(Новгородской и Старорусской епархии), на одном из о-вов Валдайского оз. в 3 км от г. Валдай Новгородской обл.
Замысел основания монастыря в честь Иверской иконы Пресв. Богородицы («Портаитиссы») возник у буд. Патриарха Никона, вероятно, в годы настоятельства в Новоспасском московском мон-ре. В 1648 г. архим. Никон просил посетившего Москву архим. Иверского мон-ря на Афоне Пахомия выполнить список с чудотворной иконы и прислать его в Москву вместе с планом Иверской обители, «чтобы по расположению онаго, во всем подобный соорудить и в России». По свидетельству архидиак. Павла Алеппского, Никон предполагал выстроить мон-рь в афонских архитектурных традициях, облачения братии хотел сшить по «греческим обычаям». В нач. 50-х гг., уже будучи Новгородским митрополитом, во время одной из поездок в Москву Никон обратил внимание на благоприятные для устроения мон-ря окрестности Валдайского оз. В 1652 г., путешествуя на Соловки за мощами сщмч. митр. Филиппа, Никон имел видение - сщмч. Филипп благословил Никона построить на одном из о-вов Валдайского оз. обитель. После поставления на Патриарший престол Никон рассказал царю о своем намерении основать мон-рь в честь Иверской иконы и получил поддержку. Вскоре был выбран остров («не особенно большой, но очень красивый, окруженный рыбными ловлями»), и в авг. 1653 г. Патриарх направил на Валдай «достойного старца-строителя» - архим. новгородского Свято-Духова мон-ря Иакова и «с ним боярского сына из своего Патриаршего дома и других людей, нужных для строительства, дав им достаточно золота, серебра, церковной утвари и книг для новой обители» (Шушерин. С. 52).
К осени 1653 г. были построены деревянные теплый храм во имя свт. Филиппа, митр. Московского, и соборная ц. в честь Иверской иконы, 28 сент. 1653 г. Никон пожаловал собору образ Богородицы («обложен чеканом, позолочен с каменьем» - Акты. № 18). Вскоре были поставлены деревянные звонница, братские кельи, хозяйственные службы. Царскими грамотами 17 нояб. и 8 дек. 1653 г., 6 мая 1654 г. и др. помимо дворцового с. Валдай с озером монастырю были приписаны «вовеки неподвижно» неск. новгородских рядков, Боровичский мон-рь с угодьями, Короцкий Покровский и Лисицкий монастыри с угодьями в Деревской пятине, Старорусский монастырь с угодьями и старорусские соляные варницы, с. Боровичи, Вышний Волочёк, ямы Выдропужск, Едрово, Яжелбицы и др.
Из Боровичского мон-ря в Иверский собор В. м. крестным ходом во главе с Новгородским митр. Макарием были перенесены мощи св. прав. Иакова Боровичского. Одновременно Патриарх послал в обитель в сопровождении новгородского духовенства 4 ковчега с частицами мощей Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. У Едрова яма обе процессии со святынями встретились и 24 февр. 1654 г. крестным ходом во главе с митр. Макарием вошли в обитель. Патриарх, посетивший В. м. 26 февр. 1654 г., переложил мощи св. Иакова в новую позолоченную раку. По местному преданию, Патриарх освятил озеро погружением в воду креста. В письме к царю Алексею Михайловичу Никон рассказывает о бывшем в эти дни над мон-рем знамении в виде огненного столпа. Грамотой царя 6 мая 1654 г. посад Валдайский был переименован в с. Богородицкое, Валдайское оз. названо Святым, а мон-рь - Святоозерским Иверским.
В февр. 1654 г. Патриарх Никон также избрал и освятил место для постройки каменного собора, возведение к-рого началось весной 1655 г., строительными работами руководил калязинский мастер Аверкий Мокеев. Патриарх указывал валдайскому архим. Иакову делать собор «на подклетях с папертями, как Кириллов в Новгороде монастырь, и меж ими переходы, или как Соловецкий монастырь» (Акты. № 21). Посетивший В. м. Антиохийский Патриарх Макарий III 19 авг. 1656 г. назнаменовал кресты на месте буд. престолов собора, выстроенного уже до сводов, и посвятил их: Успению Пресв. Богородицы (главный престол), во имя сщмч. Филиппа, митр. Московского, и во имя прав. Иакова Боровичского. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы был освящен 16 дек. 1656 г. Патриархом Никоном в сослужении Новгородского митр. Макария, Крутицкого митр. Питирима, Тверского архиеп. Лаврентия, настоятелей крупнейших рус. мон-рей. К этому дню из Москвы была привезена и поставлена в соборе выполненная на Афоне копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери (список был исполнен по особому чину, с омовением оригинала св. водой, к-рая затем использовалась для приготовления левкаса копии). На средства Патриарха ко дню освящения собора государевым мастером А. Григорьевым был отлит колокол («Никоновский») весом 1000 пудов с изображением Никона.
