(Алфеев Григорий Валериевич; род. 24.07.1966, Москва), митр. Будапештский и Венгерский. Богослов, патролог, церковный историк, композитор. Автор монографий, посвященных жизни и учению отцов Церкви, переводов с греч. и сир. языков, трудов по истории и вероучению правосл. Церкви. Автор муз. произведений камерного и ораториального жанров.
В 1973-1984 гг. учился в Московской специальной муз. школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции. В 15-летнем возрасте поступил чтецом в московский храм Воскресения словущего на Успенском вражке. С 1983 г. был иподиаконом у митр. Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата. С 1984 по 1987 г. учился на композиторском фак-те Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. В 1984-1986 гг. служил в армии. В янв. 1987 г. поступил послушником в Свято-Духов мон-рь в Вильнюсе. 19 июня 1987 г. пострижен в монашество, 21 июня рукоположен во диакона архиеп. Виленским и Литовским Викторином (Беляевым), 19 авг.- во иерея архиеп. Уфимским и Стерлитамакским Анатолием (Кузнецовым). Служил на приходах Виленской и Литовской епархии. В 1990-1991 гг. настоятель Благовещенского собора г. Каунаса. Был делегатом от духовенства епархии на Поместном Соборе 1990 г. 13 янв. 1991 г., во время трагических событий в Вильнюсе, когда власти применили военную силу для подавления гражданских выступлений, И. обратился по Каунасскому телевидению к солдатам с призывом не стрелять в безоружных людей.
В 1989 г. окончил МДС, в 1991 г.- МДА со степенью кандидата богословия. В 1993 г. окончил аспирантуру МДА. В 1991-1993 гг. преподавал гомилетику, НЗ и греч. язык в МДАиС, НЗ в Православном Свято-Тихоновском ин-те, патрологию в Российском Православном ун-те им. св. Иоанна Богослова. В 1993 г. поступил на богословский фак-т Оксфордского университета (Великобритания) в класс проф. еп. Каллиста (Уэра). В 1995 г. окончил Оксфордский ун-т со степенью д-ра философии.
С 1995 по 2001 г. работал в ОВЦС, с авг. 1997 г. в должности секретаря по межхрист. связям. С 1996 по 2001 г. клирик московского храма вмц. Екатерины на Всполье. С 1996 по 2004 г. член Синодальной Богословской комиссии РПЦ. В 1997-1999 гг. читал лекции в Смоленской и Калужской ДС. В 1999-2000 гг. вел ежедневную авторскую передачу «Мир вашему дому» на телеканале ТВЦ. В 1999 г. Православным богословским институтом прп. Сергия Радонежского в Париже удостоен степени д-ра богословия summa cum laude.
14 янв. 2002 г. рукоположен во епископа Керченского с назначением викарием Сурожской епархии. 17 июля назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства РПЦ при европ. международных организациях. 7 мая 2003 г. назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временно управлять Будапештской и Венгерской епархией.
Под рук. И. в 2003-2008 гг. произведены масштабные реставрационные работы в Венском кафедральном соборе свт. Николая, осуществлена полная роспись собора. В 2004-2006 гг. произведен капитальный ремонт храма св. Лазаря Четверодневного в Вене. При участии И. судебный процесс с К-польским Патриархатом по вопросу о принадлежности Успенского собора в Будапеште был завершен 13 окт. 2004 г. в пользу РПЦ. В 2007 г. по инициативе И. начат капитальный ремонт собора.
В 2000-2007 гг. выступал с лекциями и докладами на англ., франц., греч. и нем. языках в ун-тах Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, США, Франции. В 2005 г. избран приват-доцентом Фрибурского ун-та (Швейцария).
31 марта 2009 г. решением Патриарха и Свящ. Синода назначен председателем ОВЦС с титулом «епископ Волоколамский». Одновременно назначен ректором вновь образованной Общецерковной аспирантуры. 9 апр. назначен настоятелем московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения Господня) на Б. Ордынке. 20 апр. в Успенском соборе Московского Кремля на Божественной литургии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан архиепископа. С 27 июля 2009 г. член Синодальной Библейско-Богословской комиссии.
