[греч. ἀλληλουϊάριον], изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия. А. состоит из неск. (1, 2 или 3) стихов псалмов, перемежаемых пением аллилуия. В А. слово «аллилуия», чаще всего служащее припевом к псалмам и др. песнопениям, является самостоятельной песнью. Николай Кавасила (XIV в.) объяснял это следующим образом: «После Трисвятой песни читается Апостольская книга, а потом, когда Церковь пропоет Богу гимн (аллилуия.- Ред.), читается и само Евангелие… при Апостоле мы поем гимн с прошением… а при Евангелии совершаем песнопение без прошения, чтобы знать нам, что через Евангелие знаменуется Христос, Которого обретшие имеют всё… и имеющим всё нет надобности просить Его о чем-либо» (Николай Кавасила. С. 22-23). Стихи А. обычно подобраны так, чтобы соответствовать содержанию евангельского чтения. Возникновение развитой системы А. обычно возводится к иерусалимской богослужебной традиции.
В визант. обряде, к-рым в наст. время пользуются все правосл. Церкви, А. кроме слова «аллилуия» первоначально содержали только один стих псалма, впосл. появились А. с 2 и даже 3 стихами (Mateos. P. 134-135), полные тексты псалмов никогда не входили в А. По той причине, что в А. стихи псалма выполняют функцию простого дополнения к слову «аллилуия», визант. А. нельзя отнести ни к антифонным (см. Антифон), ни к респонсорным (см. Прокимен) жанрам псалмодии (Ibid. P. 7-26). Пение А. издревле сопровождалось каждением Евангелия, а впосл. и алтаря, иконостаса, служащих и народа (Ibid. P. 134-139; Красносельцев. С. 55 и др.), это предписывали и печатные Служебники всех изданий до XX в. включительно, и в наст. время архиерейский Чиновник (Чиновник. Т. 1. С. 68); однако на практике каждение часто совершается во время чтения Апостола, что нашло свое отражение в последних рус. изданиях Служебника (Служебник. С. 110).
Большинство А. помещено в богослужебном Апостоле в разделах: канонаре (церковнослав. « » и « » - Апостол. С. 426-451); синаксаре (« » - Там же. С. 452-510); « » (Там же. С. 511-512); « » (Там же. С. 513-514); « » (Там же. С. 515-518; об общих службах см. Минея Общая); « » (здесь выписана бóльшая часть А. Требника - Там же. С. 519-524).
А. всегда поется на полных литургиях (см. Литургия свт. Василия Великого, Литургия свт. Иоанна Златоуста) в течение всего года, за исключением литургии Великой субботы, когда он заменяется пением стихов Пс 81; за литургией часто бывает 2 А. Кроме литургии А. входит в состав тех чинопоследований Требника, во время к-рых читаются Апостол и Евангелие (напр., чинов таинств Крещения и Миропомазания, Брака, Елеосвящения, последований отпеваний, водоосвящений и др.), а в нек-рые дни церковного года - и в состав последований вечерни и утрени, за к-рыми должны читаться Апостол и Евангелие (вечерни навечерий Рождества Христова и Богоявления; вечерня в праздник Благовещения Пресв. Богородицы, пришедшийся на постный день; вечерни, соединяемые с литургией преждеосвященных Даров в полиелейные (см. Знаки праздников Месяцеслова) праздники; вечерня вечером в Великую пятницу; утреня Великой субботы).
Принятый в наст. время в РПЦ формуляр литургии не дает схемы пения А.: « » (Служебник. С. 110). В рукописных греч. Евхологиях и слав. Служебниках, в уставах литургии указывался следующий порядок. Иерей: « » (читавшему Апостол.- Ред.). Диакон: « ». Чтец: « …» Диакон: « », хор: « » (ср. с порядком помазания воды таинства Крещения и помазания освящаемого престола - см. Аллилуия). Чтец поет стих А., хор: « ». Чтец поет 2-й стих А. (если есть), хор: « » (если есть, поются 3-й стих или стихи 2-го А. и « »). Чтец сам поет: « » (Mateos. P. 134-135; Красносельцев). В описании литургии Великой субботы, содержащемся в принятом в наст. время в РПЦ Типиконе, есть нек-рый намек на такой порядок (Типикон. Т. 2. С. 927). Тем не менее в XX в. в храмах РПЦ чтецы и диаконы обычно не произносят слова «Псалом Давидов», «Вонмем», не поют последнее «аллилуия».
