[базилиане; лат. basiliani], общее название для неск. католич., гл. обр. униатских, монашеских орденов визант. обряда, к-рые в своей деятельности руководствуются одним из древнейших уставов - уставом свт. Василия Великого. Одно из важных направлений деятельности В.- развитие отношений с вост. христианством. В наст. время в католич. Церкви канонически признаны василианский орден Италии, или Гроттаферрата (итало-албан. обряда), василианский орден св. Иосафата (укр. и румын. обрядов), а также василианский орден мелькитов Св. Спасителя, василианский орден мелькитов св. Иоанна Крестителя (шувайритов) и василианский орден мелькитов из Алеппо (Халеба) (мелькитского обряда).
Название «В.» использовалось в Зап. Европе для обозначения всех вост. монахов, к-рые руководствовались общежительным уставом свт. Василия Великого. Наименование «Ordo S. Basilii» вошло в употребление в рим. папской канцелярии в XIII в. применительно к греч. мон-рям Юж. Италии и Сицилии, попавшим в орбиту влияния Рима в течение норманнского периода южно-итал. истории. Сами монахи никогда не называли себя «В.» Из 369 актов, опубликованных Ф. Тринкерой, имеется только одно упоминание в акте, происходящем из еп-ства Локри (Калабрия) от 27 авг. 1101 г.,- «τῆς τάξεως τοῦ ἁγίου Βασιλίου» (чина св. Василия) (Syllabus graecarum membranarum / Ed. F. Trinchera. Napoli, 1865. P. 88). Возможно, термин «В.» употреблялся для того, чтобы отличать греч. монахов вост. обряда от появившихся здесь же к кон. XI в. лат. монахов. Несмотря на отсутствие в вост. монашестве орденских организаций, греч. монахов тем не менее в эпоху утверждения папского влияния в Юж. Италии и Сицилии иногда условно называли монахами «василианского ордена». И в последующее время термин «В.» нередко употреблялся на Западе для обозначения монашествующих правосл. Востока, причем независимо от места их проживания. Вероятно, именно это повлекло за собой возникновение ложного предания о том, что основателем мнимого «василианского ордена» был свт. Василий Великий, а все вост. монахи живут по составленному им в IV в. уставу.
Появление мон-рей, следовавших уставу свт. Василия Великого, было следствием восстановления имперской власти в Юж. Италии и Сицилии в VI в. Важнейшими монастырскими центрами в ту эпоху были Равеннский экзархат, Пентаполь, дукаты Рима и Неаполя до VIII в.; Калабрия и Сицилия до IX в.; Калабрия, Базиликата и Апулия в IX-XI вв. Приток монахов был связан в VII в. с персид. войнами, араб. завоеванием и распространением монофелитства, в VIII и IX вв. с иконоборчеством. В визант. эпоху в греч. мон-рях в Италии подвизались св. Илия Новый († 903), прп. Илия Пещерник († 960), св. Савва Младший († 990/91), св. Никодим Маммольский († 990), св. Лука Арментский († 993), св. Симеон Полиронский († 1016), св. Нил Младший Россанский († 1004). Епархии в Вост. Сицилии, на юге Калабрии и Апулии в 30-50-х гг. VIII в. были подчинены К-польскому Патриархату. При Каролингах в этом регионе мирно сосуществовали адм. единицы различных обрядов; споры, к-рые разделяли Рим и К-поль, не затрагивали единства до тех пор, пока Византийская империя контролировала Рим и нек-рые районы Италии. Во 2-й пол. XI в. отношения осложнились не столько из-за разделения Церквей 1054 г., сколько из-за новой структуры Зап. Церкви во главе с Римом, к-рый более не поддерживал старую «федеральную» церковную организацию. После норманнского завоевания греч. церковная иерархия осталась только в Юж. Италии, в Сицилии норманны основывали только лат. еп-ства. Политика норманнов состояла в постепенном подчинении Римской курии мон-рей Юж. Италии, потерявших в ходе завоевания свою адм. связь с К-польским Патриархом, и в быстрой латинизации греч. епископских кафедр.
Норманны, обнаружив уцелевшие при арабах греч. мон-ри, сохранившие при себе крупные земельные владения (напр., св. Ангела в Броло, св. Филиппа во Фрагале, Пресв. Богородицы и св. Варвары в Викари), по-видимому, для укрепления своей власти среди греч. жителей, восстанавливали старые и строили новые церкви и мон-ри (до 1134 в основном греч.). Норманнский кн. Роберт Гвискар в 1063 г. основал близ Мессины греч. мон-рь св. Григория. Рожер I, граф сицилийский, в 1059 г. построил в Мессине небольшую ц. в честь Спасителя. С 1130 г. это был уже большой мон-рь с уставом свт. Василия Великого, просуществовавший до XVI в. Этому мон-рю был подчинен 31 греч. мон-рь в Сицилии и 15 калабрийских греч. мон-рей. В 1-й пол. XII в. почти все сицилийские и нек-рые калабрийские греч. мон-ри были подчинены мон-рю Спасителя. Право назначать игумена этого мон-ря, к-рому был дан сан архимандрита, сицилийские короли сохранили за собой. Возможно, такая централизация греч. мон-рей была следствием влияния Римской курии, с к-рой норманнские правители были связаны вассальными клятвами. Подобное происходило и в Апулии, где при Рожере II большинство греч. мон-рей были подчинены мон-рю св. Николая Казольского близ Отранто, основанного в 1099 г. игум. Иосифом при содействии герц. Боэмунда Тарентского. После разрыва отношений между Церквами Византии и Рима в 1054 г. папы Римские стремились закрепить за собой южно-итал. провинции. В 1080 г., угрожая отлучением в случае посягательств на земельную собственность Римской Церкви, папа обеспечил свободное вмешательство лат. епископов в дела греч. мон-рей в Юж. Италии, поскольку теперь они могли объявить своей собственностью любой греч. мон-рь и подчинить его Риму, изменив строй его жизни. Это, вероятно, и явилось одной из причин того, что в кон. XI в. греч. мон-ри Калабрии были покинуты монахами, к-рые отправились на юг и на Сицилию.
