рус. христ. секта.
Предположительно секта возникла в нач. XVIII в. на территории Слободской Украины. К 30-40-м гг. XVIII в. относится появление очагов духоборчества в Тамбовской и Воронежской землях, к 70-м гг. Д. появились также на землях войска Донского, на территории Екатеринославского наместничества в Новороссийском крае. Сведения о первых проповедниках духоборческого учения скупы и носят легендарный характер. В «псалмах» Д. в качестве первого учителя упоминается некий «мудрец» Едом, в 40-х гг. XVIII в. в с. Охочем на Слободской Украине духоборческое учение проповедовал отставной прусский унтер-офицер. В 30-х гг. этого столетия в с. Горелом Тамбовского у. в качестве проповедника духоборческих идей подвизался «польский жид», или беглый поляк. После него приблизительно до кон. 70-х гг. XVIII в. вождем секты, имевшей иерархическое устройство, был И. Побирахин по прозвищу Радость, сначала нелегально живший в Горелом, а с 1763 г. скрывавшийся среди Д. Вождь почитался Д. как «воплощение» Христа Сына Божия (см. ниже).
Секта Д. никогда не была массовой и широко распространенной, даже в период расцвета ее численность не превышала 20 тыс. чел. Социальной базой секты стали прежде всего служилые люди - однодворцы и казаки. Большую группу составляли гос. и дворцовые (с 1797 удельные) крестьяне, число помещичьих крестьян среди Д. было невелико. По этническому составу среди сектантов преобладали русские, было много украинцев, в кон. XVIII в. к Д. примкнуло небольшое число ясашных крестьян из тамбовской мордвы. Название «Д.» было дано сектантам Славянским архиеп. Никифором (Феотоки) в 1786 г., сами себя они именовали «сынами Божьими», «людьми Божьими» и лишь в кон. XVIII - нач. XIX в. приняли слово «Д.» как самоназвание. Сектанты придали ему символическое значение: «Мы же Богу духом служим, духом избираем, духом бодрствуем, от духа меч берем, духовным мечом и воюем» (Животная книга духоборцев. 1909. Пс. 3).
Власти долго не знали о существовании секты. Лишь после обнародования в 1767 г. проекта нового Уложения, в к-ром осуждалось преследование за веру, Д. объявили о себе. В 1768 г. они приходили в С.-Петербург к имп. Екатерине II Алексеевне с жалобой на притеснения от местных властей. Терпимое отношение императрицы к Д. не нашло поддержки у правосл. иерархов, инициировавших преследования и следствие по их делу (мн. выявленные Д. были отданы в солдаты, дети до 5 лет переданы на воспитание правосл. крестьянам). После этого секта ушла в глубокое подполье, ее центр переместился в с. Богдановка Екатеринославского наместничества. С 70-х гг. XVIII в. явных и выявленных следствием Д. ссылали в Архангельскую губ., в Прибалтийский край, в Финляндию, на Урал и в Сибирь. В секте существовала общая казна, созданная для дачи взяток чиновникам, оказания помощи арестованным и ссыльным Д.
Указом имп. Александра I Павловича от 25 янв. 1802 г. ссыльным екатеринославским и слободско-украинским Д. было разрешено поселиться в Новороссийской губ. на землях около р. Молочные Воды (позже Таврическая губ.) среди ногайцев и нем. колонистов. Указом от 16 дек. 1804 г. к единоверцам в Таврию было разрешено переселиться тамбовским и воронежским Д. Указы о переселении распространялись только на гос. крестьян, но в первые годы воспользоваться ими удалось и небольшой группе удельных крестьян, судьбу крепостных Д. решали помещики. На новом месте Д. в течение 5 лет освобождались от податей, надзора правосл. священников, им предоставлялось по 15 дес. земли на ревизскую душу. В Таврии Д. со временем основали 9 селений, получивших название Духобории, с центром в с. Терпенье, где находился т. н. Сиротский дом. В нем жили старики, в годы гонений потерявшие близких, он же был резиденцией вождя, духовным центром - Сионом и Отечеством «Божьего народа». В 1818 г. проездом в духоборческих селениях побывал Александр I.
Власть в секте стала переходить по наследству. Сын Побирахина С. Капустин-Кормилец (1743 - ок. 1820) и внук В. Калмыков создали на Молочных Водах духоборческое гос-во, в к-ром наряду с легальной низшей властью в лице волостных голов, старост, выборных и сотских существовала др. система власти: «доверенные» и их помощники во главе с вождем, к-рым полностью подчинялась волостная и сельская администрация. Д. было запрещено обращаться в суд, все тяжбы и конфликты между членами секты решались внутри об-ва. Любое неподчинение верхушке секты или религ. своемыслие жестоко каралось. Духоборческая секта со 2-й пол. XVIII в. до дек. 1886 г., когда пресеклось наследование власти в секте одной семьей, не знала ни расколов, ни даже разномыслия.