Согласно принятому в наст. время в правосл. Церкви Иерусалимскому уставу, А. на литургии, как и прокимнов, может быть 1 или 2 (в последнем случае стих или стихи 2-го А. с указанием только гласа поются вслед за стихами 1-го А.). В седмичные дни в период пения Октоиха в малые праздники Месяцеслова вначале поется А. дня, затем святого, если он имеет чтения на литургии; в славословные Господские и Богородичные праздники и во все полиелейные, бденные и великие праздники А. дня отменяется (нек-рые уставщики полагают, что при полиелейных праздниках святых А. дня не отменяется); в предпразднства поется А. святого; в попразднства и отдания поются А. праздника и святого (если есть). В субботу А. дня (всех святых) поется после А. святого и отменяется только в попразднства и отдания, в Господские, Богородичные и бденные праздники; во вселенские родительские субботы поется заупокойный А., в др. родительские субботы поются А. дня и за упокой. В неделю (воскресенье) сначала поется А. воскресного гласа, затем святого (если есть), то же - и в двунадесятый Богородичный праздник, пришедшийся на неделю. В двунадесятый Господский праздник на литургии поется только А. праздника. В попразднства, случившиеся в неделю, поется воскресный А. гласа и праздника, но если у святого есть чтения на литургии - А. гласа и святого; в отдания двунадесятых праздников, пришедшиеся на неделю, поются воскресный А. гласа и праздника (но в отдание Рождества Христова в неделю - А. только праздника, а в отдание Богоявления и Воздвижения Честного Креста в неделю - вначале А. праздника, затем гласа). В недели, приготовительные к Великому посту, недели Великого поста и периода Пятидесятницы Устав назначает в нек-рых случаях А. гласа (Недели мытаря и фарисея, блудного сына, 2, 4 (вместе с А. святого) и 5-я Великого поста, 5-я по Пасхе), в др. случаях - А. «воскресен», не соответствующий текущему гласу (Недели мясопустная и сыропустная, 4-я по Пасхе), в остальных случаях - А. Триоди. Особый порядок пения А. наблюдается в переходящие недельные празднования периода пения Октоиха (Розанов. С. 352-381). В целом устав об А. достаточно неоднозначен, количество и порядок А. могут не соответствовать количеству и порядку евангельских чтений, предписания о пении А. разбросаны в разных главах Типикона.
А. присутствует в литургиях всех вост. обрядов (Raes. P. 77-79). Древнейшая рукопись, содержащая А.,- груз. перевод иерусалимского канонаря VII в. (Кекелидзе. С. 43-44), А. здесь входит в состав иерусалимской литургии ап. Иакова. Согласно рукописям этой литургии, пение А. сопровождалось каждением и молитвой (СДЛ. Т. 1. С. 156) (см. Иерусалимское богослужение).
Греч. текст александрийской литургии ап. Марка упоминает об А., называя его «прологом аллилуии» (греч. ὁ πρόλογος τοῦ ἀλληλούϊα) (Cuming. P. 12, 129). В литургии Коптской Церкви перед Евангелием читается «псалом Давида» (копт. калька yalmos tw dauid с греч.) (The Coptic Liturgy. P. 73, 196), в конце к-рого чтец возглашает: «Аллилуия», диакон: «Станем со страхом Божиим. Услышим святое Евангелие», а священник: «Благословен Грядый во Имя Господне» (Пс 117. 26a). В литургии Эфиопской Церкви А. состоит из произносимых священником 1-3-го стихов Пс 33 и троекратного «аллилуия» (СДЛ. Т. 3. С. 94-95).
В литургии Яковитской Церкви А. после чтения апостольских посланий и краткой молитвы диакон возглашает: «Псалом Давида произносится пред Отцом нашим», священник благословляет диакона, и тот поет дважды «аллилуия», священник отвечает славословием, содержащим стихи Пс 95 и оканчивающимся «аллилуия» (СДЛ. Т. 2. С. 18).
За литургией Армянской Церкви А. (арм. название - ծաջռւ ալելռւ) исполняется сходным образом: хор поет «аллилуия» дважды и стих псалма, после чего диакон возглашает 3-е «аллилуия» (Armenian Liturgy. P. 162-163). Воскресный А. содержит стих Пс 67. 1, праздники имеют особые стихи (Ibid. P. 218-219).