К XII и нач. XIII в. большинство греч. мон-рей Апулии, Калабрии и Сицилии были поставлены под управление крупных мон-рей, к-рые в свою очередь подчинялись Риму. Подобная политика централизации, направленная на создание из объединения мон-рей некоего прообраза конгрегации, была характерна для развития зап. монашества. В правление Вильгельма I Злого (1154-1166) начались гонения на греч. монахов (обращение греч. мон-рей в лат., переход греков к лат. церковно-служебному уставу и пр.). Все эти мероприятия привели в итоге к тому, что в норманнский период почти все василианские мон-ри были частью разрушены, частью перешли в ведение бенедиктинских монахов.
(Ordo Basilianus Italiae, seu Cryptoferratensis; O. S. B. I.). В 1004 г. св. Нил Младший Россанский основал мон-рь Богородицы Гроттаферратской в 18 км от Рима (см. ст. Гроттаферрата). В период Авиньонского пленения пап начался упадок греч. мон-рей в Италии, в т. ч. Гроттаферраты. Уменьшение количества насельников, забвение традиций вост. монашества и греч. языка привело к переходу нек-рых мон-рей в ведение католич. монашеских орденов; часть мон-рей была заброшена. Упадок не смогли приостановить проводившиеся с 1221 г. по предписанию папы Гонория III апостолические визитации (1370, 1419). Предполагалось, что назначение митр. Никейского Виссариона (ок. 1446-1472) кардиналом-протектором итал. В. и готовившиеся им реформы неск. приостановят общий упадок василианских мон-рей. При нем итал. В. были разделены на 3 провинции (Сицилия, Калабрия и Апулия). В нояб. 1462 г. в Риме был собран генеральный капитул, предпринята реорганизация управления мон-рями (введен институт комменды). Кард. Виссарион выступил в защиту вост. обряда В., составил краткое изложение устава свт. Василия Великого, к-рый был издан и переведен на лат., итал. и испан. языки, при нем увеличилось количество насельников Гроттаферраты, пополнилась монастырская б-ка, был создан реестр земельной собственности мон-ря.
В 1561 г. папа Пий IV учредил испан. конгрегацию В. В 1569 г. она присоединилась к итал. В. Папа Григорий XIII объединил 38 греч. мон-рей в Италии в рамках единой конгрегации, организованной по провинциям и управлявшейся генеральным настоятелем (архимандритом) с резиденцией в Риме. Начало новому ордену было положено на генеральном капитуле греч. монахов Италии, состоявшемся в праздник Троицы 1579 г. в Сан-Филарето ди Семинара (Калабрия). Буллой «Benedictus Dominus» от 1 нояб. 1579 г. папа официально основал итало-испан. конгрегацию В. Ее структура была аналогична бенедиктинской. При конгрегации учреждалось 3 новициата. Мон-рь Гроттаферрата стал центром римско-неаполитанской провинции В.; там же размещался один из новициатов. С 1608 г. в Гроттаферрате была введена новая форма управления: настоятель избирался капитулом сроком на 3 года и получал сан аббата. В 1631 г. в Риме была учреждена Коллегия св. Василия, в б-ке к-рой были собраны рукописи из мн. василианских мон-рей (в 1786 они были переданы в Ватиканскую б-ку). В последующие годы итал. ветвь В. постепенно перешла на лат. обряд (кроме мон-ря в Медзоюзо, Сицилия), хотя эта тенденция не одобрялась Папским престолом: в 1709 г. папа Климент XI отверг прошение генерального настоятеля ордена Пьетро Меннити о полном переходе на лат. обряд; в 1746 г. папой Бенедиктом XIV повторное прошение также было отвергнуто. Однако год спустя Бенедикт XIV апостольской конституцией «Inter multa» (24 апр. 1747) и позднее папа Лев XII апостольским посланием «Inter coeteras» (12 нояб. 1824) разрешили В. следовать лат. обряду.
С 1770 г. начался упадок ордена, связанный с общей политикой Неаполитанского королевства, враждебного к монашеским конгрегациям. В 1784 г. министр неаполитанского короля Б. Тануччи отдал распоряжение о закрытии большинства василианских мон-рей в континентальной части королевства (сохр. только мон-ри на Сицилии). В 1834-1870 гг. Гроттаферрата управлялась приорами, находящимися в подчинении Римскому престолу, однако связь с небольшим числом еще остававшихся В. на Сицилии была прервана. Закон о секуляризации 1866 г. окончательно утвердил роспуск итал. ордена В., однако мон-рь Гроттаферрата, находившийся на территории Папской обл. и в непосредственном подчинении папе, с 1870 г. был сохранен как национальный памятник, поддержание к-рого было поручено подвизавшимся там монахам. К тому времени обряд имел уже как визант., так и лат. черты. Испан. ветвь В. прекратила свое существование в 1855 г. по указу министра-президента Б. Эспартеро.
12 июля 1880 г. на пленарном заседании Конгрегация по делам восточных церквей приняла решение о проведении реформы монашества визант. обряда в Италии. Восстановление визант. обряда было утверждено декретом от 12 апр. 1882 г.; принятый в тот же день декрет «Iamdudum» определил, что лат. приход мон-ря должен быть доверен священнику лат. обряда. В 1900 г. папа Лев XIII утвердил новую конституцию итал. ордена В., нек-рые дополнения были внесены в нее Конгрегацией по делам восточных церквей 6 апр. 1929 г. 19 мая 1929 г. лат. приход Гроттаферраты декретом Конгрегации по делам восточных церквей «Quanta Romanorum» был отделен от греч. После реформирования ордена стали открываться мон-ри: в 1920 г. был вновь открыт мон-рь Медзоюзо; в 1932 г. в итало-албан. приходе Лунгро (Калабрия) открылся мон-рь св. Василия; в 1935 г. после 100-летнего перерыва вновь приступила к работе Коллегия св. Василия в Риме. В 1938 г. по решению Римского престола в Албании были восстановлены василианские миссии в Фиери и Гирокастре (вновь закрыты в 1945). В 1948 г. был открыт василианский мон-рь в Пьяна-дельи-Альбанези (близ Палермо).
