термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. и существовавшее, несмотря на отдельные периоды упадка, до завоевания его персами в VI в. до Р. Х. Важнейшим политическим, культурным и хозяйственным центром гос-ва был Вавилон, давший свое название территории и стране. Пока не была дешифрована клинопись (сер. XIX в.), единственными источниками для изучения В. были редкие упоминания этого названия в Свящ. Писании и трудах античных авторов, прежде всего Геродота. Во время археологических раскопок, проводившихся со 2-й пол. XIX в., было обнаружено помимо памятников материальной культуры огромное количество письменных документов, дешифровка к-рых позволила не только восстановить историю региона, но и составить представление о языке, лит-ре, религии и повседневной жизни населения В.
Вавилонская культура, оказавшая заметное влияние на политическое и духовное развитие всех народов Ближ. Востока, возникла в результате многовекового взаимодействия целого ряда этнических групп, в разное время проживавших на территории Месопотамии: шумеров, аккадцев, аморреев, касситов, арамеев и др. Основу этой цивилизации заложили шумеры, населявшие Юж. Месопотамию в IV тыс. до Р. Х. Именно шумеры были создателями древнейшей в мире системы письменности, к-рая развилась в клинопись. С нач. III тыс. до Р. Х. сев. соседями шумеров были аккадцы, язык к-рых принадлежал к семит. группе. Они заимствовали и развили мн. культурные и технические достижения шумеров. Во II тыс. до Р. Х. аккадцы разделились на 2 близкородственных по языку и культуре народа: вавилонян и ассирийцев.
Впервые вся Месопотамия была объединена «царем Шумера и Аккада» Саргоном в XXIV в. до Р. Х. (см. ст. Аккад). Аккад. держава просуществовала менее 200 лет. Город Вавилон (шумер. Ка-дингирра) в это время уже упоминается в хозяйственных документах как небольшой провинциальный центр, в к-ром сидел царский наместник. В самом кон. III тыс. до Р. Х. территория буд. В. была объединена под властью 3-й династии шумер. г. Ура.
В нач. II тыс. до Р. Х. в Месопотамию из сиро-аравийских степей вторглась большая группа западносемит. полукочевых племен, к-рые получили здесь общее название аморреи, т. е. зап. В течение примерно полутора столетий вожди ряда аморрейских племен захватили власть во мн. городах Месопотамии, основав в них свои династии. Именно с этого времени начинается политическая история В., первоначально как маленького города-гос-ва Вавилон, где воцарилась одна из аморрейских династий (т. н. 1-я династия Вавилона, 1894-1595 гг. до Р. Х.). 6-й правитель династии Хаммурапи объединил Юж. и часть Сев. Месопотамии в единое гос-во, впосл. называвшееся В.
Царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р. Х.) и его преемники на престоле носили аморрейские имена. Имя Хаммурапи - аккад. передача аморрейского имени Амму-рапи, буквально означающего Бог-предок - врачеватель. Хаммурапи был не только успешным завоевателем и создателем единого гос-ва, но и хорошим администратором, вникавшим во все вопросы управления присоединенными территориями, а также реформатором и законодателем. В законодательном кодексе, составленном от его имени («Законы Хаммурапи»), соединились как местные месопотамские традиции, так и нек-рые инновации. Если в основе системы наказаний традиц. месопотамского законодательства лежало прежде всего материальное возмещение ущерба, даже в случае нанесения физического вреда, то в «Законах Хаммурапи» очень часто преступления караются смертной казнью или предписывается наказание по принципу возмездия равным за равное. Этот же принцип упоминается и в ВЗ (Лев 24. 20; Исх 21. 23-24). Есть предположение, что это наследие аморрейской судебной практики.
Социальное и хозяйственное устройство В., утвердившееся при Хаммурапи, оставалось неизменным и при его преемниках. После смерти Хаммурапи на престол вступил его сын Самсуилуна (1749-1712 гг. до Р. Х.), главной задачей которого было сохранить завоевания своего отца. Однако ряд факторов: восстания шумер. городов на юге В., сепаратизм местных городских правителей, политическая слабость наследников Хаммурапи - привели к тому, что В. постепенно слабела, а ее территория уменьшалась. Конец династии связан с захватом г. Вавилона армией хеттского царя Мурсилиса в 1595 г. до Р. Х. Хетты, разграбив город, вынуждены были уйти. Плодами этой победы воспользовались касситы, к-рые захватили город и основали здесь новую династию, правившую в В. более 400 лет (1595-1150 гг. до Р. Х.).
В. в 1-й пол. II тыс. до Р. Х. сохраняла в хозяйственной жизни и особенно культуре и религии мн. черты традиц. шумер. уклада. Важнейшей социальной и политической структурой гос-ва были небольшие города, являвшиеся культовыми центрами окружавших их территорий. Основу экономики составляли земледелие и скотоводство, большую роль в жизни страны играло ремесленное производство и торговля. В социальном плане население В. делилось на 3 основные группы: полноправные свободные (авилумы), т. е. лица, владевшие по праву наследования земельными участками и недвижимостью, свободные с ограниченными правами (мушкенумы), в их число входили люди, не имевшие наследственных прав на землю и получавшие земельные наделы от дворца или храма за службу, и рабы (вардумы). Число рабов было сравнительно невелико.
В городах В. процветали искусство, лит-ра, развивались познания в области медицины, математики, астрономии. Этому способствовало сохранение и развитие системы образования. При храмах действовали школы, где буд. писцов обучали чтению и письму на шумер. и аккад. языках, основам математики и др. необходимым знаниям. Писцы переписывали и переводили на аккад. язык шумер. религ. и др. тексты, создавали новые произведения на аккад. языке, так что мн. исследователи считают тот период временем «классического вавилонского языка».
