[лат. Ordo Fratrum Eremitarum S. Augustini, OESA; с 1969 Ordo Fratrum S. Augustini, OSA; Орден братьев св. Августина], историческое название католич. монашеского ордена, основанного буллой папы Александра IV «Licet Ecclesiae catholicae» 4 мая 1256 г. В орден, структура к-рого была намечена еще в марте 1244 г., при папе Иннокентии IV, объединились группы аскетов и еремитов Сев. Италии (джанбониты, бреттинцы, вильхельмиты (вышли из ордена в 1266), католич. бедняки Ломбардии, а также А.-е. Тосканы). Принятие Устава блж. Августина определило название ордена, ставшего после изъятия его из юрисдикции епископов (1244, 1289), по мере постепенного перемещения братьев из еремиториев в городские обители и с соответствующей санкции папы (1265, 1295, 1303), одним из четырех главных нищенствующих орденов католич. Церкви.
Во внутренней организации А.-е. ориентировались на устав доминиканцев. Статуты ордена были приняты в 1290 г. в Регенсбурге (Бавария), существенно переработанные редакции появились в 1686, 1895, 1925 и 1968 (Вилланова, США) гг. Во главе ордена - генеральный приор (Prior generalis), избираемый на 6 лет. Cовет при приоре образуют 4 ассистента и генерал-прокуратор, к-рый ведает делами ордена при Римской курии. А.-е. подразделяются на провинции во главе с провинциалами (Prior provincialis), избираемыми на 4 года. Конвентами (общинами) руководят приоры, назначаемые либо провинциалом и его советниками, либо капитулом конвента. Основные вопросы жизни ордена решаются капитулами разных уровней (конвента: неск. раз в году; провинции: каждые 4 года; ордена - генеральный капитул, обладающий верховной властью: каждые 6 лет). Одеяние А.-е. черного цвета (в конвенте и в отсутствие доминиканцев разрешено также белое облачение); они носят спускающийся сзади заостренный капюшон и кожаный ремень.
Основной деятельностью А.-е. изначально было пастырское служение, проповедь и занятия теологией. К ордену принадлежат более 70 блаженных и святых, из А.-е. вышли многие епископы и кардиналы, с нач. XIV в. 40 епископов А.-е. занимали должность ризничего Св. апостольского престола (Sacrista Sacri Palatii Apostolici), к-рый с 1929 г. одновременно является генеральным викарием папы в Ватикане, где А.-е. имеют приход св. Анны. Девиз А.-е.: «Любовь моя - груз мой» (лат. Amor meus pondus meum).
А.-е., объединившие множество групп монашествующих, быстро распространились по всей Зап. Европе. Уже в 1295 г. в Италии существовало 10 провинций, а также по одной - в Германии, Венгрии, Франции, Англии, Испании и Провансе. Ок. 1329 г. орден насчитывал 24 провинции. В XIV в. на фоне Схизмы в католич. Церкви, расколовшей орден на 2 иерархии, у А.-е., как и в др. нищенствующих орденах, наблюдалось падение дисциплины и благочестия. В это же время сформировалось движение за обновление ордена (см. Обсерванты): реформированные конвенты объединялись в подчинявшиеся непосредственно генералу конгрегации (7 конгрегаций к 1492), крупнейшими из к-рых были Ломбардская (с 1431) и Саксонская (с 1437). В последнюю в 1505 г. вступил М. Лютер. Ок. 1410 г. был основан конвент А.-е. в Бресте-Литовском (совр. Брест), а в 1431 г. возникли польск., мазовецкий и российский округа ордена. Несмотря на удар, нанесенный А.-е. Реформацией и религ. войнами XVI в., орден прежде всего благодаря деятельности его генерального приора Д. Серипандо сумел преодолеть кризис. Движение за реформу орденов, инициированное кармелиткой св. Терезой Авильской, оказало влияние на испан. А.-е., в среде к-рых образовалась конгрегация реколлектов (1621), в 1912 г. ставшая самостоятельным орденом (Ordo Augustinianorum Recollectorum, OAR). С 1593 г. в Италии существует отколовшаяся от А.-е. конгрегация «босых», или дискальцеатов, к-рая в 1931 г. также обрела статус ордена (Ordo Augustinianorum Discalceatorum, OAD). К сер. XVIII в. А.-е. орден достиг апогея своего развития: он имел 43 провинции, 13 конгрегаций и насчитывал 20 тыс. членов, подвизавшихся примерно в 1500 конвентах. В кон. XVIII-XIX в. в результате Французской революции и секуляризации наступил упадок ордена. После третьего раздела Польши в 1795 г. польск. провинция А.-е. была поделена на российскую, галицкую и прусскую. В российской провинции имелось 2 конвента в Литве и 4 на Волыни, но к 1864 г. эти обители, а также все конвенты Царства Польского были закрыты российским правительством. Упадок А.-е. сменился в кон. XIX в. постепенным возрождением. По данным на 1997 г., орден действует среди 43 народов мира, на всех континентах, в т. ч. в Австралии (с 1838), и насчитывает 2895 новициев и монахов, в т. ч. 2216 священников, подвизающихся в 413 обителях преимущественно в Испании, Сев. Америке (с 1794) и Италии. Орден реколлектов имеет 208 домов, в к-рых подвизаются 1273 новиция и монаха, из них 987 священников. Орден дискальцеатов - 25 домов при 207 членах, из к-рых 86 - священники (Annuario Pontificio 1999. P. 1454-1455).
