[Груз. ლიხნი, ლიხნე], архитектурный комплекс Сухумо-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) (с. Лыхны, муниципалитет Гудаута, Абхазия) и двором-резиденцией абхазских князей Шервашидзе; памятник культурного наследия Грузии.
Основные исторические сведения о Л. можно почерпнуть на основе анализа архитектуры и живописи церкви, которая была построена на месте древнеязыческого капища. Село Лыхны было летней резиденцией абх. князей Шервашидзе; в средневек. источниках это место называется Зуфу, в более поздних зафиксировано тур. название Соук-су (Холодный родник). Выстроенный вблизи церкви монументальный дворец Шервашидзе представляет собой образец светской архитектуры позднего средневековья (перестроен и расширен в XIX в.).
Впервые Л. описал франц. картвелолог М. И. Броссе в 1848 г., ученый опубликовал несколько груз. надписей, в т. ч. ныне не сохранившуюся надпись о появлении кометы Галлея в 1066 г., в царствование Баграта IV (Гиоргобиани. 1976. С. 25-29). В 1821 г. в Л. был похоронен последний владетельный абх. кн. Сафар Али-бей Чачба (Георгий Шервашидзе), его останки были перенесены сюда из Сухумской крепости. В сер. XIX в. по распоряжению имп. Николая I здесь был устроен мон-рь. В 1855 г. храм был освящен в честь Успения Пресв. Богородицы.
В течение веков на Лыхненской поляне (абх. Лыхнашта) близ церкви устраивали народные сходы. 26 июля 1866 г. в Абхазии вспыхнуло антиправительственное восстание, начавшееся с 7-тысячного схода на Лыхнашта. Были убиты начальник Сухумского военного отдела полковник В. Коньяр и др. представители власти и военные. Восстание было подавлено, резиденция абх. князей разрушена кутаисским ген.-губернатором Д. И. Святополк-Мирским. Слева от церкви в память о Коньяре была воздвигнута часовня.
23 нояб. 1914 г. еп. Уфимский Андрей (Ухтомский), в 1911-1913 гг. возглавлявший Сухумо-Абхазскую епархию Грузинского Экзархата РПЦ, пожертвовал Л. икону Пресв. Богородицы «Знамение», ставшую местной святыней. Образ в чеканном окладе с эмалью на золотом фоне представляет собой копию чудотворной Серафимо-Понетаевской иконы Божией Матери «Знамение» 1879 г. Это единственная икона, содержащая надпись на абх. языке, выполненную дореволюционным письмом.
В 1945-1955 гг. церковь Л. была закрыта, здесь размещалась конюшня местного конно-спортивного клуба. Затем богослужения были возобновлены, в праздники в храме собиралось неск. тысяч чел. В наст. время все части церкви покрыты консервационными кровлями, предохраняющими ее от природных воздействий. Роспись находится в аварийном состоянии. На Лыхнашта возле церкви сооружен мемориал, связанный с событиями абхазо-груз. войны 1992-1993 гг. На поляне у церкви проходят народные праздники, главный из к-рых - в день Успения Пресв. Богородицы. В окт. отмечают праздник сбора урожая, в ходе которого представители районов Абхазии состязаются в верховой езде и исполняют песни и танцы, устраивают выставки и ярмарки.
Архитектурный ансамбль включает церковь с низкой каменной оградой, в которую с запада встроена 3-ярусная колокольня; дворец князей Шервашидзе (в 100 м к югу от храма, руинирован) и башню (с севера от церкви).
Храм (18×10,5 м, высота 14,7 м), образец груз. средневек. архитектуры, выстроен из желтого известняка и представляет собой крестово-купольное 2-этажное здание с 3 высокими полуциркульными апсидами, имеющими изнутри подковообразную форму. План представляет собой крест, вписанный в прямоугольник, и во многом сходен с планом ц. во имя ап. Симона Кананита в Анакопии (ныне Нов. Афон, Абхазия). С запада к основному пространству по всей ширине церкви примыкает нартекс, над ним по всей его длине возведен 2-й этаж, представляющий собой хоры. Они состоят из 3 помещений разной высоты, соединены дверями и перекрыты полуциркульными сводами. В сев. части хоров в зап. стене находится дверь, к к-рой вела внешняя лестница (сохр. остатки в сев.-зап. углу). Пространство алтаря имеет сложную конфигурацию и расширено за счет вимы. Позже к храму были пристроены открытые притворы с зап., сев. и юж. сторон, к-рые подчеркнули его крестовидную внутреннюю структуру и сформировали динамичный ступенчатый объем. Экстерьер церкви решен просто, без орнаментально-декоративного украшения. Апсиды и 8-гранный барабан (такая форма начиная с XI в. не встречается в более-менее крупных груз. церквах) по верхнему краю увенчаны скромным кирпичным карнизом.
Внутреннее пространство церкви вытянуто вверх. Купол удерживается 4 свободно стоящими крестообразными столбами. Переход от подкупольного квадрата к барабану осуществляется с помощью парусов.
Стены храма и притворов, вероятно, были целиком расписаны. Самый ранний слой живописи был обнаружен в диаконнике церкви под более поздним слоем краски, он состоит из фрагментов геометрического орнамента, головы с нимбом и головы старца, рядом с которой надпись, выполненная асомтаврули: «Захария». Плохая сохранность живописи не дает возможности определить время ее создания, но палеография букв асомтаврули, принадлежащих тому же слою, относится к X-XI вв. Исходя из этого, можно сделать вывод, что храм был расписан сразу же после завершения его постройки.
