[Лат. lollardes; англ. lollards], представители еретического движения в Англии в кон. XIV - 1-й пол. XVI в., прежде всего последователи оксфордского теолога Джона Уиклифа († 1384), учение которого было осуждено Констанцским Собором (1414-1418). По одной из версий, название «лоллард» изначально имело уничижительный характер и происходило от голл. lollaerd - мямля, бормотун (от lollen - мямлить, бормотать). До того как это название стало применяться по отношению к последователям Уиклифа, в Сев. Германии и Нидерландах оно использовалось для обозначения представителей нек-рых католич. монашеских (прежде всего нищенствующих) орденов и полуеретических групп, занимавшихся проповеднической деятельностью (в т. ч. бегардов; см. ст. Бегинки). В сер. XIV в. льежский каноник Ян ван Хоксем упоминал о деятельности таких групп, называя их Л. и возводя этимологию слова «лоллард» к словосочетанию «славящие Бога» (Deum laudantes). Самое раннее офиц. употребление термина в Англии относится к 80-м гг. XIV в. (письмо Вустерского еп. Генри Уэйкфилда от 10 авг. 1387). К сер. XV в. обозначение «лоллард» стало синонимично слову «еретик».
Совр. исследователи спорят как о степени организованности Л. в рамках единого движения, о соответствии взглядов Л. учению Уиклифа, о численности Л. и их деятельности в англ. провинциях, о специфике воззрений Л. в зависимости от регионов, так и о роли Л. в подготовке англ. Реформации. Существует определенный набор представлений, к-рый обычно ассоциируется с Л.: они признавали только авторитет Библии (для лучшего понимания библейских текстов требовался их перевод на англ. язык - см. ст. Библия (Переводы на английский язык)), подчеркивали значимость личного благочестия, избранности человека перед Богом, отвергали предание Церкви и мн. элементы католич. вероучения (учение о пресуществлении при Евхаристии, целибат, обязательную исповедь, почитание икон и мощей святых), критиковали католическое духовенство и говорили о недопустимости для клириков и монахов владеть личным имуществом.
Сохранились многочисленные, хотя и разрозненные, источники сведений о Л.: сочинения самих Л., трактаты, авторы к-рых были близки к Л., материалы процессов против Л. или против тех, кого подозревали в приверженности к воззрениям Л., сочинения против Л., законы, принимавшиеся против еретиков, а также завещания, переписка. Кратким изложением идей Л. считаются «Двенадцать утверждений лоллардов» (The Twelve Conclusions of the Lollards), подготовленные в 1395 г., вероятно, для представления в парламенте, где имелись сторонники Л. «Двенадцать утверждений...» на англ. языке (известен также лат. вариант этого документа) сохранились в составе написанного доминиканцем Роджером Диммоком для кор. Ричарда II соч. «Книга против 12 ошибок и еретических утверждений лоллардов» (Liber contra XII errores et hereses Lollardorum; 1395-1396). В приписываемом Джону Перви «Общем прологе» к переводу Библии на англ. язык (1395) были изложены основные идеи учения Уиклифа и его последователей. На лат. проповедях и трактатах Уиклифа основывался цикл «уиклифитских» проповедей на англ. языке (English Wycliffite Sermon Cycle), составленных в 80-90-х гг. XIV в.
Уникальный характер имеет сохранившееся описание (вероятно, по крайней мере частично фиктивное) одним из Л., Уильямом Торпом, своего допроса в 1407 г., к-рый проводил Томас Арундел, архиеп. Кентербери (1396-1397, 1399-1414). Англ. текст был известен Л. в 1490 - 20-х гг. XVI в.; ок. 1530 г. его опубликовали в Антверпене. В конце текста появляется «Завещание Уильяма Торпа», датированное 20 сент. 1460 г., что хронологически невозможно; высказывалось предположение, что «Завещание...» не имело никакого отношения к Торпу.
Важными источниками сведений о взглядах Л. служат сделанные ими переводы на среднеангл. язык Библии, а также сопровождающие их предисловия, различные комментарии и отдельные трактаты. Этот материал остается в значительной части неопубликованным и неизученным. Деятельность Л. достаточно подробно освещена (почти всегда негативно, как еретиков) в современных им хрониках («Сент-Олбанские хроники», «Большая хроника Лондона» и др.).
