(Любимов Константин Петрович; 13.05.1859, с. Левкиево Волоколамского у. Московской губ.- 10.12.1937, полигон Бутово Московской обл.), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов), архим. Род. в семье псаломщика, при крещении был наречен Константином. Родители К. отличались благочестием и глубокой верой, брат Лука впосл. стал священником. По достижении 7-летнего возраста поступил в Волоколамское ДУ, но курса не окончил.
В 1877 г. поступил в Троице-Сергиеву лавру на испытательный срок. В 1880 г. был призван в армию. Не имея никаких льгот, он не питал надежды остаться в монастыре и избежать военной службы. Однако в воинском присутствии в результате жеребьевки очередь до него не дошла, он был зачислен в ратное ополчение и вернулся в Троицкую обитель. 4 янв. 1883 г., после 5 лет испытательного срока, подал прошение о принятии его в число послушников ТСЛ. 31 янв. того же года Учрежденный собор лавры обратился к Московскому и Коломенскому митр. Иоанникию (Рудневу) с прошением о принятии К. Любимова в число лаврских послушников, свидетельствуя о его хорошем поведении и способностях. 2 февр. митр. Иоанникий утвердил это ходатайство. Новый послушник был назначен келейником наместника ТСЛ архим. Леонида (Кавелина).
28 марта 1888 г. принял монашеский постриг в Гефсиманском в честь Черниговской иконы Божией Матери скиту лавры с наречением имени Кронид. 25 сент. 1889 г. в Троицком соборе лавры Волоколамский еп. Христофор (Смирнов) рукоположил его во диакона. 23 мая 1892 г. в Крестовой домовой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери Московский и Коломенский митр. Леонтий (Лебединский) рукоположил К. в сан иерея. Он был назначен смотрителем лаврской мастерской по производству литографий и фотографий, а с 1896 г. состоял смотрителем находящегося при лавре Епархиального уч-ща иконописи. Являлся членом экзаменационной Комиссии по испытанию братии при представлении к рукоположению в священнослужительский сан. В 1904 г. назначен инспектором Епархиального училища иконописи и членом его совета.
17 янв. 1905 г. указом Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) К. был назначен экономом с.-петербургского Троицкого подворья. В этой должности он развернул в Петербурге активную деятельность по восстановлению сильно запущенного ко времени его назначения подворья. 11 мая 1906 г. был возведен в сан игумена. 9 мая 1908 г. в Троицком храме подворья Московским и Коломенским митр. Владимиром возведен в сан архимандрита. Награждался набедренником (1896), наперсным крестом (1901), орденом св. Анны 3-й (1911) и 2-й (1914) степени, серебряным жетоном для ношения на груди - за труды по сооружению храма в Царском Селе (1912). 9 янв. 1915 г. К. был назначен наместником ТСЛ вместо уволенного на покой архим. Товии (Цимбала). Одним из первых его дел в должности наместника было учреждение в лавре лазарета для раненых воинов. Был членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., в связи с чем временно переехал в Москву.
К. был не только талантливым хозяйственником, но и опытным духовным наставником своей паствы, и прежде всего братии лавры. За помощью и советом к нему обращались мн. выдающиеся его современники, в т. ч. вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна, проф. МДА А. И.Введенский, А. А. Яблонский. Кроме того, К. был ревностным проповедником убежденным в том, что проповедь слова Божия есть неотъемлемая часть пастырского служения. Основным источником проповедей было Свящ. Писание и толкование его св. отцами. Его поучения отличались простотой изложения и сердечностью. Важнейшими и основополагающими добродетелями К. считал смирение и милосердие. Видя ослабление веры в рус. обществе, он призывал своих соотечественников к покаянию, предупреждая о грядущих от распространяющегося вольнодумства и неверия бедах. В целях духовного просветительства К. занимался также фиксацией нек-рых случаев благодатного Божия покровительства верующим. По словам архим. Вениамина (Милова ; впосл. епископ), «он был исполнен какой-то неутолимой жажды всюду наблюдать случаи приникания Неба к земле и примечать непосредственные действия Божии в людях всех возрастов и положений» (Кронид (Любимов), архим. 1996. С. 13-14). Проповеди и рассказы К. впосл. были опубликованы по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексея II, бывшего глубоким почитателем его трудов.
Как наместник ТСЛ, К. оказался в центре событий, связанных с закрытием обители советскими властями. 31 авг. 1918 г. сотрудники ВЧК произвели обыск в Гефсиманском скиту. Осенью того же года началась конфискация имущества, принадлежащего лавре. После национализации земельных владений лавры Наркомпрос 1 нояб. 1918 г. утвердил Комиссию по охране памятников старины и искусства ТСЛ. В нач. 1919 г. вышло постановление президиума Московского Совета о передаче монастырских помещений Отделу народного просвещения. В лавре была создана трудовая артель. В то же время в местной газ. «Трудовая неделя» стали появляться клеветнические и хулительные статьи о лавре, о мощах прп. Сергия Радонежского и возможности их вскрытия. В дни Великого поста в Трапезном храме лавры по этому поводу состоялось большое собрание верующих. К. произнес речь, в к-рой призвал верующих защитить от поругания священное место, где отпечатались стопы прп. Сергия. Вскоре после этого в храмах лавры, в академическом храме и посадских приходских церквах стали собирать подписи под прошением Совнаркому не вскрывать мощи прп. Сергия.
