[Итал. Ottaviani] Альфредо (29.10.1890, Рим - 3.08. 1979, там же), кард., представитель католич. традиционализма; занимая должность асессора, а затем просекретаря верховной Конгрегации Sanctum Officium (впосл. Конгрегация вероучения), в 30-50-х гг. XX в. оказывал влияние на политику Папского престола. Род. в семье пекаря. Начальное образование получил в школе конгрегации братьев христ. школ. Продолжил обучение в Высшей папской рим. семинарии, по ее окончании был рукоположен во пресвитера (18 марта 1916) и назначен каноником рим. ц. Санта-Мария-ин-Козмедин. Защитил диссертации и получил докторские степени по богословию, философии, каноническому и гражданскому праву (in utroque iure). Преподавал церковное право в Высшей папской рим. семинарии, философию в Урбанианской коллегии Конгрегации пропаганды веры (ныне папский Урбанианский ун-т). В 1926-1928 гг. ректор папской Богемской коллегии (ныне коллегия св. Иоанна Непомуцкого) в Риме; при нем началось строительство нового здания коллегии (с 1953 кардинал-протектор этого учебного заведения).
В 1919 г. О. начал службу в Римской курии, сначала в должности минутанта Конгрегации пропаганды веры, с авг. 1921 г.- минутанта 1-й секции (чрезвычайных дел) Гос. секретариата и Конгрегации чрезвычайных церковных дел. 15 марта 1922 г. папа Римский Пий XI (1922-1939) пожаловал О. достоинство сверхштатного тайного камергера, 31 мая 1927 г.- достоинство прелата папского двора. В февр. 1928 г. переведен на важные дипломатические должности в Римской курии - субсекретаря Конгрегации чрезвычайных церковных дел и субсекретаря по чрезвычайным делам Гос. секретариата. Участвовал в подготовке Латеранских соглашений (11 февр. 1929), присутствовал при подписании этого документа кард. П. Гаспарри и председателем Совета министров Италии Б. Муссолини. За заслуги в нормализации отношений Папского престола с рядом европ. государств О. получил награды: Большой крест португ. ордена Христа (янв. 1931), Большой крест итал. королевского ордена святых Маврикия и Лазаря (март 1932), почетный знак «За заслуги перед Австрийской республикой» (нояб. 1933). В 1933 г. присутствовал на подписании конкордатов с Австрией и Германией.
Заняв в июне 1929 г. должности субститута Гос. секретариата и секретаря шифра, О. стал помощником нового гос. секретаря - кард. Эудженио Пачелли (папа Римский Пий XII в 1939-1958) - и в качестве действительного тайного камергера вошел в состав Тайной палаты (Camera Secreta). В том же году был назначен советником верховной Конгрегации Sanctum Officium. Также он вошел в состав папской комиссии «Pro Russia». 29 нояб. 1929 г. назначен советником Консисториальной конгрегации. 21 дек. 1931 г. папа Пий XI возвел его в достоинство апостольского протонатария. 21 марта 1934 г. в дополнение к прежним обязанностям О. стал советником Конгрегации Восточной Церкви. Входил в состав папской капеллы.
19 дек. 1935 г. О. получил должность асессора верховной Конгрегации Sanctum Officium. Будучи освобожден от всех постов в Гос. секретариате, он сохранил за собой должности советников в Консисториальной конгрегации и в Конгрегации Восточной Церкви, а также членство в комиссии «Pro Russia». Как асессор Конгрегации Sanctum Officium О. вошел в группу прелатов (prelati officiali) Конгрегации обрядов. Ввиду большого опыта дипломатической работы его назначили также советником Конгрегации чрезвычайных церковных дел (10 янв. 1936).
Префектом верховной Конгрегации Sanctum Officium являлся папа Римский. О. как асессор еженедельно лично докладывал папе обо всех текущих делах, получал утверждение разработанных решений. Одним из основных направлений работы верховной Конгрегации было выявление, изучение и осуждение наиболее опасных для католич. Церкви печатных изданий. За первый год работы О. в Индекс запрещенных книг были внесены 10 книг, в т. ч. сочинение пресв. Э. Буонаюти, представителя модернизма. По поручению Пия XI О. подготовил черновой вариант текста энциклики «Divini Redemptoris» (от 19 марта 1937), в к-рой был осужден коммунизм как учение, разрушающее общественный порядок и христ. цивилизацию (Chenaux Ph. L'Église catholique et le communisme en Europe (1917-1989). P., 2009. P. 104). 20 мая 1937 г. О. представил Пию XI проект декрета о запрещении новых форм частных богослужебных практик в католич. Церкви (декрет обнародован 26 мая 1937 - AAS. 1937. Vol. 29. P. 304-305).
