[греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολη Κεφαλληνίας], епархия Элладской Православной Церкви на самом большом из Ионических о-вов - Кефалиния (Кефалония).
Обнаруженные археологами кремниевые орудия труда относятся к эпохе палеолита, гробница в сел. Коколата датируется 1750 г. до Р. Х., а древнейшие поселения на острове прослеживаются с эпохи мезолита. Микенские захоронения выявлены в селениях Мазараката, Маврата, Метаксата, Лакитра, Диаката и Кондойенада. В 1991 г. на окраине дер. Дзаната была найдена королевская гробница-толос микенского периода (ок. 1400 г. до Р. Х.). Некоторые исследователи отождествляют упоминаемую Гомером Итаку с Кефалинией. Согласно Фукидиду, на острове с V в. до Р. Х. существовало 4 города-государства - Сама (близ совр. Сами), Пала, Крании, Пронны (Thuc. Hist. II 30. 2). В 187 г. до Р. Х. Кефалинию завоевали римляне, но вскоре жители Самы подняли антиримское восстание, после подавления которого город был разрушен и все жители проданы в рабство. В римский период достиг расцвета г. Панорм (ныне Фискардо), упоминаемый еще Геродотом (Herod. Hist. I 158). Его раскопки начались в 2006 г. (обнаружены театр, термы с мозаичными полами, водопровод, комплекс богатых захоронений). В поздней античности Кефалиния входила в состав пров. Ахайя.
Согласно гипотезе Х. Варнеке, поддержанной многими исследователями, о-в Мелит, где произошло крушение корабля, на котором ап. Павла везли в Рим (Деян 28. 1), следует отождествлять не с Мальтой, а с Кефалинией. Предполагают, что апостол вышел на берег в бухте Айос-Состис. Рядом, в сел. Песада, находятся руины раннехристианской базилики (встроены в здание ц. Евангелистрии 1839 г.) и 2 церкви во имя ап. Павла - поствизантийская и построенная в 1996-1999 гг. В XIX в. в память спасения апостола совершался крестный ход на лодках из бухты Айос-Состис к островку Диас.
Из «Строматов» Климента Александрийского известно, что в нач. II в. по Р. Х. на острове проповедовал гностическое христианство философ-неоплатоник Епифан из Александрии, мать к-рого была родом с Кефалинии (Clem. Alex. Strom. III 2. 5-9). Язычники, восхищенные его мудростью, провозгласили скончавшегося на Кефалинии Епифана богом и построили в его честь храм. Сщмч. Еразм, пострадавший в правление имп. Диоклетиана, проповедовал на Кефалинии по пути из Антиохии в Сингидун (ныне Белград). По местному преданию, в правление имп. Констанция II (337-361) на Кефалинию с Сицилии приплыли св. воины Григорий, Феодор и Лев, решившие удалиться от мира, чтобы не впасть в арианскую ересь. Они подвизались близ совр. Сами, на этом месте впоследствии возник монастырь Агион-Фанентон. Во времена латинского владычества чудотворные мощи этих святых были обретены и увезены в Венецию, а в 2010 г. торжественно возвращены на остров. В местности Хтурия близ Фискардо находятся руины большой 3-нефной базилики VI или VII в. Фундаменты др. раннехристианского храма обнаружены в Миабели близ Скалы.
Согласно Тактикону имп. Льва III Исавра (717-741), на Кефалинии находилась кафедра митрополии, включавшей кроме этого острова Керкиру, Закинф, Эгину, города Монемвасию и Тризину на Пелопоннесе, а также города Порфм и Орей на Эвбее (Darrouzès. Notitiae. Р. 233, 245. N 3). При имп. Льве VI Мудром (886-912) Кефалинийская епархия была подчинена Коринфской митрополии (Ibid. Р. 282, 302, 323, 361, 420. N 7, 9-10, 13, 21).
Некоторые исследователи отождествляли участвовавшего во Вселенском IV Соборе (451) Ноя, еп. Кифы (Κηφᾶ καστέλλου, Κηφᾶ - ACO II. Vol. 1. Pt. 2. P. 6, 33, 40, 134, 145), с епископом Кефалинии (᾿Αβούρης. 1965. Σ. 532), однако в наст. время установлено, что епископия г. Кифа (ныне Хасанкейф) относилась к Антиохийскому Патриархату (Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 840). Участником Вселенского VII Собора (787) был местоблюститель Кефалинийской кафедры пресв. Георгий или Григорий (Mansi. T. 13. Col. 392). Первый известный по имени Кефалинийский епископ - Антоний упоминается в 879 г. (Idem. T. 17/18. Col. 376).
