[Греч. Μαυροκορδάτοι], род греков-фанариотов, занимавших высокие должности в К-польской Патриархии, при дворе султана и в Дунайских княжествах. М. возвысились благодаря браку хиосского торговца шелковыми тканями Николая Маврокордата (1599-1649) с Роксандрой (Локсандрой) Скарлату (1605-1684), дочерью влиятельного фанариота Скарлата Беглици. Хотя по муж. линии М. возводили свой род к легендарному мавру Отелло, а по матери к римскому полководцу Фабию Максиму Кунктатору, семья приобрела могущество благодаря богатству и положению Роксандры. Наиболее известные представители рода М.- сын и внук Николая Маврокордата, Александр и Николай, игравшие важную роль в балканской политике и оставившие богатое лит. и культурное наследие.
(7 нояб. 1641 (по др. данным, 1639 или 1642), К-поль - 23 дек. 1709, там же), сын Н. Маврокордата и Р. Скарлату; рано потерял отца. В 1657 г. мать отправила его для получения образования в Греческую коллегию св. Афанасия в Риме. Затем он изучал филологию и богословие в Римском ун-те и медицину в Падуанском ун-те. В Болонском ун-те получил звание д-ра философии и медицины, защитив диссертацию, посвященную циркуляции крови через легкие (Pneumaticum instrumentum circulandi sanguinis: Sive de motu et usu pulmonum dissertatio philosophico-medica authore Alexandro Maurocordato Constantinopolitano); была опубликована в Болонье в 1664 г., переиздана во Франкфурте в 1665 г. и в Лейпциге в 1682 г., переведена на тур. язык. Образование, полученное А. М. в Италии, расширило его мировоззрение и сблизило с зап. миром. Возвратившись в К-поль, он возглавил Патриаршую Академию (1665-1671 или 1672), продолжая медицинскую практику. Под влиянием своего предшественника Иоанна Кариофилла он преподавал неоаристотелевскую философию и греч. филологию, составил собственный комментарий на комментарий Феофила Коридаллевса (Толкование на «О возникновении и уничтожении» Аристотеля). В этот период А. М. получил чин вел. ритора Великой церкви и стал секретарем вел. драгомана Высокой Порты Панайота Никусиоса. С 1673 по 1709 (с перерывом в 1683-1684) г. А. М. занимал должность вел. драгомана. На этом посту он сделал много полезного для своих соотечественников, в т. ч. добился смягчения правил, запрещавших строительство новых церквей. В сотрудничестве с Иерусалимским патриархом Досифеем II Нотарой он договорился о передаче в собственность греков мн. мест на Св. земле, захваченных католиками, А. М. обязал иерусалимских греков оказывать помощь паломникам всех христианских конфессий.
В 1676 г. А. М. стал вел. скевофилаксом, а в 1691 г.- вел. логофетом К-польской Патриархии, принимая активное участие в делах Церкви. Как вел. драгоман он находился в центре дипломатических переговоров между Османской империей, Францией, Австрией и Россией. После неудачной осады турками Вены в 1683 г. был заключен на год в тюрьму вместе с матерью и женой Султаной (дочь фанариота Иоанна Хризоскулеоса и молдав. княжны), бо́льшая часть его имущества была конфискована. Заплатив огромный выкуп, он некоторое время прожил в Созополе, а в 1685 г. возвратился в К-поль, где ему были возвращены должности и имущество. В 1688 г. возглавил тур. посольство в Вену. В 1689 г. на короткое время снова был арестован. За успехи на дипломатическом поприще в 1698 г. получил титул доверенного лица султана, «тайного советника» (ὁ ἐξ ᾿Απορρήτων). Как османский полномочный представитель А. М. много сделал для достижения соглашения между Османской империей и Свящ. лигой (Габсбургская монархия, Речь Посполита, Венецианская республика и Россия), утвержденного Карловицким мирным договором 1699 г. Благодаря А. М. в австро-тур. договор вошла 13-я статья, обязывающая турок не притеснять монахов. Он настоял на том, чтобы вопрос о контроле над св. местами в Иерусалиме не включался в договоры с иностранными державами, пытаясь т. о. предотвратить распространение франц. влияния.
