[лат. Kilianus, Chilianus; нем. Kilian] († 689?), мч. (пам. зап. 8 июля), почитается как христ. просветитель обл. Франкония и св. покровитель города и католического еп-ства Вюрцбург (Германия).
Основные сведения о К. содержатся в 2 Мученичествах - кратком (BHL, N 4660) и пространном (BHL, N 4661). Датировка краткого Мученичества (изд.: Passio Kiliani martyris Wirziburgensis // MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 722-728) остается предметом дискуссии. Согласно В. Левизону и А. Вендехорсту, оно было составлено ок. 840 г. (Ibid. P. 713; Wendehorst. 1982. S. 320-322), по мнению Ф. Эммериха и А. Бигельмайра - после открытия мощей К. в 752 г. (Emmerich. 1896; Bigelmair. 1952), с т. зр. Й. Динеманна - после перенесения мощей святого в 788 г. (Dienemann. 1955. S. 111-113). Х. В. Гётц предложил датировать краткое Мученичество рубежом VIII и IX вв. (Goetz H.-W. Die Viten des hl. Kilian // Kilian: Mönch aus Irland. Münch., 1989. S. 287-288; об аргументах в пользу ранней датировки также см.: Sprandel. 1992). Самая ранняя рукопись краткого Мученичества относится к кон. IX в. (St. Gallen Stiftsbibliothek. 566. P. 212-219). Пространное Мученичество К. составлено, вероятно, во 2-й пол. IX в. (напр.: Schäferdiek. 1994. S. 315-316; изд.: Passio maior S. Kyliani et sociorum eius // Emmerich. 1896. S. 11-25).
По мнению большинства исследователей, основой для краткого Мученичества К. послужило предание о христ. проповедниках, убитых в Вюрцбурге по указанию франк. дукса (наместника) Гоцберта (Гозберта). К ранней устной традиции могли восходить имена проповедников и данные об их ирл. происхождении (этими сведениями ограничивается краткая заметка о К. в Мартирологе Рабана Мавра (40-е гг. IX в.) - St. Gallen Stiftsbibliothek. 457. P. 88-89). Агиограф также мог использовать предания о хранившихся в Вюрцбурге реликвиях (рукопись Евангелия и др.), к-рые связывались с памятью о мучениках (Schäferdiek. 1994). В кратком Мученичестве заметно влияние франк. агиографии и церковно-политических реалий VIII в. К. представлен как апостол вост. франков (в пространном Мученичестве - «тевтонской Франкии»), 1-м проповедовавший христианство во франк. Тюрингии, предшественник св. Бонифация (Винфрида). Сведения о путешествии К. в Рим скорее всего вымышлены с целью уподобить его деятельность миссии св. Бонифация, к-рая велась при поддержке Папского престола. Дукс и население Вюрцбурга представлены в Мученичестве язычниками, что вряд ли справедливо для Тюрингии эпохи поздних Меровингов, несмотря на отсутствие в этом регионе сложившейся церковной организации. Дукс Гоцберт показан в Мученичестве слабым правителем, косвенно виноватым в гибели К., за что его род (династию Хеденов) постигла Божия кара. Мотив убийства епископа-проповедника по воле злой женщины, восходящий к евангельскому повествованию о гибели св. Иоанна Крестителя, содержится также в Житии св. Корбиниана, составленном Арбеоном Фрайзингским († 783) (св. Корбиниан заставил баварского дукса Гримоальда развестись со вдовой брата Бильтрудой, которая затем попыталась организовать убийство епископа). Житие св. Корбиниана послужило основным лит. образцом для краткого Мученичества К. (напр.: Schäferdiek. 1994. S. 333-334, 339; Wood. 2001. P. 161, 167), среди др. образцов исследователи называли Житие св. Бонифация, написанное Виллибальдом (ок. 760) (BHL, N 1400), и раннее Житие св. Аманда (BHL, N 332).