После избрания на Папский престол кард. Э. Пачелли (март 1939) О. сохранил все свои должности в Римской курии; в том же году стал также цензором Папской академии Непорочного Зачатия. Настаивая на необходимости консолидировать антикоммунистические силы, 6 июля 1939 г. О. представил новому папе проект декрета о снятии наложенного при Пии XI осуждения орг-ции «Action Française» (орг-ция имела националистический характер; документ обнародован 10 июля - AAS. 1939. Vol. 31. P. 303-304).
В период второй мировой войны и оккупации Рима немцами О. укрывал в своих апартаментах на территории Ватикана неск. евреев, помогая им спастись от депортации и уничтожения. В эти годы он был одним из ближайших советников папы Пия XII. О. продолжал работу по выявлению и внесению в Индекс запрещенных книг опасных для католиков печатных изданий; в 1948 г. было осуществлено полное издание Индекса запрещенных книг с предисловием кард. Рафаэля Мерри дель Валя (до наст. времени это последнее издание Индекса).
В условиях послевоенного времени мн. католики склонялись к политическим компромиссам с левыми политическими силами, влияние к-рых сильно возросло. С целью оградить католич. Церковь от прямого участия в политической борьбе было принято решение о запрете освящения политической символики (6 марта 1947 О. представил Пию XII проект документа, обнародованного 20 марта - AAS. 1947. Vol. 39. P. 130). Большой общественный резонанс получил декрет от 1 июля 1949 г. о церковном отлучении коммунистов. Католикам запрещалось вступать в коммунистические партии и оказывать им поддержку: читать, публиковать и распространять издания, где пропагандировалось коммунистическое учение или защищались интересы коммунистов (AAS. 1949. Vol. 41. P. 334).
В кон. 40-50-х гг. XX в. верховной Конгрегации Sanctum Officium пришлось заниматься проблемой католич. епископата в европ. странах, где были установлены коммунистические режимы. Чтобы избежать епископских посвящений, к-рые совершались бы без ведома Папского престола, декретом от 9 апр. 1951 г. за подобное нарушение вводилось максимально возможное каноническое наказание - церковное отлучение, особым образом зарезервированное за Папским престолом (specialissimo modo reservatam) (AAS. 1951. Vol. 43. P. 217-218).
5 июня 1948 г. Папский престол напомнил католикам о каноническом запрете вести публичные дискуссии с некатоликами, за исключением особо оговоренных случаев (AAS. 1948. Vol. 40. P. 257). 20 дек. 1949 г. Конгрегация Sanctum Officium выпустила инструкцию «De motione oecumenica» (подписана О.), разъяснявшую ординариям необходимые условия для ведения экуменического диалога (AAS. 1950. Vol. 42. P. 142-147). Другая инструкция, адресованная диоцезиальному епископату, была посвящена вопросам защиты традиц. церковного искусства («De arte sacra» от 30 июня 1952 - AAS. 1952. Vol. 44. P. 542-546).
О. вел и традиционную для Конгрегации Sanctum Officium работу по предотвращению сомнительных культов и практик в Римско-католической Церкви. 18 июля 1951 г. О. представил папе Пию XII декрет о запрете почитания видений и явлений в баварском г. Херольдсбахе, имевших якобы место с 1949 г. (декрет вступил в силу 25 июля 1951 - AAS. 1951. Vol. 43. P. 561-562). 28 янв. 1954 г. принято постановление о «15 молитвах св. Бригитты» (AAS. 1954. Vol. 46. P. 64). Последним документом, к-рый вышел за подписью О. как асессора верховной Конгрегации Sanctum Officium, была инструкция об изменении дисциплинарных норм евхаристического поста (обнародована 6 янв. 1953 - AAS. 1953. Vol. 45. P. 47-66), представлявшая собой приложение к конституции «Christus Dominus».