Роль А. М. в русско-османских дипломатических переговорах и в сношениях с К-польским Патриархатом остается недостаточно изученной. Вернувшись в 1665 г. в К-поль, он поддерживал контакты с жившим в Москве Газским митр. Паисием Лигаридом, назначенным патриаршим экзархом. В переписке с ним А. М., уповая на мудрость газского владыки, выражал надежду на решение «долголетней тяжбы» (дела патриарха Никона) и ходатайствовал об определении царского жалованья его матери (РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. № 140. Ч. 7. Л. 97-100, май 1665 г.; Гиббенет Н. А. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1884. Ч. 2. С. 808-810). Роксандра прислала рус. царице в подарок драгоценную панагию и перстень в надежде получить в ответ царское пожалованье на приданое своим 3 дочерям, об этом же просил Алексея Михайловича и К-польский патриарх Дионисий III (Там же. С. 826). Позже А. М. принимал участие в переговорах Высокой Порты с Россией: ему принадлежит лат. перевод письма к царю Феодору Алексеевичу от вел. везира о заключении мира (РГАДА. Ф. 89. Оп. 2. № 50, 1679 г.), в качестве «переводчика могущественной царственности» он подписал греческий текст договора о взаимном признании границ между Россией и Османской империей 1682 г., заключенный по окончании русско-турецкой войны 1672-1681 гг. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 662; Фонкич Б. Л. Греческо-русские связи сер. XVI - нач. XVIII в.: Греч. документы моск. хранилищ. М., 1991. № 744). В 1685 г. также участвовал в переговорах о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриарха. В Адрианополь, к А. М., с царскими письмами приехал грек Зофир (Захарий) Иванов, посланный от московского двора к К-польскому патриарху, чтобы начать переговоры о Киевской митрополии. По сообщению Иванова, патриарх отправил его с грамотами к А. М., к-рый счел несвоевременной передачу юрисдикции над Киевом Московскому патриарху (РГАДА. Ф. 89. Оп. 1. Посольская книга 25, 1684-1693 гг. Л. 349-349 об.).
А. М. был ключевой фигурой на переговорах между Высокой Портой и рус. посланниками Е. И. Украинцевым (1641-1708), а затем П. А. Толстым (1645-1729). Однако настойчивость А. М., сумевшего добиться того, что проблема св. мест не была упомянута в русско-тур. договоре 1700 г., подписанном в К-поле, имела негативные последствия для православных. Он принял участие и в принятии решения о нейтралитете Османской империи перед Полтавской битвой (1709). Вел. драгоман скончался в зените славы и был похоронен в ц. св. Параскевы в Хаскёе.
А. М. оставил после себя значительное письменное наследие. Его произведения, как и сочинения его сына Николая, написаны архаизированным греческим языком. В годы преподавания в Патриаршей Академии им были составлены учебные пособия по грамматике, риторике и философии, которые сохранились в рукописях. А. М. перевел на турецкий язык атлас Герарда Меркатора (1512-1594) и картографические работы В. Блау (1571-1638) и Я. Блау (1596-1673). Написанная им «Священная история иудейского народа» (῾Ιστορία ῾Ιερὰ ἤτοι τὰ ᾿Ιουδαϊκά) была издана в Бухаресте в 1716 г. Ее продолжают 3 тома истории рим. и визант. империи (Τὰ Ρωμαϊκά), 3-е сочинение, содержавшее историю Валахии и Молдавии (Τὰ Μυσικά) и посвященное кн. мч. Константину Брынковяну (1654-1714) не сохранилось. А. М. принадлежат «Дневники» (᾿Εφημερίδες. Βουκουρέστι, 1909), которые излагают события 1682-1687 гг., и мемуары о тур. султанах (᾿Απομνημονεύματα περὶ τῶν Τούρκων αὐτοκρατόρων). Его переписка также является важным историческим источником.
Единственное известное богословское сочинение А. М. было написано в 1670 г. по заказу К-польского патриарха Мефодия III (1668-1671), который поручил ему ответить на 10 вопросов догматического характера, заданных представителями англикан. церкви. Ответы перед их отправлением в Англию были одобрены К-польским Собором 1672 г. под председательством патриарха Дионисия IV. Они касаются межконфессиональных споров по ряду вопросов в области христологии, мариологии, эсхатологии и Евхаристии (Podskalsky. Griechische Theologie. S. 297). Трактат о Св. Троице (Γραμματεία περὶ τοῦ ἐνιαίου τῆς θείας οὐσίας καὶ τῶν τριῶν αὐτῆς ἰδιοτήτων) остается неизданным.