C 1377 г. рядом папских булл идеи, высказывавшиеся Уиклифом, неоднократно объявлялись ошибочными и еретическими. Под давлением Папского престола в 1381 г. Оксфордский ун-т осудил 8 доктринальных положений Уиклифа как неортодоксальные, а 14 - как еретические, однако имя Уиклифа в приговоре не фигурировало, вероятно, из-за того, что он пользовался поддержкой при дворе, особенно со стороны дяди кор. Ричарда II, Джона Гонта, 1-го герц. Ланкастерского, отца англ. кор. Генриха IV (1399-1413). Созванный Кентерберийским архиеп. Уильямом Кортни (1381-1396) Собор в Лондоне (май-июль 1382) осудил 24 положения учения Уиклифа (вновь без упоминания его имени). Уиклиф вынужден был покинуть Оксфорд в 1381 г., но ун-т некоторое время оставался центром распространения его идей; там преподавали ученики Уиклифа, считавшиеся представителями 1-го поколения Л.: Николас Херефорд, Лоуренс Бидман, Филип Репиндон и Джон Астон. После того как архиеп. У. Кортни при поддержке англ. кор. Ричарда II добился того, чтобы канцлер Оксфордского ун-та Роберт Ригг обнародовал касавшиеся Уиклифа соборные решения, Бидман, Репиндон и Астон объявили о своей верности ортодоксальному католицизму. Херефорд покинул Англию и попытался обратиться с апелляцией к папе Римскому. В нояб. 1381 г. был издан статут, облегчавший арест еретиков и содержание их под стражей. Первым Л., представшим перед церковным судом, стал Уильям Суиндерби; его дело рассматривал в 1382 г. епископ Линкольна.
Астон, несмотря на отречение, практически сразу (уже в 1383) вернулся к проповеднической деятельности в духе идей Л. В 1385 г. в Англию вернулся Херефорд; он также возобновил проповедь идей Л. (занимался проповеднической деятельностью до 1391, когда отошел от ереси). Активным последователем Уиклифа и проповедником его идей был Перви; после подавления восстания Л. во главе с Джоном Олдкаслом (1414) он попал в тюрьму, где и умер. Несмотря на усилия католич. иерархов положить конец проповеднической деятельности Л., число их сторонников только росло. В 1388 г. была создана особая комиссия для розыска еретических сочинений Перви, Херефорда, Астона и Уиклифа.
Политическую окраску движению Л. придавали как их предполагаемая причастность к крестьянским волнениям (в восстании 1381 г. под предводительством Уота Тайлера принимал участие проповедник Джон Болл, к-рого современники, вероятно ошибочно, считали учеником Уиклифа), так и покровительство знатных и влиятельных лиц (в т. ч. при королевском дворе).
В янв. 1395 г., во время поездки кор. Ричарда II в Ирландию, в парламент была подана петиция Л.; текст петиции «Двенадцать утверждений лоллардов» был вывешен также на дверях Вестминстерского аббатства и собора св. Павла в Лондоне. По сообщению хронистов, нек-рые лорды поддерживали критику Л. католич. Церкви и восхваляли их воззрения в парламенте. Неизвестно, была ли петиция зачитана в парламенте или только распространена среди его членов: текста петиции в парламентских свитках нет. Было послано 2 письма королю в Ирландию с сообщением об угрозе, к-рую представляли Л. (Ричард II вернулся в Англию только в мае). В окт. 1395 г. папа Римский Бонифаций IX обратился с письмом к англ. архиепископам, побуждая их с бóльшим рвением бороться с еретиками (в послании папа цитировал «Двенадцать утверждений...» не по лат. тексту, вывешенному на дверях собора св. Павла, а по англ. тексту, адресованному лордам и общинам парламента).
