[лат. Colomannus, Kolomannus, Cholomanus; ирл. Colmán; нем. Koloman] († 17.07.1012, Штоккерау, совр. Австрия), св. (пам. зап. 17 июля). Самое подробное повествование о К. содержится в его Житии (BHL, N 1881-1882), составленном Эрхенфридом, аббатом мон-ря Мельк (1122-1163). О мученической смерти святого упоминается в «Хронике» Титмара Мерзебургского (Die Chronik des Bischofs Thietmar von Merseburg / Hrsg. R. Holtzmann. B., 1935. S. 492-493. (MGH. Script. Rer. Germ. NS; 9)), а также в Мелькских анналах (Annales Mellicensis // MGH. SS. T. 9. P. 497), Адмонтских анналах (Annales Admuntenses // Ibid. P. 574), Цветленских анналах (Annales Zwetlenses // Ibid. P. 678) и в Анналах мон-ря св. Николая в Пассау (Annales S. Nicolai Patavienses et notae Wolfelmi // Ibid. T. 24. P. 60). В большинстве анналов гибель К. датирована 1012 г., но Титмар Мерзебургский сообщает о ней под 1018 г. По мнению большинства исследователей, верной является 1-я датировка (Bozóky. 2005; Ambros. 2010).
В Житии сообщается, что К. происходил из Ирландии; др. сведения о его жизни отсутствуют. Встречается предположение, что К. был сыном ирландского верховного правителя Маэл Сехналла II († 1022) (напр.: Ó Fiaich T. Coloman // NCE. 2003. Vol. 3. P. 847); эта гипотеза была выдвинута в XVI в. (900 Jahre Benediktiner in Melk: Katalog zur Jubiläumsausstellung 1989. Melk, 1989. S. 163). С неск. спутниками К. отправился в паломничество на Св. землю. Его путь пролегал через саксон. Восточную марку Свящ. Римской империи. На этих землях велись военные действия между имп. Генрихом II и польск. кн. Болеславом I Храбрым. Получив от императора в качестве лена части Майсенской и Восточной марок, Болеслав I начал активную завоевательную политику; после захвата Праги (1003) он отказался дать Генриху II вассальную присягу за аннексированную Чехию и поддержал герм. герцогов и маркграфов, противников императора. Столкновения между войсками империи и Польского княжества завершились заключением мирного договора в Мерзебурге (1013): признав себя вассалом Генриха II, Болеслав I сохранил марки Лужица (Лаузиц) и Мильско в качестве лена от императора как герм. короля (см.: Ambros. 2010. S. 26). Вероятно, из-за напряженной обстановки и военных действий жители сел. Штоккерау схватили К., носившего непривычную одежду и не говорившего по-немецки, по подозрению в шпионаже. Судья, к которому привели К., не поверил в то, что он паломник, и приказал подвергнуть его пыткам. В Житии содержится детальное описание мучений К.: святого секли розгами, жгли раскаленными камнями и яйцами, рвали щипцами и распиливали кости. На следующий день, не добившись от К. признания, мучители повесили его на сухом дереве между 2 разбойниками. Высказывалось мнение, что составитель Жития не располагал точной информацией о мучениях, которым подвергали К., и воспроизвел устоявшиеся в агиографии топосы, связанные с описанием страстей мучеников. Так, по утверждению Эрхенфрида, К. якобы с радостью готовился к встрече с судьей, надеясь стяжать мученический венец (Bozóky. 2005. P. 575).