Отношение гос. власти к Д. изменилось в конце царствования Александра I, после восшествия на престол имп. Николая I преследования сектантов возобновились с новой силой. В 1825-1826 гг. были приняты постановления о водворении Д., вновь обнаружившихся среди донских казаков, на Кавказскую линию. Указом от 20 окт. 1830 г. переселение сектантов из внутренних губерний в Новороссийский край было прекращено, и всех вновь обнаруживавшихся религ. диссидентов стали ссылать в закавказские провинции, чтобы изолировать их от православных и с целью колонизации края. В 1834-1839 гг. велось следствие о преступлениях Д., совершенных ими в Таврии. Д. обвинялись по 62 пунктам, в т. ч. в убийствах и истязаниях, совершенных ими ради предотвращения разглашения духоборческого учения и в качестве наказания за предательство интересов секты, а также в укрывательстве дезертиров и бродяг. В янв. 1841 г. до сведения Д. было доведено «Объявление», составленное новороссийским и бессарабским ген.-губернатором М. С. Воронцовым, в к-ром он сообщил волю государя переселить всех нераскаявшихся в своем заблуждении Д. в закавказские провинции. В 1841-1845 гг. туда было выселено 5 тыс. чел. К кон. XIX в. в Закавказье и в Карсской обл. проживало ок. 20 тыс. Д. Очень быстро Духобория с центром в с. Гореловка Ахалкалакского у. Тифлисской губ. опять превратилась в экономически сильное теократическое мини-гос-во с вождем «Христом» во главе. В Закавказье была перенесена система управления, существовавшая на Молочных Водах, но вместо «доверенных» появились атаманы, охрана вождей состояла из «казачков». Д., имея много надельной гос. и арендной земли, выращивали ячмень, занимались скотоводством, извозом, разбогатели на подвозе фуража и боеприпасов в армию. Власти Тифлисской губ. благоволили к исправно платившим повинности Д.
В 1864 г., после смерти бездетного П. Л. Калмыкова, власть в секте перешла к его жене - Л. Калмыковой (1841-1886), к-рая пыталась поддерживать порядок, не стесняясь применять телесные наказания. После ее смерти власть попытался захватить ее фаворит П. В. Веригин (1858 или 1859-1924). Д. разделились на его сторонников - «большую партию» и противников - «малую партию»; последнюю поддержали закавк. власти. В 1887 г. по жалобе «малой партии» П. В. Веригин и с ним 5 «старичков» были арестованы и сосланы в Архангельскую губ., затем Веригин был переведен в Тобольскую губ.
После этого антиправительственные настроения в «большой партии» особенно усилились. Этим воспользовались последователи Л. Н. Толстого, интерес к-рых к Д. возник в 80-х гг. XIX в. В 1892 г. толстовцы начали вести пропаганду своих идей среди закавказских Д. Эта пропаганда имела успех, поскольку толстовские идеи были восприняты находившимся в ссылке П. В. Веригиным. На рубеже 1893 и 1894 гг. Д. «большой партии» получили от него ряд «советов»: не служить в армии и не участвовать в убийстве и насилии, не есть мясо и не убивать животных, не гнаться за наживой, не использовать чужой труд, поделиться имуществом с бедными, не курить, не пить, прекратить супружеские отношения и рождение детей. «Советы» были восприняты как новое Евангелие, последовавшие им получили название «постников». Однако вера в «божественность» вождей у части Д. на Кавказе пошатнулась. Многие, даже признавшие П. В. Веригина вождем, не пошли за ним. Почти половина «большой партии» во главе с А. Воробьёвым не последовала новому учению и образовала «среднюю», или «воробьёвскую», партию. 29 июня 1895 г. по очередному «совету» вождя «постники» в Тифлисской, Елизаветпольской губерниях и в Карсской обл. в знак протеста против войны и против гос-ва как оплота насилия сожгли все имевшееся в их домах оружие. За это 4 тыс. «постников» и членов их семей были отправлены на поселение в груз. и осетин. села, ок. тысячи из них погибли от болезней. Отказавшихся от оружия новобранцев отправляли в штрафные батальоны. В 1896 г. по указу имп. Николая II Александровича их стали ссылать на 18 лет на поселение в Якутскую обл. В 1896 г. по «совету» П. В. Веригина его последователи создали Христианскую общину всемирного братства (ХОВБ). Ее члены вместе обрабатывали землю, работали в мастерских, произведенные продукты делили поровну; ссыльные Д. селились по неск. семей и заводили общие кассы, совместное питание.
После преследований, начавшихся со стороны правительства и местных властей, «постники» стали подавать прошения о выезде за границу. В 1898 г. разрешение было получено с условием дачи подписки о невозвращении в Россию, при этом Д. не были лишены российского гражданства. Первоначально местом поселения был избран о-в Кипр, куда в 1898 г. прибыла 1-я партия Д. Климат острова был признан непригодным для жизни, и через год Д. переселились в Канаду, в 1899 г. туда прибыли еще 3 партии. Всего из России выехало 7,5 тыс. «постников». Большую материальную и организационную помощь при переселении оказали Толстой, его последователи в России и разных странах, а также квакеры.
