Место захоронения Островских преподобных было неизвестно в XIX в. Согласно архим. Леониду (Кавелину), Дионисий был основателем Введенского мон-ря в с. Архангельском (Сермакса), был похоронен там в церкви; остальные перечисленные в «Описании о российских святых» ученики прп. Александра, а также прп. Никифор Важеозерский (см. Никифор и Геннадий, преподобные, Важеозерские) были погребены в пещере при Преображенской ц. Задненикифоровой пуст. По предположению архиеп. Сергия (Спасского), эти сведения являются результатом смешения Задненикифоровой пуст. на оз. Важе и Задней пуст. на р. Ояти. По его же догадке, основателем Оятского Введенского мон-ря мог быть Игнатий, упоминаемый первым в перечне Островских преподобных в «Описании о российских святых».
По-видимому, в XVIII-XIX вв. преподобные продолжали почитаться местно. В старообрядческих святцах XIX в. (БАН. Дружин. № 131(164)) они упомянуты (кроме Дионисия) с отдельными днями памяти (совпадающими с празднованиями тезоименитых им святых): под 3 окт. помещена память Дионисия (Л. 29 об.; Дионисий Островский и Дионисий Новгородский упом. здесь как разные святые), под 20 дек.- «преподобнаго отца нашего Игнатия, иже на Ояти, ученика святаго Александра Свирскаго» (Л. 85 об.), под 10 апр.- «преподобнаго отца нашего Феодора, ученика святаго Александра Свирскаго, иже на Ояти» (Л. 169), под 16 апр.- «преподобнаго отца нашего Леонида, ученика святаго Александра Свирскаго, в Островском монастыре» (Л. 173), под 16 мая - память Феодора (вторично) (Л. 193 об.), под 19 мая - «преподобнаго отца нашего Корнилия, ученика св. Александра Свирскаго» (Л. 196 об.), под 27 мая - «преподобнаго отца нашего Ферапонта, иже на Ояти, ученика св. Александра Свирскаго» (Л. 202). Канонизация Островских преподобных совершилась включением их имен в Собор Карельских святых, учрежденный в 1974 г., и в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было возрождено в 1981 г.
Краткие описания облика Дионисия содержатся в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 3 окт.: «Подобием рус, брада Василия Кесарийского, ризы преподобническия» (РНБ. СПбДА. А.II.54. Л. 9 об., сер. XIX в.; см. также подобные тексты в ркп. 30-х гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 70; Большаков. Подлинник иконописный. С. 36; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 34; назван Новгородским).
Изображения Игнатия и др. Островских святых известны в составе композиции «Собор святых, в земле Карельской просиявших», которая, очевидно, была разработана на Валааме или в с.-петербургской иконописной мастерской Пешехоновых по заказу Валаамского мон-ря. Икона 1876 г. находилась в местном ряду ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на кладбище Валаамской обители, слева напротив храмового образа с датой и подписью В. М. Пешехонова (в наст. время обе иконы - в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Она упомянута в описях монастырского имущества 1912 и 1942 гг. (АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. № 18; Bd: 15. Л. 6(11). № 121).
Дионисий представлен в правой части в 4-м ряду 2-м справа старцем в монашеском одеянии с куколем на плечах, с высоким лбом с залысинами, седыми редкими волосами и окладистой бородой, взор обращен вверх на икону Св. Троицы Ветхозаветной (надпись на нимбе: «с. Дiонисiй»). Слева возле него - Корнилий в виде средовека с немного склоненной головой, русыми волосами на прямой пробор и небольшой бородой, справа прямолично - прп. Афанасий. Игнатий и Леонид - в левой части композиции, соответственно 2-й и 1-й в 4-м ряду (справа от них - преподобные Геннадий и Никифор Важеозерские и Антоний Сийский в центре), смотрят вправо, головы не покрыты, у первого волосы на прямой пробор и борода средней величины с проседью, у второго - русые волнистые волосы и более длинная борода, нос с горбинкой (надписи: «с. Игнатiй», «с. Леонидъ»). Преподобные Феодор (с опущенной головой, смотрит вниз, лоб с залысинами) и Ферапонт написаны в 5-м ряду крайними справа вполоборота к центру как средовеки с темными волосами и короткими бородами (надписи: «с. Феодоръ», «с. Ферапонтъ»). Лики моделированы в академической манере, одеяния - золотопробельными разделками, нимбы и фон золотые с гравировкой.
Две идентичные по иконографии и стилю иконы этого сюжета с немного иной композицией были исполнены в том же 1876 г. в иконописной мастерской Валаамской обители, подписаны как «труд валаамских иноков» (Нововалаамский мон-рь, Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Островские святые представлены преимущественно в 4-м ряду (Леонид и Игнатий - крайними слева, Дионисий, Феодор и Ферапонт - справа) вполоборота к центру или прямолично, тоже вместе с 2 Важеозерскими преподобными и прп. Антонием Сийским, преподобные Корнилий и Афанасий - в 5-м ряду у правого края. Все они представлены как средовеки с русыми немного волнистыми волосами на прямой пробор и широкими бородами средней величины (у Игнатия, Корнилия и Ферапонта бороды с проседью; у Леонида левая рука с четками на груди), что соответствует их восприятию как учеников прп. Александра Свирского. Облик Дионисия на валаамских иконах написан без учета сведений иконописных подлинников. Надписи на нимбах: «св: Леонидъ чуд:», «св: Игнатiи чуд:», «св: Дiонисiй чудот:» и т. п.
Существует предположение, что к числу Островских святых принадлежит один из 2 изображенных с именем Феодор в правой группе на прориси с иконы Собора Новгородских чудотворцев XVIII в. (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399, 619). Вероятно, он представлен также в числе преподобных на иконе «Новгородские святые» 1728 г. письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ). На совр. иконе «Важеозерские чудотворцы» (Александров Свирский мон-рь?) преподобные Афанасий, Дионисий и др. Островские святые изображены вместе с преподобными Никифором и Геннадием, в схимах и куколях, в виде старцев с окладистыми седыми бородами (различной длины), с прижатой к груди или благословляющей десницей.