Русской Церкви, существовала с сер. XIV в. до 16 окт. 1799 г.
Основная территория К. е. была выделена из Рязанской епископии (см. Рязанская и Михайловская епархия). Неизвестно о к.-л. конфликте в связи с изъятием у Рязанской епархии земель на левобережье Оки, по всей видимости, потому, что Рязанская кафедра в тот период была вакантна (между 1343 и 1356 Рязанские епископы не упом.). После учреждения К. е. церковные доходы с части территории Московского княжества оставались в нем же, а не уходили в Рязань. В К. е. вошли «коломенские волости» - владения московских князей на левом берегу Оки в окрестностях Коломны, между реками Цной и Лопасней. По предположению А. А. Зимина, поддержанному Мазуровым, к К. е. первоначально принадлежал и 2-й крупный город Московского княжества того времени - Можайск (Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 84, 238; Мазуров. 2001. С. 181-182), ранее входивший в Смоленскую епархию. К. е. была одной из самых маленьких по территории епархий в Киевской митрополии, меньше любой из епархий Сев.-Вост. Руси.
Кафедральным храмом епархии стал Успенский собор в Коломне, построенный из белого камня в 1379-1382 гг. при еп. Герасиме, местоблюстителе митрополичьего престола. В 1392 г. он был расписан на средства вел. кн. Василия I Димитриевича. В Рогожском летописце XV в. говорится, что в июне 1378 г. (незадолго до битвы на р. Воже) разрушилась почти построенная церковь в Коломне, «юже создал князь великии Дмитрии Ивановичь» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 138). Речь, вероятнее всего, идет о первоначальном Успенском соборе. По археологическим данным, собору рубежа 70-х и 80-х гг. XIV в. на том же месте предшествовал также белокаменный собор неизвестного посвящения (Мазуров. 2001. С. 292-294). Успенский собор был перестроен во 2-й четв. XVI в., при еп. Вассиане (Топоркове), вероятно, в тот период, когда в Коломне шло возведение кирпичного кремля (1525-1530).
Рядом с собором в крепости Коломны располагался владычный двор, к-рый известен по описанию 1577/78 г. Центром его была каменная «полата», скорее всего служившая для парадных приемов. Покоями епископа являлась «келья владычня» из бруса, включавшая комнату и сени. На дворе находилось ок. дюжины деревянных построек хозяйственного назначения, «келья мастерская» и конюшенный двор (ПКМГ. 1872. Ч. 1. Отд. 1. С. 308-309; Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний / Сост.: Е. Б. Французова. М., 2002. С. 23-24). Владычный двор как служебную организацию составляли бояре, дворецкий, казначей, дьяки, дети боярские и др. служилые люди. Загородной резиденцией Коломенского епископа стало с. Городищи близ Коломны, переданное вел. князем архиерею, вероятно, при учреждении епархии. В комплекс загородного двора входил небольшой белокаменный домовый храм в честь Зачатия св. Иоанна Предтечи, возведенный в 60-70-х гг. XIV в. и перестроенный в 1-й пол. XVI в.
Коломенская кафедра, как наиболее близкая к Москве и состоявшая в особых отношениях с княжеской властью, вероятно, изначально была создана как викарная - Коломенский епископ должен был замещать митрополита в его отсутствие в Москве. Это предполагало частое пребывание в столице, поэтому двор К. е. появился в Московском Кремле, недалеко от великокняжеского и митрополичьего дворов. Статус митрополичьих викариев Коломенские епископы утратили в 60-70-х гг. XV в., когда его получили епископы Сарские и Подонские после переноса их резиденции на юж. окраину Москвы (см. Крутицкая и Коломенская епархия). Тем не менее Коломенские епископы пользовались большим влиянием в Русской Церкви до 1-й трети XVI в.
Одной из самых видных фигур церковной жизни кон. XIV в. был Коломенский еп. Герасим (1374/75-1388). После кончины митр. св. Алексия († 1378), доверенным лицом которого был Коломенский архиерей, и до решения вопроса о замещении митрополичьей кафедры еп. Герасим на рубеже 70-х и 80-х гг. XIV в. являлся местоблюстителем митрополичьего престола; в авг. 1380 г. он благословил вел. кн. св. Димитрия Иоанновича и русское войско на битву с ордынцами перед сражением на Куликовом поле. Герасим в период местоблюстительства рукоположил во иерея выдающегося миссионера, буд. Пермского еп. св. Стефана. В кон. 70-х гг. XIV в. уроженец Коломны («един из коломенских попов») Митяй (Михаил) являлся кандидатом вел. кн. Димитрия Иоанновича на замещение вакантной после кончины свт. Алексия митрополичьей кафедры; очевидно, что сделать успешную карьеру ему помогла тесная связь кафедры с великокняжеской властью. В 1392-1405 гг. К. е. возглавлял еп. Григорий, он же, вероятно, ученик прп. Сергия Радонежского Григорий Голутвинский, первый игум. коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления муж.ского монастыря, создание к-рого благословил, прибыв в Коломну, прп. Сергий. В XV в. Коломенскую кафедру занимали бывш. архимандриты московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, связанного с Московскими вел. князьями: Иларион (1406-1408) и Геронтий (между 1451 и 1453-1473). Геронтий первым из Коломенских епископов был поставлен в сан митрополита всея Руси. В 1507-1518 гг. К. е. возглавлял Митрофан, бывш. архимандрит Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыря и духовник вел. кн. Иоанна III Васильевича, состоявший в переписке с прп. Иосифом Волоцким.