В Закавказье и в Карсской обл. остались представители «малой» и «средней» партий. События 90-х гг. XIX в. очень ослабили секту. Д. «малой партии» стояли на старой религ. платформе, Д. «средней партии» пытались увязать новое и старое. Вождем «средней партии» был оставшийся в России сын П. В. Веригина П. П. Веригин (1881-1939), но большинство Д. не оказывало ему тех почестей, какие полагалось оказывать вождю. В 1918 г. по его инициативе состоялось вторичное уничтожение оружия. В 1921 г. Карсская обл. по мирному договору Советской России с Турцией отошла последней. Карсские и ахалкалакские Д. обратились к советскому правительству с просьбой переселить их на юг России. Им выделили земли в Сальском окр. Донской обл., где в 1922-1924 гг. под рук. П. П. Веригина они основали села-общины и начали строить сектантский коммунизм. Небольшая часть закавк. Д. поселилась в Мелитопольском окр. В 1927 г. П. П. Веригин по приглашению канад. Д. уехал в Канаду. С началом коллективизации сектантские коммуны были разгромлены, сальские, мелитопольские и закавк. Д. подверглись репрессиям как кулаки и сектанты, многие были сосланы в Казахстан, на север Сибири.
Борьба Советского гос-ва с религией, обязательное школьное обучение, смена поколений привели к секуляризации сознания Д. в России. Они быстро утрачивали остатки религ. знаний, продолжая держаться за обряд. Основной контингент участников молений составляли пожилые женщины, к-рые начинали ходить на молитвенные собрания и заучивать «псалмы» после выхода на пенсию. Сиротский дом восстановили, и с кон. 70-х гг. XX в. он опять стал местом поклонения всех Д., но подавляющее большинство сектантов содержание своей веры сводили к неприятию правосл. Церкви, ее священнослужителей и обрядности.
В 1989 г. в Богдановском р-не Грузинской ССР (бывш. Ахалкалакский у., ныне Ниноцминдский р-н) оставалось 3,5 тыс. Д. в 5 селах. Из-за роста национализма в Грузии и угрозы разрастания карабахского кризиса более 2 тыс. Д. в 1989-1991 гг. уехали в Россию, большая их часть поселилась в Чернском р-не Тульской обл. В 1992 г. в с. Гореловка, сохранившем статус духоборческого центра, была создана общественная орг-ция «Община русских духоборцев». В 1998 г. уехавшую из Гореловки группу Д. поселили в Клетнянском р-не Брянской обл. У тульских и брянских Д. молитвенные собрания бывают очень редко, но обряд моления совершается на похоронах и поминках. В Целинском р-не Ростовской обл. мн. духоборческие селения опустели в 80-х гг. XX в. В нач. XXI в. в Гореловке и еще 2 прежде духоборческих селениях, ныне почти полностью заселенных армянами, проживает ок. 350 Д. По воскресеньям и праздникам в Сиротском доме бывают моления, на к-рых обычно присутствуют неск. пожилых женщин.
Д., уехавшие в 1898-1899 гг. в Канаду, получили от гос-ва земли в пров. Саскачеван, каждому мужчине с 18 лет был предоставлен надел в 160 акров. Также они получили освобождение от воинской повинности. Уезжая в Канаду, Д. собирались построить там Царство Божие на земле, но в первые же годы у них возник конфликт с канад. властями, т. к. сектанты отказывались записывать на себя отведенную им в собственность землю, регистрировать браки, рождения и смерти, считая это вмешательством гос-ва в свои дела. В 1902 г. приехавший в Канаду из ссылки П. В. Веригин уговорил Д. зарегистрировать собственность на землю и подавать гос. органам сведения о браках, рождениях и смертях. Он занялся созданием ХОВБ, уделяя большое внимание материальной стороне: у Д. появился породистый скот, совр. техника, свои перерабатывающие предприятия. Необходимые для быта вещи, одежду ХОВБ закупала оптом и распределяла между членами, также распределялись продукты. Часть мужчин ходила на заработки, отдавая полученные деньги общине.
Канадские власти потребовали, чтобы Д., считавшиеся гражданами России, приняли канад. подданство. В 1907 г. гос-во забрало у ХОВБ большую часть земли, предоставленной при переселении. В следующем году ХОВБ купила земли в пров. Британская Колумбия, где община занималась гл. обр. садоводством и переработкой фруктов. В Британской Колумбии по распоряжению П. В. Веригина, получившего в Канаде прозвище Господний, начали строить коммунальные дома с общей столовой и спальнями для каждой семьи. Меньшая часть членов общины осталась в Саскачеване, где вела зерновое хозяйство. Членов ХОВБ Д. называли «общинниками». Хотя в ХОВБ органы управления были выборными, но все основные экономические и духовные вопросы П. В. Веригин решал единолично, обычно посылая письма с «советами» или беседуя на собраниях с «общинниками». После его смерти при взрыве в вагоне поезда место вождя среди канад. Д. занял П. П. Веригин, еще в России получивший прозвище Чистяков. П. П. Веригин отличался несдержанным характером и небезупречным поведением, но большинство «общинников» считали, что т. о. он скрывает свою «святость», чтобы «иуды» не распяли его, как Иисуса, или не взорвали, как его отца. В 1938 г. в счет долга кредиторы забрали у ХОВБ имущество, в т. ч. землю, к-рую Д. позже вновь выкупили. После смерти П. П. Веригина руководителем секты стал его внук И. И. Веригин (род. в 1921).