20 апр. 2009 г. И. возведен в сан архиепископа.
Решением Свящ. Синода от 27 мая 2009 г. назначен председателем Комиссии по делам старообрядческих приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей.
С 28 мая 2009 г. — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
С 27 июля 2009 г. — включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его президиума. Председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям, заместитель председателя комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, член комиссий по вопросам богословия и по вопросам богослужения и церковного искусства.
С 13 января 2010 г. — член Попечительского совета фонда «Русский мир».
1 фев. 2010 года «во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — постоянным членом Священного Синода» возведён Патриархом Кириллом в сан митрополита.
С 26 июля 2010 г. — член Патриаршего совета по культуре.
С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
Решением Свящ. Синода от 5 окт. 2011 г. назначен председателем Синодальной библейско-богословской комиссии.
Решением Свящ. Синода от 25 дек. 2012 г. назначен председателем межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах.
Решением Свящ. Синода от 25-26 дек. 2013 г. назначен руководителем (по должности) Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви.
С сент. 2009 г. И. ведет еженедельную передачу «Церковь и мир» на телеканале «Вести-24».
И.- автор более 700 публикаций, в т. ч. 20 монографий по патристике, догматическому богословию, литургике, истории Церкви, совр. церковно-общественной проблематике, музыковедению. Пишет на рус. и англ. языках. Книги И. переведены на англ., франц., нем., итал., греч., чешск., укр., серб., болг., македон., румын., венг., фин., польск., япон. и кит. языки.
Первая книга И., «Таинство веры», написанная в 1992 г. и увидевшая свет в 1996 г., выдержала 6 изданий на русском и переведена на многие иностранные языки, получила широкое признание в России и за рубежом в качестве классического изложения правосл. вероучения. В предисловии митр. Диоклийский Каллист (Уэр) пишет: «Книга представляет собой введение в христианское вероучение, молитву и богослужение, восхитительно подходящее как для православных, так и для неправославных читателей. Книга глубока и в то же время доступна, она написана в святоотеческом духе, но современным языком, она верна Преданию и открыта будущему. При написании этой книги епископ Иларион основывался на собственном богатом опыте пастырской, ученой и межхристианской деятельности… Книгу «Таинство веры» характеризует целостный, всеобъемлющий подход. Для ее автора не существует разрыва между богословием и духовностью, между догматом и личным опытом, между верой и молитвой: все это вместе составляет единое неразрывное целое… Он стремится представить православное учение в личном, практическом и динамическом ключе, представить его как образ жизни» (Таинство веры. 2008. С. 14-16).
Сферу основного научного интереса И. составляет творчество вост. отцов Церкви. В 1998 г. на русском, а в 2000 г. на англ. языке вышла в свет монография И., посвященная творчеству прп. Симеона Нового Богослова, получившая высокую оценку критиков. В предисловии проф. Маркеттского ун-та иером. Александр (Голицын) пишет: «Эта книга - наилучшее введение в изучение Симеона на английском языке и, безусловно, одно из лучших исследований на данную тему, доступных на каком-либо ином языке. Те, кто намерен серьезно изучать Симеона Нового Богослова, будут обязаны начать именно с этой работы. Данное исследование, поместившее Симеона Нового Богослова в контекст патристической традиции и православного Предания в целом, является и останется на многие годы непревзойденным» (Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. 2008. С. 8). И. перевел на рус. язык с греческого сочинение прп. Симеона Нового Богослова «Главы богословские, умозрительные и практические», а также выполнил стихотворный перевод ряда его «Божественных гимнов».