Близок вел. кн. Василию III Иоанновичу и митр. Даниилу был и еп. Вассиан (Топорков), поставленный на Коломенскую кафедру в 1525 г. из соловецких игуменов. При еп. Вассиане в Коломне по повелению вел. князя была построена мощная кирпичная крепость (1525-1530), ставшая юж. форпостом Российского гос-ва. Есть основание полагать, что при еп. Вассиане в состав К. е. вошел Каширский у.: в авг. 1538 г. К. е. была выдана тарханная грамота, освобождавшая от уплаты налогов слободы в Коломне; Вассиан назван в этой грамоте епископом Коломенским и Каширским. После включения Каширского у. в К. е. должен был перейти Белопесоцкий во имя Святой Троицы монастырь, значительная духовная корпорация того времени. Грамота 1538 г. была подтверждена в 1551 г., что являлось актом особой милости, поскольку в 1550 г. в Судебник вошло установление о ликвидации «тарханов».
В 1-й пол. XVI в. неск. Коломенских архиереев оставили кафедру, что, вероятно, было связано с церковными и политическими спорами и борьбой в эти годы. Коломенский еп. Тихон, бывш. игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, близкий сочувствовавшему нестяжателям митр. Варлааму, после 1522 г. в источниках не упоминается, вероятно, он был смещен новым митр. Даниилом. В мае 1542 г., вскоре после прихода на митрополию свт. Макария и переворота бояр Шуйских, был смещен с Коломенской кафедры еп. Вассиан (Топорков). Его сменил архим. Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря Феодосий, удаленный из епархии в 1555 г. Царь Иоанн IV Васильевич позднее обвинял руководителей «Избранной рады» (неофиц. правительства России в годы реформ) в том, что они побуждали население Коломны «камением побити» епископа, а затем «со престола согнали» (Послания Ивана Грозного / Подгот. текста: Д. С. Лихачёв, Я. С. Лурье. М.; Л., 1951. С. 52). Летом 1552 г. еп. Феодосий благословил в коломенском Успенском соборе Иоанна IV, прибывшего в город с войском для отражения крымско-татар. набега. Перед началом похода на Казань в том же году царь вновь взял благословение у Феодосия возле Донской иконы Божией Матери, находившейся в коломенском кафедральном храме. Во время пребывания в Коломне царь Иоанн и епископ заложили шатровую Успенскую ц. (см. Брусенский в честь Успения Божией Матери женский монастырь). В нояб. 1562-1563 г. Коломенский еп. Варлаам II сопровождал Иоанна IV в походе на Полоцк, взяв с собой чудотворную Донскую икону, благословлял его и рус. войско. В 1581-1586 гг. епископом Коломенским и Каширским был 1-й патриарх Московский и всея Руси свт. Иов.
Не ранее 1447 г. территория К. е., по предположению И. М. Покровского, «успела перейти за Оку и расширилась за счет земель старой Чернигово-Северской области», что стало следствием заключения в 1483 г. московско-рязанского договора. В нач. XVII в. «все пространство от Упы, Осетра до Протвы состояло в Коломенской епархии» (Покровский. 1897. С. 214-215). В 1622 г. к К. е. от Рязанской епархии были присоединены города Тула, Алексин (в 1625 отмечен как относящийся к Патриаршей обл.), Венёв (Городенск), Дедилов, Епифань и Гремячий. Территория К. е. в юж. части охватывала верховья Оки с городами Орлом и Кромами.
События Смутного времени не миновали Коломну. В 1604 г. на борьбу с Лжедмитрием I были мобилизованы дети боярские владычных дворов и монастырские слуги. Согласно «росписи», в войско было привлечено 11 детей боярских Коломенского епископа, монастырские слуги Голутвина (7 чел.) и Белопесоцкого (7 чел.) монастырей (Боярские списки посл. четв. XVI - нач. XVII в. и роспись рус. войска 1604 г. М., 1979. Ч. 2. С. 89). На Соборе 1606 г., созванном из представителей духовенства и бояр для благословения брака Лжедмитрия с католичкой Мариной Мнишек, Коломенский еп. Иосиф вместе с Казанским митр. сщмч. Ермогеном и некоторыми протопопами выступил с требованием перекрестить Марину. Лжедмитрий ответил репрессиями: митр. Ермоген и еп. Иосиф были высланы в свои епархии. В 1608 г. отряд А. Лисовского-Яновича захватил Коломну, разорил город и увел в плен еп. Иосифа. Наряду с др. пленными архиерей был вскоре освобожден под Москвой войсками царя Василия Иоанновича Шуйского. В 1610 г. еп. Иосиф не смог помешать присяге жителей Коломны Лжедмитрию II.