По своему религ. мировоззрению вавилоняне были политеистами, происхождение вавилонских богов можно проследить с шумер. времен. Мир богов был организован в определенном порядке, так что каждый бог конкретного города занимал свое место в общей божественной иерархии В. Первоначально высшее место занимал Элиль, главный бог г. Ниппура, древнейшего священного центра шумеров. По мере возвышения Вавилона при Хаммурапи на первый план стал постепенно выдвигаться главный бог - покровитель этого города Мардук (подробнее см. Шумеро-аккадская религия).
можно условно разделить на правление касситской династии (1595-1150 гг. до Р. Х.) и 2-й династии Иссина (1150-1027 гг. до Р. Х.). Касситы в отличие от др. этнических групп, мигрировавших в Месопотамию, таких как аморреи или арамеи, во многом остаются загадкой для исследователей. От касситского языка почти ничего не сохранилось, за исключением отдельных имен и терминов, и установить его принадлежность к к.-л. известной языковой семье пока не удалось. Предположительно касситы пришли к границам Месопотамии из степей Ср. Азии, пройдя либо через Кавказские горы, либо по Иранскому плато. Начиная с XVIII в. до Р. Х. они упоминаются в вавилонских источниках, то как воины, совершающие набеги на небольшие города и селения В., то как мирные мигранты, наемные работники или торговцы.
Оказавшись на престоле в Вавилоне, касситские вожди попали под влияние древней городской культуры Месопотамии. Они переняли язык и письменность вавилонян, поклонялись местным богам, полностью приняли местные традиции поведения в частной и офиц. жизни, отдавая предпочтение особенно консервативным формам. Большое внимание касситские цари уделяли реставрации древних храмов В. и строительству новых. Одно из строительных сооружений того времени - многоступенчатая пирамида (зиккурат), составлявшая часть храмового комплекса в г. Дур-Куригальзу, недалеко от совр. Багдада, единственный памятник месопотамской монументальной архитектуры, относительно хорошо сохранившийся до наст. времени (совр. высота ок. 60 м). Европейцы, побывавшие здесь в ср. века и в Новое время, принимали остатки этого сооружения за развалины Вавилонской башни.
Правление касситской династии - самый длительный период относительно стабильного существования гос-ва. Для этого времени характерны отсутствие серьезных внутренних конфликтов и постепенное сглаживание экономических противоречий между регионами В. В связи с засолением старых орошаемых земель гос-во предприняло коренную перестройку оросительной и мелиоративной системы, были освоены обширные новые сельскохозяйственные территории, население к-рых теперь несло основное бремя гос. налогов и повинностей. В более привилегированном положении находились жители ряда крупных городов, в т. ч. Вавилона, к-рым были предоставлены права самоуправления, а также те лица из числа царских родственников или высокопоставленных чиновников, к-рым касситские цари передали во владение огромные земельные наделы с сельскохозяйственными угодьями, селениями и даже небольшими городами. Специальные указы, освобождавшие эти земли от гос. налогов и повинностей, высекались на каменных стелах (кудурру), часть к-рых сохранилась до наст. времени.
В XIV в. до Р. Х. значительно расширились внешнеполитические связи В. Письма касситских царей егип. фараонам, найденные в В. Египте в мест. Телль эль-Амарна, написаны вавилонской клинописью на вавилонском языке, к-рый в XIV в. до Р. Х. играл роль языка международного общения на всем Ближ. Востоке (см. Амарнские письма). Они содержат сведения об обмене дипломатическими посланниками и дарами, о династических браках, о разрешении торговых споров. Вавилонский царь и егип. фараон называли друг друга братьями, что указывает на равенство их статусов.
В кон. XIV в. до Р. Х. с усилением Ассирии, сев. соседа В., возросло соперничество между гос-вами. Мирные договоры о разделении границ периодически сменялись военными конфликтами, в ходе одного из них ассир. царь Тукульти-Нинурта I (1244-1208 гг. до Р. Х.) вторгся со своей армией в В., захватил Вавилон и приказал казнить вавилонского царя. Нек-рое время В. находилась под властью Ассирии, но смерть завоевателя на время освободила вавилонян от этой зависимости. Окончательный удар касситской В. нанесли эламитяне, ее вост. соседи и давние соперники. В 1155 г. до Р. Х. эламское войско совершило опустошительный набег на В. Множество селений и городов было разрушено, мн. вавилоняне убиты или уведены в плен, в числе пленных был и последний царь касситской династии. Из В. в Элам была увезена и статуя бога Мардука. После нек-рого периода хаоса В. вновь обрела свою государственность под властью 2-й династии Иссина (3-я вавилонская династия). Цари этой династии начали объединение В. из древнего г. Иссина, а позднее переместились в Вавилон. Наиболее выдающимся представителем этой династии был Навуходоносор (Набу-кудурри-уцур) I (1126-1105 гг. до Р. Х.), удачливый полководец и покровитель наук и искусств. Он отомстил эламитянам, нанеся им сокрушительное поражение, и вернул статую бога Мардука в главный храм г. Вавилона - Эсагила. В торжественной церемонии принимало участие все население страны, были созданы специальные гимны и поэмы, и с этого времени Мардук окончательно занял положение главного бога вавилонского пантеона. При последних царях 2-й династии Иссина В. вступила в «темный период» своей истории, вызванный вторжением на ее территорию чужеземных народов.
В правление касситской династии и 2-й династии Иссина в связи с перестройкой оросительной системы окончательно пришли в упадок мн. древние города, одновременно утратили свою роль и существовавшие в них культы ряда городских богов. В то же время исключительную популярность среди всего населения В. приобрел в это время бог Солнца Шамаш, к-рый рассматривался не только как световое божество, но и как праведный судия, к нему можно было обращаться с мольбами и просьбами о справедливости. Заметно возросла роль магии.
