(Казанской и Татарстанской епархии), находится в г. Казани. Основан ок. 1688 г. на месте встречи Седмиезерной Смоленской иконы Божией Матери, которая была принесена из Седмиезерной Богородицкой пуст. в 1654 г. Территория К. м., находившегося у дороги на Седмиезерную пуст. и на Царёвококшайск (ныне Йошкар-Ола), в нач. XIX в. вошла в городскую черту Казани. История создания и первые годы существования К. м. описаны строителем и ктитором иеродиак. Стефаном (Сахаровым) в кн. «Спирида», или «Кошница» (корзина), датированной 1691 г. (Никанор (Каменский). 1891. С. 1). «Спирида» содержала службу девяти Кизическим мученикам, Слово об их мучениях и об устроении К. м. По словам историка К. м. Чебоксарского еп. Никанора (Каменского), «книга служит наилучшим источником для первоначальных сведений о Кизическом монастыре и драгоценна в особенности потому, что вышла из рук составителя, лицом к лицу видевшего многое» (Там же. С. 15). Книга, в февр. 1692 г. вложенная в мон-рь, не сохранилась и известна лишь по обширным цитатам, приведенным в исследовании еп. Никанора «Кизический Казанский монастырь». История обители XVIII-XIX вв. отражена также в опубликованных грамотах мон-ря (он же. 1893. С. 14-27). Сохранилось рукописное описание некрополя обители нач. 90-х гг. XIX в. (НАРТ. Ф. 141. Оп. 87. Д. 33. Л. 1-52). История монастыря XIX-XX вв. представлена в документах НАРТ. Ф. 4 (Казанская духовная консистория) и Ф. 114 (Кизический мон-рь). Д. 1-63).
Основание К. м. связано с почитанием жителями Казани чудотворной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» из Седмиезерной пуст. В 1654 г. в Казани свирепствовала эпидемия моровой язвы. По преданию, благочестивой насельнице казанского Богородицкого мон-ря мон. Марфе во сне дважды являлся старец в архиерейском облачении, напоминавший свт. Николая Чудотворца. В первом видении он повелел попросить дьяка Михаила Патрикеева призвать жителей города к посту, покаянию и молитве Богородице. В др. раз приказал сообщить дьяку, «что Царица всех идет на избавление города из Седмиезерной пустыни. Пусть изыдут градоначальники и все жители Казани на сретение ее образа» (Елисеев. 1849. С. 27). В это время братия Седмиезерной пуст. во главе с настоятелем Пахомием уже направлялась в Казань. Горожане крестным ходом с Казанской иконой Божией Матери устремились навстречу. 26 июня 1654 г. чудотворная икона из Седмиезерной пуст. была торжественно встречена митр. Казанским и Свияжским Корнилием, властями и жителями города на дороге неподалеку от Казани. Более 3 недель днем и ночью перед иконой, пребывавшей в Казани, совершались молебны, и эпидемия прекратилась. Вскоре на месте встречи святыни были поставлены часовня и крест.
С кон. XVII в. из Седмиезерной пуст. в Казань совершались ежегодные крестные ходы. Встречи и проводы иконы происходили на месте первой встречи, отмеченном крестом. В 1687 г. на Казанский край вновь обрушилась эпидемия, к-рую именовали «трясовичной болезнью». Митр. Казанский Адриан (впосл. Патриарх Московский и всея Руси), скорбевший о бедствиях, решил молитвенно обратиться к 9 мученикам Кизическим, «которые являют различные целебные дары и избавляют страждущих лихорадкою» (Никанор (Каменский). 1891. С. 6-7).
Считается, что К. м. основан в период до авг. 1690 г., когда митр. Адриан был провозглашен патриархом Московским. В «Спириде» особо подчеркивалось, что учреждение К. м. относится ко времени служения Адриана на Казанской митрополичьей кафедре: мон-рь «устроился в граде Казани, благословением, тщанием же и иждивением великого господина святлейшего и всеблаженнейшего Кир Адриана, архиепископа Московского и всея России и всех стран Патриарха, егда он бысть в царственном граде Казани Митрополитом Казанским и Свияжским» (Там же. С. 1). Но в сер.- кон. XIX в. временем основания К. м. ошибочно считался 1691 год (Загоскин. 1895): к 1891 г. было приурочено празднование 200-летнего юбилея обители. Возможно, по этой причине еп. Никанор считал, что патриарх Адриан взошел на престол в 1691 г. (Он же. 1893. С. 14).
