[Араб. / ], наименование коренного христ. населения Египта. По наиболее распространенной версии, термин является передачей на арабском языке названия страны на греч. (Αἴγυπτος), которое в свою очередь восходит к древнеегип. названию столицы Мемфиса - Hwt-kA-ptH (Дом Птаха). В первые века араб. владычества в офиц. документации произошло усечение начальных и конечных звуков этого слова, трансформировавшегося в . Впосл. это наименование перешло из письменной речи в устную. Самоназвание К. на коптском языке (народ Египта) в наст. время не используется.
Изначально понятие «копты» обозначало территориальную и этническую общность коренных жителей Египта, говоривших на копт. языке и использовавших коптскую письменность. К моменту араб. завоевания практически все египтяне были христианами, что естественным образом привнесло в этноним «копты» и религ. содержание, элемент противопоставления его носителей арабам-мусульманам. Египтяне, принимавшие ислам, уже не воспринимались как К., хотя в мусульм. среде не забывали о происхождении новообращенных и часто добавляли к их именам родовое прозвище «аль-Кибти» (выходец из К.).
С переходом К. на арабский язык (процесс, растянувшийся на IX-XVI вв.) различия между христианами и мусульманами долины Нила остались только в сфере религии. В источниках эпохи крестоносцев и записках европейских путешественников раннего Нового времени термин «копты» имел исключительно этноконфессиональное содержание, обозначая егип. христиан-монофизитов, членов Коптской Церкви.
Позднейшие историки перенесли этноконфессиональное значение термина на эпоху поздней античности и применяли его в отношении коренного населения Египта и его культуры III - сер. VII в. Подобное словоупотребление не вполне адекватно историческим реалиям и создает немало научно-терминологических проблем (см., напр.: Bourguet P., du. Copt // CoptE. Vol. 2. P. 599-601). Отождествление К. с египетскими христианами заслоняет тот факт, что христианство стало религией большинства египтян не ранее сер. V в. При этом язычники и христиане долины Нила III-V вв. представляли собой социально однородную массу, имевшую немало общих культурно-бытовых традиций. Кроме того, противопоставление городского грекоязычного халкидонитского населения византийского Египта сельскому коптскому, преимущественно монофизитскому, чрезмерно упрощает этнокультурную картину эпохи. Первые лидеры монофизитской партии были греками, а среди егип. халкидонитов встречалось немало коренных жителей страны. Тем не менее этноним К. не распространялся на мелькитов - членов Александрийской Православной Церкви, даже на тех из них, кто были местного происхождения и в средние века говорили по-арабски. Характерно, что правосл. Александрийский патриарх X в. Евтихий (Саид ибн Битрик) в своей летописи употребляет слово «копты» то как этноним, упоминая К. наряду с др. африкан. народами среди потомков Хама, то как указание на монофизитскую этноконфессиональную общность, противопоставляя ее православным «румам» (ромеям) при описании араб. завоевания Египта (Eutych. Annales. Pt. 1. P. 14, 17, 124, 127; Pt. 2. P. 6-7, 22-23).
Сами К. в средние века не воспринимали себя как замкнутую «этноцерковь». Их самосознание определялось религиозными, а не этническими категориями. Самым частотным самоназванием средневек. К. было «христиане». Если требовалось подчеркнуть отличие от мелькитов (румов), К. именовали себя «православные» (History of the Patriarchs of the Egyptian Church / Ed. Y. Abd al-Masih et al. Cairo, 1948. Vol. 2. Pt. 2. P. 115). Еще в VIII в. как мелькиты в отношении К., так и сами К. в офиц. документах использовали наименование «феодосиане» (History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria / Ed. B. Evetts. P., 1910. Pt. 3. P. 119, 122. (PO; T. 5. Fasc. 1)), к-рое отражает память о расколе VI в., когда монофизитская община Египта разделилась на сторонников патриархов Гайана и Феодосия I. В офиц. документации копт. Александрийской Патриархии нач. XII в. встречаются такие варианты копт. самоназваний, как «яковитская община», «православная/христианская Церковь», «египетские яковиты» (History of the Patriarchs of the Egyptian Church. 1968. Vol. 3. Pt. 1. P. 12, 17, 21). Самоназвание «копты» также употреблялось: напр., в церковных канонах 30-х гг. XIII в. фигурируют такие понятия, как «вера коптов», «обычай коптов», «коптские церкви», а Церковь именуется «Коптская яковитская» (Ibid. 1974. Vol. 4. Pt. 2. P. 170-177). При этом К. отличали себя от иноязычных единоверцев-монофизитов: армян, эфиопов, нубийцев. Легче всего ассимилировались в копт. среде сиро-яковиты, носители той же арабоязычной культуры, что и христиане Египта. Неск. копт. патриархов были по происхождению сирийцами, встречались монахи и священники - выходцы из Нубии и Эфиопии.
В Новое время некоторая часть копт. общины перешла в католичество (см. Коптская католическая Церковь), протестантизм (Евангелическая церковь Египта - Нильский Синод и др.) или отошла от религии. Тем не менее на них распространяется наименование «копты», к-рое т. о. снова превращается из конфессионального понятия в (суб)этническое. В XX в. в коптской среде появились националистические течения, считающие К. особой нацией и выдвигающие проекты различных форм национального самоопределения. В то же время большинство современных К., сохраняя свою христ. идентичность, отождествляют себя с егип. нацией.