(Климецкий, Клименицкий, Клименцы), находился в Петрозаводском у. Олонецкой губ., на юж. побережье Климецкого (Клименцы) о-ва Онежского оз. (ныне Б. Климецкий (Клименецкий) о-в, Медвежьегорский р-н Республики Карелия). Основан прп. Ионой (Климентовым; † 1534), вероятно, в 1520 г. Первоначально мужской, с 1906 г. жен. мон-рь. Главным источником сведений об основании К. м. служит краткое Житие прп. Ионы, составленное в 1766 г. на основе монастырского предания (Пигин. 2010. С. 214-218; Житие Ионы Клименецкого. 2013). Олонецкий и Петрозаводский архиеп. Игнатий (Семёнов), использовав Житие и документы монастырского архива, в 1840 г. составил «Краткое сказание о монастыре», а Е. В. Барсов написал исследование «Олонецкий монастырь Клименцы...» (1871) с приложением царских и архиерейских грамот, выписок из писцовых книг, челобитных и проч.
Прп. Иона (в миру Иван, сын новгородца И. Климентова), занимавшийся торговлей, однажды возвращался в Новгород по Онежскому оз. на ладье. Во время сильной бури он дал обет Божией Матери и свт. Николаю Чудотворцу принять монашеский постриг. Ладью прибило к отмели близ юж. побережья Климецкого о-ва. Здесь Иван поставил крест, а переплыв «в малой лодийце» на остров, услышал некий голос, повелевший ему собрать братию и устроить мон-рь с храмом во имя Св. Троицы. На кусте можжевельника Иван обрел икону Св. Троицы, затем поставил крест и часовню, в к-рую поместил найденный образ. В Новгороде он раздал часть своего имения нищим и принял постриг с именем Иона. Вернувшись на остров, преподобный возвел храм Св. Троицы, рядом - ц. свт. Николая Чудотворца, кельи. На средства, оставшиеся от имения прп. Иона украсил монастырские храмы «великолепием, святыми образами, книгами, ризами и протчею церковною утварью». В К. м. переселились неск. монахов из др. небольшой обители, располагавшейся на Климецком о-ве близ дер. Нятина Губа. Митр. Московский Варлаам выдал антиминсы для храмов и благословил прп. Иону на игуменство, но тот отказался; 1-м игуменом стал, вероятно, мон. Тихон.
Временем основания К. м. принято считать 1520 г. (Барсов. 1871. С. 4), хотя прямых указаний на эту дату в источниках нет. Мон-рь упоминается в записи в рукописном Евангелии-тетр: «В лето 7029 (1521) месяца июня 12 купил сие Евангелие себе старец Харитон, пустынник с Онегаозера от Троици Живоначалные ис Климячь, в Ферапонтовы пустыни на Белеозери у Тимоф[е]я у Тимофиева сына. А писал сие Евангелие Тимофеи сам своею рукою...» (цит. по: Житие Ионы Клименецкого. 2013. С. 200). В записи утверждалось, что уже в 1521 г. в К. м. стоял Свято-Троицкий храм. Прп. Иона был погребен справа от Никольской ц. Ок. 1540 г. его ученик игум. Дионисий поставил над могилой Ионы деревянную часовню.
По описанию 1563 г. в К. м. имелись Троицкая и Никольская церкви. В писцовой книге А. Плещеева 1582/83 г. упоминаются также 3 кельи, в к-рых проживали «черный поп Тихон, да черный поп Исаак, да дьякон черный Варлаам», а также 20 братских келий и 6 - для слуг. В 1613-1614 гг. мон-рь пострадал от набега шведов. Согласно писцовым книгам Н. Ф. Панина и С. Копылова 1628-1629 гг., в К. м. стояли новые шатровые храмы: теплый Троицкий (с трапезной и келарской палатой) и Никольский «о пяти верхах», а также игуменская, келарская, больничная и 6 братских келий; за оградой располагался конюшенный двор (Описание Клименецкого Николаевского мон-ря на Онежском озере, 1628-1629 гг. // РИБ. Т. 2. № 169. С. 683-686). В 1678 г. строитель Феодосий жаловался царю Феодору Алексеевичу, что К. м. разорен «от немецких людей», церковная утварь, ризница, книги разграблены. К 1700 г. в обители было 24 насельника во главе со строителем. В 1707 г. К. м. сгорел, был восстановлен, к 1725 г. в нем проживало 27 насельников, в 1738 г.- 33, включая строителя иером. Илию, келаря иером. Варсонофия и казначея иером. Тарасия. Нек-рое время К. м. покровительствовала имп. Елизавета Петровна, на ее средства над могилой прп. Ионы вместо часовни построили и 2 июня 1757 г. освятили каменную ц. во имя праведных Захарии и Елисаветы. К 1764 г. на территории К. м. находились деревянные Троицкая и Никольская церкви (с приделом Сретения Господня, по др. сведениям, отдельная Сретенская ц.), каменный храм во имя святых Захарии и Елисаветы, шатровая колокольня с 7 колоколами, 11 келий (в т. ч. строительная, хлебная и трапезная); за деревянной оградой - братская поварня, гостиный двор, коровник с кельей, конюшня, баня, амбары, овин с ригой.