Одно из первых упоминаний о пении «аллилуия» на Западе принадлежит блж. Августину († 430), к-рый сообщает о пении А. в африкан. Церквах в период Пятидесятницы (Augustinus Hipponensis. Ennarationes in psalmos. Ps. 110 // PL. 37. Col. 1938) и по воскресным дням в течение всего года (Idem. Epistula ad Ianuario // PL. 23. Col. 215). О рим. практике сер. V в. пишет Созомен: «Один раз в году поют в Риме аллилуия, в первый день праздника Пасхи» (Созомен. Церк. ист. VII 19. 4). Св. папа Григорий I Великий († 604) сообщает, что в его время установление обычая пения А. за мессой рим. обряда только в период от Пасхи до Пятидесятницы традиционно возводилось ко времени папы Дамаса (366-384); считали, что указанный обычай повторял практику Иерусалимской Церкви и установился благодаря блж. Иерониму Стридонскому († 420). Сам свт. Григорий говорит, что в его время А. употреблялся за мессой и вне Пятидесятницы (Grigorius Magnus. Epistulae. IX 12 // PL. 77. Col. 956). Впосл. в Римской Церкви установилась практика пения А. в течение всего года, за исключением Адвента и Великого поста, хотя во времена Амалара Симфозия (1-я пол. IX в.) еще велись споры по этому вопросу (Cabrol. Alleluia. Col. 1237); древний обычай пения «аллилуия» только в пасхальное время превратился в практику многократного повторения этого слова в составе пасхальных антифонов и др. песнопений. А., как часть мессы, на Западе называется просто «Alleluia»; А. присутствовал во всех зап. обрядах, кроме галликанского (что не исключало широкого использования слова «аллилуия» за богослужением и этого обряда) (см. Leclerq; Cabrol).
А. рим. мессы принадлежит к календарно изменяемым частям богослужения (см. Проприй). Он состоит из двукратного «alleluia», стиха (лат. versus) и последнего псалма «alleluia». Согласно утвержденному Тридентским Собором (1545) порядку рим. мессы А. исполнялся после градуала перед чтением Евангелия, тексты А. помещались в Graduale Romanum. В дни Великого поста, в покаянные дни Адвента и на заупокойной мессе (см. Реквием) в тридентском чине мессы А. заменялся на тракт. После литургических реформ Ватиканского II Собора Евангелие стало предваряться не одним, а двумя чтениями; послереформенный (см. Novus ordo) Миссал 1975 г. и комментарий к нему (Institutio Generalis Missalis Romani. № 37-40) предписывают петь респонсорный псалом или градуал после первого чтения, А.- после второго перед Евангелием; существует практика пения А. после Евангелия. Послереформенные Миссал и Лекционарий поощряют участие всех молящихся в пении А. и предписывают петь его стоя. В нек-рые дни (в пост и др.) А. может заменяться трактом или «стихом перед Евангелием». Если перед Евангелием только одно чтение, А. может объединяться с респонсорным псалмом или опускаться.
В амвросианском обряде А. поется, как и в рим., после градуала; в нек-рые праздники между А. и Евангелием вставляется антифон (Lodi. P. 921). В испано-мосарабском обряде А. называется Laudes (лат.- Хвалитны) и поется после Евангелия следующим образом: сначала «аллилуия» единожды, затем один или неск. стихов и снова «аллилуия»; начиная со 2-й недели Великого поста поются одни стихи без «аллилуия» (Ibid. P. 1150; ср. P. 1145, 1148). В галликанском обряде А. отсутствует, перед и после чтения Евангелия поется Трисвятое; галликанская месса, как и испано-мосарабская, содержит Laudes с припевом «аллилуия», однако они поются после оффертория (Ibid. P. 1027).