Между 687 и 695 гг. Кефалиния вошла в фему Эллада. Примерно в VIII в. столица Кефалинии была перенесена в крепость Агиос-Георгиос, расположенную в центре острова. В сер. VIII в. была образована Кефалинийская фема, в которую входили Ионические о-ва и первоначально также Апулия. Кефалиния имела тесные связи с Сицилией и Юж. Италией и была форпостом сопротивления арабам в Ионическом м.
В 1085 г. норманны во главе с Робертом Гвискаром безуспешно осаждали главный город Кефалинии, в 1103 г. остров был разграблен флотом епископа Пизанского, в 1126 г.- венецианцами, в 1147 г.- сицилийским кор. Рожером II. В 1185 г., после захвата острова сицилийским кор. Вильгельмом II Добрым, было создано графство-палатинат Кефалинии и Закинфа, 1-м правителем к-рого стал адмирал Маргарит из Бриндизи, в 1195-1325 гг. у власти были представители знатного римского рода Орсини, в 1325-1357 гг.- Анжуйской династии, в 1357-1479 гг.- беневентского рода Токко. Сначала графы Кефалинии и Закинфа были вассалами Сицилийского королевства, с 1209 г.- Венецианской республики, с 1236 г.- Ахейского княжества, с 1288 г.- Неаполитанского королевства.
В 1207 г. православная епископия на Кефалинии была упразднена и учреждена латинская епископия с кафедрой в крепости Агиос-Георгиос. Она подчинялась лат. архиепископу Коринфа. В 1222 г. к Кефалинийской епархии была присоединена Закинфская. Православную паству возглавлял протопресвитер, которого рукополагал греч. епископ Лефкады, а его избрание одобряли латинский епископ и правитель Кефалинии. Граф Кефалинии и Закинфа Иоанн I Орсини (1303-1317), женившийся на Марии, дочери эпирского деспота Никифора I, получил в качестве приданого Лефкаду. Их сын Николай (1317-1323), узурпировавший благодаря своему родству юж. часть Эпира, признал сюзеренитет визант. имп. Андроника II Палеолога, женился на его внучке Анне (дочери Михаила IX Палеолога) и принял Православие. Его брат Иоанн II (1323-1335), также православный и вассал Византии, в 1325 г. был изгнан с Кефалинии правителем Ахайи Иоанном, графом Гравины (сыном неаполитанского кор. Карла II Анжуйского), который подчинил графство Кефалинии и Закинфа Ахейскому княжеству. Иоанн, граф Гравины, назначил губернатором Кефалинии Вильгельма II Токко (1328-1335), женившегося на Маргарите Орсини, сестре Николая и Иоанна II. В 1336-1357 гг. титул графа Кефалинийского и Закинфского носил член неаполитанского королевского дома Роберт Тарантский. В 1357 г. он пожаловал графство Кефалинии и Закинфа сыну Вильгельма II Токко Леонардо I. Упоминаемый в 1362 г. в источниках Кефалинийский еп. Иоанн, видимо, являлся титулярным архиереем. В 1452 г. (по др. сведениям, в 1449) граф Кефалинии и Закинфа Леонардо III Токко объявил о восстановлении на островах правосл. епископии (подчиненной Коринфскому митрополиту), что было подтверждено в 1463 г., когда на кафедру был поставлен известный своей ученостью Герасим (Ловердос) с титулом епископа Кефалинийского, Закинфского, Итакского и Строфадского. Он скончался в 1519 г. в возрасте 120 лет. Кафедра лат. епископа была перенесена в Закинф. Еп. Герасим, а затем его сын Афанасий и внук Софроний управляли епархией из своего родного с. Кондойенада. В 1545 г. паства просила перенести епископскую резиденцию в крепость Агиос-Георгиос. Хотя эта просьба была одобрена венецианским сенатом, до кон. XVI в. епископы не жили в крепости.
