(София) (ок. 1280 - 2 окт. 1368, слобода под Кашином), св. блгв. кнг. (пам. 12 июня, 2 окт. и в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых). Одна из 3 дочерей ростовского кн. Дмитрия Борисовича. 8 нояб. 1294 г. А. К. вышла замуж за тверского кн. св. Михаила Ярославича; в тверском Спасском соборе их венчал еп. Андрей. У княжеской четы родились четверо сыновей и дочь: Дмитрий Грозные (Звериные) Очи (15 сент. 1298), Феодора (11 окт. 1299), Александр (7 окт. 1300), Константин (1307) и Василий (между 1307 и 1318). Имя супруги кн. Михаила Ярославича - Анна - приводится в повести о мученической смерти князя в Орде. Летом 1318 г. А. К. с сыном Василием провожала мужа до р. Нерли Волжской в его последней поездке в Орду. 6 сент. 1319 г. княгиня вместе с сыновьями встречала в Твери тело Михаила, казненного 22 нояб. 1318 г. ханом Узбеком. Ей пришлось также хоронить казненных в Орде сына Дмитрия (1326), сына Александра и внука Федора (казнены вместе в 1339).
Время пострижения А. К. точно неизвестно, но в 1358 г. она упоминается уже как София, монахиня, а скорее всего даже настоятельница основанного в 1293 г. ее золовкой Софией близ Тверского кремля жен. мон-ря во имя св. Афанасия (Зверинский. Т. 3. С. 20), в обиходе по имени основательницы называвшегося Софьиным. А. К., по-видимому, глубоко чтила Тверского еп. свт. Феодора II. После того как свт. Феодор оставил кафедру и ушел на покой в Отрочь мон-рь, А. К. в 1361 г. пожертвовала мон-рю неск. своих сел; 21 марта 1367 г. А. К. хоронила святителя в Спасском соборе Твери. Летом того же года кашинский кн. Василий Михайлович, сын А. К., занял Тверь и начал расправу над людьми тверского кн. св. Михаила Александровича. В ответ последний привел литов. войска и начал преследование сторонников Василия. Тот покинул город и ушел в Кашин, по-видимому, с сыном ушла и А. К. Она скончалась 2 окт. 1368 г. в пригородной слободе Кашина под названием Вход в Иерусалим, принадлежавшей кашинским князьям и позднее отошедшей к кашинскому Сретенскому мон-рю.
В «Чуде о пономаре именем Герасиме» сообщается, что в 1611 г. в кашинской ц. во имя Успения Пресв. Богородицы было найдено погребение А. К. Успенская ц. в то время сильно обветшала, церковный помост обвалился и разрушился; гроб А. К., бывший под полом, оказался на поверхности. Однако жители города, не зная, чье это захоронение, относились к нему без должного благоговения: клали на гроб шапки и даже садились на него. В церкви пономарем служил некий Герасим, к-рый был тяжело болен. В одну из ночей ему явилась А. К., исцелила его и сказала: «И почто гроб мой ни во что же вменяете и мене презираете? И доколе тако быти ми от вас попираеме ногами?» А. К. повелела Герасиму рассказать о своем явлении настоятелю храма и зажечь свечу перед ее гробом у Нерукотворного Образа Спасителя. После этого у погребения А. К. стали происходить многочисленные чудеса и исцеления (до прославления святой было записано 41 чудо). Одно из чудес случилось с расслабленной Софией Гавреневой, постриженной в монашество с именем Феодосия в кашинском Сретенском мон-ре. По ее просьбе в Успенской ц. у гроба А. К. был отслужен молебен празднику Успения Пресв. Богородицы и лития, после чего инокиня исцелилась. В Кашин привозили больных из Твери, Углича, Переславля-Залесского, Новгорода и др. мест. В 1645 г. здесь побывал родственник царя Михаила Феодоровича боярин В. И. Стрешнев. Узнав о почитании А. К., он подал челобитную царю о прославлении святой, но в 1647 г. царь умер, не успев отдать распоряжений.
В 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича освидетельствование мощей А. К. произвели архиеп. Тверской и Кашинский Иона, архим. московского Андроникова мон-ря Сильвестр и игум. Данилова московского мон-ря Иоанн. Освидетельствование сопровождалось чудесами: в Успенский собор ко гробу А. К. привезли расслабленную Акилину, жену кашинского посадского человека Богдана Митрофанова, к-рая до прославления А. К. относилась к ее памяти с небрежением. Однажды Акилина облокотилась на гроб святой, и у женщины сразу же отнялась половина тела. Во время литургии Акилина молилась об исцелении и была помилована.
