(в иночестве Гавриил, в схиме Игнатий; † 19.09.1147, Киев), блгв. кн. киевский (пам. 5 июня, 19 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), 2-й сын черниговского и новгород-северского кн. Олега (Михаила) Святославича, внук кн. киевского и черниговского Святослава (Николая) Ярославича. Основными источниками сведений об И. О. являются Лаврентьевская и Ипатьевская летописи, сообщения к-рых не совпадают в рассказах о вокняжении И. О. в Киеве и о смерти князя. Повествование в составе Ипатьевской летописи основано на 2 источниках: на благожелательном к И. О. черниговском летописце его брата Святослава (Николая) и на враждебном И. О. киевском летописании кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича. Первый источник не был использован при создании Лаврентьевской летописи, опиравшейся на киевское летописание более ранней редакции, нежели в Ипатьевском своде.
Время рождения И. О. неизвестно. Исходя из того что его младший брат Святослав впервые женился в янв. 1108 г., можно полагать, что И. О. род. в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XI в. Его имя в крещении устанавливается по данным синодиков и по упоминанию ц. во имя св. Георгия на дворе князя в селе под Путивлем (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 333). И. О. участвовал в 1127 г. в походе на Полоцкое княжество в составе войск черниговских князей, в 1134 г. он входил в коалицию потомков кн. Святослава Ярославича, боровшихся против Мономашичей за обладание Курским Посемьем. 8 авг. 1135 г. св. князь участвовал в победном для Ольговичей сражении на р. Супой, когда при поддержке союзных половцев правители Чернигово-Северской земли разгромили войска киевского кн. Ярополка Владимировича.
После 5 марта 1139 г., когда киевский стол занял старший брат И. О. Всеволод (Кирилл), И. О. и Святослав Ольгович рассчитывали, что им достанется черниговское княжение, однако оно было передано их старшему двоюродному брату Владимиру Давидовичу. В 1142 г. вместе с младшим братом и двоюродными братьями Владимиром и Изяславом Давидовичами И. О. потребовал от правителя Киева увеличения своих владений (в это время И. О. и кн. Святославу принадлежали волости у Гомия (ныне Гомель)). После отказа Всеволода братья напали на Переяславль Русский (ныне Переяслав-Хмельницкий), но были разбиты. Вскоре И. О. вторично осадил Переяславль и вновь потерпел неудачу. Тем не менее после прекращения военных действий князь получил от киевского правителя Городец-Остёрский, Юрьев и Рогачёв. В 1144 и 1146 гг. И. О. участвовал в общерус. походах на Галицкое княжество, к-рые организовал кн. Всеволод Ольгович. В 1144 г. И. О. успешно выступил посредником между старшим братом и галицким кн. Владимиром Володаревичем, пообещавшим И. О. поддержку при занятии в будущем киевского стола.
Подробный рассказ о вокняжении И. О. в Киеве в Ипатьевской летописи восходит к черниговскому источнику. В 1145 г. И. О. был объявлен наследником Всеволода Ольговича. В числе рус. князей, признавших это решение и целовавших крест правителю Киева, был и переяславский кн. Изяслав Мстиславич (он был родственником И. О., поскольку сестра Изяслава Мария была замужем за Всеволодом Ольговичем), а также двоюродные братья И. О. Владимир и Изяслав Давидовичи, присягнувшие И. О. в храме св. Спаса в Чернигове, при чем Черниговский еп. Онуфрий сказал: «Аще кто сего крестьно целования състоупить, а проклят будеть» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 324-325). В кон. июля 1146 г. И. О. как буд. правителю Киева присягнули призванные кн. Всеволодом в Вышгород представители киевской знати. Эту процедуру др. киевляне повторили в Угорском урочище под Киевом, вышгородцы - в Вышгороде. 2 авг. 1146 г., на следующий день после смерти кн. Всеволода, И. О. въехал в Киев. На вече, собранном на Ярославле дворе, горожане потребовали от нового правителя наказать тиунов покойного киевского князя Ратшу и Тудора. И. О. обещал, что насилия в Киеве не будет, новые тиуны будут поставлены по воле киевлян, а суд будет осуществлять он сам, после чего киевляне вновь присягнули князю. И. О. пресек попытки горожан грабить дворы неугодных им лиц. (В Лаврентьевском своде, основанном на киевском летописании, сведения о присягах И. О. киевлян и князей отсутствуют.) Вскоре киевляне решили, что И. О. им «не угоден», и тайно отправили послов к Изяславу Мстиславичу с приглашением на киевский стол. (В Московском своде кон. XV в. читаются слова о нарушении И. О. соглашений с киевлянами, которые отсутствуют в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях. Не исключено, что это попытка согласовать сведения 2 источников.)