26 сент. 1937 г. папа Пий XI апостольской конституцией «Pervetustum Cryptaeferratae coenobium» определил юридическое положение мон-ря Гроттаферрата, придав ему статус экзархального мон-ря, или территориального аббатства (abbatia nullius), к-рое подчиняется непосредственно Папскому престолу. Избираемый монахами аббат получал титул архимандрита василианской монашеской конгрегации Италии. Мон-рю была подчинена папская семинария, учрежденная папой Бенедиктом XV в 1918 г. для подготовки священников итало-албан. обряда.
В наст. время орден насчитывает 2 мон-ря с 24 монахами (из них 16 священников) (An. Pont. 2003. P. 1327).
(Ordo Basilianus S. Josaphat; O. S. B. M.), монашеский орден в униатской Церкви, созданный в нач. XVII в.; своим происхождением, развитием и дальнейшей историей полностью связан с греко-католич. Церковью, возникшей на западнорус. территориях в результате заключения Брестской унии (1596).
Первоначально создание василианского ордена не входило в планы перешедших в унию правосл. епископов Зап. Руси. Напротив, они стремились к усилению своего контроля за мон-рями, расположенными на территории подчиненных им еп-ств. Однако большая часть правосл. монашества отказалась примкнуть к униатам. Даже принятые епископами в нач. XVII в. меры (преимущественно насильственные) по насаждению унии в ряде наиболее крупных и влиятельных мон-рей не дали результатов. Собственно униатское монашество было немногочисленным, малообразованным, практически неспособным оказать своей деятельностью поддержку епископату в деле распространения Брестской унии среди правосл. населения. В связи с этим возникла идея проведения реформы греко-католич. монашества с целью создания из него по образцу римско-католич. орденов наиболее сплоченной, организованной и хорошо образованной силы, способной стать инструментом распространения унии.
Одним из первых инициаторов проведения реформы стал Иосиф Вельямин Рутский, получивший образование в рим. Коллегии св. Афанасия. Активную помощь ему оказал униатский митр. Ипатий Потей. Общим для них было стремление приблизить униатство к римо-католичеству, что во многом отразилось на деятельности василианского ордена, в к-ром все более распространялись лат. богослужебный обряд, входило в обычай употребление лат. и польск. языков, появлялись иные заимствования из римско-католич. традиции. В 1601 г. Ипатий Потей предоставил в распоряжение униатских монахов виленский Свято-Троицкий мон-рь, откуда были изгнаны правосл. иноки и члены Троицкого братства. Иосиф Вельямин Рутский, постриженный здесь в монашество 6 дек. 1607 г., вскоре стал архимандритом Троицкого мон-ря. Одним из наиболее деятельных помощников Иосифа в Троицком мон-ре стал Иосафат Кунцевич.
Большую поддержку в создании нового ордена оказали иезуиты, к-рые стали для В. в значительной степени образцом для подражания: орден мыслился как «иезуитский восточного обряда». Мн. буд. В. либо прошли обучение в иезуитских школах, либо в прошлом сами были иезуитами (известно, что многие из них перешли с папского согласия на вост. обряд). Иезуиты занимали в ордене важные должности, являлись духовниками в первых общинах В. Наряду с 3 традиц. монашескими обетами - бедности, целомудрия и послушания - В. также давали обещание не стремиться к высшим иерархическим степеням и должностям.
В 1613 г. василианские общины появились в Бытенском и Жировицком мон-рях, позднее в Новогрудке, Минске и др. местах. В 1614 г. ставший после смерти Ипатия Потея митрополитом Иосиф Вельямин Рутский приступил к организации нового ордена. 20-26 июля 1617 г. в Новогрудке собрался первый капитул униатского монашества, что традиционно считается офиц. учреждением «ордена свт. Василия Великого» (иначе - Виленской конгрегации Св. Троицы). В качестве консультантов присутствовали иезуиты. Составленные униатским митр. Иосифом Вельямином Рутским «Правила», к-рыми впосл. В. руководствовались в своей деятельности, в значительной степени повторяли положения устава иезуитского ордена. При создании ордена декларировалось, что речь идет не об основании целиком нового ордена, но лишь о реформе и восстановлении якобы изначального ордена свт. Василия Великого. Было объявлено об объединении всех униатских мон-рей и населяющих их монахов в единую структуру василианского ордена, или конгрегации Св. Троицы, принят ряд постановлений, к-рые легли в основу организации и деятельности В.
Верховное руководство орденом возлагалось на митрополита греко-католич. Церкви (имел на капитуле 2 голоса). Генеральный капитул (конгрегация) - общий съезд В.- собирался каждые 4 года (позднее каждые 8 лет) и являлся высшим органом законодательной власти в ордене. Общее управление орденом поручалось протоархимандриту (пост соответствовал должности генерала в католич. орденах, и впосл. василианского протоархимандрита чаще всего именовали именно так). Протоархимандрит избирался на генеральном капитуле ордена на 4 года (позднее срок был увеличен до 8 лет). При этом особо подчеркивалось, что протоархимандрит должен избираться из числа простых монахов (профессов) и не может одновременно являться епископом или архимандритом (прелатом) греко-католич. Церкви. Протоархимандрит разделял исполнительную власть с советом (генеральной консультой) из 4 советников или консульторов (consultores generalis), к-рые также избирались на капитуле и являлись помощниками протоархимандрита в руководстве орденом. Старший из этих советников, протоконсультор, был обязан постоянно находиться при протоархимандрите. В совет также входил секретарь ордена, обязанностью к-рого были контроль за текущими делами и напоминание о необходимости решения тех или иных вопросов (отсюда его офиц. наименование - monitor). Управление орденскими мон-рями сохранялось за игуменами, к-рые назначались на 4 года протоархимандритом с согласия капитула. Все важнейшие дела, касавшиеся деятельности василианского ордена, должны были решаться на совете большинством голосов. Гербом ордена стал огненный столп (в память о видении прп. Ефрема Сирина, наблюдавшего, как свт. Василий Великий совершает литургию, будучи при этом охвачен пламенем).
Решения Новогрудского капитула 1617 г. и др. организационные акты ордена были утверждены декретом папской Конгрегации пропаганды веры в 1624 г., а затем специальным бреве папы Урбана VIII «Exponi nobis» от 20 авг. 1631 г. Папа выразил благосклонное отношение к ордену, даровав ему право «привилегированного алтаря», т. е. право совершения месс, избавляющих души усопших от пребывания в чистилище, к-рым ранее обладали исключительно лат. монашеские ордена. В 1635 г. от польск. кор. Владислава IV В. получили привилей, согласно к-рому за монахами-В. закреплялось право занимать митрополичью и епископские кафедры в греко-католич. Церкви в Речи Посполитой.
