Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПОЧИН
57, С. 665-668 опубликовано: 24 сентября 2024г. 


ПОЧИН

Термин безлинейного рус. многоголосия, обозначающий начало песнопения или его части с сольного вступления одной хоровой партии. Употребляется с названием партии: «почин демеством», «почин верхом», «почин низом». Иногда существительное «почин» заменяется на глагол аналогичного значения «починает», «начинает», также с указанием партии. В отдельных рукописях термин «почин» может быть заменен на «зачин» (ГИМ. Син. певч. № 1192). В редких случаях встречается П. одновременно 2 голосовыми партиями. В последний период существования традиции многоголосных демественного пения и строчного пения, в кон. XVII - 1-й трети XVIII в., когда диссонантные песнопения стали переводиться в киевскую нотацию, в нотной записи также иногда фиксируется термин «почин».

Для посл. четв. XVII в. характерно смешение в рукописях разных стилей многоголосия. Так, в многоголосных Обиходах, записанных казанской нотацией, среди песнопений диссонантного склада нередко встречаются вкрапления партесных сочинений, записанных крюками. В таких консонантных партитурах также используется термин «почин» с указанием одного из партесных голосов: дисканта, альта, тенора или баса.

В демественном многоголосии

Пример 1
Пример 1

Пример 1
Наиболее характерен прием, обозначаемый термином «почин», для демественного многоголосия, записанного казанской нотацией. Встречается в певч. книгах Демественники с нач. XVII в., как в полных, где выписаны все 4 голоса демественной партитуры последовательно, друг за другом (ГЦММК. Ф. 283. № 15. Л. 79: «Ответ меншой демеством. Починают верхом»; л. 125: херувимская «Перенос меньшой», трижды встречается «почин верхом»), так и в неполных, где записывается лишь одна из партий демественного четырехголосия. В одном из самых ранних Демественников (нач. XVII в.), излагающем по большей части партию пути к деместву (РГАДА. Ф. 188. № 1696), прокимен на утрене «Всякое дыхание» изложен дважды: 1-й раз с нормативным для этой рукописи указанием «путь против демества», а 2-й раз с ремаркой «начинает демество», к-рая по сути идентична термину «почин демеством» (Л. 6). Видимо, для исполнителей партии пути было важно учитывать, что они вступают после партии демества.

Часто термин «почин верхом» употребляется в демественных херувимских, в середине песнопения, на гранях текстовых фраз (Там же. Л. 37-39, трижды). В Парижском Демественнике 1648-1652 гг. (Paris. Slav. 59), излагающем партию верха из демественного четырехголосия, во всех 4 херувимских (№ 1: «Перенос верхом», № 2: «Перенос Софейской старой верхом», № 3: «Перенос Софейской перепетой верхом», № 4: «Перенос именуемый спускной») встречается термин «почин верхом» и нередко - «почин демеством» (следует учесть, что здесь при переплете нарушен правильный порядок листов). «Почин верхом» выписан и в единственной херувимской из Демественника времени царя Михаила Феодоровича (РГБ. Ф. 379. № 46), содержащего партию пути демественного многоголосия (Л. 25, 27; на л. 25 об.- вариант термина: «починает верхом»).

Пример 2
Пример 2

Пример 2
В совр. Парижскому Демественнике РГБ. Ф. 37. № 364 (1648-1652 гг.) с записанной партией низа «против демества» термин «почин верхом» также неоднократно встречается в херувимских (Л. 244, 245, 253 об., 256). «Почин демеством» указан в середине великого славословия (Л. 131, 136), «почин низом» - в начале утрени, перед «Аллилуия» (Л. 53 об.). Кроме традиционных П. в этой рукописи есть редко встречающиеся указания аналогичного значения: «начинает нижник знаменным пением» перед запевом 1-й кафизмы «Блажен муж, аллилуия» (Л. 37) сменяется ремаркой «Посем начинает демественник и поют вкупе низом»: «Э на совето нечестивыхо». Сходные указания на сольные запевы знаменным распевом стоят перед образцами распевания псалма «Господи, воззвах» на 8 гласов: «Против 1-го гласу низом начинает нижник знаменным гласом» (Л. 39), далее выписан одноголосный распев на слова «Господи, воззвахо к Тебе, услыши ны, Господи», после чего следует ремарка: «Таже начинает демественник, вкупе и поют низом» (Л. 39 об.). Каждый из 8 гласовых образцов для распевания псалма «Господи, воззвах» указывает на поочередные запевы нижника знаменным гласом (видимо, одноголосно) и, судя по всему, многоголосного демества, начинаемого демественником, пропевающим партию низа из многоголосной партитуры (2-я строка псалма). Такая традиция многоголосного исполнения демественной всенощной не получила продолжения в многоголосной традиции XVII в., хотя в настоящее время Е. Е. Чернова начала исследование 4-голосной демественной всенощной из 26 номеров из рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 30063, обнаруженной И. А. Гарднером.