Примечательно, что в 1694 г. по просьбе патриарха Адриана свт. Димитрий (Савич (Туптало)) написал службу 9 Кизическим мученикам для совершения богослужений в храме и монастыре при нем («Врачевство безмездное святых девяточисленных иже в Кизику мученик»).
Первым строителем, воплотившим замысел митр. Адриана, стал иеродиак. Стефан (Сахаров), иногда именовавшийся «протоктитором Казанской Кизической лавры». При нем была построена каменная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, в обитель переданы 2 напрестольных креста с частицей Древа Креста Господня, мощами апостолов, русских и греческих мучеников, а также 2 богато украшенных Евангелия и серебряное кадило. Насельники с благодарностью вспоминали иеродиак. Стефана. В XIX в. в настоятельских покоях хранился портрет-парсуна 1686 г., на котором был изображен иеродиак. Стефан с крестом в правой руке, «горящем сердцем» в левой и надписью: «Согреяся сердце мое во мне и в поучении моем разгорится огнь».
По свидетельству иеродиак. Стефана, население помогало устройству обители: «После сего вскоре боголюбивые жители города Казани стали наделять монастырь всякими жертвами и всем, что требовалось. Создали и церковь каменную во имя святых мучеников, ограду и келии для братии и даже для приходящих помолиться ко святым мученикам в храм их обители». Вероятно, приему паломников придавалось большое значение. Патриарх Адриан направил в Казань 2 грамоты, способствовавшие благоустроению обители (Никанор (Каменский). 1893. С. 14-15). В грамоте 1694 г., адресованной митр. Казанскому и Свияжскому Маркеллу, патриарх благословлял «невозбранно износить» на молебен в Казань образ Кизических мучеников вслед за Седмиезерной иконой Богородицы (несмотря на «враждотворство» и «злонравие» чернецов Седмиезерской пустыни). Список с этой грамоты был направлен игум. Ипатию и до XX в. хранился в мон-ре. Др. грамота 1695 г. игум. Ипатию давала мон-рю право принимать у себя беглых крестьян из домовых вотчин патриарха и селить на монастырских землях. В 90-е гг. XVII в. К. м. служил летней резиденцией митр. Казанского Маркелла.
В 1725 г., после кончины митр. Казанского и Свияжского Тихона (Воинова), настоятель казанского в честь Преображения Господня муж. мон-ря и судья Казанского архиерейского дома архим. Иона (Сальников или Сальникеев) самочинно, без ведома Святейшего Синода, приписал его к Преображенской обители. В 1725 г., при новом архиеп. Казанском Сильвестре (Холмском), кизический игум. Иаков, казанский вице-губ. Н. Кудрявцев и др. инициировали соответствующее разбирательство о «самоуправстве» архим. Ионы. В результате архиеп. Сильвестр постановил К. м. «с движимым и недвижимым разнаго звания имением всяким ведомством от Спасского монастыря и от безвременнаго Салникеева отнятия и владения отрешить вовсе, и взяв оное имение из Спасскаго монастыря все сполна, без остатка, отдать игумену Иакову с братией»; при этом К. м. оставался приписанным к архиерейскому дому (ОДДС. Т. 7. Стб. 17-18). В 1733 г. архиеп. Казанский и Свияжский Иларион (Рогалевский) восстановил самостоятельность обители. В 1764 г. К. м. был возведен в 3-й класс.
