Иван Степанович (20.03. 1639, с. Мазепинцы близ г. Белая Церковь (по др. данным - Белая Церковь) - 21/22.09.1709, с. Варница близ г. Бендеры), гетман Левобережной Украины (1687-1708) и «обоих берегов Днепра» (1704-1709). Из укр. правосл. шляхты. Учился в Киево-Могилянской академии, знал латинский, немецкий и польск. языки. В 1656 г. стал пажом польск. кор. Яна II Казимира и выполнял роль камердинера. В 1663 г. М. участвовал в дипломатической подготовке Черниговского похода Яна II Казимира (на территорию Левобережной Украины). В 1666 г., после скандала из-за адюльтера с замужней шляхтенкой, перешел к восставшему против поляков гетману П. Д. Дорошенко и вместе с ним с 1669 г. стал фактически подданным Османской империи. В 1674 г., когда М. вез пленных казаков с Левобережной Украины в качестве заложников в Крым, он сам попал в плен к запорожскому кошевому атаману И. Д. Сирко и едва не был им убит, но избежал гибели и стал служить левобережному гетману И. С. Самойловичу. С 1682 г. М.- генеральный есаул. После 1-го Крымского похода рус. войск (1687) по указанию кн. В. В. Голицына вместе с войсковым судьей В. Л. Кочубеем составил донос на Самойловича, в результате которого тот был сначала приговорен к смертной казни, но впосл. сослан в Сибирь. 25 июля 1687 г. на раде во время остановки на р. Коломак М. был избран гетманом Левобережной Украины. Тогда же он пошел на соглашение с рус. правительством («Коломакские статьи»), тем самым формально усилив позиции царской власти на Гетманщине. В 1689 г. одним из первых поддержал царя Петра I Алексеевича в его борьбе за власть с царевной Софией Алексеевной. Пользовался полным доверием Петра I. В 1692-1695 гг. М. разбил отряды «гетмана» Петрика (авантюриста, чьи претензии на гетманство поддерживал крымский хан), во время Азовских походов 1695-1696 гг. действовал в низовьях Днепра в составе войска Б. П. Шереметева, а в 1697-1698 гг. вместе с рус. войсками участвовал в походе на Очаков. 1 сент. 1707 г. по просьбе Петра I имп. Иосиф I пожаловал М. титул князя Свящ. Римской империи (грамоту на титул М. не получил, поскольку переданные им за нее деньги не дошли до императора).
М. был одним из богатейших магнатов Вост. Европы. По своему усмотрению распоряжался налогами, таможенными сборами с Гетманщины и войсковой казной. Получал также доходы (более 200 тыс. р. в год) от откупов на торговлю вином, табаком, дегтем и др., от сборов с городовых (территориальных) полков Левобережной Украины, а с 1704 г., когда по указанию Петра I занял правый берег Днепра,- также с полков Правобережья. М. принадлежали 5 волостей (с населением до 100 тыс. чел.) на Гетманщине, 2 - в Севском у., владения в Путивльском и Рыльском уездах (более 20 тыс. крестьян). Часть своих средств он направлял на строительство и реставрацию церквей и мон-рей. Всего на его средства было построено, по подсчетам С. О. Павленко, 26 соборов, мон-рей и колоколен как на территории Гетманщины, так и на территории России - в Рыльском и Севском уездах; был отреставрирован Софийский собор в Киеве и воздвигнута колокольня, построены стены Киево-Печерской лавры - всего возведено или перестроено более 40 церковных строений. Среди известных построек можно назвать Никольский военный собор (Киев), Свято-Вознесенский собор в Переяславе-Хмельницком, киевский Златоверхий во имя арх. Михаила мужской монастырь, Троицкий собор в Чернигове. Постройки, сделанные на деньги М., дали начало т. н. украинскому (мазепинскому) барокко. Многочисленны были вклады и дары М. правосл. церквам и монастырям как в Русском гос-ве, так и на правосл. Востоке. Одним из таковых является т. н. Пересопницкое Евангелие (в наст. время используется для приведения президентов Украины к присяге на инаугурации). Сохранилось более 130 универсалов (жалованных грамот), дарованных М. мон-рям и церквам. Часть универсалов ограждали церкви от вмешательства мазепинской администрации и даровали им дополнительную финансовую помощь и недвижимую собственность.
В 1701 г. ввел для крестьян 2-дневную «панщину», в 1708 г. запретил им переход со своим наделом и закрепил за феодалами право собственности на крестьянскую землю, вызвав недовольство рядового казачества и крестьянства. Однако Петр I игнорировал все регулярно поступавшие доносы и жалобы на М.
Считая, что рус. царь проиграет Северную войну, М. в 1705-1706 гг. вел переговоры с польск. кор. Станиславом Лещинским и швед. кор. Карлом XII. Узнавшего о переговорах и в февр. 1708 г. написавшего царю донос генерального судью Кочубея, к-рый открыто конфликтовал с гетманом из-за намерения последнего жениться на его 16-летней дочери, Петр I арестовал и выдал М. Весной 1708 г. М. заключил личное тайное соглашение с Карлом XII, предложил Лещинскому принять Гетманщину «как наследие свое», обязался разместить шведов на Северщине, собрать 20-тысячное войско, присоединить к нему донских казаков и даже калмыков и по первому призыву выступить на стороне шведов.
