Согласно тексту «Повести...», в царствование Михаила Феодоровича в Касимове жила благочестивая старица вдова Иустина (Иустиния, Устинья) с сыновьями Прохором и Флором. По старости Иустина впала в расслабление и лежала не двигаясь 7 лет, ноги ее скрючились, болезнь казалась безнадежной. Чувствуя приближение смерти, она надеялась лишь на милость Божию. Однажды в тонком сне Иустина увидела в своей комнате величественную Госпожу в сопровождении дев. Приблизившись к одру старицы, Она советовала ей пойти в Казань, где та получит исцеление от чудотворной Казанской иконы. Иустина чувствовала, что в Казань ей идти невозможно. Через нек-рое время Госпожа вновь явилась ей ночью в образе световидной Царицы, одетой в порфиру. Старица снова услышала совет непременно идти в Казань, где она получит здравие от иконы, которую надо принести в Касимов. Иустина рассказала о видении своему семейству. В 3-й раз Царица Небесная явилась ей также в царственном образе, но уже с «огнепалящими» воинами в блестящих, как молнии, шлемах и с девами в белых одеждах. Царица Небесная грозно изрекла, что если старица и в 3-й раз не послушает, то «казнена будет злою смертию». Собравшись с духом, Иустина осмелилась сказать, что по болезни своей она и думать не может о путешествии в Казань. На это милосердная Царица отвечала, что были бы только вера и послушание, «и все будет исправно». Желательно Ей, Владычице, чтобы из Казани в Касимов была принесена Ее св. икона, к-рая стоит в лавке у купца (было названо его имя) в месте, где происходит «всегдашнее мытоимство» (сбор пошлин, податей) и слышится брань. Старица вдруг узрела себя в Казани у купца в лавке, запечатлев в памяти его лицо, и увидела украшенный окладом образ Богородицы Казанской. Размышляя о 3 явлениях, Иустина ободрилась духом и, предавшись Богу, «положила: хоть на пути умереть, а быть в Казане». С детьми своими она стала думать, как ей, сущей при смертном одре, лучше путешествовать. Вместе они отправились в лодке по Оке, затем по Волге и речке Казанке, достигнув так Казани. Высадив мать из лодки, сыновья проводили ее под руки к торговой улице. Старица усмотрела между мн. лавок лавку купца, узнала его лицо, показанное в видении. Купец же открыл старице, что ему было сказано: «Придет из дальней страны больная старица Устина за иконою Казанския Богоматери», к-рую он должен ей вручить, т. к. «икона Богоматери идет прославитися во граде, Ею избранном, на прославление чудес во всех странах Российских». Старица увидела икону, перед к-рой по праздничным дням возжигалась лампада. Благоразумный купец, видя достойную старицу и чувствуя, что он исполняет повеление свыше, преклонил колена перед иконой и отдал ее Иустине, та от радости пала на землю. Через неск. минут, придя в себя, она приложилась к чудотворному образу и почувствовала, что исцелилась от болезни.
Старица Иустина с сыновьями начала строить деревянную Казанскую ц. с приделом прп. Макария Желтоводского. К. К. и. и образ прп. Макария из Желтоводского монастыря стояли в это время в ц. вмц. Параскевы Пятницы. Это отмечено в писцовых книгах Касимова 1627 г. писца Петра Семеновича Воейкова, К. К. и. названа чудотворной: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанския древена клетцки… а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския... стоит в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы…» (Добролюбов. 1891. С. 52; Шишкин. 1892. № 7. С. 318). В это время икона, «моление старицы Устиньи с детьми», была украшена серебряной позолоченной басмой и серебряными же золочеными чеканными венцами: «...оклад серебрянной басманной золочен, венцы у Пречистыя Богородицы и у Спаса серебренные чеканные золочены»; к иконе имелась бархатная пелена: «...пелена бархат червчет на средине крест, а та пелена приклад боярина князя Ивана Михайловича Воротынскаго»; икона находилась на аналое, «налой золочен дорогами, да пред тем же образом свеча местная восковая данья пушкаря Въяла Прокофьева» (Шишкин. 1892. № 7. С. 319). При Казанской ц. возникла монашеская община, а в 1627 г. старицей Иустиной основан девичий касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь (Иероним (Алякринский). 1889. С. 58). В Казанском монастыре от К. К. и., по преданию, исцелился находившийся при смерти касимовский царевич Иаков Васильевич († 1677). Для иконы по его заказу была сделана риза «шитая золотом по бархату» (Описание церковных вещей. 1887. С. 311), «низанная по бархату жемчугом и каменьями» (Иероним (Алякринский). 1889. С. 97).
