(† 845) (пам. 6 марта), 42 визант. военачальника, попавшие в плен после взятия араб. халифом аль-Мутасимом (15.08.838) г. Аморий в царствование иконоборческого имп. Феофила, представителя происходившей из этого города Аморийской династии.
Аморий был столицей крупнейшей визант. фемы Анатолик, и во время осады там сосредоточились крупные силы, возглавляемые высшими военными чинами, включая 7 стратигов - правителей фем. Город был взят благодаря предательству, большая часть жителей и гарнизона подверглась истреблению, а остальные уведены в плен в Сирию. По дороге арабы из-за недостатка продовольствия и воды перебили почти всех пленных. Оставшиеся в живых были доставлены в столицу халифата г. Самарру и брошены в темницу, где содержались в очень тяжелых условиях в течение почти 7 лет, стойко перенося все тяготы. Все предложения византийцев о выкупе или обмене пленных отвергались мусульманами. В ту же темницу позже был заточен и спафарий Каллист Мелиссин, правитель области Колония, к-рого захватили в плен и передали арабам павликиане. Преемник аль-Мутасима халиф аль-Васик (842-847) решил принудить пленников к переходу в ислам. Решив, что после столь длительного заключения визант. военачальники уже сломлены, он стал подсылать к ним «доброжелателей», к-рые приносили пищу и одежду и заводили беседы об отречении от христианства. Соблазнители, среди к-рых были предатели-греки (в частности, некий Воидица, сдавший Аморий аль-Мутасиму), придворные и «гимнософисты» (по-видимому, суфии), применяли двойную тактику: они говорили о том, что обратиться в ислам можно притворно, чтобы затем, находясь на службе у халифа, воспользоваться случаем и снова перебежать к своим. Особый упор посланцы халифа делали на то, что Бог благоволит именно мусульманам, поскольку доставляет им военные победы. Мученики с презрением отвергли все эти доводы, указав, что в своих поражениях христиане повинны прежде всего сами, потому что прогневали Господа своими грехами. Наконец халиф, убедившись в непреклонности узников и раздраженный их проклятиями в адрес Мухаммада, приказал предать их казни. Один из пленников проявил малодушие, но советники сказали халифу: «Если он своей веры не сохранил, то и нашей не сохранит», и его также осудили на смерть.Мученики были приведены на берег Евфрата и обезглавлены при большом стечении мусульман и христиан. Первым был умерщвлен патрикий Константин Вавуцик, родственник императора, занимавший самый высокий пост среди военачальников. Останки казненных бросили в реку, причем труп отступника сразу же утонул, а тела остальных, чудесным образом воссоединившись с головами, поплыли по течению и остановились в некоем затоне напротив одного мон-ря. Его игумен в течение 3 дней видел свет над этим местом, он и обнаружил мощи, к-рые были извлечены и положены в гробницы. Кроме патрикия Константина и спафария Каллиста известны имена следующих А. м.: нотарий Константин, Феофил, Васой, особо отличившийся в прениях с мусульманами, и протоспафарий евнух Феодор по прозванию Кратер (Сильный), оставивший службу священник. Когда халиф попытался сыграть на этом обстоятельстве, Феодор дал ему такую отповедь, что тот в ярости приказал жестоко избить Феодора и вырвать волосы.
В XI-X вв. было создано неск. житий А. м. Древнейшими являются жития, написанные в сер. IX в. Еводием (BHG, N 1214) и Михаилом Синкеллом († ок. 845) (BHG, N 1213). Известны также житие, приписываемое Софронию Кипрскому (в ряде списков Софронию, архиеп. Иерусалимскому) (BHG, N 1209, 1210), житие в составе Императорского Минология (BHG, N 1211) и анонимное житие (BHG, N 1212). О мученической кончине А. м. повествуют визант. хроники Продолжателя Феофана, Продолжателя Георгия Монаха (Амартола) и др.