Вскоре после казни возле тела К. стали совершаться чудеса, подробно описанные Эрхенфридом (агиограф уделил много внимания чудесам святого, т. к. не располагал сведениями о его жизни). Согласно Житию, тело К. оставалось нетленным в течение 18 месяцев, его ногти, волосы и борода продолжали расти, распиленные кости срослись. К останкам святого не приближались дикие звери и птицы. Некоему Румальду в видении было открыто, что плоть повешенного может исцелить его сына от подагры; отрезав кусок плоти К., он приложил его к телу больного мальчика, который немедленно исцелился. Рана на теле святого вскоре затянулась. Некий охотник решил проверить, действительно ли тело К. не подвержено тлению, и вонзил ему в бок копье (по мнению агиографа, К. т. о. вновь уподобился Христу, распятому с 2 разбойниками; охотник, пронзивший его тело, поступил подобно св. Лонгину и ап. Фоме). Из раны пошла теплая кровь, к-рая не останавливалась, пока тело не начали разделять на реликвии; также на бороде К. выросли цветы. Когда молва о чудесах К. получила распространение, жители Штоккерау похоронили тело святого около церкви на берегу Дуная. Во время разлива реки, когда селение и церковь оказались затоплены, могила К. оставалась сухой. Об этом узнал маркграф Австрии Генрих I (994-1018), приказавший выяснить, насколько достоверными были слухи о чудесах К. Посланники маркграфа вскрыли могилу и обнаружили нетленное тело святого, испускавшее сладкий аромат. В 1014 г. по инициативе Генриха I Мегингауд, еп. Айхштеттский, перенес мощи К. в г. Мельк и поместил их в ц. св. Петра. Во время перенесения была подтверждена нетленность мощей: один из участников процессии ночью попытался отрезать фрагмент колена святого, и мощи стали кровоточить.
Перенесение мощей К. способствовало распространению почитания святого, которое приобрело политическую значимость. По преданию, кор. Венгрии Петер I Орсеоло (1038-1041, 1044-1046) угрозами заставил Трирского архиеп. Поппона (1016-1047), брата маркгр. Генриха I, перенести мощи святого в Венгрию. Однако сразу по прибытии святыни на страну обрушились засуха, голод и мор, земля прекратила плодоносить. После возвращения мощей в Мельк бедствия прекратились. Достоверность этого предания вызывает сомнения: архиеп. Поппон мог посетить Мельк в 1028 г. на обратном пути из Иерусалима, однако в то время в Венгрии правил кор. Стефан (Иштван) I (1000/01-1038) (Bozóky. 2005. P. 585-586). Почитание К. укрепилось после основания в Мельке бенедиктинского аббатства (1089), ставшего одним из крупнейших монастырей на восточногерм. землях. Папа Римский Иннокентий IV разрешил Рюдигеру фон Бергхайму, еп. Пассау, совершать литургическое поминовение К. в Австрии и в соседних областях (булла «Cum sicut ex» от 10 мая 1244 - Potthast. RPR. 1875. T. 2. N 11379). До XVII в. К. почитали как св. покровителя Австрии (в 1663 покровителем страны был объявлен св. Леопольд III, маркгр. Австрии). Почитание К. было распространено в Венгрии, Швабии, Пфальце и Баварии. Именем святого были наречены сын венг. кор. Гезы I Кальман (Коломан; король Венгрии в 1095-1116) и сын кор. Андраша II Кальман, кн. Галича (1215-1219) и герц. Славонии (1226-1241). Древнейшая церковь, названная в честь К., находится в Лааб-им-Вальде (упом. в 1200 как капелла); во имя К. освящены церкви в Халлайне (заложена в XVI в.), в Швангау (XVII в.), в Мельке и др. К. почитали как покровителя домашнего скота (особенно лошадей), висельников, а также родителей девушек на выданье; к нему обращались с молитвой о спасении от чумы и об исцелении от подагры, о счастливом замужестве.
Мощи К. хранятся в аббатстве Мельк; глава святого, вероятно, осталась в Венгрии после неудавшейся попытки перенести туда мощи К. В 1517 г. реликварий с главой К., ранее находившийся в г. Секешфехервар, был доставлен в Мельк по указанию имп. Максимилиана I (Niederkorn-Bruck. 1992. S. 27; Bozóky. 2005. P. 586). Рудольф IV Габсбург, герц. Австрии, Штирии и Каринтии (1358-1365), подарил собору св. Стефана в Вене камень, на котором якобы закрепляли ноги К. во время пыток (Sniezynska-Stolot. 1972; Bozóky. 2005. P. 587). В мон-ре св. К. в Штоккерау растет дерево; на нем, как считается, был повешен святой. По преданию, дерево не умирает, т. к. из старого упавшего ствола всегда появляется новый росток.
К. изображали в дорожной шляпе, с посохом паломника и белой веревкой, иногда обвивающей шею, иногда находящейся у него в руке. Известны также изображения К. повешенного или с атрибутами мучеников - щипцами и розгами; реже встречаются изображения К. как пресвитера с манипулом и книгой в руках. Поминовение К. внесено в Римский Мартиролог. Память святого совершается 17 июля, в диоцезах Вена и Айзенштадт - 13 окт.