[Англ. Langton] Стефан (ок. 1150, Лангтон-бай-Рагби, графство Линкольншир - 9.07.1228, Слиндон, ныне графство Зап. Суссекс), англ. церковный деятель, кард. (с 1206), архиеп. Кентерберийский (с 1207), католич. богослов, экзегет. О происхождении Л. и его жизни до возведения в достоинство кардинала сохранились немногочисленные сведения. Он был сыном небогатого рыцаря из графства Линкольншир Генриха Лангтона. Его брат (вероятно, старший) Вальтер († 1234) также был рыцарем и ок. 1211-1218 гг. участвовал в крестовых походах против альбигойцев. Младший брат Симон († 1248) избрал духовную карьеру и учился во Франции. Начальное образование Л., по-видимому, получил в школе при кафедральном соборе Линкольна. К кон. XII в. Линкольн стал одним из главных центров учености в Англии, но о предшествующем периоде истории школы там почти ничего не известно. Возможно, еще в Линкольне Л. познакомился с известными англ. церковными писателями Гиральдом Камбрийским (ок. 1146-1223) и Радульфом Чёрным († после 1199), а также с Гальфридом Плантагенетом, незаконным сыном англ. кор. Генриха II (1154-1189), впосл. архиепископом Йоркским (1189-1212), однако прямых доказательств этому нет (Vincent N. Stephen Langton, Archbishop of Canterbury // Étienne Langton. 2010. P. 71-73).
Считается, что ок. 1165-1170 гг. Л. отправился учиться в Париж. Достоверно неизвестно, кто были его наставники, но сочинения Л. обнаруживают значительное сходство с трудами Петра Кантора († 1197) и богословов, по определению М. Грабманна, т. н. библейско-моральной школы (Grabmann M. Geschichte der scholastischen Methode. Freiburg i. Br., 1911. Bd. 2. S. 476-501). Существует предположение, что Л. мог учиться у Петра Коместора († ок. 1178). После завершения обучения Л. стал преподавать богословие в Париже (с кон. 70-х или нач. 80-х гг. XII в.) и в качестве пребенды получил одну из парижских церквей, хотя и неясно, какую именно (Quinto. 1994. P. 33-35). К 1200 г. Л. либо благодаря знакомству с архиеп. Гальфридом Йоркским, либо по протекции папы Римского Иннокентия III (1198-1216), который тоже учился в Париже, стал каноником кафедрального собора в Йорке. Встречающееся в лит-ре утверждение, что Л. был ректором Сорбонны, ошибочно.
Среди учеников Л. были буд. англ. прелаты Генрих из Сандфорда, еп. Рочестера (1227-1235), Александр из Стейнсби, еп. Ковентри и Личфилда (1224-1238), Ричард Пур, еп. Чичестера (1215-1217), Солсбери (1217-1228) и Дарема (1229-1237), Томас из Марлборо, аббат Ившема (1229-1236). Возможно, у Л. также учились Андерс Сунесен, архиеп. Лунда (1201-1224), и Бернард II, архиеп. Сантьяго-де-Компостела (1224-1237). Учеником Л. был и магистр Гварин, один из осужденных в 1210 г. еретиков-амальрикан (см. ст. Амальрик Бенский). По свидетельству Цезария Гейстербахского, среди парижских богословов, участвовавших в выявлении этой ереси, был и некий «магистр Стефан», к-рого традиционно отождествляют с Л. (Thijssen J. M. M. H. Master Amalric and the Amalricans: Inquisitorial Procedure and the Suppression of Heresy at the University of Paris // Speculum. Camb., 1996. Vol. 71. P. 55-57). По-видимому, уже в парижский период Л. стал известен как проповедник. От современников он получил прозвище Громовой Язык (лат. Lingua Tonante), основанное, вероятно, на созвучии с его родовым прозвищем (Roberts. 1968).