В 1888 г. в К. м. было открыто начальное училище с приютом. В 1890 г. по инициативе викарного еп. Чебоксарского Сергия (Соколова) в обители разместилась школа псаломщиков, где обучались юноши, не принадлежавшие к духовному сословию. В 1895 г. для нее был построен специальный корпус. Но результаты деятельности школы были признаны неудовлетворительными, и в 1896 г. в ее помещениях открылась Кизическая 2-классная (учительская) церковноприходская школа церковно-учебного ведомства Святейшего Синода. В 1899 г. школа была переведена в с. Кощаково Казанского у. До 1917 г. при мон-ре действовала обычная церковноприходская школа для мальчиков из соседних слобод.
Среди настоятелей К. м. известны будущие архиепископы Иероним (Фармаковский) (1765-1766), Амвросий (Орлин) (1785-1790) и Варсонофий (Охотин) (1861-1864). С 1781 г. настоятелям К. м. предписывалось регулярно служить с Казанскими архиереями. С 1868 г. К. м. возглавляли епископы Чебоксарские, викарии Казанской епархии: в 1868-1874 гг.- Викторин (Любимов), в 1875-1878 гг.- Иоанн (Жданов), в 1878-1882 гг.- Павел (Вильчинский), в 1882-1888 гг.- Кирилл (Орлов), в 1888-1891 гг.- Сергий (Соколов), в 1891-1893 гг.- Никанор (Каменский), при к-ром в 1891 г. отмечался 200-летний юбилей обители: 29 апр. состоялись торжественное богослужение, молебен, крестный ход. В 1893-1918 гг. К. м. возглавляли Чебоксарские епископы: в 1893-1897 гг. Анастасий (Опоцкий), в 1897-1899 гг. Антоний (Храповицкий), в 1899-1902 гг. Иоанн (Алексеев), в 1902-1904 гг. Иоанн (Смирнов), в 1904-1905 гг. Хрисанф (Щетковский), в 1905-1907 гг. Митрофан (Симашкевич), в 1907-1914 гг. Михаил (Богданов), в 1914-1915 гг. Леонтий (Вимпфен), в 1915-1918 гг. Борис (Шипулин). С осени 1918 г. настоятелем был иером. Иннокентий (Ковтун). Со 2-й пол. XIX в. резиденция Чебоксарских епископов находилась в казанском Преображенском мон-ре, поэтому фактически обителью управляли уполномоченные викариев, называвшиеся иногда наместниками, иногда казначеями.
К нач. XVIII в. в К. м. проживали 20-30 насельников, в 1740 г.- архимандрит, иеромонах, 3 иеродиакона, 4 монаха. В 1730-1734 г. длилось разбирательство по делу бывш. игум. Корнилия («за некоторыя на него подозрительства и монастырскому иждевению истощание»). Ссылке в Сибирь и прочим прещениям подвергались игумены Иоиль, Гервасий (янв.-дек. 1736), Варлаам (Высоцкий), Иерофей, архим. Павел (1739), игум. Иосиф (1744) и др. (ОДДС. Т. 11. Стб. 116-118; Т. 14. Стб. 119-120; Т. 16. Стб. 329-332; Т. 20. Стб. 184). В 1738 г. 3 насельника были биты плетьми за нарушение «реестра», в 1740 г. монахи, не присягнувшие новому имп. Иоанну VI Антоновичу, оштрафованы на 30 р. В 1746 г. Казанский еп. Лука (Коношевич) строжайше запретил кизическим монахам «ходить по мирским домам», ибо «от хождения по домам происходит монашескому чину подозрение». В 1745 г. в К. м. проживали 8 монашествующих, псаломщик, 3 конюха, 2 сторожа, а также капралы В. Акинфеев и И. Григорьев, в 1763 г.- игум. Иерофей, иеромонах, 3 иеродиакона, 4 монаха, а также драгун Г. Хрусталёв.