В 1-й пол. XVII в., после окончания Смуты, был перестроен архиерейский двор в Коломне. О его сооружениях можно судить по частично сохранившимся зданиям в составе более поздних построек коломенского Ново-Голутвина во имя Святой Троицы монастыря и по описанию архидиак. Павла Алеппского, к-рый сопровождал Антиохийского патриарха Макария III, находившегося в Коломне осенью 1654 - зимой 1655 г. Павел описывает резиденцию Коломенского епископа как дворец из превосходного камня и дерева со множеством помещений, окруженный деревянными галереями. Галереи соединяли дом с каменной теплой ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, построенной «для зимнего времени… тем, первым епископом», под к-рым, имеется в виду Коломенский и Каширский еп. Павел (1652-1654). Вероятно, резиденция епископа находилась в бывш. семинарском корпусе Ново-Голутвина монастыря (или на его месте), поскольку и сейчас ближайшей к нему церковью является бывш. Покровская ц., сохранившаяся в составе 2-этажного дома недалеко от колокольни, в сев. ограде мон-ря. В таком случае совр. братский (бывш. архиерейский) корпус Ново-Голутвина мон-ря - это сооружение, которое архидиак. Павел назвал «здание дивана (канцелярии.- Авт.) епископа». Оно описано как каменное и сводчатое, здесь располагалось казнохранилище; возможно, здесь находились и тюремные помещения, о к-рых упоминал Павел Алеппский (Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 226-227).
К сер. XVII в. территория К. е. была самой маленькой в Рус. Церкви. По сообщению Павла Алеппского, она была и «беднейшая из всех архиерейских кафедр в стране Московской». К дек. 1657 г. к К. е. относились 11 городов с прилегающими к ним уездами и станами, в епархии действовали 346 церквей и 13 часовен, насчитывалось 94 запустевшие церкви. В Коломне с уездом действовало 48 церквей (из них в Коломне 9 храмов в кремле и 12 на посаде), в Кашире - 79 церквей, в Туле - 75, в Дедилове - 17, в Венёве - 7, в Гремячем - 6, в Епифани - 4, в Крапивне - 9, в Ефремове - 18 церквей и 3 часовни, в Орле - 22 церкви и 4 часовни, в Кромах - 16 храмов и 2 часовни, в Соловском у.- 11 церквей, а также 34 церкви и 4 часовни в др. поселениях. К. е. граничила с Крутицкой, Суздальской и Рязанской епархиями.
В 1654 г. Коломенский еп. Павел выступил на Соборе в Москве с критикой богослужебных реформ, начатых патриархом Никоном, за что был лишен кафедры. Епархиальными делами после смещения епископа управлял соборный протоиерей; Антиохийский патриарх Макарий в Коломне рукополагал священников и диаконов. 5 дек. 1657 г. патриарх Никон ликвидировал К. е., ее территория была включена в Патриаршую область.
Первые земельные пожалования Коломенский архиерейский дом, по свидетельству документов из копийной книги Рязанской кафедры, получил во 2-й пол. XIV в. при кн. Димитрии Донском (Грамоты XIV-XVI вв. из копийной книги Рязанского архиерейского дома // АЕ за 1987 г. М., 1988. № 6. С. 308). По мнению Мазурова, 4 близлежащих к Коломне села были получены в 50-х гг. XIV в. (Мазуров. 2001. С. 228). В нач. XVI в. у Коломенских епископов появились владения в нескольких слободах на окраинах коломенского посада (у ц. Св. Троицы на Репне, у ц. св. Параскевы Пятницы на Ямках и др.). Согласно писцовой книге 1577/78 г., в Б. Микулине стане Коломенского у. у К. е. имелось 5 сел, 2 погоста, 1 сельцо, 17 деревень, 26 и 1/3 пустыни, 9 селищ. Всего же К. е. принадлежало к этому времени 50 населенных пунктов, не считая пустошей и селищ, как в самом городе, так и в близлежащей округе, в основном не далее 20 км от Коломны (ПКМГ. 1872. Ч. 1. Отд. 1. С. 385-388).
В 1538 г. при описании Коломенского у. некоторые владения К. е. были включены «в черные дворы в тягло». После обращения еп. Вассиана (Топоркова) к вел. кн. Иоанну IV (от имени которого в то время правила Боярская дума) К. е. 3 авг. была выдана великокняжеская тарханно-несудимая грамота, по к-рой принадлежавшие архиерейскому дому дворы были вновь освобождены от налогообложения; грамота была подтверждена царем следующему Коломенскому еп. Феодосию 17 мая 1551 г.