На тайной консистории 12 янв. 1953 г. папа Пий XII возвел О. в достоинство кардинала-диакона, 15 янв. пожаловал ему диаконию Санта-Мария-ин-Домника. В этот же день О. был назначен членом 3 Конгрегаций (Sanctum officium, пропаганды веры, чрезвычайных церковных дел) и Верховного трибунала Апостольской сигнатуры, 7 февр. того же года - Консисториальной конгрегации. Как кардинал О. стал академиком Папской академии Непорочного Зачатия. Его кардинальским девизом стали слова «Semper idem» (лат. - «Всегда один и тот же»).
В 1953 г. папа Пий XII из-за преклонного возраста и состояния здоровья постепенно стал отходить от практического управления церковными делами; к этому времени сформировалась группа из 5 куриальных кардиналов (именуемая «ватиканским Пентагоном»), которым фактически принадлежала власть в Римской курии и в католич. Церкви (подробнее см.: Falconi. 1958). Вместе с др. членами этой группы О. последовательно проводил политику церковного консерватизма, противостоял набиравшему силу движению за преобразования в католич. Церкви.
15 янв. 1953 г. он получил должность просекретаря верховной Конгрегации Sanctum Officium. Поскольку на должность асессора никто не был назначен, О. фактически продолжал - уже в достоинстве кардинала и в должности просекретаря - исполнять прежние обязанности. Первым решением Конгрегации Sanctum Officium в новом составе, во главе с секретарем кард. Дж. Пиццардо и просекретарем О., стало церковное отлучение амер. священника-иезуита Леонарда Эдуарда Фини, который не подчинился указаниям из Рима принять традиц. католич. учение о Крещении (декрет от 12 февр. 1953 г.- AAS. 1953. Vol. 45. P. 100). Др. важным документом Конгрегации Sanctum Officium в эти годы была инструкция «Contra doctrinam» от 2 февр. 1956 г. (AAS. 1956. Vol. 48. P. 144-145), адресованная диоцезиальным ординариям и преподавателям католич. учебных заведений. Документ предостерегал от популярной в то время ситуационной этики. Мерой по защите католической ортодоксии от попыток модернизации богослужебной практики в виде концелебрации - сослужения нескольких священников на одной мессе, стало предписание, разработанное Конгрегацией Sanctum Officium и обнародованное после папского одобрения 23 мая 1957 г.: такое сослужение признавалось недействительным, указывалось, что мессу может совершать только один, произносящий слова Пресуществления, священник (AAS. 1957. Vol. 49. P. 370). О. был одним из вдохновителей решения, принятого Папским престолом в 1954 г., о запрещении эксперимента со священниками-рабочими (с нач. 40-х гг. XX в. это движение получило развитие во Франции). 15 сент. 1957 г. О. выступил в Риме с речью «Священники-рабочие? Нет, священники для рабочих» (L'Église et la Cité. 1963. P. 145-155).
О. последовательно отстаивал принцип сотрудничества Церкви и государства, защищал церковные привилегии. 3 марта 1953 г. он выступил с речью в папском Латеранском атенеуме, где изложил традиц. католическое учение об обязанностях католического гос-ва в религ. сфере; в качестве примера О. приводил политику правительства Ф. Франко в Испании (Ibid. P. 267-296). 27 нояб. 1956 г. газ. «Osservatore Romano» опубликовала текст проповеди, произнесенной О. в базилике св. Петра и посвященной советской оккупации Венгрии (Ibid. P. 55-69). Кардинал не раз возвращался к теме репрессий против католиков в странах советского блока: 7 янв. 1960 г. в рим. базилике Санта-Мария-Маджоре выступил с речью «Не останемся равнодушны к страданию Тела Христова» о т. н. Церкви молчания, подвергавшейся преследованиям в странах с коммунистическими режимами (Ibid. P. 39-48).
На консистории 20 мая 1954 г. О. назначен кардиналом-камерленго коллегии кардиналов (занимал этот пост до 9 июня 1958). В дополнение к прежним обязанностям 19 апр. 1955 г. он стал членом Конгрегации церемониала, 31 авг.- папской комиссии по аутентичной интерпретации Кодекса канонического права (см. Codex iuris canonici), в 1956 г.- Конгрегации по делам монашествующих, 26 марта 1958 г.- Конгрегации образования. В 1956 г. он стал также членом кассационного суда гос-ва Ватикан.