4 марта 1919 г. братия лавры во главе с К. обратилась к председателю Совнаркома с просьбой запретить вскрытие раки с мощами прп. Сергия. 20 марта патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) также обратился к председателю Совнаркома по поводу кампании по вскрытию мощей. Несмотря на просьбы верующих, решение о вскрытии мощей прп. Сергия было принято на пленуме местного городского Совета 1 апр. 1919 г. Это было подтверждено Московским губисполкомом 4 апр. того же года. Вскрытие мощей прп. Сергия было произведено 11 апр. К. отказался собственноручно вскрывать гробницу, поручив это иером. Ионе, благочинному лавры. Вскрытие мощей продолжалось в течение 2 ч. Ночью 3 нояб. 1919 г. в лавре неожиданно был произведен обыск и изгнание всей братии. Лаврских монахов выселили в Гефсиманский скит. 26 марта 1920 г. вышло постановление Президиума Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой лавры и передаче мощей лавры в московский музей». Закрытие лавры произошло 7 мая 1920 г. патриарх Тихон 10 мая 1920 г. осудил закрытие лаврских храмов и намерение вывезти оттуда мощи как нарушение декрета «Об отделении церкви от государства...». Мощи прп. Сергия остались в лавре.
Материалы для канонизации К. были собраны трудами архим. Георгия (Тертышникова, † 1998) и братии ТСЛ. К. прославлен Архиерейским Собором РПЦ 13-16 авг. 2000 г.
К. разрабатывалась преимущественно выпускниками иконописной школы при МДА на основе его сохранившихся фотографий, где он запечатлен один (см.: Георгий (Тертышников), архим. Жизнеописание Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры // Вышенский паломник. Рязань, 1998. № 1(6). С. 93) или вместе с др. подвижниками, напр. с прп. Алексием (Соловьёвым) и его келейником (фотоснимок 4/17 февр. 1925, Серг. Посад). С одной из ранних фотографий (до 1917, ГТГ; см.: Павел Корин: Реквием: К истории «Руси уходящей». М., 2013. С. 92) написан живописный поколенный портрет (2-я пол. XX в., ТСЛ), где К. представлен в рясе и клобуке с крестом и панагией на груди, в руках держит книгу (на левой - четки). Последняя фотография была сделана в московской Таганской тюрьме в 1937 г. (ГАРФ).
На единоличных иконах, исполненных на золотом фоне в древнерус. традициях, К. изображен, как правило, прямолично по пояс в мантии со скрижалями, его голова не покрыта, жесты рук варьируются. Напр., на иконе письма О. В. Тучковой (до 2005) святой благословляет правой рукой, левая скрыта под мантией, волосы длинные волнистые, борода широкая, расходится на 2 большие пряди. На иконе из ризницы ТСЛ (до 2007) у К. в правой руке крест, в левой - игуменский посох; седоватые волосы, обрамляющие высокий лоб, разделены прямым пробором. Др. тип иконографии представлен на диаконской двери (до 2012) главного иконостаса ц. Всех святых (Покрова Пресв. Богородицы Всехсвятского подворья ТСЛ) в Сергиевом Посаде. К., в мантии и клобуке, показан в рост с крестом в правой руке (левая раскрыта ладонью), борода длинная, раздвоенная, пряди волос лежат на плечах. На поясном образе нач. XXI в. из иконостаса деревянной ц. во имя Новомучеников и исповедников Российских в Бутове К. написан в клобуке и фиолетовой мантии. В надписях святой иногда именуется Радонежским.
Сохранились иконы - благословения К., предположительно исполненные в мастерской Троице-Сергиевой лавры, напр. Владимирский образ Божией Матери кон. XIX - нач. XX в. (ц. Воскресения словущего на Успенском вражке в Москве) с автографом К. от 10 янв. 1919 г. на обороте; икона «Прп. Сергий Радонежский» (ок. 1915, домовый храм вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны при ц. свт. Митрофана Воронежского на 2-й Хуторской ул. в Москве) с надписью на оборотной стороне: «Даръ Намѣстника Троице-Сергiевой лавры о. Архимандрита Кронида. Iюля 30 д. 1915 г.» (От прп. Сергия Радонежского до прп. Серафима Саровского: Монастырские традиции в рус. искусстве: Буклет выст. / ЦМиАР. М., 2014. С. 11).