(Кумец, Нежило, Круглец; 1347, Вильна), мученики (пам. 14 апр., 26 июля и в Соборе Белорусских святых), литовцы, братья, приближенные вел. кн. Ольгерда. Существуют проложное и пространное жития мучеников, служба (автор - некий Димитрий) и похвальное Слово (автор - ритор Великой ц. Михаил Вальсамон; греч. текст сохранился в рукописи XV в. Ватопедского мон-ря на Афоне), написанные первоначально на греч. языке в связи с канонизацией мучеников в 1374 г. Греч. оригиналы проложного и пространного житий неизвестны, слав. переводы (в списках начиная с XV в.) сохранились в 2 редакциях: южнослав., более близкой к греч. оригиналу и восточнослав., переработанной и сокращенной. Служба известна только в слав. переводе в 2 редакциях - краткой (в списках XV в.) и пространной (в списках XVI-XVII вв. и в печатных Минеях). Наиболее ранний список слав. текста пространного жития (в южнослав. редакции) и службы - БАН Литвы. Ф. 19. № 174. Житие мучеников в списке нач. XVI в. из Супрасльского мон-ря (БАН Литвы. Ф. 19. № 98) предварено синаксарными стихами. Известен также слав. перевод похвального Слова Вальсамона в 2 молдав. рукописях: БАН Румынии. Слав. № 164, 1438 г. и Библиотека Святейшего Синода (БСС) Румынии. III. 26, XVI в.
А., И. и Е. были тайно обращены из язычества в Православие свящ. Нестором, духовником кнг. Марии Ярославны, жены Ольгерда. После принятия Крещения братья отказались следовать языческим обычаям. Ольгерд, решив испытать их повиновение, предложил им вкусить мясо в постный день (согласно проложному житию, это было в пятницу, накануне праздника Рождества Христова). Мученики ответили, что обязанности по отношению к Богу выше послушания князю. Братья были заключены в тюрьму. Не выдержав заточения, И. согласился выполнять языческие обряды и был отпущен. В надежде, что А. последует примеру брата, отпустили и его. Однако А. твердо исповедал Православие, и его снова заключили в темницу. Скорбя о малодушии брата, А. отказался от общения с ним. Беседы со свящ. Нестором укрепили И., новым свидетельством своей веры он вызвал гнев княжеского окружения, был жестоко избит и вновь брошен в тюрьму. Вскоре братьев казнили: А. был удавлен 14 апр., И. повешен 24 апр. После жестоких пыток (ему перебили ноги, отсекли нос и уши) 14 дек. был также повешен Е. Местные христиане тайно погребли останки мучеников. В погребении Е. участвовали принявшие христианство старшие сыновья Ольгерда. На месте казни мучеников в Вильне попечением второй жены кн. Ольгерда кнг. Иулиании была позднее построена ц. во имя Св. Троицы.
В 1374 г. мученики были канонизированы к местному почитанию К-польским Патриархом Филофеем после принесения частиц их мощей в К-поль. Частицы мощей Виленских мучеников были помещены в кресте, подаренном Патриархом Филофеем прп. Сергию Радонежскому, о чем сообщает житие преподобного, а также запись на деревянном футляре XVII в., изготовленном специально для этого креста. По мнению В. А. Кучкина, привезти крест могло посольство Иоанна Докиана и Георгия Пердики зимой 1376/77 г. или скорее всего в нач. 1377 г.
О почитании Виленских мучеников на Руси в нач. XV в. свидетельствует нахождение частиц их мощей в ковчежцах, принадлежавших нижегородским князьям: в ковчежце 1410 г. вел. кнг. Марии, супруги нижегородского кн. Даниила Борисовича (ГММК. № 4615) и в ковчежце 1414 г. их сына кн. Ивана Даниловича (ГММК. № 13366). Мощи мучеников оказались в Н. Новгороде не случайно: нижегородский кн. Борис Константинович (отец кн. Даниила) был женат на дочери лит. кн. Ольгерда Агриппине. Древнейшее изображение мучеников помещено на большом саккосе митр. Фотия (1410-1431). Собор 1549 г. подтвердил канонизацию 1374 г. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. помещены тропарь и кондак святым и указано совершать службу Мартина Исповедника и Виленских мучеников, память А., И. и Е. отмечена также в Уставах 1633 и 1641 гг. Под 14 апр. память Виленских мучеников отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: «Святых мученик Антония, Ивана, Евстафия, иж именуем Круглец, а Антоний и Иван братия ему, мучени быша в Вильне граде при нечестивом крале при Олгерде за Христову веру в лето 6850 и положены быша в церкви святаго Николы» (РГБ. МДА. № 201. Л. 314 об.). В Уставах 1682 и 1695 гг. память мучеников уже отсутствует. А., И. и Е. упоминаются в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.).