После смерти Пия XII О. вошел в состав комиссии по подготовке конклава, состоявшегося 25-28 окт. 1958 г. Участвовавшим в конклаве кардиналам-консерваторам, к числу к-рых принадлежал О., удалось заблокировать избрание на Папский престол наиболее активных сторонников церковных преобразований, но традиционалисты не смогли добиться избрания своего кандидата - кард. Джузеппе Сири, архиепископа Генуи (1946-1986). Компромиссной фигурой стал кард. Анджело Джузеппе Ронкалли, занявший Папский престол с именем Иоанн XXIII (1958-1963) и сразу начавший принципиально иную церковную политику. Тем не менее при новом папе О. сохранил все свои должности, а 7 нояб. 1959 г. был назначен секретарем верховной Конгрегации Sanctum Officium, и ему удавалось проводить решения в духе католич. традиционализма. Так, на аудиенции 2 апр. 1959 г. у Иоанна XXIII он получил утверждение документа, обнародованного 4 апр., где разъяснялось, что нормы о церковном отлучении коммунистов действуют по-прежнему (AAS. 1959. Vol. 51. P. 271-272). За месяц до этого была выпущена нотификация о запрете распространения изображений и сочинений, способствовавших почитанию Божественного Милосердия в том виде, к-рый был предложен польской католической мон. Фаустиной Ковальской (Ibid. P. 271). 15 июля 1961 г. Конгрегация Sanctum Officium обнародовала напоминание о необходимости всем католическим учебным заведениям строго следовать букве традиционного католического учения; клирикам и монашествующим категорически запрещалось прибегать к психоанализу (AAS. 1961. Vol. 53. P. 571). Вплоть до июня 1961 г. Конгрегация Sanctum Officium продолжала вносить печатные издания в Индекс запрещенных книг. Хотя впоследствии список не обновлялся, О. способствовал тому, что 30 июня 1962 г. Конгрегация выпустила увещевание (monitum), призывавшее всех ординариев, всех настоятелей институтов посвященной жизни и руководителей семинарий и ун-тов оградить вверенные их попечению души от влияния идей иезуита Пьера Тейяра де Шардена (AAS. 1962. Vol. 54. P. 526). Это увещевание стало единственным документом, принятым в 1962 г. Конгрегацией Sanctum Officium, деятельность к-рой все больше блокировалась папой Римским Иоанном XXIII.
Практически сразу после избрания на Папский престол Иоанн XXIII объявил о созыве Ватиканского II Собора (1962-1965). В ходе подготовки к Собору были учреждены Центральная подготовительная комиссия и 10 подготовительных комиссий по различным вопросам. 6 июня 1960 г. О. назначен председателем Богословской комиссии по подготовке Собора и в этом качестве вошел в состав Центральной подготовительной комиссии. 12 окт. он также стал членом Библейской комиссии. В 1961-1962 гг. комиссия под его руководством разработала проекты соборных документов: об источниках Божественного Откровения, о нравственности, о сокровище веры, о девстве и семье, о Церкви и о Пресв. Деве Марии.
3 авг. 1961 г. О. стал кардиналом-перводиаконом. В преддверии II Ватиканского Собора папа Римский Иоанн XXIII motu proprio «Cum gravissima» от 15 апр. 1962 г. постановил, что все без исключения кардиналы должны иметь епископский сан. За 10 дней до обнародования этого документа, на тайной консистории 5 апр. 1962 г., О. был назначен титулярным архиепископом Веррийским pro hac vice (лат.- «для данного случая», т. е. титулярное еп-ство Веррийское специально для О. получило статус архиеп-ства). 19 апр. в Латеранской базилике папа Римский Иоанн XXIII рукоположил О. во епископа вместе с др. кардиналами, не имевшими епископской хиротонии.