В сер. XVIII в. К. м. пребывал в запустении, богослужения совершались нечасто. В 1746 г. келарь схим. Варсонофий и казначей схим. Герман обратились в Олонецкое духовное правление с прошением направить в обитель священника. В К. м. был назначен клирик Кижского погоста свящ. Иоанн Романов, к-рый по предписанию духовного правления обязывался служить в монастырской церкви «в высокоторжественные и викториальные дни». С 1750 г. из-за недостатка монашествующей братии обителью управлял белый священник из ближайшего Сенногубского прихода Феодор Косьмин (Кузьмин). В 1764 г. по предписанию Новгородской духовной консистории предполагалось упразднение К. м., но благодаря еп. Олонецкому и Каргопольскому Иоанну (Никитину) он был сохранен как заштатный «безо всякого пособия от правительства»; вместо свящ. Феодора Косьмина обитель возглавил строитель иером. Пафнутий.
18 февр. 1769 г. К. м. был упразднен и преобразован в приход. В 1791 г., по свидетельству путешественника П. И. Челищева, причетники «кормятся от службы проезжающим в Соловки богомольцам молебнов, малым на том острове хлебопашеством и рыбною на озере Онеге ловлею, а другого никакого промысла не имеют, а оттого и живут очень бедно» (Челищев. 1886. С. 17). По данным «Ведомости о состоянии церквей и приходов» за 1802 г., в К. м. проживали престарелый свящ. Иоанн Леонтьев (переведен в обитель из Типиницкого прихода), дьячок Савва Васильев (сын кижского пономаря Василия Алексеева), пономарь Дмитрий Иванов (произведенный на должность из «праздноживущих») и заштатный пономарь Димитрий Иванов (сын сенногубского свящ. Феодора Косьмина). Большинство из них нигде не обучались, богослужение и церковное пение «знали по ноте и наслышкою». С 1809 г. клименецкие храмы из-за отсутствия приходских дворов и, возможно, после кончины священника были переведены в состав Сенногубского прихода. Монастырской пашенной и сенокосной землей (234 дес. 1930 кв. саж.) пользовались сенногубский священник и причт. К нач. 1833 г. клир церквей состоял лишь из пономаря Иванова.
27 июля 1833 г. первый еп. Олонецкий и Петрозаводский Игнатий (Семёнов) обратился в Синод с прошением о восстановлении К. м. как приписного к Олонецкому архиерейскому дому, 4 окт. того же года прошение было удовлетворено. В справке, предоставленной еп. Игнатием в консисторию, указывалось, что К. м. достоин восстановления, поскольку в нем находилась ц. во имя святых Захарии и Елисаветы, небесных покровителей имп. Елизаветы Петровны, благоволившей к обители (Барсов. 1871. С. 78). К. м. стал управлять эконом архиерейского дома иеродиак. Иона, к-рый 1 окт. 1835 г. был возведен в сан иеромонаха и стал служить в монастырских храмах сначала лишь по воскресным и праздничным дням (с 1853 совершались уже ежедневные службы). Архиеп. Игнатий написал очерк истории К. м. с использованием документов из монастырского архива, инициировал ремонт храмов, строительство жилых и хозяйственных зданий, пожертвовал в обитель часть своего имущества из архиерейских покоев в Петрозаводске (в т. ч. диван, 2 кресла с кожаными подушками, 8 стульев, комод из ольхи и березы, 2 зеркала). Во 2-й пол. XIX в. в К. м., обнесенном каменной оградой (сер. 50-х гг. XIX в.), находились деревянные 9-главая Троицкая и Никольская церкви (с приделом Сретения Господня), каменный храм святых Захарии и Елисаветы (неоднократно ремонтировался, 31 марта 1840 заново освящен, в 1857 расписаны внутренние стены и своды), колокольня (1851-1853) с 7 колоколами (самый большой весил 50 пудов 27 фунтов), а также 3 деревянных дома и хозяйственные службы. Деревянная Никольская ц. была отремонтирована и, вероятно, в 1848 г. перенесена на др. место на территории обители. В 1875 г. был построен теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца.