23 сент. 1627 г. царь Михаил Феодорович выдал Коломенскому и Каширскому еп. Рафаилу жалованную (подтвердительную) тарханную и несудимую грамоту на слободки и дворы в Коломне, на подворье в Белом городе в Москве, на «домовые» вотчины: с. Городище с селами и деревнями в Б. Микулине стане, с. Прусы в Похрянском стане, с. Старое с деревнями в Мещерской вол. Коломенского у. Грамота не только закрепляла за кафедрой ее владения, но и определяла отношения архиерея со светскими властями и центральной властью, с подчиненным духовенством и светскими людьми - Коломенский епископ сам «приказных и всяких чинов людей и крестьян судит во всяких делах». Подтверждено право епископа посылать десятильников для суда и сбора доходов. Всех духовных лиц «во всяких делах и бесчинствах» судил архиерей, его приказные люди и десятильники, т. е. светские люди, «в церковной во всякой чин никто ни в кого не вступаетца» (РГАДА. Ф. 135. Отд. I. Рубр. IV. № 34. Л. 1).
В описании Коломны 1577/78 г. приводятся данные об ок. 400 рукописных книгах, хранившихся в городе в составе монастырских и церковных собраний. Кафедральный Успенский собор имел в то время 98 книг, в т. ч. 31 пергаменную, ц. Воскресения на великокняжеском дворе - 25 книг, в т. ч. 11 пергаменных. Обнаруживаются и следы владычной б-ки. В XV-XVI вв. при епископской кафедре, по всей видимости, функционировал скрипторий, как и при Старо-Голутвином и Спасском мон-рях.
Из пергаменных рукописей, переписанных или хранившихся в Коломне, следует отметить лицевой список Жития св. князей Бориса и Глеба, созданный, вероятно, в XII в. (не сохр.), на основе к-рого в XIV в. была написана коломенская икона «Борис и Глеб в житии». Сохранились 5 безусловно относящихся к Коломне рукописей, 3 из них пергаменные: Палея толковая 1406 г. (РГБ. Троиц. № 38), «Лествица» прп. Иоанна Синайского 1422 г. (РНБ. Погод. № 73; переписана по заказу Коломенского еп. Амвросия), Евангелие-тетр (60-70-е гг. XV в., до 1473, РНБ. Кир.-Бел. 3/3; принадлежало в 70-х гг. XV в. Коломенскому еп. Никите (Семешкову)), и 2 на бумаге: Пролог на сент.-февр. 1481 г. (РНБ. F.I.311) и Евангелие-тетр 1509 г. (РНБ. Погод. № 132). В 1547/48 г. в Успенский собор Коломны архимандрит Спасского мон-ря Феодосий дал в виде вклада церковный Устав (ГИМ ОР. Син. № 336), содержащий расширенный по сравнению с материалами канонизационного Собора 1547 г. список рус. святых (см.: Клосс Б. М. Избр. тр. М., 2001. Т. 2. С. 369; ср.: Макарий (Веретенников). 2007. С. 325).
Есть основания полагать, что в Коломне в 1517 г. была закончена работа над «Повестями о Николе Заразском», к-рые завершаются повестью о «Коломенском чуде». По гипотезе Б. М. Клосса, Коломенский еп. Митрофан (1507-1518) написал в Коломне важнейший памятник «Куликовского цикла» - «Сказание о Мамаевом побоище» (Клосс Б. М. Об авторе и времени создания «Сказания о Мамаевом побоище» // In memoriam: Сб. памяти Я. С. Лурье. СПб., 1997. С. 253-262; Он же. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 136-137; 2001. Т. 2. С. 331-348).
К. е. была восстановлена в прежних границах по решению Большого Московского Собора 1666-1667 гг., поставившего в вину патриарху Никону незаконное извержение из сана Коломенского еп. Павла и разорение Коломенской кафедры. 9 июня 1667 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архимандрит Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Мисаил. При этом доимка пошлин с церквей К. е. за период их принадлежности к Патриаршей области продолжалась до 1676 г. В 1672 г. К. е. была возведена на степень архиепископии. Возможно, на повышение статуса епархии повлияло строительство в ее пределах новых городов и храмов в ходе предпринимавшихся в 60-70-х гг. XVII в. попыток возобновления засечной черты. Так, в 1670-1671 гг. на юге К. е. был учрежден Богородицкий у., за юрисдикцию над храмами к-рого до 1675 г. шел спор между Коломенским и Рязанским архиереями.
К 1674 г. в границах К. е. находились приходы и мон-ри др. епархий. В Коломенском у. располагалось немало вотчин с приходами Патриаршей области, в Епифанском у.- вотчины с приходами Новгородской и Сарской кафедр. В 1674 г. Собор постановил, чтобы уезды находились в ведении того архиерея, к-рому подчинялся город - центр уезда. В соответствии с решением Собора в 1675 г. из Рязанской митрополии в К. е. перешел Каширский у. (Кашира состояла в К. е.), Венев во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (г. Венёв принадлежал К. е.). В Рязанскую митрополию из К. е. поступили г. Епифань (10 церквей) и г. Гремячий (6 церквей) с уездами. К Патриаршей области от К. е. перешли 3 прихода в Вохонской десятине. Проект отделения от К. е. епархии с центром в Кашире, рассматривавшийся на Соборе 1681-1682 гг., но не был реализован.
