(Путилов Александр Иванович; 9.03.1795, г. Романов Ярославской губ.- 7.08.1865, Оптина пуст.), прп. (пам. 7 авг., в Соборе Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых), Оптинский. Род. в большой купеческой семье, родители отличались благочестием и дали детям христ. воспитание. Когда Александру было 10 лет, 2 его старших брата ушли в Саровскую пуст., после чего он также почувствовал призвание к монашеской жизни. В 1809 г. после смерти отца А. Путилов переехал в Москву и стал служить комиссионером у откупщика, в свободное время посещал церкви и мон-ри. Во время Отечественной войны 1812 г. попал в плен к французам, бежал к родным в Ростов, где также служил комиссионером, но мыслями продолжал стремиться к монашеству. Посещал ростовский Спасо-Иаковлевский мон-рь, где помогал старцу Амфилохию (Яковлеву) в его послушании у раки свт. Димитрия Ростовского. В 1816 г. тайно оставил мир, удалившись в рославльские леса (см. Рославльские подвижники), где подвизался его старший брат Тимофей (впосл. прп. Моисей Оптинский), и 15 янв. 1816 г. стал послушником; его духовным отцом был иеросхим. Афанасий (Степанов). А. ревностно исполнял различные послушания: был будильщиком братии, рубил дрова, трудился в огороде, ежедневно вместе с братом вычитывал всю церковную службу, стоя переписывал уставом творения святых отцов. 2 февр. 1820 г., в праздник Сретения Господня, келейно пострижен в монашество с именем А. в честь прп. Антония Великого, его восприемником от Евангелия при постриге и духовным отцом стал прп. Моисей.
В июне 1821 г. прп. Моисей был назначен настоятелем скита, созданного при Оптиной пуст. по благословению еп. Калужского Филарета (Амфитеатрова; впосл. митр. Киевский). А. вместе с братом принимал участие в строительстве скита, 2 марта 1822 г. был определен в число его братии, 24 авг. 1823 г. рукоположен во иеродиакона, в 1825 г., после назначения прп. Моисея настоятелем Оптиной пуст., назначен скитоначальником, рукоположен во иеромонаха 15 авг. 1827 г. А. отличался безграничным смирением, все распоряжения отдавал лишь с благословения прп. Моисея, ввиду малочисленности братии сам исполнял многие послушания, пел на клиросе; совершаемые им богослужения отличались особым благоговением. В скитской церкви было заведено непрерывное чтение Псалтири, А. читал часы наряду с братией, а также в то время, когда вся братия отдыхала. А. и прп. Моисей всемерно содействовали развитию в Оптиной пуст. старчества, приглашая опытных старцев из др. мон-рей. В 1836 г. у А. открылась тяжелая болезнь ног, к-рая причиняла ему жестокие страдания до самой кончины.
3 дек. 1839 г. еп. Калужским Николаем (Соколовым) А. был назначен настоятелем возобновленного Черноостровского малоярославецкого во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря и возведен в сан игумена. А. было очень тяжело расставаться с созданным его трудами скитом и со своим старцем, но он со смирением принял новое назначение. А. управлял мон-рем, зачастую оставаясь прикованным к постели, однако был вынужден сам ездить в Москву на сбор пожертвований в пользу обители. Стараниями А. был освящен Преображенский придельный храм (1840), закончен и освящен Никольский храм (26 авг. 1843). В 1845 г. за труды на благо обители преподобный был награжден золотым наперсным крестом. А. снискал любовь и уважение свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, к-рый часто приглашал его к сослужению. А. неоднократно просил уволить его на покой, но лишь в 1853 г. по ходатайству свт. Филарета эта просьба была выполнена и А. вернулся в скит Оптиной пуст. Несмотря на ухудшение здоровья, А. посещал все церковные службы и неукоснительно совершал келейное правило, посвящая свободное время чтению творений святых отцов. Невзирая на любовь к уединению, старец никогда не отказывал приходящим к нему за духовной помощью и советом, однако на исповедь принимал в исключительных случаях, число его постоянных духовных детей было ограниченно. Как духовник А. был снисходителен к человеческим немощам; успокаивая, а не обличая людей, он незаметно приводил их к искреннему покаянию. А. обладал необыкновенным красноречием - случалось, что в течение одной беседы со старцем человек духовно перерождался. От духовных детей А. получал много писем, на к-рые всегда отвечал сам, несмотря на болезнь. Был неустанным молитвенником и строгим постником, стяжал дары прозорливости и чудотворения. Кончина прп. Моисея († 1862) стала для А. тяжелой потерей, 40 дней он провел в затворе, читая Псалтирь по новопреставленному, затем прожил год в уединении и непрестанной молитве. В 1863 г. А. совершил паломничество к мощам святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. 9 марта 1865 г. был келейно пострижен прп. Исаакием I (Антимоновым) в великую схиму с оставлением прежнего имени. После пострижения А. перестал принимать мирских лиц, братию скита принимал изредка, погрузившись в непрестанную молитву.
Погребен в Казанском соборе мон-ря рядом с прп. Моисеем. 26-27 июля 1996 г. причислен к лику местночтимых святых в Соборе Оптинских старцев. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. для общецерковного почитания.
Уникальным, очевидно натурным, изображением старца является портрет 1854 г. (ЦАК МДА) кисти иеросхим. Гавриила (Спасского). А. представлен в монашеской мантии и клобуке, с наперсным крестом, с четками в левой руке; на обороте надпись: «Портретъ Почтеннейшаго Старца Игумена Антонiя писанъ 1854го Года Декабр[…] грешным Iеромонахомъ Ски[т]скимъ Гаврiиломъ». Известно, что в келье прп. Макария (Иванова) на стене висели живописные изображения прп. Моисея (Путилова) и А. На литографии сер. XIX в. представлены оптинские старцы преподобные Моисей, А. и Макарий.