[нем. Wien], г. в Центр. Европе, на верхнем Дунае; столица Австрии; центр католич. архиеп-ства. Из 2 487 589 чел., проживающих в наст. время в архиеп-стве, 1 380 380 католики (An. Pont. 2003. P. 726). В В. находятся кафедры Венской и Австрийской епархии РПЦ, Австрийской митрополии К-польского Патриархата.
Ок. 400 г. до Р. Х. в районе В. появились кельты. В кон. II в. до Р. Х. территория совр. Н. Австрии вошла в состав рим. пров. Паннонии. В I в. по Р. Х. на месте кельт. поселения был основан лагерь рим. легионеров Виндобона (лат. Vindobona). Впервые это название упоминается в «Географии» Птолемея (ок. 130). В дальнейшем на месте лагеря возникает и невоенное поселение, в 212 г. документально подтвержденное имп. Каракаллой в качестве municipium. В нач. V в. Виндобона была разрушена и последний раз упоминается в рим. источнике «Notitia dignitatum». Военная и мирная колонизация способствовала распространению в этих землях как рим. культов, так и христианства.
в X-XV вв. Появление первых христиан в Виндобоне относят к кон. II в. Христианство распространялось предположительно 2 путями: в Паннонию ссылались христиане, новую религию могли принести с собой рим. легионеры, участвовавшие в войнах в вост. районах империи. В 482 г. в В. появился св. Северин, ап. Норика, к-рый вел миссионерскую деятельность в Австрии. После завоевания австр. земель герм. племенами произошел разрыв с христианством и возвращение к язычеству. Лишь в IX в. местное население вновь было христианизировано, в 829 г. город вошел в состав еп-ства Пассау. Тогда же на его территории появились первые мон-ри. Название В. впервые упоминается в источниках в связи с борьбой против венгров в 881 г., затем в 1030 г.
В раннее средневековье город был опоясан рим. стенами и имел 2 центра, связанных с церквами св. Руперта и св. Петра (чьи культы появились в В. из Зальцбурга в Каролингскую эпоху). До X в. В. находилась под властью венгров. Постепенное возрождение австр. земель, а вместе с ними и В. начинается с 976 г.- образования баварской Восточной марки и утверждения в ней власти маркграфов (с 1156 герцогов) Бабенбергов. В 1137 г. В. впервые названа городом. В 1137 (1142?) г. Генрих II Бабенберг при поддержке еп. Пассау Регинберта приступил к строительству ц. св. Стефана, патрона В. Герц. Генрих II Язомирготт (1156-1177) выбрал В. в качестве своей главной резиденции. Он построил дворец по образцу регенсбургского и основал 1-й мон-рь с монахами шотл. происхождения (c 1418 бенедиктинский). Город быстро развивался, в кон. XII в. возвели новые мощные стены, и городской ареал был зафиксирован примерно на 650 лет. В 70-х гг. возникли первые купеческие сообщества горожан, а в 90-х гг.- евр. торговые сообщества. К 1200 г. В. становится 2-м по величине после Кёльна городом Римско-Германской империи. После перенесения Леопольдом VI Бабенбергом герцогской резиденции в В. в нач. XIII в. и провозглашения ее в сер. XIV в. Рудольфом IV Габсбургом столицей герцогства, город приобрел значение важного духовного и религ. центра. Существует т. зр., что уже Генрих II Бабенберг перенес в 1156 г. герцогскую резиденцию в В., а в 1172 г. в нек-рых источниках она называется «civitas metropolitana» (столичный город). При герц. Леопольде VI полностью кодифицируется городское право. К этому же времени относится первое упоминание герба В.- одноглавого орла (с 1461 - двуглавый орел). В 1237 г. имп. Фридрих II занимает город в ходе борьбы с герц. Фридрихом II Бабенбергом. В. стала имперским городом и получила широкие привилегии. В 1238 г. город опять на короткое время перешел к Бабенбергам, но после пресечения династии подчинился дому Гогенштауфенов и стал резиденцией имперского штатгальтера (управителя), а позднее маркграфа Германа Баденского, супруга Гертруды Бабенбергской. После его смерти Австрия с В. перешла под власть Пржемысла II Отакара, буд. кор. Чехии. В борьбе Отакара с Рудольфом I Габсбургом В. выступила на стороне Чехии. В 1276 г. Альбрехт I Габсбург подчинил ее и расширил бабенбергские и штауфенские привилегии. В 1282 г. впервые был упомянут бургомистр города. Господство Габсбургов в В. было непрочным, о чем свидетельствуют восстания 1287-1288 и 1308 гг. Рудольф IV Габсбург в 1365 г. основал в В. ун-т, а также капитул каннониката св. Стефана.