Сб. «Размышления» (Θροντίσματα. Βιέννη, 1805) был составлен А. М. в форме наставления сыновьям. Основополагающими ценностями для политика он считал благоразумие и реализм, который в противовес беспочвенному идеализму должен быть мерой поведения (Китромилидис. 2007. С. 23). В этом сочинении прослеживается влияние этики Н. Макиавелли, Ф. Ларошфуко, а также знакомство с идеями Т. Гоббса. При этом А. М. не ставил под сомнение легитимность власти султана и не помышлял о полит. изменениях. Он рекомендовал полное подчинение и слепую преданность правителям.
(3 мая 1680, К-поль - 3 или 14 сент. 1730, Бухарест) получил хорошее образование и был полиглотом. С 1698 г. он занимал пост великого драгомана, а в 1709-1710 гг. стал господарем Молдавии. В 1711 г., когда сменивший его Димитрий Кантемир (1673-1723) во время русско-тур. войны перешел на сторону русских, Н. М. был восстановлен на молдав. престоле, а в 1715 г. назначен господарем Валахии. Он был 1-м фанариотским господарем Дунайских княжеств, поставленным Высокой Портой, а не избранным боярами. Когда во время австро-тур. войны 1716 г. Н. М. был взят в плен австрийцами, Высокая Порта назначила господарем его брата Иоанна (1684-1719), который ранее был вел. драгоманом (1711-1717). После освобождения из плена (1718) и смерти во время эпидемии чумы господаря Иоанна (1719) Н. М. во 2-й раз стал правителем Валахии и оставался им до конца жизни. Он был первым среди валашско-молдавских правителей, кто понял важность монетарной экономики и причины упадка поместных хозяйств, он провел административную реформу и освободил от налогов значительную часть высокопоставленных бояр. Н. М. устроил пышный двор по византийскому образцу, введя греческие манеры, язык и костюмы. Греческий язык был основой его культурной и образовательной программы. В 1714 г. он реорганизовал Господарскую академию в Яссах, а также привлек к своему двору ряд известных мыслителей, включая филолога-классика С. Берглера, эрудита Д. де Фонсеки, ученого и медика Д. Прокопиу (Пампериса).
У Н. М. была большая коллекция книг, он основал неск. б-к, переписывался с видными зап. церковными деятелями - Кентерберийским архиеп. У. Уэйком и швейцар. богословом Ж. Леклерком. В нач. 20-х гг. XVIII в. в письмах Леклерку Н. М. выразил желание приобрести «Трактат о правлении» Дж. Локка. Это первое своего рода косвенное свидетельство о присутствии идей Локка в греч. политической и культурной традиции. Открытость Западу и поддержка образования позволяют рассматривать Н. М. как предвестника греч. Просвещения. Тем не менее основу его мировоззрения составляла восточно-римская модель, центром которой являлось Православие. Он поддерживал правосл. учреждения, в т. ч. построенные им мон-рь Вэкэрешти и Ставропольскую ц. в Бухаресте. Он, а затем его сын Константин ежегодно выплачивали Вел. Лавре на Афоне пособие в 6 тыс. аспр, а также помогали др. мон-рям.
Н. М.- автор ряда сочинений, в которых выражена ранняя фанариотская политическая теория, обосновывавшая законность османского правления. «Книга об обязанностях» (Περὶ τῶν καθηκόντων βίβλος; Liber de Officiis), адресованная сыновьям, была издана в Бухаресте в 1719 г. В ней очевидно влияние античной философии и политической мысли: «Автор следует как за Цицероном, так и за Аристотелем в попытке вывести образец добродетельного поведения и общественной праведности» (Китромилидис. 2007. С. 24-25). Он старался придать образу классического аристотелевского гражданина христ. добродетели, а классической этике - христ. ценности. Н. М. перевел c латыни на греческий книгу итальянца А. Марлиано «Политический театр» (Рим, 1631; Θέατρον πολιτικόν. Lpz., 1758; 17762; Βενετία, 18023). В ней говорится о добродетелях совершенного правителя, который должен быть справедлив, честен и руководствоваться разумом в своей деятельности.