В 1479 г. Кефалинию захватили турки, но в 1500 г. она была отвоевана Венецией. По сравнению с Керкирой число католиков на Кефалинии было невелико, а после османского завоевания они покинули остров. Владения латинской епископии перешли к православной, но после 1500 г. были возвращены католикам. Правосл. Кефалинийская и Закинфская епископия не была подчинена латинской, а существовала параллельно (напр., папская булла 1519 г. запрещала католическому клиру вмешиваться в дела православных). На веротерпимость указывает ряд документов, напр. завещаний, составители которых делали вклады как в католические, так и в православные храмы. Протопресвитеры, упоминаемые в источниках с 20-х гг. XVI в., не обладали столь широкими полномочиями по сравнению с протопресвитерами на Керкире и Закинфе.
После перехода под власть Венеции разоренные и обезлюдевшие от пиратских набегов Ионические о-ва были заселены греками с Пелопоннеса (в 1499-1500 - из Модона (Метони) и Корона, в 1540-1543 - из Нафплиона и Монемвасии), Крита, албанцами и выходцами из государств Апеннинского п-ова. Управление Кефалинией осуществлял венецианский наместник (проведитор) и 2 его советника при участии Совета, включавшего помимо членов местных знатных фамилий ремесленников и земледельцев. Это связано с поздним социальным расслоением на Кефалинии, с отсутствием значительного числа знати, сформировавшегося сословия горожан и четкого разделения на сельское и городское население. Недостаточное число жителей итал. происхождения и греч. знати, которые бы отождествляли свои интересы с интересами венецианцев, сказалось на функциях Совета, не обладавшего в XVI в. такими же правами, как Советы на Керкире и Закинфе. Если на Керкире в этот период общество делилось на сословия благородных (nobili), горожан (cittadini), простолюдинов (populani, populari) и крестьян (villani, contadini), то на Кефалинии до XVII в. для обозначения основных категорий населения использовались термины «жители» (habitanti) и «первенствующие» (primi, primari). Cittadini впервые упоминаются в 1543 г., в то время на острове их было не более 12 чел.
В 1555 г. на Кефалинию прибыл прп. Герасим Кефалинийский, впоследствии ставший самым известным из местных святых и покровителем острова. Сначала он подвизался в пещере в местности Ласи, а в 1560/61 г. переселился в местность Омала, где основал монастырь Нов. Иерусалим (ныне Герасима Кефалинийского монастырь).
В период венецианского господства клир Кефалинии монополизировал право избрания архиерея для 4 островов; представители Закинфа не участвовали в выборах и не могли выдвигать свою кандидатуру, что породило церковные смуты. Когда в 1557 г. Коринфский митрополит назначил епископом уроженца Закинфа Пахомия (Макриса), кефалинийцы обратились с жалобой к венецианскому сенату, который подтвердил привилегии кефалинийского клира. В 1578 г. кафедральным собором стала ц. Евангелистрии в крепости Агиос-Георгиос. Раздоры между 2 островами снова вспыхнули в 1580 г. и продолжались полвека. Кефалинийский и Закинфский епископ пожаловался венецианским властям на вмешательство в церковные дела свт. Дионисия Закинфского, поставленного в 1579 г. К-польским патриархом Иеремией II хорепископом на Закинф (тот совершал рукоположения на острове). В 1581 г. правитель Венеции Николай Дапонте издал указ, запрещающий свт. Дионисию всякую деятельность на территории, относящейся к юрисдикции епископа Кефалинийского и Закинфского.
Нек-рое время епископы Кефалинийские и Закинфские окормляли паству упраздненных православных епархий на островах Крит и Китира (в т. ч. совершали рукоположения диаконов и иереев) до восстановления Кифирской епископии в 1572 г. и Кисамской в 1590 г.
В 1593 г. была составлена особая книга, включавшая семьи, представители к-рых имели право участвовать в Совете. Однако попытка реформировать этот орган (число его членов достигло 450 чел.) и создать Совет из 180 чел. не увенчалась успехом. Из списков членов Совета 1593 г. видно, что в их числе не было священников, но при этом в него входили сыновья священников.