Пример 3
Пример 3

Пример 3
В упомянутом Демественнике времени царя Михаила Феодоровича (РГБ. Ф. 379. № 46, 1642-1645 гг.) изложена партия пути из 4-голосной демественной литургии. На листе 21 об., в начале «ектеньи большой» после чтения Евангелия, на литургии стоит ремарка «почин демеством»; 1-й возглас ектеньи пелся партией демества соло, одноголосно, а весь хор вступал со 2-го прошения (аналогично выписана ектенья с 1-м прошением соло «почин демеством» в ркп. РНБ. Погод. № 399. Л. 7-7 об.). Следующая ектенья на этом же листе имеет ремарку «поч. низ» (см.: lib-fond.ru/lib-rgb/379/f-379-46/).

Наиболее эффектно выглядят указания на П. в партитурном изложении демественного многоголосия посл. четв. XVII в. Термин записывается в разных формах сокращения и без него («поч. дем.» с выносными буквами «ч» и «м», «почин демес.», «почин демество», «почин демеством»). Прием П. демеством может встречаться в песнопении неск. раз, он характерен и для 3-голосного, и для 4-голосного изложения. П демеством может быть более или менее продолжительным, иногда в партии демества выписывается целая небольшая муз. фраза с особой подтекстовкой. В примере 1 выписан сольный П. партией демества на слове «Елицы», которое затем повторяется при вступлении всего хора (РНБ. Погод. № 399. Л. 33; порядок голосов (снизу вверх) «демество - низ - путь - верх»). В примере 2 представлен пасхальный тропарь с кратким П. демеством на слове «смертию» (РГБ. Ф. 218. № 343. Л. 75 об.; порядок голосов «низ - путь - демество - верх» снизу вверх). В других случаях зрительно «почин демеством» графически не выделен, особой подтекстовки не имеет, тогда о его наличии свидетельствует только термин как в песнопении «Достойно есть» (4-голосная демественная партитура РГБ. Ф. 218. № 343. Л. 483, 2-й почерк рукописи). Там перед словами «и Пренепорочную» стоит ремарка «почин демеством», однако зрительно прием П. не выписан, голоса расположены друг над другом, как если бы они вступали одновременно. Исполнители партии демества (порядок голосов «низ - путь - демество - верх» снизу вверх) должны были, ориентируясь на это указание, вступить раньше других голосов и подождать вступления всего хора на знаке «статья с пометой «в»».

Реже в демественных партитурах кон. XVII в. встречается «почин верхом». В херувимской «Московская рядовая» из ркп. РГБ. Погод. № 399 неск. раз выписано начало фразы двумя сольными партиями в унисон (порядок голосов в рукописи «демество - низ - путь - верх» снизу вверх), но в рукописи указывается лишь традиционный П. демеством и только 1 раз указан П. верхом (пример 3: Л. 65), тогда как правильно было бы написать «почин демеством и верхом».

В целом термин «почин» далеко не всегда выписывается в демественных партитурах, сам прием П. используется гораздо чаще, чем он обозначается.

В заключительный период существования демественного многоголосия (1-я треть XVIII в.) в уникальной нотолинейной партитуре ГИМ. Муз. № 564 демественный Обиход не содержит термина «почин», хотя сами П. выписаны многократно. И лишь в конце рукописи, в дополнительном разд. «Пещное действо», несколько раз используется термин «почин демеством» (Л. 414 об., 415, 416 об.).

В троестрочии

Термин «почин» также встречается, но реже, чем в деместве, поскольку в целом троестрочию свойственно начало с унисона всех голосов, а не с сольного П. В троестрочии П. встречаются в песнопениях Обихода. Так, в 2-голосной херувимской (путь - низ) из рукописи 2-й четв. XVII в. стоят ремарки «почин верхом» наряду с многочисленными ремарками «захват верхом» (РГБ. Ф. 37. № 149. Л. 81 об.- 87 об.). В троестрочной херувимской «на Ныне силы» используется термин «почин низ» перед началом 2-й части гимна на слова «Яко да Царя всех» (РГБ. Ф. 218. № 343. Л. 244 об.), где низ пропевает продолжительную сольную фразу.