Память А. м. указывается в Типиконе Великой ц. X в. на последнем (4-м или 5-м) месте после памятей др. святых, празднуемых в этот день (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 53; Mateos J. Typicon. T. 1. P. 244). Для редакций Студийского Устава - Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. (ГИМ. Син. 330) и Евергетидского Типикона 1-й пол. XII в. память А. м. является главным праздником. По Студийско-Алексиевскому Типикону А. м. усваивается определение «новые мученики», по Евергетидскому в этот день на службе полагалось чтение жития А. м., принадлежащее Еводию (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 424). Память А. м. как основной праздник внесена в Иерусалимский Типикон (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 41) и в совр. церковный календарь. Память А. м. зафиксирована в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 341-342), Императорском Минологии (Latyšev. Menol. T. 1. P. 190-197), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 427) и Феодора Продрома, нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 116).
Наиболее ранним свидетельством почитания А. м. на Руси является упоминание их памяти в месяцеслове Мстиславова Евангелия, кон. XI - нач. XII в. (Апракос Мстислава Великого. С. 259). В служебные Минеи включено последование А. м. с каноном Игнатия Диакона (древнейший список - РГАДА. Син. тип. 106, XIII в.). Древнейший слав. перевод жития А. м., помещенный в Супрасльской Минее-Четии XI в. (Супрасълски, или Ретков сборник. София, 1982. Т. 1. С. 54–68.), является компиляцией жития Еводия и сообщений визант. историков (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 96 (2-я паг.)). В составе Прологов находится сокращенный перевод жития А. м. из Минология Василия II (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 568). В ВМЧ помещен перевод жития А. м., принадлежащего Софронию, архиеп. Кипрскому (BHG, N 1209), и проложные сказания (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 8 (2-я паг.)).
Согласно Студийскому уставу служба в будние дни Великого поста совершалась только по Триоди, поэтому в редакциях Студийского устава - Мессинском 1131 г. (Arranz. Typicon. Р. 125), Евергетидском 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 424) и Студийско-Алексиевском Типиконах (ГИМ. Син. 330. Л. 147, XII в.) - указано, что последование святых (состоящее по Евергетидскому Типикону из стихир, канона Иосифа, седальнов, жития) должно петься только при совпадении дня памяти с субботой или воскресеньем (в Студийско-Алексиевском Типиконе - также и с пятницей). Иерусалимские Типиконы (в т. ч. принятый в наст. время в РПЦ) указывают службу с Аллилуия.
Каноны А. м. составлены их современниками - св. Иосифом Песнописцем († 886) (акростих греч. «Τὸν ἑπτάριθμον ποιμένων χορὸν σέβω. ̓Ιωσήφ» - Седмочисленный пастырей лик почитаю. Иосиф) и Игнатием Диаконом († после 845). Среди стихир есть самогласны (славники - на Господи воззвах К-польского Патриарха Мефодия I, на стиховне вечерни - Сикеота). В совр. богослужебной практике РПЦ поется канон Игнатия, в греч. Церквах используют канон Иосифа, при к-ром помещен кондак «Τοὺς νεοφανεῖς ὁπλίτας τῆς πίστεως» (Новоявленных воинов веры) в отличие от содержащегося в совр. слав. печатных Минеях « ». В совр. печатной афинской Минее указан по 6-й песни канона на утрене Стишной Пролог А. м.
В визант. и древнерус. искусстве А. м. изображались обычно группой, в хитонах и плащах, с крестами в руках. Представлены преимущественно в минейных циклах, напр. в росписи ц. вмч. Георгия Победоносца в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- оплечно; греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 102 об., XV в.) - в рост, а также на рус. минейных иконах кон. XVI в. (ВГИАХМЗ), сер. XVII в. (Музей икон г. Рекклингхаузен), посл. трети XVIII в. (ЦМиАР), кон. XIX в. (ЦАК МДА), святцах годовых 1864 г. (ГМЗРК), исполненных в технике финифти; на иконе «Покров Богородицы с избранными святыми», 1795 г. (ГИМ), происходящей из Новодевичьего московского мон-ря,- вместе с группой священномучеников Херсонесских. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., сообщает о том, что «святые сорок два мученика в Аморее были усечены мечами» (Ч. 3. § 22. 6 марта); в рус. иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., сказано подробнее: «Имена первому Феодор, стоит, рус аки Козма, риза празелень, испод киноварь, подле его, аки Константин, именем Георгий зрит на него, вохра средняя и киноварь, испод лазорь. Посреде их рус именем Феофил, аки Флор, риза празелень, в плечах вохра, а иный Калист, видет что Иоанн Богослов, а иный Василий что Никола, а иныя аки Андрей апостол, а иныя стары и млади».