Вавилонская школа э-дубба (дом табличек) играла в это время ведущую роль в системе образования и сохранения древних традиций письменности. Здесь, так же как и в писцовых школах др. городов В. (прежде всего Ниппура и Ура), активно велась работа по копированию и лит. обработке древних шумер. текстов. Была создана новая версия «Наставления Шуруппака», «Нисхождение Иштар в преисподнюю»; шумер. и аккад. эпические песни о Гильгамеше были объединены в единый эпос под редакцией писца Син-Лики-Уннини; был написан новый культовый эпос о сотворении мира - «Энума элиш», закрепивший представление о главном боге Вавилона Мардуке как изначально главном божестве всей Месопотамии. Активно развивалось и индивидуальное лит. творчество. Был создан целый ряд сочинений, отражавших внутренние духовные переживания человека, напр. поэма «Невинный страдалец», построенная как развернутый покаянный псалом, автор к-рого пытается осмыслить причину посланных ему страданий. Поэма имеет параллели с Книгой Иова.
Культурное влияние В. в тот период распространилось далеко на запад, вплоть до Греции. Вавилонский язык был языком международного общения и высокой образованности на всей территории Ближ. Востока. Вавилонские лит. и религ. сочинения изучались и переписывались в школах Египта, Сирии и М. Азии.
В кон. II - нач. I тыс. до Р. Х. В. и Ассирия переживали период упадка и хаоса, вызванный вторжением на их территорию огромных масс арамеев, западносемит. скотоводческих племен, к-рые, как некогда аморреи, распространились по Ближ. Востоку. Арамеи разоряли сельское население, разрушали мелкие города и занимали территории между крупными городами, отрезая их от торговых путей и снабжения. Особенно тяжелой была ситуация в В., на к-рую помимо арамеев, двигавшихся с запада и северо-запада, с юга наступали родственные им халдейские племена. Только в IX в. до Р. Х., после неск. столетий хаоса и упадка В. и Ассирия начали постепенно восстанавливать свою государственность, при этом судьбы этих родственных народов оказались особенно тесно связаны.
В сер. VIII в. до Р. Х. укрепившиеся на юге В. халдейские племена попытались захватить вавилонский трон. Опасаясь такого развития событий, ассир. царь Тиглатпаласар III (744-727 гг. до Р. Х.) ввел свои войска в В. и короновался в Вавилоне, провозгласив себя его царем. Т. о., Ассирия и В. образовали единое гос-во под властью ассир. царя, просуществовавшее до 627 г. до Р. Х.
Население В. в тот период состояло из ряда этнических групп, к-рые, преследуя каждая свои политические цели и интересы, нередко входили в конфликт друг с другом. Наиболее значительными были 4 группы: собственно вавилоняне, арамеи, эламитяне и халдеи. Одни из них приветствовали объединение Ассирии и В., др. были против этого. Небольшой по численности, но очень влиятельной была также группа ассирийцев, состоявшая из военных и чиновников, пришедших сюда с ассир. царями. В. в тот период была постоянным источником междоусобных конфликтов и внутренней нестабильности, что вынуждало Ассирию периодически посылать туда войска для наведения порядка.
Самым активным и влиятельным борцом за независимость был вождь халдейского племени Бит-Якин Мардук-апла-иддин, упоминаемый в Библии под именем Меродах Валадан (Ис 39. 1). В 721 г. до Р. Х., воспользовавшись тем, что новый ассир. царь Саргон II был занят улаживанием внутренних проблем гос-ва, Мардук-апла-иддин короновался в Вавилоне и правил здесь ок. 10 лет. В 710 г. до Р. Х. армия Саргона II нанесла сокрушительное поражение халдеям и Мардук-апла-иддин бежал на юг В., где нашел убежище на территории своего племени. После смерти Саргона в 704 г. до Р. Х. Мардук-апла-иддин снова захватил власть в В. и попытался заключить союз против Ассирии с царем Иудеи Езекией (4 Цар 20. 12-21). Однако не прошло и года, как сын и преемник Саргона Синаххериб изгнал Мардук-апла-иддина из Вавилона. В В. росли антиассир. настроения, Синаххериб предпринял ряд мер, направленных на поддержание порядка, но они не принесли никакого результата. В конце концов он провозгласил царем В. своего сына, но в политическую игру включился Элам: в то время как армия Синаххериба сражалась на юге В., эламитяне обошли ассир. армию с севера и, заняв Вавилон, захватили в плен и казнили сына и наследника Синаххериба. Разгневанный царь Ассирии жестоко отомстил и вавилонянам, и эламитянам. Сначала ассир. армия опустошила Элам, а затем двинулась на В. В 689 г. до Р. Х. г. Вавилон был захвачен ассирийцами, разграблен и полностью разрушен. Немногие уцелевшие жители разбежались. Статую бога Мардука отправили в Ассирию. Преемник Синаххериба Асархаддон (680-669 гг. до Р. Х.) одной из важнейших задач своего царствования считал примирение с В. Эта политика обеспечила ему мир на юж. границах Ассирии. Часть огромных материальных ресурсов, к-рые приносили Ассирии ее завоевания, были направлены на восстановление Вавилона и строительство храмового комплекса Эсагилу, хотя статуя бога Мардука была возвращена в Вавилон уже после смерти Асархаддона. В своем завещании Асархаддон распорядился разделить после его смерти управление страной между 2 сыновьями. Старшему, Ашшурбанипалу, он оставил Ассирию, а младшему, Шамашшумукину, В., что вскоре привело к войне между братьями.