В XVIII - нач. XIX в. в К. м. ссылались священнослужители и миряне для «вразумления и научения истинной вере, виновные в тяжких преступлениях». Так, в 1743 г. в К. м. были сосланы старообрядцы Даниил Окулев и Емельян Семёнов, в 1744 г.- свящ. Иоанн Семёнов (за «тяжкие погрешности во время церковной службы»), в 1765 г.- иером. Арсений, в 1785 г.- дворовый человек В. Максимов и новокрещеный В. Кириллов, в 1786 г.- диак. Симеон Моисеев и артиллерийский канонир Толстой (за убийство жены), в 1787 г.- новокрещеный Я. Яковлев, в 1800 г.- свящ. Павел Сергеев, служивший в с. Грибоедове Саранского у., в 1804 г.- свящ. Иоанн Васильев, в 1827 г.- крестьяне Петров и Подковыркин (за «содействие к распространению раскола»), в 1829-1830 гг.- несколько «татар, склонных к отпадению для увещевания в правилах Христианской веры» и проч.
В 1883 г. в К. м. проживали казначей иером. Диодор, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 5 послушников, в 1893 г.- казначей архим. Митрофан, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, неск. послушников, в 1900 г.- казначей, 4 иеромонаха, 4 иеродиакона, монах и 18 послушников. В 1919 г. в братии состояло 9 чел. Необщежительный устав обители способствовал тому, что состав братии часто менялся. Обычно переходы в др. мон-ри совершались вскоре после 26 июня (дня совершения крестного хода, а назначения в К. м., напротив, стремились произвести незадолго до 26 июня.
Главной святыней К. м. являлись частицы мощей 9 Кизических мучеников, переданные в июле 1693 г. патриархом Адрианом (мощи были привезены митр. Кизическим Анемподистом в дар царю Михаилу Феодоровичу). Для мощей был устроен киот в серебряной ризе, с чеканным изображением Иисуса Христа и 9 мученических венцов. На одной дверце киота имелась надпись: «Сей ковчег с мощами святых девяти мучеников устроен сего ради да носится в домы благочестивых христиан», на другой - «идеже молебное пение и водоосвящение бывает в приятие благодати Божия к здравию немоществующих» (Никанор (Каменский). 1891. С. 42). Киот вкладывался в чтимую икону 9 Кизических мучеников. Саму икону украшала сребропозлащенная риза со стихотворными описаниями страданий.
Обычно икона находилась в приделе Кизических мучеников монастырской Введенской ц., летом помещалась в т. н. будничный ковчег и участвовала в ежегодных крестных ходах из Седмиезерной пуст. в Казань: «По усердному нашему ревнованию и по желанию бывших тогда градодержцев и всего казанскаго народа уставился и образ святых девяточисленных мучеников кизических из тоя обители выносится за чудотворным Пресвятыя Богородицы образом для молебнаго благодарения в град Казань» (Он же. 1893. С. 14).
Кроме частиц мощей патриарх Адриан пожертвовал мон-рю икону Божией Матери, получившую название Кизической. Образ, «написанный на холсте, был положен на доску и украшен жемчугом и драгоценными камнями». «Письмо иконы древнегреческое, весьма художественное» (Он же. 1891. С. 13, 45). В 4 клеймах на иконе имеются стихотворные тексты, посвященные покровительству, оказываемому обители Самой Богородицей. В ризнице К. м. хранился «раскрашенный красками» атласный антиминс, присланный в монастырский храм мучеников Кизических в 1695 г. патриархом Адрианом. На правой стороне имелась надпись: «При первом игумене Ипатии иеромонахе», а на левой - «Помяни, Господи, Стефана иеродиакона, ктитора обители сея».
В иконостасе Владимирской ц. помещалась чтимая Виленская икона Божией Матери «в серебряной ризе с жемчугами и аметистами». Среди др. святынь обители - частицы Древа Креста Господня и мощей (кость от локтя) мч. Руфа и 2 напрестольных креста-реликвария (1690 и 1694 гг.) с частицами мощей. В ризнице хранилось также неск. Евангелий XVII в., в т. ч. обложенных серебряными досками с гравированными изображениями евангелистов, серебряные сосуды XVII-XVIII вв., неск. икон в серебряных окладах с жемчугами. Среди именных даров - наперсный золотой архимандричий крест с бриллиантами и 11 аметистами, принадлежавший настоятелю архим. Гурию (Ɨ 1845), крест с 10 аметистами и митра (шита по малиновому бархату), переданные Казанским архиеп. Афанасием (Соколовым).
