(Черкасской и Каневской епархии), находится близ с. Чубовка Черкасского р-на и обл., в 4 км на северо-восток от с. Жаботин Каменского р-на Черкасской обл. (Украина). Первоначально располагался в мест. Ст. Монастырище в урочище Ветряная Гора, в кон. ХVIII - нач. ХIХ в. был переведен на нынешнюю территорию.
Время основания неизвестно. Впервые упоминается в 1706 г. в письме Киевского митр. Варлаама (Ясинского) гетману И. С. Мазепе, к-рого митрополит просил принять под покровительство Ж. м. и др. обители. В 1709 г. белоцерковский полковник С. Палей передал мон-рю мельницу на р. Стугне близ с. М. Солтановка (в грамоте от 14 окт. 1709 обитель именовалась «Онуфриевская Спасская»). В XVIII в. имущество мон-ря неоднократно подвергалось конфискациям: в 1758-1759 гг.- комиссаром Матвеем Троицким, в 1762-1763 гг.- комиссаром Леоном Самборецким, к-рый отнял у обители мельницу и угодья. Депозитор Казимир Скелмовский сжег все кельи, отнял у братии 2 хутора. При этом нередко монахов арестовывали и содержали под стражей в селах Медведевка и Жаботин. В 1766 г. в донесении Киевскому митр. Арсению (Могилянскому) игум. Ефрем (Быковский) свидетельствовал, что общий убыток, нанесенный мон-рю, составил более 22 тыс. р. Нек-рое время в Ж. м. проживал один из руководителей крестьянско-казацкого восстания (Колиивщины) - Максим Железняк (Зализняк), о чем он давал показания на допросе в 1768 г.
Жизнь иноков в ХVIII в. осложнялась не только социально-политическими событиями, но и тяжелым экономическим положением. Только 14 сент. 1777 г. кн. М. Любомирский предоставил Ж. м. права на владение мельницей с прудом и заливными лугами по обеим сторонам р. Жаботинки и др. землями. В посл. четв. ХVIII в. известны случаи нападения крестьян, присвоения монастырской земли местными помещиками. В целом же объем земельных владений Ж. м. представить довольно сложно. Сохранившиеся документы не дают об этом полной информации, к тому же правобережные мон-ри в отличие от левобережных не имели постоянных землевладений, размер и местонахождение земельных наделов изменялись преимущественно в сторону уменьшения в связи с напряженными отношениями с местной польск. властью и местными землевладельцами. В ХIХ в. экономическое положение Ж. м. значительно улучшилось. К 1842 г. Ж. м. имел 600 ульев. В 1864 г. обители принадлежали 233 дес. земли, 30 дес. леса, мельница на р. Жаботинке, хутора Лаврусиха и Некрасиха; ежегодная прибыль составляла до 1 тыс. р., а общий капитал насчитывал 9593 р. К 1879 г. количество земель увеличилось до 313 дес., доход составлял 6,5 тыс. р., а капитал в ценных бумагах - 10 тыс. р.
К 1788 г. в Ж. м. проживали 30 насельников (настоятель, 8 иеромонахов, 2 иеродиакона, схимонах, 13 монахов, 5 рясофорных послушников), в 1864 г.- 33 насельника. В 1791 г. в работе Пинской конгрегации от имени монастыря участвовали игум. Мелхиседек (Каховский) и мон. Герман (Савчинский). Они же представляли и чигиринский Троицкий жен. мон-рь Киевской губ. Со 2-й пол. XVIII в. Ж. м. прославился своей иконописной мастерской. Иконы, написанные монахами и их учениками, считались лучшими в регионе. Известно, что 2 иконы были подарены кн. Г. А. Потёмкину и управляющему его имениями полковнику Сталю. В ХIХ - нач. ХХ в. Ж. м. стал крупным культурным, сельскохозяйственным и производственным центром, известным за пределами Черкасского у. В Ж. м. были организованы б-ка, школа грамотности, в 1875 г. открыта школа иконописи. В 1909 г. в богадельне Ж. м. (на территории г. Черкассы) проживали 20 беспризорных, в 1911 г.- 35 чел. На сельскохозяйственной конференции в Смеле в 1911 г. Ж. м. был отмечен почетной грамотой Черкасского земства за вклад в развитие садоводства и виноградарства. На территории монастыря было налажено изготовление кирпича, к-рый использовался для строительства и широко продавался в регионе. Среди археологических находок этот кирпич можно распознать по характерным оттискам на изделии - буквам О и М. К 1918 г. обитель поддерживала тесные связи с 27 магазинами, мастерскими, фирмами и акционерными об-вами в г. Черкассы.