Согласно краткому Мученичеству, живший в Ирландии еп. Киллена, также именовавшийся Килиан, покинул родину, чтобы странствовать ради Христа. Его сопровождали пресвитеры Колонат, Галлон и Арнувал, диак. Тотнан и еще 7 чел. Они пришли на земли восточных франков, в крепость Вюрцбург, где у власти был дукс Гоцберт, сын Хетана Старшего, сына Хруоды. Правитель и жители области не знали истинного Бога и поклонялись идолам. К. решил посетить папу Римского Иоанна V (685-686) и получить его разрешение на проповедь язычникам. Прибыв в Рим, миссионеры обнаружили, что Папский престол после смерти Иоанна V занял Конон (686-687). Выслушав просьбу К., понтифик разрешил ему и его спутникам проповедовать христианство и учить народ (licentiam et potestatem praedicandi et docendi). На обратном пути проповедники расстались; с К. в Вюрцбург вернулись только пресв. Колонат и диак. Тотнан (в пространном Мученичестве - Коломанн и Тотманн). Дукс Гоцберт, выслушав миссионеров, уверовал во Христа и принял крещение со всеми подданными. Спустя некоторое время К. стал уговаривать правителя оставить супругу Гейлану, вдову его брата, на к-рой, по языческому обычаю, был женат Гоцберт. Правитель согласился расторгнуть брак, противоречивший каноническим правилам, но недовольная таким поворотом дел Гейлана решила погубить К. Ночью, когда проповедники молились, посланный ею палач отрубил им головы. Тела К. и его спутников были похоронены тайно, в могилу положили принадлежавшие мученикам облачения, крест, Евангелие и ларец для Св. Даров (capsa). По преданию, место, где были погребены мученики, в любую погоду оставалось сухим, и через много лет их тела и вещи были обретены нетленными. Случайной свидетельницей убийства стала некая Бургунда, которая впосл. поведала об этом людям. Когда Гоцберт поинтересовался, где проповедники, Гейлана ответила, что не знает. Но палач, к-рый казнил мучеников, впал в буйное помешательство, выкрикивая, что его жжет огнем К. Собрав людей, Гоцберт стал выяснять, что произошло, и один из присутствующих по наущению Гейланы предложил дуксу освободить безумца и т. о. проверить всемогущество христианского Бога: если преступление останется безнаказанным, можно будет отречься от Христа и вернуться к поклонению языческой богине Диане. Когда безумца освободили, он стал корчиться в судорогах, скрежетать зубами и вскоре умер. Затем Гейланой овладел нечистый дух, и она до самой смерти страдала от помешательства; Гоцберта убили собственные слуги, а его сына Хетана отстранили от власти, и правящий род пресекся. Спустя годы на могиле мучеников стали совершаться чудесные исцеления, к ней стекались больные и страждущие. По благословению папы Римского Захарии (741-752) и при помощи св. Бонифация мощи святых были открыты 1-м Вюрцбургским еп. Бурхардом (742-753).
Пространное Мученичество К. отличается от краткого наличием пролога, риторическим стилем изложения (введены или расширены речи персонажей, добавлены цитаты из Свящ. Писания и аллюзии на него), уточнением нек-рых деталей (знатное происхождение К., его прилежность в учебе, отвержение им мирской учености ради следования за Христом, аскетические подвиги и др.). Согласно пространному Мученичеству, в Ирландии якобы была распространена пелагианская ересь и К. стремился встретиться с папой Римским, чтобы понтифик очистил его от возможных обвинений. В числе спутников К. названы св. Колумбан, к-рый на обратном пути из Рима остался в Италии, и св. Галл, поселившийся в Алеманнии. О приближении смерти К. предупредил ангел, тела мучеников похоронила Бургунда, тогда как Гейлана, чтобы скрыть могилу, велела построить на этом месте конюшню. Добавлено повествование о том, как св. Бонифаций узнал о подвиге мучеников и решил основать епископскую кафедру в месте, где они приняли смерть. Св. Гертруда († 659), скрываясь от отца, принуждавшего ее вступить в брак, прибыла в Германию и основала монастырь Пресв. Девы Марии в крепости Карлбург (в черте г. Карлштадт). Она оставила там пресв. Аталонга и диак. Бернарда. Пресв. Аталонг, сначала не веривший в святость К., получил подтверждение ее чудодейственной силы и сообщил об этом св. Бонифацию. Мученичество завершается рассказом о том, как св. Бурхард, назначенный св. Бонифацием на Вюрцбургскую кафедру, открыл мощи мучеников и выставил их для поклонения.