Одна из первых троестрочных партитур - Обиход ГИМ. Муз. № 1829 - содержит ремарки «почин знаменной» (Л. 3 об.) в 2-голосном изложении напевов «воззвахов» на 8 гласов, подобно Демественнику РГБ. Ф. 37. № 364, имеющему аналогичные указания на знаменные П. В троестрочных Обиходах сохраняется и сольный запев к 1-й кафизме «Блажен муж», но без «Аллилуия», его поручают петь нижнему голосу (ГИМ. Муз. № 1829. Л. 10 об.; ГИМ. Син. певч. № 233. Л. 3, с ремаркой «починает низом», см. пример 4).

Вероятно, и в троестрочии, и в деместве нек-рые песнопения Обихода, как гласовые (сольные запевы псалма «Господи, воззвах к Тебе»), так и внегласовые («Блажен муж»), исполнялись на известный в устной практике мотив знаменного распева. Кроме того, совпадение запева «Блажен муж» в троестрочном и демественном многоголосии еще раз свидетельствует об общности их происхождения из древнейшей монодической системы пения, о близости их мелодического склада и исторического бытования.

В Обиходе 2-й четв. XVII в. (ГИМ. Син. певч. № 1192) изложен в основном нижний голос троестрочия, «низ к строкам». В этой рукописи термин «почин низом» трансформировался в «зачин низом»; так, сольный запев партии низа предполагается в начале предначинательного псалма на всенощном бдении (Л. 1), в начале литургии (Л. 26), в начале постной обедни «Низ къ поут. Зач. Низ» (Л. 102), в начале разд. «Праздники» - «низ к строкам. Зачин низом» (Л. 118) и в др. местах.

В нотном переводе троестрочного Обихода ГИМ. Муз. № 564 термин «почин» не встречается в основной части, появляясь лишь в разделе троестрочных евангельских стихир большого распева, начиная со 2-й стихиры (Л. 362 об.- 400). Там многократно используются указания «верьхом почин» и «починает низ». Так, в 5-й стихире (Л. 372 об.- 377 об.) «почин верхом» выставлен 8 раз и трижды - «починает низ». При этом указания на сольное вступление партии дублируются и в нотах с помощью пауз в молчащих голосах.

В раннепартесных крюковых партитурах

Пример 5
Пример 5

Пример 5
Особого внимания заслуживает появление термина «почин» в ранних образцах партесного пения, изложенных крюковой нотацией. В музыке нового стиля используется заимствованный из безлинейного многоголосия термин «почин» с названием новых голосовых партий - бас, тенор, альт или дискант. Песнопения такого рода малочисленны, они найдены пока только в 2 рукописях кон. XVII в.: РГБ. Ф. 218 № 343 и ГИМ. Син. певч. № 233. В концертах и партесных обработках, изложенных казанским знаменем, используются термины «почин альт», «почин дышкант», «почин тенор», «почин басом». Так, в концерте «Христос раждается» указаны почины всеми 4 голосами поочередно (РГБ. Ф. 218. № 343. Л. 140 об.- 141 об.), а в «Се Судия», открывающем «концертный» раздел рукописи,- 3 голосами (Л. 97 об.- 101). Чаще всего встречается «почин альт». В «Достойно есть» выписан почин одновременно 2 голосами (дуэт 2 партий) - верхом и низом, к-рые по функции являются альтом и басом (ГИМ. Син. певч. № 233. Л. 81 об.- 82). Для рукописи ГИМ. Син. певч. № 233 характерно смешение терминологии, происходящей из безлинейного и партесного многоголосия. Так, в троестрочной всенощной, открывающей рукопись, основные песнопения начинаются с сольных запевов с ремаркой «починает низ». Во 2-м последовании всенощной (с л. 33) в стиле постоянного консонантного четырех- и трехголосия, записанного крюками, гимны также начинаются с одноголосных запевов и также иногда с ремаркой «почин низом» (полиелей - л. 37), хотя по функции это бас. Смешение терминологии вполне соответствует такому певч. Обиходу, где соседствуют партесное, троестрочное и демественное многоголосие.

Концерты в крюках являются переходным явлением от традиц. многоголосия рус. средневековья к партесной музыке барокко; по содержанию они относятся к музыке нового партесного стиля, а по форме записи - к старой традиции записи партитур крюками. В концертах происходил отход от преобладания низких мужских голосов, в многочисленных П. чаще встречаются высокие тембры детских партий - альтов и дискантов, утверждая новый идеал сладостного и нежного звучания. См. пример 5: концерт «Се Судия грядет» в записи казанской нотацией в рукописи РГБ. Ф. 218 № 343 (Л. 97 об.- 98; термины «почин дышкант», «почин альт», «почин басом»).