Против войск Изяслава, двинувшихся из Переяславля Русского вместе с союзными половцами, И. О. выступил со Святославом Ольговичем и с племянником Святославом Всеволодовичем. Значительная часть ополчения киевлян, подговоренная киевским тысяцким Улебом и воеводой Иваном Войтишичем, во время боя перешла на сторону переяславского князя. Сторону Изяслава приняли также Изяслав и Владимир Давидовичи, нарушив крестное целование в надежде захватить «волости» И. О. и Святослава, к-рого они предполагали убить после И. О. (черниговский летописец обличает князей за нарушение присяги: диавол вложил им мысль «не взискати брата Игоря, ни помянути отцовства, ни Божественныя любве, якоже бе лепо жити братьи единомыслено укупе» - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 328-329). Сражение произошло 13 авг. 1146 г., войска И. О. были разбиты. Князь бежал, около Дорогожича попал в болото, где и был 17 авг. пойман. После того как И. О. привели в Киев, Изяслав Мстиславич сначала приказал поместить его в свой родовой киевский Выдубицкий Всеволож во имя архангела Михаила мужской монастырь под Киевом. Позднее закованного в «железа» князя под охраной отправили в Переяславль-Южный, где он был заточен в «порубе» в Иоанновском муж. мон-ре.
Арест И. О. стал причиной затяжной войны между южнорусскими князьями. Изяслав Мстиславич при поддержке Владимира и Изяслава Давидовичей захватил владения и имущество Ольговичей. При этом союзники не пощадили принадлежавшую И. О. домовую Георгиевскую ц., к-рая была ими разграблена и сожжена. На земле вятичей эта коалиция князей встретила сопротивление новгород-северского кн. Святослава Ольговича, поставившего задачей освободить брата. Преследуемый союзниками Изяслава, кн. Святослав в 1146 г. признал старейшинство ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого и попросил его о военной помощи.
В кон. 1146 г., будучи тяжело болен, И. О. обратился к Изяславу Мстиславичу с просьбой разрешить принятие монашеского пострига. Киевский князь дал на это согласие и освободил И. О. из темницы. Бывший узник, к-рый не мог ни есть, ни пить, ни двигаться, был принесен в келью. Через 8 дней его самочувствие улучшилось, и 5 янв. 1147 г. Переяславский еп. Евфимий совершил иноческий постриг И. О. По-прежнему не доверяя И. О., кн. Изяслав перевел его в свой родовой мон-рь во имя вмч. Феодора Стратилата в центре Киева, где игумен совершил постриг И. О. в схиму (М. Н. Бережков установил, что в монашестве И. О. имел имя Гавриил, в схиме - Игнатий; см.: Бережков. 1893. С. 42. Примеч. 36). В мон-ре к схимнику были приставлены сторожа.
Рассказ о гибели И. О. в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях восходит к киевскому летописанию, задачами к-рого в данном случае являются возложение вины за убийство князя на киевлян и оправдание Изяслава Мстиславича. 19 сент. 1147 г. у Софийского собора в Киеве собралось вече, на к-ром была решена судьба И. О. В присутствии киевского наместника кн. Владимира Мстиславича, митр. Климента Смолятича и киевского тысяцкого посол Изяслава Мстиславича, находившегося в очередном походе против Святослава Ольговича, передал сообщение об измене черниговских князей Владимира и Изяслава Давидовичей и Святослава Всеволодовича, тайно целовавших крест Святославу Ольговичу и намеревавшихся умертвить или захватить в плен правителя Киева. В ответ киевляне заявили о готовности поддержать Изяслава Мстиславича и отправиться в поход на Чернигов. Перед этим было решено убить И. О., поскольку он «ворог князя нашего и нашь» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 317). Несмотря на то что митр. Климент, как и Владимир Мстиславич и тысяцкие, «много возбраняше», напоминая, что убийство противоречит воле кн. Изяслава, киевляне не хотели отступать от своего намерения.