20 мая 1860 г. по инициативе архиеп. Олонецкого и Петрозаводского Аркадия (Фёдорова) указом Святейшего Синода К. м. стал самостоятельной общежительной обителью «на собственных способах содержания, с настоятельством строительским и 7 монашескими вакансиями». 15 апр. 1902 г. от пожара пострадали все деревянные постройки. По инициативе игум. Варнавы (Накропина), имевшего широкие связи в столице, здания были отстроены и отремонтированы на пожертвования, в т. ч. членов царской семьи, вел. кн. Константина Константиновича Романова и его супруги вел. кнг. Елисаветы Маврикиевны. Вел. кнг. Александра Иосифовна, мать вел. кн. Константина, подарила обители пожарную машину «на четырехколесном ходу со всеми принадлежностями». На средства купца И. Коровина был построен и 1 окт. 1905 г. игум. Варнавой (Накропиным) освящен небольшой деревянный храм во имя прп. Ионы.
В сент. 1901 г. в К. м. прошли 2-е миссионерские курсы, организованные Олонецкой противораскольнической миссией. 1 окт. 1901 г. по благословению игум. Варнавы при К. м. была открыта школа грамоты, ученики к-рой жили на полном монастырском обеспечении. В 1902 г. она была преобразована в одноклассную церковноприходскую школу с отдельным учебным корпусом, столовой, спальней, комнатой для надзирателя. Мальчики обучались грамоте, а также портняжному, сапожному, токарному, столярному ремеслам. К 1903 г. в школе преподавали законоучитель Иоанн Певин и учитель А. А. Пятницкий. Попечителями школы стали кнг. Мария Николаевна Шаховская и гр. Евгения Георгиевна Менгден. В 1903 г. школе в основном покровительствовал вел. кн. Константин Константинович.
Поскольку на Климецком о-ве часто пережидали непогоду суда с паломниками в Александров Свирский и др. монастыри, при К. м. построили гостиницу и спасательную станцию (1876) с часовней на пристани. На станции, содержавшейся на средства обители, имелись вельбот и «санные лодки» для зимы. В Клименцах регулярно служили молебны для отправлявшихся на Соловки богомольцев. Паломнические сборы и подаяния на поминовение всегда были важной статьей дохода мон-ря.
В 1905 г. игум. Варнава был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Корнилиева Палеостровского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. монастыря. К. м. возглавил иером. Самуил, при котором обитель пришла в упадок: налаженный архим. Варнавой рыбный промысел был оставлен, с 1905 г. места для ловли сдавались в аренду. Паломники отмечали «убожество обстановки», «мрачность, закоптелость» собора, «пение торопливое и невнятное». В 1906 г. в К. м. проживали строитель, 3 монаха, 3 послушника.
В кон. XIX - нач. XX в. К. м. участвовал в сборах «На распространение христианства между язычниками Империи» (1902), «В пользу православных в Иерусалиме и Новой Земле» (1903), «В пользу страдающих македонских славян» (1903), «В пользу Красного Креста и семейств, пострадавших от войны» (1914), «В Общегородской союз помощи больным и раненым воинам», «На нужды Христолюбивого Российского воинства» (1914), «В пользу раненых и больных на Дальнем Востоке». Обитель посещали Олонецкие и Петрозаводские епископы, в т. ч. Ионафан (Руднев), вел. кн. Владимир Александрович с супругой (16 июня 1884), писатель М. М. Пришвин (1906).