Шамашшумукин пользовался поддержкой части вавилонян, он заключил также договоры о военной помощи с Эламом, халдейскими племенами и нек-рыми шейхами Аравии. В 648 г. до Р. Х. после длительной осады армия Ашшурбанипала захватила Вавилон. Шамашшумукин погиб, а Ашшурбанипал начал управлять В. через марионеточного царька, посаженного им на трон.
В Ассирии после смерти Ашшурбанипала наступила смута, и вавилоняне, воспользовавшись этим, в очередной раз попытались изгнать ассирийцев из своей страны. Во главе восстания встал некий халдей по имени Набопалассар. В 626 г. до Р. Х. вавилонские войска под его командованием осадили Ниппур, где располагались ассир. военные гарнизоны. Осада затянулась надолго, население города страдало от голода, и нек-рые жители, как свидетельствуют документы того времени, вынуждены были продавать своих детей в рабство, чтобы спасти их от голодной смерти. По какой-то причине вавилоняне сняли осаду и стали отступать в сторону Вавилона, ассир. армия их преследовала. У стен Вавилона состоялось последнее сражение, ассир. армия была полностью разбита. Воодушевленные своей победой вавилоняне провозгласили Набопалассара царем, ставшим основателем новой династии. В последующие годы В. успешно расширяла свои границы все дальше на север, тесня Ассирию. Египет, до этого всегда враждовавший с Ассирией, попытался прийти к ней на помощь. Вавилоняне же нашли союзников в лице мидян, обитавших на территории Зап. Ирана, и в союзе с ними продолжали теснить Ассирию. В 614 г. до Р. Х. союзные войска взяли г. Ашшур, в 612 г. захватили Ниневию. Остатки ассир. войск укрылись в г. Харране, откуда они были выбиты в 610 г. Последнее решающее сражение между двумя коалициями состоялось в 605 г. до Р. Х. около г. Кархемиша. Египет один противостоял В. Вавилонская армия, к-рую возглавлял сын Набопалассара буд. Навуходоносор II, одержала полную победу. Ассирия исчезла с мировой арены, ее территорию поделили между собой вавилоняне и мидяне, Египет был разбит, и его авторитет на Ближ. Востоке был подорван. Набопалассар умер вскоре после битвы при Кархемише, а вернувшийся в Вавилон Навуходоносор II вступил на престол.
Правление Навуходоносора II (605-562 гг. до Р. Х.) было временем возвышения В. на международной арене. В результате ряда удачных военных кампаний в Сирии-Палестине В. подчинила себе огромную территорию, к-рая некогда была под властью ассир. державы. Теперь на Ближ. Востоке было лишь 3 могущественных гос-ва: Мидия, В. и Египет. Одержав ряд побед над правителями мелких гос-в Вост. Средиземноморья, Навуходоносор посчитал свою армию достаточно подготовленной, чтобы помериться силами с Египтом. Однако сражение, состоявшееся в 601 г. до Р. Х., не выявило решающего перевеса ни одной из армий, и вавилонянам впервые пришлось вернуться домой, не одержав победы. Тем временем политическая обстановка в Вост. Средиземноморье кардинально изменилась. Унизительный мир с Египтом подтолкнул нек-рых местных правителей к мятежу.
Одним из гос-в, решивших отпасть от В., была Иудея. Царь Иудеи Иоаким, сын Иосии, и его ближайшее окружение, занимавшие проегип. позицию, отказались платить дань В., не слушая предостережений прор. Иеремии и его сторонников (Иер 46-51). Вавилонский царь не мог оставить без внимания мятеж в стратегически важном для него гос-ве Вост. Средиземноморья, и в 597 г. до Р. Х. вавилонская армия вошла в Иерусалим, столицу Иудеи. Незадолго до этого Иоаким скончался и престол перешел к его сыну Иехонии. По приказу Навуходоносора царь и весь его двор, а также знатные семьи, настроенные против Вавилона, всего ок. 3 тыс. чел., были угнаны в В. (4 Цар 24. 14-15). Египет, как и предсказывал Иеремия, не оказал никакой поддержки своим союзникам.
Преемником Иехонии Навуходоносор II назначил его родственника Седекию. Несмотря на новые предостережения прор. Иеремии, Седекия, понадеявшись на поддержку со стороны Египта, решил вновь отложиться от Вавилона и отказался платить ему дань. В 587 г. до Р. Х. вавилонская армия вошла в Иудею, направляясь к Иерусалиму. По дороге вавилоняне захватили неск. городов, но не разрушили их и милостиво обошлись с мирным населением, рассчитывая, что, узнав об этом, жители Иерусалима не будут оказывать им сопротивления. Когда армия Навуходоносора II осадила Иерусалим, прор. Иеремия и его сторонники, зная, как милостиво вавилоняне обошлись с захваченными городами Иудеи, настойчиво призывали население капитулировать. В то же время егип. армия двинулась в Иудею и попыталась, правда, безуспешно, прорвать осаду Иерусалима. Вавилонянам удалось оттеснить егип. войско обратно к прежней границе и после двухлетней осады захватить мятежный город. Навуходоносор II ликвидировал Иудейское царство, присоединив его к Вавилонской державе в качестве провинции. Тысячи жителей Иерусалима были уведены в плен, поселены в разных городах В., в т. ч. и в самом Вавилоне.