12 июня 1650 г. при участии царя и царицы состоялось перенесение мощей А. К. из деревянной Успенской ц. в соборную Воскресенскую. На Соборе в Москве А. К. причислили к лику святых. Вскоре после перенесения мощей (между 1650 и 1652) было составлено «Сказание об обретении и перенесении мощей святой Анны Кашинской» (по мнению С. А. Семячко, оно написано московским автором, сопровождавшим царя Алексея Михайловича в его поездке в Кашин). Службу на перенесение мощей по указу царя в Москве составил иером. Епифаний (Славинецкий) и привез с собой на праздник прославления святой. Тропарь и канон на обретение мощей (21 июля) написали кашинские прот. Иван Наумов и посадский человек Семен Осипов сын Сухоруков. Неск. позже (по предположению Семячко, после 1652) было написано житие А. К. Его составитель неизвестен, скорее всего им был старец Соловецкого мон-ря Игнатий. В житии св. блгв. кн. Михаила Ярославича, составленном тверским клириком в 1657-1658 гг., автор поместил «Плач княгини Анны», подражавший «Плачу» блгв. кнг. Евдокии, жены блгв. кн. Димитрия Донского. К 1675-1676 гг., по мнению В. А. Кучкина, был создан комплекс агиографических памятников, посвященных А. К.: житие, Сказание о явлении св. княгини пономарю Герасиму, Сказание об обретении и перенесении мощей, повести о чудесах (сборник ГИМ. Син. № 622).
В 1677 г. предполагалась поездка в Кашин царя Феодора Алексеевича. Однако накануне Патриархом Иоакимом в Кашин была направлена комиссия, к-рая 12-21 февр. провела исследование случаев исцелений от мощей А. К. На основании выводов комиссии на малом соборе в Москве было принято решение не почитать А. К. как святую (один из списков документов Собора: РНБ. Погод. № 1608), это решение подтвердил Собор 1678-1679 гг. соборы признали почитание и житие А. К. ложными, по княгине было разрешено петь панихиды, шитый покров и иконы с изображением святой предписывалось взять в Москву для рассмотрения, а имя А. К. исключить из святцев. Придел во имя А. К. нового кашинского Успенского собора тогда же переименовали в честь Всех святых. Основанием для деканонизации было выявление 13 «несогласий» текста жития с летописными и др. известиями об А. К. В житии ошибочно говорилось, что А. К. была дочерью «славных боляр», происходила из Кашина, преставилась в 1338 г. и др. Важнейшими оказались 10-й и 11-й пункты «несогласий» между показаниями кашинского прот. Василия, очевидца освидетельствования мощей А. К. 1649 г., и досмотром мощей 1677 г. По словам прот. Василия, у А. К. была «правая рука согбена, яко благословляющая (двуперстно)», тогда как досмотр 1677 г. установил, что «правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи». Данное расхождение имело важное значение в условиях активного распространения старообрядчества, использовавшего результаты освидетельствования мощей А. К. 1649 г. как аргумент в пользу двоеперстия.
После деканонизации почитание св. княгини в Кашине не прекратилось, Тверские архиепископы этому не противодействовали; до 1746 г. продолжалась запись исцелений, совершавшихся у гроба святой. В 1711 г. по просьбе Ирины Рудневой отслужили молебен перед Владимирской иконой Пресв. Богородицы и панихиду по А. К., после чего И. Руднева получила исцеление. У раки княгини пелись молебны Всем святым с чтением молитвы А. К., ее имя поминалось на литиях и отпустах в храмах Кашинского у. В день Всех святых на общегородской крестный ход с иконой А. К. стекалось множество богомольцев. Кроме того, в Тверской губ. существовал благочестивый обычай на праздник Вознесения Господня совершать крестный ход на св. гору - высокий холм близ с. Едимонова Корчевского у., где, по преданию, А. К. прощалась с кн. Михаилом Ярославичем перед его последней поездкой в Орду. На св. горе стояла часовня, в к-рой находилась икона-картина «Прощание князя Михаила с княгиней Анной и двумя сыновьями», а в церкви с. Едимонова имелась икона с изображением кн. Михаила и кнг. Анны в рост. 8 нояб.- в день свадьбы А. К. и кн. Михаила Ярославича - в Успенском соборе совершалась праздничная служба, духовенство ходило с крестом по домам прихожан.
В 1818 г. Синод разрешил печатать месяцесловы с указанием памяти А. К. 2 окт. 1899 г. Тверская консистория слушала рапорт благочинного Кашина прот. Иоанна Аменитского об исцелении от болезни по молитвам А. К. кашинской мещанки Е. С. Зубановой и о видении А. К. псаломщику Успенского собора Ивану Середонину. На основании рапорта архиеп. Димитрий (Самбикин) распорядился возобновить запись о чудесных исцелениях и видениях А. К. при соборе, у настоятеля, «без особых оглашений» (Житие и подвиги. С. 128-129), запись чудес была доведена до 1909 г. В 1901 г. архиеп. Димитрий обратился в Синод с просьбой о восстановлении совершения служб А. К. Несмотря на положительное заключение киевского митр. Феогноста (Лебедева), разрешение дано не было. Вновь о восстановлении почитания А. К. говорилось на съезде архиереев в 1908 г. в Киеве. 30 окт. 1908 г. Синод испросил согласие императора на восстановление общецерковного почитания А. К., согласие было дано указом от 7 нояб. 1908 г. 11 апр. 1909 г. Синод определил днем памяти А. К. 12 июня. В 1911 г. был составлен акафист святой. Мощи А. К. находятся в кашинском Вознесенском соборе, часть мощей - в ц. во имя святых апостолов Петра и Павла. Ежегодно 12 июня в Кашине совершается крестный ход с иконой А. К. по всему городу.