Крупнейшим событием в жизни К. м. было участие братии в крестном ходе в г. Казань, к-рый проходил ежегодно 26 июня в память об избавлении жителей Казани от чумы в 1654 г. Из Седмиезерной пуст. процессия несла чудотворную Седмиезерную Смоленскую икону Божией Матери. В К. м. икону торжественно встречали, в дальнейший путь к ней присоединялся крестный ход с иконой Кизических мучеников с частицами мощей. Далее обе иконы несли из обители в кафедральный Благовещенский собор г. Казани.
По описи 1746 г., в б-ке обители хранились Толкования на Деяния св. апостолов (Острог, 1624), Киево-Печерский патерик (1661), «Меч Духовный» (1666), Следованная Псалтирь (1669), «Труба» (1674), Часослов (1688), Прологи (1662-1689), «Маргарит» (1698), Апостол (1699) и др. книги и сборники XVII-XVIII вв.
Главная церковь мон-ря - в честь Введения во храм Пресв. Богородицы - была построена в камне в 1695 г.; в др. источниках (труде еп. Никанора и клировых ведомостях) приводилась дата - 1692 г. Введенский храм представлял собой достаточно скромную постройку. С т. зр. композиции храм был типичным для XVII в.: к четверику (имевшему лишь одну главу) с запада примыкали трапезная и шатровая колокольня. В то же время декор храма - 8-гранное окно верхнего света, наличники с разорванными фронтонами, полуколонки на гранях объемов - был характерен для нарышкинского стиля. В 1745 г. собор сильно пострадал от пожара, в 1757 г. был перестроен. С сев. стороны к трапезной был пристроен придел во имя 9 Кизических мучеников. В 1891 г. (в год празднования 200-летия обители) храм был отремонтирован.
Др. древнейшая постройка обители - надвратная ц. во имя равноап. кн. Владимира (ок. 1695). Храм типа восьмерик на четверике возведен в нарышкинском стиле, главная апсида церкви вписана в прямоугольный объем алтаря. Уникально оформление его фасада: проемы ворот и нижний ярус собственно храма оформлены монументальными 3/4-ными пристенными колоннами с разорванным фронтоном, образующими в целом подобие 3-пролетной триумфальной арки. Композиция построена по принципу наличника с завитковым фронтоном (типично для нарышкинского стиля). Параллель такому решению обнаруживается в оформлении ворот Верхотурского кремля (ок. 1710). В храме установлен 3-ярусный иконостас.
В описи 1739 г. упоминается деревянная надвратная ц. во имя свт. Иоанна Златоуста, но в описи 1746 г. она уже вычеркнута: видимо, храм сгорел во время пожара 1745 г. В XVIII-XIX вв. вокруг обители была выстроена каменная ограда с башенками. В 1821-1838 гг. по проекту казанского губернского архит. Ф. И. Петонди был отстроен 3-этажный братский корпус, примыкавший к надвратному Владимирскому храму. На первом этаже размещались кладовые, на втором - братские кельи, на третьем - настоятельские покои. В 1-й пол. XVIII в. у зап. ворот обители была построена деревянная ц. во имя первомч. архидиак. Стефана. В 1833 г. обветшавший храм был разобран, и в 1881-1882 гг. возведена небольшая зимняя ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, вход в храм был вне обители.
Около К. м. находились 2 часовни. Одна, с росписью на внутренних стенах, была выстроена в 1830-1831 гг. над колодцем, вода к-рого считалась целебной. У дороги, ведущей в город, стояла др. часовня (1892), посвященная двум событиям - чудесному спасению в 1891 г. цесаревича Николая Александровича от покушения в г. Оцу (Япония) (покушение произошло в день памяти 9 Кизических мучеников) и 200-летию мон-ря. Проект часовни был рассмотрен и одобрен строительным отд-нием Казанского губ. правления 8 авг. 1891 г. Судя по чертежу, сохранившемуся в архиве, она была небольшая: площадь 4×4 м, высота до 10 м (НАРТ. Ф. 2. Оп. 14. Д. 131). В 1835-1837 гг., при архим. Гурии, по проекту архит. Петонди на пожертвования купеческой семьи Котеловых близ Введенской ц. была построена надвратная 5-ярусная колокольня в стиле провинциального ампира. Кизическая колокольня оставалась самой высокой (ок. 55) в Казани вплоть до постройки колокольни Богоявленского собора на ул. Проломной (Баумана) в нач. ХХ в. Главный колокол (357 пудов 17 фунтов) на кизическую колокольню пожертвовал купец П. И. Котелов.