В петиции «Двенадцать утверждений...» говорилось, что Церковь Англии, следуя за Римской Церковью, слишком заботится о земных благах и охвачена мирской гордыней; духовенство забыло об идеалах Христа и апостолов; целибат клириков ведет к моральному разложению, а вера в пресуществление при совершении Евхаристии лежит в основе идолопоклонства. Л. критиковали католическую практику благословения священниками неодушевленных предметов, совершение поминальных молитв, отвергали необходимость паломничеств, пожертвований, исповеди (по мнению Л., она развивала у священников гордыню) и обетов целомудрия у женщин. Клирики, согласно Л., не должны были занимать светские должности. Крайне негативно Л. оценивали институт монашества, особенно критиковали нищенствующие ордены. Л. выступали против войн и крестовых походов, поскольку любое убийство противоречит евангельским заповедям, а также настаивали на запрете и упразднении ремесел, к-рые не являются жизненно необходимыми для людей (напр., ювелирное дело, ремесло оружейников).
Последовательным противником Л. был Кентерберийский архиеп. Т. Арундел. В 1397 г. он представил на суд провинциального синода 18 статей из сочинений Уиклифа, и они были формально осуждены. Решение синода было отражено в полемическом трактате Уильяма Вудфорда «Против ошибок Уиклифа в Триалоге» (Contra errores Wiclif in Trialogo). В 1398 г. архиеп. Т. Арунделу пришлось бежать из Англии; вернулся он уже как главный советник нового англ. кор. Генриха IV Ланкастера. Обеспокоенный симпатиями королевского двора к Л., особенно после того как в окт. 1399 г. спикером в палате общин англ. парламента был назначен сэр Джон Чейн, покровительствовавший им, архиепископ на конвокации англ. духовенства заявил о необходимости пресекать антиклерикальные выступления и высказал озабоченность взглядами Чейна (тому пришлось на следующий день отказаться от должности спикера). Духовенство обратилось к кор. Генриху IV с прошением начать активные действия против Л.
В 1401 г. католич. духовенство Англии вновь обратилось к королю с петицией; в документе отмечалось, что без поддержки королевской власти епископы не могут пресечь деятельность странствующих проповедников. Прелаты просили помощи короля в борьбе с теми, кто проповедовали ересь, проводили с этой целью многочисленные религ. собрания, пропагандировали еретические учения в школах или без разрешения епископа распространяли книги с антицерковными взглядами. Эта петиция при полном согласии парламента была удовлетворена королем. В изданный в 1401 г. королевский статут была включена ст. «О сжигании еретиков» (De heretico comburendo; отменена в 1677), согласно к-рой без разрешения местного епископа запрещалось читать проповеди о чем бы то ни было, проводить религ. собрания, содержать школы, прививать ученикам антицерковные взгляды, критиковать установленные в Церкви порядки; епископы могли арестовывать нарушителей и держать их в тюрьме в течение 3 месяцев, пока будет идти судебное разбирательство. Если арестованного признавали виновным, то могли продлить ему заключение или оштрафовать его; если он отказывался отречься от своих убеждений или, однажды отрекшись, снова впадал в ересь, то его передавали шерифу для последующей казни через сожжение. Всем, у кого имелись еретические книги, надлежало их сдать в течение 40 дней.
Пока принимался этот статут, по обвинению в ереси был схвачен Уильям Сотр, священник из Норфолка, который уже отрекался от лоллардских убеждений в 1399 г., но снова впал в ересь; он предстал перед судом конвокации духовенства и был осужден. 2 марта 1401 г. Сотр был сожжен в Смитфилде по королевскому приказу (статут 1401 г. еще не вступил в силу). Примерно в это же время суд рассмотрел дело Перви; он отрекся от своих прежних взглядов и публично признал свои заблуждения у креста св. Павла. В целом общественное мнение повернулось против Л.; епископами были инициированы новые расследования их деятельности.
Тем не менее растущее недовольство действиями Генриха IV вновь придало политическую окраску движению Л.; распространение получили их социальные воззрения. В 1406 г. на рассмотрение палаты общин англ. парламента была внесена петиция против Л., поддержанная принцем Уэльским. Согласно документу, Л. представляли опасность для основ общества, поскольку нападали на право собственности, а также вносили политический раздор, распространяя слухи о том, что кор. Ричард II еще жив. Составители петиции выдвигали требование, чтобы все должностные лица, обладавшие соответствующей юрисдикцией, проводили аресты Л. и представляли еретиков парламенту для вынесения решения о наказании. Принятый на основе этой петиции статут 1406 г. не предусматривал новых мер против Л., скорее он был направлен против мирян, выступавших за конфискацию церковного имущества, и клириков, к-рые оказались вовлечены в заговоры против короля. Главной задачей нового статута было увеличить роль светских властей в подавлении религ. инакомыслия.