Одновременно с образованием первых муж. василианских мон-рей появились и жен. обители. В числе первых мон-рей василианок были общины, образованные в Вильно и Бытене, в сер. XVII в.- в Новогрудке, Гродно, Минске, Полоцке, Пинске и др. городах Зап. Руси. Их главным отличием от муж. василианских обителей было подчинение местным епископам униатской Церкви, а не орденским структурам. В то же время духовное руководство насельницами принадлежало орденским иеромонахам.
Т. о., первоначально василианский орден являлся организацией, к-рая находилась в подчинении униатского митрополита, но была абсолютно независимой от епископов греко-католич. Церкви, на территории к-рых находились мон-ри В. Независимость ордена от епископата стала причиной мн. конфликтов между «черным» и «белым» духовенством греко-католич. Церкви.
К 30-м гг. XVII в. в структуру василианского ордена вошло 36 мон-рей. Большинство было расположено на территории Великого княжества Литовского (т. е. на территории совр. Литвы и Белоруссии). Влияние ордена в Юго-Зап. Руси (совр. Украина) было весьма слабым: здесь большинство обителей оставались правосл., В. имели там 5 мон-рей. В XVII в. число орденских мон-рей практически не изменилось, что было следствием общего упадка униатской Церкви, вызванного сначала сопротивлением правосл. населения Зап. Руси насильственно вводимой унии, а затем казацкими восстаниями и войнами между Московским гос-вом и Речью Посполитой. Признаки стагнации в истории василианского ордена стали заметными при преемнике Иосифа Вельямина Рутского униатском митр. Рафаиле (Корсаке), к-рый в 1626-1640 гг. являлся протоархимандритом ордена. Униатский митр. Антоний (Селява), к-рый опасался чрезмерного усиления В., добился от ордена избрания пожизненным протоархимандритом. Управлявший униатской Церковью Гавриил Коленда (в 1655-1665 на правах администратора, с 1665 митрополит) также добился избрания василианским протоархимандритом, что вызвало возмущение части В., на сторону к-рых встал папа Александр VII. Однако позднее положение ордена на западнорус. землях Речи Посполитой после войны с Московским гос-вом стало столь тяжелым, что В. перестали противиться притязаниям Коленды, полагая, что митрополичье управление орденом благотворно скажется на его состоянии. Митрополит в свою очередь обещал соблюдать право ордена на внутреннее самоуправление, восстановить структуру новициатов ордена и добиться отказа униатских епископов от владения мон-рями-архимандриями (управление к-рыми пожизненно на правах собственности жаловалось королем). При униатском митр. Киприане Жоховском (1674-1693) конфликты между орденом и главой греко-католич. Церкви продолжились. Жоховский также объявил себя главой василианского ордена. В. подали на него жалобу в Рим, и папа Иннокентий XI в 1686 г. повелел собрать в Новогрудке капитул, где были четко сформулированы принципы, определявшие характер взаимоотношений митрополита греко-католич. Церкви и ордена, подчиненного ему, но обладавшего широкой внутренней автономией. Согласно принятому капитулом документу, возглавлять орден в сане протоархимандрита должен один из монахов-В., но не митрополит или иной епископ; орден оставался в подчинении митрополита, его внутреннее управление осуществлялось протоархимандритом; назначение настоятелей мон-рей сохранялось за протоархимандритом, тогда как митрополит жаловал в пожизненное владение архимандрии и игуменства; назначение униатских епископов должен был совершать король по представлению митрополита, но с согласия протоархимандрита; он имел право совершать инспекцию и ревизию всех орденских мон-рей и храмов, являясь для них и апелляционной инстанцией; протоархимандрит имел право по совету с митрополитом назначать время и место проведения капитулов ордена; покупку и продажу всех церковных имений и др. торговые и финансовые операции должен был осуществлять митрополит; в случае кончины протоархимандрита до избрания ему преемника управление орденом осуществлял один из его помощников.
В нач. XVIII в. вновь начались трения между василианским орденом и главой униатской Церкви, их причиной явилось избрание Юрия (Гавриила) Винницкого на митрополию без согласия василианского протоархим. Льва Кишки. В 1709 г. было достигнуто согласие, вскоре, однако, нарушенное по вине митрополита, исхлопотавшего в Риме папский указ об отмене обязанности главы униатской Церкви консультироваться с протоархимандритом В. по вопросам назначения новых епископов, архимандритов и игуменов. В свою очередь В. добились в Риме отмены этого постановления. Однако сам Лев Кишка, став греко-католич. митрополитом (1714), нередко нарушал права ордена.
Царь Петр I рассматривал униатов как основных виновников насилия, творимого в Речи Посполитой над православными. В 1705 г., ведя совместные с польск. кор. Августом II военные действия против Швеции, он прибыл в Полоцк. Осматривая полоцкий собор Св. Софии (в прошлом правосл. храм XI в.), к-рым владели В., Петр захотел пройти в алтарь, но монахи не пустили его, обозвав «схизматиком». Разгневанный царь велел приближенным схватить монахов, но на шум в собор сбежались вооруженные послушники, вступившие в схватку с его спутниками. В ходе столкновения неск. приближенных Петра получили ранения, а 4 В. были смертельно ранены. В порыве гнева царь велел повесить еще одного монаха, находившиеся на территории Речи Посполитой российские войска разорили неск. василианских мон-рей и храмов, гл. обр. расположенных на территории совр. Белоруссии.