Захоронения при К. м. проводились со времени его создания. В 1772 г. кладбище К. м. стало одним из четырех офиц. правосл. кладбищ города. Указами имп. Екатерины II от 24 дек. 1771 г. и от 19 мая 1772 г. для кладбищ отводились места за городом и категорически запрещались захоронения у приходских храмов. Основная территория монастырского кладбища прилегала к К. м. и к дороге из Казани на Царёвококшайск. По др. сторону дороги располагалось слободское кладбище, находившееся в ведении городских органов самоуправления. На монастырском кладбище похоронены казанские губернаторы, чиновники, представители знатных дворянских и состоятельных купеческих семей, в т. ч. И. А. Толстой (Ɨ 1820; дед Л. Н. Толстого), купец 1-й гильдии П. Г. Каменев (1740-1776), груз. кн. С. М. Баратаев (1745-1799), ученый-астроном и путешественник И. М. Симонов (1794-1855), ректор Казанского ун-та проф. Н. О. Ковалевский (Ɨ 1878), а также иноки и инокини казанских монастырей. Часто совершались заупокойные службы по похороненным на кладбищах К. м. и Кизической слободы, приносившие доход К. м.
В 1691 г. строитель игум. Ипатий с братией обратился к царям Иоанну V и Петру I Алексеевичам с челобитной о наделении мон-ря землей, поясняя, что насельники мон-ря «питаются... трудом своим, а земли упрашивают у христиан, огороды пашут, а вотчины за ними нет нигде ни одного двора» (Никанор (Каменский). 1893. С. 23). Во исполнение этой челобитной угодья были отмежеваны подьячим Кириллом Смирновым - «по Ногайской дороге за рекой Камой по реке Шантале в дикой степи оброчную землю Никиты Олферова сына Кудрявцова... и пустовая ясашная земля, которая с той землей смежно по Кулубердеевскому истоку». В июле 1692 г. вводная грамота на эти земли была выдана мон-рю боярином и воеводой П. А. Лопухиным (Там же. С. 21).
В XVII в. К. м. располагал землями в Закамье, деревнями Осиновкой и Ставрасовой (позже Остолопово, ныне Речное Алексеевского р-на, Татарстан). В 1691 г. по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей обители отходила вотчина - с. Остолопово с крестьянами. К сер. XVIII в. 56 дес. монастырских угодий составляла пашня, остальные земли занимал лес. Согласно ведомости 1741-1745 гг., за К. м. числилось 392 чел., в т. ч. 350 «душ крестьянских на пашне», 15 крестьян, «кои на тот монастырь пашни не пашут, и сена не косят, а платят во оброк деньгами»; в подмонастырской слободке проживали 16 бобылей, трудившихся в обители, и 11 «городовых оброчных» бобылей. С вотчинных крестьян собиралось 8 р. 30 к. окладных доходов, с оброчных бобылей, проживавших в Казани,- 2 р. 50 к. Среди неокладных доходов 13 р. 50 к. приносила мельница близ дер. Кузёмкиной Свияжского у., 2 р.- рыбные ловли, «да со отдачи подмонастырных лугов оброку» - 2 руб. Во время ежегодных крестных ходов собиралось 35 р. «молебственных», 1 р. 37 к. составлял доход от служб в часовни при мон-ре (ОДДС. Т. 21. Стб. 802).