Горожане во время обедни ворвались в стоявший недалеко от Софийского собора Феодоровский мон-рь и схватили находившегося в храме И. О., сорвав с него монашеское облачение. В воротах толпу остановил кн. Владимир Мстиславич, к-рому удалось укрыть И. О. плащом и увести на двор своей матери. Однако толпа выломала ворота, и, несмотря на попытку кн. Владимира и его боярина Михаля с риском для жизни защитить И. О., князь-схимник был схвачен и жестоко избит. Затем еще живого князя за ноги поволокли через Бабин торжок на «княжь двор», где убили. У Десятинной ц. убийцы положили тело страстотерпца на повозку, отвезли на Подол и бросили на торговой площади. Согласно Ипатьевской летописи, к выставленному на поругание телу князя-схимника приходили благочестивые киевляне и «взимаху от крове его и от покрова, сущаго на нем, на теле его, на спасение себе и на исцеление, и покрывахуть наготу телесе его своими одежами». По повелению тысяцкого Лазаря тело И. О. было перенесено в ц. арх. Михаила («новгородскую божницу», храм новгородских купцов), где, согласно черниговскому летописцу, «на ту ночь Бог прояви над ним знамение велико: зажгошась свече вси над ним в церкви тои» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 353-354). Митр. Климент, на следующее утро оповещенный новгородцами о случившемся, запретил разглашать о чуде («повеле потаити такую благодать») и послал игум. Феодоровского мон-ря Ананию, который, облачив нагое тело страстотерпца, совершил отпевание. В тот же день И. О. был погребен в киевском Симеоновском мон-ре - родовой обители потомков вел. кн. Святослава Ярославича, деда И. О. Когда кн. Изяслав узнал о расправе, то «печален бысть» и поклялся, что он «не повелел, ни науцил» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 318; Т. 2. Стб. 354-355). В 1150 г. кн. Святослав Ольгович торжественно перенес останки брата в родовую усыпальницу черниговских князей - «терем» (башню) Преображенского собора Чернигова.
Перенесение останков И. О. в Чернигов положило начало его местному почитанию. По мнению Д. С. Лихачёва, в 1150 г. по заказу Святослава Ольговича было написано Житие И. О. по образцу Жития св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, тогда же состоялась местная канонизация святого (Бережков писал о том, что память И. О. чтилась в Черниговской земле «наряду с именами святых страстотерпцев Бориса и Глеба»; см.: Бережков. 1893. С. 2). Житие И. О., как предполагали Присёлков и Лихачёв, было включено в черниговскую летопись - один из источников Ипатьевского свода. В последнем читаются фрагменты предполагаемого древнего Жития И. О., отличающиеся от остального повествования агиографическим характером: молитвы св. князя перед кончиной, рассказ о том, что киевляне брали «на спасение себе» частицы «от крове его и от покрова, сущаго на нем», сообщение о чуде зажжения свечей над гробом страстотерпца (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 349-354; рассказ о чуде зажжения свечей содержит прямой выпад против митр. Климента - ставленника кн. Изяслава). Одной из главных тем черниговских произведений, посвященных И. О. (Жития и летописного рассказа), было прославление князя, названного в летописи «добрым поборником отечества своего», как невинного мученика, ставшего жертвой предательства как князей, так и киевлян. В 1151 г. кн. Святослав в память о брате назвал своего родившегося на Пасху сына Игорем (Георгием) (Литвина, Успенский. 2006. С. 105. Примеч. 97).
Краткое Житие И. О. имелось под 11 июля в Минее новгородского Софийского собора (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 168). Первоначально в синодиках И. О. упоминался только как представитель черниговской династии князей (Зотов. 1892. С. 24; РГБ. Рум. № 387. Л. 26). Его имя не фигурирует в перечне канонизированных рус. князей во Вселенском синодике Успенского собора Московского Кремля 1684 г. (ДРВ. Ч. 6. С. 438-439, 491-492). Однако И. О. назван в числе рус. святых в «Слове на Субботу сыропустную» в сборнике XV в. (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 214; Голубинский. Канонизация святых. С. 58. Примеч. 3). Рассказ об И. О. содержится в Хронографе Русской редакции 1512 г., созданном в 1516-1522 гг. Досифеем (Топорковым) в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 387-388). В сочинении указана ошибочная дата смерти князя - 1152 г., И. О. фактически отождествляется здесь со своим племянником - новгород-северским кн. Игорем (Георгием) Святославичем. В следующем общерус. своде - Никоновской летописи, созданной в Волоколамской обители в 20-х гг. XVI в. по повелению митр. Даниила, в отличие от ряда Московских сводов 2-й пол. XV в. содержится подробный рассказ о кончине И. О. и о чудесах, происходивших во время его отпевания (ПСРЛ. Т. 9. С. 159-160, 166, 168-171, 175-176, 179, 188). Известия Никоновской летописи стали основным источником 2-й редакции Жития И. О., сохранившейся в 10-й гл. в составе 5-й степени «Книги степенной царского родословия» с названием «Страдание святаго мученика Киевьскаго великаго князя Игоря Ольговича инока». Данная редакция Жития помещена в рукописном сборнике 1633 г. Германа (Тулупова): сначала ошибочно под 11 февр., затем под 27 нояб. (день памяти блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича) (РГБ. Троиц. № 694. Л. 147-151 об.); под 5 янв.- в Милютинских Четьих-Минеях; под 5 июня - в Четьих-Минеях митр. св. Димитрия (Савича (Туптало)). На известность Жития И. О. среди православных в Речи Посполитой указывает упоминание о нем в Густынской летописи, составленной в 1-й пол. XVII в., после 1608 г. (ПСРЛ. Т. 40. С. 84). Проложное Житие И. О. впервые помещено в печатном Прологе 1662 г.