В 1628 г., при Никодиме II (Метаксасе) (1628-1646), друге патриарха Кирилла I Лукариса, Кефалинийская и Закинфская епископия была возведена в ранг архиепископии и прекратила подчиняться Коринфской митрополии. К кружку ученых, собравшихся вокруг Кирилла Лукариса, относился выдающийся аристотелик Феофил Коридаллевс (ок. 1574-1646), преподававший в 1619-1621 гг. на Кефалинии. Архиеп. Никодим II основал на острове 1-ю типографию, что неоднократно давало его противникам повод для доносов. Жители Закинфа были недовольны удалением его предшественника закинфийца Парфения (Доксараса), в 1630 г. за неподчинение Никодим отлучил их от Церкви. Обе стороны отправили прошения в сенат Венеции, который отверг жалобы закинфийцев, но распорядился отменить наложенное на них отлучение. В 1639 г. сенат Венеции детально определил полномочия Кефалинийского и Закинфского архиепископа, запретив впредь совмещение этой должности с хорепископским саном.
В 60-х гг. XVII в. Кефалинийская и Закинфская епархия была подчинена Филадельфийскому митрополиту, кафедра которого находилась в Венеции. В 1667 г. на Кефалинии, по сообщению еп. Джузеппе Марии Себастиани, насчитывалось 400 православных церквей и 9 монастырей с многочисленной братией. После турецкого завоевания Крита (1669) на Ионические о-ва, в т. ч. на Кефалинию, прибыли тысячи беженцев, среди них были интеллектуалы и художники критской школы.
При Тимофее (Типалдосе-Харитатосе) (1684-1718) кафедра лат. епископа была перенесена с Кефалинии на Закинф.
Уроженцами Кефалинии были братья Иоанникий и Софроний Лихуды, преподававшие в Москве (см. в ст. Славяно-греко-латинская академия). Кефалиниец Афанасий Скиада, преемник Софрония Лихуда на посту профессора, составил описания греч. и слав. рукописей Синодальных б-ки и типографии. В правление имп. Петра I на рус. службе были и др. греки-кефалинийцы: Иаков Пиларинос или Пелярино (главный врач Петра I), Герасим Фока (духовник Петра I), Георгий Поликала (лейб-медик имп. Екатерины I).
С Кефалинии также происходили писатель и проповедник Илия (Миньятис) (1669-1714), еп. Керницкий и Калавритский, философы и богословы Викентий Дамодос (1700-1752) и его родственник и ученик Антоний Мосхопулос (1728-1788), а также к-польский иерокирикс Николай Мавроидис (1708-1788), составивший сборник апологетических и полемических проповедей на Великий пост.
С 1718 г. к избранию архиепископа стали допускаться кандидаты с Закинфа, с тем чтобы каждый 3-й архиерей был родом с этого острова, но эта очередность не соблюдалась. В 1777 г. на Кефалинии проповедовал равноап. Косма Этолийский. Кефалинийцы приняли его с большим уважением, тогда как с Закинфа проповедника прогнали. Во 2-й пол. XVIII в. архиепископская резиденция была перенесена в Аргостолион, ставший столицей острова с 1757 г. В 1751 и 1784-1785 гг. был реформирован Совет, в т. ч. значительно сокращено число его членов (150, затем 80) и запрещено участие ремесленников и земледельцев.
Когда в июле 1797 г. на острове высадились франц. войска, местные жители встретили их с энтузиазмом. Архиеп. Иоанникий (Аннинос) благословил дерево свободы, «Золотая книга» со списками знатных семей, обладавших привилегиями, была брошена в огонь, кефалинийские якобинцы даже предполагали восстановление культа древнегреческих богов. Был образован департамент Итаки, в к-рый вошли острова Кефалиния, Лефкада, Итака и города материковой Греции - Превеза и Воница. Однако усиление налогового гнета и дурное обращение вскоре вызвали разочарование у местных жителей. Когда в окт. 1798 г. к острову прибыл российский и турецкий флот под командованием вице-адмирала Феодора Ушакова, кефалинийцы подняли восстание против французов. На Ионических о-вах была провозглашена автономная Республика Семи Соединённых Островов под двойным протекторатом - России и Турции (1799-1807). В 1799 г. архиеп. Иоанникий (Аннинос) (1787-1817) получил титул митрополита от К-польского патриарха Неофита VII, а Закинфская епархия была отделена от Кефалинийской. В 1803 г. правосл. вероисповедание было провозглашено господствующим на острове. По Тильзитскому миру Кефалиния снова перешла под франц. контроль (1807-1809), в 1809 г. она была занята англ. флотом, и в 1815-1864 гг. Ионические о-ва оставались под протекторатом Великобритании.