И.- автор 1-й в мировой богословской науке монографии, посвященной прп. Исааку Сирину. В книге последовательно разбираются основные богословские и аскетические идеи прп. Исаака: его учение о Боге, вселенной и человеке; об одиночестве и отречении от мира; о любви к Богу и любви к ближнему; о безмолвии; об искушениях и о богооставленности; о смирении и слезах; о молитве и высших духовных состояниях ума; о жизни после смерти и всеобщем воскресении. По словам И., «секрет популярности Исаака Сирина в современном мире объясняется прежде всего тем, что он постоянно говорит о любви Божией к человеку - о любви, не имеющей границ, не признающей воздаяния за грехи, о любви жертвенной, которая возвела Иисуса на Крест, о любви всепобеждающей, для которой не существует смерти и ада. Напоминать об этой любви необходимо в каждую эпоху христианской истории, ибо образ Бога-Любви нередко затемняется в глазах верующих, и на его месте оказывается образ Бога-Судии, Бога-Карателя, «справедливого» Бога, воздающего каждому по заслугам. И хотя все Евангелие говорит о том, что спасение - от Бога милующего, а не от человеческих усилий, что Бог спасает грешников вместе с праведниками, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись,- тем не менее в христианстве всегда оставалось и остается искушение подменить религию любви религией рабства, когда исполнение заповедей Божиих рассматривается не как прямое следствие любви человека к Богу, но как необходимость, вытекающая из страха перед возмездием или надежды на воздаяние» (Духовный мир преподобного Исаака Сирина. 2008. С. 419). В 1998 г. И. перевел с сирийского на русский беседы из новооткрытого 2-го т. сочинений прп. Исаака Сирина.
Книга И. о свт. Григории Богослове, впервые опубликованная в 1998 г., явилась первой в отечественной науке XX в. монографией, посвященной этому святому. Автор подробно повествует о жизни святителя, рассматривает основные темы его богословских трудов: учение о Боге, о Троице, о Христе, о Св. Духе, о творении и человеке, о грехопадении и обожении, о молитве и боговидении. В предисловии митр. Сурожский Антоний (Блум) писал: «По своему подходу эта книга является редкостным вкладом не только в наше богословское познание одного из величайших святителей Православной Церкви, но и в раскрытие его личности как человека… Книга о. Илариона с разительной ясностью раскрывает нам внутренний путь Святого и постепенно проясняющееся видение им Истины… Я надеюсь, что многие оценят вклад, сделанный о. Иларионом в наше понимание путей православного богословия через писания Святого Григория Богослова» (Жизнь и учение св. Григория Богослова. 2007. С. 19-20).
При изучении отцов Церкви И. считает необходимым использовать «контекстуальный метод», который «предполагает принятие в качестве исходного пункта того факта, что отцы Церкви жили и творили в различных церковных, богословских, культурных, исторических, временных и языковых контекстах». Патристическая традиция, по мнению И., «не является единым полем, которое все отцы возделывали вместе»: она «многополярна и включает в себя различные временные, лингвистические и культурные пласты». Поэтому «богословие каждого отца Церкви должно изучаться с максимально возможным приближением к той исторической, богословской, культурной и языковой обстановке, в которой он жил». Кроме того, «не следует прилагать к творчеству того или иного патристического автора критерии, относящиеся к совершенно иному контексту» (Православное свидетельство в современном мире. 2006. С. 47, 50).