В 1206 г. папа Иннокентий III вызвал Л. в Рим и возвел его в достоинство кардинала-пресвитера с титулярным рим. храмом Сан-Кризогоно. О причинах возвышения Л. достоверно неизвестно. Папа Иннокентий III учился в Париже до сер. 80-х гг. XII в. и несомненно знал Л., но встречающиеся в лит-ре утверждения об их личной дружбе не имеют подтверждений в источниках. Возможно, Л. в Риме преподавал в школе, основанной Иннокентием III при базилике Сан-Джованни-ин-Латерано. Согласно др. гипотезе, получение Л. достоинства кардинала было частью плана по его возведению на кафедру Кентербери, остававшуюся вакантной после смерти архиеп. Губерта Вальтера (13 июля 1205). Выборы его преемника происходили в обстановке ожесточенного противостояния различных партий, избранные кандидатуры неск. раз отклонялись после апелляций в Рим. В кон. 1206 г. прибывшая к Папскому престолу небольшая делегация кентерберийских монахов по прямой рекомендации папы Иннокентия III избрала архиепископом Л. Его кандидатура вызвала резкое неприятие со стороны англ. кор. Иоанна Безземельного (1199-1216). В письме папе Римскому он указывал, что Л. неизвестен в Англии и слишком долго жил во владениях врага - франц. кор. Филиппа II Августа (1180-1223). Однако Иннокентий III отказался принять эти возражения и 17 июня 1207 г. совершил в Витербо епископскую хиротонию Л. В ответ кор. Иоанн Безземельный запретил Л. въезд в Англию и объявил изменником каждого, кто признавал его архиепископом. Репрессиям подверглась семья Л.: отец вынужден был бежать в Шотландию, где скончался, брат Вальтер, вероятно, тогда же отправился на континент.
Пребывая в изгнании, Л., по-видимому, стремился подражать своему предшественнику на Кентерберийской кафедре католич. св. Фоме Бекету, которого глубоко почитал. В частности, как и Фома Бекет, Л. нек-рое время жил в цистерцианском аббатстве Понтиньи в Бургундии. О деятельности Л. в этот период сохранились лишь отрывочные сведения. В окт. 1209 г. в Мелёне он рукоположил Гуго из Уэлса во епископа Лондонского, в 1210 г. участвовал в улаживании конфликта между горожанами и епископом г. Камбре (Сев. Франция), в 1211 г. в парижском мон-ре Сен-Виктор присутствовал на похоронах влиятельного англ. барона Вильгельма де Бриуза, также жившего в изгнании из-за разногласий с англ. королем. Ок. 1210-1213 гг. Л. вместе с др. парижским богословом англ. происхождения, кард. Робером де Курсоном († 1219), совершил поездку по Фландрии, проповедуя против ростовщичества.
Из-за отказа принять Л. папа Иннокентий III наложил на Англию интердикт (24 марта 1208), а затем отлучил от Церкви кор. Иоанна Безземельного (нояб. 1209). Осенью 1213 г. англ. король, столкнувшись с оппозицией части баронов и опасаясь вторжения в Англию франц. кор. Филиппа II Августа, которому папа Римский формально передал права на англ. престол, пошел на уступки. В нач. 1213 г. его представители, прибывшие в Рим, приняли все условия папы. Англ. король согласился принять Л. и др. изгнанных священнослужителей, выплатить им компенсацию, передать Л. владения Кентерберийской кафедры, к-рые он самовольно удерживал. Иоанн Безземельный признал себя вассалом папы Римского и обязался выплачивать ежегодную подать в 1000 марок серебром. После того как король в присутствии папского представителя субдиак. Пандульфа принял все условия (13 мая 1213), Л. смог прибыть в Англию (9 июля). 20 июля в Уинчестере он снял отлучение с кор. Иоанна Безземельного.
Положение Л. как примаса Английской Церкви осложнялось присутствием в стране папского легата (с сент. 1213) кард. Никколо де Романиса, контролировавшего большинство назначений на епископские кафедры. Так, в 1215 г. Л. пытался добиться избрания своего брата Симона (получившего к тому времени пребенды в капитулах Лондона и Йорка) архиепископом Йоркским, но его кандидатуру отклонил папа Римский.