Возведенная в 1732 г. в Ст. Монастырище однокупольная деревянная ц. во имя прп. Онуфрия Великого в 1802 г. сгорела. По инициативе игум. Мелхиседека в 1809-1812 гг. на новом месте был возведен каменный теплый храм прп. Онуфрия Великого, юж. придел в честь Покрова Пресв. Богородицы освятили в 1904 г. Деревянная ц. во имя вмц. Варвары, построенная в 1775-1779 гг. по благословению митр. Гавриила (Кременецкого), упоминается в описях Ж. м. лишь до 1798 г.
Деревянный соборный храм в честь Успения Пресв. Богородицы строился в 1758-1764 гг., при игум. Ефреме (Быковском), по благословению Киевского митр. Тимофея (Щербацкого). В 1778 г. игум. Софроний получил разрешение из Киевской духовной консистории на освящение приделов Успенской ц.: правого - во имя Всех святых, левого - во имя свт. Николая Чудотворца. В 1865 г. Успенский собор был отремонтирован (по нек-рым сведениям, перестроен) и освящен викарием Киевской епархии Чигиринским еп. Порфирием (Успенским). Решением Черкасского облисполкома от 5 июня 1973 г. Успенская ц. была взята на учет под гос. охрану как памятник архитектуры ХVIII в. местного значения (№ 322), хотя, по свидетельству местных жителей, еще в 1978 г. она использовалась как зернохранилище.
В 1903 г. городская дума выделила Ж. м. земельный участок в г. Черкассы (присоединив его к землям, пожертвованным мещанами в 1898 и 1901) с условием возведения храма, уч-ща для сирот и хозяйственных строений. Здесь была построена и 5 нояб. 1906 г. освящена монастырская каменная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1910-1923 гг. в г. Черкассы при храме Рождества Пресв. Богородицы располагалось подворье Ж. м. (с 27 дек. 2003 черкасский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь).
При мон-ре сохранились пещеры, изучавшиеся в ходе археологических исследований и очищенные от наносного грунта в процессе раскопок в 1996-2007 гг. Пещеры находятся в 125 м на северо-восток от Онуфриевской ц., их общая протяженность составляет не менее 82,5 м. На западе, на расстоянии 150 м от церкви, находится подземная келья. На расстоянии 64 м на северо-восток от церкви появился провал, вероятно, здесь существовала еще одна система подземных ходов. Точно датировать период существования этих подземных сооружений невозможно, но часть из них исследователи относят ко 2-й пол. ХVII - нач. ХVIII в.
В 1921 г. в собственности мон-ря оставалось лишь 10 дес. земли, пригодной для сельскохозяйственного использования. 10 июня 1923 г. окрликвидком с нарушением существовавшего законодательства принял решение о закрытии мон-ря. В 1924 г. все оставшиеся монастырские земли были переданы гос-ву. Братия проживала в Ж. м. до 1928 г., когда распоряжением местного райисполкома была выселена из келий. В нач. 30-х гг. мон-рь был разграблен и разрушен. Погибшие в 1937-1938 гг. монахи Дамиан (Тимофей Храпаченко), Феодор (Киба) и Киприан (Олийнык) были реабилитированы в 1958 и 1989 гг., канонизированы решением Синода УПЦ от 28 окт. 1997 г. в числе 103 новомучеников Черкасских (пам. 13 мая).
Во время Великой Отечественной войны Ж. м. находился в зоне боевых действий. В кон. 1943 г. в кельях Ж. м. поселились 25 монахинь во главе с игум. Рафаилой (канонизирована в 1997), изгнанных оккупантами из Матронинского во имя Святой Троицы монастыря. В 1949 г. монахини переселились в Лебединский мон-рь.
23 дек. 1993 г. Ж. м. был возобновлен. К маю 2008 г. в монастыре проживали настоятель архим. Еразм (Борданов) и 11 насельников. Богослужения совершаются в сохранившемся Онуфриевском храме. Построен кирпичный 2-этажный келейный корпус, возведены строения для хозяйственных нужд, изготавливаются свечи. В обители находятся местночтимые иконы Успения Пресв. Богородицы и прп. Онуфрия Великого.