. Шарапов, буд. Алма-Атинский еп. Тихон. Опубликованы неск. писем Шарапова оптинскому старцу прп. Иосифу (Литовкину) (см.: Рус. инок. 1910. Вып. 1. С. 15; Вып. 3. С. 11-12; Вып. 4. С. 16-17; Вып. 8. С. 18; Вып. 11. С. 26).

Святыни, реликвии, погребения

В 1879 г., при игум. Ионе, в Никольском храме была установлена деревянная рака с иконой прп. Макария. К 1907 г. в Макариевском храме между правым клиросом и правым столбом на возвышении стояла металлическая посеребренная рака под деревянным резным золоченым балдахином. В обители почиталась икона прп. Макария, написанная в 1886 г. на народные средства в связи с возобновлением в 1886-1888 гг. празднования памяти святого.

В монастырской вкладной книге упоминается, что в 1708 г. окольничий Н. И. Акинфиев (Акинфов) пожертвовал М. Ж. м. образ прп. Макария в серебряном окладе, «в киоте, писанном красками, на створках образа архангелов Михаила и Гавриила» (Леонид (Кавелин). 1865. С. 17). Впосл. эта икона, вероятно, была утрачена (похищена?); в сохранившийся киот после его обновления вставили икону преподобных Сергия Радонежского, Тихона Калужского и Макария Жабынского (1895), к-рая висела в братской трапезной над входом, ведущим в Трехсвятительский придел Знаменской ц.

В Знаменском храме напротив левого клироса находилась почитаемая Владимирская икона Божией Матери (сер. XVII в.?), принесенная в 1776 г. из Шаровкиной Успенской обители и украшенная сребропозлащенными окладом и венцом, «убрус низан мелким жемчугом». Во Введенском соборе находился литой медный образ Божией Матери «Знамение» из с. Озёрского. К 1800 г. эта икона была вложена в створчатый серебряный позолоченный киот с выгравированными изображениями Господа Саваофа, арх. Михаила и прп. Сергия Радонежского, а в 1910 г., к 200-летию пребывания в М. Ж. м., украшена серебряной коронованной рамкой, «осыпанной камнями»; к иконе с обратной стороны прикреплена посеребренная медная доска с текстом благословенной грамоты 1711 г. Сарского еп. Феодосия.

В пустыни хранились синодик 1-й пол. XVII в., «в четвертку, полууставом», и синодик 1-й пол. XVIII в., а также вкладная книга 1710 г. В ризнице имелось напрестольное Евангелие (М., 1606), обложенное малиновым бархатом, «на верхней дске средник - Сошествие во ад и наугольники евангелисты сребропозлащенные». Согласно надписи, в 1622 г. оно было вложено в Шаровкин мон-рь окольничим кн. Григорием Константиновичем Волконским († 1634) в память о родителях. Др. напрестольное Евангелие (М., 1703), «верхняя дска покрыта посеребреною медью, обложено плисом синим, средник Спас Вседержитель с предстоящими, а наугольники евангелисты сребропозлащенные, чеканные», было пожаловано в 1713 г. (Леонид (Кавелин). 1865. С. 104-105).

Во вкладной книге 1710 г. упоминается И. Е. Томилин, пожертвовавший мон-рю напрестольное Евангелие («малая Александрия, верхняя цка медная вызолочена, Спасителев образ и евангелисты серебряные, чеканные вызолочены, на исподней дске средина и наугольники и защепки серебряные вызолочены, оклеян берхатом венецейским»), «крест благословящий с мощьми обложен серебром чеканным вызолочен, на кресте ковчег оклеян трипом желтым», хоругви, облачения (Там же. С. 17, 19-20). Митр. Сарский Иларион (Властелинский) пожертвовал 2 ризы «с принадлежностями, шитые золотом и серебром», Служебник, «переплетенный в красном сафьяне».

Во Введенском храме под алтарем был погребен Олонецкий и Петрозаводский архиеп. Дамаскин (Россов). Над его могилой стояла мраморная гробница с барельефами архиерейских митры, жезла, дикирия и трикирия. В юго-зап. углу Введенской ц. похоронен болховский схиархим. Сергий († 1721), у алтаря Макариевского храма - игум. Иона (Белобородов; † 1895), а близ колокольни - настоятель иером. Серафим (Желябужский; † 1801), над могилой к-рого стояла гробница «из дикого камня». На территории мон-ря похоронены барон И. П. Черкасов (1760-1836), баронесса М. А. Черкасова (1772-1818), а также мать игум. Венедикта.

1919-2016 гг

15-17 марта 1919 г. решением Белёвского исполкома в Макариевском соборе проводилось вскрытие предполагаемого места погребения прп. Макария Жабынского, но мощи не были обнаружены (см. подробнее: Герасим (Дьячков). 2010. С. 83-90). 25 июня 1919 г. настоятель архим. Макарий (Филатов) испросил у еп. Тульского и Белёвского сщмч. Иувеналия (Масловского) благословение на создание в пустыни трудовой артели, «тогда никто не имеет права нас беспокоить и могут возвратить пасеку (53 улья с пчелами и всем инвентарем)». 7 сент. 1921 г. решением президиума Тульского губисполкома обитель была закрыта; все постройки и пахотная земля передавались уездному отделу народного образования. 26 сент. того же года был закрыт Введенский собор. В 20-30-х гг. XX в. богослужения совершались в приходской Введенской ц. у Жабынского кладбища. 2 дек. настоятель архим. Макарий был временно определен в священнический штат прихода и 6 дек. 1923 г. собранием верующих жабынского прихода был выбран старостой Введенской ц. (закрыта и разобрана ок. 1939).