Окончившийся провалом поход Иоанна Безземельного против кор. Филиппа II Августа (февр.-сент. 1214) вызвал серьезный политический кризис в Англии. Большинство англ. баронов выступили с протестом против нового повышения налогов и потребовали от короля уступок. После короткого военного конфликта Иоанну Безземельному пришлось принять их условия; был подписан документ, получивший название Великая хартия вольностей (15 июня 1215). Роль Л. в этом конфликте не вполне ясна; вероятнее всего, он пытался стать посредником между королем и мятежными баронами. Чрезвычайно дискуссионным остается вопрос о влиянии архиепископа на создание положений Великой хартии вольностей. Ряд ее формулировок обнаруживает явные параллели с содержащимися в сочинениях Л. идеями, в т. ч. о праве подданных на сопротивление тирании монарха. Однако сходные формулировки встречаются и у др. богословов и юристов кон. XII - нач. XIII в. Согласно хронисту 1-й пол. XIII в. Роджеру де Вендоверу, именно Л. обнаружил в кентерберийских архивах и представил баронам коронационную грамоту кор. Генриха I (1100), ставшую образцом для Великой хартии вольностей и ее основой (Roger de Wendover. 1841-1844. Vol. 3. P. 263-266, 293-294). Но текстологический анализ свидетельствует, что составители Великой хартии вольностей использовали не кентерберийскую, а лондонскую версию грамоты Генриха I (Holt. 1992. P. 223-226, 406-411). Сопоставление окончательного текста Великой хартии вольностей и ее предварительных вариантов («Баронские статьи» и «Неизвестная грамота») свидетельствует в пользу того, что Л. принял активное участие лишь в заключительной стадии переговоров. Вероятно, именно по его инициативе к Великой хартии вольностей была добавлена 1-я статья, гарантировавшая свободу и привилегии Английской Церкви, включая право свободного выбора епископов и аббатов (Carpenter. 2011).
Подписание Великой хартии вольностей не завершило политический кризис. Не доверяя королю, Л. отказался передать ему стратегически важный Рочестерский замок и (вопреки приказу папы, который был издан еще до подписания Великой хартии вольностей) подвергнуть отлучению мятежных баронов. Этот отказ дал повод сторонникам короля Пьеру де Рошу, еп. Уинчестера (1205-1238), и папскому посланнику Пандульфу (с 1215 епископ Нориджа) объявить об отстранении Л. от обязанностей архиепископа. Л. отправился в Рим, однако из-за запрета на служение оказался там практически в полной изоляции и не принял участие в Латеранском IV Соборе (11-30 нояб. 1215). Возможно, уже в нач. 1216 г. он был формально восстановлен в правах архиепископа, но лишь весной 1218 г. получил от папы Римского Гонория III (1216-1227) разрешение вернуться в Англию. О его деятельности в период 2-го изгнания практически ничего не известно; существуют косвенные свидетельства, что он некоторое время преподавал в Париже.
В Англии после смерти кор. Иоанна Безземельного (19 окт. 1216) трон наследовал его малолетний сын Генрих III (1216-1272), регентом при нем стал Вильгельм Маршал, гр. Пембрука († 1219); заметными фигурами в политической жизни были также юстициарий Губерт де Бург († 1243), Пьер де Рош, еп. Уинчестера, и папский легат кард. Гуала Биккьери († 1227). По-видимому, возвращение Л. в Англию было связано с болезнью гр. Вильгельма Маршала, также в это время завершились легатские полномочия кард. Г. Биккьери (осенью 1218 его сменил на этом посту Пандульф, еп. Нориджский). В первые годы после возвращения в Англию Л. играл второстепенную роль в гос. управлении, занимаясь гл. обр. церковными делами. В 1219 г. он входил в комиссию по расследованию посмертных чудес Гуго, еп. Линкольна († 1200; 18 февр. 1220 канонизирован папой Гонорием III). Много внимания Л. уделял подготовке празднования юбилея мученической смерти Фомы Бекета, назначенного (в соответствии с ветхозаветным толкованием понятия «юбилей») на 7 июля 1220 г. В связи с этим была сооружена новая гробница Фомы Бекета и расширен архиепископский дворец в Кентербери. В том же году (17 мая) Л. повторно короновал Генриха III в Вестминстерском аббатстве (его 1-ю коронацию из-за вторжения в страну французского принца Людовика (впосл. кор. Людовик VIII) и изгнания архиепископа Кентерберийского совершил в Глостере 28 окт. 1216 кард. Г. Биккьери в сослужении нескольких английских епископов).