В эпоху крестовых походов через В. трижды (1096, 1147 и 1190) проходили рыцари и пилигримы, направлявшиеся в Св. землю. В 1155 г. в В. были призваны шотл. монахи, основавшие неск. мон-рей. Впосл. шотл. монахи стали опорой династии Габсбургов, помогая им как в духовной сфере, так и в финансовой, безвозмездно предоставляя большие суммы на военные нужды в годы войн с Яношем Запойяи и с Османской империей. Помимо шотландцев в В. появились цистерцианцы и премонстранты, основавшие муж. и жен. мон-ри, в XIII в.- иоанниты (см. ст. Мальтийский орден) и францисканцы, а в нач. XIV в.- доминиканцы и августинцы. На рубеже XIII-XIV вв. помимо уже существовавших 3 приходов: ц. св. Стефана, ц. св. Михаила и Шотландской ц. в В. появилось еще 14 новых в самом городе и 12 вне его стен.
При Альбрехте V (1404-1439) начались гуситские войны, к-рые затронули и Австрию, а в 1420-1421 гг. в В. произошли крупнейшие в Европе евр. погромы, после к-рых город покинули евр. купцы. В течение всего XV в. В. переходила из рук в руки, пока власть над ней не установил венг. кор. Матьяш Хуньяди (1485). После его смерти все австр. владения перешли к Максимилиану I Габсбургу (1490).
В 1469 г. В. стала еп-ством и вместе с др. новообразованным еп-ством Винер-Нойштадт выделилась из еп-ства Пассау. Однако еще в течение 10 лет Венское еп-ство существовало только формально, т. к. еп. Пассау Ульрих III отказался признать решение папы Павла II. Лишь после смерти еп. Ульриха III было признано существование Венского еп-ства (1480), хотя и позднее оно сталкивалось с враждебностью со стороны епископов Пассау.
В нач. ХVI в. в состав Венского еп-ства входили 3 города и 14 соседних приходов. Первым епископом В. стал Леопольд, граф Шпаур. За ним кафедру занял Георг Слаткония (1513-1522). В его задачи входило превращение В. в епископскую резиденцию, установление связей с Римом и восстановление отношений с еп-ством Пассау, а главное - необходимо было противодействовать распространявшемуся в Австрии протестантизму. В 1520 г. в В. многие обратились к учению М. Лютера, хотя о необходимости церковной реформы говорили еще в 1499 г.: некий проповедник прибил к дверям собора св. Стефана тезисы, сходные с идеями, высказанными через 20 лет Лютером. Папский легат, проф. Ингольштадтского ун-та И. Экк, приехавший в Венский ун-т, ознакомил студентов и преподавателей с буллой папы Льва X, в к-рой взгляды Лютера были осуждены. Но ни преподаватели ун-та, ни ректор не приняли к сведению заявления Экка, тогда папский легат потребовал от еп. Слатконии ознакомить с буллой всех священников и жителей города. Офиц. позиция Церкви была определена в специальном разъясняющем письме имп. Карла V и декрете от 14 апр. 1521 г. о запрещении «лютеранских сект» и об изгнании приверженцев Лютера из Австрии. Остановить распространение нового религ. учения не удалось, австр. протестанты были убеждены в том, что их вера - лишь «улучшенный» католицизм, предусматривавший секуляризацию церковного имущества, вступление в брак духовенства, церковное богослужение на национальном языке, но, по их мнению, «во всем остальном они оставались верными сторонниками Рима и папы». Католич. Церковь не признала мнения протестантов, осудив их как еретиков.