Конституция 1817 г. закрепляла главенствующее положение на островах правосл. Церкви. Англиканская Церковь, которая в этом документе также названа православной, имела привилегированный статус. В Ионической республике учреждалась «Ионическая Церковь», состоявшая из 7 митрополий (каждый остров имел собственного митрополита), номинальным главой являлся архиепископ - 1 из 7 митрополитов, назначаемый на этот пост на 5 лет и одновременно становившийся членом сената. Избрание архиереев утверждалось англ. администрацией, а затем одобрялось К-польским патриархом. Однако порядок избрания митрополитов был регламентирован только в 1833 г., до этого они назначались верховным комиссаром.
После смерти митр. Иоанникия кафедра неск. лет оставалась вдовствующей, англ. власти назначили местоблюстителем сначала закинфского протопр. Георгия (Гарзониса) (1817), а затем Агафангела (Типалдоса-Козакиса), бывш. еп. Триполи Сирийского (1817-1821). Агафангел был отстранен от должности из-за своих симпатий к Греческой национально-освободительной революции (1821-1829). Верховный комиссар Т. Мейтленд без выборов назначил митрополитом Парфения (Макриса или Пасумакаса) (1821-1842).
Согласно закону 1833 г., кандидатуру митрополита, выдвинутую собранием духовенства острова, утверждали сначала верховный комиссар с сенатом, а затем К-польский патриарх. Если кандидатура отклонялась, то ее место занимал следующий по количеству набранных голосов претендент. Так, в 1842 г., во время архиерейских выборов, большинство голосов получил Константин (Типалдос-Иаковатос), но из-за его нелояльности к англичанам и выступлений против браков между родственниками сенат утвердил другого кандидата - Спиридона (Кондомихалоса). Тот отлучил от Церкви одного из руководителей антиангл. восстания 1849 г.- иерея Григория Запандиса-Нодароса, а также писателя-сатирика А. Ласкаратоса за его антицерковное соч. «Кефалонийские таинства». Всего за годы архиерейства этим митрополитом было наложено беспрецедентно большое число отлучений - 157 (из них 79 случаев касались краж, 43 - убийств, 6 - разбоя, 8 - причинения материального ущерба, 6 - поджогов, 3 - телесных повреждений, по 1 - незаконного брака, блуда, совращения малолетних, пропажи человека, 4 - кражи животных, 2 - убийства животных). После воссоединения в 1864 г. Ионических о-вов с Грецией митр. Спиридон в течение 3 лет сопротивлялся подчинению своей епархии Элладской Православной Церкви.
Из кефалинийских церковных писателей и проповедников XIX в. наиболее известны Герасим (Соломос), иеродидаскал Евсевий (Панас) и Константин (Типалдос-Иаковатос).
В 1928 г. на Кефалинии насчитывалось 110 церквей и проживали 66 тыс. верующих.
Во время второй мировой войны Кефалиния сначала была захвачена итальянцами, а в 1943 г.- немцами. В 1953 г. остров пострадал от сильного землетрясения. Были разрушены мн. церкви визант. эпохи и более поздние сооружения, в т. ч. кафедральный собор Спасителя в Аргостолионе (Аргостоли). Новый собор Евангелистрии (в честь Вознесения Господня) был построен в 1957 г. Иконостас для этого храма перенесли из ц. Пресв. Богородицы «ту Фусату», часть его икон была написана знаменитым худож. Теодоросом Пулакисом.
5 дек. 1979 г. 3 тыс. верующих оцепили митрополичью резиденцию, требуя удаления с кафедры митр. Прокопия (Менутиса), который отделил от мощей прп. Герасима Кефалинийского часть руки и передал ее в дар богатой семье судовладельцев. Митр. Прокопий покинул остров и предпринял попытку вернуться только спустя полтора года. 7 тыс. чел. собрались в аэропорту, чтобы воспрепятствовать возвращению митрополита. В 1983 г. под давлением Афинского архиепископа и Синода Прокопий (Менутис) был вынужден подать в отставку.