В греч. церковно-певч. традиции цикл А. входил в состав певч. книги Псалтикон, получившей свой классический вид в XII в. (напр., ркп. Patm. 221)
В Пападики (греч. музыкально-теоретических руководствах) содержатся 2 вида А.: эмнимы (ἔμνημα) и амнимы (ἄμνημα). Эмнимы всегда поются с соответствующими стихами на памяти святых или на др. праздники, амнимы же - по воскресеньям и соотнесены со стихами прокимнов на 8 гласов. С нач. XIV в. появляются «украшенные» версии А., к-рые постепенно превращаются в самостоятельную композицию, не содержащую стихов псалмов, но с повторением «аллилуия» до 9 раз в соответствии с 9 чинами ангельскими. В древнейшем муз. кодексе Пападики 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. gr. 2458. Fol. 151) дается систематизация А.: «Аллилуиарии амнимы по гласам» и «Аллилуиарии великих праздников, упорядоченные и украшенные магистром Иоанном Кукузелем». Обработки А. на все гласы создали мелурги визант. периода - прп. Иоанн Кукузель, Ксен Коронис, Андрей Сигир, Константин Магула, Иоанн Клада, Мануил Влатир, Мануил Хрисаф, Феодул Монах (см. Фома Магистр) - и поствизант. периода - иерей Баласис, Петр Берекет и др. Сочинение Феодула Монаха (на 1-й «тяжкий» глас - σε ἦχο προτόβαρυ), сокращенное и изложенное Иоанном Трапезундским, протопсалтом Великой ц. (сер. XVIII в.), поется и в наст. время, гл. обр. в мон-рях Св. горы Афон во время ночного богослужения. Большинство А. мелургов XIV, XV и XVII вв. были собраны и записаны в аналитической симиографии нового метода (начиная c 1814) хартофилаксом Великой ц. Хурмузием Гиамалисом в Пападики (S. Sepulcri. gr. 704. Fol. 292-307v).
В рус. церковно-певч. традиции напевы А. передавались изустно. А. уделялось особое внимание, напр., за литургией, совершавшейся прп. Нилом Сорским и его сподвижниками, где почти все читалось, пелись только 4 текста: А., херувимская песнь, Достойно есть, причастен. Нотированные А. литургии впервые появились в певч. рукописях кон. XVI-XVII в., их мелодический стиль отличается широкой распевностью, в т. ч. и в более поздних многоголосных образцах.
Для мелоса А. поздних редакций рус. распевов (знаменный, московский, греч., валаамский) в целом характерны силлабичность, узкий диапазон, умеренная распетость слогов. Эти черты присущи многим композиторским произведениям (А. А. Архангельского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова) и гармонизациям (М. Е. Ковалевского); в отдельных произведениях (напр., П. Г. Чеснокова) напевы А. получают более свободное дыхание. В наст. время общепринятыми обиходными напевами А. являются гласовые напевы прокимнов, слово «аллилуия» поется трижды (см., напр.: Прокимены. С. 32-37). В приходской практике А. всех гласов нередко поют на напев прокимна 1-го гласа, этому способствует и частое возглашение А. без указания гласа. Часто используются А. из обихода Киево-Печерской лавры (Октоих. Т. 3. С. 61, 78, 94, 111, 127, 144, 160, 180) с пятикратным повторением «аллилуия», что отражает старую традицию пения А.: продолжительный распев позволял совершить каждение непосредственно перед чтением Евангелия; в наст. время существуют и менее распространенные напевы А. (см., напр.: Обиход. С. 206-209; Песнопения. С. 40-41 и др.).
Развитие сольного А. в зап. церковно-певч. традиции во многом связано с именем свт. Амвросия Медиоланского († 397). Общепринятым стал способ пения, при к-ром несложный начальный мотив, исполняемый конгрегацией, завершается развернутой сольной мелизматической концовкой. При свт. Григории Великом мелодический строй обогатился мелизматикой юбиляций (лат. iubilus; см. также Секвенция) - сложных опеваний конечного слога слова «alleluia», а часто и конечного слога стиха А. А., т. о., стал одной из стилистических констант григорианского пения. В эпоху cредневековья с увеличением числа христ. праздников текстовый и муз. репертуар А. существенно обогатился. Усложнился исполнительский стиль за счет усиления роли мелизматики. Основной разд. А., состоявший из единственного слова «alleluia» исполнялся певцом, затем (с прибавлением юбиляции) повторялся хором. Стих А. составлял среднюю часть песнопения и исполнялся певцом. В заключение А. хор повторял основной разд. и юбиляцию. По мелодическому стилю А. классифицировался как «мелизматическое» песнопение и требовал от певцов высокого мастерства.