В архитектурном облике Успенского собора В. м. сочетаются традиции зодчества Рус. Севера (Новгорода) и правосл. Востока, прежде всего Афона; тип 6-столпного 5-главого сооружения роднит собор В. м. с соборами Московского Кремля. В результате реставрационных работ в XX в. храм получил палаточную кровлю с щипцами над закомарами; возможно, что первоначально кровля была плоской. Башенки завершались деревянными шатрами с небольшими главками, покрытыми осиновым лемехом. В традициях сев. зодчества фасад скупо декорирован. Двойные окна, объединенные аркой (в наст. время - только на фасадах башен-крылец с сев. и юж. входов), являются главным декоративным мотивом; возможно, до реставрации в XIX в. они использовались также в отделке основных фасадов и галереи. Внешний облик собора отражает внутреннюю конструкцию, лопатки фасада повторяют столпы. Средний неф шире боковых, солея широкая и проходит по вост. граням средней пары столпов. Собор хорошо освещается окнами и световыми барабанами глав, во время богослужений зажигались светильники на паникадиле желтой меди, привезенном из «франкских земель», «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами» (свидетельство Павла Алеппского). Внутри собор украшали росписи и резные дубовые иконостас, хоры, двери. Резьбу 5-ярусного золоченого иконостаса (сквозные резные колонки, увитые виноградной лозой) выполнили мастера, работавшие также в Новоиерусалимском мон-ре: Герасим Окулов, белорус Андрей Фёдоров, Яков Иванов из Витебска, Осип Андреев и Клим Михайлов. Собор был расписан в 1688-1689 гг. монастырскими мастерами Матвеем Карповым «с товарищами». Важное место в росписи уделено событиям из истории афонского Иверского мон-ря, представлена история принесения в В. м. списка с Иверской иконы - с портретами Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Образы святых на столпах, возможно, являются работой белорус. мастеров.
Галерея вокруг собора «с двумя палатками в виде часовен», охватывающая здание со всех сторон, в т. ч. восточной, сообщалась с алтарем и служила местом захоронения настоятелей и почитаемых старцев; в боковых палатках размещались ризница и б-ка. Замысел создания галереи принадлежал Патриарху Никону (Акты. № 41, 62), ее замкнутость вокруг храмового здания находит параллель в композиции архитектурного ансамбля храма Воскресения Господня в Иерусалиме, палатки на боковых сторонах родственны бесстолпным приделам кафоликона Иверского афонского монастыря.
В сент. 1653 г. в строящийся монастырь Патриарх направил первых насельников - Димитрия и Владимира - с поручением строителю мон-ря архим. Иакову постричь их в монашество с именами Диодор и Варух; к янв. 1654 г. в В. м. жили 26 монахов и 26 трудников. Ок. янв. 1654 г. архим. Иаков был возвращен в новгородский Духов мон-рь, первым настоятелем В. м. стал архим. Дионисий. В нач. 1655 г. он был назначен в др. обитель, а в В. м. перевели братию (более 70 чел.) упраздненного Кутеинского оршанского мон-ря во главе с иером. Иоилем (Труцевичем) скончавшимся в дороге и похороненным по завещанию в В. м.; среди прибывших в обитель монахов был Исакий Полоцкий, брат Симеона Полоцкого. Настоятелем В. м. «по общему согласию кутеинской братии» был избран иером. Дионисий II, в февр. 1655 г. в Москве возведенный в сан игумена. 21 марта 1655 г. казначей мон-ря мон. Нифонт писал Патриарху о конфликте между новоприбывшими и прежней братией: «Наша русская грамота с кутеинскою не сойдется, с ними вместе по их пети и чести не умеют, и они наших крылосных людей, священников и дьяконов поставили под стеною и их не возлюбили, и они, заплакав, пошли из твоего государева богомолья вон: кои к Москве к тебе, государю, а иные по розным монастырям... а священника у нас нашея русския веры нету ни единаго». В апр. 1655 г. соборные старцы - прежние насельники монастыря также писали Патриарху о «гонении от игумена» на них (Акты. № 57. 58). В мае мон. Нифонт оставил послушание казначея, нек-рые монахи намеревались, покинув монастырь, «по островом кельи ставить» (Там же. № 59). В грамоте Патриарха архим. Дионисию 18 нояб. 1657 г. упоминаются пустынники, живущие при мон-ре в отдельных кельях.