Возможно, в составлении пространного Мученичества К. принял участие ирл. книжник (известно о присутствии ирландцев в Вюрцбурге в VIII-IX вв.). На это указывает ошибочный перевод имени К., к-рое якобы связано с литургической чашей (ирл. cailech; по-видимому, автор полагал, что «верное» ирл. имя К.- Келлах). В действительности имя К. является латинизированной формой ирл. имени Киллене (Cilléne; в кратком Мученичестве - Killena). Ирл. эквиваленты имен Колоната (Коломанна) и Тотнана (Тотманна) не столь очевидны, вероятно Колман (Colmán; так в рукописи Иеронимова Мартиролога из Райхенау) и Доннан (Donnán).
К краткой и пространной редакциям Мученичества К. восходят более поздние агиографические тексты о святом: сказания в каролингских «исторических» мартирологах, гомилии XII в., метрическое Мученичество, составленное в сер. XIV в. Иоанном из Лаутербаха, богослужебные тексты из Вюрцбурга (изд.: Emmerich. 1896. S. 45-60) и др.
Возникновение и распространение почитания К. исследователи связывают с основанием в 742 г. епископской кафедры в Вюрцбурге и возведением на нее англосакса Бурхарда, помощника св. Бонифация. И в краткой и в пространной редакции Мученичества К. говорится об открытии и о перенесении мощей К., Колоната и Тотнана по инициативе Бурхарда. Об этом сообщается и в более поздних Житиях Бурхарда. В 1-м Житии (составлено скорее всего в связи с перенесением мощей еп. Бурхарда в 986) подчеркивается, что благодаря К. Вюрцбург стал 1-м в зарейнской Германии городом, просвещенным христ. учением и освященным кровью мучеников (Vita antiquior sancti Burchardi episcopi. 6 // Die Lebensbeschreibungen Bischof Burchards von Würzburg / Hrsg. D. Barlava. Hannover, 2005. S. 112-113. (MGH. Script. Rer. Germ.; 76)). Во 2-м Житии Бурхарда, составленном, вероятно, Эккехардом из Ауры († ок. 1125), об этом рассказывается более подробно: после обретения мощи 3 года хранились в жен. мон-ре на горе Мариенберг, затем были помещены в кафедральном соборе Спасителя (Vita posterior sancti Burchardi episcopi. II 6-7 // Ibid. S. 167-171). Перенесение мощей К., Колоната и Тотнана скорее всего состоялось 8 июля 752 г. (о дате события см.: Wendehorst A. Das Bistum Würzburg. B., 1962. Tl. 1: Die Bischofsreihe bis 1254. S. 22-23. (Germania Sacra. N. F.; 1)).
Самое раннее датированное упоминание о К. содержится в календаре Евангелиария Годескалька, где под 8 июля указана память «святых мучеников епископа Килиана с его товарищами» (Sanctorum martyrum Ciliani episcopi cum sociis suis - ркп.: Paris. lat. Nouv. acq. 1203. Fol. 123; изд.: Karls des Grossen Kalendarium und Ostertafel / Hrsg. F. Piper. B., 1858. S. 26). Евангелиарий был написан между 781 и 783 гг. в придворном скриптории в Ахене по указанию Карла Великого и его супруги Хильдегарды. Из герм. святых в календаре указаны только К. и Бонифаций (5 июня). Это дает основание полагать, что почитание К. пользовалось особым вниманием короля франков. В поминальной книге аббатства св. Петра в Зальцбурге, составление к-рой началось по указанию св. Виргилия († 784), упомянут «епископ Келлах», но его тождество с К. не установлено (Killach episcopus - MGH. Necrologia Germaniae. B., 1904. T. 2: Dioecesis Salisburgensis. P. 26). В грамотах из архива аббатства Санкт-Галлен, датированных 759 и 762 гг., упоминаются церковь и монастырь в честь исп. Килиана (Гиллиана), но скорее всего имеется в виду др. святой со схожим именем (Urkundenbuch der Abtei Sanct Gallen / Hrsg. H. Wartmann. Zürich, 1863. Tl. 1. N 24, 33).