В годы правления Фердинанда I (1521-1564) был издан ряд постановлений, призванных вернуть людей к истинной вере: в венских типографиях не разрешалось печатать лит-ру протестант. содержания, вводилась книжная цензура, запрещались некатолич. богослужения, офиц. лица без исключения должны были принимать участие во всех богослужениях, религ. шествиях, подавая пример обывателям и т. д. Однако эрцгерцог не смог предпринять эффективные меры для подавления протестантизма в своих владениях, т. к. дом Габсбургов переживал серьезные трудности как в своих владениях, так и на международной арене. Годы правления Фердинанда I иногда называют периодом «компромиссного католицизма», к-рый характеризовался политикой лавирования и выжидания. Идеи протестантизма стремительно распространялись как в В., так и во всей Австрии. С 1543 г. в венских приходах, церквах и мон-рях начались проверки, в результате к-рых выяснялось, что монахи принимали учение Лютера, покидали мон-ри и обзаводились семьями. Так, к сер. XVI в. в бенедиктинском Шотландском мон-ре осталось 14 монахов из 30, у доминиканцев число братьев сократилось с 86 до 10, у кармелитов - с 12 до 4. В жен. мон-рях св. Дорофеи и св. Клары были обнаружены лютеран. книги, аббатисы объяснили это тем, что их содержание более понятно сестрам. В жен. мон-ре св. Бернарда комиссия обнаружила проповедника-лютеранина. В 1529 г. турки во время осады уничтожили все церкви и духовные институты в округе В.
В 1551 г. в городе появились иезуиты и очень быстро взяли под свой контроль ун-т, школы, основали колледж, выпускали лит-ру, проповедовали почти во всех церквах. Для разъяснения основных вопросов католич. веры П. Канизий, администратор Венского еп-ства и т. н. комиссар ордена в Австрии, составил Катехизис (или Малый катехизис), получивший полную поддержку и одобрение генерала иезуитов Д. Лайнеса. Он содержал важную уступку верующим в духе новых требований: был написан на нем. языке. С помощью иезуитов Венским епископам временно удалось стабилизировать положение католич. Церкви.
Сын Фердинанда I Максимилиан II (1564-1576) проводил крайне противоречивую политику. Он снисходительно относился к протестантам не в последнюю очередь потому, что в ландтагах, где решался вопрос о налогах на войну с османами, протестант. сословия составляли большинство. 18 авг. 1568 г. имп. Максимилиан II издал документ о введении в Н. Австрии Аугсбургского исповедания (через 7 лет в В. Австрии), к-рое распространялось на господ и рыцарей. Император разрешал в замках, домах, дворцах, загородных владениях господ и рыцарей и патронируемых ими церквах проведение лютеран. богослужений. Но, поддерживая австр. протестантов, император не мог идти на открытый конфликт с папой Римским и испан. Габсбургами. Максимилиан II возобновил монастырские проверки и в 1568 г. создал монастырский совет, призванный восстановить значение и авторитет мон-рей, поддержать их экономически, а также реализовать княжеское право патронирования мон-рей. В правление Максимилиана II в В. помимо лютеран появились сторонники учений Ф. Меланхтона, У. Цвингли, М. Флация Иллирика, а также различные радикальные секты. Император не был доволен многоликостью протестантизма в своих владениях. В 1571 г. по его поручению протестант. теологи Д. Хитрайс и К. Рейтер составили «Порядок 1571 г.», состоявший из 13 пунктов, в к-рых определялись правила богослужений, религ. праздники, количество церковных таинств и церемония их проведения, правила погребения и т. д., общие для всех австр. протестантов. После публикации «Порядка» Максимилиан II начал проверки протестантов. Уже при следующем имп. Рудольфе II (1576-1612) результаты очередных проверок и обнаруженные отступления протестантов от «Порядка» становились поводом для преследования некатоликов в ходе начавшейся при Контрреформации.