В 1682 г. был перестроен (расширен) кафедральный коломенский Успенский собор, при нем возведена каменная колокольня. В 1706 г. в К. е. имелось 636 церквей. С нач. XVIII в. власти стремились контролировать доходы епископских кафедр, в т. ч. Коломенского архиерейского дома. Об этом свидетельствует документ, составленный в июле 1716 г. по итогам ревизии К. е., к-рую проводил после смерти еп. Антония (Одиновича) подьячий Монастырского приказа Г. Рыков. В ходе ревизии выяснилось, что архиерей утаивал от Монастырского приказа часть доходов. Указано, что наибольшую прибыль епархиальной казне приносили следующие города: в Московской губ.- Коломна, Кашира, Тула, Венёв, Дедилов, Крапивна, в Киевской губ.- Орёл и Кромы, в Воронежской губ.- Ефремов. В 1716 г. с городов Московской губ. для Коломенского архиерейского дома было собрано 1504 р. 3 денги, с городов Киевской губ.- 412 р. 2 денги, с городов Воронежской губ.- 517 р. 3 денги. Из этих денег 404 р. 3 деньги были отосланы в Монастырский приказ, 1200 р. пошли на расходы архиерея (РГИА. Ф. 796. Оп. 3. Д. 870. Л. 1-2).
В 1723 г. еп. Иоанникий учредил в Коломне архиерейскую школу в соответствии с требованием «Духовного регламента», впосл. преобразованную в семинарию. 13 июня 1727 г. митрополитом Коломенским и Каширским и присутствующим членом Святейшего Синода был назначен Игнатий (Смола). К тому времени роль К. е. возросла, увеличилось число храмов (в 1729 в епархии насчитывалось 733 церкви). Вместе с Ростовским архиеп. Георгием (Дашковым) и Тверским архиеп. Феофилактом (Лопатинским) митр. Игнатий вошел в группу противников Новгородского архиеп. Феофана (Прокоповича). В 1730 г. архиеп. Феофан расправился со своими врагами. В 1730-1731 гг. шло следствие по делу Коломенского митрополита, обвиненного в преступлении против имп. Анны Иоанновны, а также в злоупотреблениях в период его служения в Коломне. В февр. 1731 г. Игнатий был лишен сана и сослан в свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь.
С сер. 30-х гг. XVIII в. Коломенские архиереи активно участвовали в делах высшего церковного управления. В апр. 1735 г. Синод назначил Коломенского еп. Вениамина (Сахновского) членом Московского синодального правления, управляющим Синодальной областью, его резиденция в 1735-1739 гг. находилась при Московской синодальной конторе. В 1749-1763 гг. Коломенские епископы Гавриил (Кременецкий) и Порфирий (Крайский) являлись членами Святейшего Синода (асессорами). В 1751 г. еп. Гавриил учредил при себе в С.-Петербурге особую контору во главе с крестовым иеромонахом для делопроизводства, касавшегося К. е. Основной ход дела совершался в Коломенской консистории (либо в казенном приказе), после чего документы препровождались архиерею в столицу на окончательную резолюцию.
В 1742 г., когда Синодальная обл. была преобразована в Московскую епархию, в состав последней была передана часть приходов К. е. По расписанию епархий, утвержденному 14 июня 1764 г., из Московской епархии в К. е. перешли Серпухов и Алексин с уездами. Из К. е. были переданы Орёл и Кромы новоучрежденной Севской кафедре, Ефремов - Воронежской епархии, Одоев и Чернь - Московской епархии (3 последних города с уездами в 70-х гг. XVIII в. вернулись в К. е.). 15 мая 1775 г. к территории К. е. присоединилась Тульская провинция, с 6 мая 1788 г. архиерей имел титул «Коломенский и Тульский». В ходе губернской реформы 1777-1785 гг. Коломна осталась в составе Московской губ. (в 1781 была назначена уездным городом), при этом большинство приходов К. е. с 1777 г. располагалось в Тульском наместничестве. В 1784 г. Синод рассматривал вопрос об упразднении ряда епархий, в т. ч. Коломенской, вместо которой предлагалось учредить Тульскую кафедру, однако за недостатком средств проект был отложен.
С 70-х гг. XVIII в. имеются упоминания о старообрядцах-поповцах в Коломне (см. Старообрядчество). В 1774 г. по благословению Коломенского епископа на кладбище Запрудной слободы в Коломне (в слободе проживали в основном старообрядцы) местный купец И. А. Лажечников построил деревянный храм. В 1790 г. Коломенская консистория доносила о прихожанах церкви: «Оной целию их было не благочестивое к храму Божию усердие, но по приверженности к раскольническому суеверию единственно злоумышленный происк» (цит. по: Руднев. 1903. С. 22-23). По решению Коломенского еп. Афанасия от 16 дек. 1790 г. храм был разобран.
В 80-х гг. XVIII в. К. е. существенно расширилась, в нее вошли 4 церкви из Рязанской епархии, 130 - из Воронежской, 18 - из Орловской, 126 - из бывш. Крутицкой епархии. 20 приходов в Бронницком у. и 14 приходов в Серпуховском у. перешли в Московскую епархию. К 1788 г. К. е. имела 1176 церквей: 242 церкви в Московском наместничестве, 81 - в Рязанском, 853 - в Тульском наместничестве. В епархии действовали 4 штатных (Богоявленский Голутвин, коломенский Спасский, Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, тульский Иоанно-Предтеченский) и 3 заштатных (Бобренёв в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Белопесоцкий Троицкий, серпуховской Владычный Введенский) муж. монастыря. Женскими были коломенский Брусенский и тульский Успенский мон-ри.