Особая «Повесть о убиении блаженного Игоря» сохранилась в редакции Киево-Печерского патерика, созданной в сер. XVII в. архим. Киево-Печерского монастыря Иосифом (Тризной). Ее источником была южнорус. летопись типа Ипатьевской. В «Повести...» рассказывается, что перед гибелью И. О. молился перед иконой Божией Матери «Умиление», впосл. получившей название Игоревская. В XIX в. икона находилась в приделе св. ап. Иоанна Богослова, позднее - в алтаре над жертвенником в приделе первомч. Стефана в Успенском соборе Киево-Печерской лавры (ср.: Закревский. 1868. Т. 2. С. 684-685; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 236). Очевидно, сюда икона могла попасть в сер. XIII-XV в., когда в Киево-Печерский мон-рь из разрушенных церквей города был перенесен ряд почитаемых икон. Особо бережное отношение к реликвии в этой обители объясняется тем, что в синодике мон-ря «схимон(ах) Игнатий» был записан среди «князей черниговских, ктиторов святыя обители Киево-Печерские» (РГБ. Ф. 256. № 387. Л. 28 об. [Копия со списка 1718 г.]). После 1917 г. местонахождение иконы неизвестно.
Под 19 сент. память князя-инока помещена в Месяцеслове Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 303, сер. 50-х гг. XVII в.), под 9 сент.- в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). Память И. О. внесена в «Любопытный месяцеслов полный» (М., 1794, 1795), что говорит о том, что к кон. XVIII в. уже состоялась общерус. канонизация святого. В службе святому он называется князем-страстотерпцем, уподобляется архидиак. первомч. Стефану. В 3-м тропаре 8-й песни канона И. О. прославляется как «победитель жестокосердых убийц», благодаря мученической кончине взошедший на небо (Минея (МП). Сент. Ч. 1. С. 543). Канонизация святого подтверждена внесением его имени в Собор Тульских святых (празд. установлено 3 июня 1987) и в Собор Брянских святых (празд. установлено 5 дек. 2003).
В состав Радзивиловской летописи (БАН. 34. 5. 30, кон. XV в.) вошли миниатюры, иллюстрирующие военные походы Ольговичей 1135-1136 гг., в числе к-рых был И. О. (Л. 166-168 об., 169 - вверху); под 1142 г. помещена миниатюра с изображением похода И. О. на Переяславль (Л. 172 об.- внизу). История поражения И. О. открывается миниатюрой под 1146 г., где показано бегство войск князя и его брата от Изяслава (Л. 175) и заточение И. О. в Выдубицком мон-ре (Л. 176 - внизу), продолжается под 1147 г. миниатюрами, сюжет к-рых рассказывает о попечении кн. Владимира Мстиславича о судьбе И. О. (Л. 178-179), о прошении И. О. о постриге и его пострижении еп. Евфимием Переяславским (Л. 177) и завершается сценами надругательства киевлян над телом князя-инока («...поворзоше за нозе, волокоша сквозе Бабин торжок до Святое Богородици») и перенесения его останков с торга в ц. арх. Михаила (Л. 179 об.).
В Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в. (Голицынский том - РНБ. F.IV.225) проиллюстрированы события, связанные, в частности, с военными действиями в отношении Переяславля (попытка И. О. сесть на княжение - Л. 76 об. и его поражение - Л. 77), а также показано пострижение И. О. св. Евфимием, еп. Переяславским (Л. 140).