В 90-х гг. XVI в. оформилась религ. политика правительства, направленная на искоренение протестантизма. Ее главным принципом стал лозунг «шаг за шагом» (gradatim). Реализацию этой программы в В. и Н. Австрии взял на себя еп. Мелькиор Клесль. В городах и деревнях работали специально созданные комиссии по католич. реформе (Reformkomissionen), зачастую действовавшие с позиции силы. В высших слоях нижнеавстр. общества Клесль действовал осторожнее: открытому принуждению он предпочитал игру на внутренних противоречиях в протестант. сословиях. Начав планомерную экономическую и политическую поддержку дворян-католиков, ему удалось внести раскол в протестант. среду. Религ. политика имп. Рудольфа II стала одной из причин восстания в подвластных Габсбургам землях, в результате к-рого к власти в Австрии пришел младший брат Рудольфа - Маттиас. 19 марта 1609 г. он издал документ под названием «Capitulations-Resоlution», в к-ром говорилось о праве господ, рыцарей, городов и местечек Н. и В. Австрии исповедовать «аугсбургскую конфессию».
Приход к власти в 1619 г. имп. Фердинанда II, противника всяких компромиссов, означал конец религ. терпимости. Кроме того, контрреформация имп. Фердинанда II совпала с Тридцатилетней войной. Имп. Фердинанд III (1637-1657) продолжил политику отца, но более мягкими способами. Габсбургам удалось поставить под свой контроль не только протестантов, но и австр. католич. Церковь, лишив ее во многом самостоятельности. Фердинанд III подчинил австр. Церковь гос-ву, и монарх не только формально, но и по существу стал ее политическим главой. В 1683 г. В. пережила 2-месячную осаду тур. войска.
В 1722 г. при поддержке имп. Карла VI В. получила статус архиеп-ства. Во 2-й пол. XVIII в. в Австрии были проведены церковные реформы Марии Терезии (1740-1780) и Иосифа II (1780-1790). Церковь была лишена налоговых привилегий, а также влияния на большинство учебных заведений. Имп. Иосиф II издал эдикт о веротерпимости (1781), по к-рому всем исповедовавшим признанные в гос-ве религии (в первую очередь протестантизм и греко-православие) гарантировалось право свободно отправлять культы и иметь свои церкви. Иосиф II отменил все постановления против евреев и приравнял их к гражданам гос-ва. Но главным принципом его политики стало подчинение Церкви авторитету гос-ва. Все попытки папы Пия VI оспорить решения Иосифа II не увенчались успехом.
Имп. Наполеон дважды (1805 и 1809) завоевывал В. Эпоху наполеоновских войн завершил Венский конгресс (окт. 1814 - июнь 1815). В 1848 г. имп. Фердинанд отрекся от престола, правителем стал Франц Иосиф I. В XIX - нач. XX в. положение венской Церкви почти не изменилось. В 1867 г. был признан гражданский брак и отменен конкордат с католич. Церковью 1855 г. Попытки либералов добиться отделения Церкви от гос-ва и религ. свободы в тот момент не увенчались успехом. Эти требования австр. либералов смогли быть реализованы только в 1918 г.
После аншлюса Австрии (март 1938) и оккупации В. герм. войсками начались гонения на Церковь. В 1945 г. в В. вошли части Красной Армии. Город был поделен на 4 оккупационные зоны. 15 мая 1945 г. во дворце Бельведер между странами-победительницами и Австрией был подписан гос. договор, провозглашавший политический нейтралитет Австрии. В ходе второй мировой войны погибло множество памятников архитектуры, в т. ч. практически полностью сгорел собор св. Стефана.