Бреве от 4 сент. 1962 г. папа Римский Иоанн XXIII создал Председательствующий совет (Президиум) Собора, состоявший из 10 кардиналов. Ни О., ни 2 др. здравствовавших на тот момент бывш. члена «ватиканского Пентагона» не вошли в его состав. Но совсем отстранять О. от дел Иоанн XXIII не стал, назначив его в тот же день (4 сент.) председателем соборной комиссии по вопросам веры и морали, где деятельность О. была сильно ограничена, т. к. членами этой комиссии являлись наиболее активные сторонники реформ - кардиналы П. Э. Леже и Ф. Кёниг.
На открывшемся в окт. 1962 г. II Ватиканском Соборе обострилось противостояние сторонников католич. консерватизма и приверженцев церковных преобразований, причем последние составляли большинство среди участников Собора. Взгляды сторонников реформ разделял и папа Римский Иоанн XXIII. Уже на первых заседаниях проявилось отрицательное отношение мн. участников Собора к О. и к политике, к-рую он отстаивал. 30 окт., при обсуждении вопросов, связанных с предполагаемой литургической реформой, О. выступил в защиту традиц. мессы, однако председательствовавший в тот день кард. Б. Й. Алфринк не позволил ему выступать больше, чем было отведено для всех рядовых участников, распорядившись выключить микрофон. Это распоряжение было встречено на Соборе аплодисментами, после чего О. нек-рое время игнорировал заседания. 8 нояб. выступавший на Соборе член Президиума кард. Й. Фрингс назвал верховную Конгрегацию Sanctum Officium во главе с О. «источником скандалов» (Allen J. L. Cardinal Ratzinger: The Vatican's Enforcer of the Faith. N. Y.; L., 2000. P. 65). 14 нояб. 1962 г., когда Собору была предложена схема «Об источниках Божественного Откровения», подготовленная предсоборной комиссией под рук. О., первым с критикой документа выступил кард. А. Льнар, затем абсолютное большинство взявших слов участников его поддержали. После голосования схема была отклонена.
Мерой, направленной против сторонников католического традиционализма, стало учреждение 28 марта 1963 г. вместо комиссии по аутентичному толкованию Кодекса канонического права комиссии по ревизии Кодекса канонического права, куда было назначено невероятно много для комиссии членов - 40 кардиналов, в т. ч. и О., но он и его сторонники составляли меньшинство.
После смерти Иоанна XXIII, в период Sede vacante, когда О. как кардинал не был связан клятвой верности правящему понтифику, он откровенно высказал в интервью ж. «Vie Nuove» свое мнение о II Ватиканском Соборе: «Я надеюсь умереть до окончания Собора, ибо тогда я умру как кардинал Святой Римской Церкви, а не как чиновник пропротестантской и прокоммунистической Церкви» (Vie Nuove. R., 1963. 13 giugno. P. 13).
О. участвовал в конклаве, состоявшемся 19-21 июня 1963 г., по окончании к-рого он как кардинал-перводиакон объявил об избрании Павла VI (1963-1978). 30 июня он совершил обряд возложения тиары на голову нового папы (эта церемония стала последней папской коронацией). Павел VI продолжил политику своего предшественника. О. поддержал объединившихся в Международное общество отцов (Coetus Internationalis Patrum) консервативных участников II Ватиканского Собора, но сам формально в это объединение не вошел, не желая создавать прецедент участия кардинала в оппозиционной по отношению к правящему понтифику организации.
Постепенно О. был фактически отстранен от дел, лишен важнейших из занимаемых им должностей, его влияние в Римской курии уменьшилось. За день до закрытия Собора Павел VI motu proprio «Integræ servandæ» от 7 дек. 1965 г. переименовал верховную Конгрегацию Sanctum Officium в Конгрегацию вероучения, лишив ее статуса верховной дикастерии Римской курии, но оставив должность префекта за собой (AAS. 1965. Vol. 57. P. 952-955). 9 февр. 1966 г. О. назначен и. о. префекта Конгрегации (пропрефектом). Поскольку папа Римский оставался префектом, это назначение подчеркивало временный статус О. В дек. 1967 г. от имени Конгрегации вероучения был обнародован документ, которым отменялись использование католического исповедания веры (professio fidei) и антимодернистская присяга в каких бы то ни было случаях, они заменялись новой краткой формулой - молитвой «Credo» с небольшим добавлением (AAS. 1967. Vol. 59. P. 1058). Документ, принятый, по-видимому, вопреки воле О., ни даты, ни подписи не содержал.
