Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОНОН ГРАДАРЬ
36, С. 653-655 опубликовано: 15 июля 2019г.


Содержание

КОНОН ГРАДАРЬ

Мч. Конон Градарь. Роспись жертвенника ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г.
Мч. Конон Градарь. Роспись жертвенника ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г.

Мч. Конон Градарь. Роспись жертвенника ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде. 1199 г.
(Огородник) [греч. Κόνων ὁ κηπουρός; груз. კონონ მებოსტინა] († ок. 251), мч. Мандонский (Памфилийский) (пам. 5 марта; пам. визант. 4, 5, 6 марта). Мученичество К. Г. сохранилось на греческом языке, и, как считает Г. Музурилло, было составлено в период после правления имп. Константина I Великого (306-337) (The Acts of Christian Martyrs. 1972. P. XXXIII).

Родом из Назарета Галилейского, К. Г. в преклонном возрасте поселился в месте, называемом Кармена, недалеко от г. Магид в Памфилии, и там занимался орошением имп. сада. Вскоре после мученической кончины Папия, Диодора и Клавдиана (см. ст. Папий, Диодор, Конон и Клавдиан, мученики Памфилийские; пам. 3 февр.) в Магид прибыл наместник провинции и приказал созвать всех жителей, но те тотчас покинули город. Гонцам удалось найти только К. Г., который, по их мнению, должен был ответить за всех христиан. Градарь с удивлением спросил пришедших, какое дело правителю до него, простого земледельца, да к тому же христианина. В ответ один из гонцов приказал привязать К. Г. к своему коню и тащить к наместнику. После того как градарь смело исповедовал Христа, правитель не стал принуждать его к жертвоприношению, а лишь убеждал обратиться к Зевсу с молитвой о благосостоянии народа. К. Г. оставался непреклонным, тогда наместник приказал вбить ему в ноги гвозди и заставил святого бежать перед своей повозкой. Достигнув торговой площади, К. Г. упал на колени, вознес Богу молитву и скончался.

Мч. Конон Градарь. Икона. Посл. треть XVIII в. (частное собрание)
Мч. Конон Градарь. Икона. Посл. треть XVIII в. (частное собрание)

Мч. Конон Градарь. Икона. Посл. треть XVIII в. (частное собрание)
Память К. Г. и краткие сказания о нем содержатся в визант. Синаксарях под 4 (Paris. gr. 1617, 1071 г.) и 5 марта (Синаксарь К-польской ц., архетип X в.). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) и в древнейших списках Типикона Великой ц. (Patm. 266, IX-X вв.; Hieros. S. Crucis. 40, X-XI вв.) святой упоминается под 6 марта. В сказаниях говорится, что К. Г. пострадал при имп. Деции (249-251), наместник назван Пуплием. К. Г. обрабатывал собственный огород, питался его урожаем, а также кормил нищих чужестранцев (SynCP. Col. 511-512). На груз. языке сохранилось синаксарное сказание о К., составленное в XI в. прп. Георгием Святогорцем и под 6 марта включенное им в сб. Великий Синаксарь (Ath. Iver. georg. 30, Sinait. iber. 4, Hieros. Рatr. georg. 24/25, НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211, все XI в.).

В Палестино-груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34) под 6 марта отмечена память Конона без к.-л. указаний. Ж. Гаритт предположил, что речь может идти либо о К. Г., либо о Кононе, исповеднике Исаврийском, либо об одном из Кононов, пострадавших в Иконии (см. ст. Конон, преподобномученик Иконийский), чьи дни памяти отмечены под этим же числом в различных источниках (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 173). Несмотря на хронологические несоответствия, нек-рые совр. исследователи считают возможным отождествление К. Г. с Кононом Исаврийским (BiblSS. Vol. 4. Col. 152-154).

В XIV в., при переводе юж. славянами стишного Синаксаря, память К. Г. и посвященное ему двустишие были внесены в слав. стишные Прологи под 5 марта (Петков. 2000. С. 359), а оттуда попали в ВМЧ, где имя наместника иногда передается как Поплий (ВМЧ. Март, дни 1-11. С. 88, 90-91).