Возглавляющий в настоящее время епархию митр. Спиридон (Калафатакис) приложил усилия к восстановлению монастырских построек и открыл церковный музей в монастыре Андрея апостола Милапидиас. В К. м. организованы кассы помощи бедным, в т. ч. фонд «Святой Герасим», действуют 2 дома престарелых в Аргостоли и приют для бедных в Ликсури.
В 2013 г. в епархии насчитывается 87 приходских храмов и 3 кладбищенские церкви (Δίπτυχα. 2013. Σ. 632).
Мон-рь прп. Герасима Кефалинийского имеет 2 подворья: пещеру св. Герасима в Ласи близ Аргостоли, где первоначально был его аскитирий, и мон-рь св. Параскевы и прп. Анфима Кефалинийского (Астипалейского) в сел. Лепеда (основан в 1687 как мужской, разрушен землетрясением, в 1769 восстановлен и преобразован в жен. мон-рь прп. Анфимом (Куруклисом), подвизавшимся и скончавшимся в нем; святыня - чудотворная икона св. Параскевы). Мон-рь Пресв. Богородицы (Палеохерсу) близ сел. Дефераната (основан ок. 1600) является подворьем мон-ря Пресв. Богородицы (Фематон), а мон-рь Благовещения Пресв. Богородицы (Евангелистрии) на островке Вардиани - подворьем мон-ря Пресв. Богородицы (Коронату) (время основания неизв., возможно, существовал уже в XII-XIII вв., восстанавливался после землетрясений в 1469, 1560 и 1658, разрушен в период второй мировой войны, возрожден в 1988).
На окраине с. Маркопуло расположен приходский храм Пресв. Богородицы Фидусы, в к-ром хранится чудотворная икона Божией Матери Лангувардской. Прежде здесь находился жен. мон-рь. По преданию, он был осажден пиратами и монахини, затворившись в церкви, молили Бога спасти их от бесчестья. Когда разбойники ворвались в храм, то обнаружили вместо монахинь змей и в ужасе обратились в бегство. С тех пор ежегодно с Преображения Господня (6 авг.) до Успения Пресв. Богородицы (15 авг.) в храм приползают змеи, к-рые в это время неопасны. Подобное чудо происходит и в сел. Арьиния. А в ц. Пресв. Богородицы Гравалиотиссы в Пастре на Успение зацветают срезанные на Благовещение (25 марта) лилии, помещенные перед иконой Божией Матери (обретена в 1720).
Из храмов средневизант. периода сохранились только ц. Пресв. Богородицы Кугианы в сел. Вари типа свободного креста и ц. вмч. Георгия Победоносца в сел. Кондойенада с росписями XII в. Фрески из руинированных церквей ап. Андрея в Карье XI-XII вв. и св. Бессребреников в Пастре XII-XIII вв. сняты и хранятся соответственно в б-ке Корьяленио и в Археологическом музее г. Аргостоли. К произведениям византийской живописи также следует отнести фрагменты фресок в ц. вмч. Димитрия Солунского в Вовикесе и в ц. Евангелистрии в Песаде.
XVI в. датируются росписи церквей св. Таксиархов (сняты и хранятся в старом соборе мон-ря ап. Андрея Милапидиас), Пресв. Богородицы Фанеромени в крепости Агиос-Георгиос, прор. Илии в Пиргосе и Пресв. Богородицы «ту Халкиопулу» в Пастре. Фрески XVI-XVII вв. испытали западное влияние в значительно меньшей степени по сравнению с росписями Керкиры и Закинфа (Τριανταφυλλόπουλος Δ. Δ. Η μνημειακή ζωγραφική των ναών της Κεφαλληνίας // Κεφαλονιά ένα μεγάλο μουσείο. 1989. Τ. 1. Σ. 223). Фрески поствизантийского периода сохранились гл. обр. в сельских храмах и мон-рях.