К нач. XVIII в. становятся заметными не только разногласия между В. и униатскими митрополитами, но и существенные противоречия между В. и иезуитами. Иезуиты все чаще видели в униатах «католиков 2-го сорта», к-рых необходимо было обратить в римо-католичество и перевести в лат. обряд (среди униатских студентов в римско-католич. школах велась пропаганда лат. обряда). В то же время при своей пролат. позиции василианский орден сформировался как вполне самостоятельная структура католич. Церкви, интересы к-рой в данном случае вступали в противоречие с иезуитскими. На формирование идеологии и самосознания В. влияние оказал Замойский Синод (Собор) униатской Церкви (1720), проведенный при митр. Льве Кишке по инициативе монахов ордена. Он способствовал усилению лат. влияния в греко-католич. Церкви. На Замойском Синоде униаты подтвердили признание учения о примате папы Римского, о Filioque, чистилище и пр., ввели нек-рые лат. обряды в униатское богослужение. Эти решения сблизили униатство с рим. католичеством. После Замойского Синода во мн. униатских храмах и василианских мон-рях стали уничтожаться иконостасы, устанавливались лат. образца исповедальни и кафедры для чтения проповедей, появились органы и стали совершаться нек-рые праздники лат. церковного календаря.
С нач. XVIII в. по причине перехода в унию правосл. епархий юго-востока Речи Посполитой (Перемышльской, Львовской и Луцкой) общая численность униатских мон-рей возросла. Однако если на территории Великого княжества Литовского (в Белоруссии и собственно Литве) мон-ри были объединены в структуру василианского ордена, то на юго-востоке (совр. Зап. Украина) они продолжали находиться в подчинении епископов. С целью усиления позиций ордена в юго-вост. еп-ствах на Замойском Соборе было принято решение объединить мон-ри Владимирского, Луцкого, Холмского, Львовского и Перемышльского еп-ств в отдельную конгрегацию - Русскую (иначе - Польскую или Коронную). Папа Бенедикт XIII в 1724 г. подтвердил решения Замойского Синода, отметив, что Русская конгрегация В. должна быть независима от прежде существовавшей Литовской. Русская конгрегация Покрова Пресв. Богородицы была официально создана в 1739 г. Литовские В., однако, выступили против независимости Русской конгрегации. На проходившем в 1739 г. во Львове общем съезде В. представители Литовской конгрегации выступили с проектом объединения обеих василианских структур. Папа Бенедикт XIV в 1742 г. в бреве «Etsi dubitare» предписал объединить обе конгрегации в единую орденскую структуру. В том же году Конгрегацией пропаганды веры был издан декрет об объединении Литовской и Русской провинций ордена. На капитуле, проходившем в Дубно в 1743 г., было объявлено о создании василианского ордена, разделенного на 2 провинции - Литовскую и Польскую (или Русскую). Орден находился под управлением протоархимандрита (генерала), избираемого поочередно из числа В. обеих провинций. Резиденцией протоархимандрита из Русской провинции был назначен почаевский Успенский мон-рь, протоархимандрита из Литовской - виленский Троицкий мон-рь.
Папа Бенедикт XIV в 1744 г. посланием «Inter plures» утвердил решения Дубенского капитула о слиянии василианских провинций в единый орден, названный «Русский орден свт. Василия Великого» (Ordo S. Basilii Magni Ruthenorum). Орден получил самостоятельность в рамках униатской Церкви. Папа освободил В. от власти греко-католич. митрополита, протоархимандрит ордена был подчинен непосредственно папе Римскому, митрополит униатской Церкви сохранял за собой лишь статус почетного председателя капитула. Самостоятельный статус был сохранен только за теми мон-рями, к-рые были способны содержать до 8-10 монахов, остальные обители были приписаны к более крупным мон-рям или упразднены, а их имущество было передано в распоряжение местных епископов. В 1756 г. папа подчинил архимандритов жалуемых королем мон-рей протоархимандриту ордена.
В 1766 г. в василианском мон-ре в Гоще был составлен новый сборник правил, к-рый впосл. был утвержден на конгрегации в Бресте (1772) и принят провинциальными капитулами в 1776 г. В 1780 г. новые правила были подтверждены как обязательные для обеих орденских провинций. После доработки эти правила были изданы в 1791 г. (Codex Constitutiorum Ordinis S. Basilii Magni).
Организационная реформа ордена, усиление его материальной базы и укрепление внутренней дисциплины привели во 2-й пол. XVIII в. к усилению позиций В. в Речи Посполитой. В 1772 г. в ордене насчитывалось 147 мон-рей и 1258 монахов. В 1773 г. орден имел 3 духовные семинарии. Наиболее активной была деятельность ордена в сфере просвещения молодежи и книгопечатания. В. создали ко 2-й пол. XVIII в. сеть школ, к-рые отличались высоким образовательным уровнем. В нач. XVIII в. В. имели лишь 1 школу, в сер. XVIII в.- 3, в 1774 г.- 9, где обучалось 2700 учеников, к 1795 г.- 21 школу и пансион. Правила преподавания в василианских школах были установлены на капитулах 1772 и 1784 гг. Эти школы отличались ярко выраженной светской направленностью, что выражалось в снижении удельного веса латыни среди преподаваемых дисциплин и в обучении совр. европ. языкам. В XVIII в. В. имели в Речи Посполитой 4 типографии, крупнейшей из к-рых была Почаевская, где во 2-й пол. XVIII в. по заказу российских старообрядцев печатались и старообрядческие богослужебные книги, большая часть тиража к-рых нелегально перевозилась на территорию Российской империи.
После 1-го раздела Польши, осуществленного Россией, Пруссией и Австрийской империей в 1772 г., орден В. был вынужден в 1780 г. разделиться на 4 провинции: Галицкую в империи Габсбургов, Русскую и Литовскую в Речи Посполитой, Белорусскую в России. Положение В., оказавшихся на территории Российской империи, ухудшилось. Это было связано, с одной стороны, с тенденцией к возвращению униатов в Православие, чему В. были помехой, а с др.- с покровительством имп. Екатерины II иезуитам, обосновавшимся в России после папского указа об упразднении иезуитского ордена. В 1782 г. имп. указом право назначать настоятелей российских василианских мон-рей и на монастырские должности передавалось от протоархимандрита ордена, оставшегося в Польше, униатскому архиеп. Полоцкому. Одновременно была ликвидирована монополия В. на занятие епископских кафедр в униатской Церкви, существовавшая с 1-й пол. XVII в. и подтвержденная на Замойском Синоде.