В Римском Мартирологе (80-е гг. XVI в.) кард. Цезаря Барония под 6 марта упоминается мч. Конон, пострадавший на Кипре при имп. Деции. По мнению И. Делеэ, речь идет о К. Г., ошибочно названном кипрским на основе греч. рукописи, в которой слово «градарь» (κηπουρός) написано как «киприот» (κύπριος) (MartRom. Comment. P. 87).

Свидетельств почитания К. Г. в Памфилии не сохранилось, однако святой с таким именем был известен в различных областях: в Киликии в г. Корик найдены 3 надписи с упоминанием св. Конона: πτωχεῖον τοῦ ἁγίου Κόνωνος (хижина св. Конона); на Кипре были построены богадельня и акведук, носящие имя св. Конона (Procop. De aedificiis. V 9), в Сирии многие мон-ри и церкви были освящены в его честь; в Риме на Аппиевых воротах (Порта-Аппия) сохранилась запись с упоминанием св. Конона (Delehaye. 1933. P. 163, 168, 209, 241).

Ист.: BHG, N 361; MartRom. P. 86; PG. 117. Col. 339-340; SynCP. Col. 505, 511-513; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 34; ЖСв. Март. С. 128; The Acts of Christian Martyrs / Ed. H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 186-193; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 260-261; Синаксарь: Жития святых Православной Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 4. C. 63-64.
Лит.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 362-363; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 64; Т. 3. С. 94; Delehaye. Origines. P. 163, 168; Halkin F. S. Conon l'Isaurien // AnBoll. 1935. T. 53. P. 369-374; MartRom. Comment. P. 87; Van Doren R. Conon // DHGE. T. 13. Col. 460-461; Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 173; Sauget J.-M. Conone l'Ortolano // BiblSS. Vol. 4. Col. 152-154; Κόνων // ΘΗΕ. Τ. 7. Στ. 800; The Acts of Christian Martyrs / Ed. H. Musurillo. Oxf., 1972. P. XXXII-XXXIII; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Στ. 256; Петков Г. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 359.
А. Н. Крюкова

Иконография

Идентификация К. Г. бывает затруднена, что связано с одновременным почитанием 5 марта соименного ему святого - исп. Конона Исаврийского, а также с памятью 6 марта прмч. Конона Иконийского.

В юж. люнете на юго-зап. стене основного объема ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320), в настенном минологии, оплечно представлен образ св. Конона, память к-рого П. Мийович относит к 5 марта и идентифицирует его как К. Г. или исп. Конона Исаврийского (Миjовић. Менолог. С. 295. Схема 27 на с. 300). Однако это изображение может рассматриваться и под 6 марта, в таком случае святой должен быть определен как прмч. Конон Иконийский.

На миниатюре из греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книги образцов - РНБ. O.I.58. кон. XV в.) образ св. Конона представлен дважды. Один раз в составе мучеников в медальоне оплечно, как средовек с короткими волосами и круглой короткой бородой, в лиловом гиматии и зеленом хитоне (Л. 57 об.; определен как Конон, прмч. Иконийский, см.: Евсеева. Афонская книга. С. 220); второй раз представлен в минейной части рукописи под 5 марта - фронтально, в рост, голова повернута на 3/4, облачен в лиловый гиматий с синим тавлионом и голубой хитон (Л. 102 об.; ошибочно атрибутирован как Конон, прмч. Иконийский, см.: Там же. С. 281). В обоих случаях не представляется возможным аргументированно определить это К. Г. или, что более вероятно, исп. Конон Исаврийский.

Греч. иконописный подлинник - Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - под 5 марта сообщает, что св. Конона изображают старцем (Ерминия ДР. Ч. 3. §22. С. 208), не уточняя, К. Г. или исп. Конона Исаврийского.

