(† ок. 305 и не позже 311), мученики Никомидийские (пам. 26 или 27 авг., 4 марта). А. и Наталия пострадали при имп. Максимиане Галерии. А. был начальником судебной палаты в Никомидии, где находилась имп. резиденция. Император поручил ему оформить протоколы допросов 23 христиан, арестованных по доносу язычников в пещерах, где они тайно молились. Мученики были жестоко избиты, но не отреклись от Христа. Свидетель истязаний, А., будучи язычником, захотел узнать, ради чего христиане столь терпеливо и мужественно переносят тягчайшие страдания. Те поведали А. о вечной жизни и воздаянии, к-рое они надеются получить от Бога. Услышав об этом, А. пожелал последовать за исповедниками и умереть за Христа. Он попросил вписать свое имя вместе с христианами в судебные книги. Максимиан приказал заковать А. и заключить в темницу вместе с др. христианами. За 13 месяцев перед этим А. женился на Наталии. Узнав о причине ареста мужа, Наталия обрадовалась, т. к. была тайной христианкой. Она отправилась в тюрьму и стала умолять А. мужественно принять мученический венец ради Христа. Она ухаживала за христианами, искалеченными пытками, облегчая их страдания. Через 7 дней А. вместе с христианами предстал перед императором, и истязания были продолжены. Затем арестованных снова отправили в тюрьму, где Наталия вместе с благочестивыми женами заботливо ухаживала за ними и убеждала не отрекаться от веры и стойко претерпевать страдания. Испугавшись, что А. может поколебаться при виде страданий и кончины др. мучеников, Наталия попросила палачей начать казнь с ее мужа и сама положила его ноги на наковальню. Когда А. перебили ноги, Наталия подставила под удар молота его руку. Палач сильным ударом отсек ее, после чего А. предал душу Господу (ему было 28 лет). Наталия тайно взяла руку мужа и спрятала ее, а Максимиан, казнив всех христиан в темнице, повелел сжечь тела мучеников. Но по воле Божией началась сильная гроза, и многие из мучителей были убиты молнией. Дождь погасил горящую печь, и христиане смогли вынуть из печи не поврежденные огнем тела святых. Благочестивый христианин по имени Евсевий собрал останки святых и привез в г. Аргирополь близ Византия. Спустя нек-рое время Наталия была вынуждена бежать из Никомидии, т. к. император хотел отдать ее в жены знатному языческому военачальнику. Она взяла руку А. и отправилась на корабле в Аргирополь. Военачальник, узнав о побеге Наталии, преследовал ее на корабле, но попал в бурю и повернул корабль назад, при этом многие из плывших на нем утонули, а корабль с христианами буря обошла стороной. Их спас А., явившись им в сиянии света. По прибытии в Аргирополь Наталия пришла в храм с телами мучеников и соединила руку А. с его телом. В тот же день она умерла и была похоронена около мартирия святых мучеников. Блж. Наталия не подвергалась пыткам, но за сострадание мученикам получила от Бога мученический венец.
В IV в. свт. Митрофан, еп. Византия, построил ц. во имя А. и Наталии, где хранились их мощи. Позже мощи были перенесены из К-поля в Рим, где папа Гонорий I (625-638) построил на форуме (в бывш. здании сената) посвященный им храм; там они покоятся и в наст. время. Житие святых мучеников, по всей вероятности, составлено в V в.
Пространное житие мучеников переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В XVI в. пространное и краткое жития святых мучеников включены под 26 авг. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 436-437).
В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) указано совершать память А. и Н. «в святейшем их мартириуме на противоположной стороне от Аргируполя» (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 384-385). Также А. упоминается в Cтишном Прологе к-польского поэта XI в. Христофора Митилинского. Месяцесловы Студийского (в т. ч. и ркп. XII в. Син. № 330) и Иерусалимского уставов регулярно фиксируют память А. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1 С. 456, 493). В студийской слав. Минее (XII в. ГИМ. Син. № 168. Л. 154-159) выписаны седален и кондак (отличные от помещенных в печатных Минеях), 5 стихир (3 из них совпадают с печатными), канон (тот же, что в печатных). В Мессинском Типиконе (1131), представляющем собой италийскую редакцию Студийского устава, предписано на утрене петь общий тропарь « », читать житие святых; совершать литургию так же, как и 20 сент.