В Минее (МП) под 12 июня помещена бденная служба А. К. (см. Знаки праздников месяцеслова) под 21 июля - тропарь, канон и молитва и под 2 окт.- тропарь и кондак. В службе Собору Тверских святых А. К. упоминается в 4-й стихире на Господи воззвах, а также в тропарях 5-й и 7-й песен канона утрени.
В иконописном подлиннике XVIII в. под 22 июля об А. К. сказано: «Подобием аки Евдокия, в схиме, мантия багряная, исподняя зеленая» (Филимонов. С. 64). В Воскресенском соборе Кашина находились древний чтимый образ святой, икона св. блгв. кн. Михаила Тверского и А. К.; икона XVII в. принадлежала Е. А. Голицыной (ЧОИДР. С. 175-177). В сохранившихся прорисях с икон XVII-XIX вв. святая представлена старицей в монашеской мантии и куколе, с поднятыми в молении руками, в рост; на одной из прорисей - на архитектурном фоне, где помещен сюжет ее жития (Маркелов. Т. 1. С. 81, 97, 99). Поясное прямоличное изображение А. К. в мантии и схиме, без нимба, с прижатой к груди правой рукой и свитком в левой, имеется на литографии 2-й пол. XIX в. (ИРЛИ), с подписью: «Изображение благоверной великой княгини Анны Кашинской». Известно, что во время коронационных торжеств имп. Александра III ему была поднесена в Твери икона А. К. В росписи кон. XIX в. в Анастасиином Богоявленском мон-ре Костромы святая была изображена среди рус. праведниц, в княжеских одеждах и венце. Существовали иконы-картины «Прощание блгв. кн. Михаила Тверского с блгв. кн. Анной и детьми» (напр., в часовне близ с. Едимонова).
Наиболее распространенный иконографический извод появился, очевидно, после восстановления почитания А. К. в нач. XX в.: молодая княгиня в схиме, прижав правую руку к груди, с четками в левой, стоит на берегу р. Кашинки, склонив голову перед благословляющим ее Христом в облачном сегменте; слева Воскресенский собор с колокольней (1817), где почивали мощи святой. К этому изводу относится икона нач. XX в. над ракой с мощами А. К. в Вознесенском соборе Кашина, многочисленные аналойные иконы 10-х гг. XX в. (ЦМиАР, ЦАК МДА), нек-рые с частицами мощей - напр., образ в ц. мч. Иоанна Воина на Якиманке в Москве, икона 10-х гг. XX в. (только фигура преподобной; мастерская А. Узикова, С.-Петербург; происходит из Александровского дворца Царского Села, вероятно, была поднесена имп. семье во время торжеств, посвященных 300-летию Дома Романовых; ГЭ). На образе Божией Матери «Знамение» и иконе «Собор святых благоверных князей и княгинь Всероссийских» 10-х гг. XX в. (ГЭ), фирмы Оловянишникова, А. К. изображена в верхнем ряду, среди святых рус. князей и княгинь. Редким памятником является икона «Святые Исаакий Далматский и Анна Кашинская» (1911; ГМИР), написанная в С.-Петербурге к 50-летнему юбилею со дня освящения Исаакиевского собора (1858) и новому прославлению А. К. В Вознесенском соборе Кашина в наст. время хранится ростовая икона святой и шитый покров 1900-х гг.; в ц. апостолов Петра и Павла находится деревянная рака 1906 г.- дар угличских хоругвеносцев (вместо сгоревшей в 1905). Икона «Св. Анна Кашинская» 1900-х гг. (ГТГ) письма худож. В. М. Васнецова была подарена кн. Анне Куракиной в 1910 г.: святая изображена в интерьере облаченной в полную схиму, правая рука поднята для крестного знамения, в левой - книга. К паломническим иконам относится небольшой поясной образ нач. XX в. (ЦМиАР). Образ А. К. присутствует в композиции «Собор русских святых», 1814 г. (Маркелов. Т. 1. С. 463).
В 1910 г. во имя А. К. освящен храм в С.-Петербурге, в 1914 г.- ц. прп. Серафима Саровского и А. К. на новом кладбище Донской иконы Божией Матери мон-ря в Москве.