Осенью 1220 г. Л., взяв с собой частицу мощей Фомы Бекета, отправился в Рим и смог добиться от папы прекращения легатских полномочий еп. Пандульфа. Папа также обещал Л., что при его жизни в Англию больше не будут назначаться легатами иностранные прелаты. Вместе с тем Л. не смог получить разрешение на возвращение в Англию своего брата Симона, ранее состоявшего на службе у франц. короля и поддерживавшего права на англ. престол франц. принца Людовика.
Летом 1221 г. вернувшись в Англию, Л. впервые стал действовать как полноправный примас Английской Церкви. В апр. 1222 г. на Соборе церковной провинции Кентербери, собравшемся в аббатстве Осни (ныне в черте Оксфорда), был принят наиболее полный на тот момент в Англии свод постановлений по различным вопросам церковной дисциплины (ок. 80 статей - Councils and Synods. 1964. P. 100-154). Решения этого Собора были призваны дополнить и адаптировать к английским условиям постановления IV Латеранского Собора. Они легли в основу ряда отдельных епископских постановлений и оказали заметное влияние на развитие канонического права в средневек. Англии.
В 1223-1224 гг. Л. выступал как союзник юстициария Губерта де Бурга в борьбе против влиятельной партии франц. баронов, выходцев из Пуату и др. континентальных владений Плантагенетов. В февр. 1225 г. по инициативе Л. кор. Генрих III повторно опубликовал и подтвердил Великую хартию вольностей. В 1227 г. Л. наконец добился разрешения вернуться в Англию для своего брата Симона, который был назначен архидиаконом Кентербери. Вскоре после этого Л. отошел от активного участия в гос. делах, что было, вероятно, связано с ухудшившимся здоровьем и нараставшими трениями между ним и кор. Генрихом III (Cazel. 1964). Л. скончался вскоре после праздника перенесения мощей католич. св. Фомы Бекета (7 июля). Похоронен в соборе Кентербери, в капелле арх. Михаила, в юго-зап. части нефа (перестроена в сер. XV в.).
Л. был одним из наиболее плодовитых католич. экзегетов и проповедников своего времени, однако корпус его сочинений и их текстологическая традиция остаются недостаточно изученными (см.: Sharpe. 1997), датировка большинства сочинений также весьма приблизительна. По-видимому, большинство произведений (кроме части проповедей) было написано в годы преподавания в Париже (ок. 1180-1206), однако во время 2 продолжительных периодов изгнания из Англии (1207-1213, 1215-1218) Л., вероятно, их дополнил и отредактировал.
Большую часть наследия Л. составляют библейские комментарии (их перечень и список рукописей см.: Sharpe. 1997). Их можно разделить на 2 группы: комментарии на текст Свящ. Писания и комментарии «второго порядка» - толкования авторитетных библейских комментариев. К 1-й группе относятся комментарии (во мн. случаях в 2 версиях - на букв. текст и моральную сторону содержания) на все книги ВЗ, за исключением Книги Иова и, возможно, Псалтири; на Деяния св. апостолов и на Соборные послания. Во 2-й группе - 2 версии глосс на «Схоластическую историю» Петра Коместора и комментарий на толкование Посланий ап. Павла в «Magna glosatura» Петра Ломбардского (Quinto. 1994. P. 32-36). Первая версия глосс на «Схоластическую историю» (сохр. в 4 списках) была завершена к 1176 г. (т. е. вскоре после появления сочинения Петра Коместора, к-рое было написано между 1168 и 1173) и стала одной из первых работ Л. По-видимому, она представляет собой запись его лекций (reportatio). Вторую, более подробную версию (сохр. в 3 копиях) Л. написал в 1193 г. Встречающееся в исследовательской лит-ре утверждение, что 1-я версия представляет собой букв. комментарий, а 2-я - моральный, ошибочно: в жанровом отношении они одинаковы (Clark. 2005).