Канон (2-го плагального, т. е. 6-го, гласа), написанный Феофаном Начертанным (Ɨ 845) и встречающийся во многих рукописях (XII в. Doch. gr. 32; кон. XIII - нач. XIV в. Син. греч. № 450. Л. 187-192об.), вошел в печатные греч. и слав. Минеи. Славник на вечерне « » в печатных Минеях атрибутируется Ефрему Карийский. В совр. Минеях помещен тропарь « ». Служба в греч. Минее в целом совпадает с последованием слав. Минеи, однако в слав.- 2 тропаря мученикам; греч. (Αὔγουστος. Σ. 256-257) имеет на утрене стишной ямбический синаксарь святым мученикам («̓Αδριανοῦ τέμνουσι χεῖρας καὶ πόδας») после 6-й песни канона и 3 стихиры на хвалитех. Сохранились неопубликованные греч. службы А. и Наталии (Paris. Gr. 13. Fol. 378v, XIII; Fol. 215, 1575; Laur. Ѳ 33. Fol. 173, XV; Ѳ 43. Fol. 282v, XIV; Δ 45. Fol. 173v, XI). В первопечатном рус. Типиконе 1610 г., как и в совр., указана служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова), а также полиелей Сретению иконы Владимирской Богоматери. По Уставу греч. Церквей поется последование со славником на вечерне.
А. изображается как средовек, с темными волосами и бородой, в хитоне и гиматии, мц. Наталия - в хитоне и мафории; как правило, в руках у святых кресты. Мученики представлены на мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; фреске собора Св. Софии Киевской, сер. XI в.; мозаике Палатинской капеллы в Палермо, 1146-1151; на миниатюре греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. O. I. 58. Л. 56об., 125об.); в росписи кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде (на сев. грани юго-вост. столпа); на рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА); в настенном минологии ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг., на мозаике, 1894-1907 гг., работы В. И. Павлова в соборе Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге; также в патрональных изображениях: предположительно на обороте чудотворной иконы Божией Матери Знамение, 1169 г.,- мц. Наталия (Анастасия?) и ап. Петр (по предположению Э. С. Смирновой, изображены праведные Иоаким и Анна); на поле иконы 2-й пол. XVII в. «Первый Вселенский собор» (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля - мц. Наталия и прп. Алексий, человек Божий; на иконе «Прп. Михаил Малеин и мц. Наталия, с избранными святыми на полях», кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ) из Новодевичьего мон-ря в Москве (на голове у мученицы белый плат). В Большаковском подлиннике XVIII в. об А. сказано: «Рус аки Флор, ризы киноварь, у ворота вохра, испод лазорь, в правой руке крест, другая в ризе загнута» (26 авг.). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., говорится, что А. «молодой, скончался, лишенный рук и ног»; описание кончины мученицы не соответствует тексту жития: «Супруга его Наталия, положившая ноги его в сосуд, была обезглавлена палачом» (Ч. 3. § 22. Авг. 26).
Сюжеты из жития А. и мц. Наталии - рождество А., мученичество, перенесение мощей А., чудеса,- сохранились на реликварии XII в. (Музей искусств в Чикаго), миниатюрах рукописи ок. 1483 г. (Vindob. 2619).
В зап. традиции А. нередко изображался молодым воином в доспехах, с мечом и щитом (алтарь Х. Мемлинга; витраж, 1544).
В Москве в честь А. и мц. Наталии были освящены сев. престол (первоначально был во имя сщмч. Киприана и мц. Иустины) собора Покрова Пресвятой Богородицы (см. ст. Покрова Пресвятой Богородицы собор на Рву (1555-1561)); деревянная церковь в Мещанской слободе (1672; с 80-х гг. XVII в. до 3-й четв. XIX в.- ц. апостолов Петра и Павла с приделом А. и Наталии; разрушена); престол (1696) в трапезной при колокольне ц. Воскресения Словущего в Таганке (XVII в.; разрушена); придел в ц. Св. Троицы при Бахрушинском приюте в Сокольниках (1903); церковь на Ярославском шоссе (1914-1916), где находится чтимая икона святых.