был основан герц. Рудольфом IV Габсбургом и его братьями Альбрехтом III и Леопольдом III в 1365 г. по образцу Сорбонны. В июне того же года он был освящен папой Урбаном V. Согласно правилам, канцлером ун-та всегда становился священник собора св. Стефана. Первоначально в ун-те было 3 фак-та: юридический, медицинский и свободных искусств (с XVI в. философский); теологический факультет открылся в 1384 г. по распоряжению папы Урбана VI. В 1385 г. были выработаны университетские статуты. Герц. Альбрехт III пригласил профессоров из Праги и Парижа, организовал при ун-те корпорацию Collegium ducale в составе 2 докторов теологии и 12 магистров свободных искусств, к-рые стояли во главе ун-та. Ун-том управляли ректор, консистория и университетская ассамблея, в к-рую допускались только преподаватели. Студенты делились на «академические нации» (до 1849): австрийскую (в т. ч. итальянцы и хорваты), рейнскую, венгерскую (в т. ч. славяне) и саксонскую (студенты из северогерм. гос-в, Скандинавии и Британских о-вов). Каждая академическая нация выбирала президента, или прокуратора, к-рый наряду с деканами фак-тов входил в консисторию и имел право участвовать в выборе ректора.
XV век - период расцвета ун-та. Здесь нек-рое время работал поэт-гуманист К. Цельтис. В 1445 г. лекции по античной науке и философии читал Э. С. Пикколомини, буд. папа Пий II (1458-1464). При имп. Максимилиане I в ун-те появились преподаватели-гуманисты.
В нач. 20-х гг. XVI в., когда в В. начали распространяться идеи протестантизма, Габсбурги постарались превратить ун-т в оплот католицизма, искореняя всякое инакомыслие. Венские епископы и папские легаты проводили среди преподавателей и студентов разъяснительные беседы; в ун-те вводилось обязательное прочтение и обсуждение книги венг. юриста и политика И. Вербёци с критикой учения Лютера; на теологическом фак-те устраивались дебаты между сторонниками католицизма и нового учения. В 1533 г. эрцгерцог Фердинанд I и еп. В. Иоанн Фабри провели реформу: преподавать в ун-те могли только приглашенные офиц. властями (эрцгерцогом и епископом); регламентировалось время чтения лекций на теологическом фак-те (2 лектора вели занятия до обеда, 2 - после); на теологическом и юридическом фак-тах в обязательном порядке вводились диспуты; четко оговаривалось время каникул на всех фак-тах. В 1537 г., после 2-й реформы ун-та, было открыто 2 кафедры на теологическом фак-те.
Лютеране и кальвинисты предпочитали посылать своих детей учиться в Германию и Швейцарию. Еп. Фабри, стремясь привлечь в Венский ун-т молодежь, воспитанную в «истинной вере», организовал в В. неск. школ. Но до появления в В. иезуитов особых успехов в области образования властям добиться не удалось. В 1552 г. иезуиты открыли колледж и начали проповедовать в университетской церкви. В 1554 г. П. Канизий инспирировал подписание Фердинандом I Декрета о Венском ун-те, по к-рому каждый новый преподаватель должен был держать экзамен по «силе вере» перед епископом. Студентам предписывалось участие во всех церковных городских и университетских праздниках, прослушивание месс и литургий «для усиления веры». Ректор и декан теологического фак-та контролировали чтение студентами лит-ры. На теологическом фак-те сократилось число лекторов. Наиболее успешных студентов ун-та иезуиты направляли на продолжение обучения в Рим, в Collegium Germanicum. Постепенно иезуитам удалось установить полный контроль над Венским ун-том. В 1564 г. новый имп. Максимилиан II, симпатизировавший протестантам, издал декрет, согласно к-рому обучаться в Венском ун-те и получить любую степень могли как католики, так и протестанты. Религ. толерантность в Венском ун-те просуществовала недолго. При имп. Рудольфе II из ун-та были вытеснены все протестанты и введен запрет принимать профессоров-некатоликов, обострился конфликт между иезуитами и студентами. В 1623 г. удалось неск. сгладить противоречия между иезуитами и студентами: кард. М. Клесль издал документ под названием «Sanctio Pragmatica», согласно к-рому в подчинение иезуитам передавали только 2 фак-та - теологический и философский, на остальных иезуиты не имели никакой власти. Однако на практике избежать их вмешательства в университетские дела и жизнь студентов оказалось трудно. Благодаря иезуитам в Венском ун-те появились новый учебный корпус и церковь, где они проповедовали. Посещение церкви являлось обязательным для всех студентов и преподавателей. Упадок Венского ун-та связывают с засильем контрреформации и тур. завоеваниями.
