Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЕЗСТРОЧЕН
4, С. 452 опубликовано: 21 марта 2009г.


БЕЗСТРОЧЕН

[Бесстрочен, церковнослав.   ], в древнерус. певч. искусстве разновидность самоподобна, служащая моделью для распевания гимнографических текстов с различным количеством строк. Появление термина относится к 3-й четв. XVI в., когда в Подобниках при моделях появились указания на количество строк. Обычно как Б. обозначались самоподобны «   » 2-го гласа и «   » 5-го гласа, иногда к ним добавлялись «   » (в совр. редакции - « ») 6-го гласа и «     » 8-го гласа. Непосредственным предшественником термина «Б.» можно считать примечание «на колико хощеши» из «Указовподобникам», распространенных в певч. сборниках кон. XV-XVI в. (напр., ркп. РНБ. Сол. № 534/553, Сол. № 531/550; РГБ. Ф. 228. № 34). «Указы», видимо, отражают переходный период от старой традиции записи моделей к новой, с обозначением числа строк в образце. Об этом свидетельствует как непостоянное число самоподобнов с пометой «на колико хощеши» (от 3 до 7), так и часто встречающееся указание на возможность альтернативного использования образца: «          ». Такого рода примечания иногда встречаются и в Подобниках более позднего времени.

Главной особенностью Б. является их структура - чередование 3-4 повторяющихся строк, завершающееся каденционной строкой (напр., «   » по ркп. РНБ. Погод. № 380, схема: АВАСВАСВАК). Это позволяет использовать такую модель для распева стихиры любой величины и структуры, поскольку в каждую строку включен участок речитации произвольной длины. Б. как разновидность самоподобна отличается от визант. образцов, в к-рых преобладает точное повторение структуры модели. Гибкость Б. способствовала его широкому применению. Принцип, заложенный в Б., используется в совр. церковной практике при пении «на глас» и «на подобен».

Лит.: Владышевская Т. Ф. Система подобнов в древнерусском певческом искусстве (по мат-лам старообрядческой традиции) // Musica Antiqua. VII: Acta scientifica. Bydgoszcz, 1985. P. 739-749; Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI-XVIII вв.: Канд. дис. М., 1998.
Ю. Р. Шлихтина
Ключевые слова:
Церковное пение русское Безстрочен, в древнерусском певческом искусстве разновидность самоподобна
См.также:
АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров
АРХИЕРЕЙСКИЕ ПЕВЧИЕ дьяки и подьяки, профессиональные певцы в Древней Руси
БЕКАРЕВИЧ Аркадий Николаевич († не ранее 1914 г.), педагог, автор переложений церковных распевов
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ КОНДАКАРЬ (Нижегородский), древнерус. нотированная рукопись кон. XII–XIII вв.