Согласно вавилонской традиции, Навуходоносор II был не только завоевателем, но и строителем и покровителем культуры. Его царствование было временем экономического расцвета и культурного подъема. Военные успехи В. обеспечили ей политическую стабильность и способствовали притоку материальных богатств, что позволило осуществить грандиозную программу по реконструкции Вавилона, превратившегося в правление Навуходоносора II в крупнейший город на Ближ. Востоке с населением ок. 200 тыс. чел. В сев. его части, на берегу Евфрата, был построен новый царский дворец. Были заново отстроены городские стены и сооружен каменный мост через Евфрат, к-рый соединил 2 части города. Полностью отреставрировали главный храмовый комплекс Эсагилу, в т. ч. семиступенчатую культовую пирамиду (зиккурат). С этой башней, возможно, связана и легенда о «висячих садах Вавилона» как одном из 7 чудес света. На верхней площадке зиккурата был высажен сад, к-рый люди, подъезжавшие к городу, могли видеть издалека высоко возвышающимся над городскими стенами. Преемники Навуходоносора не представляли собой сколько-нибудь значительных гос. деятелей, и хотя гос-во недолгое время продолжало процветать, пик его возвышения был пройден.
Последним правителем независимой В. был Набонид (556-539 гг. до Р. Х.), самая таинственная фигура нововавилонской истории. Несмотря на политическую нестабильность, он нашел время для проведения религ. реформы, занимался активной строительной деятельностью и даже провел 10 лет в аравийской пустыне. Взойдя на престол, Набонид активно способствовал распространению культа луны, поддерживал культ лунного бога Сина в древнем г. Уре. При этом культ Мардука оказался на втором плане, что вызвало резкую оппозицию со стороны жречества, было создано даже неск. сочинений, обвинявших Набонида в кощунстве.
Во время десятилетнего пребывания Набонида в мест. Тейма, одном из оазисов Аравийской пустыни, жители к-рого также поклонялись лунному богу, делами в Вавилоне управлял его сын Бел-шар-уцур (библейский Валтасар - Дан 5). Пока Набонид находился в Аравии, персы наращивали свои военные силы у границ с В. В 539 г. до Р. Х. армия Кира II Великого перешла границы В. по берегу р. Диялы. Набонид, вернувшийся из Теймы, встретил персов во главе своего войска у г. Опис. В сражении вавилоняне были разбиты. Персы двинулись на Вавилон, жители к-рого, согласно нек-рым местным источникам, сами открыли ворота армии Кира и приветствовали персидского царя как освободителя от тирана Набонида. Однако Геродот пишет, что город был взят силой. В любом случае в 539 г. до Р. Х. Вавилон был захвачен персами, и это положило конец существованию В. как независимого гос-ва. Неоднократно в В. происходили восстания против господства персов, напр. в 522-521, в 484 гг. После восстания 482 г. Вавилонское царство было ликвидировано и низведено до положения рядовой сатрапии империи.
Кир способствовал сохранению местной культуры и избегал вмешиваться во внутренние дела В., пока ее население сохраняло лояльность по отношению к персам. Такой же политики он придерживался и в отношении др. завоеванных территорий, в т. ч. Палестины. В Библии Кир предстает как освободитель, к-рый восстановил справедливость и разумное управление (Ис 45. 1-13). После смерти Камбиза (530-522 гг. до Р. Х.), преемника Кира, в Персии вспыхнуло восстание. Вавилоняне, воспользовавшись смутой, выбрали себе местного царя. Дарий I жестоко подавил восстание и в самой Персии и на завоеванных территориях, в т. ч. и в В., возложив на нее особенно тяжелую дань. Последняя попытка сбросить с себя персид. правление была предпринята при Ксерксе I (485-465 гг. до Р. Х.): восставшие посадили на престол в Вавилоне своего царя и отказались платить дань персам. Персид. армия быстро подавила восстание и разрушила Вавилон, культовый центр Эсагила был снесен с лица земли, а статуя Мардука увезена в Персию.
Новое возвышение Вавилона произошло при Александре Великом, который, разгромив персов, сделал Вавилон столицей своей империи. Неожиданная смерть Александра в Вавилоне, куда он вернулся после инд. похода, помешала осуществлению его планов. После длительной борьбы за раздел империи территория В. оказалась под властью династии Селевкидов. Селевк I (312-281 гг. до Р. Х.) построил недалеко от Вавилона новую столицу, г. Селевкия на Тигре, куда была переселена значительная часть населения Вавилона.
Во II в. до Р. Х. Селевкиды были вытеснены из В. парфянской династией Аршакидов. В 115 г. по Р. Х. Вавилон был завоеван рим. имп. Траяном, а в 199 г.- имп. Септимием Севером. К тому времени торговые пути пролегали далеко от Вавилона и он уже не играл никакой роли ни в экономическом, ни в политическом отношении. Город обезлюдел, пришел в полный упадок и через нек-рое время был заброшен, так что впосл. было забыто даже то место, где когда-то находился Вавилон. Несмотря на потерю государственности, вавилонская цивилизация просуществовала еще неск. столетий. Аккад. клинопись вплоть до I в. по Р. Х. использовалась в храмах для записи религ. и адм. текстов.
(шумер. Kadingirra; аккад. Bab-ilim - врата бога) - крупнейший г. на Ближ. Востоке, расположенный на р. Евфрат и двух его крупных каналах. Руины древнего В. находятся в 80 км к югу от совр. Багдада (Ирак), на берегу р. Евфрат. Городище объединяет неск. холмов, среди к-рых сев., телль Бабиль (высота 22 м), сохранил имя древнего Вавилона, а телль Каср (крепость; ок. 2´ 1,2 км) содержит руины города. Начиная с XII в. городище посещали мн. путешественники, искавшие следы Вавилонской башни. В XIX в. здесь проводили исследовательские работы археологи О. Г. Лейард (1850), Ф. Френцель (1852), Х. Рассам (1879-1882) и др., в результате были собраны первые коллекции изразцов и кирпичей с надписями. В самом кон. XIX в. Вавилон стал систематически исследоваться Германским восточным об-вом (1899-1917). Целями этих работ, к-рыми руководили Р. Кольдевей и В. Андре, были восстановление плана города, изучение вавилонской архитектуры и обнаружение памятника, ставшего, по мнению нем. исследователей, прототипом Вавилонской башни. В результате исследований были открыты сев. и юж. дворцы и храм богини Нинмах; изучены дорога процессий от ворот Иштар до храма Мардука, зиккурат, храм Нинурты, театр периода эллинизма; начаты обследования стен, жилых кварталов и храма Иштар. При этом были системно изучены только слои, относящиеся к периоду правления нововавилонской династии (625-539 гг. до Р. Х.); почти не обнаружено материалов старовавилонской эпохи (уровень грунтовых вод не позволил изучить нижние слои).