Центральное место в богословском творчестве И. занимает тема Свящ. Предания как совокупности духовного, богословского и литургического опыта Церкви, передающегося из поколения в поколение посредством устных и письменных источников. Исследуя природу взаимоотношений между церковным Преданием и личным духовным (мистическим) опытом христианина на примере прп. Симеона Нового Богослова, И. приходит к выводу, что «краеугольным камнем Предания является не что иное, как личный мистический опыт христианина - опыт непосредственной связи между Богом и человеческой личностью». Предание «не может быть подлинно православным, если в его основе не лежит опыт встречи с Богом «лицом к лицу». Те, кто пытаются противопоставить формальную и рационалистическую «традицию» церковного большинства вдохновенному «мистицизму» отдельных энтузиастов, впадают в заблуждение, не понимая самой сути Предания. Такие люди, вне зависимости от их сана или положения в Церкви… стремятся всеми доступными им средствами сохранить и оградить то, что они считают «традиционным», на самом же деле они способствуют искажению и извращению подлинной Традиции». По словам И., «если Традиция лишится своей мистической и пророческой сердцевины, она рискует превратиться в узкий «традиционализм», имеющий мало общего с подлинно христианским Преданием, вдохновенным и мистичным». Аналогичный вывод сделан относительно природы мистицизма внутри христианской Церкви: «Подлинный мистицизм невозможен вне контекста Предания. Истинный мистик - не тот, кто ставит свой собственный опыт выше церковного Предания, но тот, чей опыт находится в согласии с опытом Церкви в целом и ее лучших представителей в частности… В каждую эпоху христианской истории появляются - вернее, даруются Церкви - великие мистики, которые вместе с собственным опытом передают унаследованное ими многовековое Предание своим современникам, а также и последующим поколениям верующих. Так сохраняется и продолжается непрерывная золотая цепь христианской святости» (Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. 2001. С. 443-444).
В своем литературном творчестве И. обращается к малоизученным темам, таким как афонские имяславские споры (см. ст. Имяславие), истории и проблематике которых он посвятил фундаментальное исследование. По мнению И., эти споры «являются одним из витков никогда не умолкающей внутри Православной Церкви полемики о природе церковного Предания». По убеждению И., «все основные догматические споры, имевшие место внутри восточного Православия, вращались вокруг темы Предания, будь то спор об именах Божиих между Каппадокийцами и Евномием в IV в., спор о почитании икон в VIII-IX вв., паламитские споры XIV в. Речь всегда шла об осмыслении церковного опыта, о наиболее правильном, православном его выражении. При этом защитниками Предания считали себя обе стороны в споре: и та и другая апеллировали к Библии, к авторитету св. отцов, к церковной практике. В конечном счете, однако, оказывалось, что лишь одна сторона защищает истинное и исконное Предание Церкви, тогда как другая экспонирует некий искаженный или извращенный его вариант» (Священная тайна Церкви. 2007. С. 11).
Перу И. принадлежит первая в отечественной науке монография, посвященная теме сошествия Христа во ад (Христос - Победитель ада. 2001). Эту тему он рассматривает на материале Свящ. Писания, творений вост. и зап. отцов Церкви, литургических текстов.
И. придает особое значение богослужебным текстам правосл. Церкви в качестве источника богословского знания. По его словам, «богослужебные тексты обладают для православного христианина неоспоримым богословским и учительным авторитетом. По своей догматической безупречности они следуют сразу же за Священным Писанием. Будучи не просто творениями выдающихся богословов и поэтов, но частью молитвенного опыта людей, достигших святости и обожения, богослужебные тексты по своему богословскому авторитету стоят… даже выше творений отцов Церкви. Ибо не все в творениях отцов имеет равную ценность и не все получило общецерковное признание. Богослужебные тексты, напротив, признаны всей Церковью в качестве «правила веры», ибо в течение многих веков читались и пелись повсеместно в православных храмах: все ошибочное и чуждое, что могло бы вкрасться в них по недоразумению или недосмотру, было отсеяно самим церковным Преданием; осталось лишь чистое и безупречное богословие, облеченное в поэтические формы церковных гимнов» (Православное свидетельство в современном мире. 2006. С. 74-75). И. считает недопустимой ревизию богослужебных текстов: «Православное богослужение тем и драгоценно, что оно дает четкий критерий богословской истины, и именно богословие надо всегда сверять с богослужением, а не богослужение корректировать под те или иные богословские посылки. Lex credendi вырастает из lex orandi, и догматы являются богооткровенными именно потому, что родились в опыте молитвы, были открыты Церкви через богослужение. Поэтому если в понимании какого-то догмата усматривается расхождение между, с одной стороны, тем или иным богословским авторитетом, а с другой - богослужебными текстами, я склонен,- пишет И.,- отдавать предпочтение последним. И если учебник догматического богословия содержит взгляды, отличные от содержащегося в богослужебных текстах, то исправлять надо не эти тексты, а тот учебник». Тем менее допустимым, с т. зр. И., является исправление богослужебных текстов в угоду нормам «политической корректности», приближение их к современным стандартам (Там же. С. 80-81).
