[евр. - правило, обычай, закон, норма], часть Талмуда, содержащая историю библейского законодательства и регламентирующая религ., семейную и гражданскую жизнь евреев, в узком смысле - совокупность законов, постановлений, из Торы, Талмуда и более поздней раввинистической лит-ры. Термином «галаха» арам. происхождения (существительное от глагола - ходить, идти) называлось все то, что сохранялось, продолжало жить и передавалось др. поколениям благодаря существовавшим обычаям. В этом значении термин впервые применен в Мишне, а в широком смысле встречается в арам. переводе Библии Онкелоса, где фраза «по праву дочерей» звучит по-арамейски: «ке-хилхат бнат Исраэль». Понимаемый вначале как постановление, решение по конкретному поводу, термин «Г.», сохраняя первоначально узкий смысл, стал со временем служить обозначением и всей правовой и религ. системы иудаизма.
Галахическое законодательство опирается на 5 основных источников: Письменный закон, установления, основанные на предании, Устный закон, постановления софрим (букв.- писцы), обычай.
Письменный закон, т. е. 613 предписаний, содержащихся в Торе, ортодоксальный иудаизм рассматривал как изначально целостное учение, откровение Божественной воли, провозглашенное при явлении Бога евр. народу на горе Синай. Авторитет Письменного закона считается незыблемым, однако для выявления смысла каждого из предписаний следует читать Тору как документ, правильное понимание к-рого требует уяснения и толкования.
Талмудическое изречение: «Даже то, что сведущий ученик когда-либо изложит своему учителю (в объяснение закона), уже было сказано Моисею на Синае» - подтверждает незыблемую веру в авторитетность Торы как основного источника Г., а также в то, что в ней содержатся решения любых проблем, выдвигаемых жизнью. Поэтому и все последующие установления Г., правила, решения галахических авторитетов являются разъяснением и уточнением основных 613 заповедей.
Установления, основанные на предании,- это предписания ритуального или правового порядка, встречающиеся в изречениях пророков или повествованиях; галахическая традиция не считает их нарушением библейского правила: «...не прибавляйте к тому, что я заповедую вам» (Втор 4. 2), а рассматривает их как дошедшие через авторов предания (диврей каббала букв.- слова предания), предполагая, что они были открыты пророкам либо как толкования заповеди, либо прямо как заповедь, данная на Синае. Поэтому они и считаются, как правило, законами Торы. Заповеди и предписания, содержащиеся в книгах пророков, и их точный статус остаются объектом дискуссий о том, надо ли их рассматривать как дополнения к заповедям, данным Моисею Всевышним на горе Синай, как интерпретации Письменного закона или как нововведения, сравнимые с указаниями раввинов.
Устный закон состоит из интерпретаций Письменного закона, к-рые могут быть выражены в виде традиц. положений, передаваемых с момента получения Моисеем заповедей от Всевышнего на горе Синай и имеющих силу письменного закона, и таких, к-рые неотъемлемы от письменного текста и раскрываются только с помощью специальных методов. В сер. V в. до Р. Х. изучение Торы стало главной заслугой Ездры, расположившего «сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде». Именно Ездра связал задачу восстановления евр. очага в Палестине с подтверждением Израилем верности тексту Завета. Перед собравшимся народом он приступил к торжественному чтению «закона Божия, внятно, и присоединил к нему толкование, и народ понимал прочитанное».
Наследники скрибов (на иврите софер - эрудиты, грамотеи, знатоки Устного закона), родоначальником к-рых был Ездра, таннаим (арам., букв.- обучать), амораим (арам., букв. - тот, кто излагает, комментирует), развили на Св. земле и в Вавилонии полиморфную традицию толкования Торы, о чем свидетельствуют главные сочинения классической раввинистической лит-ры, в т. ч. Талмуд и Мидраш. Эти толкования отвечали в первую очередь юридическим требованиям. Они объясняли правовые и ритуальные аспекты Пятикнижия и уточняли способы исполнения библейских заповедей в конкретной ситуации. Они выводили из прежних правил новые положения, соответствующие велению времени. Наконец, они обосновывали галахические положения, о к-рых не упоминалось в Писании, подбирая для них в Библии подходящую основу. Так сформировался единый метод толкования библейских текстов, способствовавший появлению серии эссе: 7 мидот (мер, правил), приписываемых Гиллелю, 13 мидот, приписываемых рабби Исмаилу (1-я пол. II в.), к-рые оказались расширенной версией предыдущих, и, наконец, 32 мидот, приписываемых средневек. источниками Элиезеру бен Иосе Галилеянину (II в.).
Устный закон включает: предписания, известные по традиции, но не имеющие письменного подтверждения, они называются Г. ле-Моше ми-Синай (Г., данная Моисею на горе Синай); логические выводы, т. е. положения, «идущие от самого себя», к-рые не требуют к.-л. письменного подтверждения.
Выражение «постановления софрим» (на иврите диврей софрима - слова скрибов) применяется по отношению к учению древних знатоков Устного закона. В генеалогии раввинского знания следуют за пророками и предшествуют фарисеям. В более широком смысле - решения раввинов. Мудрецы каждого поколения имели возможность издавать новые запреты, предупреждавшие нарушения заповедей Торы. Согласно нек-рым авторам, т. н. эпоха скрибов началась в V в. до Р. Х., во времена Ездры (он сам называется «софер» - книжник), и продолжалась вплоть до Симеона Справедливого, последнего из членов Великого синода. Скрупулезные хранители текста Торы, в к-ром они «подсчитали все буквы», находясь между пророками и фарисеями, служили главным связующим звеном для передачи Устного закона.