Кутеинские иноки привезли с собой печатный стан, и в 1657 г. в В. м. начала работу типография, за 8 лет существования к-рой было издано 11 книг, в т. ч. «Рай мысленный» (1658), 2 издания Часослова (1657, 1658), «Брашно духовное» (1661), Жалованная грамота царя Алексея Михайловича Иверскому монастырю (1665). В В. м. начали работать «справщики», переводчики, переплетчики, появились искусные резчики по дереву, иконописцы. В февр.- марте 1669 г. в монастырской мастерской переплели для Новгородского митр. Питирима (впосл. Патриарх) принадлежавшую ему летопись; в том же году по просьбе митр. Питирима в В. м. перевели на рус. язык соч. «Ключ разумения» архим. Иоанникия (Галятовского). В нояб. 1665 г. Никон перевел типографию в Новоиерусалимский истринский Воскресения Господня мон-рь.
Вместе с кутеинскими иноками на Валдай из Орши, Мстиславля, Копоса (Копыси) и др. переехало множество мастеровых людей, к-рые в 1655 г. начали производить для В. м. из местной глины цветные изразцы; во главе этого производства стоял «мещанин из Копоса» Игнат Максимов. Изразцы продавали, в частности в тихвинский Большой и Зеленецкий мон-ри, новгородский архиерейский дом. В 1658 г. лучшие из мастеров были переведены в Новоиерусалимский мон-рь, однако в 1663-1666 гг. изразцовое дело в В. м. было продолжено. До наст. времени частично сохранились изразцы на одном из наличников настоятельского корпуса, возведенного в 80-х гг. XVII в.
В годы первосвятительства Никона В. м. находился под его особым покровительством. В марте 1654 г. Патриарх прислал в обитель уставную грамоту (не сохр.), в том же году настоятелю был дарован сан архимандрита и право совершать богослужение «в служебной шапке, с полицею, и с сулком, с рипидами, и с ковром, и с осенением» (Акты. № 40), Патриарх делал многочисленные вклады в мон-рь: книгами (Творения свт. Григория Богослова и Синодик - в 1655), богослужебной и хозяйственной утварью (потир, набор из 6 серебряных стаканов, серебряная и вызолоченные стопы, ныне хранящиеся в музее «Новый Иерусалим»). Известны также вклады в В. м. царя Алексея Михайловича (серебряные кадило и звездица, ныне - в музее «Новый Иерусалим»), Патриарха Иоакима (напрестольное Евангелие, изд.: М., 1681). Монастырские крестьяне и слуги были изъяты из судебной власти поместных приказов и земских начальников и были подсудны настоятелю мон-ря во всех делах, кроме убийства, разбоя, воровства, эти тяжкие преступления разбирались в приказе Большого дворца, туда же поступали пошлины, собиравшиеся с монастырских вотчин. Все монастырские строения в городах и селах были освобождены от казенного постоя и подвод, мон-рь не платил торговых пошлин. В 1-й пол. 60-х гг. XVII в. число братии В. м. возросло до 200 чел. После низложения Патриарха Никона на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. все основанные им мон-ри, в т. ч. и В. м., были переданы в ведение епархиальных архиереев, затем закрыты, как организованные «не по уставам святых отцов», братию разослали по др. обителям, вотчины поступили в казну. Но уже в 1668 г. в В. м. был возвращен его настоятель архим. Филофей с братией, обитель вновь получила все привилегии и земельные владения.