В старообрядческих Демественниках

Встречается термин «почин демеством» (а также «захват демеством») как отголосок древней традиции. Поскольку демество у староверов - это одноголосный распев, в термине «почин» теряется его изначальный смысл, ведь отсутствует противопоставление сольного запева и многоголосия. В прекрасно оформленном старообрядческом Демественнике гуслицкого письма (РГБ. Ф. 37. № 153 - см.: http://old.stsl.ru/manuscripts/f-37/153) можно видеть, что П. демеством употребляется не повсеместно, а в определенных жанрах: в стихирах по 50-м псалме (Л. 44 об.- 63), в воскресных блаженнах (Л. 65-68), в задостойниках (Л. 88-110 об.), а херувимская, причастные стихи и др. песнопения этой рукописи таких ремарок не содержат. Кроме того, в разных списках старообрядческих Демественников наблюдаются вариантность и взаимозаменяемость ремарок «почин» и «захват демеством» при проставлении. Как указывает М. В. Богомолова, «очевидно, что ко времени написания первых старообрядческих Демественников понимание смысла терминов уже было утрачено. В противном случае их бы не внесли в монодийные записи, ибо специфика выполнения и захвата, и почина может быть реализована только в многоголосной певческой ткани» (Богомолова. 2009. С. 22). Автором данной статьи найден фрагмент двухголосия в старообрядческом Демественнике сер. - 2-й пол. XVIII в. (ГИМ. Муз. № 210. Л. 242-243 об.), обозначенный названием «строчен» (термин «строчен» употреблен некорректно, что также свидетельствует о происхождении источника из старообрядческой среды, утратившей традицию раннего рус. многоголосия XVI-XVII вв.). Неск. пасхальных песнопений (тропарь, отпуст, стихира по 50-м псалме) изложены двухголосно, с использованием ремарок «почин» и «захват демеством». Исследование показало, что в них выписаны голоса «низ» и «демество» из 4-голосной демественной партитуры. Обнаруженный фрагмент двухголосия из старообрядческой рукописи может быть назван «недостающим звеном», наглядно свидетельствующим о происхождении старообрядческих Демественников в XVIII в. из отечественной традиции демественного многоголосия XVI-XVII вв.

См. также статьи Верх, Вершник, Демественник, Низ, Нижник.

Лит.: Богомолова М. В. История бытования термина «захват» в рукописных источниках XVI-XX вв. // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5: Муз. искусство христ. мира. 2009. Вып. 1(4). С. 17-26; Кондрашкова Л. В. Партесное и безлинейное многоголосие: Проблемы взаимодействия // Русское муз. барокко: Тенденции и перспективы исслед.: Мат-лы междунар. науч. конф. / Ред.-сост.: Н. Ю. Плотникова. М., 2016. Вып. 1. С. 65-78; она же. О записи партесных концертов крюками: Находки в многоголосных рукописях смешанной стилистики // Древнерус. песнопение: Пути во времени. СПб., 2017. Вып. 6: Мат-лы междунар. науч.-творческого симпозиума «Бражниковские чт.» (2011-2016) / Сост. и ред.: М. С. Егорова, Е. В. Плетнёва. С. 147-153; она же. Певческие рукописи смешанной стилистики кон. XVII - нач. XVIII в.: К проблеме взаимодействия партесного и безлинейного многоголосия на грани эпох // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5: Вопросы истории и теории христ. искусства. М., 2018. Вып. 30. С. 96-122; она же. Троестрочие как феномен рус. многоголосия кон. XVI - 1-й пол. XVIII в.: Канд. дис. М., 2018. С. 31-52; Смирнова Е. А. Раннее рус. многоголосие: История, репертуар, многораспевность: На материале певч. книг Демественник и Обиход. СПб., 20172.
Л. В. Кондрашкова
Ключевые слова:
Церковное пение русское Почин, термин безлинейного русского многоголосия, обозначающий начало песнопения или его части с сольного вступления одной хоровой партии
См.также:
АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров
АРХИЕРЕЙСКИЕ ПЕВЧИЕ дьяки и подьяки, профессиональные певцы в Древней Руси
БЕЗСТРОЧЕН в древнерусс. певч. искусстве разновидность самоподобна
БЕКАРЕВИЧ Аркадий Николаевич († не ранее 1914 г.), педагог, автор переложений церковных распевов