Новый стимул работы получили только в посл. четв. XX в., что было связано со стремлением правительства Саддама Хусейна восстановить руины В. В результате работ, проведенных Германским археологическим ин-том и Главным управлением древностей Багдада, были отреставрированы дорога процессий, храмы Нинмах и Набу, выявлены структура города, главные типы зданий и черты архитектуры.
В наст. время план города невозможно восстановить целиком, но его границы четко обозначены возвышенностями по линиям стен. Внешняя стена - огромный треугольник, одной из сторон примыкающий к вост. берегу Евфрата, остатки 2 др. стен сходятся в вост. углу (сев.-вост. сторона - 4 км, юж.- 3 км). Общая протяженность внешней стены чуть более 8 км. Внутри треугольника, близко к его юж. стене, располагался центр города, также окруженный стеной, в плане близкой к ромбу, одну из сторон к-рого образовала река. Напротив этого главного, «восточного», города на зап. берегу располагался меньшего размера «западный» город, прямоугольный в плане, также обведенный стеной (периметр стены обеих центральных частей ок. 8, 15 км). На основании эпиграфических данных постройка обеих стен датируется нововавилонской эпохой. Все стены были обведены широкими рвами-каналами. Внутренняя стена состояла из 2 кирпичных обводов с дорогой между ними. Ров вокруг нее был ок. 50 м шириной, обоими концами соединялся с Евфратом. Внешняя стена была трехслойной: надо рвом с обложенным обожженным кирпичом эскарпом стояли 2 панциря стен, пространство между к-рыми заполнял строительный мусор. На стене помещался широкий крытый ход.
Город был прекрасно спланирован. Зап. и вост. половины соединял вымощенный камнем мост на 7 кирпичных опорах (123 м длиной и 5-6 м шириной). Жилые кварталы были застроены усадьбами с большими внутренними дворами и зубчатыми внешними стенами.
Наиболее важные здания стояли на вост. берегу, в более древней части (только здесь открыты слои старовавилонской и касситской эпох). Эта часть делилась главными улицами на большие районы, к-рые, судя по изученным участкам, были заняты общественными зданиями, храмами и резиденциями знати. Главные улицы шли вдоль реки, пересекая поперечные под прямыми углами и выходя к огромным городским воротам. Т. н. дорога процессий шла от храма Мардука и зиккурата, вдоль вост. стены юж. дворца к массивным воротам Иштар, а через них - к особому «святилищу празднеств» (севернее городской стены, оно известно по текстам, но при раскопках не идентифицировано). Дорога процессий отделяла речной район, занимавший ок. четверти вост. города. Между дорогой и Евфратом располагались юж. дворец Навуходоносора II, зиккурат и храмы Мардука, Набу, Галу, Нинурты. Вдоль зап. берега, напротив главных религ. зданий в центре города, тянулись жилые кварталы. О воротах внешней стены ничего не известно, но во внутренней стене и на правом берегу, согласно описанию на клинописных табличках, их было 9.
Полностью раскопаны только ворота Иштар - арочный въезд, фланкированный 2 башнями (высота 15 м), усиленный бастионами. Их украшали изображения быков и драконов - символы Адада и Мардука. Врата трижды перестраивались в эпоху Навуходоносора II (605-562 гг. до Р. Х.), при этом каждый раз использовалась разная техника декора. Первоначально фризы были выполнены рельефом в простом кирпиче (эта часть полностью скрыта под землей); затем в поливном, но без рельефа. Последними по времени созданы знаменитые фризы из рельефного поливного кирпича, изображающие процессию чередующихся быков и драконов (ок. 150). Эти врата вывезены и смонтированы в Берлинском музее. Высокие стены дороги процессий (длина 250 м, ширина 20-24 м), к-рые продолжались от ворот к северу, были украшены в нижней части символами богини Иштар, изображениями львов, и розетками.
На участке ворот Иштар, к западу от дороги процессий, по обе стороны городской стены, стояли 2 дворца Навуходоносора II - юж. и сев. Главный юж. дворец отделяла от реки цитадель с мощными стенами (построена, согласно надписи, в правление Навуходоносора). Трапециевидный в плане, он состоял из 5 внутренних дворов. На юж. стороне главного двора помещался комплекс для приемов с тронным залом. Вокруг др. дворов стояли царские апартаменты, гарем, адм. и военные здания. Во дворце сохранилось много надписей: на кирпиче эпохи Навуходоносора сохранились надписи названий дворцов и храмов, а в кладку вставляли особые глиняные таблички с указаниями последующим правителям обновлять постройки.