В 2008-2009 гг. вышли в свет первые 2 тома объемного исследования И. под общим названием «Православие». 1-й том посвящен истории, каноническому устройству и вероучению правосл. Церкви. Во 2-м томе речь идет о правосл. богослужении, таинствах и обрядах, храмовой архитектуре, иконописи, церковном пении. По словам И., «основная идея данного труда заключается в том, чтобы представить православное христианство как цельную богословскую, литургическую и мировоззренческую систему. В этой системе все элементы взаимосвязаны: богословие основано на литургическом опыте, из литургии и богословия вытекают основные характеристики церковного искусства, включая икону, пение, храмовую архитектуру. Богословие и богослужение влияют на аскетическую практику, на личное благочестие каждого отдельного христианина. Они влияют на формирование нравственного и социального учения Церкви, на ее позицию по отношению к другим христианским конфессиям, к иным религиям, к секулярному миру» (Православие. 2008. Т. 1. С. 11). В предисловии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал: «Автор книги не понаслышке знаком с богатством богословского и литургического предания Православной Церкви. Получив разностороннее образование, епископ Иларион стал автором многочисленных монографий и статей на богословские и церковно-исторические темы, переводов с древних языков, духовно-музыкальных произведений. Многолетнее служение Матери Церкви, богатый опыт творческой деятельности и широкий кругозор позволяют ему представить Предание Православной Церкви во всем его многообразии» (Там же. С. 10).
В 2006 г. И. после длительного перерыва вернулся к активной композиторской деятельности. В качестве одной из побудительных причин для этого И. указывает неудовлетворительное, с его т. зр., состояние совр. церковного пения: «Бывает, что во время богослужения алтарь живет своей жизнью, а клирос своей; в алтаре происходит одно священнодействие, а на клиросе - совсем другое: скорее концерт, чем служба. Для исполнения за одной церковной службой регент чаще всего подбирает песнопения, написанные разными авторами, в разные эпохи, в разном стиле. Это нередко создает диссонанс между внутренним строем Литургии как единого целого и теми пьесами, не имеющими между собой никакой внутренней связи, которые предлагаются слушателю в качестве музыкального сопровождения. Несоответствие между музыкальным оформлением и внутренним содержанием богослужения характерно и для самих музыкальных произведений, входящих в репертуар многих церковных хоров. Некоторые композиторы XIX века, не будучи священнослужителями, не могли проникнуть в дух православного богослужения «изнутри алтаря», а потому их музыка иногда совсем не соответствовала исполняемым словам или совершаемым литургическим действиям» («Божественная литургия» для смеш. хора. 2006. С. 3-4). Все эти недостатки побудили И. взяться за написание полной литургии для богослужебного употребления: «При работе над этой музыкой мне помогал многолетний опыт предстояния перед Престолом Божиим. Мне хотелось написать такую музыку, которая не отвлекала бы ни меня самого от совершения священнодействия и произнесения уставных молитв, ни верующих от молитвенного участия в богослужении. Мелодии песнопений, вошедших в состав Литургии,- простые и запоминающиеся, похожие на обиходные напевы. При исполнении этого сочинения за богослужением у молящегося должно создаваться ощущение, что он слышит знакомые напевы, и его слух не должен отвлекаться новизной или необычностью музыки» (Там же. С. 4).