Епископы, по-видимому, не всегда использовали полученные по новым статутам полномочия для борьбы с Л. Так, Торп был арестован в 1407 г., неск. раз допрошен архиеп. Т. Арунделом, помещен в тюрьму, но сведений о его осуждении и казни нет.
В 1401 г. регент-магистр Оксфордского ун-та Уильям Батлер принял решение о запрете переводов Библии на англ. язык, а также о сожжении переводов, составленных до 1401 г. В 1408 г. на конвокации духовенства в Оксфорде архиеп. Т. Арундел запретил как переводить текст Свящ. Писания на «народные» (английский и французский) языки, так и читать такие переводы, сделанные Уиклифом или после него. В 1410 г. в Оксфорде были сожжены книги с переводами библейских текстов.
В 1409 г. архиеп. Т. Арундел издал ряд постановлений против Л. с целью усилить контроль за соблюдением статута 1401 г. Но Л. все еще сохраняли нек-рое влияние, в т. ч. в парламенте. Так, в 1410 г. в палате общин рассматривалось предложение о конфискации земельных владений у епископов, соборных капитулов и мон-рей и о наделении этой землей новых эрлов, рыцарей, эсквайров и госпиталей (билль Л. о лишении Церкви имущества (Lollard Disendowment Bill)), но король запретил обсуждение данного вопроса. Тогда же в парламент была направлена петиция о смягчении статута 1401 г. и разрешении брать на поруки тех, кто были арестованы в соответствии со статутом; король ответил, что скорее склоняется к ужесточению, а не к смягчению наказания.
В 1410 г. впервые состоялась смертная казнь одного из Л., решение о к-рой было вынесено согласно статуту 1401 г. Джон Бадби, портной из Ившема, был допрошен епископом Вустерским, а затем архиепископом Кентерберийским относительно ошибочного представления о Евхаристии. Подсудимый утверждал, что хлеб и вино во время таинства не изменяют своей сущности и после освящения остаются по-прежнему хлебом и вином, и упорствовал в своих заблуждениях. 5 марта 1410 г. он был осужден как еретик и приведен на место казни. Принц Уэльский, присутствовавший там, напрасно пытался убедить портного отречься от заблуждений.
С вступлением на престол кор. Генриха V (1413-1422) архиеп. Т. Арундел покинул пост канцлера, но не оставил попыток усилить борьбу с Л. В 1413 г. он представил конвокации духовенства свои предложения по искоренению идей Л. среди представителей знати. Первой жертвой стал рыцарь из Херефордшира сэр Дж. Олдкасл, лорд Кобем. Являясь искренним Л., он прятал странствующих проповедников, посещал их службы, открыто выступал против нек-рых церковных обрядов. Кор. Генрих V лично пытался уговорить его отречься от заблуждений. Однако тот, отказавшись явиться к вызвавшему его архиепископу, начал укреплять свой замок Каулинг. По королевскому приказу он был взят под стражу и предстал перед архиепископом 23 сент. 1413 г. Сначала Олдкасл произнес католич. Символ веры, с к-рым архиепископ согласился, но потом его спросили о понимании таинств Евхаристии и Покаяния. Лорд Кобем открыто заявил о своих лоллардских взглядах. Его объявили еретиком, но дали 40 дней на то, чтобы он отрекся от своих убеждений. Сторонникам Олдкасла, составившим заговор, удалось подготовить его бегство из Тауэра, к-рое вызвало панику при дворе, поскольку многие верили, что сотни тысяч Л. готовы к восстанию. В планы заговорщиков действительно входили захват короля и его братьев, смена правительства и реформа католич. Церкви в Англии. Кор. Генрих V, узнав о назначенной на 12 янв. 1414 г. встрече заговорщиков, дал приказ с ними покончить. Было схвачено 69 заговорщиков, из них 30 чел. были повешены; затем еще 7 чел. были казнены по обвинению в ереси. Олдкасл бежал и был объявлен вне закона. Он пытался поднять восстание в 1415 г. В 1417 г. его задержали на валлийском пограничье, привезли в Лондон и осудили на смерть за гос. измену.