Реформы Марии Терезии и Иосифа II затронули и Венский ун-т. Нидерландский врач Г. ван Свитен, начав в 1749 г. реформу с медицинского образования, превратил ун-т в учебное заведение «нового» типа. Впервые естественно-историческим наукам уделялось больше внимания. В программу обучения медицинского фак-та были включены химия, ботаника и хирургия; немало часов отводилось под анатомию с практическими занятиями. В 1752 г. реформа коснулась теологического и философского фак-тов. На философском фак-те стали изучать физику, естественную историю и этику. В задачу теологического фак-та вошло обучение «научному мышлению». В 1753 г. на юридическом фак-те появился новый курс - естественное право. Проведение университетской реформы удалось во многом благодаря упразднению ордена иезуитов в 1773 г. Венский ун-т, долгое время находившийся под их руководством, перешел в ведение гос-ва. С 1778 г. академические степени стали присваивать протестантам, а с 1782 г.- евреям. По уровню развития науки, особенно медицины, Австрия выдвинулась на одно из ведущих мест в мире.
В XIX - нач. XX в. студенты и преподаватели Венского ун-та являлись выразителями либеральных идей и активно участвовали в политической жизни страны. В XX в. в ун-те появилось множество новых фак-тов: математический, экономический, исторический, физический, филологический и др. В наст. время здесь единовременно обучается свыше 80 тыс. чел.
По преданию, в 791 г. Карл Великий основал в В. ц. св. Петра, но никаких следов ее до наст. времени обнаружить не удалось. Статус самой старой из сохранившихся церквей города оспаривают 2 храма - св. Руперта и св. Стефана. Ц. св. Руперта была построена предположительно в XI в., а первое упоминание о ней относится к 1161 г. Это характерный памятник романского стиля; лучше всего сохранилась 4-угольная башня, к-рую начали строить первой и закончили последней в XV в.
От романской и раннеготической эпох в В. сохранилось очень мало памятников. Самый значительный - романского периода - собор св. Стефана, главный храм города. 1-й этап его строительства продолжался с 1137 (1142?) по 1147 г. (дата освящения). Первоначально предполагалось возведение 3-нефной базилики, однако во 2-й период строительства (1240-1270) к позднероманскому стилю добавились раннеготические элементы. Собор сильно пострадал во время пожара 1258 г., поэтому единственная сохранившаяся часть позднероманского времени - зап. фасад с башнями. XIV-XVI века - готический период в истории собора св. Стефана, связанный с именами архитекторов М. Кнаба, Петера и Г. фон Прахатица, Г. Пукспаума, в сер. XVI в. строительство храма было завершено. Реставрация собора проводилась в 50-х гг. XIX в., в наст. время здание выглядит таким, каким оно было в XVI в.
Практически не сохранился первоначальный вид церквей св. Михаила (XIII в.), Марии-ам-Гештаде (XIII-XIV вв.), готических церквей, построенных шотл. монахами и францисканцами, Старой ратуши на Випплингерштрасе, башни в р-не Грихенгассе (перестроены в стилях барокко и классицизм) и др.
Памятники Возрождения в В. почти не представлены, к ним можно отнести лишь часть зданий в Хофбурге и неск. внутренних двориков с лоджиями.