На протяжении 2-й пол. XVII в. в мон-ре шло активное строительство. В мае 1657 г. началось возведение 2-го каменного монастырского храма - в честь Богоявления Господня с трапезной, в паперти храма находился придел во имя прп. Нила Столобенского; расположенная справа от собора трапезная замыкала монастырскую площадь с севера. В 1668-1669 гг. к Богоявленской ц. с севера были пристроены хозяйственные помещения. В 1670-1671 гг. к югу от деревянной ц. свт. Филиппа (1653) с трапезной (с 1672 именовалась больницей) была построена деревянная ц. св. Иакова Боровичского, к-рая в 1700 г. сгорела вместе с больницей, и на ее месте (в сев.-вост. углу) к 1708 г. была возведена каменная одноименная церковь с 2-этажным корпусом больничных келий. Филипповскую ц. перенесли на зап. св. врата (построены в 1656, перестроены в 1874-1875). К югу от Богоявленской ц. поставили каменную 3-ярусную колокольню (1679-1689) с 13 колоколами; слева от нее - 2-этажный каменный флигель братских келий (1679-1689); в зап. части мон-ря - 2-этажный братский корпус на погребах («Никоновский»); 2-этажный каменный корпус гостинных келий, примыкавший к Патриаршей башне (1683-1689). В 1684-1689 гг. к востоку от колокольни возвели каменный настоятельский корпус, к западу - Архангельские ворота с надвратной каменной ц. арх. Михаила (1683-1689); в 1685-1689 гг.- Михайловскую (Патриаршую) башню, в к-рой устроили хозяйственные службы, в 1686-1688 гг.- казначейский корпус, соединивший Михайловскую башню с Михайловской ц.
К нач. XVIII в. В. м. пришел в упадок, в 1712 г. был приписан к строившейся Александро-Невской лавре, в 1730 г. вновь получил самостоятельность (часть имущества В. м. осталась в лаврской ризнице: 4 золотых напрестольных креста, священнические облачения с жемчужными оплечьями, митры, украшенные алмазами и жемчугом, 2 больших колокола и множество предметов быта). К сер. XVIII в. В. м. владел 7113 крестьянами и 4275 дес. пахотной земли; в 1764 г. все имения мон-ря отошли Коллегии экономии, В. м. был отнесен к 1-му классу. К мон-рю было приписано 5 обителей, мон-рь имел подворья в Москве и Новгороде.
В XVIII-XIX вв. в мон-ре продолжались активные строительно-реставрационные работы. В пожаре 11 мая 1704 г. пострадал Успенский собор. Иверская икона Божией Матери и мощи св. Иакова Боровичского были вынесены в ц. арх. Михаила и находились там до полного восстановления собора в 1710 г. В сер. XVIII в. старые росписи были сбиты и собор расписали заново. В 1747 г. Богоявленский храм был перестроен и разделен на 2 этажа, на 2-м этаже освятили ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. В 1-й трети XVIII в. был возведен братский корпус, примкнувший с юга к ц. арх. Михаила. К этому времени мон-рь оказался разделен постройками на 2 части: вост. (монастырская площадь с храмами и основными зданиями) и зап. (хозяйственные дворы). В 1731-1763 гг. вместо деревянных монастырских стен были сооружены каменные с башнями: Поваренной, Квасоваренной, Кузнечной и Юго-Вост.
После пожара 1825 г. в мон-ре были проведены строительные и ремонтные работы, изменившие первоначальный облик мн. построек. Во время ремонта Успенского собора в 30-х гг. XIX в. значительная часть росписи оказалась утраченной, новая роспись была выполнена в технике масляной живописи осташковскими мастерами И. и А. Митиными; во 2-й пол. XIX в. проводились еще 2 ремонта храма с поновлением живописи. В 1830-1831 гг. на месте зап. стены был построен гостиный корпус, а затем корпус конюших келий. В 60-х гг. XIX в. в юго-зап. углу мон-ря на месте стены построили каменный странноприимный корпус. В 1873-1874 гг. была разобрана каменная надвратная ц. свт. Филиппа и на ее месте выстроен новый одноименный храм. В кон. XIX в. в монастырском саду возвели каменную надгробную часовню-склеп. В XIX в. были выстроены также заново каменные Конная и Странноприимная башни и система дворовых стен.