Исследователи предполагают, что комментарии Л. служили базовым инструментом библейских штудий в западноевроп. схоластике вплоть до создания в сер. XIII в. «Постилл» (Postillae) Гуго Сен-Шерского. Опубликована лишь незначительная часть этого обширного корпуса, гл. обр. во фрагментах (см.: Schönberger, Hrsg. 2011).
Важным вкладом Л. в изучение Библии часто называют разработку деления Свящ. Писания на главы, ставшего в дальнейшем общепринятым (не только в католич., но и в правосл. традиции). Однако новейшие исследования свидетельствуют, что эта разбивка на главы в действительности была создана в англ. мон-ре Сент-Олбанс при аббате Симоне (1167-1183). Тем не менее широкое распространение этот вариант библейского текста получил благодаря Л. и др. выходцам из Британии, преподававшим богословие в Париже в нач. XIII в.: Роберу де Курсону и Томасу Галлу († 1246) (Saenger P. The Anglo-Hebraic Origins of the Modern Chapter Division of the Latin Bible // La fractura historiográfica: Las investigaciones de Edad Media y Renacimiento desde el tercer milenio. Salamanca, 2008. P. 177-202).
Л. часто приписывается авторство перечня евр. имен и названий из Библии с указанием их значения. Известны 3 версии этого глоссария, наиболее распространенная (традиционно обозначается по 1-й фразе: Aaz apprehendens) сохранилась примерно в 900 списках. В ранней рукописи (1-я пол. XIII в.; Montpellier. Bibl. de la Faculté de Médecine. 341) ее автором назван Л. При составлении глоссария была использована «Книга толкования еврейских имен» Иеронима Стридонского, дополненная на основании др. источников (включая Glossa ordinaria и сочинения Андрея Сен-Викторского). В глоссарии имена и названия из всех библейских книг упорядочены в едином алфавитном порядке, а не по отдельным книгам, как у Иеронима. Согласно исследованию Дж. Мурано, нет надежных аргументов в пользу авторства Л., хотя оно не исключено (Murano G. Chi ha scritto le Interpretationes Hebraicorum Nominum? // Étienne Langton. 2010. P. 353-371).
Л. принадлежит краткий комментарий на «Сентенции» Петра Ломбардского (наиболее ранний известный комментарий на это сочинение). Он сохранился в единственной рукописи (Neap. VII. C. 14. Fol. 86-99v), где не указан автор, но сочинение надежно атрибутируется Л. на основании данных в тексте (изд.: Landgraf. 1952). Комментарий отличается самостоятельностью суждений: Л. нередко полемизирует не только с Петром Ломбардским, но и с др. авторитетными богословами, в т. ч. с блж. Августином (Quinto. 2011. Vol. 2. P. 1217-1218).
Наиболее значительным богословским сочинением Л. являются «Богословские вопросы» (Quaestiones theologiae) - анализ спорных мест Свящ. Писания или богословских проблем, вероятно основанный на его педагогической практике. Сочинение сохранилось в 10 рукописях XIII-XIV вв., каждая из к-рых представляет собой фактически самостоятельную версию текста, что затрудняет его изучение. Опубликованы лишь кн. 1 (Quinto, Bieniak. 2014) и многочисленные выдержки из этого сочинения (обзор см.: Schönberger, Hrsg. 2011. S. 3615-3616). «Богословские вопросы» Л. оказали заметное влияние на схоластическую теологию 1-й пол. XIII в. Их использовали Робер де Курсон в своей «Сумме» (ок. 1208) и Годфрид из Пуатье в «Богословских вопросах» (ок. 1213), влияние этого произведения заметно также в сочинениях Александра Неккама († 1217), Гвидо Оршельского († ок. 1230), Вильгельма Осерского, Гуго Сен-Шерского († 1263), Роланда Кремонского († 1259). Наряду с «Богословскими вопросами» известны записи лекций (reportationes) Л. (3 рукописи: Paris. lat. 14526; Erlangen. Universitätsbibl.-Hauptbibl. 260; Uppsala. Universitetsbibliotek. C. 290), сохранившийся в 2 списках (Paris. lat. 393 и 14526) сборник из 86 богословских дистинкций (distinctiones; см.: Quinto. 1994. P. 56-76, 91-167) и богословская сумма «De hiis quae dicuntur de Deo» (частично опубл.: Ebbesen, Mortensen. 1985. Р. 37-164). Заметное место в сочинении Л. отведено политике и праву: проблеме справедливой войны, праву подданных на сопротивление тирану, суду и наказаниям и др. (Baldwin. 2008).