После закрытия мон-ря К. К. и. была перенесена в близлежащую, находившуюся на его территории Пятницкую ц. По свидетельству настоятеля Никольского храма Касимова прот. Владимира Сергеевича Правдолюбова (род. в 1931) и его сестры Веры Сергеевны Правдолюбовой (род. в 1922), изгнанные насельницы мон-ря перешли в Пятницкую ц., хранительницей К. К. и. советом сестер была назначена мон. Ирина (Разорёнова; † 1971). В 1930-1935 гг. икона находилась в Пятницкой ц. В 1935 г. прот. сщмч. Николая Анатольевича Правдолюбова арестовали, храм был закрыт, в 1936 г. разрушен. Монахини перешли в соседний не закрытый Никольский храм (1705; перестраивался в 50-60-х гг. XIX в.). К. К. и. была принесена сюда и положена на аналой у левого придела. При угрозе конфискации ее прятали. С осени 1940 по март 1943 г. в Никольском храме службы не совершались, все священники города были арестованы, но община не распалась. Староста А. А. Вереина не отдала ключи от храма в исполком даже под угрозой расстрела, что сохранило от уничтожения иконы храма, в т. ч. и К. К. и. В марте 1943 г. вернувшийся из очередной ссылки прот. исп. Сергий Анатольевич Правдолюбов, получив регистрацию в исполкоме, возобновил богослужение в Никольском храме. Первой службой был водосвятный молебен перед К. К. и. С тех пор икона постоянно находилась в Никольском храме.
О местночтимой старице Иустине в Касимове всегда сохранялась память. По благословению архиеп. Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) (впосл. митрополит; † 2006) в храмах Касимова ей поется составленный в 1992 г. под его редакцией тропарь (глас 8): «Источник исцелений обрела еси граду нашему Касимову, икону Богоматери, от Нея же и сама исцеление прияла еси, Блаженная старице Иустино. Сего ради молися ко Господу со благоверным Иаковом о исцелении душ и телес нас недостойных, любовию чтущих память вашу».
К. К. и. относится к рубежу XVI и XVII вв. или к нач. XVII в. и является одним из редких списков иконы, явленной в 1579 г. в Казани. Размер К. К. и. (27,4×24,2 см) близок к размеру явленной Казанской иконы (26,7×22,3 см). Иконография, типы ликов, жест благословляющей двуперстно десницы Младенца Христа характерны для ранних списков явленной Казанской иконы. При этом Младенец изображен в легком движении к Божией Матери, что является особенностью К. К. и. Первоначальная басма образа не сохранилась. Существующий серебряный позолоченный оклад 1829 г. к иконе с камнями и со стразами, сделанный в Москве, наложен на фотокопию образа, к-рая размещается в киоте в сев.-зап. части храма.
В 2010-2012 гг. К. К. и. реставрирована художником-реставратором ЦМиАР Б. П. Ерёминым. Проведен полный цикл реставрационных работ. Икона была укреплена, удалены многочисленные гвозди от басмы и оклада, почерневшая сгрибившаяся олифа и спаявшиеся с ней участки слюды. Удалены записи и прописи (в местах утрат и потертостей авторского слоя на изображении лика Богородицы прописи оставлены). В местах утрат грунта сделана подлевкаска, утраты и потертости красочного слоя тонированы, икона покрыта лаком. После реставрации икона помещена в киот и находится в алтаре Никольского храма.
В канун празднования Казанской иконе Божией Матери, 20 июля 2012 г., на всенощном бдении в Никольском храме Касимова К. К. и. была вынесена для поклонения, а в день праздника, 21 июля, при большом стечении народа впервые после 1929 г. со святыней был совершен крестный ход в касимовский Казанский мон-рь во главе с еп. Касимовским и Сасовским Дионисием (Порубаем) и духовенством Никольского храма. В воскресные дни вечером перед К. К. и. по благословению еп. Дионисия совершается параклисис и читается Акафист Казанской иконе Божией Матери.