Настоятелями и насельниками В. м. являлись буд. архиереи: Аарон (Еропкин), Дамаскин (Аскаронский), Антоний (Знаменский), Феофилакт (Русанов), Иустин (Вишневский), Амвросий (Протасов), Амвросий (Рождественский-Вещезеров), Владимир (Ужинский). Среди старцев В. м. известен молчальник мон. Пахомий († 1886), стяжавший дары молитвы и прозорливости. Др. чтимым подвижником был настоятель В. м. архим. Лаврентий (Макаров; 1854-1876), прежде служивший наместником Киево-Печерской лавры. Архим. Лаврентий установил крестные ходы с чудотворной Иверской иконой Божией Матери в Валдай, Демянск, Боровичи и по уездам Новгородской и соседних губерний. В 1848 г. после крестного хода прекратилась сильнейшая эпидемия холеры, в память об этом событии в 1849 г. определением Синода были утверждены ежегодный крестный ход из мон-ря вокруг г. Валдая и совершение молебнов с 28 июля по 6 авг. Крестные ходы совершались и в престольные праздники - Успения Божией Матери, Богоявления, в день памяти св. Иакова Боровичского (23 окт.). В 1858 г. попечением архим. Лаврентия были изготовлены новая рака для мощей св. Иакова, новая золотая риза с драгоценными камнями для Иверской иконы. При архим. Лаврентии был позолочен иконостас Успенского собора, отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, устроена гостиница для паломников. После открытия в 1861 г. мощей свт. Тихона Задонского на родине святителя в с. Короцком Валдайского у. была основана жен. общежительная община, в создании которой архим. Лаврентий принимал деятельное участие. Архим. Лаврентий погребен в зап. притворе Успенского собора.
К нач. XX в. при В. м. действовала школа грамоты для 10 мальчиков-сирот, живших в мон-ре. К 1918 г. число братии В. м. составляло ок. 70 чел.- монахов и трудников, обитель владела ок. 5 га монастырских угодий и 200 га садов, огородов, пахот, пастбищ.
Последним настоятелем В. м. перед закрытием обители был архим. Иосиф (Невский), хиротонисанный в 1921 г. во епископа Валдайского, викария Новгородской епархии. В июне 1918 г. братия и прихожане В. м. оказали сопротивление отряду милиции, пытавшемуся описать и изъять монастырские запасы продовольствия, архим. Иосифу удалось предотвратить кровопролитие. Осенью 1918 г. из В. м. были изъяты золотая риза с чудотворной Иверской иконы, др. старинная драгоценная утварь, вещи Патриарха Никона, но по распоряжению комиссара Наркомпроса 1 янв. 1919 г. ценности были возвращены в обитель. Вскоре монастырские рабочие, объединившиеся в «рабочий комитет», захватили ключи от монастырских кладовых и начали хозяйничать в мон-ре. В 1919 г. В. м. был преобразован в Иверскую трудовую артель. Одновременно в помещениях зап. стены был размещен «Никоновский музей», которым заведовал археолог Д. Д. Франц, с 1924 г.- И. Ф. Лукашевич (в 1920 был издан путеводитель по музею). Постановлением коллегии Петроградского отдела по делам музеев 22 февр. 1921 г. здания В. м. «со всем находящимся в нем церковным имуществом признаны имеющими исключительное исторически-бытовое и художественное значение». В то же время состоялось публичное вскрытие мощей св. Иакова (их совр. местонахождение неизвестно). В 1927 г. трудовую артель при В. м. ликвидировали за «связь с Иверской чудотворной иконой». Настоятель был арестован и сослан в Рыбинск, затем жил в г. Валдае, 6 бывш. насельников В. м. в кон. 30-х гг. служили в селах Валдайского р-на. В монастырских помещениях разместились музей, мастерские, в 1941-1945 гг.- госпиталь, затем дом инвалидов - участников войны, лесная школа для детей, больных туберкулезом, с 70-х гг.- база отдыха. К началу реставрационных работ 1959 г. большинство построек В. м. находилось в аварийном состоянии, автором проекта реставрации и научным руководителем работ был архит. Л. Е. Красноречьев.
В 1991 г. В. м. был передан Новгородской епархии, первым наместником стал игум. Стефан (Попков). В том же году обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святейший Патриарх отслужил молебен в Успенском соборе перед Иверской иконой Божией Матери. Богослужения начали совершаться в Богоявленском храме. К авг. 2003 г. в В. м. отреставрированы Успенский собор, Богоявленский храм, в к-ром освящены 2 престола: в честь Богоявления Господня и прп. Нила Столобенского, надвратный храм свт. Филиппа Московского, колокольня, Никоновский корпус, братские кельи. Находящаяся в наст. время в мон-ре Иверская икона Божией Матери - один из списков с чудотворной иконы, к-рый сохранялся в валдайской ц. апостолов Петра и Павла и был передан в мон-рь (совр. местонахождение древней чудотворной иконы неизв.). К сент. 2003 г. в В. м. жили ок. 30 насельников, обязанности наместника исполнял иером. Никандр (Степанов). В мон-ре создается музей истории обители.