Вопросам морального богословия посвящена «Summa de diversis» (др. название - «Summa de vitiis et virtutibus»). Известны ок. 15 списков, существенно различающихся между собой (опубл. фрагмент: Quinto. 1996. P. 302-303). Возможно, Л. принадлежит также небольшой трактат «Спор грехов и добродетелей», сохранившийся в единственной рукописи (изд.: Idem. 2005).
Приписываемые Л. в нек-рых рукописях богословская сумма «Breves dies homines» и флорилегий «Abicere», вероятно, ему не принадлежат (Idem. 1994. P. 56-76).
Из стихотворных сочинений Л. несомненно является автором кратких (7 строф) «Поучений клирикам» (Documenta clericorum; изд.: Powicke. 1928) и собрания гимнов в честь Пресв. Богородицы - «Псалтири Марии» (150 строф; известны ок. 15 рукописей; изд.: Dreves G. M. Psalteria rhythmica: Gereimte Psalterien des Mittelalters. Lpz., 1900. Vol. 1. P. 153-171. (AHMA; 35)). Дискуссионным остается вопрос о принадлежности Л. секвенции «Veni Sancte Spiritus», впоследствии вошедшей в католическое богослужение праздника Пятидесятницы (Quinto. 1994. P. 39-41).
Л. был чрезвычайно плодовитым проповедником. Корпус его проповедей насчитывает ок. 300 текстов, с учетом различных вариантов - до 500. Издана лишь незначительная их часть (ок. 10; см.: Ibid. P. 31-32). Для проповедей Л. характерен живой стиль, частое использование примеров (exempla) не только из Свящ. Писания, но и из недавней истории, совр. политических событий, повседневной жизни. Все сохранившиеся проповеди Л. написаны на латыни, хотя, вероятно, перед преимущественно светской аудиторией Л. проповедовал на народных языках: на старофранцузском, возможно, также и на среднеанглийском. Не решен вопрос об авторстве Л. необычной для нач. XIII в. проповеди, в к-рой для рассуждений о символике Пресв. Богородицы использована популярная любовная песенка на старофранц. языке о «красавице Алис» (Hunt. 1983).
Сохранилось значительное число грамот, изданных Л. как архиепископом Кентерберийским, но из обширной переписки - ок. 10 писем (Acta Stephani Langton. 1950).
Л. приписывается авторство 2 исторических сочинений: жизнеописания англ. кор. Ричарда Львиное Сердце (1189-1199), отрывки из к-рого приводит хронист XV в. Генри Найтон, а также фрагментов несохранившихся «Деяний Магомета» (Quinto. 1994. P. 41). Однако принадлежность обоих сочинений Л. вызывает сомнения у исследователей.