Крестный ход в Макариевом Жабынском мон-ре. Фотография. 2014 г.
Крестный ход в Макариевом Жабынском мон-ре. Фотография. 2014 г.

Крестный ход в Макариевом Жабынском мон-ре. Фотография. 2014 г.
В дек. 1922 г., когда Белёвский еп. Игнатий (Садковский) активно противостоял Тульскому обновленческому епархиальному управлению и белёвскому обновленческому благочинному прот. М. Щеплову, жабынские прихожане направили в Белёвский уездный исполком заявление. В частности, они писали: «Мы, верующие Жабынского прихода сельца Георгиевки, любим и уважаем преосвященного епископа Белевского Игнатия, желаем иметь именно его своим церковным и духовным наставником и архипастырем и никого другого не приемлем, а почему и просим Белевский уисполком поддержать наше свободное религиозное побуждение и защитить нас и нашего епископа Игнатия от всякого насильственного действия с чьей бы то ни было стороны». Однако в янв. 1923 г. еп. Игнатий был арестован и помещен в белёвскую тюрьму.

Нек-рые насельники подверглись репрессиям. Так, бывш. благочинный и казначей архим. Игнатий (Жуков; 1868 - после 1931) в 1931 г. был арестован и сослан в Чимкент на 5 лет; иером. Исихий (Косоруков; 1875-1947) арестован в 1931 г., сослан в Казахстан, а затем расстрелян; иером. Гурий (Иванов; 1875-1937) в сент. 1921 г. был выселен из обители, служил в Белёве, постановлением Тройки при УНКВД по Тульской обл. расстрелян. До 1941 г. в дер. Боровна действовала артель по производству кирпича, в к-рой трудилась часть братии.

В 1927 г. постройки М. Ж. м. были переданы в распоряжение 250-го стрелкового полка. Введенский храм, который разделили перекрытием на 2 этажа, использовался как жилое помещение. Знаменская ц. была переоборудована под столовую. Во время Великой Отечественной войны Жабынь оказалась в зоне боевых действий, в дек. 1941 г. Введенский храм, настоятельский и братский корпуса пострадали при артобстрелах. После 1945 г. сотрудники местного колхоза и частные лица разобрали сначала деревянные строения подсобного хозяйства, затем каменную ограду, руины приходской Введенской ц., колокольни, 2-этажных настоятельского и братского корпусов. В перестроенной Знаменской ц. размещалось почтовое отделение, в Макариевском соборе - школа, в братском корпусе - столовая. К нач. 90-х гг. XX в. Введенский и Макариевский храмы и др. постройки пребывали в полуразрушенном состоянии. 28 марта 1991 г. решением Тульского облисполкома сохранившиеся постройки М. Ж. м. были поставлены «на государственную охрану» как «историко-архитектурный комплекс».

В годы советской власти верующие продолжали посещать колодец Жабынец. В 1951 г. уполномоченный Совета по делам РПЦ по Тульской обл. Н. Князев после поездки в Жабынь писал в отчете: «На территории бывшего Жабынского монастыря есть родник, который до сих пор ежедневно посещают до 10-15 человек верующих. Они берут с собой воды, умываются, обмывают больные места, а иногда купаются в небольшом водоеме, образовавшемся около родника» (Никишов. 2011. С. 280).

7 мая 1991 г. решением Синода РПЦ мон-рь был открыт, наместником утвержден архим. Никон (Коневший). Сначала службы совершались только по воскресным и праздничным дням в Знаменской ц., где был установлен временный фанерный иконостас. С 2000 г. богослужения в обители совершаются ежедневно. 4 февр. 2001 г., в день памяти прп. Макария, состоялась 1-я Божественная литургия в восстановленном Макариевском храме и совершены первые после многолетнего перерыва монашеские постриги. С 1991 по 2000 г. монахов в М. Ж. м. почти не было, к марту 2016 г. в обители проживают ок. 15 насельников.

Восстановлены Введенский собор, здание бывш. монастырской гостиницы. К Знаменской ц. примыкает 2-этажный братский корпус с трапезной, построенный на старом фундаменте. Под корпусом сохранились сводчатые подвалы, используемые для хранения овощей и др. продуктов. Возведена деревянная часовня над колодцем Жабынец, оборудованы деревянные муж. и жен. купальни. В мон-ре имеются коровник, птичник, разбиты фруктовый сад, огород, вырыт пруд. Возобновлен крестный ход с Казанской иконой Божией Матери к колодцу Жабынец. Подворьем обители является ц. во имя вмч. Георгия Победоносца (1884-1892) в с. Манаенки Арсеньевского р-на.

Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 5. Д. 696. Л. 147-147 об.; ГА Тульской обл. Оп. 2. Д. 1091; Ф. 3. Оп. 1. Д. 915, 967, 2674, 3246, 3864; Оп. 2. Д. 3017; Оп. 3. Д. 1466, 2148; Оп. 4. Д. 3043; Оп. 7. Д. 937, 1421, 2680, 5110; Оп. 8. Д. 2452; Оп. 9. Д. 2002, 2660, 2864, 2906; Оп. 10. Д. 3002, 3420; Оп. 16. Д. 76, 79, 81, 82, 102, 103, 117; Оп. 18. Д. 1355, 6038, 7723; Оп. 19. Д. 670, 993; Ф. 147. Д. 6. Оп. 1. Л. 20; Ф. 2201, 1909-1915 гг.
Ист.: Белёвская вивлиофика: Собр. древних памятников об истории Белёва и Белёвского у. / Изд.: Н. Елагин. М., 1858. 2 т.; Соловьёв Н. А., прот. Сарайская и Крутицкая епархия. М., 1902. Вып. 4; Акты служилых землевладельцев XV - нач. XVII в. / Сост.: А. В. Антонов. М., 2002. Т. 3. № 158-159. С. 134-136; Антонов А. В. Выпись из писцовых книг 1568/69 г. на земли в округе Белёва // Белёвские чт. М., 2002. Вып. 2. С. 28-41; он же. Ист.-археогр. исследования: Россия XV - нач. XVII в. М., 2013.
Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 102; Епарх. хроника // Тульские ЕВ. 1864. Приб. № 17. С. 227; Леонид (Кавелин), архим. Ист.-стат. описание Белёвской Жабынской пуст. Тула, 1865 (то же, изм. загл.: Описание Белёвской Жабынской пуст. М., 2006); Мартынов П. М. Жабынская Введенская пуст. // ИВ. 1888. Т. 31. № 3. С. 675-685; Восков И. Торжество в Жабынской Макариевской пуст. // ПрибЦВед. 1889. № 49. С. 1505-1506; Зверинский. Т. 1. № 105. С. 111-112; Знаменский И. В. Полузабытый подвижник Рус. Церкви кон. XVI и нач. XVII ст.: Прп. Макарий Жабынский // Изв. Тамбовской УАК. 1890. Вып. 28. С. 17-63; Вып. 30. С. 15-72; Памятная книжка Тульской губ. за 1890 г. Тула, 1890. С. 44; Фирсов А. И. В обители прп. Макария // ИВ. 1896. Т. 66. № 10. С. 197-208; он же. Белёвская Жабынская пуст. Тула, 1898; Шарапов К. Ист. очерк белёвской Введенской Макариевской пуст. Тула, 19082; он же (Тихон (Шарапов), иером.). Жабынь // Листок Тульской ДС. 2005. № 2. С. 10-12; № 3. С. 8; № 4. С. 11-12; № 5. С. 5-6; № 6. С. 10-11; № 7. С. 11-12; № 8. С. 11; № 9. С. 8-10; № 10. С. 7-8; № 11. С. 2-3; А-й, инок. Белёвско-Жабынское торжество: (Память прп. Макария) // Рус. инок. 1912. № 4; Яковлев А. И. Засечная черта Московского гос-ва в XVII в. М., 1916; Банников В. Жабынь - наша жемчужина, наша боль... // Коммунар: Газ. Тула, 1996. № 8. С. 6; Семёнова Н. А. Белёв в истории Оптиной пуст. и Шамординского мон-ря // Белёвские чт. 2002. Вып. 2. С. 64-69; Каркешкина Т. Возградитель св. обители // Тульские ЕВ. 2004. № 9. С. 3; Агапов И., прот. Архитектура Жабынской Введенской пуст. // УЗ Тульской ДС. 2005. Вып. 1. С. 46-55; Левшин В. А. Топографическое описание Тульской губ. 1803 г. / Сост.: С. Д. Ошевский. Тула, 2006. С. 157-165; Кудака Д. Н., прот. Белёвская Жабынская Введенская Макариевская пуст. и ее подвижник прп. Макарий чудотворец. М., 2007; Герасим (Дьячков), иером. Белёвский Спасо-Преображенский мон-рь Тульской обл.: История в лицах. М., 2008; он же. Белёвский край: Очерки церк. жизни XX-XXI вв. М., 2010; Никитина Н. А. Белёв и его окрестности: (Край, дорогой моему сердцу). М., 2008; Желтова А. Б. Белёв - город храмов и мон-рей: Ист. очерки и святыни. Орел, 2009; Никишов В. Д. Жабынь: История Св.-Введенской Макариевской Жабынской пуст. М., 2011.
Д. Б. Кочетов
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Белёвская и Алексинская епархия Тульской митрополии Русской Православной Церкви Макариев Жабынский в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы мужской монастырь (Белёвской и Алексинской епархии Тульской митрополии)
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АВРААМИЕВ СМОЛЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Авраамиев Богородицкий училищный)