По описаниям иконописных подлинников XVIII - 20-х гг. XIX в. под 5 июня, И. О. «ростом был средний и сух, смугл лицем, власы над обычаи, как поп, носил долги, брада же узка и мала, прилежно уставы иноческие хранил, погребен в монастыре святаго Симеона… и облечен в одежды монашеския» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 361-362), «рус, брада подоле Николины, власы просты, риза преподобническая» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 165 об.). В руководстве для иконописцев 1910 г. В. Д. Фартусова указано, что И. О. «типа русскаго, средних лет; ростом средний; телом сух, лицом смугл, у него малая и узкая борода, волосы разсыпаны по плечам; одежды монашеския, на голове схима» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 306).
Изображение И. О. как седовласого князя с непокрытой головой помещено в Царском Титулярнике 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III; см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. № 13; наименован как «брат Всеволодов») и его копиях нач. 70-х гг. XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. № 440; F.IV.764; ГИМ. Муз. № 4047). Образ И. О. был введен в ряд композиций генеалогического древа Российских великих князей, царей и императоров (роспись 1689 г. в галерее Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве, стенопись свода парадных сеней ГИМ (выполнена в 1883 артелью Ф. Г. Торопова), гравюры и литографии XVIII-XIX вв. с изображениями родословных таблиц рус. государей (напр., в ГЛМ, см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 239)). Фигура И. О. занимает отдельное клеймо на иконе «Образ всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» (60-е гг. XIX в., собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге), он изображен в монашеском одеянии, со сложенными крестообразно на груди руками с крестом. Святой написан в верхнем ряду на иконе Божией Матери «Знамение» с собором блгв. князей и княгинь Всероссийских, созданной как дар имп. семье к 300-летию Дома Романовых ок. 1913 г. на московской фирме Оловянишникова (ГЭ).
Условный портрет И. О. встречается на гравюрах и литографиях, сюжетное изображение (в доспехах, на коне) - на литографии по рис. Б. А. Чорикова, ок. 1836 г. (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах / Изд.: А. Прево. СПб., 1836. Ч. 1). Образ И. О. включался также в монументальные программы убранства храмов: в частности, в стенописи храма Христа Спасителя он изображен в академической манере рядом с блгв. кн. Константином Муромским в приделе во имя блгв. вел. кн. Александра Невского (70-е гг. XIX в., худож. Фартусов по эскизам Н. А. Лаврова). В облачении схимника с крестом в правой руке И. О. изображен на эскизе В. М. Васнецова к росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1893, ГТГ). В составе Собора русских святых И. О. (средовек в княжеском одеянии, с крестом в правой руке, левая рука на рукояти меча; надпись: «Сты(й) Игоръ Кiев(с)») показан в центральной части 2-го ряда на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ).
И. О., в куколе, с небольшой седой бородой, представлен в группе Черниговских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой): 1934 г.- келейном образе свт. Афанасия (Сахарова), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) и на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, ц. Воскресения Христова в Сокольниках, ц. свт. Николая в Клённиках в Москве и др.). Сохранилась прорись (образец для иконописного кружка) 70-х гг. XX в., сделанная мон. Иулианией (собрание иконописной школы МДАиС), на к-рой И. О. изображен прямолично по пояс, в княжеском плаще и шапке с орнаментами, с крестом в правой руке, с густыми волосами и маленькой редкой бородой.
Совр. иконография И. О. достаточно разнообразна и основана преимущественно на текстах подлинников. Неск. единоличных поясных изображений благоверного князя в схиме исполнено в иконописной школе МДАиС в визант. и древнерус. стилистике: икона 90-х гг. XX в. (средовек с вьющейся, раздвоенной на конце бородой, в куколе, с крестом в правой руке), образ 2005 г. работы В. С. Глазовской (святой с небольшой округлой бородой, правая рука раскрыта ладонью). На иконе, написанной ок. 2005 г. в Москве, И. О. с едва заметной бородкой, в мантии и округлом куколе, со свитком в руках; на совместном изображении со св. Еленой (ок. 2007) - в рост в небольшом повороте вправо, в княжеских одеждах и шапке, с крестом в правой и мечом в левой руке, русые волосы прядями ниспадают на плечи. Существуют и др. варианты совр. икон святого в княжеских одеждах, с крестом (в т. ч. в технике шитья).