Обычай (минхаг) - действующее правило, одобряемое всей евр. общиной и в нек-рых теоретически спорных случаях имеющее силу закона (напр., может даже отменять действие теоретической Г.).
В целом, за исключением различных дополнений и доработок, продиктованных обстоятельствами времени, раввинистическая традиция считает, что Г. основана на Синайских откровениях и имеет свою историю. Многочисленные пласты Торы, Мишны и Талмуда сохранили следы долгого, сложного и не лишенного противоречий процесса формирования. У Г. фарисейские корни, ее авторитет, в частности как Устного закона, никогда не был признан саддукеями, а позже был отвергнут караимами. Более того, внутри самой фарисейской традиции единство не было правилом. Об этом свидетельствуют, напр., ожесточенные дебаты между школами Гиллеля и Шаммая, противоречия и диспуты между школами Исмаила и рабби Акивы и дискуссии, нашедшие отражение в талмудической лит-ре. Завершение составления Талмуда стало поворотным моментом в истории раввинского права. Более полный, чем Талмуд Иерусалимский, Талмуд Вавилонский, имеющий преобладающее влияние, благодаря авторитету вавилонских гаонов в большинстве евр. общин VII-XI вв. стал единственным источником иудейского права. Появление ряда правил утвердило авторитет Г. и позволило прекратить дискуссии, предметом к-рых она являлась.
Развитие Г. и галахической лит-ры было продолжено с помощью такканы, когда этого потребовали обстоятельства. Изучение источников Г. и забота об определении галахических норм продолжали составлять сердцевину раввинской науки. Такие комментаторы Талмуда, как Раши и тосафисты, ответственные лица и авторы респонсов или кодексов правил, сменяли друг друга на протяжении мн. веков. Появление галахического кодифицированного труда рабби Иосифа Каро «Шулхан Арух» (Накрытый стол) было связано с возникновением новых исторических условий, потребовавших упорядочения раввинского права. Изгнание евреев из Испании в 1492 г. и переселение сефардов (испан. евреев) на Балканы, в страны Востока и в Сев. Африку породили новые проблемы, вызвали конфликты между коренным населением и иммигрантами и стимулировали подъем галахического творчества в форме респонсов. С целью дать ясные и лаконичные ответы на вопросы ученых и простых верующих Каро написал «Шулхан Арух», где собрал и систематизировал галахические постановления, принятые на протяжении веков различными авторитетами. «Шулхан Арух» включает 4 части: «Орах хаим» (Дорога жизни) - законы о повседневной жизни, богослужении, субботе и праздниках; «Иорех дея» (Тот, кто преподает науку) - о пище, об убое скота, о домашнем обиходе, о правилах чистоты и траура; «Эвен га-эзер» (Камень опоры) - семейное и бракоразводное право; «Хошен-мишпат» (Нагрудный знак суда) - гражданское и уголовное право и судопроизводство. Этот труд оказался удобным справочным пособием для тех, кто искали руководства по отдельным аспектам евр. законов и обычаев. Вначале этот труд встретил нек-рое сопротивление со стороны ашкеназских раввинов, особенно в Польше, но после того как к нему были добавлены разъяснения ашкеназского раввина Моисея (Моше) Иссерлеса, завоевал их признание. Кн. «Шулхан Арух» была впервые напечатана в Венеции в 1565 г. и помогала евреям мн. стран точно соблюдать законы даже в тех небольших общинах, где не было ученых, к к-рым можно было обратиться за советом.
В отличие от Аггады, не обладавшей обязательной юридической силой, Г. наставляет на путь, к-рым нужно следовать, определяющийся, согласно формулировке Иофора, задачей Моисея: «...научай их уставам [Божиим], и законам [Его], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать» (Исх 18. 20). Г. не замыкается на сугубо религ. и ритуальных вопросах: она охватывает все аспекты жизни верующих и все области права, что свидетельствует о концепции веры, не изолирующей верующего от различных направлений индивидуального и коллективного существования. Кроме того, Г. возникла в обществе, к-рое в течение долгого времени могло жить в условиях частичной или полной автономии как в Палестине, так и в рассеянии. Несмотря на то что рассеяние евреев и иноземное господство ограничили рамки деятельности евр. общин, внутренние дела евр. общины (споры, личный статус членов) решались на протяжении эпохи средневековья как на христ., так и на мусульм. землях без внешнего вмешательства в нормы евр. права.
В новое и новейшее время эмансипация евреев нарушила существовавшую веками галахическую систему, позволив евреям выйти из-под общинной юрисдикции и жить согласно законам светского гражданского общества. С тех пор соблюдение Г. стало делом личного выбора, ограниченного лишь в тех случаях, когда Г. вступала в конфликт с гос. законодательством.
Статус Г., незыблемость ее основ и возможность ее реформы остаются в центре споров между представителями различных направлений иудаизма (ортодоксального, консервативного, реформистского и реконструктивистского).