До 30-х гг. XVII в. архитектура В. в стиле барокко считалась провинциальной, лишь с приглашением итал. мастеров, со строительством университетской (или иезуитской) церкви (1628-1630, архит. А. Поццо) она выходит на европ. уровень. Первый взлет венского барокко связан с работой итал. мастеров П. Феррабоско, Ф. Лукезе, К. А. Карлоне, Дж. Мартинелли и др. Итал. зодчими была построена церковь доминиканцев, реконструированы готические постройки: храм Шотландского мон-ря, ц. Ам-Хоф и др. Высокое венское барокко связано с именами австр. архитекторов И. Л. фон Хильдебрандта, И. Б. Фишера фон Эрлаха и его сына Й. Э. Фишера, создавшими на основе синтеза итал. и франц. барокко собственный национальный вариант. Самые известные творения в области церковной архитектуры Фишера фон Эрлаха - храм св. Карло Борромео, Хильдебрандта - перестройка ц. св. Петра (рядом с ул. Грабен).
Во 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. церковное строительство в В. практически не велось, одним из немногих храмов стала ц. Вотивкирхе, построенная в 1856-1879 гг. по обету имп. Франца Иосифа в знак благодарности за спасение после неудавшегося покушения на него. В конкурсе, объявленном на строительство церкви, победил Г. Ферстель, взявший за образец типичный готический собор. На рубеже XIX-XX вв. получил распространение венский «сецессион-стиль» - австр. вариант модерна, наиболее известная постройка - ц. Ам-Штайнхоф (нач. XX в., архит. О. Вагнер).
был построен по проекту архит. Г. И. Котова; закладка состоялась 3 окт. 1893 г. по благословению митр. С.-Петербургского и Ладожского Палладия, строительные работы велись итал. архит. Джакомелли; освящение было совершено 16 апр. 1899 г. архиеп. Холмским и Варшавским Иеронимом.
Внешний облик храма выполнен в стиле рус. архитектуры XVI-XVII вв., напоминает традиции московского зодчества: 5-главие, шатровое завершение центрального объема, горки кокошников в основании глав, галерея-гульбище, опоясывающая здание, отдельные мотивы, напр. оформление крыльца с помощью тройной арки с висячей гирькой, и общее изобилие наружной декорации, ее многоцветие (кирпичный цвет стен, ковровые орнаменты поливной черепицы шатра и кровли).
Высота храма до яблока креста - ок. 55 м. Главный крест (4,8´ 2,7 м) и крест над звонницей сделаны из хрусталя, призмы (до 18 см) к-рого заправлены в золотую оправу. 9 колоколов звонницы пожертвованы рус. послом в В. гр. П. А. Капнистом, 10-й, самый большой, отлит из металла, подаренного командованием Красной Армии после освобождения В. в 1945 г., освящен в 1948 г. В 1945 г. собор, хотя и сильно поврежденный, был открыт в юрисдикции Московского Патриархата прибывшим в окт. 1945 г. в В. архиеп. Фотием (Топиро).
Собор имеет 2 престола: в верхнем этаже находится храм во имя свт. Николая. Внутреннее пространство ц. свт. Николая имеет форму правильного креста, вписанного в квадрат стен, высокий световой барабан опирается на 4 колонны красного гранита с богато орнаментированными капителями и напоминает визант. храм. Резной, из кипарисового дерева, позолоченный иконостас исполнен по эскизам Котова, включает местный и праздничный ряды, все 17 икон на бронзовых досках написаны рус. художниками Ф. А. Бруни и А. А. Харламовым в визант. стиле. По рис. Бруни венецианскими мастерами была выполнена мозаичная икона Воскресения Христова, помещенная во фронтоне крыльца. Помимо традиц. икон ц. свт. Николая украшена витражами - образ свт. Николая на верхней площадке лестницы, ведущей в храм, единственный витраж, не пострадавший во время второй мировой войны, а также образы в 3 верхних окнах алтарной апсиды - Господь Вседержитель, Божия Матерь и св. Иоанн Предтеча.
Нижняя церковь зимняя, освящена в память имп. Александра III, во имя его небесного покровителя св. Александра Невского. Храм по размеру меньше верхнего, низкие сомкнутые своды покоятся на массивных столбах. рядом с церковью находятся адм. помещения, канцелярия епархии, библиотека и т. п.