Основная часть росписи датируется XIV в. и посвящена возвеличиванию Пресв. Богородицы. В конхе апсиды находилось изображение Божией Матери с Младенцем на престоле и 2 ангелов по сторонам (известно по фотографиям 30-х гг. XX в., ныне сохр. только фрагменты). Ниже в апсиде расположена 2-частная сцена «Причащение апостолов» (в редком варианте иконографии, когда ко Христу подходят по 12 апостолов с каждой стороны). В том же регистре друг против друга находятся сцены «Жены-мироносицы у Гроба Господня» (сев. сторона) и «Встреча 2 жен-мироносиц со Христом» (юж. сторона). Под композицией «Причащение апостолов» расположены сцены «Гостеприимство Авраама», «Шествие Авраама с сыном на место жертвоприношения», «Жертвоприношение Исаака», «Скиния Завета», а также изображения ангелов и святителей; в нижнем ярусе - фигуры святителей Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского со свитками в руках. В виме над арочным проемом, соединяющим алтарь с жертвенником, помещено изображение свт. Фоки. В куполе изображена Богоматерь «Оранта», окруженная архангелами.
На зап. стене центральное место занимает крупная композиция «Успение Божией Матери», которая венчается эпизодом т. н. «Вознесения Богоматери во плоти». Над средней аркой проема хоров помещена 3-частная сцена: «Перенесение апостолов ангелами во время Успения Пресв. Богородицы», «Вознесение Пресв. Богородицы ангелами», «Передача Богоматерью пояса ап. Фоме». На столбах и пилястрах представлены изображения Христа, Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, ап. Иоанна и др. святых. Часть росписи сохранилась на юж. стене под верхним окном, напр. фрагмент сцены «Воскрешение Лазаря».
В росписи церкви большое место занимают отдельные фигуры в арочных обрамлениях, имитирующих архитектуру, на стенах боковых апсид, на столбах и пилястрах. Таковы фигуры святителей в боковых помещениях алтаря; К-польских патриархов Никифора и Германа в средней виме; фигуры юных мучеников с крестами в руках на стенах подкупольных столбов (полностью сохр. только фигура мч. Александра); фигуры святых (Феодора, Платона и др.) на столбах, а также фронтальные фигуры Христа, Божией Матери и св. Иоанна Предтечи; фигуры апостолов Петра и Павла с надписями асомтаврули. Живописью были покрыты стены конх и боковых помещений алтаря, сохранились только орнаментальные фрагменты, следы в виде контуров и красочные пятна.
На фасаде юж. стены, над входом в храм, виден образ Богоматери на престоле с 2 ангелами по сторонам. Возможно, это фрагмент композиции «Страшный Суд», вынесенной на наружную стену церкви, т. к. традиц. место расположения этого сюжета в росписи (зап. стена) было занято темой Успения Божией Матери (Шервашидзе. 1971. С. 86).
Стиль росписи характерен для палеологовского искусства и демонстрирует черты столичной, к-польской школы. Живопись отличается динамикой в передаче движения, общей экспрессивностью композиции, объемной моделировкой формы светотенью с резкими высветлениями белилами, многоплановым и пространственным построением многофигурных сцен. Колорит основан на сочетании синевато-зеленого цвета с разными оттенками коричневых, сиреневых, зеленых и розовых тонов. В создании росписи участвовали не менее 3 мастеров. Одному из них свойственна живописная манера, характерная для более ранней палеологовской живописи (роспись на столбах, зальная часть), другим - линейно-графическая (роспись алтарной апсиды), характерная для живописи сер.- 2-й пол. XIV в. Несмотря на стилистические отличия в почерке художников, вся роспись исполнена одновременно, о чем свидетельствует единый план, одинаковый красочный материал и начертание греч. и груз. букв в надписях.
Известны 17 фресковых надписей Л.: это грузино-греч. пояснительные надписи к сюжетам и фигурам святых, а также грузиноязычные надписи, исполненные асомтаврули и мхедрули, в которых упомянуты разные события из истории Грузии, имена светских и духовных сановников, в т. ч. царей объединенной Грузии Баграта IV и Георгия II; протосипатора и ипатоса митр. Чкондидского Ваче, занимавшего также должность мцигнобартухуцеси (1-й министр двора груз. царя); известного сановника времен царя Баграта IV Петрика Патрика, представлявшего интересы Грузии при византийском дворе.
Наиболее известна 9-строчная надпись 1066 г. асомтаврули на стенах хоров Л. во всю их длину, выполненная санкирью: «† Христос, благословен Ты, Боже, Господь всего сущего. Это произошло... в царствование Баграта, сына Георгия... В апреле месяце появилась звезда, из недр которой исходили лучи, возвышаясь перед ней подобно большому сиянию. Это произошло от Вербной недели до Воскресения Христова». Надпись датирована 3 разными способами: от сотворения мира, согласно груз. системе летосчисления короникон и индиктом царя Баграта. Это позволяет установить, что она была сделана при царе единой Грузии Баграте IV (1027-1072).