Первоначально останки мучеников А., И. и Е. почивали в виленской Никольской ц., затем в храме Св. Троицы, святые мощи были открыты для поклонения до 1596 г. После заключения Брестской унии Троицкий храм перешел к базилианам, к-рые поместили мощи святых мучеников в ц. во имя ап. Петра. В 1655 г., после взятия Вильны рус. войсками, мощи были перенесены в соборный храм правосл. виленского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря. После того как рус. войска покинули город, возникла опасность, что православные вновь могут лишиться своей святыни. Наместник Свято-Духова мон-ря архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский; впосл. митр. Киевский) скрыл святые мощи в пещере под главным алтарем храма и закрыл вход в нее. В 1814 г. мощи были вновь обнаружены при наместнике Свято-Духова мон-ря архим. Иоиле (Котовиче). По указу имп. Николая I была создана комиссия по освидетельствованию останков святых, в 1826 г. комиссия подтвердила аутентичность святых мощей, их открыто выставили для поклонения. В 1851 г. при митр. Виленском и Литовском Иосифе (Семашко) в храме Св. Духа была оборудована пещерная церковь, в 1852 г. в ней над мощами мучеников устроена рака. 25 сент. 1914 г., сделав в Вильне остановку по пути на фронт, храм посетил св. мч. имп. Николай II и приложился к мощам, от Литовского архиеп. свт. Тихона (Белавина) он принял как благословение икону Виленских святых. 9 авг. 1915 г. в связи с угрозой нем. наступления святые мощи по благословению свт. Тихона были перенесены в Москву в Донской иконы Божией Матери мон-рь.
В июле 1920 г. советскими властями был устроен показательный «процесс виленских угодников». Дело слушалось в 1-м московском городском суде. Патриарх Тихон, выступая в качестве свидетеля, протестовал против вторжения гражданских властей во внутреннюю жизнь Церкви. Суд постановил: «Так называемые мощи виленских угодников, а в действительности мумифицированные трупы, передать в музей древности. Брошюры «Страдания Виленских мучеников», конфискованные в Донском монастыре, уничтожить. Приговор окончательный». Патриарх Тихон обратился с письмом к председателю ВЦИК М. И. Калинину, объясняя, что мощи «не составляют собственности РСФСР, а принадлежат Церкви, находящейся в Литовском государстве, и подлежат возврату в Вильну». И все же останки святых поместили в Московском музее атеистической пропаганды. По ходатайству Патриарха Алексия I мощи Виленских мучеников были возвращены Церкви в июле 1946 г. Неск. дней они находились в Патриаршем Богоявленском соборе, 26 июля святые мощи были доставлены самолетом из Москвы в Вильнюс, в этот день празднуется новое обретение мощей Виленских мучеников. До сер. 1997 г. мощи находились в пещерной церкви во имя Виленских мучеников Свято-Духовского храма, затем по благословению митр. Виленского и Литовского Хризостома (Мартишкина) были перенесены в сам храм. В кон. июля 1997 г., во время визита в Литву, у мощей святых совершил молебен Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1998 г. над мощами А., И. и Е. соорудили новую раку. С 26 июня 1993 г. икона с частицей мощей святых мучеников находится в Петропавловском соборе Минска.
В Минее (МП) под 14 апр. помещена полиелейная служба (см. Знаки праздников месяцеслова) А., И. и Е.
Наиболее раннее изображение мучеников сохранилось на т. н. большом саккосе 1414-1417 гг. (ГММК), принадлежавшем Фотию, митр. Московскому, где А., И. и Е. представлены в нижней части передней стороны, по пояс, в шитых золотом княжеских одеждах, с крестом в правой руке и раскрытой к молящемуся ладонью левой рукой, с непокрытой головой, И.- юным, безбородым, Е.- седым, с небольшой бородой, А.- средовеком с короткой русой бородой; в надписи на греч. языке (οἱ ρόσοι) названы русскими. На минейной иконе на апрель кон. XIX в. (ЦАК МДА), выполненной на основе строгановского образца кон. XVI в., святые надписаны как «новоявленные», облачены в шубы и шапки, имеют аналогичный облик, что соответствует описанию в иконописных подлинниках, где они уподобляются святым князьям-страстотерпцам Борису и Глебу, равноап. вел. кн. Владимиру. В Большаковском подлиннике XVIII в. сказано: «Антоний аки князь Борис в шубе, киноварь голубой, Иван князь аки Глеб, риза вохра, бакан в шубе, Евстафий аки князь Владимир, лазорь празелень, в шубе, в руках держут кресты, а в левых мечи в ножнах, на главах шапки, заломы черны» (Большаков. С. 88). Ростовые изображения святых имеются в Строгановском лицевом подлиннике посл. трети XVIII в. (Маркелов. Т. 2. С. 291). Данная иконографическая традиция прослеживается в гравированных святцах 1722 г., на иконе «Минея годовая с праздниками и иконами Божией Матери» посл. трети XVIII в. (ЦМиАР), на минейной иконе на апрель нач. XIX в. (КГКМ), на прориси с иконы «Русские святые» 1814 г. (Маркелов. Т. 1. С. 463), вплоть до нач. XX в., напр., в поясном изображении И. в медальоне зап. свода в мозаиках храма Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге, 1894-1907 гг.