С юж. дворцом связана история открытия висячих садов, к-рые покоились на высоких каменных уступах, державших грунт с экзотическими растениями. Когда в его северо-вост. углу было расчищено 14 сводчатых подземных помещений с необычно толстыми стенами и шахтой, нем. ученые решили, что это сооружение для механического подъема воды на большую высоту, и объявили, что нашли основание знаменитых садов, названных Геродотом в числе 7 чудес света. Ранняя греч. традиция приписывала их сооружение царице Семирамиде, а эллинистический историк Берос - Навуходоносору II, якобы построившему их для одной из своих жен как напоминание о ее родных местах в горной Мидии. Однако и план здания, и найденные в нем таблички с перечислением выдаваемых продуктов свидетельствуют о том, что оно служило хранилищем. Висячие сады могли помещаться на террасах цитадели или зиккурата.
Второй дворец стоял за городской стеной на особом выступе, обведенный общим со стеной каналом. Он возник в конце правления Навуходоносора II и знаменит своим «музеем», где обнаружены собранные царем древности, в т. ч. клинописные таблички. Там же найдена стела персид. царя Дария I, показывающая, что «музей» сохранялся при Ахеменидах.
Третий, т. н. летний, дворец открыт под холмом Бабил, на крайней сев. оконечности города, там, где стена подходила к Евфрату. От дворца осталось только основание высотой 18 м.
Хорошо изучена религ. архитектура, наиболее яркое проявление вавилонской культуры в целом. Храмы не были стандартны, но имели близкую планировку: квадратный или прямоугольный внутренний двор, обычно с пилястрами или контрфорсами, окружали комнаты, возможно, в 2 уровня. На короткой стороне помещалась анфилада из 2-3 помещений, с проходом по центральной оси. Статуя божества стояла в последнем из них, на подиуме. К основному блоку иногда добавляли комнаты для жрецов.
Впервые упоминаемое в старовавилонских текстах главное святилище В.- Эcагила находится примерно в километре южнее юж. дворца, под самым большим холмом (раскопан не полностью). Это было квадратное здание, каждая сторона которого имела длину 420 м. В его комплекс входило неск. святилищ, главное из к-рых, храм Мардука, стояло на западе, проходом в храм служили ворота в фасаде с башнями. Согласно надписи, Навуходоносор II «покрыл сверкающим златом» и «заставил сиять подобно Солнцу» ее целлу. Раскопаны и реставрированы также храмы богинь Иштар, Нинмах, хорошо сохранившийся храм Набу и др. Единое целое с Эсагилой составлял расположенный к северу от нее семиступенчатый зиккурат Этеменанки (храм краеугольного камня неба и земли) высотой 91 м. Он считался в древности одним из 7 чудес света. На вершине башни, куда вела наружная лестница, располагалось святилище Мардука, облицованное глазурованными кирпичами, стены и потолки его были покрыты золотом и украшены драгоценными камнями. От него осталось только квадратное основание из неск. рядов кирпича (остальное уничтожено царем Ксерксом I в V в. до Р. Х. или вторично использовано для построек).
Время правления Ахеменидов, Селевкидов и парфянский период представлены случайными находками. В сев. части городища открыто неск. домов эпохи Ахеменидов, в юж.- большое здание с колоннами, к к-рому примыкает стоя. Холм мусора, оставленного после расчистки руин зиккурата воинами Александра Македонского, сохранялся до начала реставрации кон. XX в. Нек-рое влияние греч. культуры подтверждают театр и гимнасий в вост. части города (в наст. время отреставрированные), а также большое количество погребений со статуэтками из глины и алебастра эллинистического времени.
Официально Вавилон перестал быть столицей с постройкой Селевком I Никатором Селевкии на р. Тигр и переселением туда жителей Вавилона, но город оставался важным религ. и культурным центром. Клинописные таблички указывают, что обряды в Эсагиле совершались еще в 93 г. до Р. Х. При Селевкидах перестраивались театр и гимнасий. Последний памятник древнего Вавилона, клинописный астрономический текст, датируется 75 г. по Р. Х.
Поселение продолжало существовать и в I тыс. по Р. Х., о чем говорят постройки эпохи Сасанидов, обнаруженные к северо-западу от юж. дворца. Видимо, до основания соседней Хиллы в XI в. оно сохранялось на большом холме Амран.
Ранние слои Вавилона изучены очень плохо. Они восходят к третьей династии Ура (2111-2003 гг. до Р. Х.) (впервые упомянут в связи с сооружением храма в аккад. эпоху, кон. III тыс. до Р. Х.). Однако в центральной части Вавилона изучены неск. домов эпохи касситских царей (XVI-XII вв.) и ямы для обжига керамики с глазурованной поверхностью.
В Свящ. Писании названия г. Вавилон и носящей его имя державы получают глубокое символическое значение и воспринимаются как олицетворение зла во вселенском масштабе, но иногда - как орудие Промысла Божия. Первые упоминания есть в рассказах кн. Бытие о начальной истории человечества, где они связаны с человеческой гордыней, доходящей до богоборчества. Согласно Быт 10. 8-10, Вавилон входил в царство внука Хама Нимрода, к-рый «начал быть силен на земле». Быт 11. 1-9 повествует о намерении людей построить башню до небес с целью «сделать себе имя» и о разрушении Господом этого предприятия путем смешения языков (см. Вавилонская башня). Место строительства башни получает название Вавилон (евр. , библейская этимология возводит это название к глаголу - смешивать).