В миссионерской деятельности А.-е. проявили себя гл. обр. в эпоху Великих географических открытий, причем особой активностью отличались испан. и португ. А.-е., действовавшие со 2-й четв. XVI в. в Америке, Азии и Африке. Испан. А.-е. основали свои обители в 1533-1610 гг. в Юж. Америке, в 1602 г.- в Японии, в 1680 г.- в Китае. На Филиппинах А.-е., прибывшие в 1564 г. под руководством Фра Андреаса де Урданета, явились первыми христ. миссионерами. Португ. А.-е. в 1572 г. закрепились в Индии, а затем и на восточно-африкан. побережье. В наст. время А.-е. ведут миссионерскую работу в Китае, Японии, Нов. Гвинее, Австралии, Конго, Нигерии, Камеруне, Бразилии и Перу.
Как условие апостольской деятельности ордена уже в XIII в. рассматривалось фундаментальное религиозно-богословское образование проповедников. Влиятельная в ср. века Августинская школа теологии просуществовала до нач. XIX в. Высшим учебным заведением ордена является Коллегия св. Моники в Риме. С XVII в. А.-е. взяли на себя заботу об образовании и воспитании юношества, открывая гимназии и интернаты. Отдельные провинции ордена и в наст. время финансируют научные Августинские ин-ты, занимающиеся исследованием творений блж. Августина, трудов теологов Августинской школы и историей ордена. В Вюрцбурге (Германия) работает Ин-т Восточной Церкви нем. августинцев (Das Ostkirchliche Institut der deutschen Augustiner), нацеленный на диалог с Восточными христ. Церквами, издающий ж. «Штудии о Восточных Церквах» (Ostkirchliche Studien, с 1952) и книжную серию «Восточное христианство» (Das östliche Christentum, с 1936). Подготовкой патрологов и поддержкой исследований в области патристики занимается Августинский ин-т патристики (Institutum Patristicum Augustiniana) в Риме, к-рый соединен с Латеранским ун-том (см. Папские высшие учебные заведения) и издает журналы «Analecta Augustiniana» и «Augustinianum». Выходящий в Лëвене ж. бельг. А.-е. «Augustiniana» с 1976 г. регулярно публикует библиографию по всем сферам деятельности А.-е. и их истории. Среди А.-е. немало выдающихся ученых, как, напр., основоположник учения о наследственности Г. Мендель.
Орден охватывает как жен. мон-ри созерцательного образа жизни, строгий затвор, так и конгрегации, подвизающиеся в апостольском служении (Конституции августинцев. Рим, 1978. № 44-54, 57). Начиная с XIII в. ряд жен. мон-рей, следующих Уставу Августина, переходят под опеку А.-е., к-рые и сами основывают обители для женщин. Они подчинялись уставу, конституциям, руководству ордена и пользовались его «защитой, советом и поддержкой» (Грамота о приеме в орден мон-ря в Оберндорфе (Юго-Зап. Германия), 1264 - AАug 23, 136). К 1394 г. их число предположительно достигло 500 конвентов, сосредоточенных преимущественно в Италии и Испании. В XVI в. появляются конгрегации августинок, обладающие внутренней автономией. В наст. время их число приближается к 80. Их апостольское служение охватывает образование и воспитание, помощь в пастырском служении и миссионерстве. После Тридентского Собора конвенты августинок нередко передавались в юрисдикцию епископов. По данным 1997 г., орден насчитывал 1030 монахинь, подвизавшихся в 81 мон-ре (преимущественно в Италии, Испании и Мексике). К ордену реколлекток принадлежат 459 сестер в 39 обителях, дискальцеаток - 55 сестер в 7 конвентах (Annuario Pontificio 1999. P. 1509). В большинстве жен. мон-ри А.-е. объединены в федерации и подчиняются уже не руководству ордена, а местным епископам. Созерцательность А.-е. сочетают, как правило, с воспитанием девушек и детей-сирот.