В 1940 г. вместо ХОВБ был создан Союз духовных общин Христа (Союз ДОХ), в задачи к-рого входило сохранение религиозных и культурных традиций духоборчества, в т. ч. рус. языка. Союз имеет центры, где по воскресеньям и праздникам бывают молитвенные собрания, проводятся благотворительные акции. Члены Союза участвуют в мирных конференциях и различных антивоенных акциях. С 1944 г. Союз ДОХ издает ж. «Искра». Бессменный почетный председатель Союза - И. И. Веригин, хотя с нач. 2000-х гг. фактическим руководителем является его сын - И. И. Веригин-младший. Число членов Союза ДОХ постоянно сокращается, так же как и число носителей рус. языка среди канад. Д. Местами наиболее компактного проживания потомков «общинников» ныне являются Каслгар и Гранд-Форкс в Британской Колумбии, хотя Д. уже давно не составляют там большинства.
Наряду с «общинниками» в Канаде существовала группа «независимых», или «фармалей». Это Д. и их потомки, к-рые в 1902-1908 гг. вышли из ХОВБ, приняли канад. подданство и стали вести фермерское хозяйство. В основном они проживали в Саскачеване. Процесс ассимиляции среди них шел значительно быстрее, старшее поколение, учившееся в англ. школах, хорошо знает и рус. язык. Эта группа почти растворилась среди коренных канадцев.
В Канаде появилось также радикальное течение среди Д., члены к-рого назвали себя «сынами свободы» или «свободниками». «Свободничество» стало реакцией на ослабление секты и угрозу ее ассимиляции местным населением. Идеи, к-рые их вдохновляли, во многом были определены пропагандой толстовцев, прежде всего А. М. Бодянского. «Свободники» заявили, что корень зла - в собственности, из-за к-рой все войны, земля - Божия, не продается и не покупается. Они отказались от насилия в любой форме, в т. ч. и над животными, и отпустили свой скот; выступили за возвращение к жизни, какой она была до грехопадения Адама и Евы, т. к. цивилизация ведет человечество к гибели. Внешне это проявилось в отказе от использования кожи и металла, в совершении всех сельхозработ и перевозок без тяглого скота, в отказе от брака, в употреблении в еду сырых фруктов и овощей, в создании нового типа костюмов и ношении бород, в периодическом обнажении - «головстве». Позже «свободники» начали уничтожать технику, англ., а потом и рус. школы, линии электропередачи и железнодорожное полотно, духоборческие общественные здания и собственные дома. «Свободники» считали, что в России Д. совершили «завтрак» - отказались от Церкви, затем был «обед», под к-рым подразумевали отказ от оружия, а в Канаде они должны совершить «вечер» (ужин) - полностью отказаться от собственности, прежде всего на землю. Постепенно социальный протест перерос в неприятие всей капиталистической системы и чужой культуры. В религ. представлениях этой группы Д. усилился мистицизм. В вожде «свободники» по-прежнему видели «Христа», но большое значение они стали придавать внутреннему откровению, собственные мысли и сновидения обычно истолковывали как Божие послание, исходящее от «Христа». Попытки П. В. Веригина, перед к-рым они преклонялись, заставить их прекратить поджоги и «головство» не дали результатов, т. к. «свободники» были уверены, что вождь их только проверяет, а фактически он с ними заодно. В нач. 50-х гг. в Канаде жило ок. 2 тыс. «свободников». «Свободники» оказывались в тюрьмах, в 30-х и 50-х гг. XX в. у них отбирали детей, которых помещали в закрытые детские учреждения. В 1951 г. эмигрант-евангелист С. Сорокин, которого «свободники» приняли за вернувшегося П. Ястребова (погибшего в 1942 в советском концлагере сына П. П. Веригина), создал христианскую общину и братство реформированных «свободников», к-рые в отличие от «коренных свободников» постепенно начали отказываться от радикальных взглядов и методов борьбы.
Ситуация в этой группе Д. существенно изменилась к 80-м гг. XX в. Часть «свободников» купила землю, исправно платит налоги, небольшая группа, отказавшись от покупки, платит налоги, и только единицы продолжают держаться убеждения, что земля - Божия, и не платят налогов. В кон. XX - нач. XXI в. «свободники» стали принимать участие в молитвенных собраниях Союза ДОХ. Рус. язык в их среде сохранился лучше, чем у «общинников» и «независимых», т. к. большинство «свободников» не ходили в англ. школы. «Свободники» и их потомки компактно проживают в Нов. Посёлке в Крестове близ Каслгара, в поселении Гилпин близ Гранд-Форкса. Отношения между 3 группами канад. Д. сложные, но, несмотря на периоды острых конфликтов, они сохраняют общие традиции и религ. представления, имеют родственные связи.
За время пребывания в Канаде Д. неоднократно предпринимали попытки вернуться в Россию. Переговоры о возвращении велись с царским правительством в 1904-1906 гг., с Временным правительством в 1917 г., с советским правительством в 20-х гг. XX в. В 20-х гг. на Украину, в Мелитопольский у., переселилась группа «независимых» Д., но в кон. десятилетия они вернулись в Канаду, т. к. не получили освобождения от воинской повинности и права иметь своих учителей. Переговоры «свободников» с советским правительством о переселении велись в 50-х гг. XX в. также безрезультатно. В нач. 90-х гг. представители Союза ДОХ ездили осматривать земли на Алтае, но камнем преткновения вновь стал вопрос о воинской повинности. В нач. XXI в. вопрос о возвращении Д. на родину не ставится.
Истоки духоборческого учения следует искать в нем. анабаптизме и в протестант. учениях, с кон. XVI в. распространившихся в Речи Посполитой. В лит-ре XIX-XX вв. было принято судить о сути духоборческого учения в первую очередь на основании «Записки, поданной духоборцами Екатеринославской губернии в 1791 г. губернатору Каховскому». Однако «Записка...» составлена человеком, разделявшим масонские взгляды, и, несмотря на ряд совпадений с учением Д., содержит скорее учение рус. франк-масонов, чем Д. Духоборческое учение изложено в «псалмах», составлявшихся руководителями секты на протяжении ее существования и в совокупности представляющих «Животную книгу». «Псалмы» имели двойной смысл: тайный - для посвященных и явный - для непосвященных. Отсутствие надежных источников делает практически невозможным в полном объеме и абсолютно достоверно реконструировать учение Д., тем более что в сер. XVIII в. в нем, видимо, произошли существенные изменения.
Д. были последователями учения о «внутренней» Церкви и поклонении Богу «духом и истиной», отвергали «внешнюю» Церковь с атрибутами ее богослужения: таинствами, иконами, крестами, мощами святых, крестным знамением. Апостольская Церковь Христова, по мнению Д.,- это собрание истинных христиан, в к-ром все таинства совершаются «духовно», в к-ром поклоняются образу Божию, внутри человека сияющему, а главой и учителем является Сам Христос. В основу учения сектантов положено истолкованное ими Евангелие, хотя они не признавали его главным источником веры, полагая, что животворит только живое, устное слово. В XVIII в. на собраниях Д. читали Ветхий и Новый Завет, в к-рых искали скрытый духовный смысл. Окончательно в секте отказались от чтения и толкования Свящ. Писания в нач. XIX в.
Духоборческие «псалмы» содержат много явных противоречий и темных мест. Судя по одним «псалмам», Бог - существо не персонифицированное, разлитое по вселенной: Бог Отец - «высота», Сын - «широта», Св. Дух - «глубина». По др. «псалмам», Бог, охватывая весь мир, больше, чем этот мир, Он персонифицирован в непостижимом существе, едином в трех Лицах. Воплощения Бога Сына не было. Мария родила Иисуса Назарянина, в плоть к-рого в возрасте 30 лет «вселился» «Бог Сын Христос». После смерти на кресте Иисуса, показавшего людям пример страдания за истину, «Христос - истинный Бог» вознесся. Затем «Христос» опять явился и пребывал в роду праведных, в т. ч. среди Д., вселяясь по очереди в плоть духоборческих вождей, каждый из к-рых и был тем «живым Богом», о к-ром говорится в духоборческих «псалмах». Д. считали невозможным таинство Евхаристии (претворение вина и хлеба в Плоть и Кровь Господню), т. к. принятая «Христом» плоть Иисуса сгнила на земле. Воскрешение плотью невозможно, возможно только воскрешение духом. На Страшном Суде «Христос» будет сидеть рядом с Богом Отцом и судить людей. По божеству «Христос» ниже Бога Отца.
По учению Д., Бог сотворил человеческую душу по Своему образу и подобию: бессмертной, самовластной и разумной. Бог духовен и тройственен, поэтому Его образ в человеке тоже духовен и тройственен. Памятью человеческая душа уподобляется Богу Отцу, разумом - Сыну, а волей - Св. Духу. Д. считали, что до Страшного Суда душа человека пребывает на земле и может, совершенствуясь, переселяться в др. плоть. Каждый истинный духоборец мог воспринимать Божественное откровение, но мистическое соединение с «Христом» было возможно только для духоборческого вождя. Высшим критерием для оценки правильности восприятия Божественного откровения является разум. Подчеркивая, что их отцом является Господь Бог, Д. отца по плоти называли по имени, а мать - няней. Каждая духоборка, рождая ребенка (несущего в себе образ Божий), уподоблялась Марии, и в этом смысле она тоже «богородица»; поскольку женщина сохранила душевную чистоту, то она дева независимо от семейного положения и числа детей. Это представление нашло отражение не только в «псалмах», но и в отсутствии различий в костюме и прическе девушек и женщин.
При приоритете духовного в учении Д. нет противопоставления души телу. Тело взято от земли, оно бренно, и если потакать своим похотям, «пойти по плоти», то «угрязнит вас плоть ваша, как Адама и Еву». Вместе с тем тело человека - храм Божий, храм души; тело дает возможность творить добрые дела, без к-рых вера мертва. Д. не была чужда забота о собственности, нажитой трудом, но стяжательство всегда порицалось. В XVIII в. каждый из сектантов мог взять у единоверца все, в чем испытывал нужду.
Д., считавшим себя сынами Божиими, было присуще сознание собственной избранности; равенство людей, за к-рое ратовали, они понимали только в социальном плане, но вовсе не как равенство всех перед Богом. С целью доказательства своей богоизбранности Д. интерпретировали библейские сюжеты и включали их в собственную легендарную историю, начало которой велось от библейских отроков Анании, Азарии и Мисаила, отказавшихся поклониться истукану, воздвигнутому царем Навуходоносором. При исчислении генеалогии Д. кровное родство заменяли духовным. Д. переносили библейские сюжеты в те места, где жили. Так, Мария родила Иисуса не в Вифлееме, а в Закавказье, недалеко от того места, где позже поселились Д. На высокой горе, к-рая выделяется в горной гряде, окружающей Ахалкалакское плато, по одной из духоборческих версий, похоронены Авраам и Исаак и т. д. Научаемые «самим Христом», Д. не видели необходимости в гос. законах и считали возможным подчиняться им только в тех случаях, когда они не противоречили Божественным установлениям. Однако на практике вопрос об отношении к гос-ву и к воинской службе решался Д. в зависимости от степени благосклонности правительства к секте. Среди Д. было много служилых людей и казаков, участвовавших в военных кампаниях, с их стороны были высказывания о праве истинных христиан «защищать себя в границах» от неприятеля, а не нападать и убивать. Во время русско-тур. войны 1787-1791 гг. в армии было неск. случаев отказа Д. от оружия.
Обряд богомоления секты заключается в чтении и пении «псалмов». Во время пения мужчины становятся в ряд и последний подходит к первому, а потом по очереди к остальным, они берут друг друга за правую руку, как для рукопожатия, и, не разжимая рук, троекратно кланяются один другому (образу Бога в человеке), и целуются. То же делают отдельно стоящие женщины. Затем мужчины и женщины кланяются друг другу.
Конфессиональные тексты Д., к к-рым относятся помимо «псалмов» «стишки», а также молитвы-заговоры, легенды и пророчества вождей, санкционированы «старичками» и главой секты. Наибольшее значение среди конфессиональных текстов имеют «псалмы», содержащие изложение вероучения секты. «Псалмы» разнородны по составу. Часть их - это близко к тексту или вольно пересказанные псалмы Давида, отрывки из Нового, реже Ветхого Завета, церковные молитвы, стихи лит. происхождения, чаще принадлежащие церковным авторам (митр. Стефану (Яворскому), свт. Димитрию (Савичу-Туптало)), духовные стихи, апокрифические произведения (напр., «Сон Богородицы») или заимствования из них (напр., в пс. 43 присутствуют заимствования из «Беседы трех святителей»), а также заговоры. Отличительным признаком «псалма» является заключительная фраза: «Богу нашему слава», которой в XVIII в., по-видимому, не было. По преданию, 1-м «псалмом» Д. был «псалом» «Узрев много народу, взыйдет на гору» (совр. Д. кратко называют его «Узрех»), к-рый молодому Побирахину вложил в уста его св. отец (подразумевается Бог). В этом «псалме» изложены евангельские заповеди блаженства.
В «псалмах» говорится об их значении в религ. жизни Д.: «Пение псалмов... отженяет тьму, содевает святыню человеку на укрепление ума, заглаживает грехи... прибавляет веру, надежду и любовь, яко солнце, просвещает, тако водой очищает, яко огонь, опаляет, елеем умащает, дьявола постыдивает, а Бога показует» (Животная книга духоборцев. 1909. Пс. 91). По представлению Д., чтение «псалма» равнозначно поставленной свече во славу Божию: «Ходим в истинную церковь и становим свечи неугасимые; свечи горят во храмине, а святая молитва в разуме» (Там же. Пс. 3). Как в храме каждый ставит свою свечу, так каждый молящийся на собрании читает свой «псалом», поэтому один и тот же «псалом» раньше никогда не читали дважды. «Псалмы» произносятся монотонно, негромко, т. к. это только внешнее моление, а главная молитва должна совершаться в сердце верующего. Сложилась и особая манера пения «псалмов»: с чуть приоткрытым ртом, с долгим распеванием гласных. Д. рассказывают, что эта манера сложилась у них в связи с необходимостью скрывать смысл учения от посторонних. Каждая большая семья Д. является хранительницей определенного круга «псалмов»; когда на моление собираются представители разных семей, то складывается устная «Животная книга». Такая практика сплачивает общину, ведь каждый семейный клан т. о. является хранителем необходимой для всей группы части общего молитвенного последования.
Среди оригинальных духоборческих «псалмов» выделяется группа вопросо-ответных текстов, составленных в форме катехизиса. Их создание надо отнести к 1-й пол. XVIII в., в процессе бытования они дополнялись новыми вопросами и ответами. Эта лит. форма была использована в кон. XIX в. для изложения основных положений учения Д.-«постников»: об отношении к насилию и к воинской повинности. Совр. Д. рассказывают, что вопросо-ответные «псалмы» были созданы для того, чтобы члены секты одинаково отвечали перед властями о своей вере, но главная их задача заключается в закреплении в памяти Д. основных положений вероучения.
На способ интерпретации текстов у Д. оказали влияние труды польско-укр. богословов XVII в., испытавших на себе сильное воздействие схоластического католич. богословия. Кн. архим. Иоанникия (Галятовского) «Ключ разумения» была хорошо известна Д. с 70-х гг. XVIII в., ее содержание отразилось в «псалмах». В качестве «псалмов» (Пс. 316, 334) Д. использовали 2 переложенных свт. Димитрием Ростовским псалма Давида, а также польск. кантычки, возможно переведенные на рус. язык тем же святителем (см. статьи Кант, Псальма). Мн. «псалмы» являются духовными стихами: общерус. или старообрядческими, иногда измененными. Д. заимствовали у М. В. Ломоносова переложенный им 26-й псалом Давида: «Господь - Спаситель мне и свет». Есть «псалмы», в к-рых отразились события из жизни секты.
2-я категория религ. текстов Д.- «стишки», в большинстве они являются рус. духовными стихами и вариациями на них. «Стишки» не произносятся на молитвенных собраниях, их можно читать и петь за праздничным столом на посиделках молодежи. Некоторые «стишки» и «псалмы» настолько близки, что отличить их можно только по наличию или отсутствию заключительной фразы: «Богу нашему слава». «Стишки» дополняют «псалмы» и ориентируют Д. на определенные нравственные ценности. Видимо, отдельные «стишки», так же как и «псалмы», имеют двойной смысл и требуют толкования. Так, «стишок» «Раю, ты мой раю» - это часть духовного стиха «Плач Адама». Однако Д. не признают первородный грех, и в данном случае Адам - это образ человеческого греха вообще, а не библейский праотец.
3-ю категорию духоборческих конфессиональных текстов составляют заговоры, апокрифические легенды и пророчества вождей, бытующие и до сего дня. Пользоваться заговорами, к-рые у Д. называются молитвами, в секте не считается греховным. Христ. элемент в заговорах Д. звучит намного слабее, чем в заговорах, бытующих среди православных: редко в каких духоборческих заговорах призываются святые, перед заговором Д. не читают молитвы. Нек-рые заговоры вошли в число «псалмов».
Создавая легенды о своих вождях, Д. вводили в них элементы чудесного. Так, когда родился П. В. Веригин, по небу прокатилась яркая звезда, а когда умерла Калмыкова, зимой грянул гром и сверкала молния, и т. д. В преданиях Д. их вожди обличали имп. Екатерину II, беседовали с имп. Александром I и папой Римским, давали советы вел. кн. Михаилу Александровичу, после 1917 г. удивляли своей мудростью В. И. Ленина. Пророчества вождей, которые «припоминаются» «старичками» в связи с различными ситуациями, определяют поведение и действия сектантов. Для Д. характерно желание опереться на авторитет вождей-«Христов» и руководствоваться их пророчествами при решении жизненных проблем. Др. фактором, регулирующим поведение членов секты, является система запретов, изложенная в конфессиональных текстах Д. Некоторые запреты указаны в «псалмах», напр. пищевые (на свинину, сомину и раков) или запрет на посещение «бесовских покликушек», т. е. мест увеселения. На бытовом уровне регулирующую роль играют апокрифы и легенды, содержащие морально-нравственные установки и бытовые рекомендации, напр., в какой день недели что можно или нельзя делать, что лучше делать на растущей, полной или убывающей луне и т. п.
Д. считали подлинным только устное слово, о чем неоднократно говорится в их «псалмах». Устная форма передачи учения была санкционирована вождями Д. Однако устную традицию духоборческой культуры нельзя абсолютизировать, т. к. грамотные Д. в XVIII-XIX вв. уже имели записи «псалмов». В культовой практике Д. религ. тексты функционируют только в устной форме. Тексты большинства «псалмов» велики по объему, в них много церковнославянизмов, и это делает их трудными для запоминания. На молитвенных собраниях считается за правило поправлять читающего «псалом», если что-то сказано неверно, и тем самым как бы постоянно производить выверку этих важнейших для Д. конфессиональных текстов.
Ранние записи «псалмов» были сделаны в 70-х и 90-х гг. XVIII в. В 1899-1900 гг. «псалмы» были собраны и записаны В. Д. Бонч-Бруевичем. Сравнение записей XVIII и XIX вв. показывает, что более чем за 100 лет тексты не сильно изменились. Намного более существенны различия между «псалмами», бытующими у совр. Д., и записями Бонч-Бруевича. Этот факт можно объяснить особенностями воспроизводства духоборческой культуры в первую очередь вслед. социальных процессов в советском об-ве, а также из-за жизни Д. в иноязычном окружении в Канаде. В силу дробления секты контроль над чистотой учения и соответственно за правильностью заучивания «псалмов» и их толкования исчез. В кон. 80-х гг. XX в. в Гореловке - оплоте духоборчества - из 360 «псалмов» (без учета «стишков» и проч.), записанных Бонч-Бруевичем в 1900 г., читали 171 и пели 51 «псалом». В эти же годы в духоборческих селах Азербайджана, Ростовской обл. шел процесс упрощения техники исполнения «псалмов» и замены их «стишками» и даже песнями. В духоборческой колонии в Тбилиси у изголовья покойника ставили магнитофон и проигрывали кассеты с записью «псалмов», т. к. никто уже не мог их исполнить. В нач. 2000-х гг. число носителей духоборческой культуры еще более сократилось, как и число «псалмов», хранящихся в коллективной памяти секты.
В Канаде до недавнего времени в культовой практике «псалмы» можно было читать и петь только на рус. языке, и это было стимулом для его изучения младшим поколением Д. Однако уже в 50-х гг. XX в. нек-рые молодежные хоры пели «псалмы» по записям. В 1978 г. «Животная книга» была переведена на англ. язык, «независимые» Д. начали ее использовать. Единственное, что удерживает Союз ДОХ от перехода на англ. язык на молитвенных собраниях, это то, что переведенные «псалмы» невозможно пропеть в традиц. стиле, хотя в Канаде все реже можно услышать их традиц. исполнение.
В XVIII-XIX вв. Д. были присущи элементы тайного языка: отдельные слова и фразы, к-рые использовались как пароли. Так, пирибер - лишняя слава, лещих - с проповедью, комыки - воины и священники, корызлони - принять страсти и т. д. (ГМИР. Ф. 2. Оп. 7. Д. 568. Л. 1.) В качестве пароля часто употребляли фразу: «Лик дар наш. Слово - дело, ликундар».
В силу исторических условий поселенные в XIX в. на одной территории, Д. превратились в этноконфессиональную локальную общность. В секте существовала единая обрядность, сопровождавшая такие важные этапы жизни человека, как рождение, свадьба, похороны. В основе ее лежали рус. традиц. обряды, испытавшие сильное влияние конфессионального фактора. Поскольку в сознании людей XVIII-XIX вв. слово «русский» было синонимом слова «православный», духоборческая культура сознательно формировалась в противовес правосл. культуре русских.
Одним из ярких конфессиональных маркеров являлась богато украшенная вышивкой духоборческая муж. и жен. одежда с элементами южнорус., однодворческого, казачьего и нем. костюмов. Одежде сектантов был присущ религ. символизм. Так, каждый элемент жен. шапочки, к-рую духоборки носили в Закавказье, имел символическое значение: черный плисовый ободок внизу напоминал о мрачном времени гонений на секту, золотой позумент над ободком - эпоху Александра I и жизнь на Молочных Водах, ленты по бокам - дорогу на Кавказ и т. д. В Канаде вскоре после переселения Д. отказались от своего костюма. Женщины стали носить широкие юбки с передником, кофту и платок. После войны этот жен. костюм перешел в разряд ритуального и воспринимался Д. и окружающим населением как духоборческий. В этом виде и статусе он бытует и в наст. время. Мужчины в Канаде стали носить обычные брюки, рубашки и пиджаки. У «независимых», имевших более тесные контакты с канад. населением, этот процесс начался раньше и шел быстрее. Особый костюм до кон. 30-х гг. XX в. имели «свободники». Отказавшись от ношения кожи, они перешли на самодельные туфли, вязанные из веревки, с подошвой из резины. Их одежда отличалась особой простотой и изготовлялась из льняной и хлопчатобумажной тканей. В 1907-1908 гг. они пытались создать костюм, одинаковый для женщин и мужчин, который бы скрывал пол: это была длинная широкая рубаха на кокетке, но этот костюм не вошел в обиход.
Традиц. этнический фольклор существовал среди Д. полулегально и, не будучи запрещен, осуждался «старичками». Он представлен огромным количеством лирических песен, к-рые раньше пели тайно от «старичков»; среди них много укр. и казачьих, в Канаде сохранилась песня на мордов. языке. Однако даже среди этого фольклорного жанра существуют песни, к-рые истолковываются в русле истории Д., реже - в аспекте вероучения. В среде Д., не признававших Россию своим отечеством и временами отказывавшихся ее защищать, бытовали солдатские и военно-исторические песни о подвигах рус. военачальников в борьбе с Наполеоном, Шамилем, о сражении в Порт-Артуре. В Канаде Д. стали идентифицировать себя с русскими, заявляя, что они «русские духоборцы». У них появились ранее неизвестные им старинные рус. и новые советские песни, также сочиненные духоборческими поэтами песни о России; мужчины на молитвенные собрания приходили в стилизованных под русские рубашках-косоворотках, к-рые Д. прежде никогда не носили.