О широте кругозора Н. М. свидетельствует его роман «Развлечения Филофея» (Θιλοθέου πάρεργα. Βιέννη, 1800; ᾿Αθήνα, 1989) о группе ученых (своего рода космополитическая интеллигенция), к-рые гуляют по райскому саду, обсуждая гносеологические, психологические, общественные и образовательные проблемы. Роман содержит элементы критики по отношению к неоаристотелизму, приверженцами которого были его отец и учитель И. Манос. Автор восхищается критиком Аристотеля Ф. Бэконом и «направляемой чувствами философией Нового времени» (Китромилидис. 2007. С. 27). Он ввел в число персонажей романа мыслителей эпохи Ренессанса М. Фичино (1433-1499) и Дж. Пико делла Мирандолу (1463-1494), в произведениях к-рых Н. М. находил идеи платонизма.
А. М. и Н. М. принадлежали к фанариотской элите, интегрированной в османскую государственно-политическую систему, их мечтой было преобразование Османской империи изнутри путем постепенного сосредоточения власти в руках греков. Они поддерживали разновидность религ. гуманизма, укорененного в классической и ромейской (византийской) образованности, к-рая была открыта зап. идеям, но не подрывала основ Православия.
(27 февр. 1711, К-поль - 23 нояб. 1769, Яссы), сын Николая Маврокордата, стал валашским господарем в 1730 г. Он занимал валашский престол 6 раз (1730, 1731-1733, 1735-1741, 1744-1748, 1756-1758, 1761-1763) и молдавский - 4 раза (1733-1735, 1741-1743, 1748-1749, 1769), проявив себя как просвещенный правитель, заботившийся о благе подданных. Он составил свод законов для каждого княжества, провел значительные реформы социального, фискального, юридического и адм. порядка, которые были осуществлены на основе Уложения 1740 г. Самой значительной из этих реформ было предоставление личной свободы крепостным крестьянам без наделения их землей (в Валахии - в 1746, в Молдавии - в 1749). По его инициативе Свящ. Писание было переведено на румынский язык, при богослужении славянский язык был заменен румынским, начаты реформы в области образования. При его дворе находились худож. Ж. Э. Льотар и ученые греки Кесарий Дапонте, М. А. Кацаитис, П. Депастас и др. К. М. оказывал щедрую материальную помощь Вост. Патриархатам. Во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. он был ранен в битве при Галаце и умер в плену неск. дней спустя. Господарями Молдавии были сын и брат К.- Александр I (1782-1785) и Иоанн (1743-1747).
(1754, К-поль - 1819, Москва), сын Иоанна, вел. драгоман (1783-1784) и господарь Молдавии (1785-1786), имел незаурядное образование, знал множество языков и был искусным дипломатом. Он вел тайные переговоры с Россией о переходе Молдавии под ее сюзеренитет. В 1786 г. бежал к рус. имп. двору, где был милостиво принят Екатериной II. Ему принадлежал план освобождения Греции от османского ига. В 1787 г. А. М. основал об-во «Феникс». Среди книг, изданных на средства А. М., наиболее важное место занимает 3-томный французско-итало-греческий словарь (Λεξικὸν τρίγλωσσον τῆς Γαλλικῆς, ᾿Ιταλικῆς καὶ ῾Ρωμαϊκῆς διαλέκτου. Βιέννη, 1790). В 1810 г. он опубликовал в Москве сборник своих стихов «Босфор на Борисфене» (Βόσπορος ἐν Βορυσθένει). В 1816 г. стал членом «Дружеского общества» («Филики Этерия»), целью которого было освобождение греков от османского ига, но скончался до начала антитур. восстания.
(11 февр. 1791, К-поль - 18 авг. 1865, Эгина), правнук Н. М., сыграл значительную роль во время Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. и впоследствии занимал пост премьер-министра Греции (1833-1834, 1841, 1844, 1854-1855), проводя либеральную прозападную политику. Он стремился к созданию греч. независимого национального гос-ва и представлял Грецию европейской, а не вост. страной.