В русских иконописных подлинниках сводной редакции содержится текст о К. Г. Возрастная характеристика та же, что и в Ерминии: седой, «…с брадой Иоанна Богослова, власы с ушей сошли в левую страну»; в левой руке держит деревце или «травку», правая поднята вверх в молитвеном жесте («молебна, персты вверх») (цит. по: Большаков. Подлинник иконописный. С. 77; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 284). Т. о., наиболее характерным атрибутом К. Г., определяющим его иконографию, можно считать цветок, деревце или иное растение в левой руке, указывающее на род занятий. Форма бороды К. Г. может различаться. В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова святой описан как старец «греческого типа, с большою седою бородой, волосы просты, ниже ушей» (Фартусов. Руководстве к писанию икон. С. 201). С длинной заостренной раздвоенной бородой К. Г. представлен в минее на март (нач. XVII в., ЦАК МДА). На гравюре из Святцев работы Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) К. Г. имеет окладистую округлую бороду, длинные седые волосы, облачен в короткую рубаху и штаны, бос, изображен на фоне условно переданного поля. Седым, со средней длины раздвоенной волнистой бородой и короткими волосами он изображен на миниатюре из рукописной книги «Молитвенник с месяцесловом» (50-е гг. XIX в., РГБ ОР. Ф. 218, № 812; 5 марта), созданной для кнг. М. П. Волконской под руководством и при участии академика живописи проф. Ф. Г. Солнцева художниками Н. И. Похвисневым, Л. Кикиным, Л. Львовым, М. А. Межаковым и П. В. Басиным. На иконе «Мч. Конон Огородник (Градарь)» в серебряном окладе (16,5×12 см; посл. треть XVIII в., Центр. Россия; частное собрание) он представлен с небольшой округлой бородой, с седыми кудрявыми волосами, в рубахе, прикрывающей колени, из-под к-рой видны подвернутые штаны. Святой без обуви стоит на вспаханном поле, в левой руке держит плоский сосуд, правая поднята в молении к образу Спасителя, помещенному в левой верхней четверти иконы, в окружении облаков.

К. Г. может быть изображен в короткой («колени голы») или прикрывающей колени рубахе, с обнаженными голенями, как в Строгановском иконописном лицевом подлиннике кон. XVI - нач. XVII в., или в штанах, к-рые видны из-под рубахи. На совр. изображениях сохраняется близкий к традиционному образ К. Г. Так, на рисунке прот. Вячеслава Савиных нач. 80-х гг. XX в. (Минея (МП). Март. С. 184) святой представлен в рост, в короткой рубахе, босым, в левой руке он держит деревце с двойной кроной на изогнутом стволе. В Святцах работы И. К. Любецкого (1730, РГБ) К. Г. показан одетым в длинную до земли рубаху, обутым в мягкие темные сапожки. Цвет рубахи обычно зеленый («санкирь с белилом и празелень»), но известны изображения в красной (икона из собрания П. Д. Корина, ГТГ, 2-я пол. XVIII в.- К. Г. стоит в поле среди цветов, держит деревце, гибкий ствол к-рого завершается 2 кронами листьев), охристо-желтой («Молитвенник с месяцесловом» кнг. Волконской) и синей одеждах (икона «Мч. Конон Градарь», XIX в, собрание Е. В. Ройзмана, Екатеринбург). Иногда поверх рубахи может быть накинут плащ. В пособии Фартусова в описании К. Г. упомянуты длинная (ниже колен) подпоясанная рубаха и грубый плащ, в руке - некое «огородное растение»; предлагается сопровождать изображение «хартией» с надписью: «Воздохни из глубины сердечная о ослеплении и заблуждении неверных» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 201).

Можно выделить 2 типа иконографии К. Г.: первая, более ранняя, связанная с его мученическим подвигом; вторая, позднейшая, отражает род занятий святого и тем самым указывает на его почитание как покровителя земледелия. Иконография К. Г., в к-рой подчеркнут его мученический подвиг, восходит к памятникам визант. круга. В настенных минологиях ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны (ок. 1350) на левом откосе окна на юж. стене юж. нефа под 6 марта помещено изображение К. Г. в мучении (забивание гвоздей в стопы), причем надпись ошибочно определяет его как Иоанна Градаря (см.: Миjовић. С. 334. Схема 43 на с. 321).

В ц. Спаса на Нередице (1199) близ Вел. Новгорода К. Г. изображен с плодоносной ветвью в левой руке. Его образ помещен на сев. стене жертвенника среди св. монахов и аскетов. Причем К. Г. изображен также в монашеских одеждах - мантия, параманд, куколь на плечах (голова не покрыта), что не соответствует чину его святости; здесь, вероятно, смешение святых К. Г. и Конона Иконийского, согласно Житию, пребывавшего в монастыре. По мнению Н. В. Пивоваровой, включение К. Г. в состав росписи наряду со св. Акакием Синайским объясняется стремлением проиллюстрировать идею мученичества за веру, перенесенного добровольно и с кротостью, что было особенно важно для монаха (Пивоварова. 2002. С. 58).

