[араб. - рассуждение, спор], термин, к-рым в средневек. мусульм. лит-ре в широком смысле обозначали всякое рассуждение на религиозно-философскую тему (включая рассуждения христ. и иудейских теологов); в специальном значении - спекулятивная дисциплина (‘илм ал-калам), толкующая догматы ислама на рациональной основе, а не на следовании религ. авторитетам (таклид). Обращение к разуму как к высшей инстанции при решении тех или иных вопросов считалось чертой, объединяющей К. (в специальном значении) с фалсафа (средневек. араб. философия, которая опиралась на методы античной философии) и отличающей их поборников - мутакаллимов и фаласифа - от догматиков-салафитов с одной стороны и мистиков-суфиев с другой. Различие между мутакаллимами и фаласифа заключалось в том, что первые за отправную точку рассуждений принимали нормативные принципы ислама (канун ал-ислам), т. е. отталкивались от проблематики, специфической для этой религии; вторые строили свои теории на нормативных принципах разума (канун ал-'акл), т. е. исходили из античных моделей философствования. Фаласифа главное отличие своей науки от К. видели в методах рассуждения: в фалсафа используются аподиктические (доказательные) рассуждения, в К.- диалектические (в аристотелевском значении этого термина). Характерным для мутакаллимов приемом ведения полемики был илзам - выведение из тезисов, принимаемых оппонентом, заключений, для него нежелательных либо абсурдных. Диалектический способ рассуждений в К. был обусловлен как генезисом этой дисциплины, так и часто применявшейся мутакаллимами устной формой обсуждения спорных вопросов. Последнее обстоятельство в свою очередь связано с приобщением относительно широких слоев городского населения к религиозно-философским диспутам, устраивавшимся мутакаллимами на собраниях (маджалис) или даже на улицах и базарных площадях. В К. существовал принцип, согласно к-рому каждый мусульманин или мусульманка, дабы считаться подлинно верующими, обязаны пройти в начале жизни этап сомнения во всех унаследованных догматах и принять только те положения, истинность которых подтверждает их разум.
К. возник и развивался первоначально в ходе дискуссий, развернувшихся с появлением в исламе различных религиозно-политических группировок (хариджиты, кадариты, джабриты, мурджииты), а также во время диспутов с представителями немусульм. верований (маздеизм, христианство). В этих спорах вырабатывался присущий К. метод рассуждения, основанный на символико-аллегорическом толковании (тавил) Корана и исключающий при аргументации тех или иных тезисов ссылки на к.-л. авторитеты, помимо доводов разума, а также были сформулированы насущные вопросы о качестве, необходимом для руководителя мусульман (халифа, имама); об ответственности человека за свои деяния (свобода воли и предопределение); по каким критериям определять того или иного человека как просто мусульманина (муслим), как истинно верующего (мумин), как неверующего (кафир) или как человека, совершившего тяжкий грех (сахиб ал-кабира); о единстве бога и соотношении его сущности и атрибутов; о сотворенности или несотворенности Корана во времени. Перечисленные вопросы, непосредственно связанные с догматами ислама, образовали «ядро» К. (захир ал-калам, джалил ал-калам), от которого отличали его «тонкости» (дакик ал-калам, латиф ал-калам); к последним, в частности, относились темы натурфилософского характера (движение и покой, субстанция и акциденции, атомы и пустота).
Свойственные К. метод и проблематика впервые встречаются в творчестве аль-Джада ибн Дирхама (казнен в 742-743), который выдвинул требование опираться только на разум и подвергать противоречащие ему стихи Корана символико-аллегорическому толкованию; аль-Джаду принадлежат мысли о невозможности приписывать богу вечные положительные атрибуты, о сотворенности Корана во времени и, по некоторым источникам, о свободе человеческой воли. Его ученик Джахм ибн Сафван (казнен в 745) говорил о способности разума независимо от откровения различать добро и зло и разработал пантеистически ориентированное учение, в котором в противоположность предположениям аль-Джада утверждался принцип фатализма. Оба этих мыслителя вместе с учеником Джахма Дираром ибн Амром предваряли своими воззрениями идеи 1-й крупной школы К.- мутазилизма. Ввиду близости идей Джахма ибн Сафвана и мутазилитов мусульм. доксографы подчас смешивали мутазилитскую школу со школой джахмитов. Расцвет мутазилитского К. приходится на 1-ю пол. IX в.- годы правления ар-Рашида и особенно аль-Мамуна, аль-Мутасима и аль-Васика. По словам аш-Шахрастани, это была эпоха расцвета К. Начиная с правления аль-Мутаваккиля (847-861) мутазилизм стал подвергаться преследованию.
В этих условиях попытку легализировать К. путем компромисса с догматиками предпринял Абуль Хасан аль-Ашари (873-935), эпоним новой школы К.- ашаризма. Крупнейшими представителями этой школы были аль-Бакиллани (ум. в 1013), аль-Джувайни (ум. в 1085), аш-Шахрастани (ум. в 1153) и Фахр ад-Дин ар-Рази (ум. в 1209). Этот этап в развитии К. аш-Шахрастани характеризовал как эпоху его упадка. Хотя ашариты демонстративно противопоставляли себя мутазилитам и шли на компромисс с ханбалитами, они продолжали общую рационалистическую линию мутазилизма, и между мутазилизмом и ашаризмом не существовало непреодолимой идейной границы: аль-Ашари вышел из среды мутазилитов, Абд аль-Джаббар, с деятельностью к-рого связана активизация мутазилизма при Бундах, вначале примыкал к ашаритам.
С XIII в. начинается сближение К. с фалсафа - с вост. перипатетизмом школы Ибн Сины, к-рое было подготовлено творчеством мутакаллимов аш-Шахрастани и Фахр ад-Дина ар-Рази, фаласифа Насира ад-Дина ат-Туси. В результате, по выражению Ибн Хальдуна, у «позднейших [мутакаллимов]» «вопросы калама и вопросы фалсафа смешались так, что эти науки стали неразличимыми». Этот этап в истории К. представлен трудами эль-Байдави (ум. в 1286), аль-Исфахани (ум. в 1349), аль-Иджи (ум. в 1355), ат-Тафтазани (ум. в 1390), аль-Джурджани (ум. в 1413), ад-Даввувани (ум. в 1501), ас-Сиялкути (ум. в 1657).
Наряду с основными школами К. существовала школа матуридитов - последователей Абу Мансура аль-Матуриди (ум. в 944).
К., объективно подрывавший авторитет факихов, подвергался нападкам с их стороны, особенно со стороны ханбалитов и захиритов, как дисциплина, которая, по выражению Ибн аль-Джаузи, «привела большинство [мутакаллимов] к сомнению, а некоторых - к безбожию [илхад]». Вместе с тем ашаритский К. находил сторонников среди шафиитов, учение аль-Матуриди распространялось в ханафитских кругах, а мутазилизм - среди зайдитов.
В Новое и Новейшее время К., прежде всего мутазилизм, вдохновлял в мусульм. мире рационалистов, старавшихся не подвергать сомнению основы мусульм. вероучения. К ним относятся мусульм. реформаторы (Джамал ад-Дин аль-Афгани, Мухаммад Абдо), либеральные мыслители (Ахмад Амин, Заки Наджиб Махмуд), «исламские левые» (Хасан Ханафи).