Одно из направлений в движении евангельских христиан (см. в ст. Баптисты) в России в посл. четв. XIX - нач. XX в. Движение возникло под влиянием англичанина Г. В. Редстока, который по приглашению Е. И. Чертковой в 1874 г. прибыл в С.-Петербург и в аристократических салонах столицы начал проповедь идей, близких к баптизму. В России Редсток пробыл 6 месяцев, в 1876 г. приехал вновь, в 1878 г. правительство запретило ему въезд в страну. Помощником Редстока в его 1-й приезд стал крупный рус. землевладелец полковник В. А. Пашков (1831-1902), благодаря к-рому проповеди стали читаться на рус. языке, что привело к расширению круга слушателей. Община получила название от фамилии Пашкова, ставшего лидером движения (название «редстокисты» было менее распространенным). Среди П. были представители знатных рус. семей: церемониймейстер имп. двора гр. М. М. Корф, министр путей сообщения гр. А. П. Бобринский, кнг. В. Ф. Гагарина и ее сестра кнг. Н. Ф. Ливен, Черткова, на сестре которой был женат Пашков, и др. Собрания, проходившие в особняке Пашкова в С.-Петербурге, могли посещать все желающие, были организованы дешевые обеды для неимущих, проводились беседы с посетителями, раздавали НЗ, др. религ. книги.
В основе неявно декларируемого учения П. лежало общепротестант. положение об оправдании только верой: Христос Своими страданиями уже искупил грехи людей, для спасения необходимы лишь вера, молитвы и добрая христ. жизнь. Каждый верующий может понимать и толковать Свящ. Писание. П. отвергали церковные таинства, почитание икон и святых, иерархию, однако для них не была характерна критика правосл. Церкви. Богослужение сводилось к молитве, проповеди и пению стихов, собранных в брошюре «Любимые стихи».
В С.-Петербурге П. открыли швейные мастерские, в к-рых девушки обучались швейному мастерству и слушали проповеди. Черткова организовала ночлежный приют и Дамский комитет посетительниц тюрем. В нояб. 1876 г. Пашков учредил Общество поощрения духовно-нравственного чтения, распространявшее за небольшую плату Свящ. Писание и сочинения духовно-нравственного содержания. Об-во выпустило свыше 200 переводных (с нем. и англ. языков) и оригинальных брошюр (нек-рые выдержали до 12 изданий), к-рые продавались по небольшой цене или раздавались даром. Брошюры содержали беседы о вере и христ. нравственности, разъяснения текстов Свящ. Писания, выдержки из сочинений свт. Тихона Задонского и бесед митр. Новгородского и С.-Петербургского Михаила (Десницкого). В 1882 г. по инициативе Британского Библейского общества на средства Пашкова был издан синодальный перевод Библии на рус. язык. Значительный вклад в распространение учения П. внес созданный ими ж. «Русский рабочий» (1875-1886). Пашков и Корф вели переписку с баптистами на Кавказе, в Закавказье (в частности, с В. Г. Павловым), на юге России, посылали им материальную помощь, книги.
В 1877 г. Пашкову было запрещено устраивать религ. беседы в столице, он перенес деятельность в свои имения, гл. обр. в с. Крёкшино Звенигородского у. Московской губ. (ныне в черте Москвы). Так же поступили и др. представители знати, разделявшие идеи П. Бобринский проповедовал идеи П. в г. Богородицке Тульской губ. (финансово поддерживал издание и распространение Библии и духовно-нравственной лит-ры в С.-Петербурге и в Тульской губ.). В сер. 80-х гг. кнг. Гагарина создала в своем имении в с. Сергиевском (ныне г. Плавск Тульской обл.) большую общину, открыла мастерские для обучения ремеслам юношей и девушек. Черткова распространяла идеи П. в Лизиновке, имении ее мужа в Воронежской губ., она создала там больницу, построила ремесленную школу для крестьянских детей, открыла б-ку, учредила ссудно-сберегательное товарищество.
В апр. 1884 г. Пашков организовал в С.-Петербурге конференцию по объединению П., баптистов, молокан, последователей штундизма. На 6-й день работы конференция была прервана по распоряжению властей. После закрытия Общества поощрения духовно-нравственного чтения (май 1884) последовал имп. указ о высылке Пашкова и Корфа из России, собрания П. были запрещены. Синод предписал епархиальным архиереям, а Министерство внутренних дел - губернаторам следить за распространением пашковского учения. В 1888 г. ряд брошюр П. («Что такое христианин?», «Радостная весть», «Путь к спасению», «Пастухи и овцы», «Рай и ад» и др.) Синод признал вредными и требующими изъятия. Впоследствии Пашков проповедовал во Франции, Великобритании, Германии, оказывал помощь рус. эмигрантам-протестантам; скончался в Париже, похоронен в Риме.
Несмотря на меры властей, собрания П. в столице не прекратились, они переместились в особняки кнг. Ливен и Чертковой. В нач. 90-х гг. XIX в. Черткова приобрела участок земли на Васильевском о-ве, где построила одноэтажный особняк, ставший одним из 3 центров евангельского христианства в столице, с 1908 г. принимала деятельное участие в возведении Дома Евангелия в С.-Петербурге (24-я линия Васильевского о-ва, д. 3/7), к-рый был открыт 25 дек. 1911 г. О продолжении деятельности П. свидетельствуют судебные процессы по поводу пропаганды их учения в кон. 80-х - 1-й пол. 90-х гг. XIX в. в Тверской, Новгородской, Ярославской, Московской, Орловской губерниях. После издания 17 апр. 1905 г. имп. указа «Об укреплении начал веротерпимости» П. и др. евангельские христиане возобновили открытую учебно-просветительскую и благотворительную работу.
Деятельность П. привлекла внимание современников. П. посвящены очерк Н. С. Лескова «Великосветский раскол» (1876) и роман В. П. Мещерского «Лорд-апостол в петербургском большом свете» (1876). Ф. М. Достоевский полемизировал с Редстоком в «Дневнике писателя» (1876). Л. Н. Толстой отразил деятельность Редстока и П. в романах «Анна Каренина» (1875-1877) и «Воскресение» (1899). В. Г. Чертков, сын Чертковой, стал единомышленником и сподвижником Толстого.
Деятельность П. дала начало объединению евангельских христиан. Изначально среди П. наблюдались 2 тенденции. Одна группа стремилась, не порывая с правосл. Церковью, практиковать воспринятый от Редстока пиетизм: на собраниях занимались чтением и обсуждением Библии, совершалось хлебопреломление. Др. группа рассматривала правосл. обрядность как отступление от простоты Древней Церкви. В нач. XX в. в движении возобладала 2-я тенденция. Организатором этого процесса стал И. С. Проханов, выработавший единый устав движения евангельских христиан и объединивший общины во Всероссийский союз евангельских христиан (1909-1911). В связи с этим баптисты, пятидесятники и представители близких к ним направлений рассматривают Редстока и П. в качестве родоначальников евангельского движения в России, деятельность П. в С.-Петербурге оценивается ими как «Великое пробуждение».