Огромное влияние на живопись Ионических о-вов оказали художники критской школы, покинувшие родину после турецкого завоевания. Большинство художников работали на Керкире и Закинфе. На Кефалинии поселились критские иконописцы: свящ. Мелетий Арколеос (упом. в 1658), Георгиос Номикос (упом. в 1687), иеродиакон, а затем иером. Стефан Цангаролас (упом. в 1688-1710). В семьях критских эмигрантов родились художники свящ. Герасим Коккинос (Струмбулос) (упом. в 1807-1839) и Димитрий Критикос (упом. в 1801, 1811). Некоторое время на Кефалинии работали Илиас-Леон Москос († 1687), свящ. Эммануил Цанес († 1690) и, возможно, Теодорос Пулакис († 1692). Кроме того, в храмах Кефалинии хранятся произведения критских мастеров, живших в Венеции и на других Ионических о-вах: Михаила Дамаскина († 1590 или 1592), Эммануила Лампардоса (упом. в 1619, † 1644 (?)), иером. Филофея Скуфоса († 1685), Константина Буниалиса Цанеса († 1682/85).
На основе критской и итальянской художественных традиций сложилась ионическая школа живописи. Наиболее известные ее представители, работавшие на Кефалинии: свящ. Андрей Карандинос (1703-1740, ученик Стефана Цангароласа), иеродиак. Афанасий Аннинос (1713-1748, ученик Карандиноса), свящ. Леон Ласкарис Лихудис (упом. в 1734), Евстафиос Карусос (упом. в 1756-1818). В Ликсури действовали иконописные мастерские свящ. Иоанна Каридиса (упом. в 1680-1722) и его учеников Манолиса Манесиса (упом. в 1691-1708) и свящ. Антония Миньятиса (упом. в 1691-1709). Одним из видных представителей неоклассицизма на Ионических о-вах был кефалониец Антониос Куркумелис Рифиос (2-я пол. XVIII - 1-я пол. XIX в.).
В период венецианского господства местная храмостроительная традиция подверглась значительному влиянию ренессансной, а затем барочной архитектуры.
Икона Божией Матери Милапидиотисса (XI в.) в мон-ре ап. Андрея Первозванного (Милапидиас) получила название от дерева, гибрида яблони и груши (μηλαπιδιά), у корней к-рого она была обретена. В ц. Успения Пресв. Богородицы в г. Сами хранится чтимая икона Божией Матери с надписью в честь победы христиан над турками в битве при Лепанто в 1571 г.
Георгий (или Григорий, местоблюститель, упом. в 787), Антоний (упом. в 879), Иоанн (упом. в 1362; впосл. митрополит Нафпактский), аноним (упом. в 1448).
Герасим (Ловердос) (1463-1519), Дамиан (Ридзардопулос) (1519-1522 или 1522-1524), Афанасий (Ловердос) (упом. в 1522), Леонтий (Ридзардопулос) (упом. в 1524, 1526), Никифор (Ловердос) (1529-1537), Софроний (Ловердос) (упом. в 1547, 1555), Пахомий (Макрис) (1557 - не ранее 1575), Филофей (Ловердос) (после 1575-1580), Неофит (Колокифас) (1582-1591), Никодим I (Метаксас) (1591-1600), Анфим (Антипас) (1600-1609?), Пахомий (Аналитис) (1610-1622), Пахомий (Доксарас) (1622-1628).
Никодим II (Метаксас) (1628-1646), Тимофей (Саврамасарос или Сопрамасарос) (1646-1652), Макарий (Панас) (1652-1660), Иеремия (Перистианос) (1662-1667), Паисий (Хойдас) (1667-1684), Тимофей (Типалдос-Харитатос) (1684-1718), Агапий (Ловердос) (1718-1727), Софроний (Романдзас) (1727-1732), Серафим (Аннинос) (1732-1746), Авраамий (Мелиссинос) (1746-1759), Софроний (Кутувалис) (1759-1780; впосл. митрополит Филадельфийский), Герасим (Кладас) (1782-1787), Иоанникий (Аннинос) (1787-1799).
Иоанникий (Аннинос) (1799-1817), Парфений (Макрис или Пасумакас) (1821-1842), Константин (Типалдос-Иаковатос) (1842), Спиридон (Кондомихалос) (1842-1873), Спиридон (Комбофекрас) (1874-1878), Герман (Каллигас) (1883-1889; впосл. Афинский), Герасим (Доризас) (1893-1901), Дамаскин (Полидору) (1901-1934), Герман (Рубанис) (1935-1951; бывш. митрополит Мантинийский), Иерофей (Вуис) (1951-1965), Прокопий (Менутис) (1965-1983), Спиридон (Калафатакис) (с 1984 по наст. время).