К 1797 г. К. е. насчитывала 1183 церкви, в т. ч. архиерейский собор, 15 уездных соборов, 4 ружные церкви, 3 церкви при жен. мон-рях и 1160 приходских храмов (храмы муж. мон-рей не учтены). В Московской губ. к К. е. относилось 237 церквей (в Коломне - 18, в Коломенском у.- 85, в Серпуховском у.- 69, в Бронницком у.- 32, в Подольском у.- 10, в Никитском у.- 23), в Рязанской губ.- 79 церквей (в Зарайском у.- 57, в Егорьевском у.- 22), в Тульской губ.- 867 церквей (в Туле - 23, в Тульском у.- 79, в Каширском у.- 99, в Алексинском у.- 77, в Крапивенском у.- 61, в Венёвском у.- 81, в Чернском у.- 69, в Епифанском у.- 53, в Богородицком у.- 54, в Белёвском у.- 61, в Одоевском у.- 83, в Новосильском у.- 58, в Ефремовском у.- 71). Жен. монастыри имелись в Коломне, Туле и Белёве (РГИА. Ф. 796. Оп. 77. Д. 670).
Помимо указанных храмов К. е. принадлежали Московское подворье Старо-Голутвина мон-ря и Коломенское епархиальное подворье в Москве на Мясницкой ул., близ ц. во имя архидиак. Евпла. О существовании последнего известно с 1722 г. (в XVI-XVII вв. неподалеку от места, где было построено это здание, существовало более раннее подворье Коломенских архиереев с храмом Гребневской иконы Божией Матери, к нач. XVIII в. перешедшее в ведение Рязанских архиереев). В 1722-1772 гг. при Коломенском подворье в Москве действовала ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери. К 1788 г. помещения подворья сдавались в аренду.
16 окт. 1799 г., согласно докладу Синода, имп. Павел I издал указ, по которому К. е. была упразднена, вместо нее в границах Тульской губ. учредили Тульскую епархию, приходы и монастыри К. е. в Московской и Рязанской губерниях передавались Московской и Рязанской епархиям. 31 дек. 1799 г. Коломенский еп. Мефодий был переведен в Тулу, получил титул «епископ Тульский и Белёвский». Коломенская ДС указом Синода от 19 дек. 1799 г. переведена в Тулу. В связи с упразднением К. е. в 1799-1800 гг. были закрыты 2 из 19 церквей Коломны: во имя св. Симеона Богоприимца (восстанавливалась после пожара 1682) и во имя прп. Алексия, человека Божия. К отчуждению в Казенное ведомство была определена загородная резиденция Коломенского епископа в Подлипках (устроена в 1772), но, поскольку при ней существовала деревянная крестовая Покровская ц., Московский митр. Платон (Левшин) опротестовал это решение, и московский губернатор передал резиденцию в распоряжение учреждавшегося в Коломне вместо семинарии Голутвинского ДУ.
Древнейшие материалы епархиального архива до нач. XVI в. не сохранились, вероятнее всего, погибли в Смутное время в нач. XVII в. Более поздние документы по истории К. е. отложились в РГАДА, ЦГИАМ и ГА Тульской обл., в Ф. 796 РГИА (С.-Петербург) хранится переписка Коломенских епископов со Святейшим Синодом.
Архиерейская школа была открыта в Коломне в 1723 г. в доме епископа. Обучение велось по составленному архиеп. Феофаном (Прокоповичем) 1-му рус. учебнику Закона Божия - «Букварь, или Первое учение отроком с Катехизисом», в курс обучения также входили слав. букварь и «элементарий латинский». Первым преподавателем в школе стал певчий Я. Иванов. К 1725 г. в школе прошли обучение 30 чел. 18 дек. 1724 г. трое учеников Коломенской школы (священнические дети П. Георгиев и Г. Михайлов и сын диакона И. Михайлов) были направлены в Новгород «для обучения славянской грамматике». В 1727 г. они окончили курс и указом Коломенского еп. Варлаама (Леницкого) были назначены учителями в славянские школы Коломенской епархии, располагавшиеся в Коломне, Туле (в Иоанно-Предтеченском мон-ре) и Орле (в Успенском мон-ре). Вероятнее всего, 2 последние школы были открыты после приезда учителей. В 1725-1727 гг. в 3 школах в К. е. обучались 120 чел. Состав учеников не был стабильным. Нередко ученики, производившиеся в низшие степени церковного клира - дьячки, пономари, иподиаконы (подиаки) - оставляли обучение. В 1727 г. в К. е. обучались 99 чел.: в Коломне - 40 чел., в Туле - 34, в Орле - 25 чел. Из 150 чел., прошедших обучение в 1723-1727 гг., в дьячки и пономари были произведены 40 чел., в иподиаконы - 11 чел.