12 дек. 1793 г., после 2-го раздела Польши, имп. Екатерина II издала указ о передаче расположенных на территории России василианских мон-рей в ведение униатских епископов. Были запрещены выборы протоархимандрита и провинциалов, упразднены регулярные капитулы. После 2-го и 3-го (1795) разделов Польши на территории Российской империи оказались помимо Белорусской Литовская и Русская провинции ордена. Российским правительством был опубликован указ, согласно к-рому после рассмотрения ведомостей о состоянии василианских мон-рей было отдано распоряжение закрыть как бесполезные для общества мон-ри, не занимавшиеся просвещением или социальной благотворительностью. Монахов из упраздненных обителей предписывалось разместить в оставшихся мон-рях В. Постриг новых монахов разрешался только после получения высочайшего позволения. Меры, направленные против В., были следствием их политической позиции, откровенно враждебной по отношению к России и РПЦ, к-рая в значительной степени определялась происхождением мн. В. из числа польск. или западнорус. знати. Часть членов ордена приняла участие в Польском восстании под рук. Т. Костюшко. Так, напр., бывш. протоархимандрит василианского ордена Порфирий Скарбек-Важинский (с 1790 епископ Холмский) возглавил повстанческий комитет в Холме и после поражения восстания был вынужден бежать в Австрийскую империю. Настоятель василианского мон-ря в Овруче Иосафат Охлоцкий за участие в восстании был приговорен к смертной казни, к-рая была заменена ссылкой в Сибирь.
В 1800 г. имп. Павел I на короткое время возвратил В. часть прежних прав и разрешил собрать капитул. Однако состоявшийся в 1802 г. Тороканский капитул носил столь ярко выраженный антироссийский характер, что правительство имп. Александра I приняло решение о его роспуске. Традиционно высокая степень влияния В. на внутреннюю жизнь униатской Церкви сохранилась и после вхождения западнорус. земель в состав Российской империи. Кроме того, В. покровительствовал кн. Адам Чарторыский, имевший в нач. XIX в. большое влияние на Александра I. Однако в 1-й трети XIX в. внутри униатства более явственно обозначается противостояние латинофильски настроенных монахов-В. и партии, лояльной к России и сочувствующей сближению с Православием, к-рую составляли преимущественно выходцы из числа белого духовенства, активную поддержку им оказывали митр. Ираклий Лисовский, митр. Григорий Коханович и архиеп. Полоцкий Иоанн Красовский.
В. проявили свою неприязнь к России и Православию во время Отечественной войны 1812 г. В занятой наполеоновскими войсками Вильне они создали т. н. Религиозный комитет, в к-рый вошли архимандрит виленского Троицкого мон-ря, литовский провинциал Каминский и его консульторы, а также архимандрит василианского мон-ря в Троках (Тракае) Ленартович. Целью деятельности комитета было устранение Кохановича и Красовского от управления униатской Церковью и возрождение влияния василианского ордена и лат. традиции. Отчасти российским В. удалось восстановить свои позиции с поставлением на митрополию Иосафата Булгака (1817-1838), к-рый был монахом ордена. Главный противник ордена, архиеп. Иоанн Красовский, был оклеветан В. и предан церковному суду, лишен кафедры и сана. При Иосафате Булгаке провинциал В. был введен в состав Греко-униатского департамента, а в 1819 г. и в состав Католической коллегии.
Со вступлением на престол имп. Николая I усилилось стремление российских властей упразднить унию и воссоединить греко-католиков с РПЦ. В 1827 г. правительство приняло ряд мер для ослабления василианского влияния в униатстве: было запрещено принимать римо-католиков в василианский орден, больше внимания надлежало уделять образованию и просвещению духовенства. В 1828 г. была образована Греко-католическая духовная коллегия, отдельная от Римско-католической и от нее независимая, вместо 4 униатских архиеп-ств были образованы 2 (Литовское и Белорусское), все василианские мон-ри подчинялись архиепископам, упразднялись капитул Русской провинции ордена и должность протоигумена (провинциала) В. в России. Подчинявшиеся в 1-й четв. XIX в. митрополиту мон-ри В. вновь переходили под управление епископов. Ряд мон-рей был закрыт.
Меры против ордена, принятые российским правительством, почти не затронули В., чьи мон-ри находились на территории Царства Польского, образованного по конституции Александра I (1815). Там была учреждена отдельная василианская провинция Рождества Пресв. Девы Марии, объединившая 5 мон-рей ордена в Варшаве, Холме, Люблине, Бельске и Замостье. Позднее на положение В. в Российской империи сильно повлияло Польское восстание 1830-1831 гг. В. поддержали мятеж, нек-рые из них принимали в нем участие, что явилось причиной репрессивных мер против ордена со стороны имп. Николая I. В списке лиц, привлеченных к ответственности за участие в восстании, значилось 76 представителей греко-католич. клира, большинство из них - В. Монахи Г. Дверницкий и А. Вигиневский сражались на стороне повстанцев. Иноки Почаевского мон-ря печатали в своей типографии листовки мятежного польск. ген. Ю. Дверницкого, помогали осуществлять связь между отрядами повстанцев и оказывали им иную помощь (впосл. 9 почаевских В. были арестованы). Поддержку участникам восстания оказал Овручский василианский мон-рь, монахи к-рого доставили мятежникам 6 артиллерийских орудий, приняли у тех присягу и освятили их знамя. Управлявший Овручским мон-рем каноник И. Сероцинский был сослан в Сибирь. В 1834 г. он попытался организовать мятеж среди ссыльных повстанцев в Омске, за что был приговорен к 7 тыс. ударам палками и умер при исполнении наказания. После восстания началось закрытие василианских мон-рей, одним из первых в 1831 г. был возвращен РПЦ Почаевский мон-рь. К 1839 г. василианский орден на территории России прекратил свое существование. Сохранилась только Холмская провинция ордена в пределах Царства Польского, отчасти потому, что Холмский греко-католич. еп. Филипп Шумборский в период восстания занимал нейтральную позицию. После Польского восстания 1863 г. и последовавшего в 1866 г. разрыва конкордата между Российской империей и Папским престолом последняя на территории Российской империи Холмская униатская епархия была упразднена (1875).