Вслед за «Божественной литургией» И. написал «Всенощное бдение», после чего в сравнительно короткий срок появились 3 крупных муз. произведения для концертного исполнения: «Страсти по Матфею», «Рождественская оратория» и симфония «Песнь восхождения». Создание муз. произведений для внелитургического употребления И. воспринимает как миссионерскую деятельность. Говоря о «Страстях по Матфею», он отмечает: «Это сочинение основано на богослужебных текстах и на традиции церковного хорового пения, но предназначено не для храма, а для концертного зала. Идея заключалась в том, чтобы перенести атмосферу храма, атмосферу богослужений Страстной седмицы на сцену концертного зала. То есть, чтобы в какой-то степени расширить церковную аудиторию… Это сочинение, обращенное изнутри храма к тем, кто находится вне храма. Мне очень хотелось поделиться с людьми, далекими от Церкви, теми чувствами, которые мы испытываем, внимая церковным песнопениям. Мне хотелось, чтобы люди, которые не ходят регулярно в церковь, могли услышать те тексты, которые мы слышим на богослужениях Страстной седмицы… Эти службы - удивительное духовное сокровище. В моем становлении как христианина и как священнослужителя они сыграли огромную роль. Став священником, я каждый год ждал и теперь всегда жду богослужений Страстной седмицы, для меня они вместе с пасхальным богослужением становятся духовной кульминацией всего литургического года. Так вот, этот опыт мне и хотелось средствами музыки передать людям, которые с богослужением, может быть, недостаточно знакомы» (Христианская музыка для концертного исполнения - это тоже миссия // Московский церковный вестник. 2007. № 23(372), декабрь).
Муз. язык ораториальных и симфонических произведений И. отличают яркая мелодика, опора на тональную технику, обилие полифонического материала. И.- создатель оригинального жанра рус. духовной вокально-инструментальной оратории на богослужебные тексты с использованием интонаций рус. церковного пения, отдельных элементов муз. стиля барокко и стиля рус. композиторов XX в. По словам А. С. Соколова, «впервые в новейшей истории епископ Русской Православной Церкви, профессиональный композитор создал совершенно новое направление в музыке XXI века» (Благовещенская А. Музыкальная проповедь // НГ-Религии. 16 янв. 2008. С. 2).
И. пишет для различных составов: для хора а капелла (смешанного и мужского); хора и симфонического оркестра; солистов, смешанного хора и струнного оркестра; солистов, 2 хоров и симфонического оркестра; голоса и фортепиано. В исполнении произведений И. принимают участие ведущие российские и зарубежные музыканты, в т. ч. дирижеры Владимир Федосеев, Алексей Пузаков, Эндрю Уэйлс, солисты Евгений Нестеренко, Хибла Герзмава, Инесса Галанте, Алексей Тихомиров, Сюзан Шекспир, Государственный академический большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, Мельбурнский королевский филармонический оркестр, Центральный симфонический оркестр Мин-ва обороны РФ, Московский симфонический оркестр, Хор Государственной Третьяковской галереи, Московская хоровая капелла мальчиков, Вашингтонский хор мальчиков, Хор и оркестр Музыкального колледжа при Московской гос. консерватории, Академический симфонический оркестр Днепропетровской обл. филармонии. Исполнение ораторий И. в 2007-2009 гг. в России (Москва и др. города), на Украине (Киев, Днепропетровск), в Италии (Рим), в США (Вашингтон, Нью-Йорк, Бостон), в Австралии (Мельбурн) и Канаде (Торонто) вызывало неизменные овации публики и положительные отклики в прессе.
По поручению священноначалия И. с 1996 г. регулярно представляет РПЦ на различных международных и межхрист. форумах, является членом Исполкома и ЦК ВСЦ, Президиума богословской комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство», членом Смешанной комиссии по диалогу между православными Церквами и Римско-католической Церковью. Участвовал в заседаниях комиссий по диалогу между правосл. Церквами и англикан. Церковью, между правосл. Церквами и Всемирным альянсом реформатских Церквей, между РПЦ и Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, между РПЦ и Евангелическо-Лютеранской Церковью Германии. Входил в состав офиц. делегаций МП на праздновании 2000-летия Рождества Христова на Св. земле (Вифлеем, 2000) и 1700-летия принятия христианства Арменией (Ереван, 2001). Был главой делегации РПЦ на Генеральных Ассамблеях ВСЦ в Хараре (1998) и Порту-Алегри (2006), делегатом II Европейской экуменической ассамблеи в Граце (1997), XII Генеральной ассамблеи КЕЦ в Тронхейме (2003), III Европейской экуменической ассамблеи в Сибиу (2007). Возглавлял делегации РПЦ на заседаниях Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в 2000 г. в Балтиморе, в 2006 г. в Белграде и в 2007 г. в Равенне.