Над мощами прп. Ионы, почивавшими под спудом, стояла деревянная часовня (1675). По преданию, однажды К. м. посетила фрейлина имп. Елизаветы Петровны, рассказавшая «благочестивейшей государыне», что мощи «не имеют приличной гробницы и лежат под кровлею ветхой часовни». Императрица сразу же направила в мон-рь «казну свою» (Игнатий (Семёнов). 1846. С. 17). В окт. 1743 г. в часовне была установлена медная чеканная рака, изготовленная на средства имп. Елизаветы в С.-Петербурге. В каменной ц. во имя праведных Захарии и Елисаветы (1757), к-рая была построена вместо часовни, стояла серебряная рака с резной позолоченной сенью, изготовленной в 1870 г. в столице. На верхней крышке был помещен ростовой образ прп. Ионы. При раке находилась икона Св. Троицы в позолоченном серебряном окладе, по преданию, обретенная преподобным на кусте можжевельника. В дни памяти прп. Ионы в К. м. совершался крестный ход на берег Онежского оз., в котором участвовали и жители окрестных селений.
В К. м. хранилось 16 рукописных богослужебных книг, пожалованных в 1522 г. «Все эти книги в малую четверику, переплетены большею частию в досках очень толстых». Также в монастырских храмах хранились 2 Евангелия и Апостол, напечатанные при царе Михаиле Феодоровиче (Барсов. 1871. С. 5-6, 80).
Братия обращалась к царю Иоанну IV Васильевичу Грозному с просьбой пожаловать им земли, ибо «живут на пустом острову», к к-рому примыкают лишь «болота, дикий черный лес и необрочные воды». Царь наделил обитель «на вечные времена» вотчинами и усадьбами, «черным лесом от монастыря на пять верст» и «водами для рыбной ловли от монастыря на пять верст во все стороны», а также выдал несудимую грамоту: «Наместницы наши монастырских слуг и крестьян не судят ни в чем, оприч душегубства с поличным, а ведают и судят их игумен с братиею» (выписка из этой грамоты сохранилась в грамоте царя Михаила Феодоровича Романова, выданной игум. Алексию в 1615 г.; см.: Барсов. 1871. С. 5). С сер. XVI в. насельники конфликтовали с соседними кижскими, а затем и сенногубскими крестьянами из-за земельных угодий. В 1568 г. в К. м. приехали писец и дозорщик А. Лихачёв с подьячим Л. Добрыниным, к-рые, стараясь разрешить конфликт, по царской грамоте отвели обители земли к северу на 5 верст «да до деревни Нятиной губы на 2 версты, предоставив право братии и на рыбную ловлю в Онеге безоброчно» (Там же. С. 8). С 1570 г. К. м. владел починком на р. Яндоме. В 1583 г. царь Иоанн Васильевич пожаловал К. м. земли на р. Роксе в дер. Юхновской в погосте Кижи Шаховской вол. Согласно писцовой книге А. Плещеева 1582/83 г., обители предоставлено «земли около монастыря на пять верст да деревня в Нятиной губе на две версты»; на р. Яндоме имелась монастырская мельница. Тяжбы К. м. с кижскими и сенногубскими крестьянами о землях и рыбных ловлях продолжались и позже, известны случаи нападения на игуменов (Там же. С. 34).
В 1624 г. царь Михаил Феодорович пожаловал К. м. право беспошлинной покупки в Новгороде, Ладоге, Вологде, Белоозере, Каргополе, Холмогорах на 150 р. и провозе «хлеба, и соли, и рыбы, и кож, и масла, и на братию и слуг всякаго платья, и обуви». Согласно писцовым книгам Н. Панина и С. Копылова 1628-1629 гг., К. м. владел землями в округе на 5 верст, «да того ж монастыря угодья, рыбных ловел на Клименском острове в Онеге озере, да в леших озерка: в озерке Сусалге, в озерке в Естьнуском, в озерке в Рогмо наволоке, да в Черги», причем ловли не облагались оброком. На Онежском озере К. м. имел монастырский двор. Всего обитель владела 3 деревнями (Конда, Осиповщина и Рокса) с 5 монастырскими дворами, пустошью, 37 четями пахотной земли, сенокосом, 2-колесной мельницей с двором в устье р. Яндомы (Описание Клименецкого Николаевского мон-ря на Онежском озере, 1628-1629 гг. // РИБ. Т. 2. № 169. С. 683-686).
В 1639 г. царь Михаил Феодорович предписал новгородскому воеводе выдавать из дворцовых новгородских доходов на 19 насельников ругу по 5 р. 29 алтын 2 деньги, хлеба по 28 четвертей. Среди вкладчиков XVII в. известны настоятели К. м. игумены Киприан, Варлаам, Иоасаф (1643), игумены Вяжищского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря Иосиф (1645) и Илия (1647), Александрова Свирского монастыря Авраамий (1646), московский свящ. Иоанн Васильев (1640). Со времени основания обители до XVIII в. число вкладчиков составило 654 чел. Несмотря на тяжбы, большая часть средств была получена от жителей соседних деревень. Из Сенной Губы зафиксировано 250 вкладчиков, из дер. Конда - 55, из Кижей - 107.
