Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАФОРИЙ
44, С. 399-400 опубликовано: 20 мая 2021г.


МАФОРИЙ

[Греч. μαφόριον], плат, покрывающий голову и плечи. Греч. термин, вероятно, имеет семит. происхождение (от евр.   или арам.   - одежда для защиты от пыли и грязи, фартук, дорожная одежда с капюшоном, головной плат; самое раннее свидетельство - Мишна Келим. 29. 1 (не во всех рукописях); остальные примеры - в талмудической литературе, см.: Krauss S. Talmudische Archäologie. Lpz., 1910. Bd. 1. S. 166, 599-601). В греч. папирусах М. упоминается начиная со II в. в формах μαφόρτης или μαφόρτιον, с IV в.- в форме μαφόριον, встречаются также сложные комбинации, напр. δαλματικομαφόρτης (Preisigke F. Wörterbuch der griechischen Papyrusurkunden. B., 1927. Bd. 2. Sp. 55; подробнее см.: Bazzero A. μαφόρτης // Studi della scuola papirologica. Mil., 1917. Vol. 2. P. 95-102; дополнение по папирусам, см.: Beauchamp J. Organisation domestique et rôles sexuels: Les papyrus byzantins // DOP. 1993. Vol. 47. P. 185-194).

В период поздней античности М. называли преимущественно женскую одежду, он считался элементом костюма знатных дам (Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 10; Greg. Turon. Hist. Franc. X 16), к-рый носили вне дома, в общественных местах (Apopht. Patr. (Guy). IV 83 // SC. 387. P. 226). Св. Исидор Гиспальский полагал, что название М. (лат. mavors) происходит от Марса и указывает на замужний статус женщины (Isid. Hisp. Etymol. XIX 25. 4). В качестве синонимов М. античные авторы называли πέπλον (peplus) и ricinus/ricinium (упоминается как жен. покрывало в связи с погребальными обрядами: Cicero. Leg. II 23. 59). В этот же период М. упоминается как покрывало монахинь, без к-рого запрещалось выходить за пределы мон-ря (Pallad. Lausiac. 59. 2; Ps.-Athanas. De virgin. 11; Hieron. Ep. 22. 13). Однако постепенно термин М. как наименование одежды монахинь был вытеснен другим - σκέπη (букв.- защита, кровля, покров), а М. стал употребляться только по отношению к платку, который носили послушницы или инокини. Судя по иконографии, цвет М. мог быть не только темным, но и светлым, даже красным (пурпурным) (см.: Ball J. L. Decoding the Habit of the Byzantine Nun // J. of Modern Hellenism. Brookline, 2009/2010. Vol. 27. P. 25-52). Возможно, с М. связан современный апостольник.

М. был также одеждой диаконисc (вероятно, именно М. как внешний знак диакониссы подразумевается в 1 Всел 19; нек-рые исследователи считают, что у диаконисс не было особой одежды, отличной от одежды монахинь, см.: Троицкий С. В. Диакониссы в правосл. Церкви. СПб., 1912. P. 194-201); он упоминается в чине их поставления (см., напр.: Parenti, Velkovska. Eucologio. P. 188; Алф. Синт. Г. 11; в рукописях греч. слово μαφόριον иногда ошибочно заменяется на ὠμοφόριον: Неселовский А. З. Чины хиротесий и хиротоний. Каменец-Подольск, 1906. С. 68-70). В испано-мосарабской традиции М. упоминается (видимо, в связи с запретом чина диаконисс на Западе) в чине посвящения вдов (Benedictio super viduas mafortem accipientes // Liber Ordinum Episcopal / Ed. J. Janini. Silos, 1991. P. 110).

Иной вид М. (наплечник или широкий шарф), закрывавшего только шею и плечи, носили монахи (Ioan. Cassian. De inst. coenob. 1. 6; 4. 13; Doroth. Doctrinae. 1. 22; Sophr. Hieros. Vita Cyri et Joannis. 13 // PG. 87. Col. 3688; без М. запрещалось приступать к работе (возможно, только вне мон-ря), за нарушение запрета полагалась епитимия в виде лишения евлогии: Ps.-Basil. Poenae in monachos delinquentes. 18 // PG. 31. Col. 1309). Некоторые исследователи полагают, что М. у монахов IV-V вв.- это та одежда, к-рую лат. авторы, повествующие о вост. монашестве, называли также palliolum, sabanum или amictus. Однако в большинстве случаев эти термины относятся все же к тунике. Возможно, М. изначально называлась ткань, к-рой монахи укрывались ночью и к-рую днем полагалось держать вне кельи (Pachom. Praecepta et instituta. 6 (148); Apophthegmata Patrum: De abbate Theodoro. 28 // PG. 65. Col. 193; см.: Torallas Tovar S. The Terminology of Egyptian Monastic Garment // Material Culture and Well-Being in Byzantium: (400-1453) / Ed. M. Grünbart e. a. W., 2007. P. 219-224). В Церквах восточносир. традиции этот вид монашеской одежды (сир.  ) впосл. превратился в литургическое облачение, напоминающее лат. плювиал (см. в ст. Каппа; Innemée K. C. Ecclesiastical Dress in the Medieval Near East. Leiden; N. Y.; Köln, 1992. P. 79-80, 131-132). В визант. греч. монашестве М., видимо, был заменен особой формой кукуля (у великосхимников - περικεφαλαία, см., напр.: Mess. S. Salvad. Gr. 172. Fol. 92v, 1179 г.; Ath. Vatop. 133 (744). Fol. 249, XIV в.; в древнерус. источниках переводится как «наглавник/наглавие», см.: Пентковский. Типикон. С. 416).

В визант. эпоху М., покрывавший голову или все тело, использовался также в придворных церемониях при поставлении в чин (Const. Porphyr. De cerem. II 4 / Ed. J. J. Reiske. 1829. T. 1. P. 529. 22-25). Шелковые и богато украшенные М. упоминаются в инвентаре Петрицонского монастыря (Gautier P. Le typikon du sébaste Grégoire Pakourianos // REB. 1984. Vol. 42. N 1. P. 123; очевидно, это были пожертвования знатных лиц, а не одежда самих монахов).

В правосл. иконографии М. является частью образа Пресв. Богородицы (характерная деталь - наличие звезд), а также св. дев. М. Богородицы был одной из реликвий, почитавшихся в К-поле, по крайней мере с V в. В честь перенесения М. во Влахернскую ц. был установлен праздник 2 июля (подробнее см. в ст. Влахерны; также см.: Wortley J. The Marian Relics at Constantinople // GRBS. 2005. Vol. 45. N 2. P. 171-187).

А. А. Ткаченко