Участие Олдкасла в попытке переворота заставило Генриха V пойти на более серьезные меры против Л. В 1414 г. парламент принял акт (т. н. статут о Л.), согласно к-рому ересь объявлялась преступлением с т. зр. как гражданского, так и канонического права. С большей строгостью был вновь введен в действие статут 1401 г. Всем судьям предписывалось вести розыск еретиков и передавать их дела для рассмотрения в церковные суды. Признанные виновными в ереси лишались всего имущества.
Статут 1414 г. остановил распространение идей Л. Бродячие проповедники не могли открыто проповедовать, хотя Л. проводили секретные встречи и продолжали распространять еретические сочинения. Преследование Л. велось активно, однако казни совершались редко: известно о 28 казненных за ересь после 1414 г.; большинство обвиняемых в ереси отказывались от своих убеждений и приносили публичное покаяние. В это время ересь Л. получила распространение в Шотландии: в 1407 г. один из Л. был сожжен в Перте, другой - в 1422 г. в Глазго. В 1416 г. все магистры ун-та в Сент-Андрусе принесли клятву защищать Церковь от Л. В 1425 г. шотл. парламент указал епископам заниматься выявлением еретиков и Л.
В 1427 г. папа Римский Мартин V приказал епископу Линкольнскому выполнить декрет Констанцского Собора, касавшийся останков Уиклифа, к-рый был осужден как еретик. Останки выкопали из могилы на церковном кладбище в Латтеруэрте и выбросили в р. Эйвон.
В 1431 г. Л. под предводительством Джека Шарпа (наст. имя Уильям или Джон Перкинс) попытались поднять восстание в неск. городах (Лондон, Оксфорд, Ковентри и др.), требуя конфискации светских владений Церкви. Шарп был схвачен и казнен в Оксфорде. Впосл. процессы против Л. становились все более редкими.
С сер. XV в. идеи Л. были востребованы в основном в сельской местности, а также в торгово-ремесленных кругах нек-рых городов (напр., в Бристоле). В документах того времени сохранилось мало сведений о Л. В 1494 г. за приверженность идеям Л. были сожжены Джоан Бротон и ее дочь леди Янг. Процессы против Л. велись и в 1-й пол. XVI в. Законодательные акты против Л. были отменены в 1559 г., с развитием Реформации в Англии. Вопрос о степени влияния Л. на распространение в Англии Реформации остается спорным, однако начиная с 20-х гг. XVI в. достоверно известно о контактах между нек-рыми Л. и отдельными представителями англ. Реформации (У. Тиндал, Х. Латимер и др.). Сведения о нек-рых Л. как о предвозвестниках англиканства включил в «Книгу мучеников» протестант. проповедник Дж. Фокс (1516-1587).
Движение Л. не было единым как с гендерной (женщины участвовали в движении и способствовали распространению идей Л.; хотя в последнее время это представление ставится под сомнение мн. исследователями), так и с социальной т. зр. Среди Л. были люди из всех слоев общества - от высшей знати до ремесленников. Мн. представители Оксфордского ун-та выказывали симпатии Л. и их идеям (по крайней мере до 20-х гг. XV в.). Представители придворной знати, к-рые, по мнению хронистов-современников, поддерживали Л. в правление королей Ричарда II и Генриха IV, получили в историографии наименование «рыцари-лолларды» (Lollard Knights). К этому кругу принадлежали Рейналд Хилтон, Джон Пичи, Джон Трасселл, Ричард Стури, Льюис Клиффорд, Томас Латимер, Джон Кланвау, Джо Монтагью, 3-й граф Солсбери, Уильям Невилл и Дж. Чейн. Семеро из них имели сходную карьеру: став рыцарями при Эдуарде III, они достигли высокого положения при дворе Ричарда II, выступали в качестве дипломатов за рубежом. Их позиция во многом отражала двойственное отношение к ереси светских и церковных властей до статута 1401 г. Поддержка, которую оказывали Л. эти представители высшей знати, способствовала росту и распространению движения. Известно также, что в восстании Олдкасла приняли участие 5 рыцарей и более 20 сквайров и джентльменов.
Мн. идеи Уиклифа (критика католического духовенства, призыв к экспроприации церковного имущества) находили отклик у его современников; достаточно широкой была поддержка его мнения о необходимости проповеди на национальном языке и о переводе Библии на англ. язык, однако сложно сказать, насколько воспринято было в англ. обществе его учение, отрицавшее акт пресуществления в Евхаристии.