После того как рус. армия опустошением местности и успешными военными действиями у сел Доброе и Раевка близ Смоленска заставила Карла XII отказаться от наступления на Москву и вынудила его в сент. 1708 г. повернуть на Украину, положение М. на Гетманщине резко осложнилось, т. к. большинство населения укр. земель было настроено против шведов. М. получил приказ Петра I заградить путь шведам у р. Десна, но, чтобы не выступать с казаками, гетман симулировал приступ тяжелой болезни.
Узнав, что к его столице Батурину приближается с войсками А. Д. Меншиков, фактически лишивший М. основных адм. функций и власти в Малороссии, 24 окт. 1708 г. гетман бежал к шведам. С собой он увел ок. 2 тыс. казаков под предлогом, что они будут воевать против войска Карла XII (только за Десной, получив швед. охрану, М. предложил старшинам выступить перед казаками с речами о «свободе от царя»). При этом М., не исключая возможности гибели города, вывез бо́льшую часть своих богатств, а также бывш. казну И. М. Брюховецкого, Д. И. Многогрешного и Самойловича. Новым гетманом Левобережной Украины 7 нояб. стал И. И. Скоропадский, сторонникам М. была объявлена амнистия на срок 1 месяц.
9 нояб. 1708 г. в Троицком соборе г. Глухова митр. Киевский, Галицкий и Малыя России Иоасаф (Кроковский) вместе с архиеп. Черниговским и Новгород-Северским Иоанном (Максимовичем; впосл. митрополит Тобольский) и еп. Переяславским Захарией (Корниловичем) отслужил литургию и молебен, после чего в присутствии Петра I предал М. «вечному проклятию». 12 нояб. в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии царевича Алексея Петровича местоблюститель Патриаршего престола митр. Рязанский Стефан (Яворский) провозгласил анафему М. Вопрос о каноничности анафемы до сих пор считается дискуссионным, т. к. она была наложена не соборно, а по воле Стефана (Яворского). На данный момент анафему признаёт только РПЦ. С 1869 г. имя М. было изъято из текста ежегодного анафематствования в Неделю Православия. С предложениями о снятии анафемы выступали общественные и церковные деятели, в частности ректор Киевского ун-та св. Владимира М. А. Максимович и Киевский митр. Антоний (Храповицкий). Однако во всех случаях этот процесс был остановлен вышестоящим церковным руководством.
Наложение анафемы сильно повлияло на настроения укр. населения. Образ предателя правосл. веры и Российского гос-ва был центральным в т. н. войне манифестов, начатой Петром I и во многом лишившей М. социальной поддержки. В манифестах царь обличал его как предателя украинского народа, стремившегося отдать Украину под власть поляков. После того как Петр провозгласил Мазепу «вторым Иудой», его власть, а следов., и действия в качестве гетмана стали считаться незаконными. Это послужило дополнительным фактором, повлиявшим на настроения населения укр. земель. М. хотел оправдаться, обвиняя рус. правительство в нарушении «вольностей», однако не был поддержан населением.
Впосл. М. попытался получить прощение царя, обещая при условиях гарантий со стороны европ. держав захватить в плен и передать Петру I Карла XII или кого-то из его маршалов. Швед. командование, чтобы пресечь переход М., ограничило свободу его передвижения. Во время Полтавской битвы 1709 г. Карл XII оставил М. и казаков охранять обоз. После поражения швед. армии из страха попасть в руки царя гетман бежал из-под Полтавы через Дикое Поле. Это подорвало здоровье М., он заболел и вскоре умер. Похоронен в монастыре св. Георгия (Юра) в г. Галац (ныне Румыния), могила не сохранилась.
Награжден орденом Андрея Первозванного (1700; 2-й кавалер ордена, лишен его заочно в 1708: вместо него Петр I распорядился отлить для М. «монету» из серебра весом в 30 рим. серебреников - т. н. орден Иуды), польск. орденом Белого Орла (1707).
Предательство М. и его любовные авантюры вызывали интерес писателей, поэтов, художников, композиторов. Его образ нашел отражение в произведениях Вольтера («История Карла XII…», 1731), Дж. Г. Байрона («Мазепа», 1818), В. Гюго («Мазепа», 1829), Ф. В. Булгарина («Мазепа», ч. 1-2, 1833-1834), Ю. Словацкого («Мазепа», 1839), Й. В. Фрича («Иван Мазепа», 1865) и др. А. С. Пушкин сделал М. одним из главных героев поэмы «Полтава» (1828), на ее сюжет П. И. Чайковским была написана опера «Мазепа» (1883). Симфоническую поэму «Мазепа» в 1854 г. создал Ф. Лист. М. изображен на картинах Л. Буланже, Э. Делакруа, Т. Жерико, Т. Шассерио и др. В честь М. в 1940 г., во время нацистской оккупации Польши, был учрежден орден «Мазепинский крест» для награждения укр. частей Галицийской армии, а 26 марта 2009 г.- знак отличия Президента Украины «Крест Ивана Мазепы». Памятники М. установлены в с. Мазепинцы (1994; скульптор Е. Е. Горбань), Чернигове (2009; скульптор Г. Ершов), Киеве (2009; скульптор Ф. Майслер), Бендерах (2009; скульптор П. Герман), Полтаве (2016; скульптор Н. Билык) и др.