В 1724 г. Коломенский архиерей доносил в Синод, что за недостатком средств ему не на что содержать школу и школьников. По «Духовному регламенту», на нужды школ необходимо было выделять 20-ю часть всех хлебных сборов «знатнейших в епархии монастырей» и 30-ю часть сборов с остальных церковных земель. По указу еп. Варлаама коломенские мон-ри Спасский и Голутвинский были освобождены от отчислений в пользу духовной школы, поскольку их братия сама испытывала нужду. 30-я часть хлебных сборов с церковных земель была заменена натуральным и денежным сбором с каждой церкви в размере 3 четвериков хлеба.
По-видимому, из-за недостатка средств Коломенская архиерейская школа после 1727 г. закрылась, была возобновлена как семинария в 1731 г. (после имп. указов об учреждении школ согласно «Духовному регламенту» (1730) и об открытии школ во всех епархиальных центрах и иных городах (1731)). В 1731 г. на должность учителя был определен певчий архиерейского дома П. Григорьев. Управители Коломенского архиерейского дома писали еп. Вениамину о необходимости ходатайствовать в канцелярию Московского Синодального правления о присылке учителя из московского Заиконоспасского училищного монастыря, т. к. учащиеся Коломенской школы обучаются «только букварям, да чтению книг и пению, а вышним наукам по латыне и прочему, как указами повелено, обучать их некому». В 1733 г. по указу Синода для преподавания высших наук в Коломенскую школу был направлен выпускник Московской ДА И. Кузьмин. Из Заиконоспасского мон-ря был прислан иеродиак. Зосима, к-рый 28 февр. 1739 г. был утвержден в должности учителя Коломенской архиерейской школы и экзаменатора для ставленников. Иеродиак. Зосима возобновил преподавание в лат. классах («фара» и «инфима») и мог «учением произвесть учеников до риторики». В окт. 1739 г. иеродиак. Зосима вернулся в Заиконоспасский мон-рь. В 1738-1739 гг. в Коломенской ДС учились 24 чел., программа по-прежнему сводилась к «букваря грамматике словесной да элементарям латинским». В «славено-российских» классах обучались 13 чел., в латинских - 11 чел.
Причина малочисленности заключалась не столько в материальных затруднениях или отсутствии преподавателей, сколько в устойчивой непопулярности образования среди духовенства. В 40-х гг. XVIII в. в Коломенскую семинарию поступили на работу учителя из выпускников Киевской ДА, набор дисциплин обогатился грамматикой, синтаксисом, пиитикой и риторикой, при этом учащихся было мало. После перевода учеников из низших классов («фары» и «инфимы») в высшие оказалось, что в низших классах осталось по 5 учеников и пополнить их число невозможно, т. к. клирики всячески уклонялись и не посылали своих детей на учебу. В 1771 г. в Коломенской ДС было введено преподавание философии, к-рое осуществлял иеромонах Спасского мон-ря Арсений (Тодорский), в 1772 г. к преподаванию богословия приступил ректор семинарии архим. Голутвина мон-ря Иакинф (Карпинский). Состояние Коломенской ДС подробно описано в ведомостях Коломенской консистории от 2 июня 1788 г. Возглавлял семинарию ректор игумен серпуховского Высоцкого монастыря Геннадий. В семинарии обучались 322 чел. Кроме лат. классов преподавали толкование Евангелия, катехизис, физику, «о должностях человека» (нравственное богословие), историю, географию, арифметику и языки: греческий, немецкий и французский. На содержание семинарии отпускалось 2 тыс. р. Выплата содержания ученикам производилась по остаточному принципу: «...сколько за выдачею учителям жалования и за другими расходами остается семинарской суммы, неравное». Не получали «жалованья» учащиеся информатории (низших классов «фары» и «инфимы»), а также студенты, «имеющие указы о владении жребия», т. е. получившие указ о зачислении в клир к.-л. церкви.
Первоначально Коломенская духовная школа помещалась в доме Коломенского епископа. В 1751 г. сообщается о школе в Бобренёвом монастыре, являвшемся в то время загородным подворьем Коломенского архиерея; переезд школы туда состоялся, по-видимому, после пожара 7 мая 1739 г., уничтожившего большую часть города. В 1766-1770 гг. имелись планы построить для семинарии здание «в городе Коломне при Бельском озерке», на территории загородного двора Коломенского архиерея. Была выделена земля, но строительство не начали из-за отсутствия средств, и семинария вновь оказалась в архиерейском доме.
Вместе с переводом епископской кафедры из Коломны в Тулу в 1799 г. была переведена и семинария. 15-й пункт Высочайше утвержденного доклада Святейшего Синода «О приведении епархиальных границ сообразно границам губерний и об учреждении новых епархий» от 16 окт. 1799 г. предполагал открытие семинарий во вновь учрежденных епархиях лишь после решения всех вопросов по устроению самой кафедры. Исключение делалось лишь для семинарии в Туле: она должна была открыться сразу после перемещения кафедры, сумма, предназначенная на финансирование Коломенской семинарии, переводилась в Тулу. Переезд семинарии состоялся 5 февр. 1800 г. В 1799-1917 гг. в Коломне существовало Коломенское (первоначально Голутвинское) ДУ.