Поминовение К. значится в некрологе, приложенном к вюрцбургской копии Мартиролога Беды Достопочтенного (ркп.: Würzburg. Universitätsbibl. M.p.th.f. 49, сер. IX в.), а также в календарях IX в. из Лорша (DA. 1897. Bd. 22. S. 764), Прюма, Райхенау, Санкт-Галлена, Фульды, Эссена и др. Краткая заметка о К. включена в Мартиролог Рабана Мавра (40-е гг. IX в.). Память святого указана в стихотворном Мартирологе, составленном до 850 г. Вандальбертом Прюмским (MGH. Poet. T. 2. P. 589), а также в редакции Иеронимова Мартиролога, представленной в рукописи из Райхенау (Zürich. Zentralbibliothek. Rh. hist. 28; IX в.; MartHieron. P. 88). Поминовение К. внесено в Мартиролог Узуарда (MartUsuard // PL. 124. Col. 237-238); имя святого значится в т. н. литании Людовика Немецкого (Лорш, ок. 850; Frankfurt am Main. Stadt- und Universitätsbibliothek. Barth. 179). В грамоте имп. Людовика Благочестивого от 2 апр. 822 г. кафедральный собор в Падерборне назван ц. Приснодевы Марии и К. (Böhmer. Reg. Imp. 1. Bd. 1. T. 1. N 753; PL. 104. Col. 1111), до наст. времени собор посвящен Деве Марии, святым Либорию и К.
В ирл. Мартирологе из Тамлахты (1-я пол. IX в.) под 8 июля указано поминовение «св. мученика Келиана, ирландца, с братьями Аэдом и Тадгом и Амармой, супругой царя Готского, убитых [или: убитого] начальником царского двора на ристалище царского дворца» (Sancti Celiani Scotti martiris cum suis fratribus Aed & Tadg et Amarma coniuge regis Gothorum truncati a preposito dommus regiae in ippodoronia palatii regii). Происхождение этой версии легенды о К. не находит убедительного объяснения. Под 23 окт. в Мартирологе указано поминовение «Килиана, сына Доднана; св. Колмана» (Cilliani meic Doidnain. Colmani sancti - The Martyrology of Tallaght / Ed. R. I. Best, H. J. Lawlor. L., 1931. P. 54, 83). По-видимому, это запись о памяти К., Колоната и Тотнана, искаженная и перемещенная на др. дату. Аббат Мариан Горман в составленном им метрическом Мартирологе (2-я пол. XII в.) указал под 8 июля память святых Келе Клереха (очевидно, К.), Аэда и Тадга (Félire Húi Gormáin: The Martyrology of Gorman / Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 132-133; см. также: [O'Clery M.] The Martyrology of Donegal: A Calendar of the Saints of Ireland / Ed. J. H. Todd, W. Reeves. Dublin, 1864. P. 190-191). (О поминовении К. в календарях и мартирологах IX-X вв. также см.: MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 712-713; Quentin. 1908. P. 18-23; MartRom. Comment. P. 276-277.)
Центром почитания К. оставался г. Вюрцбург. В описании Вюрцбургской марки, составленном посланником (missus) Эбурхардом предположительно в 779 г., говорится о «церковных владениях св. Килиана» (chirihsahha sancti Kilianes - Die kleineren althochdeutschen Sprachdenkmäler / Hrsg. E. von Steinmeyer. B., 1916. S. 116). Покорив Баварию, Карл Великий посетил Вюрцбург, где 8 июля 788 г. «отпраздновал перенесение святого мученика Килиана» (Annales Maximiani // MGH. SS. T. 13. P. 21). Рождество 793 г. король франков также провел в Вюрцбурге «у святого Килиана» (Annales Regni Francorum inde ab a. 741 usque ad a. 829 / Ed. F. Kurze. Hannover, 1895. P. 94-95. (MGH. Script. Rer. Germ.; 6); Annales Mosellani a. 704-797 // MGH. SS. T. 16. P. 498).