По ревизии 1763 г., за К. м. числилось 393 крестьянина, большинство из них жили в слободке при мон-ре и занимались ремеслом и торговлей. К нач. XIX в. эта группа населения составила Кизическую слободу г. Казани, а бывш. монастырские крестьяне стали казанскими мещанами, 56 чел. проживало в Осиновке и Остолопове. В нач. 30-х гг. XVIII в. к К. м. была приписана Мусерская Тихвинская пуст. близ г. Царёвосанчурска (ныне пос. Санчурск Кировской обл.). К 1763 г. в Мусерской пуст. не осталось ни одного монашествующего, и в 1784 г. она была упразднена.
В 1764 г. К. м. был причислен к 3-му классу, на его содержание выделялось 224 р. 71 к. В 50-70-х гг. XIX в. настоятель с братией и штатным служителем ежегодно получали из казенного уездного казначейства 414 р. 90 к. серебром, а в 1893 г.- уже по 668 р. 58 к.
В XIX - нач. XX в. монастырю были пожертвованы новые угодья. В 17 верстах от К. м., близ с. Каймары, мон-рю принадлежало 24 дес. 926 кв. саж. пахотной и сенокосной земли. Этот надел обитель отдавала в оброчное содержание крестьянам. Так, в 1853 г. земля была передана крестьянину дер. Б. Ковали на 12 лет с ежегодной платой по 15 р. серебром. В 1865 г. земли близ с. Каймары сдали в оброчное содержание крестьянину соседней дер. Алдербыш сроком на 9 лет, но уже с ежегодной платой по 26 р. 60 к. серебром, а в 1892 г.- на 9 лет крестьянину дер. Ибра Казанского у. за 30 р. 13 к. годовых.
На оз. Светлое, у дер. Кузёмкиной Свияжского у., обитель владела мукомольней, к-рую сдавали на 12 лет в оброчное содержание коллежскому секретарю Е. А. Албанскому. Когда в 1846 г. мельницу разрушило вешними водами, мон-рь был вынужден согласиться в течение 3 лет не взыскивать с Албанского оброк с тем, чтобы он перестроил мельницу. За оставшиеся 9 лет Албанский вносил ежегодно в обитель по 60 р. серебром. В 1860 г. мукомольня была отдана на 6 лет в оброчное содержание казанскому мещанину С. П. Пенкину по 20 р. ежегодно, в 1890 г.- на 12 лет Е. Константинову за 17 р. в год.
В 18 верстах от мон-ря, в затоне р. Волги близ дер. Б. Отары Казанского у., именуемом «Соляная Воложка», обитель владела заводью для рыбной ловли. В 1852 г. этот промысел был отдан в 6-летнее оброчное содержание казанскому мещанину А. П. Фролову, в 1891 г.- на 6 лет казанскому мещанину М. И. Церулеву. В 1891 г. мон-рю был отведен участок Кизической дачи площадью в 23 дес. С 1 июня 1891 г. обители был выделен надел пашенной земли (более 116 дес.) близ дер. Тавели (Ходяшево) Лаишевского у., доход от которого ежегодно составлял 445 р. Также К. м. принадлежали 2 участка леса в 147 дес.: близ Седмиезерной пуст. (88 дес.) и близ дер. Мендели (59 дес.).
Большие доходы К. м. получал от крестного хода 26 июня, от заказных молебнов перед иконами Кизических мучеников и Виленской иконой Божией Матери, а также от погребений на монастырском кладбище.
К. м. оказывал материальную помощь Казанским ДС и ДА, в 1818 г. пожертвовал книги в академическую б-ку, в 1833 и 1834 гг. давал деньги в пользу бедных учеников. В 1855 г. мон-рь израсходовал на «военные нужды» 150 р., в 1856 г. героям обороны Севастополя пожертвовал 50 р. Обитель жертвовала средства на возведение памятника 1000-летию России в Новгороде, на строительство правосл. храмов в Моздоке, Париже, в 1874 г.- в пользу голодающих Самарской губ. и др.