Епископы Коломенские: Афанасий (кон. 1352 - нач. 1353 - 1362), Филимон (после 1363 - ранее 1374), Герасим (1374/75 - 1388), Павел (1389-1392), Григорий (1392 - 13 февр. 1405), Иларион (26 авг. 1406 - 9 марта 1408), Иоанн (1410 - до 1418), Амвросий (зима 1419 - до 1437), Варлаам I (1437 (?) - 1449 / до 1453), Геронтий (между 1451 и 1453 - 29 июня 1473), Никита (Семешков; 25 июля 1473 - май 1480), Герасим (Смердков; 29 июля 1481 - 16 мая 1489), Авраамий (18 нояб. 1490 - осень 1501), Никон (1 мая 1502 - янв. 1504, оставил кафедру), Митрофан (7 февр. 1507 - 1 июля 1518, оставил кафедру), Тихон (28 февр. 1520 - ранее 1525). Епископы Коломенские и Каширские: Вассиан (Топорков; 2 апр. 1525 - май 1542, смещен с кафедры), Феодосий (2 июля 1542-1555), Варлаам II (1560 - 21 окт. 1564), Иосиф I (18 марта 1565 - 22 нояб. 1569), Савватий (1570-1571), Давид (1571-1580), св. Иов (16 апр. 1581 - 9 янв. 1586), Иосиф II (1586 - 27 янв. 1615), Рафаил (17 дек. 1618-1652), Павел (17 окт. 1652 - апр. 1654), Александр (3 июня 1655 - 5 дек. 1657), Мисаил (9 июня 1667 - 14 сент. 1671). Архиепископы Коломенские и Каширские: Иосиф III (1672-1676), Павел (Моравский; 2 апр. 1676 - 6 сент. 1681), Никита (Тотемский; 24 дек. 1681 - после июня 1704), Антоний (Одинович; 18 марта 1705 - 1 июня 1716), Иоанникий (1718 - 24 марта 1724). Епископы Коломенские и Каширские: Варлаам (Леницкий; 18 июня 1724 - 7 сент. 1727), Игнатий (Смола; 13 июня 1727 - 2 дек. 1730), Вениамин (Сахновский; 25 июля 1731 - 18 мая 1739), Киприан (Скрипицын; 18 мая 1739 - июнь 1740), Савва (Шпаковский; 30 июня 1740 - 29 июля 1749), Гавриил (Кременецкий; 17 сент. 1749 - 8 окт. 1755), Порфирий (Крайский; 9 окт. 1755 - 29 окт. 1763), Феодосий (Михайловский-Прокофьев; 28 дек. 1763 - 30 янв. 1787). Епископы Коломенские и Тульские: Феофилакт (Горский; 6 мая - 12 сент. 1788), Афанасий (Иванов; 12 нояб. 1788 - 10 апр. 1799), Мефодий (Смирнов; 10 апр.- 31 дек. 1799).
(в границах К. е. перед закрытием). Действующие: серпуховской Владычный в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (в Серпухове, основан в 1360 как муж., с 1806 жен., закрыт в 1919, возрожден в 1995), Старо-Голутвин в честь Богоявления (в Коломне, основан до посл. четв. XIV в. (до 1389), закрыт в 1929, возобновлен в 1994), Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресв. Богородицы (в Серпухове, основан в 1374, муж., закрыт в 1928, возрожден в 1991), Белопесоцкий Троицкий (в совр. г. Ступино Московской обл., основан в кон. XV в. как муж., закрыт в 1918, возобновлен как жен. в 1993), Брусенский Успенский (в Коломне, основан ок. 1552-1554, жен., закрыт в 1922, возобновлен в 1997), Бобренёв Рождество-Богородичный (в совр. с. Ст. Бобренёво Коломенского р-на Московской обл., муж., впервые упом. в 1577/78, упразднен в 1764, возобновлен в 1865, закрыт в 20-х гг. XX в., вновь возобновлен в 1991), Ново-Голутвин во имя Св. Троицы мон-рь (в Коломне, основан в 1800 как муж., закрыт в 1919, возобновлен как женский в 1989). Недействующие: Преображенский Спас-Ядринский (в Коломне, упом. с 1377, муж., упразднен после 1790), белёвский в честь Преображения Господня (в Белёве (совр. Тульская обл.), муж., основан ок. 1525, закрыт в 1921), Иоанно-Предтеченский (в Туле, основан в 1552, муж., упразднен в 1799 г.), Петропавловский (в Коломне, муж., упом. как запустевший в 1577/78), св. Жен-мироносиц (в Коломне, упом. в 1577/78 как обветшавший, жен., окончательно упразднен в XVIII в.), Гнилушская Николаевская пуст. (близ Коломны, основана ранее 1662, муж., упразднена вскоре после 1764), в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (в Туле, основан в 1587, жен., закрыт в 1921), Крестовоздвиженский (в Белёве, основан в 1625 г., жен., упразднен в 1764, восстановлен в 1768, закрыт в 20-х гг. XX в.).