География движения Л. точно не определена. Их идеи получили широкое распространение в графствах, расположенных вдоль Темзы, в городах Бристоль и Ковентри, а также в Вост. Мидленде (Лестер и Нортгемптон), Вост. Англии и Кенте.
Особенностью Л. было отсутствие централизованной орг-ции. Существовали группы Л., к-рые, хотя и знали друг о друге, но не имели постоянных связей. Это обстоятельство сыграло определенную положительную роль во время гонений, когда Л. могли прятать у себя представителей др. групп. Связи отсутствовали даже между группами, располагавшимися в поселениях на расстоянии всего в неск. миль. Постоянные контакты между отдельными группами объясняются, как правило, вовлеченностью в движение Л. членов одной семьи.
Учение Л. в основном распространялось благодаря устным наставлениям и проповедям. Цикл англ. «уиклифитских» проповедей сохранился в рукописях и был популярен в кон. XIV - нач. XV в. Эти проповеди были составлены неск. авторами, однако для текстов характерна общность идей и способов их выражения. Проповеди сыграли важную роль в движении Л., но характерная некогда для историографии тенденция придавать определяющее значение в распространении воззрений Л. странствующим проповедникам была скорректирована, т. к. наиболее успешной была деятельность проповедников там, где их хорошо знали или где проживали их родственники и друзья. В др. местах проповеди Л. особого успеха не имели.
основывалось на учении Уиклифа, однако не существовало единого комплекса представлений или офиц. доктрины. Довольно сложно установить религ. принципы Л. Допросы участников движения характеризуют их как людей, недовольных существовавшими церковными порядками, но те вопросы, к-рые каждый из Л. считал важными, могли существенно различаться. Совр. исследователи подчеркивают, что среди тех, кого в источниках называли Л., не обязательно все разделяли взгляды Л., т. к. в XV-XVI вв. так часто называли еретиков вообще.
Л. утверждали авторитет Свящ. Писания, при этом придерживались традиц. подхода к его толкованию. ВЗ требовал «смысловой» интерпретации, НЗ - «буквального» прочтения, поскольку писания и закон ВЗ были воплощены в НЗ, что и стало основанием для жизни христиан, а также для существования христ. Церкви. Вслед за Уиклифом Л. отдавали первенство учению Иисуса Христа в НЗ, ставя ВЗ на 2-е место (что подтверждается большим количеством сохранившихся копий НЗ по сравнению с ВЗ). Герменевтика Л. оставалась весьма консервативной. Они не поддерживали радикальное апокалиптическое видение и не прибегали к радикальной критике общественного устройства. Не пытаясь разрушить общество, Л. скорее стремились к восстановлению идеалов изначального христианства. Преследование Л. способствовало развитию консервативного социального движения, которое не смогло продвинуться дальше критики церковных злоупотреблений.
Уиклиф выступал за очищение текста Свящ. Писания от церковных и академических интерпретаций и комментариев, за доступное чтение Библии для любого христианина, которое должно было способствовать возвращению в общество утраченных идеалов Христа, апостолов и порядков древней Церкви. Т. о., лоллардизм (особенно после изгнания его сторонников из ун-тов) представляет собой не только антиинтеллектуальную ересь, приверженцы которой выступали за сущностный возврат к Библии, но и учение, сторонники которого пытались разрешить одну из ключевых позднесредневек. проблем - о роли разума в области веры. Для Л. важной представлялась идея «буквального смысла» Библии как источника соответствующего герменевтического дискурса.
Л. подчеркивали необходимость непосредственных отношений человека с Богом, отмечали значимость личного благочестия, смирения и простоты, отрицая т. о. необходимость разветвленной церковной иерархии. Л. выступали против участия клириков в мирских делах, критиковали сложившуюся практику, когда духовные лица занимали светские должности; осуждали представителей католич. духовенства за распущенность нравов, за внимание Церкви к своему экономическому положению, за пренебрежение истинной духовностью. Л. критиковали отдельные аспекты католич. обрядности, подвергая сомнению ценность молитвы, обращенной к святым, говорили о необязательности изображений в храмах, паломнической практики, отрицали наличие чистилища.