Папа Бонифаций IX разрешил принимать в орден А.-е. в качестве терциариев только женщин (1400), а Павел II - и мужчин (1470), именуемых «мантеллати» (итал. mantellati - облаченные в плащ). Расцвет третьего ордена приходится на XVII-XVIII вв.
При Эгидии Римском (Колонна), первом магистре А.-е., в Парижском ун-те (с 1285) были выработаны принципы орденской доктрины, сочетавшей в себе августинизм и томизм и делавшей особый упор на экклезиологию, а с XIV в.- на мариологию; теология А.-е. испытала влияние также концептуализма У. Оккама. «Старая» Августинская школа, официально учрежденная в 1287 г. генеральным капитулом во Флоренции, предписавшим орденским преподавателям ориентироваться на труды Эгидия Римского, пользовалась значительным влиянием среди католиков с 1360 по 1430 г.; «новая» была основана Э. Норисом и объединила теологов из ордена А.-е. XVII-XVIII вв. в полемике с кальвинистами (см. Кальвинизм), последователями М. Байюса, и янсенистами. В духе августиновского примата Любви (caritas) над знанием представители «старой» школы видели в теологии аффективную науку, соединяющую человека с Истиной не в акте разума, но в акте воли, руководимой любовью к Богу. В учении о благодати, разработанном Григорием из Римини, Уголино из Орвието († 1347), Иоанном из Базеля († 1392), Августином Фаварони († 1443), А.-е. исходили из абсолютного предопределения праведных, не подвергали сомнению тяжесть первородного греха и соответственно постулировали необходимость в каждом добром деле, само побуждение к к-рому изначально закладывается в человека Божественной благодатью, новой, сугубой, ее поддержки. Хотя идеи Лютера, принадлежавшего к А.-е., близки теологии «старой» школы, на практике она оставалась вполне ортодоксальной и оказала влияние в т. ч. на акты Тридентского Собора (А. Цумкеллер). Определенную роль в развитии богословия А.-е. сыграла книжная культура гуманизма, распространение новых критических методов работы с сочинениями древних авторов. Нек-рые из теологов-А.-е., как, напр., Варфоломей Урбинский († 1350), составивший обширные флорилегии из сочинений святых Августина и Амвросия Медиоланского, выделялись глубокими познаниями в патристике, в цитировании источников их отличала особая точность. К наиболее крупным представителям «старой» школы эпохи расцвета относятся также Яков из Витербо († 1307), Александр из Сан-Эльпидио († 1326), Августин Триумфус из Анконы († 1326), Генрих из Флаймара († ок. 1340) и Томас из Страсбурга († 1357).
Теологи «новой» школы, Э. Норис, Д. Л. Берти (1696-1766) и Ф. Беллелли (1675-1742), отрицали не только реальность, но и саму возможность изначального существования чистой человеческой природы, т. е. не испытавшей воздействия благодати или же греха. Они видели присутствие благодати как в людях до грехопадения (соответственно обладающих здоровой и сильной волей, позволяющей самостоятельно, без участия т. н. действенной благодати, желать добра и творить добро), так и в падших. После грехопадения человек нуждается в «действенной благодати», освобождающей его волю от сковывающих ее низменных желаний, и в «достаточной благодати» (gratia sufficiens), помогающей сохранить приверженность добру на деле. Учение «новой» школы вызвало обвинения в ереси янсенизма со стороны испан. инквизиции (1742). Несмотря на заступничество папы Бенедикта XIV (1748), и позднее взгляды теологов «новой» школы вызывали сомнения, в частности у Пия VI и Пия XII, прежде всего из-за недооценки ими значения добрых дел для спасения.