После разделов Польши значительная часть мон-рей василианского ордена, расположенных в униатских Львовском, Перемышльском и Холмском (частично) еп-ствах, оказалась на территории Австрийской империи Габсбургов. Эти мон-ри после разделения ордена в 1780 г. на 4 провинции составили Галицкую провинцию Св. Спасителя (36 мон-рей, 314 монахов). В 1781 г. австр. имп. Иосиф II, проводивший секуляризацию, закрыл значительную часть мон-рей, как римско-католич., так и униатских. Были упразднены все василианские мон-ри, не имевшие при себе школ или богаделен. К кон. XVIII в. здесь насчитывалось 26 муж. василианских мон-рей, в к-рых было 200 монахов, и 2 мон-ря василианок с 10 монахинями. Настоятели василианских мон-рей, избираемые монахами, должны были утверждаться епископами и австр. правительством. Иосиф II стремился ограничить влияние В. в греко-католич. Церкви. Униатские семинарии в Вене и Львове были выведены из-под контроля ордена. В. были лишены монополии на замещение епископских кафедр, назначение греко-католич. епископов из числа как монахов, так и белых священников проводилось императором.
В XIX в. орден В. находился в упадке, во 2-й пол. XIX в. его положение стало критическим. В Австрийской империи (с 1867 - Австро-Венгрия) количество василианских мон-рей сократилось до 14, монахов - до 75. Упадок ордена в значительной степени был обусловлен тем, что В. сохраняли стремление к латинизации униатства, тогда как значительная часть приходского духовенства и мирян Галиции выражала симпатии к Православию и России («москвофильское движение»). Униатский митр. Галицкий Иосиф Сембратович (1870-1882) по итогам проведенной в 1881 г. визитации василианских мон-рей Галиции отправил в Рим письмо, в к-ром сообщал о почти полном исчезновении монашества в униатской Церкви. В 1882 г. в Галиции оставалось 60 монахов-В.
Папа Лев XIII, стремившийся реформировать не только В., но униатство в целом, имея в виду прозелитические проекты в отношении правосл. Востока, в 1882 г. издал апостольское послание «Singulare praesidium», к-рым поручил иезуитам реформировать василианские мон-ри (эта реформа впосл. получила название «Добромильской», по василианскому мон-рю в Добромиле). Новые послушники-новиции василианского ордена должны проходить обучение только в Добромильском новициате, куда разрешалось принимать и римо-католиков, пожелавших перейти на вост. обряд и стать членами василианского ордена. Папским указом В. изымались из-под юрисдикции униатского митрополита и епископов и подчинялись папе Римскому. Реформа вызвала волну протестов среди униатского духовенства и самих В.: 6 мон-рей ордена отправили папе петицию с выражением протеста. К проблемам религ. порядка прибавлялось и традиц. для Галиции противостояние на национальной почве, поскольку реформу осуществляли иезуиты польск. происхождения, вызывавшие неприязнь у униатов-украинцев. В Галиции сложилась столь острая ситуация, что митр. Иосиф Сембратович в 1882 г. вынужден был отречься от кафедры и уйти на покой. В результате реформы (1882-1905) лат. влияние в ордене возросло, что проявилось в привнесении в практику ордена мн. новых лат. культов и праздников - Сердца Иисусова, Сердца Марии и пр. Помимо Добромильского были реформированы и др. василианские мон-ри Галиции: Лавровский (1884), Львовский (1886), Кристинопольский (1888), позднее обители в Жолкве, Дрогобыче и Бучаче. К 1901 г. число В. заметно увеличилось (67 иеромонахов, 70 монахов и 40 монахов, продолжающих свое обучение и подготовку к хиротонии в сан пресвитера). В. открыли типографию в Жолкве, стали издавать ежемесячный ж. «Мiсiонар» (тираж 50 тыс. экз.) и «Календар мiсiонара», публиковать книги и брошюры, пропагандировавшие униатство. В 1896 г. Папским престолом была утверждена новая конституция василианского ордена.
Несмотря на усиление позиций ордена, он так и не смог преодолеть настороженного к себе отношения со стороны белого духовенства и мирян униатской Церкви, к-рые продолжали (и не без оснований) видеть в В. проводников лат. влияния. Ставший в 1901 г. митрополитом греко-католич. Церкви Андрей Шептицкий, выходец из монахов-В., не стремился к восстановлению влияния ордена в униатстве, что было связано с подготовкой им реформы, направленной на очищение униатства от лат. влияния и придание греко-католич. Церкви Галиции ярко выраженного национального укр. характера, что не отвечало интересам В. Шептицкий пытался устранить монопольное положение В. в униатском монашестве в Галиции: в 1905 г. им основан первый греко-католич. мон-рь для монахов-студитов в Скнилове близ Львова. В 1913 г. он передал мон-рь в Уневе близ Львова приглашенным бельг. редемптористам, часть к-рых перешла на вост. обряд, создав греко-католич. ветвь ордена.
Общины василианок активно использовались Шептицким для расширения социально-благотворительной деятельности униатской Церкви. Для них в 1909 г. он составил и утвердил новый устав, получивший имя Иосифа Вельямина Рутского. Большинство укр. жен. гимназий, учительских семинарий, школ, сиротских приютов и интернатов Галиции в нач. ХХ в. находились под рук. василианок.
Проводимые Шептицким реформы во многом не удовлетворяли требований В., поэтому они перенесли свою деятельность в Европу и особенно в Америку. В 1889 г. они создали первую миссию в Сев. Америке, в 1902 г.- в Лат. Америке, направили миссионеров на Буковину, в Боснию и Болгарию. Появились новые мон-ри ордена в регионах наибольшего расселения западно-укр. эмигрантов, в США, Канаде, Аргентине и Бразилии.
В 1931 г. на генеральном капитуле В. орден был разделен на провинции. Тогда же приняли решение о переносе резиденции генерала ордена и его руководящих структур в Рим. В 1932 г. папа Пий XI утвердил новое офиц. наименование ордена - Василианский орден св. Иосафата, к-рое сохраняется до наст. времени. К 1939 г. в составе ордена было 3 провинции: Галицкая, Закарпатская и Американо-Канадская. В 40-х гг. к ним добавились еще 3: Чехословацкая, Венгерская и Румынская.