К 1699 г. среди владений К. м упомянуты: деревни Рокса и Осиповщина, угодья Кондонаволок, Берёзовая Сельга, Кужев Тереб, рыбные ловли на озерах Сусанио и Ястынское, а также 2 мельницы. Согласно ведомостям 1720 и 1722 гг., мон-рь владел 16 четвертями пахотной земли, на к-рой высевались рожь и овес, 2 мельницами, рыбными ловлями на р. Онеге и в Онежской губе; денежная и хлебная руга поступала «очень неисправно». К 1764 г. в «селеньях того монастыря», Неминой Губе и Роксе, находились дворы с жилыми избами, амбарами и банями. В устье р. Яндомы имелась мельница (цит. по: Кожевникова. 2009. С. 78, 84). К 1887 г. К. м. владел пахотной (ок. 15 дес.), сенокосной (10 дес.) и др. землями, рыбными ловлями, в нач. XX в.- 234 кв. дес. земли (в т. ч. ок. 38 дес. пахотной, 31 дес. 100 кв. саж. сенокосной, 161 дес. дровяного и строевого леса), рыбными ловлями. Обитель имела капитал в 13,6 тыс. р.
В 1-й пол. XVIII в. к К. м. был приписан Машеозерский Илиинский муж. мон-рь (в 22 верстах от Петрозаводска), основанный в 1563 (?) г. иером. Иоасафом, бывш. настоятелем Александрова Свирского мон-ря. В обители на острове Машеозера (Машезера) стояли деревянные шатровый храм св. Илии Пророка и теплая трапезная ц. свт. Василия Великого, кельи. Ок. 1726 г. к К. м. была приписана Соломенская Петропавловская пуст. (в 5 верстах от Петрозаводска), основанная во 2-й пол. XVI в. старцем Кассианом. В пустыни имелись трапезная ц. апостолов Петра и Павла, колокольня, кельи; впосл. возведены каменные Петропавловский храм с приделами прор. Илии и св. пророчицы Анны (1795-1798) и ц. в честь Сретения Господня с приделами в честь Успения Пресв. Богородицы и св. равноапостольных Константина и Елены (1795-1780). Вероятно, в 30-х гг. XVIII в. к К. м. была приписана Яшезерская Благовещенская пуст. (в 22 верстах от Петрозаводска; близ совр. пос. Ладва, Карелия), основанная не позднее 1579 г. прп. Ионой Яшезерским. В обители находились деревянные холодная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца и Преображения Господня, колокольня, кельи; в 1852-1855 гг. был сооружен каменный Преображенский храм.
2 июня 1906 г. указом Синода К. м. был преобразован в женский. Основной благотворительницей обители стала вдова ген.-майора Н. К. Бубнова, положившая в государственный банк 10 тыс. р. на содержание монастырского причта. Обитель возглавляли игумении Христина (1907-1909), Евгения (1909-1913), Маркеллина (1913-1915), Маргарита (1916-1918). В первую мировую войну сестры сотрудничали со Всероссийским союзом помощи больным и раненым воинам. В 1920 г. постройки К. м. были переданы местному совхозу, при к-ром действовала летняя детская трудовая колония. Вскоре в бывш. монастырских помещениях разместили дом инвалидов (закрыт в 1950), пионерский лагерь, а ц. св. праведных Захарии и Елисаветы использовалась как общежитие. До 1924 г. совершались богослужения в небольшой деревянной Ионинской ц. (1905), затем в ней устроили столовую дома инвалидов. В 1929 г. территорию К. м. покинули последние монахини. В сент. 1945 г. бывш. обитель посетили архитекторы А. Н. Буйнов и И. К. Рыбченко. Впосл. они включили монастырский каменный храм в «Список церквей и часовен, памятников архитектуры, состоящих на учете Управления по делам архитектуры при Совете министров КФССР». Сразу по окончании войны были разобраны каменные колокольня, ограда и башня-келья. К июлю 2014 г. сохранилось руинированное здание храма с фрагментами фресок, под спудом к-рого почивают мощи преподобного.