Мощи К. хранились в кафедральном соборе, построенном скорее всего при еп. Беровельфе (768/9-800). О базилике Спасителя и о почивавших в ней останках мучеников говорится в грамотах Карла Великого (подложная датирована 788 г.: MGH. Dipl. Kar. T. 1. N 246; подлинный документ 807 г.: Ibid. N 206) и в дарственной Амальбирги храму Спасителя (800; см.: Johanek P. Die Gründung von St. Stephan und Neumünster und das ältere Würzburger Urkundenwesen // Mainfränkisches Jb. f. Geschichte u. Kunst. Würzburg, 1979. Bd. 31. S. 33-34). В июне 855 г. собор загорелся от удара молнии, но клирики успели вынести из храма мощи К. и др. ценности. В том же году в день памяти К. остатки сгоревшего собора были разрушены бурей (Annales Fuldenses sive Annales Regni Francorum Orientalis / Ed. F. Kurze. Hannover, 1891. P. 45. (MGH. Script. Rer. Germ.; 7)). Еп. Арн (855-892) восстановил кафедральный собор на новом месте и поместил в храме мощи мученика. К нач. XI в. собор именовался не только в честь Спасителя, но и в честь К., Колоната и Тотнана (Wendehorst A. Dis Bistum Würzburg. B., 1962. Tl. 1. S. 86-87). При еп. Бруно (1034-1045) на его месте началось строительство одного из крупнейших в Германии романских храмов, образцом для к-рого послужил собор в Шпайере (3-нефная базилика с трансептом и криптой под хором, зап. фасад и алтарная часть фланкированы 4 башнями). Строительные работы были завершены при еп. Адальбероне (1045-1090), но впосл. собор перестраивался и приобрел окончательный вид лишь к сер. XIII в. Наиболее существенные работы по реконструкции храма проводились в нач. XVIII в. (барочное оформление интерьера) и в 1879-1895 гг. (неороманский фасад). Собор был сильно разрушен в марте 1945 г., полностью утрачено внутреннее убранство. Восстановление храма завершено в 1967 г. В главном алтаре собора находится реликварий с главами К., Колоната и Тотнана. До 1803 г. в б-ке соборного капитула хранился т. н. Евангелиарий Килиана, выполненный в Галлии в VI-VII вв. (Würzburg. Universitätsbibliothek. M.p.th.q. 1a).
На месте 1-го собора, разрушенного в 855 г., был воздвигнут т. н. Новый мон-рь (Ноймюнстер), с XI в.- коллегиальная церковь. По средневек. преданию, храм находился либо на месте гибели мучеников, либо на месте их первоначального захоронения. Церковь в романском стиле была построена после основания капитула при еп. Адальбероне (перестроена в стиле барокко на рубеже XVII и XVIII вв. (зап. фасад, купол, оформление интерьера), пострадала от бомбежки 16 марта 1945, восстановлена к 1950). В XII в. храм был посвящен К., позднее - ап. Иоанну, т. к. в честь К. был назван расположенный поблизости кафедральный собор (Wendehorst. 1989. S. 47-48). В крипте храма находилась гробница с мощами К., Колоната и Тотнана и каменный саркофаг, в к-ром, по преданию, некогда почивали останки К. Особым почитанием пользовался колодец, водой из к-рого святой, по легенде, крестил дукса Гоцберта.
В средние века К. почитался как покровитель еп-ства Вюрцбург и церковного княжества Вюрцбургских епископов, изображение мученика помещали на печатях (напр., на городской печати Вюрцбурга 1319 г.), монетах и знаменах. В наст. время К. считается также покровителем исторической обл. Франкония и г. Хайльбронн. Память святого указана в Римском Мартирологе, поминовение совершается в архиеп-стве Падерборн (25 марта - перенесение мощей К.), еп-стве Фульда и др. католич. диоцезах Германии и Австрии, в т. ч. в еп-стве Эрфурт, покровителем к-рого считается К. (вместе со св. Бонифацием и со св. Елизаветой Тюрингской).
Почитание К. существует также в Ирландии. Считается, что он род. в сел. Мулла (графство Каван), где сохранились руины церкви и источник св. Келлаха. Сведения об отождествлении св. Келлаха и К. восходят к 1715 г., в нач. XIX в. засвидетельствован обычай отмечать храмовый праздник 8 июля. В XIX в. почитание К. получило распространение в Ирландии, во имя святого было освящено неск. католич. храмов (O'Hanlon. [1872]. P. 140-141; Ó Fiaich. 1989. P. 65-68).
Ранняя иконография К. представлена циклом миниатюр в рукописи Мученичеств Киприана и Маргариты, выполненной в Фульде в посл. четв. X в. (Hannover. Niedersächsische Landesbibliothek. Ms. I 189). Наиболее известны изображения святого в епископском облачении с посохом в левой руке и мечом (орудие мученичества) в правой (резной заалтарный образ работы Х. Зейфера в ц. св. Килиана в Хайльбронне (1498); бюсты К., Колоната и Тотнана работы Т. Рименшнайдера (ок. 1460-1531) в ц. Ноймюнстер в Вюрцбурге (оригиналы утрачены в 1945)).