В 1939 г., после присоединения Галиции к Украинской ССР в составе Советского Союза, василианские мон-ри наряду со всеми др. униатскими обителями Зап. Украины были закрыты. С началом Великой Отечественной войны, после оккупации Галиции нем. войсками в июне-июле 1941 г., почти все мон-ри греко-католич. Церкви были вновь открыты. Как и значительная часть униатского духовенства, В. приветствовали вступление герм. армии в Зап. Украину и сотрудничали с оккупационными властями, что в послевоенные годы стало одной из причин репрессий против них со стороны советских властей. После Львовского Собора 1946 г. униатская Церковь на территории Галиции и Закарпатья, вошедших в состав СССР, прекратила свое существование. Большинство В. не признало решений Львовского Собора, однако в кон. 40-х гг. почти все василианские мон-ри вновь были закрыты советскими властями, нек-рые В. высланы в Сибирь, Казахстан и др. вост. районы СССР (по нек-рым данным, пострадало ок. 70 чел.), др. эмигрировали за рубеж. Последними среди василианских обителей Галиции были закрыты Гошевский мон-рь (1950) и жен. мон-рь в Суховоле (1952). В то же время были закрыты мон-ри В. в Чехословакии, Румынии и Венгрии. Однако орден сохранил свои руководящие структуры, находившиеся в Риме, неск. общин в Польше и Югославии и 31 мон-рь в странах Сев. и Лат. Америки. В Польше в послевоенные годы возникло неск. новых жен. василианских мон-рей, в частности, в Варшаве (1957). Незначительное число В. осталось на территории советской Украины, где в период гонений продолжали существовать нелегальные монашеские общины и приходы, окормляемые василианскими священниками. В. курировали вещание укр. редакции «Радио Ватикана» (с 1939), осуществлявшей пропаганду католицизма среди западноукр. населения.
Восстановление ордена началось на Зап. Украине после легализации Украинской греко-католической Церкви в 1989 г. Василианские мон-ри были воссозданы в Словакии, Румынии и Венгрии. В. было возвращено большинство принадлежавших им до второй мировой войны мон-рей - 17 обителей на территории Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей. Кроме того, В. были переданы и нек-рые бывш. римско-католич. мон-ри (напр., бернардинский во Львове). В кон. ХХ - нач. XXI в. были основаны неск. новых василианских мон-рей, миссий и т. н. резиденций, в т. ч. в Центр. и Вост. Украине (Киев, Днепропетровск, Днепродзержинск, Херсон, Донецкая и Харьковская области), где В. окормляют выходцев из Галиции, занимаются прозелитизмом среди местного населения. Они открыли во Львове изд-во «Мiсiонар» (зарегистрировано в 1994) с типографией в Жолкве, к-рое выпустило уже свыше 300 книг, возрождают преподавательскую деятельность - в Бучаче (Тернопольская обл.) открыли предсеминарию. Др. предсеминария существует в г. Прудентополис в Бразилии. В. осуществляют руководство Папской коллегией св. Иосафата в Риме и продолжают вести укр. программу на «Радио Ватикана». В Риме орден издает сб. «Записки чину свт. Василiя Великого». В. по-прежнему остаются проводниками лат. влияния в униатстве, в нек-рых мон-рях и окормляемых ими приходах на Зап. Украине отмечены случаи, когда в греко-католич. храмах совершались литургии в вечернее время (по образцу римско-католич. мессы), не устанавливались иконостасы, Евхаристия совершалась на белом вине и пр.
В наст. время в Канаде, США, Бразилии и Аргентине насчитывается 31 мон-рь василианского ордена и ок. 250 монахов. На Украине, в Словакии, Румынии и Венгрии действуют 30 мон-рей и 37 резиденций. В. вновь передан Свято-Троицкий мон-рь в Вильнюсе. На Украине орден объединяет 334 члена (из них 34 новиция, 27 кандидатов); В. окормляют 62 прихода с 250 приписными храмами, 9 миссий (на востоке Украины). В наст. время ордену принадлежит 93 мон-ря, в к-рых подвизается 681 монах (An. Pont. 2003. P. 1327). Количество жен. василианских мон-рей в мире достигло 80 с 694 монахинями (An. Pont. 2003. P. 1393).
(Ordo Basilianus Sanctissimi Salvatoris Melkitarum; B. S.) основан в 1684 г. митр. Тирским и Сидонским (Ливан) Евфимием Сайфи, в 1717 г. одобрен папой Римским Климентом XI. В 1934 г. рим. Конгрегация по делам восточных обрядов разработала монашескую конституцию для 3 василианских орденов мелькитского обряда (дополнена и окончательно утверждена в дек. 1955). Обители ордена находятся в Ливане, Палестине, Египте и Сирии. Главная резиденция ордена - в Сайде (Ливан). В наст. время ордену принадлежит 17 мон-рей со 118 монахами (из них 94 священники) (An. Pont. 2003. P. 1327).
(шувайритов) (Ordo Basilianus Sancti Johannis Baptistae Melkitarum (Soaritarum); B. C.) основан в 1697 г. 2 алеппскими монахами Герасимом и Сулайманом, прошедшими выучку у иезуитов из Триполи и удалившимися со сторонниками унии с Римом из правосл. муж. мон-ря Баламанд (Ливан). Первым мон-рем ордена стал мон-рь св. Иоанна Крестителя в пос. Эш-Шувайр (до наст. времени - главная резиденция ордена). К 3 традиц. монашеским обетам (бедность, целомудрие и послушание) был добавлен обет смирения. Папа Римский Бенедикт XIV в 1757 г. утвердил орден. В 1934 г. члены ордена приняли новую конституцию, подготовленную рим. Когрегацией по делам вост. обрядов. В наст. время в ордене 61 человек, подвизающийся в 6 мон-рях (An. Pont. 2003. P. 1327-1328). Жен. мон-ри ордена появились с 1732 г. В наст. время конгрегация василианок-шувайриток насчитывает 146 монахинь, к-рым принадлежит 25 обителей (An. Pont. 2003. P. 1393).
(Халеба) (Ordo Basilianus Aleppensis Melkitarum; B. A.) отделился в 1829 г. от василианского ордена шувайритов. Утвержден в 1832 г. папой Римским Григорием XVI. Деятельность ордена проходит в основном за пределами Ливана (в Египте и Судане). Ордену принадлежат 2 мон-ря с 20 монахами, из к-рых 9 священники (An. Pont. 2003. P. 1328). Жен. мон-ри ордена появились в 1830 г., в наст. время их 11, где подвизаются 24 монахини (An. Pont. 2003. P. 1393).