Документированные сведения о том, что царский жалованный иконописец Рожков Сергей Васильев написал образ К. Г. для покоев царицы Наталии Кирилловны среди образов «Никиты Христова мученика, семи отроков спящих, девяти мучеников» (Кочетков. Словарь иконописцев. С. 535), также указывают на почитание святого как мученика.

К кон. XVI в. на Руси сформировалось почитание К. Г. как покровителя сельскохозяйственных работ, получившее наибольшее распространение в крестьянской среде. Атрибуты К. Г. указывают на его занятия садоводством и огородничеством. На иконе «Мч. Конон Мандонский (Памфилийский), Градарь» (3-я четв.- кон. XVIII в., ГРМ,), происходящей из т. н. Долговой, или Пиккиевой, моленной (находилась на Моховой ул. в С.-Петербурге) и, вероятно, созданной в выговской старообрядческой поморской пустыни, святой представлен стоящим на поле, усеянном мелкими цветочками, с крестом и цветком в руках. Иногда он держит решето с семенами или корзину с плодами (ц. во имя апостолов Петра и Павла, дер. Таман Усольского р-на Пермского края, роспись 2-й пол. XIX в.). На иконе 2-й трети XIX в. из собрания И. В. Возякова (Русская икона. 2009. С. 241, 341) К. Г. показан трижды. В центре - прямолично в рост, в синей рубахе с орнаментом на подоле и белых штанах, в мягких черных сапожках, на шее у него висит лукошко с семенами, в правой руке он держит красный крест - символ мученичества. Слева от основного помещено 2-е изображение меньшего размера: К. Г., в розовой рубахе, вспахивает плугом поле; в 3-й раз он изображен справа, в лиловой рубахе, засевающим пашню семенами из решета.

Образ К. Г. включали с состав избранных святых (его фигура помещена за правым плечом Богоматери на иконе «Божия Матерь Казанская, с приписным святым Кононом Градарем» (сер. XVIII в., север Костромских земель (?), фотография из архива редакции сайта «Христианство в искусстве»). Изображение К. Г. помещено на правом поле на иконе «Св. Николай Мирликийский со святыми Власием, Михаилом, Флором, Медостом, Кононом Градарем и Лавром на полях» (1830, частное собрание) - в этом случае выбор святых указывает на иконографическую программу, посвященную небесным покровителям труда земледельца.

Лит.: Миjовић. Менолог. С. 300, 310; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: иконогр. программа росписи. СПб., 2002; она же. Старообрядческие памятники из древлехранилища Александро-Невской лавры в собрании Русского музея // Изв. РГПУ. СПб., 2009. Вып. 99; она же. Оазис древнего благочестия: Об идейной программе внутреннего убранства Долговой моленной в Петербурге в сб.: Старообрядчество в России (XVIII-XX вв.). 2010. Вып 4; Филатов В. В. Государев жалованный иконописец Сергей Рошков // ИХМ. М., 1996. Вып. 1. С. 89-95; Ермакова, Хромов. Русская гравюра. С. 41-43. Кат. 33. 7; С. 49-51. Кат. 35. 6; Русская икона XV-XX вв. из колл. И. Возякова. СПб., 2009.
Ю. В. Иванова
Ключевые слова:
Святые византийские Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Иконография мучеников и мучениц Конон Градарь (Огородник) († ок. 251), мученик Мандонский (Памфилийский) (пам. 5 марта; пам. визант. 4, 5, 6 марта)
См.также:
ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня)
КИРИАКИЯ († нач. IV в.), мц. (пам. 7 июля; пам. визант. 7 и 26 июля, 10 авг., 14 мая; пам. зап. 6 июля)
АВКТ, ТАВРИОН И ФЕССАЛОНИКИЯ мученики Амфипольские (пам. 7 нояб.)
АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АГАФИЯ († ок. 251), мц. Палермская (Катанская) (пам. 5 февр.)
АГАФОКЛИЯ мц. (пам. 17 сент.)
АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.)
АГНИЯ († III или нач. IV в.), мц. Римская (пам. зап. 21 янв., 5 июля, зап. 21 или 28 янв.)
АГРИППИНА († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня)