Петр Васильевич (29.06.1858, с. Славянка Елизаветпольской губ.- 29.10.1924, близ ст. Бриллиант, пров. Британская Колумбия, Канада), руководитель духоборцев-постников. Из богатой и влиятельной семьи духоборцев, высланной вместе с др. членами этой секты из Таврической губ. в Закавказье в 1841-1845 гг. Получил начальное домашнее образование. Был женат на А. Г. Котельниковой, от к-рой имел сына Петра. В 1880 г. по приказанию руководительницы духоборцев Л. Калмыковой был разведен с женой и взят в резиденцию Калмыковой, в святое для всех духоборцев место - «Сиротский дом» в с. Гореловка Ахалкалакского у. Тифлисской губ. После смерти бездетной Калмыковой (15 дек. 1886) подавляющим большинством духоборцев, несмотря на сопротивление жителей Гореловки и родственников Калмыковой, признан вождем.
Разногласия в секте в связи с избранием В. привели к ее расколу на «большую партию» (сторонники В.) и «малую партию» (гл. обр. жители Гореловки, стремившиеся сохранить за собой «Сиротский дом» и общественные капиталы). В 1887 г. В. и неск. его наиболее активных сторонников по доносу «малой партии» были арестованы и отправлены в ссылку. В ссылке В. провел 16 лет (1887-1894 - в Архангельской губ., 1894-1902 - в Тобольской губ.).
После высылки В. среди духоборцев «большой партии» проявились сильные антиправительственные настроения. Этим воспользовались последователи Л. Н. Толстого, начавшие среди них пропаганду толстовства, оказавшего значительное влияние и на самого В. Посещавшие ссыльного вождя духоборцы свидетельствовали, что «видели его за чтением сочинений графа Толстого». Религиозно-нравственные искания В. приобрели относительно законченную форму на рубеже 1893-1894 гг. В это время духоборцы «большой партии» получили от него ряд «советов»: не служить в армии и не участвовать в убийстве и насилии, не есть мясо и не убивать животных, не гнаться за наживой, не использовать чужой труд, поделиться имуществом с бедными, не курить и не пить. Часть духоборцев, не принявших «советы» В., откололась от «большой партии». Принявшие их стали называться «постниками».
29 июня 1895 г. (в день рождения В.) по очередному «совету» своего вождя «постники» в знак протеста против убийства и войны сожгли все имевшееся в их домах оружие. Этот акт положил начало преследованию «постников» со стороны правительства, к-рое закончилось их выселением в Канаду в 1898-1899 гг. После освобождения из ссылки в 1902 г. туда же выехал и В.
В. не создал самостоятельного религ. и нравственного учения. Отдельные идеи он заимствовал у Толстого, нек-рые мысли были взяты им из Свящ. Писания (духоборцы не считают Писание богодухновенной книгой), перетолкованы и доведены до абсурда. Религ. взгляды В. в Канаде, особенно к концу его жизни, претерпели изменения.
В период ссылки В. стоял на позициях пантеизма. Считал, что, поскольку человек есть храм Бога живого, его нельзя убивать. К концу жизни В. признавал личностность Бога, существующего отдельно от природы и человека («На центральной планете живет Богочеловек с окружающими Его ангелами»).
В соответствии с духоборческим учением Сын Божий, по естеству Христос, после воскресения неоднократно принимал новую плоть и поочередно пребывает в их вождях. В душах же людей, принявших учение Христа, появляется Божественный образ. В. старался трактовать это положение так, чтобы не разочаровать друзей-толстовцев, считавших его рационалистом, и в то же время не оттолкнуть единоверцев. Он писал, что посланный на землю Богом Христос - это Св. Дух, к-рый воскресает в людях, принявших учение Христа. После переезда в Канаду В. утверждал, что Христос - один из светоносных ангелов, к-рый пришел с неба, воспринял тело на земле, чтобы возвестить закон Отца Вселенной.
Смысл человеческой жизни В. видел в бесконечном совершенствовании, приближающем к Богу. В течение одной жизни на земле это сделать невозможно, поэтому душа и разум человека не умирают. Главное - иметь веру в жизнь вечную, писал В., а «одежду - тело - взамен износившейся, он получит». Как и все духоборцы, В. верил в переселение душ. Он был сторонником идеи непротивления злу насилием. Если же человека насилием заставляют делать зло, то истинный христианин просто не должен его исполнять. В то же время В. признавал необходимость зла в мире. Не будь зла, полагал он, люди не узнают, что такое добро. Огромное значение придавал вегетарианству. В мясоедении он видел главную причину зла, царящего в человеческом обществе.
В. выше всякой деятельности ставил труд земледельца. Однако был период, когда под влиянием идеи Толстого о необходимости сокращения потребностей, дабы люди могли избавиться от изнурительного труда, В. утверждал, что «жить человечно» - это «свободно обходиться без труда». Если сократить потребности, заявлял он, то хлеб насущный появится сам собой, христиане должны не работать, а благовествовать Евангелие. На святость нельзя смотреть как на исключительность - «это удел каждого человека». По мнению В., блага цивилизации лишь мешают людям. Человек должен вернуться к природе. Когда земля придет в первобытное состояние, человечество «вместе с духовным ростом, который утратили Адам и Ева», получит естественный земной рай. Эти взгляды В., став известными наиболее фанатично настроенным его приверженцам в среде канад. духоборцев, породили движение «сынов свободы», на деле попытавшихся вернуться к природе.
В Канаде вся деятельность В. сосредоточилась на воссоздании и упрочении духоборческой Христианской общины всемирного братства (ХОВБ), созданной по «совету» В. еще в Закавказье в 1896 г. и распавшейся после переселения в Канаду. ХОВБ мыслилась вождем духоборцев как Царство Божие на земле, где не будет эксплуатации, где все будут жить по-братски, работать по способностям, получать по труду и совершенствоваться духовно. В. обладал организаторским талантом. Под его рук. ХОВБ превратилась в мощную экономическую орг-цию, владевшую землями, промышленными предприятиями, совр. техникой. Строительство замкнутого общества, основанного на коммунальных принципах, негативно воспринималось правительством и населением Канады.
Власть В. в ХОВБ была абсолютной (духоборцы в Канаде стали называть В. «Господний»). Он единолично решал все главные хозяйственные, бытовые и религ. вопросы. Любое ослушание грозило исключением из общины без материальной компенсации, контакты с покинувшими общину были запрещены. В борьбе с «сынами свободы», пытавшимися жить по его же заповедям и мешавшими его хозяйственной деятельности, В. неоднократно прибегал к помощи канад. полиции. Члены ХОВБ должны были доносить даже на своих родных в случае совершения ими «нехристианских поступков». На Кавказе он «советовал» «постникам» не вступать в брак и тем самым прекратить род. В Канаде В. предложил женщинам-духоборкам добровольно стерилизоваться, но дороговизна операции помешала осуществлению этой идеи.
В. прилагал большие усилия, чтобы противостоять ассимиляции духоборцев в Канаде. Он считал, что духоборцы должны вернуться в Россию, и неск. раз предпринимал попытки договориться с российским правительством о возвращении на родину (в 1906, когда сам посещал Россию, и в 1917 после Февральской революции). Октябрьскую революцию В. не принял, противодействовал попыткам канад. духоборцев вернуться в Советскую Россию, несмотря на офиц. приглашение правительства.
В. погиб при взрыве в поезде. По заключению канад. властей, взрыв произошел в результате несчастного случая.