Уделом жителей Иудеи становится вавилонское пленение на предусмотренное Господом время (70 лет по Иер 25. 11; 29. 10; 2 Пар 36. 21), и именно уведенные в плен евреи будут, согласно слову пророка, народом Божиим и наследниками обетований (Иер 24). По прошествии предопределенного Господом времени В. подходит к своему историческому краху, и исход из города для очистившихся испытанием иудейских пленников становится возможным. Пророки торжественно призывают к исходу из Вавилона (Ис 48. 20; 52. 11; Иер 50. 8; 51. 6), слово об освобождении из плена для народа Божия оказывается утешением (Ис 40. 1-2) и благовестием (Ис 40. 9; 52. 7). Для самого же города наступает время суда, его ожидает полное разрушение (Ис 13; 14. 6-27; 21. 1-10; 47; Иер 50-51). В пророческом описании этого суда сильны эсхатологические и мессианские черты. Персид. царь Кир, через к-рого Вавилон постигает Божия кара, прямо именуется «помазанником» Господа (Ис 45. 1-6; ср. Ис 41. 1-5), а падение Вавилона будет означать наступление «лета Господня благоприятного и дня мщения Бога» (Ис 61. 1-3), «дня Господня» (Ис 13. 6-13).
В Книге пророка Даниила тема роли Вавилона в мировой истории занимает важное место, вавилонский царь Навуходоносор представлен как гордый идолопоклонник, однако он неоднократно вынужден признать величие Бога иудеев и смириться перед Ним (Дан 2-4). В видении (Дан 2) царство Навуходоносора предстает как одна из мировых держав, сменяющих друг друга перед установлением вечного царства Бога Небесного.
В НЗ имя этого города связано с представлением о вавилонском пленении как одном из важнейших событий Свящ. истории ВЗ, а также служит апокалиптическим символом богоборческой империи, на уничтожение к-рой надеются христиане. Евангелист Матфей в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 1-17) понимает событие вавилонского плена как важнейшую веху Свящ. истории: время от Авраама до Христа разделено евангелистом на 3 периода: от Авраама до Давида, от Давида до переселения в Вавилон, от переселения в Вавилон до Христа. Несмотря на катастрофу плена Бог исполнил свои обетования о Мессии. Значение вавилонского плена в истории народа Божия подчеркивается в речи первомученика Стефана перед синедрионом: цитируя Ам 2. 25-27 (LXX), вместо переселения «далее Дамаска» Стефан говорит о переселении «далее Вавилона» (Деян 7. 42-43).
Смысл заключительных слов 1 Петр 5. 13 («приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой») нек-рое время был предметом споров. Против отнесения этих слов к месопотамскому Вавилону говорит отсутствие к.-л. церковного предания, связывающего апостолов Петра, Силуана (1 Петр 5. 12) и Марка с этой областью, а также тот факт, что в правление имп. Клавдия (41-54 гг.) евреи были изгнаны из Вавилона, что ограничивало там возможности для апостольской проповеди (Ios. Flav. Antiq. XVIII 9. 5-9). Более обосновано мнение, согласно к-рому в 1 Петр 5. 13 говорится о Вавилоне в Египте, близ Ст. Каира. Но хотя древнее церковное предание и связывает ап. Марка с Египтом (Euseb. Hist. eccl. II), о пребывании ап. Петра в Египте ранние источники не говорят. К тому же в I в. по Р. Х. егип. Вавилон был незначительным рим. укреплением и вряд ли мог быть известен «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии» (1 петр 1. 1-2), к к-рым обращено послание. Наибольшее распространение получил взгляд, согласно к-рому под Вавилоном в данном случае понимается Рим, где пребывание апостолов Петра и Марка твердо засвидетельствовано преданием (Iren. Adv. haer. 3.1; Euseb. Hist. eccl. II. 14-15; VI. 14. 5-7). Метафорическое название города, т. о., здесь указывает и на то, что христиане являются в этом мире пришельцами и странниками (ср.: 1 Петр 1. 1, 17; 2. 11), и на то, что развернувший гонения на христиан Рим уподобился в своем восстании на народ Божий древнему Вавилону. Такое символическое соотнесение Вавилона с Римом встречается и в иудейской апокалиптике (syrApkBar. 67. 7; Syb. 5. 143, 158; ср.: Billerbeck. Bd. 3. S. 816). Оно же характерно для Откровения Иоанна Богослова (Откр 14. 8; 16. 19; 17. 5), где имя Вавилон прямо названо «тайной» (μυστήριον), что подчеркивает его символизм (18. 2, 10, 21). В. представлен как вселенская столица зла: «великий город, царствующий над земными царями», «великая блудница», «сидящая на звере багряном», «облеченная в порфиру и багряницу», «упоенная кровью святых», с к-рой «любодействовали цари земные» и «от великой роскоши» к-рой «разбогатели купцы земные». Этому городу Тайнозритель противопоставляет «святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба» (21. 1-22. 5; ср.: Иез 40-48). На Рим указывают и «семь гор, на которых сидит жена» (Откр 17. 9). В древней Церкви этот взгляд высказывал Тертуллиан (Adv. Marc. 3. 13), впосл. блж. Иероним и блж. Августин, за ними вся зап. традиция до Эразма Роттердамского и Ж. Кальвина, к-рые отвергли такое понимание (ср.: Andr. Caes. Apoc. 53). Этот великий город ожидает суд Божий, вызывающий всеобщий плач «царей», «купцов» и «корабельщиков», и ликование «неба, святых апостолов и пророков» (Откр 18). В описании суда налицо явные аллюзии на ветхозаветные тексты, связанные с падением Вавилона, напр. возглас «пал, пал Вавилон» (Откр 14. 8; 18. 2; ср.: Ис 21. 9), призыв к народу Божиему выйти из Вавилона (Откр 18. 4; ср.: Ис 48. 20; 52. 11; Иер 50. 8; 51. 6), указание на золотую чашу в руке «великой блудницы» (Откр 17. 4; ср.: Иер 51. 7). эсхатологический образ Вавилона из Апокалипсиса соотносится с образом Рима именно в аспекте богоборческой гордыни, а потому под ним не может подразумеваться прекратившая свое историческое существование рим. государственность, отношение к ней первых христиан было вполне лояльным.