После предпринятых в янв. 1968 г. масштабных кадровых изменений в Римской курии О. освободили от должности пропрефекта Конгрегации вероучения. Через 2 дня на его место, но уже со статусом полноправного префекта, был назначен кард. Ф. Шепер. Отстраненный от руководства Конгрегацией вероучения, О. сохранил за собой членство в дикастерии, как и членство в Конгрегациях по делам епископов (бывш. Консисториальная конгрегация), по делам монашествующих и светских институтов, евангелизации народов (бывш. Конгрегация пропаганды веры), католич. образования, в Верховном суде апостольской сигнатуры, в папской Библейской комиссии, в папской комиссии по пересмотру Кодекса канонического права и в Совете по общественным делам Церкви (бывш. Конгрегация чрезвычайных церковных дел).
Тем не менее Павел VI, не желая идти на открытую конфронтацию с О., оказывал ему знаки личного расположения. 9 марта 1966 г. О. было направлено поздравительное послание по случаю 50-летнего юбилея священнического рукоположения. На тайной консистории 26 июня 1967 г. папа возвел его в достоинство кардинала-пресвитера, сохранив за ним его диаконию в качестве кардинальской титулярной церкви. Осенью того же года О. участвовал в 1-й ассамблее Синода епископов (29 сент.- 29 окт.), собравшейся в Ватикане согласно решению II Ватиканского Собора.
После ухода с руководящих постов О. и других консервативно настроенных иерархов в Римско-католической Церкви были проведены реформы, касавшиеся совершения таинств, служения мессы, чтения клиром бревиария и выборов папы Римского. После того как 3 апр. 1969 г. была обнародована апостольская конституция «Missale Romanum», вводившая вместо традиц. лат. мессы новый чин (Novus Ordo - см. Римский обряд), О. и кард. Антонио Баччи в сент. 1969 г. направили папе Римскому «Краткое критическое рассмотрение нового чина мессы», составленное группой экспертов во главе с католич. богословом доминиканцем М. Л. Гераром де Лорье, поддержав критику литургических реформ. Однако Конгрегация вероучения отвергла высказанные критические замечания.
На тайной консистории 18 мая 1970 г. О. был вторично назначен кардиналом-камерленго коллегии.
29 окт. 1970 г. Павел VI направил О. приветственное послание в связи с его 80-летием. Однако уже 21 нояб. того же года понтифик подписал motu proprio «Ingravescentem aetatem», согласно к-рому с 1 янв. 1971 г. кардиналы, достигшие 80-летнего возраста, переставали быть членами дикастерий Римской курии, а также лишались права голоса на конклавах. На момент принятия этого решения под его действие подпадали 25 кардиналов, в т. ч. и О. Он осудил принятое папой решение, которое перечеркивало почти 1000-летнюю традицию кардинальского служения, превращая для пожилых кардиналов их высшее иерархическое достоинство лишь в почетный титул (интервью газ. «Il Messaggero», 26 нояб. 1970).
Утративший право голоса на конклавах и часть должностей в дикастериях Римской курии, О. в виде исключения был оставлен членом Конгрегаций вероучения и по делам епископов, комиссии по пересмотру Кодекса канонического права и в Совете по общественным делам Церкви. Он также оставался кардиналом-камерленго коллегии до тайной консистории 5 марта 1973 г., когда его заменил кард. Аркадио Мария Ларраона Саралеги. Опасаясь перехода О. в лагерь наиболее непримиримых противников католич. обновления, папа Павел VI старался оказывать кардиналу особое внимание: 15 марта 1976 г. он поздравил его с 60-й годовщиной священнического рукоположения и лично посетил О. в его апартаментах; 1 янв. 1978 г. направил поздравительное послание в связи с 25-летием возведения О. в кардинальское достоинство. В конклавах в авг. и окт. 1978 г. О. не участвовал из-за ограничения по возрасту.
На погребальной службе в базилике св. Петра (6 авг. 1979) с гомилией «Ecce Sacerdos magnus» выступил папа Римский Иоанн Павел II. О. похоронен в рим. ц. Сан-Пьетро-ин-Борго (церковь входит в комплекс дворца Сант-Уффицио, где располагается Конгрегация вероучения).