С июля 1920 г. в К. м. проживал викарий Казанской епархии еп. Мамадышский сщмч. Иоасаф (Удалов), настоятельствовавший при этом в казанском Преображенском монастыре. В том же году К. м. был закрыт, но при обращенной в приходскую Введенской ц. несколько лет существовала монашеская община. В окт. 1926 г. Особая комиссия НКВД обследовала «кизическую религиозную группу» и выявила «грубые нарушения договора на сданный храм и имущество, носящие характер преступного деяния, заключающиеся в сокрытии ценностей, не внесении большого количества имущества в опись, предоставлении в ЦАУ НКВД ложных сведений о состоянии имущества и прочее». На нужды рабочей власти было изъято серебра и ценных бумаг на сумму 62 405 р. 29 апр. 1929 г., во время комсомольского субботника, была снесена колокольня мон-ря. 6 февр. 1930 г. во Введенском храме состоялось последнее богослужение. Решением Президиума ЦИК Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Татарской АССР храм был закрыт и вскоре вместе с др. постройками разрушен; немногочисленная братия подверглась гонениям.
До нач. 60-х гг. XX в. продолжались захоронения на монастырском кладбище. В 1963 г. оно было снесено, на его месте разбили парк Дворца культуры химиков. Дворец культуры и бассейн располагались на удаленных от мон-ря концах кладбища. Территория слободского кладбища застроена жилыми домами. В XX в. в послевоенный период на прилегающей территории были возведены многоэтажные дома.
К. м. находится между двумя магистралями - ул. Декабристов и проспектом Ибрагимова, рядом с торговым центром «Тандем». Сохранился главный корпус мон-ря, соединенный с надвратной ц. во имя св. равноап. кн. Владимира. Храм построен над юж. проездом в мон-рь, трапезная расположена непосредственно над воротами. Церковь представляет собой оригинальный памятник архитектуры с характерной композицией и убранством в стиле провинциального барокко. Далее на запад последовательно расположены: настоятельский корпус (50-е гг. XVIII в.), 3-этажный братский корпус (20-е гг. XIX в.), корпус школы (1895). Все эти постройки внутри соединены и фактически являются одним зданием.
27 дек. 2001 г. постановлением главы администрации г. Казани надвратный Владимирский храм и часть братского корпуса возвращены Казанской епархии РПЦ. Решением Синода от 4 янв. 2002 г. К. м. был возрожден. К маю 2012 г. настоятелем К. м. являлся архиеп. Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин), наместником - игум. Мефодий (Зайцев). В 2006 г. в результате упразднения Московского райвоенкомата мон-рю переданы все помещения. На его территории выстроены 2-ярусная кирпичная звонница, часовня, а также др. часовня - на кладбище. 9 дек. 2007 г. была освящена новая ц. во имя Кизических мучеников. Храмы мон-ря посещают жители Московского р-на, население к-рого к нач. 2012 г. составляло ок. 80 тыс. чел.
Главными святынями К. м. являются 2 ковчежца с частицами мощей, переданных в 2000-х гг. неск. храмами и обителями России. Среди них - частицы мощей Кизических мучеников (не те, что были в мон-ре до 1930), а также св. равноап. Марии Магдалины, мучеников Вифлеемских младенцев, вмч. Пантелеимона, великомучениц Параскевы и Варвары, преподобномучеников Евфимия Святогорца и Зверинецких святых, сщмч. Анфима, мч. Маманта, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Димитрия, митр. Ростовского, Иоасафа, еп. Белгородского, Питирима, еп. Тамбовского, Игнатия (Брянчанинова), патриарха Тихона, преподобных Авраамия Киево-Печерского, Сергия Радонежского, Саввы Сторожевского, Илариона Троекуровского, Макария Калязинского, Нила Столобенского, Феофила Китаевского, Серафима Саровского, Зосимы Александровского, Амвросия Оптинского, Гавриила (Зырянова), Евфросинии Полоцкой, св. князей благоверных Феодора и Константина Ярославских, Анны Кашинской, частица одежды блж. Матроны. Святыни, пребывавшие в К. м. до 1917 г., утрачены, сохранилась лишь одна из икон Кизических мучеников.