Современники чрезвычайно высоко оценивали Л. как богослова и преподавателя и как церковного деятеля. Во время конфликта с кор. Иоанном Безземельным поэты Матвей из Риво и Генрих Авраншский посвятили Л. хвалебные поэмы, сравнивая его с католич. св. Фомой Бекетом и называя «ангельским мужем» (Wilmart A. Les Mélanges de Matthieu, préchantre de Rievaulx au début du XIIIe siècle // RBen. 1940. T. 52. P. 57-58; The Shorter Latin Poems of Master Henry of Avranches Relating to England / Ed. J. C. Russell, J. P. Heironimus. Camb. (Mass.), 1935. P. 54). Сходное сравнение встречается и у Гиральда Камбрийского, который даже утверждал, что Л. сознательно надеялся в противостоянии с королем стяжать мученический венец (Geraldi Cambrensis Opera. L., 1861. Vol. 1. P. 401-407). Хронист Альберик из Труа-Фонтена (сер. XIII в.) называл Л. «известнейшим доктором богословом» (nominatissimus doctor theologus), упоминал его многочисленные экзегетические труды (MGH. SS. T. 23. P. 886, 922). Анонимный анналист из англ. цистерцианского мон-ря Уэйверли (XIII в.) утверждал, что Л. был непревзойденным богословом своего времени (Annales monastici / Ed. H. Luard. L., 1865. Vol. 2. P. 304). Роджер де Вендовер († 1236), историк из английского мон-ря Сент-Олбанс, приводит рассказ о том, что в 1232 г. Генрих из Сандфорда, еп. Рочестерский (вероятно, учившийся у Л. в Париже), видел, как из чистилища в рай были отпущены души кор. Ричарда Львиное Сердце, Л. и одного из его капелланов (Roger de Wendover. 1841-1844. Vol. 4. P. 234). Хронист Матвей Парижский († 1259) составил жизнеописание Л., от к-рого сохранились лишь 2 фрагмента (изд.: Lieberman. 1879. S. 318-329; см. также: Bolton. 2004). Л. представлен благочестивым священнослужителем и выдающимся богословом и проповедником, обратившим ко Христу множество людей. Матвей Парижский называл Л. «святым мужем» и рассказал об исцелении им одержимого в Тоскане (in quadam civitate… cui nomen Thusicano). Возможно, сочинение Матвея Парижского было написано в расчете на канонизацию Л., однако др. свидетельств его почитания не сохранилось.
В позднее средневековье интерес к фигуре Л. уменьшился. Большинство его сочинений, насколько можно судить, практически не переписывали и не читали после XIV в. В Англии авторы тюдоровской эпохи (Р. Холиншед, Дж. Бейл и др.) негативно оценивали Л., представляя его «предателем» и агентом папы Римского, стремившегося поработить Англию. Этот образ нашел отражение и в пьесе Шекспира «Король Иоанн» (ок. 1596). Д. Юм в «Истории Англии» (1754-1761) представил избрание Л. архиепископом Кентерберийским как проявление амбиций Рима, но вместе с тем впервые отметил его участие в составлении Великой хартии вольностей как заслугу Л. Эту идею развили др. авторы викторианской эпохи (в т. ч. Дж. Р. Грин в получившей широкую известность «Краткой истории английского народа», 1875). Под их влиянием Л. стал считаться главным и едва ли не единственным автором Великой хартии вольностей, защитником традиц. вольностей и свобод англичан от королевской тирании. В наиболее радикальной форме этот образ был выведен в популярном в свое время историческом романе М. Ф. Таппера «Стефан Лангтон» (1858), отличавшемся крайне вольным обращением с источниками (в нем Л. не только убежденный англ. патриот и активный борец против тирании кор. Иоанна Безземельного, но и предшественник Мартина Лютера, противостоявший амбициям и моральному разложению Рима). По-настоящему научный подход к оценке личности и деятельности Л. стал возможен после того, как в 20-30-х гг. ХХ в. англ. историк Ф. М. Поуик и его ученица Б. Смолли вместе с американским медиевистом пресв. Дж. Лейкомбом начали изучение богословских и экзегетических сочинений Л., до того практически полностью обойденных вниманием исследователей. В кон. ХХ - нач. XXI в. благодаря работам Дж. Болдуина, С. Эббесена, Р. Квинто и др. Л. рассматривается как важный и оригинальный представитель лат. схоластики рубежа XII и XIII вв., сыгравший заметную роль в развитии не только богословия, но и политических и правовых теорий средних веков.