Участие в межхрист. диалоге И. рассматривает как возможность свидетельства о Предании древней неразделенной Церкви, сохраненном в богословии и духовном опыте Православия. Выступая на межхрист. форумах, И. указывает на все усиливающееся расхождение между Церквами Предания (православной и католической), с одной стороны, и протестант. общинами, вставшими на путь ревизии догматического и нравственного учения христианства, с другой. Либерализация вероучения и нравственности в протестант. общинах является, по мнению И., основным вызовом совр. христианству изнутри самого христианства (Orthodox Witness Today. 2006. P. IX). Считая бесперспективным богословский диалог между протестантами и православными в силу фундаментальных расхождений по мн. вопросам веры и морали, И. призывает к интенсификации православно-католич. сотрудничества: «Мы должны создать некий механизм совместного свидетельства о традиционном христианстве перед лицом расцерковленного мира. Такой механизм особенно необходим в Европе, где… христианство подвергается массированному натиску воинствующего секуляризма… Речь не идет о каком-то догматическом или вероучительном единстве, а… о стратегическом альянсе для совместных действий перед лицом общего противника» (Православное свидетельство в современном мире. 2006. С. 337).
И. регулярно участвует во встречах руководства Евросоюза с религ. лидерами. Выступает с критикой «воинствующего секуляризма», заявляющего о себе «как о единственной легитимной мировоззренческой системе, на основе которой должен строиться новый мировой порядок - как в Европе, так и за ее пределами». По словам И., «стремление вытеснить религию из общественной сферы, отвести ей место на задворках человеческого бытия, свести ее исключительно к области частной жизни отдельных индивидуумов - вот та программа, над выполнением которой трудятся представители современного либерального гуманизма, вдохновляемого идеями Просвещения с его специфическими представлениями о свободе и толерантности» (Там же. С. 257). В публичных выступлениях и интервью И. призывает к диалогу между религ. и секулярным мировоззрениями по вопросу о ценностях, к-рый считает «основным вопросом современного межцивилизационного диалога», ибо «от ответа на него, от того, какие ценностные ориентиры будут признаны основополагающими, зависит настоящее и будущее человечества» (Там же. С. 270). Ответом на вызов секуляризма со стороны христиан должна быть, по мнению И., «попытка вступить с ним в мирный, неагрессивный, хотя и заведомо неравный диалог с целью достижения баланса между либерально-демократической моделью западного общественного устройства и религиозным жизненным укладом» (Там же. С. 276).
Решением Синода от 7 июня 2022 г. назначен управляющим Будапештско-Венгерской епархией, с освобождением от обязанностей председателя Отдела внешних церковных связей, постоянного члена Священного Синода и ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры.
Указом Патриарха Кирилла от 15 июня 2022 г. освобожден от должностей настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке и храма мучеников Михаила и Феодора Черниговских (Черниговское подворье) г. Москвы.
Возглавляет диссертационный совет по теологии в системе Министерства образования и науки РФ.
Церковное служение И. отмечено грамотами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, орденом свт. Алексия Московского 2-й степени (2016), орденом блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (2019), орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2021); гос. наградами: лауреат Макариевской премии (2005), награжден орденом "Дружбы" (2011), орденом Почета (2016), орденом Александра Невского (2021), лауреат Государственной премии РФ (2021). Также И. имеет награды и ордена Поместных Православных Церквей.